Культура поведения: правила этикета и нравственное воспитание. Доклад на тему “культура поведения в обществе”

Культура поведения: правила этикета и нравственное воспитание. Доклад на тему “культура поведения в обществе”

Блог группы №3 ” ФАНТАЗЕРЫ”

Страницы

вторник, 2 февраля 2016 г.

Правила этикета .Азбука общения.

Тема недели: Правила этикета .Азбука общения.

01.02-05.02

Первые шаги в мир хороших манер

Многие люди считают, что совсем не обязательно разбираться в различных тонкостях застольного этикета и соблюдать все правила поведения за столом в повседневной жизни. А ведь эти правила – не просто традиция, они имеют этический смысл, поскольку основываются на уважении к сидящим рядом людям, а также к тем, кто приготовил пищу. Приучите ребёнка к мысли о том, что это своеобразный ритуал, при проведении которого надо демонстрировать свою воспитанность и хорошие манеры.

Мама заходит в комнату ребёнка и видит знакомую картину: игрушки разбросаны по всей комнате, на столе рассыпаны карандаши, фломастеры, тут же детали конструктора и наполовину собранный робот, в углу валяется книжка, на кровати- неубранная одежда. Наверное, родителям знакома такая ситуация…
Многие считают, что пока ребёнок маленький, это нормально, станет постарше – начнёт сам за собой убирать, станет более аккуратным и организованным. Обязательно станет! Только станет он таким, если родители постараются с раннего возраста приучить его держать свои вещи в порядке, бережно относиться к игрушкам.
Ребёнок должен знать, что у каждого предмета есть свой “домик”; у игрушек – коробка, у книжек – полочка, у карандашей и альбомов – ящик стола. И раскладывать вещи по местам должна не мама, а сам малыш.

В повседневной жизни слова вежливости мы произносим автоматически, и часто не задумываемся, что именно они обозначают. Например, здороваясь, мы желаем человеку здоровья. Эти благие пожелания стали формальностью, для кого-то дежурные улыбки и любезности даже являются составной частью профессии. И детей мы учим хорошим манерам так же поверхностно, как пользуемся ими сами. Поэтому при воспитании культуры общения важно показывать своему ребёнку личный пример. Ребёнок должен почувствовать, что вы не только на словах выполняете правила этикета, но и в повседневной жизни следует им. И это окажет на него больше влияния, чем ваши ежедневные напоминания, не подкреплённые действиями.
Воспитанный ребёнок, общаясь со взрослыми, с другими детьми, относится ко всем с уважением, доброжелательно. Он знает, как правильно обращаться к тому или иному человеку, не говорит грубостей и использует в своей речи вежливые слова. Культура общения включает и воздержание от неуместных в данной обстановке действий, слов.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Чтобы сформировать у ребёнка культуру речи, родители должны научить своего малыша:
– чётко и ясно произносить слова;
– правильно и понятно для окружающих излагать мысли;
– вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;
– не перебивать говорящих;
-внимательно выслушивать указания старших;
– говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;
– не засорять речь словами паразитами;
– спокойно и скромно держать себя во время разговора.
Если ребёнок научится всему тому, вам никогда не придётся краснеть за него.

Родителям всегда надо помнить том, что ребёнок, постепенно взрослея, запоминает, как ведут себя люди, которые находятся вокруг него. Он учится быть похожим на них. А это значит, что если в семье вошло в привычку обманывать, унижать друг друга, хвастаться, завидовать, то и растущий маленький человечек не представляет себе никаких других правил общения.
Объясните своему малышу, что скромность – это важная черта личности, показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям, требовательность к самому себе. Никогда не стоит хвастаться тем, чего ты на самом деле не умеешь, не знаешь. Не стоит вам самим восхвалять своего малыша. Вы можете добиться того, что ребёнок станет не управляемым, будет считать себя лучше других.

Очень важно подготовить и научить ребёнка правильно себя вести в общественных местах, не забывая, конечно, и о поведении дома. Ведь именно из дома и выносит малыш первые представления о том, как поступать в той или иной ситуации. И если мама с папой учат его правилам поведения, а дома совсем о них забывают, то и ребёнок не станет их придерживаться.

Очень важно познакомить ребёнка правилам поведения в общественных местах.
1.Не доставлять неудобств и неприятностей окружающим тем, что:
-не задевать окружающих при ходьбе;
– нести вещи так, чтобы не мешать шагающим навстречу;
– протискиваться сквозь толпу шагающих.

2.Спускаясь по лестнице, мужчина всегда должен идти впереди. Вверх по лестнице первой идёт женщина, слегка позади мужчина. Когда на лестнице встречаются мужчина и женщина, то женщина не обязана отходить от перил.

3. Расскажите ребёнку о правилах поведения в театре :
-во время спектакля не принято разговаривать, задевать ногами впереди стоящее кресло; шелестеть фантиками.

4.Чтобы ребёнок усвоил правила этикета, старайтесь ненавязчиво учить его этому. Иногда бывает, что ребёнок превосходно разбирается, как вести себя в гостях, а случится какой-то казус – и он теряется, начинает хныкать, переживать. Вот и праздник испорчен не только для него, но и для родителей и гостей.

Читать еще:  Дождевые черви разведение в домашних условиях. Выращивание червей как бизнес: актуальность деятельности

5.Старайтесь дома проиграть ситуацию с упавшей вилкой или ложкой. Можно отрепетировать усаживание гостей и какие-либо другие моменты. Это поможет ребёнку не растеряться в сложной ситуации. Только помните, что такое обучение правилам этикета, лучше построить в форме игры. В противном случае малыш даже не станет к вам прислушиваться, потому что это для него будет неинтересно.

Хочется пожелать вам достичь взаимопонимания со своим ребенком. Будьте терпеливы, у вас обязательно всё получится!

Доклад на тему “Культура поведения в обществе”

Автор материала: Хасаншина Халима Абдулловна

Содержимое документа:

Поведение – это специфическое проявление сугубо человеческой деятельности. «При таком подходе к человеческой деятельности, когда принимаются во внимание преимущественно аксиологические (ценностные) характеристики действия и их результатов, принято употреблять термин и понятие поведение, точнее, человеческое поведение».

Отличительной особенностью человеческого поведения является наличие в нем двух сторон или частей: субъективной и объективной, внутренней и внешней. Внутренняя сторона поведения – это его мотивационная часть, то есть идеалы, цели, установки, намерения, ориентиры, предшествующие действию, а внешняя – непосредственно воспринимаемые окружающими сами действия и их результаты.

В силу своей «нематериальности» внутренние механизмы человеческой деятельности скрыты от внешнего восприятия и мало доступны знанию окружающих. Только реализованные в поведении и его результатах, они дают основание для целостного восприятия человека. О помыслах и намерениях людей мы судим по их действиям, а в целом линия служит основанием и для оценки их социальных качеств, для определения характеров и добродетелей. Еще Гегель заметил: «Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».

Оценка личности на основании ее деятельности и поведения не исключает того факта, что бездеятельность – тоже своеобразная форма поведения, а речь человека хотя и может подчас служить сокрытию истинных его мыслей и чувств, но все же остается способом самовыражения и самопроявления людей. По тому, как и что, говорит человек о себе и других людях, часто можно судить о самом говорящем.

В силу того, что поведение человека становится объектом наблюдения и оценки, его можно квалифицировать как хорошее или дурное, эгоистическое или альтруистическое, индивидуальное или коллективистское, справедливое или непосредственное, честное или бесчестное, красивое или некрасивое. Подобно тому, как о нравственном или безнравственном поведении можно говорить, «когда последнее рассматривается под углом зрения моральной ценности его субъективных побуждений и общественно значимых последствий», о культуре поведения можно говорить, когда мотивы и результаты поведения рассматриваются под углом зрения культурных ценностей.

Чтобы определить понятие культуры поведения, остановимся коротко на понимании культуры вообще. Из всего многообразия определений наиболее распространенным оказывается определение культуры как показатели качественного развития человечества; качества, присущего общественным явлениям и, прежде всего самому человеку – субъекту исторического процесса. «Соотношение между обществом и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его качества». «Специфика культуры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько последняя (в любой сфере) выступает реализаций сущностных сил, творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам».

В культурологии культура рассматривается как показатель уровня развития общества и самого человека. Так, М.С. Каган в книге «Человеческая деятельность» пишет: «Культура выражает меру власти человека над природой – и над внешней природой, и над его собственной, физической и психической. Культура общества – есть показатель уровня его развития, степени его отдаления от исходного первобытного природно-животного состояния. Точно так же культура отдельного человека определяется богатством приобретенных им социально-человеческих качеств (знаний, умений, идеалов и т.д.), поднимающих данную личность над полученными ею генетипическими природными данными». Другой исследователь культуры, Э.С, Маркаряп, определяет ее как «внебиологически выработанный, особый, лишь человеку присущий способ деятельности и соответствующим образом объективированный результат этой деятельности». Той же точки зрения придерживается В.М. Межуев: «Культура… – пишет он, – охватывают всю совокупность общественных связей и отношений между людьми как субъектами деятельности. Будучи всегда синонимом человеческого развития, культура совпадает тем самым с общественным развитием, с развитием человека как общественного существа. В таком понимании культура оказывается выражением подлинного единства «человеческого» и «общественного», процессом становления «человеческой сущности» общества и «общественной сущности» человека».

Проявлением общей культуры человека в его действиях, отношениях, поступках, затрагивающих интересы других людей и выражающих степень его уважения к их человеческому достоинству, является культура поведения. Поведение, писал Гёте, это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. Подлинная культура поведения в широком понимании базируется на научном мировоззрении, знаниях об окружающем мире, обществе и человеке, на нравственной и эстетической культуре, включает культуру чувств, речи и внешнего вида людей.

Анализ культуры поведения мы хотели бы начать с профессиональной деятельности людей и их общения в этой сфере.

Культура личности, разумеется, не сводится к профессиональной культуре, это явление комплексного порядка и охватывает все аспекты гармонического и всестороннего развития личности. Гармоническое развитие личности призвано преодолевать однобокость узкой специализации. Но нельзя также говорить о культуре человека и гармоничности его развития, если он не владеет ни одной специальностью и не имеет конкретной сферы приложения своих сил и способностей, не обладает конкретными профессиональными знаниями и навыками. Работа в той области деятельности, которая стала для человека основной, во многом оказывает определяющие влияние на качества человека, круг его интересов и круг его общения.

Читать еще:  «Музыкотерапия как метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников". Музыкотерапия - лечение музыкой

По свидетельству социологов, психологов и педагогов известно, что отсчет по шкале добродетелей в оценке той или иной личности люди обычно начинают с ее квалификации, деловой грамотности, профессиональной культуры. Об этом же пишет выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, имея в виду оценки юношеского коллектива: «То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе, – во что увлекает ребят в наибольшей степени.

Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, они все на вашей стороне, и они не выдадут. Все равно, в чем проявляются эти ваши способности, все равно, кто вы такой: столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист.

И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что в своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком или «пшиком», – никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего».

М.И. Калинин писал: «Оплодотворяющим фактором всякой положительной работы является культурность. Чем сложнее, квалифицированнее работа, тем большая требуется культурность. Культура нам нужна как воздух, во всем ее широком диапазоне, то есть от элементарной, необходимой буквально каждому человеку, до так называемой большой культуры…

Чтобы двигаться вперед, нужна культура… Помимо всего культурность – это чистоплотность на производстве и в быту.

Профессиональная культура человека наряду со специализацией предполагает также общее культурное развитие, базирующееся на принципах нравственности. Настоящий, культурный профессионализм неотделим от дисциплинированности, ответственности, обязательности, уважительного отношения к людям, частного и добросовестного выполнения своих обязанностей и многих других характеристик человека, которые принято называть моральными качествами. Но эти же качества одновременно являются неотъемлемыми признаками профессиональной культуры. Ведь если человек за пределами свой предметной деятельности не видит того, кому она адресована, за цифрами, планами, отчетами, чертежами, таблицами и моделями не видит человека, он, в широком смысле слова, плохой профессионал. Брак, допускаемый строителями, транспортниками, рабочими легкой индустрии, не говоря уже о деятельности работников сферы обслуживания, просвещения, медицины, есть брак и профессиональный, и нравственный брак одновременно. «Предмет, как бытие для человека, как предметное бытие человека есть в то же время наличное бытие человека для другого человека, его человеческое отношение к другому человеку, общественное отношение человека к человеку». Любая, плохо сделанная вещь несет в себе в материализованном виде безответственное, неуважительное отношение к людям, которым предстоит ею пользоваться.

Вежливость, такт, выдержка и внимательность составляют часть профессиональной культуры представителей тех профессий, которые имеют непосредственный выход на человека и связаны с лечением, обучением, воспитанием, обслуживанием людей. Особенно важны высокие нравственные качества и поведенческая культура для работников юридической сферы. Профессиональные кодексы этих специальностей наряду с сугубо профессиональными требованиями включают в себя нравственные нормы, а также элементарные нормы вежливости.

Профессиональная культура – часть общей культуры человека, но одновременно форма и способ ее проявления. О профессиональной культуре человека судят по стилю, форме и результатам его деятельности, то есть в конечном итоге – по его профессиональному поведению.

Профессиональная деятельность не исчерпывается предметно-функциональным содержанием, одновременно она есть общение людей в сфере труда и производства. Это общение регулируется различными нормативными кодексами, необходимо включает в себя моральное регулирование и регулирование с помощью универсальных норм вежливости.

Человеческое общение – это обмен мыслями, чувствами, эмоциями и переживаниями в процессе совместной деятельности людей, это также обмен поступками действиями, поведениям. Общение – это отношение. Оно может быть как непосредственным, так и опосредованным, осуществляется не только в непосредственных контактах людей, но и через переписку, с помощью телефона и других средств коммуникации. «Общение, в каких бы формах оно ни выступало, всегда существует как упорядоченная коммуникативная связь. Упорядоченность достигается с помощью правил и норм, регулирующих характер общения в зависимости от его целей и средств. Общение, например, руководителей и подчиненных, продавцов и покупателей, индивидуальной и массовая коммуникация (митинг, собрание), официальное и неофициальное общение, открытое общение и общение в тайных организациях, процессуальное общение (судебное производство), торжественные акты и т.д. различаются не только по содержанию, но и по форме, стилю, символике, предусматриваемым соответствующими нормами. В сферах утилитарного общения удельный вес нормативности более высок, чем в личностном общении, хотя и здесь он не свободен от определенной регламентации. Вступая в личностные отношения, индивиды вынуждены считаться с принятыми в той или иной среде условностями, правилами этикета, обычаями и традициями.

Читать еще:  Спрашивать батюшка перед крещением. Как проходит собеседование перед Таинством Крещения: что нужно знать

Необходимость нормативного регулирования общения продиктована потребностью обеспечения целостности общества как системы, устойчивости взаимосвязанных видов социальной деятельности. Нормативность, с одной стороны, накладывает определенные ограничения на общение, с другой – программирует своеобразный тип и форму взаимоотношений вступающих во вза.

Светский этикет

Светский этикет — это общепризнанные правила поведения людей в обществе. Он включает правила поведения на работе и дома, за столом и на улице. Люди, которые их применяют в жизни, всегда вежливы и внимательны к окружающим.

Многие забыли, что нужно уступать место женщине, не должно быть случаев, когда женщина сама приносит себе стул, а мужчина остается сидеть. Для воспитанного человека эти вещи недопустимы.

Существует особая культура поведения в обществе, и, к сожалению, она совершенно не освоена многими нашими соотечественниками. Отсутствие навыков светского этикета — одно из проявлений бескультурья. Нередко приходится очень много внимания уделять манере и умению сидеть за столом. Зачастую грубо нарушается ритуал знакомства. Например, если знакомят двух людей, говорят: «Познакомьтесь», причем женщина называет свою фамилию, а мужчина произносит что-то невнятное и протягивает руку.

У нас много говорят, громко смеются, жестикулируют, т.е. делают все то, что заставляет обратить на них внимание. А человек хорошего тона ведет себя так, чтобы быть незаметным, он не старается выделиться и тем самым обращает на себя внимание.

  • • Правила знакомства и представления
  • – Здороваясь, непременно привставайте.
  • – Знакомясь и здороваясь, женщина первая подает руку.
  • – Если вы знакомите кого-нибудь, то нужно сначала назвать фамилию младшего, а если хотите подчеркнуть уважение к человеку, то назовите его фамилию, имя и отчество.
  • – Двигаясь, вставая, делайте как можно меньше лишних движений. Постарайтесь, чтобы ваши движения были легкими.

Здороваясь с дамой, мужчина должен поднять шляпу, можно поцеловать ей руку, даже если она в перчатке. Если отношения более близкие, он отодвигает край перчатки и целует руку. Девушкам рук не целуют, при первом знакомстве с дамой — тоже.

Женщине следует подавать руку в самый последний момент, а не идти с протянутой рукой. Рукопожатие должно быть в меру долгим. Целуя руку дамы, следует не поднимать ее слишком высоко, а немного наклониться.

  • – Входя в дом, где уже есть гости, сначала подойдите к хозяину с хозяйкой, прощаясь — тоже.
  • • Поведение дома, на улице и в гостиной
  • – Заботьтесь об опрятности своего туалета.
  • – Занимайтесь своим туалетом дома, никогда не делайте этого на улице или в общественных местах.
  • – Никогда не выходите на улицу в нечищеных ботинках.
  • – Халат и домашние туфли носите только дома.
  • – Ходите прямо, с достоинством.

Не кладите руки в карманы.

Не свистите на улице и в общественных местах.

Не смейтесь громко.

Не жестикулируйте слишком сильно.

Не входите без стука в чужую комнату, кабинет офиса. Не входите в комнату с сигаретой.

Не старайтесь пожать руки всем присутствующим, достаточно пожать руку хозяевам, а остальным поклонитесь.

  • – Не предлагайте руки старшим по возрасту и женщинам — инициатива принадлежит им.
  • – Не торопитесь сесть, ждите, когда вас пригласят это сделать.
  • – Не забывайте встать, когда в комнату входит дама.
  • – Мужчина независимо от его ранга всегда представляется даме, а младшие — старшим по возрасту.

Никогда не просите дважды.

Разговаривая, не касайтесь руки или плеча малознакомого собеседника, чтобы привлечь этим его внимание. Нормальное расстояние между беседующими — 50 см.

  • – Не отказывайтесь, когда вас просят что-либо спеть или сыграть, если можете это сделать.
  • – Не разговаривайте через другого человека (гостя, коллег).
  • – Не шепчитесь в комнате с одним из присутствующих.
  • – Не говорите о своих болезнях, здоровье и старости.
  • – Не распространяйтесь о красоте своей жены. Помните, что умный хвалит свою мать, а глупый — жену.
  • – Не говорите о людях, не известных собеседнику.
  • – Не прерывайте разговор другого.

Не забывайте пропустить даму вперед себя.

Не смотрите на часы, находясь в гостях.

• Практическое задание «Этикет»

Руководитель организации поручил вам подготовить прием по случаю 5-летия со дня ее основания, на который он хотел бы пригласить учредителей с женами, представителей администрации, прессу, деятелей культуры, известных предпринимателей и свою «команду» руководителей с женами. Он попросил подготовить программу презентации, форму приема, рассадку за столом, культурную программу.

Постарайтесь подготовить решение следующих вопросов:

  • 1) приглашение на прием;
  • 2) выбор вида приема;
  • 3) подготовка приема;
  • 4) программа презентации;
  • 5) культурная программа;
  • 6) меню банкета, включая напитки;
  • 7) рекомендации по одежде участникам приема;
  • 8) инструкции персоналу (официантам, сотрудникам) по поведению за столом;
  • 9) смета расходов;
  • 10) рассадка за столом;
  • 11) проведение приема;
  • 12) завершение приема и уход гостей.
  • • Задание следует выполнить на компьютере на листах форматом А4 общим объемом 4 стр. Задание входит в курсовую работу.

Источники:

http://ela66.blogspot.com/2016/02/blog-post.html?m=1
http://vseuroki.pro/doc/doklad-na-temu-kultura-povedeniya-v-obshchestve.html
http://studref.com/359503/menedzhment/svetskiy_etiket

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии