Культура (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, – презентация
Культура (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, – презентация
Презентация была опубликована 3 года назад пользователемСергей Колчанов
Похожие презентации
Презентация на тему: ” Культура (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности,” — Транскрипт:
1 Культура (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
2 Базисные единицы культурной статики называют элементами или чертами культуры. Черты культуры Универсальные Общие (региональные) Специфические
3 Формы К. Формы культуры Элитарная (литература, искусство, музыка) Народная (мифы, легенды, сказки, песни, танцы) Массовая (СМИ: радио, печать, ТВ, магнитофоны)
4 Два вида элементов культуры: 1. Материальные – это физические объекты, созданные руками человека. Их называют артефактами (паровая машина, книга, храм, жилой дом). Артефакты имеют определенное символическое значение, выполняют предусмотренную функцию и представляют ценность для группы или общества. 2. Нематериальные (духовные) элементы культуры – это правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.
5 Правила – элементы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями К. Социокультурные нормы – стандарты поведения. Признак социальной нормы – ее императивность (повелительность). Норма является императивным выражением ценности, определенной системой правил, которые направлены на ее воспроизводство. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Позитивные санкции (денежное вознаграждение, наделение властью, престижем). Негативные санкции (штраф, выговор). Санкции обретают законность на основе норм.
6 Привычки – установившиеся стереотипы поведения в определенных ситуациях. Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружения. Привычки приобретаются стихийно, манеры – воспитываются.
7 Агенты культуры: большие социальные группы, малые социальные группы, индивиды. Институты культуры – организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям (школы и вузы, академии наук, министерства культуры и образования, лицеи, галереи, библиотеки, театры, учебно- воспитательные комплексы, стадионы).
8 Основные функции культуры: 1. Защитная функция – при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств человек сильно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе природы. 2. Креативная функция- преобразование и освоение мира.
9 Основные функции культуры: 3. Коммуникативная функция – передача информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение групп людей, народов, использование технических средств связи. 4. Сигнификативная – функция определения значений и ценностей. Любое естественное явление, вовлеченное в культурный оборот, получает свое наименование.
10 Основные функции культуры: 5. Нормативная функция – отвечает за создание норм, стандартов, правил поведения людей. 6. Релаксационная функция Релаксация – искусство физического и психического расслабления, разрядки. Стилизованные формы снятия напряжения увеселения, праздники, ритуалы.
Что такое культура — понятие культуры, виды
Что такое культура: определение, значение
У слова «культура» множество значений. В обыденной речи мы можем этого не замечать, но это действительно так. Мы говорим хулиганам на улице «не надо ругаться, соблюдайте культуру речи», просим ребенка «не кричи, это некультурно!», ходим на концерт в Дом культуры и покупаем в магазине садоводства семена плодово-ягодных культур.
В разных словарях встречается более 15-и определений слова «культура».
Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека. Социологический словарь Культура — (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах… Словарь по культурологии культура — культура I ж.
Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. || Совокупность таких достижений в определённую эпоху, у определённого народа. Толковый словарь Ефремовой
Культура — (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большая советская энциклопедия
Культура — 1. совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Большой бухгалтерский словарь
культура — КУЛЬТУРА -ы; ж. [лат. cultura] 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная к. Духовная к. Достижения культуры. История культуры. К. античного мира. К. Древней Руси. Средневековая к. Толковый словарь Кузнецова
культура — Культуры, ж. [латин. cultura] (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Большой словарь иностранных слов
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общения… Новейший философский словарь
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большой энциклопедический словарь
культура — КУЛЬТ’УРА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Толковый словарь Ушакова
культура — КУЛЬТУРА ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; || образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника. Толковый словарь Даля
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)… Новая философская энциклопедия культура — -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура. Малый академический словарь
К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Этнографический словарь
КУЛЬТУРА — (англ. culture) — ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др. Большой психологический словарь
Виды культуры
Обратимся к самым распространенным видам культуры:
Артефакты (материальные произведения)
Культура, как ряд жизненных ценностей, выражается в соблюдении общепризнанных норм поведения. Это как раз тот случай, когда мы объясняем ребенку, что в театре некультурно бегать и кричать. Но речь идет не только о правилах приличия, а обо всех моральных ценностях общества. Так, мы спасаем недоношенных детей, определяя жизнь как высшую ценность, жертвуем деньги на благотворительность, считаем недопустимым воровать и применять к людям физическое, моральное насилие. От отношения к слабым — детям, пожилым людям, людям с особенностями развития, зависит культура всего общества. Как известно, общественные строи, где к людям применялись иные правила (напр. Спарта) не существовали долго.
Культура, как нормы поведения укладывается в правила, которые приняты в том или ином обществе или учреждении. Они могут изменяться со временем, становиться более демократичными или наоборот консервативными. Нормы поведения складываются исторически и, как правило, универсальны, при этом в каждой стране, у каждого народа есть свои особенности, которые стоит учитывать, если вы отправляетесь в путешествие.
Артефакты — это материальные произведения, осязаемое выражение культуры общества.
Основные признаки
Культуролог Софья Гердер выделила основные признаки культуры:
- культуру можно выявить и описать через ценности, нормы, стереотипы;
- культура проявляется и отражается в поведении людей, в искусстве, законах, поэзии, религии, праздниках, идеалах и во многом другом;
- культура всегда исторически обусловлена, но она может меняться на протяжении времени, как меняются представления о мире, о человеке, об обществе;
- культура объединяет людей в единое целое, помогает людям понимать друг друга, видеть самое ценное и благородное в человеке;
- культура может пониматься как система кодов (символы культуры, искусство, язык), с помощью которых люди хранят память о себе и взаимодействуют;
- культура характерна только для человека, потому что она наследуется негенетически, с помощью обучения и воспитания;
- культуру изучить в рамках одной науки невозможно, ее познают филологи, культурологи, политологи, философы, историки, искусствоведы и многие другие ученые;
- культуру измерить вряд ли возможно, потому что в каждой культуре свои «мерила», критерии оценки правильности поведения людей или духовных идеалов;
- культура воплощает свое богатство в творчестве и творческом преображении реальности;
- культура сложно уловима, но проявляется достаточно ярко на фоне других культур;
- культура находятся всюду, она внутри каждого, в его поведении и в ценностях;
- культура – феномен социальный, коллективный, хотя отдельный человек является носителем той или иной культуры;
- культура обладает границами, но нередко они размыты и не всегда можно отделить одну культуру от другой.
Читайте также
Церковь и культура. Видео
ГЛОССАРИЙ. КУЛЬТУРА(от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — англ
КУЛЬТУРА(от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — англ. culture; нем.Kultur; фр. culture; чешек,kultura. 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека. 2. Сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества. 3. Уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности. 4. Формы соц. поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования.
КУЛЬТУРА АДАПТИВНАЯ— англ.culture, adaptive; нем.Kultur, adaptive; фр. culture adaptive; чешек,kultura adaptivni. 1. Совокупность элементов культуры.,способствующих приспособлению общества к природной среде (хозяй ственные методы и навыки, техн. знания, нормы, регулирующие экон. отношения и т. д.). 2. Нормы ценности, образцы соц. ролей, обеспечивающие приспособление духовной К. к материальной, регулирующие экон., профессиональную деятельность и т. д.
КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ— англ. culture, spiritual; нем.Kultur, geistige; фр. culture spirituelle; чешек,kultura duchovni.
Совокупность результатов деятельности, связанной со сверхсознанием и духовностью; К. д. включает науку, философию, мораль, искусство, религию, политику, право.
КУЛЬТУРА ЗАКРЫТАЯ— англ.culture, closed; нем.Kultur, geschlossene; фр. culture fermee; чешек,kultura skrytd. Культура, ограничивающая проникновение ценностей других культур, стремящаяся удовлетворить материальные и духовные потребности своих представителей исключительно за счет внутренних ресурсов.
КУЛЬТУРА ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ— англ.culture, idealist; нем.Kultur, idealistische; фр. culture idealiste; чешек,kultura idealistickd. По П. Сорокину — тип культуры, характеризующийся синтезом идеа-ционных и чувственных ценностей при доминирующей роли первых.
КУЛЬТУРА ИДЕАЦИОННАЯ— англ. culture, ideation; нем.Kultur, ido-variative; фр. culture ideationnelle; чешек,kultura ideacni. По П. Сорокину — тип культуры, где преобладают нематериальные, трансцендентальные, сверхъестественные ценности.
КУЛЬТУРА ИМПЛИЦИТНАЯ — англ.culture, implicit; нем.Kultur, implizite; фр. culture implicite; чешек.kultura implicitni.
Элементы культуры, само собой разумеющиеся, но не осознаваемые членами общности, трудно доступные непосредственному наблюдению и вербальному выражению; К. и. объясняется на основе углубленного анализа и интерпретации данных.
КУЛЬТУРА МАССОВАЯ— англ.culture, mass; нем.Massenkultur; фр. culture de masse; чешек,kultura masovd. 1. Вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся производством культ, ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой информации (коммуникации). 2. Вид культуры, характеризующийся ориентацией на усредненный массовый вкус, стандартизацией формы, содержания, расчетом на коммерческий успех.
КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ—англ. culture, material; нем. Kultur, та-terielle; фр. culture materielle; чешек. kultura materidlni.
Совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им.
КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ— англ.culture, elitarian; нем. Kultur, elitare; фр. culture d’ilite; чешек, kultura elitdrnl. Вид культуры, характеризующийся производством культ, ценностей, образцов, к-рые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, элите.
КУЛЬТУРНАЯ АККУМУЛЯЦИЯ— англ. cultural accumulation; нем. Kulturakkumulation; фр. accumulation culturelle; чешек, kulturni akumulace. Прибавление новых элементов к существующей культуре. Процесс обогащения существующей культуры новыми элементами: возникновение новых образцов, дифференциация, интеграция старых и заимствование из других культур. См. АККУЛЬТУРАЦИЯ, ДИФФУЗИЯ.
КУЛЬТУРНАЯ ИНЕРЦИЯ — англ.cultural inertia; нем. Kulturelle Behar-rung; фр. inertie culturelle; чешек. kulturni inercie.
Тенденция нек-рых элементов культуры сопротивляться изменениям, к к-рым они не могут адаптироваться, и сохраняться, несмотря на утрату значимых соц. функций.
КУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ— англ.cultural change; нем.Kulturwan-del; фр. changement culturel; чешек. kulturni zmena.
Изменение любого аспекта культуры посредством модификации культ, черт или их комплексов. К. и. может быть результатом как самостоятельного развития данной культуры, приспособления ее к природной среде, так и результатом контакта с другими культурами.
КУЛЬТУРНОЕ ПОЛЕ— англ.cultural area; нем. Kulturgebiet; фр. champ culturel; чешек, kulturni pole. Территориально-экон. ареал, включающий всю совокупность характерных для данной среды культ, моделей.
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ— англ.cultural landscape; нем. Kultur-landschaft; фр. paysage culturel; чешек. kulturni krajina.
Природный ландшафт, преобразованный людьми в процессе их трудовой деятельности.
КУЛЬТУРНЫЙ ОБЪЕКТ — англ.cultural object; нем. Kulturobjekt; фр. objet culturel; чешек, kulturni objekt. 1. Материальный объект культуры, (артефакт, материальная черта культуры). 2. В теории соц. действия — любой элемент культуры (материальный объект, обычай, ценность, идея и т. д.), рассматриваемый индивидом в качестве внешнего по отношению к нему в той или иной соц. ситуации.
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК— англ.cultural shock; нем.Kulturschock; фр. choc culturel. Потрясение, испытываемое представителями определенной культуры при соприкосновении с другой культурой.
УНИВЕРСАЛИИ— англ.universals; нем.Universalien; фр. universaux; чешек,univerzdlia. Общие понятия.
УНИВЕРСАЛИИ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ— англ.universals, evolutionary; нем.Universalien, evolutiondre; фр. universaux evolutives; чешек,univerzdlia evolucni. По Т. Парсонсу — десять свойств или процессов, последовательно возникающих в ходе развития и усложнения любых соц. систем независимо от их культ, специфики и разнообразия внешних условий: 1) система коммуникации; 2) система родства; 3) форма религии; 4) технология; 5) соц. статистика; 6) культ, легитимация стратификационной общности; 7) бюрократия; 8) деньги и рыночный комплекс; 9) система норм; 10) система демократических объединений.
АККУЛЬТУРАЦИЯ(от лат. ad — около, при и cultura — образование, развитие) — англ.acculturation; нем.Akkulturation; фр. acculturation; чешек,akulturace.
1. Процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технологии, образцы поведения, ценности и т. д. чужой культуры, к-рые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям. См. АККОМОДАЦИЯ, АССИМИЛЯЦИЯ, ДИФФУЗИЯ. 2. Передача элементов культуры от одного поколения к другому в рамках одной культуры. См. СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
АРЕАЛ КУЛЬТУРНЫЙ— англ.area, culture; нем.Areal, kulturelles; фр. aire/zone culturelle; чешек,uzemi/ zona/aredl kilturni. Геогр. район, для жителей к-рого характерна общая культура или культ. образец.
ОБЫЧАЙ— англ.custom; нем.Branch; фр. coutume. Правило соц. поведения, передающееся от поколения к поколению, воспроизводящееся в определенном обществе или соц. группе, укоренившееся, вошедшее в привычку, быт и сознание их членов. О. служит средством приобщения индивидов к соц. и культ, опыту, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутри-групповую сплоченность. См. НОРМА, ОБРЯД, ТРАДИЦИЯ.
ТРАДИЦИЯ— англ.tradition; нем.Tradition; фр. tradition; чешек,tradice.
1. Элементы соц. и культ, наследия; передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и соц. группах в течение длительного времени.
Т. охватывает объекты соц. наследия (материальные и духовные ценности).
2. Процесс соц. наследования; его способы. 3. Предание; устная передача к.-л. данных. 4. Обычай, установившийся порядок поведения в быту.
СУБКУЛЬТУРА(от лат. sub — под, около и cultura — возделывание, воспитание, образование, почитание) — англ.subculture; нем.Subkultur; фр. subculture; чешек,subkultura. 1. Система ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля к.-л. соц. группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. 2. Совокупность нек-рых, негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, фукционирующих в качестве культуры преступного слоя общества.
Семинар 6. Методология социологического исследования
1. Социологическое исследование как средство познания социальной
реальности: виды, основные этапы (подготовительный, основной,
завершающий) и их характеристика.
2. Программа социологического исследования, ее назначение и структурное
3.Выборка в социологическом исследовании и проблема ее репрезентативности.
Глоссарий: социологическое исследование, этапы социологического исследования, программа социологического исследования, выборка, репрезентативность, гипотеза, проблемная ситуация, генеральная совокупность.
Литература
- Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – С. 517-538, 604-613.
- Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2003. – С.286-299.
- Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – С. 78-82, 88-89 .
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 127-280.
- Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – С. 144-163.
- Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – С. 75-76.
- Кравченко А.И. Социология общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2000. – С. 103-123, 331-339.
- Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – 2-е изд., перераб, и дополн. – М.: Издательство «Центр», 1996. – 206 с.
9. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов.— М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.
- Социология: наука об обществе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издание второе.- Харьков, 1997. – С. 649-670.
Источники:
http://www.myshared.ru/slide/1331494/
http://www.pravmir.ru/chto-takoe-kultura/
http://mydocx.ru/8-11086.html