Кто является жертвами темного царства в грозе. “Темное царство” и его жертвы (по пьесе А

Кто является жертвами темного царства в грозе. “Темное царство” и его жертвы (по пьесе А

Жертвы тёмного царства по пьесе Гроза Островского

Островский является автором произведения Гроза. В данном произведении автор описывает действующих персонажей в большинстве своём, как тёмных людей. А место где они проживали он называет темным царством.

Главными персонажами которых являются жертвами темного царства предстают:

Катерина – это девушка, которая выросла в родительском доме не зная горести. Её воспитала её матушка и отдавала ей всю свою любовь. Но семья была вынуждена отдать девушку замуж в раннем возрасте. После этого она вынуждена была стать, по воле судьбы заложницей мужа и его матери. Возможно если бы Кабаниха не занималась тиранией, то её сын смог бы полюбить девушку, и они начали жить счастливо. Но он слишком труслив, для того чтобы противостоять воли матери.

Тихон является вторым персонажем, который предстаёт жертвой темного царства, он является сыном Кабанихи, а также он является очень трусливым человеком. На это есть своя причина. Его всю свою жизнь его не любила его мать и постоянно его ругала и попрекала. Чтобы он не совершил, он всегда был виноватым.

Варвара является третьей жертвой темного царства, она влюблена в одного парня и в конце произведения бросает всё и сбегает вместе с ним. Она является полной противоположностью главной героини, по имени Катерина. С самого детства, она научилась врать и лгать своей матери. Она не выпускала ни одной возможности, для того чтобы воспользоваться шансом соврать.

Кулигин – начинающий изобретатель, который мечтает обрести известность и достичь просветления в своём увлечении. Главное что его интересует это развитие города и создание новых уникальных изобретений. Но с другой стороны ему становится понятно, но никто из горожан не способен разделять его мнения и увлечения. Возможно у него есть большой талант, но к сожалению он является бедным человеком.

Основными действующими персонажами являющимися главами темного царства являются:

– Кабаниха – эта жестокая и очень жадная женщина. У неё есть двое детей сын и дочь. Но она считает что они не способны прожить свою жизнь без её нравоучений. Именно поэтому она каждый день старается воспитывать и ухаживать своим детьми, и учит их как необходимо жить правильно. Она не знает и не понимает ничего в светлых и чистых чувствах. Каждый день она издевается над своей невесткой по имени Катерина. Ей не составляет труда обидеть своего сына. А её дочь Варвара, всегда старается прислуживать своей матери.

– Следующим персонажем, который является представителем темного царства является Дикой. Это человек, который всю свою жизнь прожил в сплетнях и различных спорах. Он вечно пытается заработать лишние деньги на несчастье других людей.

2 вариант

Большинство произведений Островского имеют одну схожесть, во многих произведениях он показывает всю социальную несправедливость общества, то каким общества является на самом деле с точки его зрения. В его произведениях можно проследить, как он описывает людей, как злых, алчных, имеющих свои определенные негативные стороны.

Созданная автором Островским, Гроза, является драмой, а мир который описывает автор многие критики решили назвать «тёмным миром». Персонажей темного мира, с первого взгляда в рассказе немного, однако этот мир, поглощает всех, кто оказывается в нём, каждый кто в нем оказался со временем начинает терять свою человечность.

Первым персонажем оказавшимся в темном царстве, оказывается Катерина. Это добрая, я честная, чистая девушка, которая по воле судьбы оказалась замужем в раннем возрасте. Несмотря на прожитые года с мужем, ей не удалось испытать светлые чувства любви, однако она пыталась полюбить своего мужа всем сердцем. Проживая с мужем, она всё время ощущала на себе тиранию Кабанихи, матери мужа. Несмотря на доброту девушки, свекровь всячески пытается унизить и обидеть её.

В городе Калинове, на Волге, по рассказам автора, главенствует темный мир, который поглощает каждого кто, оказывается в нем. Здесь имеют власть лишь только те, у кого больше всего богатства и власти. Моральная планка города очень низка, вся жизнь в нём основывается на лжи, предательстве, власти. Каждый кто здесь находится, становится вором, обогащается лишь с чувством собственной выгоды, обманывает и льстит в целях получить желаемое.

Катерина, отчаянно пытается вырваться из этого мира, однако она понимает что сделать это невозможно, где бы она ни находилась, тёмное царство будет её преследовать везде. В этом городе где всё устроено лишь на собственной выгоде. Например Варвара, говорит Катерине, что лишь абсолютная ложь скрепляет их семью. Борис, никак не может понять, почему Катерина желает рассказать о их связи своего мужу и свекрови, наоборот он весьма удивлен её порыву признаться в совершенном грехе.

Читать еще:  Почему раньше фотографировали мертвых людей как живых. Рисование неодушевлённых предметов

Следующим героем темного царства является муж Катерины, Тихон. Сам по себе и Тихон является С добрым, тихим, заботливым мужем, Однако влияние матери на его жизнь, имеет слишком большое значение, под её властью и силой, Тихон сломлен, у него нет собственного мнения. Он не понимает что он может жить собственным умом и начать противиться воле собственной матери, которая без конца, только и делает что указывает как жить своему сыну. Он любит свою жену, но ему не хватает силы воли и храбрости, защитить её перед своей матерью.

Также читают:

Картинка к сочинению Жертвы тёмного царства по пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

В жизни каждого человека происходят встречи, которые меняют полностью мировоззрение и саму судьбу. Так произошло и у меня.

Практически каждый человек знаком с творчеством великого автора Василия Шукшина. Огромное количество его творений связаны с темой деревни и людей, которые живут там. Василий описывал людей

Каждый человек не может долго находится вне социума и нуждается в общении и поддержке. Особенно в критических жизненных ситуациях. Одиночество – трудный период в жизни любого, и не все могут

Произведение является составной частью авторского цикла, повествующего истории жизни русских праведников.

Иван Жилин – главный герой рассказа Кавказский пленник. Служит офицером на Кавказе. Сам небогатый дворянин, невысокого роста, но может постоять за себя.

1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

«Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.

«Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно.

«Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли изменяться… – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы…находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Страшна и тяжела для каждого попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой темной массы. Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни. В своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу прихотям, ни во что не ставя всякие законы и логику, «самодуры» жизни начинают ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему. Они ожесточенно ищут своего врага, готовы напуститься на самого невинного, на какого-нибудь кулигина: но нет ни врага, ни виновного, которого могли бы уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут… Они не хотят уступать, хлопочут только о том, как бы на их век стало…

Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила, говоря о крахе устоявшегося мира: «И хуже этого, милая, будет», и в ответ на слова странницы: «Нам бы только не дожить до этого». Кабаниха веско бросает: «Может, и доживем». Она только тем и утешается, что еще как-нибудь с ее помощью простоят старые порядки до ее смерти.

Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.

Образ Катерины – важнейшее открытие Островского – открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. Отношения Катерины и Кабанихи в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта. В душе вполне «калиновской» по воспитанию и нравственным представлениям женщины рождается новое отношение к миру, чувство, еще не ясное самой героине: «Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю». Проснувшуюся любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе не допускает компромисса. Уже осознав свою любовь а Борису, она изо всех сил противится ей, но не находит опоры в этой борьбе: «точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, так как она почувствовала над собой власть грешной страсти. Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: «Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Читать еще:  «В лесу родилась ёлочка»: жизнь и судьба Раисы Кудашёвой. Раиса Кудашева: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла

Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение, и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще более тяжкий: «Все равно уж душу свою погубила». Полная невозможность примирить свою любовь с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивают Катерину.

Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Темное царство в пьесе “Гроза” – что это?

Темное царство в пьесе «Гроза» Островского – это аллегорическое высказывание знакомо всем с легкой руки его современника, литературного критика Добролюбова. Именно так Николай Иванович счел нужным охарактеризовать тяжелую социальную и моральную атмосферу в городах России в начале XIX века.

Островский – тонкий знаток русской жизни

Александр Николаевич Островский совершил яркий прорыв в русской драматургии, на что и получил достойную статью-рецензию. Он продолжил традиции русского национального театра, заложенные Фонвизиным, Гоголем, Грибоедовым. В частности, Николай Добролюбов высоко оценил глубокое знание и правдивое отображение драматургом специфики русской жизни. Показанный в пьесе приволжский город Калинов стал своеобразной моделью всей России.

Глубокий смысл аллегории «темное царство»

Темное царство в пьесе Островского «Гроза» – четкая и емкая аллегория, созданная критиком Добролюбовым, имеет в своей основе и широкое социально-экономическое объяснение и более узкое – литературное. Последнее сформулировано относительно провинциального города Калинова, в котором Островский изобразил усредненный (как сейчас говорят – среднестатистический) русский городишко конца XVIII века.

Широкий смысл понятия «темное царство»

Ведь вдумчивый читатель, интересующийся историей, четко себе представляет, о какой России (конец XVIII века) идет речь. Огромная страна, фрагмент которой показал драматург в пьесе, жила по старинке, в то время, когда в странах Европы динамично происходила индустриализация. Народ был социально парализован крепостным правом (которое отменили в 1861 году). Еще не строились стратегические железные дороги. Народ в своей массе был безграмотным, необразованным, суеверным. Фактически государство социальной политикой занималось мало.

Все в провинциальном Калинове как бы «варится в собственном соку». Т. е. люди не задействованы в крупных проектах – производстве, строительстве. Их суждения выдают полную некомпетентность в простейших понятиях: например, в электрическом происхождении молнии.

Темное царство в пьесе Островского «Гроза» – общество, лишенное вектора развития. Еще не оформился класс промышленной буржуазии и пролетариата… Финансовые потоки общества не были сформированы недостаточными для глобальных социально-экономических преобразований.

Темное царство города Калинов

В узком же смысле – темное царство в пьесе «Гроза» – это образ жизни, присущий мещанству и купечеству. Согласно описанию, данному Островским, в этом сообществе абсолютно доминируют зажиточные и наглые купцы. Они постоянно осуществляют психологический прессинг на окружающих, не обращая внимания на их интересы. Управы нет на этих упырей, которые «поедом едят». Для этих самодуров деньги эквивалентны общественному положению, а человеческая и христианская мораль – не указ в их поступках. Практически они творят, что им заблагорассудится. В частности, реалистичные, художественно-завершенные образы – купец Савел Прокопьевич Дикой и купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова – инициируют «темное царство» в пьесе «Гроза». Что это за персонажи? Рассмотрим их подобней.

Читать еще:  Шостакович краткая биография для детей. Биография Дмитрия Шостаковича о главном для детей

Образ купца Савелия Прокофьича Дикого

Купец Дикой является самым богатым человеком Калинова. Однако состоятельность в нем граничит не с широтой души и хлебосольством, а с «крутым нравом». И понимает он свою волчью натуру, и хочет как-то измениться. «О посту как-то, о великом, я говел…» Да самодурство является его второй натурой. Когда к нему приходит «мужичонка» с просьбой одолжить денег, Дикой грубо его унижает, более того, дело едва не доходит до избиения несчастного.

Этот человек не всегда был богат. Однако он пришел к состоятельности путем примитивной агрессивной сложившейся социальной модели поведения. Отношения с окружающими и родственниками (в частности, с племянником), он строит на одном только принципе: унизить их, формально – лишить социальных прав, а затем воспользоваться ими самому. Впрочем, ощутив психологический отпор от человека с равным статусом (например, от вдовы купца Кабанихи, он начинает к нему относиться более уважительно, не унижая). Это – примитивная, двухвариантная схема поведения.

За грубостью и подозрительностью («Так ты знай, что ты – червяк!») скрыта жадность и корысть. Например, в случае с племянником он фактически лишает его наследства. Савел Прокофьич вынашивает в душе ненависть ко всему окружающему. Его кредо – рефлекторно всех давить, всех подминать, расчищая для себя жизненное пространство. Живи бы мы в это время, такой идиот (извините за прямоту) вполне бы мог, просто посреди улицы, ни за что ни про что избить бы нас, просто для того, чтоб мы перешли на другую сторону улицы, расчистив для него путь! А ведь такой образ был привычен для крепостной России! Не зря ведь темное царство в пьесе «Гроза» Добролюбов назвал чутким и правдивым отображением российской действительности!

Образ купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой

Ханжество – вот ее ключ к манипулированию людьми. У купчихи – двойная мораль. Формально и внешне следуя христианскому культу, она далека от настоящего милосердного христианского сознания. Наоборот, свой статус оцерквления она трактует, как своеобразную сделку с Богом, считая, что ей дано право не только поучать всех окружающих всему, но и указывать, как им следует поступать.

Этим она занимается постоянно, совершенно уничтожив своего сына Тихона, как личность, и подтолкнув невестку Катерину к самоубийству.

Если купца Дикого, встретив на улице, можно обойти, то относительно Кабанихи дело обстоит совсем иначе. Если можно так выразиться, то она непрерывно, постоянно, а не не эпизодически, как Дикой, «генерирует» темное царство в пьесе «Гроза». Цитаты произведения, характеризующие Кабаниху, свидетельствуют: она зомбирует своих близких, требуя, чтобы Катерина кланялась мужу, когда тот входит в дом, внушая, что «матушке перечить нельзя», чтобы муж давал строгие наказы жене, а по случаю и избивал ее…

Слабые попытки противостоять самодурам

Что же противопоставляет сообщество города Калинов экспансии двух вышеупомянутых самодуров? Да практически ничего. Те пребывают в комфортном для себя социуме. Как писал Пушкин в «Борисе Годунове»: «Народ безмолвствует…». Кто-то, образованный, пытается робко высказывать свое мнение, как инженер Кулигин. Кто-то, как Варвара, искалечил себя морально, живя двойной жизнью: поддакивая самодурам и делая, что самой заблагорассудится. А кого-то ждет внутренний и трагический протест (как Катерину).

Заключение

Встречается ли в нашей обыденной жизни слово «самодурство»? Мы надеемся, что для большинства наших читателей – гораздо реже, чем для жителей крепостного города Калинова. Примите сочувствия, если самодуром является ваш начальник, либо кто-либо из семейного круга. В наше время это явление не распространяется сразу на весь город. Однако оно местами существует. И из него следует искать выход…

Вернемся к пьесе Островского. Создают «темное царство» в пьесе «Гроза» представители. Их общие черты – наличие капитала и стремление доминировать в обществе. Однако доминирование это не опирается ни на духовность, ни на созидательность, ни на просвещение. Отсюда вывод: следует изолировать самодура, лишив его возможности руководить, а также лишая общения (бойкот). Самодур силен, пока ощущает незаменимость себя любимого и востребованность своего капитала.

Следует просто лишить его такого «счастья». В Калинове сделать это не представлялось возможным. В наше время это реально.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/zhertvy-tyomnogo-carstva-po-pese-groza
http://lit.wikireading.ru/44519
http://fb.ru/article/169419/temnoe-tsarstvo-v-pese-groza—chto-eto

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии