1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Культура (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, — презентация

Содержание

Культура (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемСергей Колчанов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Культура (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности,» — Транскрипт:

1 Культура (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

2 Базисные единицы культурной статики называют элементами или чертами культуры. Черты культуры Универсальные Общие (региональные) Специфические

3 Формы К. Формы культуры Элитарная (литература, искусство, музыка) Народная (мифы, легенды, сказки, песни, танцы) Массовая (СМИ: радио, печать, ТВ, магнитофоны)

4 Два вида элементов культуры: 1. Материальные – это физические объекты, созданные руками человека. Их называют артефактами (паровая машина, книга, храм, жилой дом). Артефакты имеют определенное символическое значение, выполняют предусмотренную функцию и представляют ценность для группы или общества. 2. Нематериальные (духовные) элементы культуры – это правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.

5 Правила – элементы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями К. Социокультурные нормы – стандарты поведения. Признак социальной нормы — ее императивность (повелительность). Норма является императивным выражением ценности, определенной системой правил, которые направлены на ее воспроизводство. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Позитивные санкции (денежное вознаграждение, наделение властью, престижем). Негативные санкции (штраф, выговор). Санкции обретают законность на основе норм.

6 Привычки – установившиеся стереотипы поведения в определенных ситуациях. Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружения. Привычки приобретаются стихийно, манеры – воспитываются.

7 Агенты культуры: большие социальные группы, малые социальные группы, индивиды. Институты культуры — организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям (школы и вузы, академии наук, министерства культуры и образования, лицеи, галереи, библиотеки, театры, учебно- воспитательные комплексы, стадионы).

8 Основные функции культуры: 1. Защитная функция — при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств человек сильно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе природы. 2. Креативная функция- преобразование и освоение мира.

9 Основные функции культуры: 3. Коммуникативная функция — передача информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение групп людей, народов, использование технических средств связи. 4. Сигнификативная — функция определения значений и ценностей. Любое естественное явление, вовлеченное в культурный оборот, получает свое наименование.

10 Основные функции культуры: 5. Нормативная функция – отвечает за создание норм, стандартов, правил поведения людей. 6. Релаксационная функция Релаксация — искусство физического и психического расслабления, разрядки. Стилизованные формы снятия напряжения увеселения, праздники, ритуалы.

Что такое культура — понятие культуры, виды

Что такое культура: определение, значение

У слова «культура» множество значений. В обыденной речи мы можем этого не замечать, но это действительно так. Мы говорим хулиганам на улице «не надо ругаться, соблюдайте культуру речи», просим ребенка «не кричи, это некультурно!», ходим на концерт в Дом культуры и покупаем в магазине садоводства семена плодово-ягодных культур.

В разных словарях встречается более 15-и определений слова «культура».

Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека. Социологический словарь Культура — (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах… Словарь по культурологии культура — культура I ж.

Читать еще:  Смотреть что такое "Сказ" в других словарях. Что такое сказ в фольклоре и художественной литературе

Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. || Совокупность таких достижений в определённую эпоху, у определённого народа. Толковый словарь Ефремовой

Культура — (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большая советская энциклопедия

Культура — 1. совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Большой бухгалтерский словарь

культура — КУЛЬТУРА -ы; ж. [лат. cultura] 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная к. Духовная к. Достижения культуры. История культуры. К. античного мира. К. Древней Руси. Средневековая к. Толковый словарь Кузнецова

культура — Культуры, ж. [латин. cultura] (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Большой словарь иностранных слов

КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общенияНовейший философский словарь

КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людейБольшой энциклопедический словарь

культура — КУЛЬТ’УРА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Толковый словарь Ушакова

культура — КУЛЬТУРА ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; || образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника. Толковый словарь Даля

КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)… Новая философская энциклопедия культура — -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура. Малый академический словарь

К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Этнографический словарь

КУЛЬТУРА — (англ. culture) — ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др. Большой психологический словарь

Виды культуры

Обратимся к самым распространенным видам культуры:

Артефакты (материальные произведения)

Культура, как ряд жизненных ценностей, выражается в соблюдении общепризнанных норм поведения. Это как раз тот случай, когда мы объясняем ребенку, что в театре некультурно бегать и кричать. Но речь идет не только о правилах приличия, а обо всех моральных ценностях общества. Так, мы спасаем недоношенных детей, определяя жизнь как высшую ценность, жертвуем деньги на благотворительность, считаем недопустимым воровать и применять к людям физическое, моральное насилие. От отношения к слабым — детям, пожилым людям, людям с особенностями развития, зависит культура всего общества. Как известно, общественные строи, где к людям применялись иные правила (напр. Спарта) не существовали долго.

Культура, как нормы поведения укладывается в правила, которые приняты в том или ином обществе или учреждении. Они могут изменяться со временем, становиться более демократичными или наоборот консервативными. Нормы поведения складываются исторически и, как правило, универсальны, при этом в каждой стране, у каждого народа есть свои особенности, которые стоит учитывать, если вы отправляетесь в путешествие.

Артефакты — это материальные произведения, осязаемое выражение культуры общества.

Основные признаки

Культуролог Софья Гердер выделила основные признаки культуры:

  • культуру можно выявить и описать через ценности, нормы, стереотипы;
  • культура проявляется и отражается в поведении людей, в искусстве, законах, поэзии, религии, праздниках, идеалах и во многом другом;
  • культура всегда исторически обусловлена, но она может меняться на протяжении времени, как меняются представления о мире, о человеке, об обществе;
  • культура объединяет людей в единое целое, помогает людям понимать друг друга, видеть самое ценное и благородное в человеке;
  • культура может пониматься как система кодов (символы культуры, искусство, язык), с помощью которых люди хранят память о себе и взаимодействуют;
  • культура характерна только для человека, потому что она наследуется негенетически, с помощью обучения и воспитания;
  • культуру изучить в рамках одной науки невозможно, ее познают филологи, культурологи, политологи, философы, историки, искусствоведы и многие другие ученые;
  • культуру измерить вряд ли возможно, потому что в каждой культуре свои «мерила», критерии оценки правильности поведения людей или духовных идеалов;
  • культура воплощает свое богатство в творчестве и творческом преображении реальности;
  • культура сложно уловима, но проявляется достаточно ярко на фоне других культур;
  • культура находятся всюду, она внутри каждого, в его поведении и в ценностях;
  • культура – феномен социальный, коллективный, хотя отдельный человек является носителем той или иной культуры;
  • культура обладает границами, но нередко они размыты и не всегда можно отделить одну культуру от другой.
Читать еще:  Почувствовали ли вы отношение писательницы к своему герою? Каково оно? Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы.

Читайте также

Церковь и культура. Видео

ГЛОССАРИЙ. КУЛЬТУРА(от лат. cultura — возде­лывание, воспитание, образование, раз­витие, почитание) — англ

КУЛЬТУРА(от лат. cultura — возде­лывание, воспитание, образование, раз­витие, почитание) — англ. culture; нем.Kultur; фр. culture; чешек,kultura. 1. Совокупность материальных и ду­ховных ценностей, выражающая оп­ределенный уровень истор. развития данного общества и человека. 2. Сфе­ра духовной жизнедеятельности об­щества, включающая систему обра­зования, воспитания, духовного твор­чества. 3. Уровень овладения той или иной областью знаний или деятель­ности. 4. Формы соц. поведения чело­века, обусловленные уровнем его вос­питания и образования.

КУЛЬТУРА АДАПТИВНАЯангл.culture, adaptive; нем.Kultur, adaptive; фр. culture adaptive; чешек,kultura adaptivni. 1. Совокупность элементов культуры.,способствующих приспособлению общества к природной среде (хозяй ственные методы и навыки, техн. зна­ния, нормы, регулирующие экон. от­ношения и т. д.). 2. Нормы ценности, образцы соц. ролей, обеспечивающие приспособление духовной К. к мате­риальной, регулирующие экон., про­фессиональную деятельность и т. д.

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ— англ. culture, spiritual; нем.Kultur, geistige; фр. culture spirituelle; чешек,kultura duchovni.

Совокупность результатов деятель­ности, связанной со сверхсознанием и духовностью; К. д. включает науку, философию, мораль, искусство, рели­гию, политику, право.

КУЛЬТУРА ЗАКРЫТАЯангл.cul­ture, closed; нем.Kultur, geschlossene; фр. culture fermee; чешек,kultura skrytd. Культура, ограничивающая проник­новение ценностей других культур, стремящаяся удовлетворить матери­альные и духовные потребности сво­их представителей исключительно за счет внутренних ресурсов.

КУЛЬТУРА ИДЕАЛИСТИЧЕС­КАЯангл.culture, idealist; нем.Kultur, idealistische; фр. culture idealiste; чешек,kultura idealistickd. По П. Сорокину — тип культуры, характеризующийся синтезом идеа-ционных и чувственных ценностей при доминирующей роли первых.

КУЛЬТУРА ИДЕАЦИОННАЯ— англ. culture, ideation; нем.Kultur, ido-variative; фр. culture ideationnelle; чешек,kultura ideacni. По П. Сорокину — тип культуры, где преобладают нематериальные, трансцендентальные, сверхъестест­венные ценности.

КУЛЬТУРА ИМПЛИЦИТНАЯ — англ.culture, implicit; нем.Kultur, implizite; фр. culture implicite; чешек.kultura implicitni.

Элементы культуры, само собой ра­зумеющиеся, но не осознаваемые чле­нами общности, трудно доступные непосредственному наблюдению и вербальному выражению; К. и. объ­ясняется на основе углубленного ана­лиза и интерпретации данных.

КУЛЬТУРА МАССОВАЯангл.cul­ture, mass; нем.Massenkultur; фр. cul­ture de masse; чешек,kultura masovd. 1. Вид культуры современного инду­стриального общества, характеризующийся производством культ, ценнос­тей, рассчитанных на массовое по­требление и распространяемых сред­ствами массовой информации (комму­никации). 2. Вид культуры, характе­ризующийся ориентацией на усред­ненный массовый вкус, стандартиза­цией формы, содержания, расчетом на коммерческий успех.

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ—англ. culture, material; нем. Kultur, та-terielle; фр. culture materielle; чешек. kultura materidlni.

Совокупность овеществленных резуль­татов человеческой деятельности, включающая как физические объек­ты, созданные человеком, так и при­родные объекты, используемые им.

КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯангл.culture, elitarian; нем. Kultur, elitare; фр. culture d’ilite; чешек, kultura elitdrnl. Вид культуры, характеризующийся производством культ, ценностей, об­разцов, к-рые в силу своей исключи­тельности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, элите.

КУЛЬТУРНАЯ АККУМУЛЯЦИЯ— англ. cultural accumulation; нем. Kul­turakkumulation; фр. accumulation culturelle; чешек, kulturni akumulace. Прибавление новых элементов к су­ществующей культуре. Процесс обо­гащения существующей культуры новыми элементами: возникновение новых образцов, дифференциация, интеграция старых и заимствование из других культур. См. АККУЛЬТУ­РАЦИЯ, ДИФФУЗИЯ.

КУЛЬТУРНАЯ ИНЕРЦИЯ — англ.cultural inertia; нем. Kulturelle Behar-rung; фр. inertie culturelle; чешек. kulturni inercie.

Тенденция нек-рых элементов куль­туры сопротивляться изменениям, к к-рым они не могут адаптироваться, и сохраняться, несмотря на утрату значимых соц. функций.

КУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕНЕНИЕангл.cultural change; нем.Kulturwan-del; фр. changement culturel; чешек. kulturni zmena.

Изменение любого аспекта культуры посредством модификации культ, черт или их комплексов. К. и. может быть результатом как самостоятельного развития данной культуры, приспо­собления ее к природной среде, так и результатом контакта с другими культурами.

КУЛЬТУРНОЕ ПОЛЕангл.cul­tural area; нем. Kulturgebiet; фр. champ culturel; чешек, kulturni pole. Территориально-экон. ареал, вклю­чающий всю совокупность характер­ных для данной среды культ, моделей.

КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТангл.cultural landscape; нем. Kultur-landschaft; фр. paysage culturel; чешек. kulturni krajina.

Природный ландшафт, преобразован­ный людьми в процессе их трудовой деятельности.

КУЛЬТУРНЫЙ ОБЪЕКТ — англ.cultural object; нем. Kulturobjekt; фр. objet culturel; чешек, kulturni objekt. 1. Материальный объект культуры, (артефакт, материальная черта куль­туры). 2. В теории соц. дейст­вия — любой элемент культуры (ма­териальный объект, обычай, ценность, идея и т. д.), рассматриваемый индиви­дом в качестве внешнего по отношению к нему в той или иной соц. ситуации.

Читать еще:  Cочинение «Жюльен Сорель - характеристика литературного героя. Образ Жюльена Сореля (подробная характеристика героя романа "Красное и черное")

КУЛЬТУРНЫЙ ШОКангл.cul­tural shock; нем.Kulturschock; фр. choc culturel. Потрясение, испытываемое предста­вителями определенной культуры при соприкосновении с другой культурой.

УНИВЕРСАЛИИангл.universals; нем.Universalien; фр. universaux; чешек,univerzdlia. Общие понятия.

УНИВЕРСАЛИИ ЭВОЛЮЦИОН­НЫЕангл.universals, evolutionary; нем.Universalien, evolutiondre; фр. universaux evolutives; чешек,univerz­dlia evolucni. По Т. Парсонсу — десять свойств или процессов, последовательно воз­никающих в ходе развития и услож­нения любых соц. систем независимо от их культ, специфики и разнообра­зия внешних условий: 1) система ком­муникации; 2) система родства; 3) фор­ма религии; 4) технология; 5) соц. ста­тистика; 6) культ, легитимация стра­тификационной общности; 7) бюро­кратия; 8) деньги и рыночный ком­плекс; 9) система норм; 10) система демократических объединений.

АККУЛЬТУРАЦИЯ(от лат. ad — око­ло, при и culturaобразование, разви­тие)англ.acculturation; нем.Akkulturation; фр. acculturation; чешек,akulturace.

1. Процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваи­ваются технологии, образцы поведения, ценности и т. д. чужой культуры, к-рые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требова­ниям. См. АККОМОДАЦИЯ, АССИ­МИЛЯЦИЯ, ДИФФУЗИЯ. 2. Переда­ча элементов культуры от одного по­коления к другому в рамках одной культуры. См. СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

АРЕАЛ КУЛЬТУРНЫЙангл.area, culture; нем.Areal, kulturelles; фр. aire/zone culturelle; чешек,uzemi/ zona/aredl kilturni. Геогр. район, для жителей к-рого ха­рактерна общая культура или культ. образец.

ОБЫЧАЙангл.custom; нем.Branch; фр. coutume. Правило соц. поведения, передающее­ся от поколения к поколению, воспро­изводящееся в определенном общест­ве или соц. группе, укоренившееся, вошедшее в привычку, быт и созна­ние их членов. О. служит средством приобщения индивидов к соц. и культ, опыту, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутри-групповую сплоченность. См. НОРМА, ОБРЯД, ТРАДИЦИЯ.

ТРАДИЦИЯангл.tradition; нем.Tradition; фр. tradition; чешек,tradice.

1. Элементы соц. и культ, наследия; передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определен­ных обществах, классах и соц. груп­пах в течение длительного времени.
Т. охватывает объекты соц. наследия (материальные и духовные ценности).

2. Процесс соц. наследования; его спо­собы. 3. Предание; устная передача к.-л. данных. 4. Обычай, установивший­ся порядок поведения в быту.

СУБКУЛЬТУРА(от лат. sub — под, около и culturaвозделывание, вос­питание, образование, почитание)англ.subculture; нем.Subkultur; фр. subculture; чешек,subkultura. 1. Система ценностей, установок мо­делей поведения, жизненного стиля к.-л. соц. группы, представляющая собой самостоятельное целостное об­разование в рамках доминирующей культуры. 2. Совокупность нек-рых, негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, фукционирующих в качестве культу­ры преступного слоя общества.

Семинар 6. Методология социологического исследования

1. Социологическое исследование как средство познания социальной

реальности: виды, основные этапы (подготовительный, основной,

завершающий) и их характеристика.

2. Программа социологического исследования, ее назначение и структурное

3.Выборка в социологическом исследовании и проблема ее репрезентативности.

Глоссарий: социологическое исследование, этапы социологического исследования, программа социологического исследования, выборка, репрезентативность, гипотеза, проблемная ситуация, генеральная совокупность.

Литература

  1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – С. 517-538, 604-613.
  2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2003. – С.286-299.
  3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – С. 78-82, 88-89 .
  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 127-280.
  5. Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Гардарики, 2004. – С. 144-163.
  6. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – С. 75-76.
  7. Кравченко А.И. Социология общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2000. – С. 103-123, 331-339.
  8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – 2-е изд., перераб, и дополн. – М.: Издательство «Центр», 1996. – 206 с.

9. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов.— М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

  1. Социология: наука об обществе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издание второе.- Харьков, 1997. – С. 649-670.

Источники:

http://www.myshared.ru/slide/1331494/
http://www.pravmir.ru/chto-takoe-kultura/
http://mydocx.ru/8-11086.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector