Кто такие хиппи и что они носят. Поколение хиппи: независимая коммунистическая субкультура в ссср
Субкультура хиппи: история, характеристика, особенности
Иногда на улицах мы замечаем странных людей, которые резко выделяются из общей массы. У них другая одежда, странный макияж либо полное его отсутствие, что вызывает некоторое недоумение у современных дам, привыкших к правильности дневного и вечернего облика. Возможно, эти странные люди говорят на своём языке, смеются над понятными только им шутками. Кто они? Это представители какой-либо субкультуры, то есть они представляют целое внутри целого. Субкультура хиппи появилась невероятно давно, но её актуальность осталась прежней, так как трудно найти столь приятный стиль, позволяющий оставаться собой и радоваться мелочам.
Откуда идёт начало?
История субкультуры хиппи началась ещё в 60-х годах минувшего века. В США представителей называли «детьми цветов», отмечая таким образом их идеологию, любовь к натуральным украшениям и цветочным узорам. Кроме того, хиппи всегда агитировали свободную любовь, лояльность ко всему живому, отрицали первенство материальных ценностей и противились насилию и войнам. Можно сказать с уверенностью, что классическую молодёжную субкультуру хиппи характеризуют романтизм и культурная возвышенность. Невероятно удобный, добрый и фантазийный стиль стал весьма популярен и незаметно пробрался во все сферы жизни человека.
В особенности хиппи полюбили в музыке и кино. Классикой рока стала Дженис Джоплин, чей голос со знаменитой хрипотцой совмещал красоту смысла и силу подачи. А что же говорить о художественной литературе или поэзии? Естественно, были люди, отрицающие свою приверженность к какой-либо субкультуре, но основные моменты прослеживаются сразу. Хиппи любят свободу, выступают за мир во всём мире, во главу угла ставят любовь и превосходство морального над материальным. На сегодняшний день самым молодым хиппи, заставшим рассвет культуры, уже перевалило за 40, но это вовсе не означает ее своеобразный закат. Скорее, происходит некоторое изменение основных моментов течения, и хиппи остаются. Из последних творческих представителей советских хиппи можно выделить московскую поэтессу Умку, а вот современные деятели перечислению просто не поддаются.
Культура как таковая
Каждое общество характеризуется своей культурной целостностью, но отнюдь не однородностью. Культура города, к примеру, явно отличается от сельской, официальная имеет резкие различия с народной. Даже по возрастному критерию различаются культуры, ведь редкий взрослый человек будет хорошо и стильно смотреться в костюме с изображением мультипликационных героев, в то время как для детей это мода. Таким образом, любая культура являет собой целый мир, охватывающий все сферы, тенденции и традиции. Развитое общество не может обойтись без деления на субкультуры, так как в основе этого лежит сам факт развитых социальных отношений, а это процесс здоровый и нормальный, позволяющий осваивать прогрессивные формы и явления.
Субкультура хиппи также не смогла за прошедшие годы обойтись без перемен и потому впитала и переосмыслила возможные пути развития. Попытки запрета и цензуры порождают наиболее страшные формы сообществ, агрессивные группы и движения. Но это скорее отклонение от правил, а в целом появление субкультур способствует обогащению и омоложению общества.
Первопроходцы
В основном первыми субкультуры осваиваются молодыми людьми, восприимчивыми ко всему новому и заинтересованными в поиске себя. Молодёжь, в принципе, является представителем своей культуры и отличается от других групп. Обычно они общаются на своём языке, слушают понятную только им музыку и имеют своё представление о стиле. В основе деления молодёжи на группы стоит социальная позиция, образ жизни и даже альтернативное творчество. Есть у многих социологов свои взгляды на классификацию молодёжных культур.
Хиппи – это субкультура весьма романтичная и в некотором смысле новая, что роднит её с индеанистами, толкинистами и даже байкерами. Все перечисленные любят свободу, природу, приключения и умеют ценить перемены. Движение «хиппующих» имеет волновой характер, причём началось всё с конца 60-х годов. С 1989 года произошла корректировка численности приверженцев движения, но уже с середины 90-х субкультура хиппи вернула себе популярность. Преимущественно это школьники и студенты, стремящиеся к самопознанию и развитию.
Из мира фантазий
Многие противники появления каких-либо субкультур обосновывают своё категорическое невосприятие инфантильностей членов движения. Но ведь на самом деле человек, стремящийся уйти от материального и жить исключительно наслаждениями, вряд ли захочет планировать свою жизнь наперёд, уделять внимание выплате кредитов или прочим долговым обязательствам. “Дети цветов” не зря оказываются именно детьми, так как они любят всё яркое, красочное и по-детски непосредственное. Им чужды покупные украшения и одежда с модными лейблами. Хиппи не станут забивать себе голову пустяками, носить корректирующее белье и высокие шпильки, ведь главное – это удобство, которое лишь дополняется красотой, даже превалируя над ней.
Многие фильмы и песни написаны именно в этом волшебном состоянии и в тот период, когда авторы «хипповали». Потрясающий фильм «На гребне волны» рассказывает историю молодых и безбашенных экстремалов, которые «не желают дожить до тридцати» и стремятся попробовать всё в жизни. Их день проходит весело и невероятно быстро, потому что они не думают о работе, проводят свободное время в компании друзей, занимаются серфингом и прыгают с парашютом, чтобы снять стресс. При этом у ребят своя философия, вера в лучшее и желание оправдать все свои действия. Пусть в какой-то мере такое поведение является утопичным, но ведь здесь прослеживается субкультура хиппи в её основных положениях. Герои уходят от реальности и не понимают последствий своих поступков вплоть до того момента, когда проливается кровь.
Современные хиппи
Сейчас молодёжь немного изменилась, и, соответственно, культура стала другой. Можно сказать, что народ стал более прагматичным и менее романтичным. Зачем уходить к костру с ночёвкой, если дома есть центральное отопление, телевизор, безлимитный интернет и полный холодильник? Если есть желание, то всегда можно включить музыку и спеть песни в кругу друзей. А странным нарядом сейчас никого не удивишь, ведь именитые модельеры выпускают своих моделей в куртках со швами наружу, мятых брюках и джинсах, порванных по швам. Молодёжная субкультура хиппи стала схожа до степени смешения с популярным «гранжем», а это стиль, который считают равносильным абсолютному пренебрежению собственным внешним видом. В хиппи нет неряшливости или грязи, есть лишь удобство и простота. Быть стильным хиппи просто, если вдумчиво комбинировать подбираемые наряды. Рубашки и топы из натуральных тканей, брюки и юбки, которые так приятно льнут к телу, обувь, в которой нога отдыхает, а не сжимается, получая мозоли. Маленькие клатчи или абсурдно огромные сумки придуманы исключительно с целью создать интересный ансамбль, но с удобством они ничего общего не имеют. Поэтому сумки простые и вместительные.
Как музыка связывает людей
Нельзя полностью подчинить свою жизнь одной идее и оставить в стороне досуг. Несмотря на существующую генерационную замкнутость, молодёжь в стране живёт в общем с другими поколениями социокультурном пространстве. Поэтому субкультура пропитывает все сферы, растворяясь в них и связывая с другими движениями. Не так давно ярым представителем «хиппующей» молодёжи стала музыкальная группа «Чили», солистка которой с невероятно сильным голосом даже внешне оказалась в тренде. Её рыжие волосы до талии свободно падают вниз, лоб обхватывает плетёная повязка, цветастая юбка или платье не стесняют движений, а широкая улыбка тянет улыбнуться в ответ. И вдруг стиль стал популярен в стране, люди снова поняли прелесть свободы, любви и творчества.
В обществе
Хиппи презирают устоявшиеся понятия и замшелые традиции. Они критикуют ценности среднего класса, протестуют против войны и применения ядерного оружия. Хиппи довольно религиозны, они просвещают некоторые аспекты религий, отличающихся от иудаизма и христианства. Хиппи придерживаются свободных нравов в сексуальной области, они протолкнули сексуальную революцию, предложили легализовать употребление психоделических средств. Словом, для хиппи актуальна идеология ненасилия, свободная от доктрин, мир во всём мире, свобода личности. Мировая легенда – группа The Beatles – завоевала своими песнями весь мир, хотя самые выдающиеся исследователи признают, что их музыка слишком проста, а тексты граничат с примитивностью. Вот чем прелестна субкультура хиппи. Фото и видео с ними привлекают, зовут расслабиться и отрешиться от мира. В таком настроении и рождаются подлинные шедевры.
Хиппи в СССР
Бытует мнение, что капризам моды подвержены исключительно женщины. Ведь, как заметил выдающийся французский модельер прошлого века Ив Сен-Лоран, «мода не просто делает женщин красивыми, она дает им уверенность в себе». Вот и трудятся в поте лица своего модельеры, ювелиры и парфюмеры всех стран, изобретая все новые и новые одежды, головные уборы, украшения, косметику и благовония, чтобы прекрасная половина человечества становилась еще прекрасней.
Мужчины по природе своей склонны к консерватизму в одежде и менее озабочены своим внешним видом. Но и им избегнуть влияния моды не дано. Ничего зазорного для сильного пола в этом не просматривается. Еще Пушкин был уверен: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».
Однако в недалеком прошлом, на памяти старшего поколения, борьба с некоторыми проявлениями моды велась в СССР на уровне государства.
Ветер перемен
После Великой Отечественной войны население разоренной страны жило бедно, да и с ширпотребом было негусто: самыми массовыми видами
верхней одежды оставались фронтовая шинель и телогрейка или ватник. Стриглись мужчины коротко, в основном «под бокс», а женщины украшали головы шестимесячными химическими завивками. Зарубежные моды в СССР практически не попадали: железный занавес, опустившийся на страну с началом холодной войны, надежно оберегал население от «тлетворного влияния Запада».
Ситуация стала меняться с приходом к власти в СССР Никиты Хрущева. Он загорелся идеей мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими системами. Выезды «делегаций трудящихся» за рубеж, хотя и под контролем КГБ и в основном в страны социалистического лагеря, перестали быть экстраординарными.
А в 1957 году в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, собравший 34 тысячи гостей из 131 страны мира. И вот тут москвичи увидели, что одеваться можно не только в черное и серое, но и в разноцветное – и это красиво. И можно иметь, как Ленский в «Евгении Онегине» Пушкина, «кудри черные до плеч» – и это совсем не безобразно. Пусть даже курчавостью волосяного покрова бог обделил.
Так началось в СССР робкое приобщение молодежи к широко распространенным на Западе веяниям. Стали набирать популярность джинсы и кеды, на частных вечеринках молодежь танцевала рок-н-ролл. Правда, обзавестись джинсами удавалось немногим, в широкую продажу они не поступали и на черном рынке стоили неимоверных денег. А рок-н-ролл записывался нелегально на «ребрах» -старых рентгеновских снимках.
Долой вашу мораль!
В 1960-х годах в Соединенных Штатах возникло молодежное движение хиппи и быстро набрало популярность. Хиппи отвергали лицемерие пуританской морали, превыше всего ценили свободу в самом широком понимании этого слова, резко выступали против Вьетнамской войны, которую вела тогда Америка. Их лозунгом было Make love, not war! («Занимайтесь любовью, а не войной!»). Отличительной чертой хиппи стали волосы до плеч у молодых людей.
И эта мода очень быстро перекочевала в СССР. Казалось бы, советское государство, воюющее с американским империализмом, должно было всячески поддерживать пацифистов хиппи, и лояльно относиться к их последователям в своей стране. Но идеология хиппи, требующая безбрежной свободы, категорически противоречила марксизму-ленинизму, проповедующему диктатуру пролетариата. То есть принуждала членов общества к неукоснительному следованию постулатам, выработанным Коммунистической партией Советского Сою^а и правительством страны и ими же провозглашенным единственно верными.
В СССР между тем нарастала, особенно среди молодежи, усталость от регламентации всего и вся, практикуемой его престарелыми вождями. Идеи хиппи, основанные на откровенном презрении к нормам поведения, принятым в американском обществе, оказались востребованными в стране, где человек с младых ногтей был под отеческим присмотром партии, комсомола и Комитета государственной безопасности СССР.
Известная ныне писательница и феминистка Мария Арбатова, в отрочестве «хипповавшая», вспоминает: «Я, как любой протестный подросток, туда (в компанию хиппи) влилась и начала переодеваться, потому что основной „месседж” (послание) обществу хиппи давали своей идиотской одеждой. За которую нас хватали, тащили в милицию, мальчиков били, девочек пугали».
Но нарядиться в вызывающую одежду, ходить босиком и носить на запястьях «фенечки» – разноцветные вязаные браслеты, предаваться свободной любви – это было далеко не всем по нраву, кто противился культивируемому единообразию. А вот обзавестись длинными волосами а-ля хиппи стало модно, это поветрие получило широкое распространение среди подростков и юношей. Тем более что длинные волосы носила бешено популярная во всем мире ливерпульская четверка – рок-группа The Beatles, произведения которой различными путями проникали и в СССР.
Борьба с напастью
Столь откровенное подражание загнивающему Западу раздражало власть, стремившуюся всех причесать под «моральный кодекс строителя коммунизма».
На борьбу с длинными волосами и сопутствующей им вызывающей одеждой были мобилизованы школа, комсомол, милиция, средства массовой информации. В сознание общества внедрялась мысль, что мода, пробравшаяся с той стороны железного занавеса, разлагающе действует на неокрепшее сознание молодежи и подталкивает ее чуть ли не к предательству Родины. Так же, как и пришедший из-за океана джаз, о котором в начале 1960-х годов был популярен слоган «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». А потому обязанность каждого советского патриота – всеми способами отвращать молодых людей от чуждого влияния.
В школах учителя по рекомендации отделов народного образования выставляли у входа комсомольские посты из числа наиболее сознательных школьников. Они ножницами вырезали у волосатиков приличный клок, и носителям прически под хиппи ничего не оставалось, как идти в парикмахерскую.
Районные комитеты комсомола практиковали создание комсомольских патрулей из числа членов бригад содействия милиции – бригад-мильцев. Они, расхаживая по главным улицам городов с красными повязками, останавливали молодых людей с нестандартными прическами и одеждой и либо также прибегали к ножницам, либо направляли соответствующие петиции по месту учебы или работы подозреваемых. Для последних это могло кончиться в лучшем случае проработкой на комсомольском собрании, но по совокупности с другими «грехами» могло привести и к отчислению из учебного заведения.
Один из отчисленных из МГИМО студентов вспоминал, что в вузе «было несколько инцидентов, когда студентов заставляли бриться и менять свою прическу (особенно это касалось длинных волос у мальчиков)».
В 60-70-х годах прошлого века над длинными волосами глумились карикатуристы. В популярном журнале «Крокодил», например, в 1969 году был опубликован рисунок кудлатого пьяного молодого человека в лаптях на фоне бутылок на столе и гитары у стены. Подпись гласила: «Я им докажу, что наш хиппи -это не какой-нибудь там западный!» А в 1974 году в том же журнале на карикатуре лев в клетке говорит, глядя на длинноволосого посетителя зоопарка: «Мне бы такую гриву!»
Конечно, и в Советском Союзе здравый смысл в конечном счете брал верх. Но многие судьбы были изломаны из-за нетерпимости к разнообразию мнений и вкусов. И в теперешней России находится немало бескомпромиссных воителей за нерушимость «нравственных и моральных скреп». Они громят выставки, срывают спектакли, ломают чьи-то судьбы.
“Они создали лучший вариант коммунизма”. Хиппи в СССР
Режиссер из Эстонии Терье Тоомисту сняла документальный фильм “Советские хиппи”. Это история о том, как несколько “олдовых” эстонских хиппи отправляются в путешествие из Таллина в Москву, где в Царицынском парке 1 июня по традиции отмечают годовщину разгона антивоенной демонстрации 1971 года. На нее вывел своих соратников лидер и основатель хипповского движения в СССР Юрий “Солнце” Бураков. Более трех тысяч человек, протестовавших против американского вторжения во Вьетнам, было задержано милицией. По легенде, именно Буракову сообщество советских хиппи “Система” (изначально “Солнечная система”) должно быть благодарна своим названием.
“Советские хиппи” в программе “Культурный дневник”
No media source currently available
Итак, в расписанный цветами микроавтобус погрузились: Аксель “Алекс” в качестве водителя, его жена Лариса, Владимир “Кест” Видеманн, Александр “Сась” Дормидонтов, Тыну “Поя” Сампу и Ааре “Бабай” Лойт.
Режиссер Терье Тоомисту рассказывает:
– Мне были интересны люди, достаточно смелые, чтобы жить в советском пространстве согласно собственным ценностям. Мне было важно показать людей, которые были пацифистами при этом очень авторитарном режиме. Мы собирались снять фильм о нескольких эксцентричных личностях, у которых хватило сил жить иначе, чем общество от них ожидало. Но через несколько лет исследований я обнаружила, что это была настоящая субкультура, целое движение.
– Вы можете сравнить западных хиппи и советских? Чем они различаются?
– Западные хиппи больше проявлялись вовне, они выходили на улицы, открыто протестовали, в то время как советские хиппи находились в андерграунде. “Система” была этакой тайной сетью духовно свободных людей. В то же время на Западе в среде хиппи было больше наркотиков. Ранние советские хиппи вели достаточно трезвый образ жизни, только в поздние 70-е начались эксперименты с наркотиками.
– Сейчас в движении хиппи есть политические противоречия?
– Когда началась война на Украине, в сообществе возникло определенное напряжение между россиянами, которые поддерживали вторжение российской армии в Крым, и жителями Украины, которые были настроены очень националистически и протестовали против этого, а также теми, кто принципиально выступал против войны. Большая часть сообщества, как старшего поколения, так и молодежи, осталась верна идеям пацифизма. Однако трение, безусловно, возникло. Например, Алик с Украины (мы показали это в фильме) отказался присоединиться к поездке в Москву, сказав, что никогда его нога не ступит на российскую землю.
Говорит продюсер Лийс Лепик:
– В 2011 году режиссер пришла ко мне с идеей снять фильм о движении хиппи в Эстонии, а возможно, и в Советском Союзе. Она прочла мемуары Владимира Видеманна “Школа магов”. Мы занялись исследованием этой темы, записали множество интервью (некоторые из наших собеседников уже умерли). И в 2013 году организовали в Эстонском национальном музее выставку, посвященную движению хиппи в Эстонии. Хиппи в России, Литве, Латвии узнали, что мы снимаем фильм, и стали присылать нам фото, киноматериал, мы наладили множество контактов. Это было хорошим стартом для съемок. Мы также приняли участие в международной программе Documentary Campus Masterschool, благодаря которой “Советские хиппи” вышел в совместном производстве Эстонии, Германии и Финляндии. Вместить этот огромный материал в 75 минут экранного времени оказалось нелегкой задачей. Мы обсуждали многие варианты, даже думали, не послать ли нам Ааре в Индию. Но в какой-то момент решили, что самое важное для нас в фильме – это история движения. Путешествие – хороший способ показать, что произошло с этими людьми в наши дни. У Акселя были хорошие друзья в Санкт-Петербурге: Гена Зайцев и Валя. Благодаря ему они нам доверились. Таково правило “Системы” – если один ее член кому-то доверяет, то и другие тоже. Мы с Терье были детьми, когда Советский Союз распался. Мы слышали рассказы о жизни в нем только в черно-белых тонах. Но, оказалось, там были цветы, были краски, у жизни в Советском Союзе в то время были разные стороны.
Немецкая исследовательница Юлиане Фюрст самостоятельно изучает советских хиппи в Университете Бристоля. Она посвятила этой теме десять лет.
– Терье сделала выставку об эстонских хиппи, я услышала об этом и поехала в Эстонию, познакомилась с Терье, и мы решили, что будем работать вместе над фильмом. Я работаю в университете, пишу монографию о хиппи. Работала с Museum Wende в Лос-Анджелесе. Потому что, когда я брала интервью у хиппи, я увидела, что у них огромные архивы, и никто их не собирает, люди умирают, и архивы пропадают. Мы получили примерно 15 архивов, большинство из Москвы, но были из Ленинграда, Риги. Я помогла Терье с материалами по истории движения. У меня сейчас 130–150 интервью, тогда была сотня. Передала ей картинки из архива [Анатолия] Азазелло, который очень много рисовал, несколько фотографий Солнца, демонстрации. Ирина Гордеева, которая занимается пацифистами и раньше работала в РГГУ, помогла со связями в Москве, рассказала, с кем она может встретиться.
– Почему вы заинтересовались этой темой?
– Почти случайно. Я написала книгу о молодежи в сталинские времена. Вообще считаю себя специалистом по молодежи. Как-то один проект в Оксфорде возглавил профессор, который хотел сделать сравнительную историю 1969 года. Ему важно было включить все страны Восточной Европы, не только Чехословакию, в которой в 68 году были большие события. Он попросил меня провести исследование о 1968 годе в Советском Союзе. В Советском Союзе [в это время] было очень спокойно, был единственный протест против событий в Праге. Но в архиве Радио Свобода в Будапеште я нашла выпуск “Хроники текущих событий”, там была одна страница о демонстрации хиппи в Москве 1 июня 1971 года. Я очень удивилась: никогда не думала, что в СССР были хиппи, – и захотела исследовать это. Мне интересно отношение общества к “Системе”. Мне кажется, это хороший пример того, как работал поздний социализм, какую дистанцию можно было создать между системой и личностью. А с другой стороны, это показывает, что дистанцию удержать невозможно.
Первые хиппи, которые появились уже в 1967–68 году, в основном в Прибалтике, в Риге, хотели только развлечений: они любили музыку, им нравился такой стиль одежды. И в принципе идеалы хиппи недалеки от коммунизма: коллективизм, солидарность, мир и так далее. Они не видели противоречия социализма с жизнью, которой жили. Потом появились первые статьи в газетах, например, в “Правде” в 1967 году была напечатана статья об американских хиппи, и это была очень симпатичная статья, потому что, ну, это такая капиталистическая молодежь, которая против капитализма, чего уж еще желать. Когда хиппи появились в Советском Союзе, власти смотрели на них с подозрением. Они не знали, что с такими людьми делать: длинные волосы, грязные джинсы – это неприлично. Но, в принципе, жили спокойно и без конфликтов. Перелом наступил после демонстрации 1971 года в Москве. Организовал ее Юра Бураков по кличке Солнце. Недавно я нашла его архив, который хранится у его брата. Там есть рассказ, в котором он описывает эту демонстрацию и свою мотивацию: “Я хочу показать, что наши люди, “волосатые” – тоже хорошие люди, тоже достойные граждане Советского Союза”.
После демонстрации всех арестовали, Солнце выставили предателем перед его людьми. Я думаю, что это не так, хотя правду невозможно узнать нигде, кроме как в архивах КГБ. Его потом часто принудительно отправляли в “психушку”, и если бы он действительно постоянно работал с органами, этого бы не произошло. Возможно, позже его шантажировали, потому что он стал торговать валютой. Но в 1971 году он действовал от чистого сердца, и в рассказе он говорит, что был удивлен, что в Моссовете согласовали демонстрацию через два дня после отказа. Он так хотел ее провести, что даже не подумал о провокации. Потом хиппи уже не пытались интегрироваться в общество, и 10 лет спустя ситуация уже была совершенно иная. Возникли летние лагеря на [реке] Гауе недалеко от Риги, в которых в лучшие годы каждое лето встречались 2–3 тысячи человек. Существуют собственные ритуалы, свой сленг.
– Почему элитарная группа молодежи разрослась, можно сказать, в социальную прослойку?
– Субкультуры почти всегда начинаются с эксклюзивной элитарной группы: есть доступ к вещам из-за границы, меньше страха и так далее. Хиппи были самой могучей субкультурой в Советском Союзе, но “Система” включала и панков, и всех нонконформистов. Это была не только элита, но всегда сохранялось преимущество интеллигенции, горожан – в основном из России, Украины и Прибалтики. Почему она стала такой массовой? Шаг от социализации при социализме к хиппизму был не так уж велик. Но люди думали, что все коммунистические ценности проданы: коллективизм, солидарность, борьба за мир – что все это пустые слова в официальной культуре. В принципе, то, что они создали, было лучшим вариантом коммунизма.
Хиппи были самыми информированными людьми в Советском Союзе, потому что все лето путешествовали из одного города в другой, добирались даже в Среднюю Азию, в Сибирь, на Алтай. В каждом городе, в котором существовала “Система”, было место, в котором они собирались, и каждому оно было известно. Все носили записные книжки с тысячами номеров телефонов. Если ты в городе и никого не знаешь, можешь звонить, и там сразу поймут, что ты свой, и позаботятся о тебе. Это был интернет без интернета – личные связи и знания об этом пространстве. Первое мая – начало сезона, все собирались в Таллине, 1 июня в Царицыно: этакий параллельный календарь. И поскольку все происходило устно и очень лично, КГБ было сложно понять, как это работает. Если людей забирали и допрашивали на “профилактике”, их всегда спрашивали: как вы связываетесь, как узнаете друг друга. И хиппи сами иногда не могли это объяснить. Поведение, внешний вид, особая шутка, тысячи маленьких знаков принадлежности к “Системе”.
– Какую роль, по-вашему, “Система” сыграла в развале Советского Союза?
– “Система”, конечно, не разрушила Советский Союз. Но удивительно, как мало протестов было в 1991 году. Люди продолжали жить, как жили, и в этом “Система” сыграла, по-моему, большую роль. Она показала, что можно создать мир, который минимально связан с официальным. И когда официальная система распалась, это уже не было так важно.
– Какова судьба “Системы” после развала Советского Союза?
– Она существовала потому, что существовала советская система, отвечала на ее репрессии и возможности, и потеряла смысл с ее исчезновением. Она была действительно всесоюзной: прибалтийские и украинские хиппи не считали, что они из разных стран. Хотя сейчас очевидно, что в “Системе” были представлены разные политические взгляды, хиппи о политике мало говорили, разве что выступали против советского строя и не знали, кто из них националист или религиозный фанатик. Это обнаружилось после распада СССР. Прибалтийские хиппи потеряли связь с “Системой”, потому что возникли разногласия с русскими. Это произошло не сразу, а постепенно, и процесс продолжается до сих пор. 2014 год, война на Украине и вообще ситуация с Россией его углубили. Невозможно говорить об одной “Системе”.
В экономическом плане Советский Союз был неплохим местом для хиппи. Жизнь была очень дешева, все должны были работать и что-то зарабатывали, никто не задумывался о завтрашнем дне, о том, где взять денег и как купить квартиру. Потом эти вопросы стали очень важны. Очень многие умерли в 90-е от наркотиков, преступности, болезней. Я бы сказала, что “Система” умерла в середине 90-х только из-за внешних обстоятельств.
– Если сравнить западных хиппи и советских, можно ли сказать, что это две разные “Системы”?
– Уже то, что советские хиппи назвали свое сообщество “Системой”, – это советская особенность. Это немного смешно, потому что у хиппи всегда анархия, отсутствует иерархия, нет никакой системы. И они действительно были более организованными. Только так можно было пережить репрессии. Чтобы быть хиппи, нужно было отдать все. Я бы сказала, советские хиппи были более радикальными и интенсивными. Даже если ты становился хиппи на год, ты должен был дорого заплатить. Чтобы не попасть в армию, мужчинам приходилось провести три месяца в “психушке”. И вторая особенность в том, что советская “Система” существовала намного дольше. Хипповское движение на Западе закончилось в середине 70-х. В Советском Союзе невозможно было развитие: не было публичного дискурса, невозможно было создать коммуны, поэтому хиппи законсервировались в неизменном виде с конца 70-х почти до 90-го года без какого-либо идеологического или стилистического развития. Настоящий застой.
Поскольку на Западе ничего не стоило быть хиппи, то можно было легко и перестать быть им, и вернуться к обычной жизни. Или что-то сделать с этим опытом, например, написать книгу, как Стив Джобс. При наличии штампа с диагнозом “шизофрения” невозможно было сделать даже небольшую карьеру в Советском Союзе. Но Советский Союз распался, и для хиппи открылось много возможностей. Судьбы сложились по-разному: есть люди, работающие на “Яндекс” и в администрации президента Путина, есть люди, которые остались на дне и умерли от алкоголя и наркотиков.
Источники:
http://www.syl.ru/article/169713/new_subkultura-hippi-istoriya-harakteristika-osobennosti
http://zen.yandex.ru/media/xtorik/hippi-v-sssr-5b67109128eb1300ac9a8ed7
http://www.svoboda.org/a/29496639.html