Культура и искусство Арабского Востока. В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо- мусульманской культуре, которая

Культура и искусство Арабского Востока. В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо- мусульманской культуре, которая

Культура и искусство Арабского Востока. В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо- мусульманской культуре, которая. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЮлия Михайлова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Культура и искусство Арабского Востока. В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо- мусульманской культуре, которая.” — Транскрипт:

1 Культура и искусство Арабского Востока

2 В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо- мусульманской культуре, которая была создана арабскими племенами (от слова “араб”, то есть смелый наездник). Мекка, в которой располагалось святилище кааба

3 По-арабски «ислам» означает «покорность», а название «мусульмане» происходит от слова «муслим» (предавший себя Аллаху). Основателем ислама стал арабский купец Мухаммед. Мухаммед Средством объединения многочисленных арабских племён в единое государство стала новая мусульманская религия ислам. Ислам ИСЛАМ

4 Основу вероучений ислама составляют его так называемые «пять столпов»: вера в единого бога Аллаха и его пророка Мухаммеда; ежедневная пятикратная молитва намаз; ежегодный пост в месяц рамазан ураза; обязательная милостыня, налог в пользу бедных закят; паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни хадж. Кора́н (араб. أَلْقُرآن [qurˈʔaːn]) – – священная книга мусульман. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание»

5 Суфи́зм (араб. تصوف ) ) мистико- аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Общепринятой является точка зрения, высказанная ещё средневековыми мусульманскими авторами, согласно которой слово суфизм происходит от арабского «суф» (араб. صوف шерсть) Внутри ислама возникли такие течения как: суннизм – выбор правителя из рода Мухаммеда; шиизм – божественная природа власти; суфизм – мусульманский мистицизм.

6 Книжная миниатюра это выполненные от руки рисунки, цветные иллюстрации и другие элементы оформления в рукописных книгах.

7 Арабеска европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. «Аллах» Каллиграфия

8 ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Персидские ковры

9 АРАБСКАЯ АРХИТЕКТУРА Типология зданий КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ (Мечеть, минарет, медресе) СВЕТСКИЕ СООРУЖЕНИЯ (караван-сараи (придорожные гостиницы) и крытые рынки, дворцы правителей и знати, укреплённые цитадели, городские стены с башнями и воротами, величественные мосты и т.д.)

10 МЕЧЕТЬ – место для молитвы Классический тип арабской мечети – колонная.

11 МИХРАБ – специальная, украшенная надписями и орнаментом ниша, показывающая молящемуся направление на Мекку

12 Соборная мечеть в Кордове

13 Дворец Альгамбра. (13-14 вв. Испания)

15 Львиный дворик- «восьмое чудо света»

16 АЙВАН АЙВАН – сводчатый куполообразный зал, открывающийся во внутренний двор мечети или медресе.

17 Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде Надгробие Тимура

18 ЛИТЕРАТУРА И ПОЭЗИЯ КАСЫДА – особая композиционная форма арабской поэзии.

19 ПАНЕГИРИК – основной жанр арабской поэзии VII-VIII вв. ПАНЕГИРИК – основной жанр арабской поэзии VII-VIII вв. КЫТА – стихотворение из строк с единым содержанием; КЫТА – стихотворение из строк с единым содержанием; РУБАИ – стихотворный афоризм из четырёх строк; РУБАИ – стихотворный афоризм из четырёх строк; ГАЗЕЛИ – лирические любовные песни ГАЗЕЛИ – лирические любовные песни Классические жанры поэзии Рубаи Омара Хайяма

Арабо-мусульманская культура. Рождение арабской культуры связано с возникновением халифата

Рождение арабской культуры связано с возникновением халифата. В VII -VIII вв. арабы покорили народы Сирии, Месопотамии, Египта и Северной Африки.

Связующей духовной нитью культуры Арабского Востока является исламская религия. Ислам (покорность) возник на рубеже VI – VII вв. Основоположник ислама пророк Мухаммед (570-632гг.). На основе положений ислама и обычного права арабов (адат) сложился свод законов – Шариат («ясный путь, по которому надо следовать»). В развитии культуры заметную роль играют процессы: арабизации (усвоения завоеванными народами языка и культуры арабов) и исламизации (процесс распространения новой религии среди завоеванных народов). Благодаря осуществлению политики арабизации и исламизации достигнуто:

a) социально-политическое сплочение населения всего халифата;

b) распространение единого языка межнационального общения (мусульманин обязан знать арабский, так как что служение Аллаху производится только на священном языке Корана);

c) интеграция арабо – мусульманской культуры.

Изобразительное искусство не выражало идеи Корана, так как только Аллах может создавать живое, установлен запрет на реалистическое творчество. Мусульманские художники изображают стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов. Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска – орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Арабеска – тонкий растительный или геометрический орнамент, включавший стилизованные надписи.

Читать еще:  Как изменить себя — самый эффективный метод саморазвития. Как изменить себя, не изменяя себе

Появились новые типы монументальных построек: мечети, башни-минареты, медресе, мавзолеи, крытые рынки, караван-сараи. Жаркий климат требовал сооружения открытых и подземных водопроводов, искусственных водоемов, фонтанов. Возникли оригинальные конструкции из глины, кирпича, камня: разнообразные формы арок, системы сводчатых перекрытий.

Ближневосточная традиция крестово-купольных сооружений была использована арабскими зодчими при строительстве медресе (араб, изучать) и мавзолеев. Мавзолеи имеют форму куба, на котором возвышается купол. Вход центрального фасада оформлялся стрельчатой аркой. Мавзолей Тадж-Махал (Индия) – памятник мирового зодчества, построен из белого мрамора шахом Джеханом в XVII в. в память любимой жены. Квадратный в плане, со скошенными углами, он перекрыт пятью куполами. Общая высота мавзолея 75 м.

Мечеть («мастжид» – место поклонения) как основное культовое сооружение возводится с VII -VIII вв. в подражание христианским храмам. Она имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное основное здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом. Стены мечети служили защитой городу. Стремление к замкнутости пространства здания – одна из главных особенностей арабской средневековой архитектуры. Рядом с мечетью возводится величественный и богато украшенный минарет («манара» – маяк), который имеет форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни. Его происхождение восходит к ряду прообразов: сторожевой или сигнальной башне, маяку. Практическое назначение минарета связано с публичным призывом правоверных на молитву, который выполняет специальный служащий при мечети – муэдзин.

В области архитектуры ислам выработал систему эстетических категорий, понятия-символы:

· джамал – божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети;

· джалал – божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета;

· сифат – божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенах мечети.

Основная идея всей культовой архитектуры ислама – прославление божественной силы.

Характерная особенность арабского города – компактность застройки, высокие (5-ти, 7-ми, 8-ми, этажные дома).

Литература отличалась жизнерадостным тоном, воспевала воинские подвиги, веселье, любовь, вино. В прозе наиболее популярным был жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В X -XV вв. сложился сборник сказок «Тысяча и одна ночь», сюжеты которых заимствованы у многих народов.

Сформировались свои литературные языки: арабский, персидский, турецкий. Главным достоинством арабской литературы считали красноречие, персидской – идейное содержание и остроумие, а турецкой – правдивость и искренность.

Арабской литературе характерна: образность языка прозы и поэзии, особые жанры поэзии (касыда, газель, рубай).

a) касыда – небольшая поэма, состоящая из двустиший (бейтов), связанных особой системой рифм – моноримом (стихотворение, все строки которого имеют однозвучную рифму по типу аа, аа и т. д.);

b) газель – лирическое стихотворение из 7 или 14 бейтов (двух-строчий). В первом двустишии, как правило, рифмуются обе строчки (аа), далее следует рифмовка через строку;

c) рубай – стихотворная миниатюра, четверостишие, в котором заключена законченная мысль, максима, мудрость, философский вывод, подтекст, намек или мудрое суждение.

Арабы не восприняли античное литературное наследство (в отличие от науки и философии), но на них большее влияние оказала индийская литература в персидской обработке. К наиболее знаменитым поэтам и прозаикам относятся:

· Рудаки (IХ-Х вв.), прозванный Хорасанским соловьем;

· Фирдоуси (940-1025 гг.) – поэма «Шах-наме» (Книга царей);

· Омар Хайяма (1040-1123 гг.);

· Низами (1141-1211 гг.) – поэма «Хамсе» (пять поэм).

В X в. появляется эпос, в котором мифы и история доарабского Ирана сводятся воедино. «Шах-намэ» состоит из 150 тысяч бейтов, описывает 50 царствований мифических, легендарных и исторических правителей Древнего Ирана. Главная тема – борьба добра и света со злом и тьмой. Носителем добра выступает идеальный герой – богатырь Рустам. Он способен свергнуть любого шаха, но ради благополучия и единства страны не делает этого.

Наука и философия греков дошли до европейцев через мусульманских мыслителей. Многое из того, что традиционно принято считать достижениями европейской культуры, справедливее было бы отнести к достижениям мусульманской. Даже термин «гуманность», «человечность» (адамийиат) впервые появился на мусульманском Востоке. Его автором был персидский поэт Саади (XIII в.), выразивший идею гуманности в стихотворной форме.

Читать еще:  Диван кровать из профильной трубы своими руками. Железная кровать - делаем своими руками

До XVI века поток знаний шел прямо от ислама в Европу. Работы мусульманских ученых постоянно переводились на латинский и другие европейские языки, использовались как учебники и практические пособия. Европейские ученые и мыслители постоянно посещали мусульманские научные центры.

Таким образом, арабо-мусульманская культура объединила в единой религиозной системе различные племена. Ислам предложил арабскому миру идею централизации и объединения, новый образ мышления и образ жизни.

Арабо-мусульманской культуре в целом характерна нерасчлененность духовной и практической сфер деятельности человека, неразделенность религиозной и светской власти, слитность законоположений и этики, юриспруденции и праведного образа жизни.

109.201.137.29 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Культура и искусство Арабского Востока

В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо-мусульманской культуре, которая была создана арабскими племенами (от слова «араб», то есть смелый наездник), издревле населявшими западную часть Аравийского полуострова. В социальном плане арабы делились на две части: городское население, основным занятием которого была торговля, и кочевники-бедуины (букв.: люди кочевой жизни), которые разводили верблюдов и другой скот.

Первоначально арабская цивилизация сосредоточивалась в оазисах, которые были торговыми центрами для кочевых племен. Религия доисламской Аравии была языческой, каждое племя верило в своего бога-покровителя, совершая жертвоприношения его каменному идолу, которых насчитывалось около 360, что не способствовало объединению арабов. В своих верованиях арабы обожествляли силы природы, небесные светила, камни, деревья, ручьи. Одним из таких оазисов была Мекка, в которой располагалось общеарабское святилище Кааба (букв.: куб). Она представляла собой небольшое квадратное здание, в стену которого был вмурован черный камень — метеорит, особо почитаемый всеми арабами.

Основы арабской культуры

Население Аравии в VII в. различалось по этническому составу, социальной структуре и культуре. Это затрудняло формирование единого государства. Положение осложнялось многообразием форм религий разных народов, в большинстве своем исповедовавших многобожие. В этой ситуации требовалось единое духовное начало, способное объединить в единое целое все многообразие населения этого региона. Таким средством объединения многочисленных арабских племен в единое государство стала новая мусульманская религия — ислам. По-арабски «ислам» означает «покорность», а название «мусульмане» происходит от слова «муслим» (предавший себя Аллаху).

Ислам создавался на стыке древних европейской и ближневосточной культур. Основателем ислама стал арабский купец из племени курейш Мухаммед, который в 610 г. объявил себя пророком единого и всемогущего бога Аллаха. Постепенно сложился культ и догматика новой религии, в основу которых легли проповеди Мухаммеда. После его смерти они были записаны его учениками и составили священную книгу мусульман — Коран. Основанная Мухаммедом мусульманская община стала религиозным и политическим центром объединения Аравии.

Основу вероучения ислама составляют его так называемые «пять столпов»:

  • • вера в единого бога Аллаха и его пророка Мухаммеда;
  • • ежедневная пятикратная молитва — намаз;
  • • ежегодный пост в месяц рамазан — ураза;
  • • обязательная милостыня, налог в пользу бедных — закят;
  • • паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни — хадж.

Ислам строго монотеистичен, но его монотеизм имеет свои

особенности. Культ Аллаха включает в себя признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного бога, от которого зависит жизнь и смерть всего живого. Весь мир своим существованием обязан воле Аллаха. Культ Аллаха становится основой мусульманского фатализма — идеи предопределенности человеческих поступков. Аллах все знает и направляет правоверных в их жизни. Отсюда — человек в исламе не является самоценностью, как в христианстве. Его жизнь — не более чем пушинка в руках Бога, который является единственным безусловным и самоценным в мире. Сила Аллаха также не может воплощаться в отдельном человеке. Это возможно только в мусульманской общине — умме, которая становится общностью всех правоверных. Принадлежность к ней выше, чем деление на расы, роды, племена. Мусульманская культура практически не признает замкнутости, пропагандируя принцип социальной мобильности. Человек может быть рожден рабом, но случай, дарованный ему Аллахом, сделает его эмиром или султаном. Но в то же время умма контролирует жизнь каждого мусульманина, его образ мыслей, предписывая должное поведение и, в случае необходимости, делает его воином ислама для защиты этих ценностей. Воспитанию необходимого для этого фанатизма (каждый мусульманин должен быть готов умереть в священной войне с неверными — джихаде) помогал намаз, а также культивировавшееся чувство превосходства над неверными. Этому способствовали и экономические рычаги — в исламских государствах неверные облагались более высоким налогом, чем мусульмане.

Читать еще:  Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально — художественного развития дошкольников. Досуг "зимняя музыкальная гостиная"

Перечисленные основные положения ислама, а также его космология (представления об устройстве Вселенной), эсхатология (представления о конце света), вера в мессию — спасителя мира, являющиеся синтезом иудейских, христианских и местных арабских представлений, не объединяются в систему жестко закрепленных догматов. Это привело к возникновению различных течений внутри ислама, важнейшими из которых стали суннизм и шиизм, образовавшиеся вскоре после смерти Мухаммеда. Для суннитов источником веры помимо Корана является также и Сунна — жизнеописание пророка Мухаммеда, для шиитов она не является авторитетом. Также сунниты и шииты различаются своим отношением к власти — сунниты говорят о выборе правителя из рода Мухаммеда, шииты утверждают божественную природу власти, передающуюся по наследству от халифа Али, который правил в 656—661 гг.

Из возникших внутри ислама течений наибольшее влияние на художественную культуру арабов оказал суфизм — мусульманский мистицизм, до сих пор пользующийся большим уважением в исламском мире. В основе его лежал аскетический идеал, презрение к земным благам, стремление к мистическому слиянию с Аллахом. Внешне это находило свое выражение в ношении грубого плаща из овечьей шерсти — суфы, давшего название всему движению. Суфии отказывались от обязательных для всех мусульман обрядов и условностей (намаз и пр.), а заменяли их обрядом радения (коллективным молением с хождением по кругу) — зикром, который должен был способствовать слиянию с божеством, мистическому экстазу. Разные направления суфизма достигали этого как экстатическим трансом (например, доводя себя песнями и плясками до исступления), так и глубоким внутренним сосредоточением. Это был единственно подлинный путь познания Бога, так как ни разумное постижение его законов, ни строгое выполнение предписанных обязанностей не могли привести к желаемому результату.

В результате арабских завоеваний новая религия вышла за пределы Аравийского полуострова и устремилась на восток и на запад. В ходе этой экспансии она столкнулась с культурой стран, где еще в глубокой древности сложились центры мировой цивилизации. Прекрасные города, украшенные дворцами и храмами, статуями и другими произведениями искусства, становились на первых порах источником военной добычи. Со временем мусульманские завоеватели соединили свою религию с духовными и художественными ценностями покоренных ими народов и развивали свою собственную культуру. Этот процесс сопровождался активной исламизацией завоеванных народов. Языческие народы, покоренные мусульманами, обычно были уже подготовлены к принятию единобожия собственным развитием, они с охотой принимали ислам, отказываясь от своих племенных богов. Христиане, иудеи и зороастрийцы поощрялись к принятию ислама экономически — мусульмане платили единственный налог-десятину — ушр, а немусульмане были обязаны выплачивать более тяжелый поземельный налог — харадж (до двух третей урожая) и подушную подать — джизью.

Языком новой формирующейся культуры с самого начала стал арабский язык. Поэтому процессы арабизации протекали неразрывно с ходом исламизации. Арабский язык был неразрывно связан с Кораном, так как священная книга мусульман была дана Мухаммеду именно на этом языке. И все мусульмане независимо от своего происхождения были обязаны знать, понимать и цитировать Коран на арабском языке. Кроме того, знание арабского языка давало многочисленные преимущества, так как он был средством общения и официальным языком на территории арабского халифата. Это способствовало распространению языка, а также его развитию — арабский язык в течение неполного века из языка бедуинов Аравии превратился в официальный язык ученых и философов. А воинственные бедуины скоро стали покровителями наук и философии, меценатами, способствующими развитию искусства, и особенно литературы. Практически все халифы, эмиры, султаны стремились прослыть таковыми. Но из городов арабского мира крупнейшими центрами науки и искусства были Багдад, Каир, Кордова, Севилья, Гранада. Там жили и работали не только мусульманские ученые, поэты и философы, но и христианские и иудейские, приезжавшие учиться у арабов, отличавшихся в то время веротерпимостью и духом свободы.

Источники:

http://www.myshared.ru/slide/844151/
http://studopedia.ru/10_270191_arabo-musulmanskaya-kultura.html
http://studref.com/662491/kulturologiya/kultura_iskusstvo_arabskogo_vostoka

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии