Культура и повседневная жизнь XVI в.(7 класс). Жизнь и быт русских людей XVI века в “Домострое”

Культура и повседневная жизнь XVI в.(7 класс). Жизнь и быт русских людей XVI века в “Домострое”

Презентация по истории России “Культура и повседневная жизнь народов России 16 века” 7 класс

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура и повседневная жизнь народов России 16 века Подготовить сообщение по одному из пункту (на выбор) Выполнила учитель истории Вишнякова Елена Борисовна

Проблемный вопрос: почему формирование единого государства повлияло на развитие культуры? План урока: Особенности развития культуры России в 16 веке Просвещение Начало книгопечатания Летописание. Исторические произведения Публицистика. Светская литература Архитектура Изобразительное искусство Музыкальная культура Религиозные праздники и повседневный быт

Культура (от латинского «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)- это исторически определённый уровень развития человечества «Культура утверждается в сердце народа и создаёт стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живёт во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа» (Николай Рерих) «Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры» (Пётр Савицкий) Что объединяет эти высказывания?

Факторы, повлиявшие на особенности развития культуры России в 16 веке: Создание единого многонационального государства Культурные достижения всех народов, вошедших в состав России Развитие культурных контактов со странами Европы и Азии Влияние Русской православной церкви Картины Николая Рериха

Карамзин: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии» В 16 веке происходит распространение грамотности не только в среде знати и духовенства, но и посадских людей. Об этом свидетельствуют пометки ремесленников на изделиях, цифры на венцах при разметке дома, имена владельцев на разных хозяйственных предметах Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир духовной и повседневной культуры народов России 16 века. Я буду выступать в роли экскурсовода, а вы – внимательными слушателями. Чтобы воспользоваться полученными знаниями, вам необходимо в ходе экскурсии делать заметки в тетрадях

Указание на широкое распространение грамотности среди городского населения находится в «Домострое» (16 век) В «Домострое» говорится о необходимости вести в хозяйстве письменный учёт

Стоглавый собор 1551 года обсудил вопрос о необходимости борьбы с невежеством и распространения в народе просвещения Духовенство решило увеличить число школ при монастырях и при церквах

Обучение велось, как правило, при монастырях. Детей учили «и писати, и пети, и чести (считать) Среди знати и зажиточных горожан было распространено домашнее обучение. К детям приглашали учителей – «мастеров грамоты»

В 16 веке появились первые «азбуковники» – краткие словари, в которых содержались сведения по грамматике, арифметике, истории, географии в алфавитном порядке Труды Максима Грека по грамматике Для маленьких азбуку вырезали на деревянных досках В арифметике рассматривалось сложение, вычитание, умножение, деление, действия с дробями

В землях, где проживало население исповедующее ислам, при мечетях создавали мектебе и медресе В них использовались рукописные трактаты по географии и истории, литературные произведения

В Древней Руси книги были рукописными. Использовался дорогой пергамент, береста, позже бумага В документах выработался особый тип письма – скоропись В середине 16 века появились писцы-профессионалы. Так как они работали на городских площадях и в основном выполняли функции нотариусов. Их называли «площадными» писцами

Первые попытки печатать книги в Москве были предприняты Сильвестром (1550 год) По велению Ивана Грозного и с благословения митрополита Макария в Москве был построен Печатный двор

1565 год – Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец выпустили «Часословец» (книга для обучения грамоте) После отъезда из страны, на Печатном дворе трудились Никифор Тарасиев, Андроник Тимофеев-Невежа

В центре Москвы в 1909 году был установлен памятник первому русскому первопечатнику На передней стороне надпись: «Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Фёдоров» и дата начала печатания «Апостола» – 19 апреля 1563 года Иоганн Гуттенберг

В 16 веке русское летописание достигло вершины своего развития В Воскресенской летописи (1531) пропагандируется идея сильной княжеской власти В Никоновскую летопись (1520 или 1539-1542) входят описания подготовки к Собору 1531 года, переводы Максима Грека, поучения митрополита Даниила

1560-1570-ые годы создан Лицевой летописный свод Никоновской летописи, возможно, под редакцией Ивана Грозного Первые три тома посвящены всемирной истории, последние семь – истории Отечества

Дальнейшее развитие получили исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» Татарская литература 16 века достигла значительных успехов Поэт Мухамедъяр: Смелей твори добро, придёт пора и ты узнаешь тоже вкус добра.

Кавказский Нартский эпос – это рассказы о жизни былинных героев нартов Калмыцкий эпос Джангар – это повествование о стране счастья и благоденствия Бумба и о подвигах её богатырей

16 век – неизвестный автор в «Сказании о князьях владимирских» излагает легенду о происхождении великих князей от брата римского императора Августа по имени Прус Иван Пересветов в памфлетах «Сказание о царе Константине» и «Сказание о Мамете-салтане» связывает благосостояние страны с грозным и мудрым царём

Объединение русских земель и стабилизация государственной власти привели к массовому строительству городов, крепостей, монастырей и храмов Только в период Ивана Грозного построено свыше 40 каменных церквей, свыше 60 монастырей, 155 крепостей, 300 городов

Вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, боярские и купеческие усадьбы Именно в 16 веке сложилась характерная для Москвы радиальная застройка Появился Китай-город, защищавший прилегающие к Красной площади слободы, Белый город (Бульварное кольцо), Земляной город (Садовое кольцо)

В честь взятия Казани был сооружён Покровский собор (1555-1560) Он состоит из восьми несимметричных разновеликих столпообразных храмов, окружающих находящуюся в центре церковь Покрова Богородицы с высоким шатром, увенчанным маленькой маковкой Построен мастерами Барма и Постник

Стоглавый собор 1551 г. призвал копировать старых византийских живописцев и Андрея Рублёва 1553-1554 гг.- было разрешено изображать исторические сюжеты и лица царей и бояр Икона «Церковь воинствующая» (Благословенно воинство Небесного Царя) призвана увековечить покорение Казанского ханства (4 метра длиной) Икона «Церковь воинствующая» из Успенского собора Московского кремля мало напоминает традиционный моленный образ

В 16 веке происходит окончательное оформление особенностей церковного пения, появляются певческие школы Главной особенностью церковной музыки являлась многораспевность

Главные религиозные праздники: У православных – Пасха У мусульман – Ураза-байрам (праздник разговения) и Курбан-байрам (праздник жертвоприношения) Мусульмане – шииты – день рождения пророка Мухаммеда (12 рабиуль-авваль третьего месяца лунного календаря)(26 апреля 570 г.)

Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трёх раз Развод разрешался лишь в исключительных случаях и часто с условием пострижения в монахи одного из супругов Власть главы семьи была неограниченной

Читать еще:  Василий Иванович Суриков - биография, личная жизнь великого живописца: человек палитры.

Основу русского женского костюма по-прежнему составляла длинная рубаха, поверх которой надевали летник с длинными широкими рукавами (накапки) Женский опашень шили из сукна красных цветов, рукава были длины до пят, но пониже плеча были проймы, сквозь которые легко проходили руки

Замужняя женщина боялась, что кто-либо увидит её волосы Множество головных уборов: волосники, подъубрусники, убрусы, кики, кокошники

Как женщины, так и девицы носили серьги Как только девочка начинала ходить, мать прокалывала её ушки и втыкала в них серьги Самая обычная форма серёг была продолговатой На руках женщины носили зарукавья или браслеты, а на пальцах – перстни и кольца

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Вишнякова Елена Борисовна
  • Написать
  • 5521
  • 11.03.2018

Номер материала: ДБ-1308302

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 11.03.2018
  • 798
  • 11.03.2018
  • 680
  • 10.03.2018
  • 5724
  • 10.03.2018
  • 5915
  • 10.03.2018
  • 9728
  • 10.03.2018
  • 35297
  • 26.02.2018
  • 1529
  • 25.02.2018
  • 533

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Жизнь и быт русского народа

Обычаи и нравы людей. В XVI в. обычаи и нравы в России постепенно меняются. Церковь пыталась смягчить многие грубости и жесткости домашнего быта. Брак признавался только церковный. Один иностранный путешественник писал в середине XVI в., что русские женят своих сыновей с 16 лет, а дочерей с 13.

Церковный собор (Стоглавый) требовал не венчать девочек моложе 15 лет. Но это правило часто нарушалось. Надо помнить, что и дети в ту эпоху взрослели раньше. Развод допускался крайне редко и в виде исключения. Браки считались нерушимыми. Впрочем, если один из супругов уходил в монастырь (становился монахом), брак расторгался.

О браке договаривались родители. После смотрин составлялся брачный договор и проходило обручение жениха и невесты. Богатые и знатные люди стремились жениться на “ровне”, то есть людях своего круга. Главой семьи считался муж, а жена должна была его во всем слушаться. Но в жизни все часто зависело от чувств людей друг к другу. Детей всегда крестили (часто на восьмой день после рождения) и давали имя того святого, которого в этот день праздновали. Поэтому в одной семье имена детей могли повторяться. Так, в родословной росписи князей Фоминских указано: “князь Константин Юрьевич Фоминской, а у него три сына и все Федоры, а прозвища им были: большому Красный, а среднему Слепой, а третьему Меньшой”. Прозвища были также у очень многих горожан и крестьян.

Прозвищем человек выделялся среди других. Иногда оно переходило по наследству к детям. От многих прозвищ произошли русские фамилии: Зайцевы, Рыбкины, Слепцовы.

Обычаи требовали наказывать детей за проступки. Случалось, что их били даже розгами. В “Домострое” сказано: “Наказывай детей в юности, и они будут покоить старость твою”. Детям запрещалось жаловаться на родителей. Но любовь и ласка родителей к детям, конечно, были. Государь Василий III не мог надышаться на своего сына.

День русского человека был заполнен трудом. Работали все: князья, дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне. Летом вставали с восходом солнца, а зимой — задолго до рассвета. Раннее утро посвящалось домашним делам. Хозяин обходил дом, давал указания слугам, планировал работы на весь день.

После завтрака мужчины уходили на работу или службу: купцы в лавки, ремесленники в мастерские, чиновники в приказы. Жены вели все хозяйство. В полдень наступал перерыв в работе: все закрывалось, и люди шли домой обедать. У простых людей обед бывал простой, но сытный: щи, каша, квас. У богатых на роскошном обеде могли подавать несколько десятков блюд, чаще всего мучные, мясные, рыбные.

В постные дни недели (среда, пятница) ели овощи. Считалось, что богатые люди должны быть тучными. Худоба — признак бедного или больного человека.

После обеда вся жизнь на Руси замирала. Все ложились спать, даже городская стража. Сон после обеда и баня стали национальной русской традицией. Баня считалась лекарством от всех болезней. Нередко из народной бани люди летом бросались в реку, а зимой в снег, после чего возвращались назад. Для борьбы с болезнями и эпидемиями, закалки человека бани были очень полезны.

После дневного сна многие делали свои домашние дела, другие уходили еще раз на работу. Вечером хозяин снова обходил свой дом и хозяйство, выслушивал отчеты слуг и жены. Наступало время семейного отдыха и ужина. Рассказывали новости, слушали былины и песни. Богатые порой приглашали скоморохов — артистов народного театра. Те пели, играли, показывали веселые представления. Иногда скоморохи приводили с собой дрессированного медведя.

Но уже в XVI в. жителями России были не только русские, но и татары, башкиры, мордва, ненцы и ханты. Их обычаи сильно отличались от русских. Россия складывалась как многонациональное государство.

Народные праздники. Многие древние праздники нашли себе место в христианском году. Зимой праздновали святки (в конце декабря — начале января). Тогда девушки любили гадать о женихах. 1 января праздновали Васильев день. В святки все устраивали обильные пиры, ходили в “личинах” (масках), жгли костры и прыгали через них. В праздники считалось грешно работать, все должны были веселиться. Самым веселым зимним праздником была масленица — проводы зимы. Она длилась неделю — перед началом великого поста. В эту неделю также было много хмельного питья, пиров. Люди пекли блины, жгли чучело масленицы. С горок катались на санках, устраивали борьбу и кулачные бои — стенка на стенку и попарно.

В конце июня (летний солнцеворот) наступал самый таинственный языческий праздник — ночь на Ивана Купала (на 24 июня). Церковь боролась с этим праздником, но ничего поделать не могла. Люди жгли костры, искали ночью цветок папоротника, который поможет найти клад, девушки бросали венки в реку и так далее.

Многие народные игры пришли из глубины древности. Некоторые дожили до наших дней: городки, лапта, катание с горок на санках. Юноши и девушки в праздники водили хороводы, играли в прятки, качались на качелях.

Читать еще:  Собирательные образы градоначальников и «глуповиев». Образы Органчика и Угрюлл-Бурчеева в повести «История одного города» М

Из азартных игр (на деньги) самой массовой была игра в кости (зернь). Сейчас мы вместо костей бросаем кубик. Дома играли в шашки и шахматы, бирюльки (палочки).

Многие игры и состязания тренировали людей, были спортивными: борьба, бег, верховая езда, стрельба из лука в цель, перетягивание каната.

Широко в народе праздновали окончание полевых работ — сбор урожая. Ведь большинство населения страны — крестьяне. Например, праздновали первый каравай, испеченный из муки нового урожая. Цикл народных и церковных праздников повторялся каждый год. Так повторялись времена года, пахота, сев и сбор урожая. Люди жили внутри великого круга природы и ощущали себя частью этого мира.

Русская одежда. Основной одеждой людей, как и прежде, была рубаха из шерстяной или льняной ткани. Богатые и знатные люди, выходя из дома, обязательно надевали на шею ожерелье из жемчуга, драгоценных камней. Иногда его просто вышивали на рубахе золотыми нитями. Бедные люди вышивали вокруг ворота узор красными нитями. Это — оберег, охраняющий человека от зла и болезней. Украшениями покрывались также концы рукавов, низ подола рубахи.

Беднота и крестьяне носили короткие рубахи до колен. Богатые люди носили рубахи до пят. Штаны носили мужчины. Мальчишки долго бегали в детстве в одних рубашках. В основном обувь была кожаная. Лапти, плетеная обувь из лыка, была дополнительной даже у крестьян. Сапоги — это обувь бояр и дворян; поршни — обувь крестьян и простых горожан. Поршни делали из целого куска кожи и подвязывали к ноге ремешками. Простые сапоги из мягкой кожи желтого и черного цвета также носил простой народ. Знать в праздник надевала сапоги с каблуками, загнутым носком, украшенные рисунком и жемчугом, красного или зеленого цвета.

На головах простолюдины носили войлочные шляпы, сужающиеся кверху. Бояре и царь носили дома маленькую шапочку, а выходя в город, надевали высокую меховую “горлатную” шапку. Иностранцы писали, что русские бояре на головах “носят белый колпак с пуговицами из серебра, золота, жемчуга или драгоценных камней” или шапку из черной лисицы, расширяющуюся кверху, а дома на голову надевают ночную шапочку, которая закрывает только макушку головы. Она богато вышита золотом, шелком, украшена дорогими камнями. При этом волосы на голове стриглись очень коротко.

Чем богаче и знатнее был человек, тем больше на нем было дорогой одежды. Крестьяне летом могли работать в одной рубахе и сапогах. Зимой простые люди носили шубы из овчины и кафтаны. Бояре носили шубы куньи, беличьи, соболиные. Дома боярин часто носил одну рубаху, украшенную шитьем. Но для выхода поверх нее надевали зипун — легкую шелковую одежду до колен, затем кафтан из золотой парчи с персидским кушаком (поясом). На кушаке вешали нож и ложку. Ведь на пиру, даже у царя, все пользовались своими ножами. На кафтан надевали распашное платье из дорогого шелка, подбитое мехом — ферязь. Сверху же набрасывали на плечи богатую шубу из дорогого меха. Одежда на Руси 16 века — это признак своего сословия. Крестьянин не должен был носить одежду купца. Купец не имел права носить боярскую шапку или кафтан.

Длинные рубахи из полотна были основной женской одеждой. Они также обязательно украшались вышивкой. На ногах женщин была всегда кожаная обувь, соответствующая достатку и сословию. Головы всегда покрывались платками (убрусами), которые закрывали волосы и шею. Открытым оставалось только лицо. Девушки до свадьбы могли открывать свою голову. Считалось позорным, если волосы хоть чуть-чуть выбивались из-под платка. Чужие мужчины не должны были видеть волос женщины. Не случайно и сейчас в церкви женщины должны иметь платок на голове. Верхняя женская одежда называлась опашень. Это чаще всего красная накидка до земли с рукавами и воротником. Под ней носили летник, позднее превратившийся в сарафан.

У знатных боярынь и дворянок одежда шилась из шелка, золотой парчи, атласа. У бедных — из простого полотна и дешевой шерстяной ткани.

Руки богатых людей украшались дорогими перстнями. На шее у женщин можно было видеть широкие ожерелья из жемчуга, золота и самоцветов, в ушах — серьги.

Одежда русского народа поражала иностранцев своими радостными, веселыми цветами, пышностью. Однако она четко делилась на бедную для простого народа и роскошную для бояр и дворян.

Что ели на Руси в XVI веке. Основной пищей тогда, как и прежде, считался хлеб. Из муки пекли как ежедневную, так и праздничную еду. Ремесленники-пекари именовались тогда по-разному: хлебники, калачники, караваечники, пирожники, пряничники. Каждый делал и продавал только свой вид продукции. Больше всего пекли и ели ржаного (черного) хлеба. Армии для походов пекли большой запас ржаных сухарей. Из пшеницы пекли калачи — большие хлеба.

Очень любили на Руси пироги. Их делали с маком, медом, капустой, грибами, мясом, репой и другими начинками.

Каши ели каждый день — овсяную, гречневую, пшенную. Очень любили кисель из гороха и овса, а также квас. К праздникам варили пиво. Квас и пиво держали в бочках в погребах или подвалах. Как богатые, так и бедные ели очень много овощей: капусту, лук, чеснок, свеклу, морковь, репу, редьку, горох. В своих садах выращивали яблоки и вишни, сливы и груши. Очень много собиралось лесных ягод: малины, смородины, черники, земляники и других. Арбузы и лимоны привозили в города купцы с юга.

Много ели грибов и меда. Последний заменял русским людям сахар. Рыбу ели не только свежей, но и соленой, сушеной, вяленой. Ее толкли в муку и подсыпали в щи. Ведь постных дней, когда мясо запрещала есть церковь, на Руси очень много.

В знатных домах, в монастырях готовили множество блюд и кушаний, например: пироги с сыром, оладьи с медом, кашу на ухе, кисель со сливками, икру черную с луком, баранину печеную, лебедей, рябчиков, сок топленый и многое другое. Как одежда, так и пища высшего сословия отличалась от низших. Показателем богатства считалось множество разных блюд на пиру и дорогая (золотая, серебряная) посуда. За столом люди пользовались, как правило, только ножом и ложкой, которые приносили с собой. Пища в XVI веке была вкусной и здоровой.

Домострой: нормы семейной жизни на Руси

Н есколько столетий на Руси правила мирской, семейной и духовной жизни регулировал Домострой — сборник наставлений. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию дочерей и сыновей, поведению дома и в гостях. Читайте, как должна была вести себя добрая жена, справедливый муж и вежливые дети.

Книга о христианских ценностях, семейной жизни и деловом этикете

Рукописный свод житейских законов появился еще в конце XV века в Новгороде, он был популярен в домах новгородской знати. В его основу легли старинные сборники подобных поучений, например «Измарагд» и «Златоуст». В разных редакциях свод законов постепенно обогащался новыми рекомендациями и советами, со временем в него вошли правила семейной жизни. В XVI веке московский церковный деятель, духовник и сподвижник Ивана Грозного протопоп Сильвестр собрал все воедино. Новую книгу Домострой он поделил на три части. В первой говорилось, как молиться и вести себя в церкви, во второй — как чтить царя, в третьей — как жить в семье и вести хозяйство.

Читать еще:  Извлечение камня глупости. Творческая работа Анализ картины Босха «Извлечение камней глупости

Читали Домострой многие: князья и бояре, купцы и небогатые грамотные горожане. В основе поучений лежали христианские ценности: помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвалиться своими добрыми поступками перед другими, прощать обиды. Практические советы касались разных сфер жизни: как вести себя в гостях, как солить грибы, ухаживать за скотиной, ремонтировать сани и домашнюю утварь. В тексте упоминался даже этикет деловых отношений — как закупать продукты и расплачиваться с лавочниками.

Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел. Он выдержал множество переизданий и еще три столетия спустя регламентировал жизнь старообрядцев, городских купцов и зажиточных крестьян.

Семья: строгая иерархия и подчинение старшим

В средневековой Руси преобладали традиционные представления о ценностях. Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Людей, которые остались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей. В нравоучительных текстах даже осуждали тех, кто оставлял своих близких, чтобы уйти в монастырь.

По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности. Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях — если беседы не подействовали.

Правила поведения касались всех домочадцев, в том числе слуг и людей, которые жили на иждивении хозяев. Прислугу также следовало воспитывать и наказывать. Причем не только хозяину-супругу, но и его жене:

За хорошую службу слуг предписывалось хвалить, причем прилюдно. Хозяйка должна была показывать пример, заступаться и не вести с прислугой «пустые, пересмешливые, бессмысленные, срамные речи». Также нужно было строго следить, чтобы прислуга не сплетничала и не рассказывала чужим о домашних делах.

Жена: «Богу и мужу угодить»

На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Только женихи в возрасте могли выбирать себе невесту и самостоятельно вести переговоры о будущей свадьбе. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь.

Слово «домострой» сегодня ассоциируется прежде всего с патриархальным укладом. Фактически замужняя женщина из народа жила взаперти, занималась лишь домашней работой. Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно».

Женщину в книге величали «государыней дома», и главное ее дело — «Богу и мужу угодить». Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.

В книге подробно расписывалось, как вести себя в разных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:

Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.

В Домострое говорилось, что «плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами». Неправедная «государыня» подрывала дисциплину и подавала слугам плохой пример. В особых случаях жену следовало наказывать, причем не только на словах. «Учить» супругу следовало наедине, а не перед людьми, а после следовало приласкать и пожалеть.

Дети: «вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться»

Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак. Педагогика Домостроя включала несколько аспектов: учение «страху Божию», знанию, вежливости, ремеслу и рукоделию.

Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд был одной из главных христианских добродетелей. Смех и баловство считали грехами, родителям советовали даже не улыбаться во время игр с детьми. В воспитании рекомендовали учитывать особенности ребенка: «По детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст». Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному ремеслу. Грамота считалась необязательной. Писать и читать ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники. Отдельная глава Домостроя посвящалась будущему браку дочерей, родителям советовали заранее собирать в приданое одежду и утварь.

Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовали, как держать себя сыну в чужом доме: «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться». Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.

Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют разумом». Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.

В главе «Как детей учить и страхом спасать» рекомендовали телесные наказания. Причем бить разрешалось только мальчиков: «казни сына своего от юности его… если жезлом бьешь его, не умрет, но здоровее будет». Телесные наказания в Средневековье для мальчиков были распространены не только на Руси: считается, что так будущего воина готовили к тяготам и закаляли его характер. Девочек за провинности предписывалось лишь строго ругать.

Источники:

http://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-rossii-kultura-i-povsednevnaya-zhizn-narodov-rossii-veka-klass-2729123.html
http://studfile.net/preview/5796956/page:15/
http://www.culture.ru/materials/254777/domostroi-normy-semeinoi-zhizni-na-rusi

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии