Кто приказал рубо изобразить бородинскую панораму александр. Музей-панорама «Бородинская битва

Кто приказал рубо изобразить бородинскую панораму александр. Музей-панорама «Бородинская битва

История музея

Музей-панорама «Бородинская битва» располагается на западе Москвы, недалеко от Поклонной горы, на месте бывшей подмосковной деревни Фили. Рядом с панорамой «Бородино» находится музей «Кутузовская изба» с экспозицией «Изба Военного Совета», а вокруг сложился целый историко-мемориальный комплекс памятников, посвященных Отечественной войне 1812 года.

В настоящее время Музей-панорама располагает тремя экспозициями, в которых представлено более 1000 произведений батальной и портретной живописи, оружия и обмундирования, предметов декоративно-прикладного искусства и редких книжных изданий. В целом фондовое собрание музея насчитывает более 48 000 предметов.

Центральный экспонат музея – панорама «Бородино» – написана профессором Императорской Академии художеств Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году, к 100-летнему юбилею сражения при Бородине между русскими войсками и Великой армией императора Наполеона 7 сентября 1812 года.

История в датах

13 (1) сентября 1812 в деревне Фили в избе крестьянина Михаила Савостьянова Фролова состоялось заседание Военного совета, на котором было принято решение оставить Москву неприятелю без боя.

Место, на котором находилась изба Военного совета, отмечено памятным знаком, установленным по предложению и на средства Общества офицеров Гренадерского Корпуса. Памятник представлял собой ВЕРСТОВОЙ СТОЛБ со Смоленской дороги, которому была придана форма обелиска.

В 1886 году Обществу хоругвеносцев храма Христа Спасителя разрешено возобновить «Избу Кутузова» на месте бывшей избы, где состоялся Военный совет. В 1887 году ИЗБА ВОЕННОГО СОВЕТА воссоздана по проекту архитектора Д.М. Струкова. Это был один из первых в стране музеев, посвященных Эпохе 1812 года.

Для походного экипажа главнокомандующего М.И. Кутузова, подаренного музею в «Избе Кутузова» правнуком полководца, рядом с избой построен КАРЕТНЫЙ САРАЙ.

Состоялось освящение ЧАСОВНИ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА, построенной возле Кутузовской избы по проекту инженера и архитектора М.Н. Литвинова,

11 сентября 1912 года в Москве на Чистых прудах состоялось торжественное ОТКРЫТИЕ ПАНОРАМЫ ФРАНЦА РУБО «БОРОДИНО».

ОБЕЛИСК с братской могилы воинов 1812 года, павших от ран в Бородинском сражении, перенесен к Кутузовской избе с упраздненного Дорогомиловского кладбища.

У Кутузовской избы открыт БРОНЗОВЫЙ БЮСТ М.И. КУТУЗОВА работы скульптора Н.В.Томского.

18 октября 1962 года состоялось открытие МУЗЕЯ-ПАНОРАМЫ «БОРОДИНСКАЯ БИТВА» в новом здании на Кутузовском проспекте.

Панорама Бородинского сражения.

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нём участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.
Считается, что Российская армия одержала победу, однако на следующий день был отдан приказ к отступлению с целью уберечь войско от нового удара противника, что позволило сохранить силы для последующих сражений. К 100-летию битвы художник Франц РУБО по заказу НИКОЛАЯ II написал панораму «Бородинское сражение».

Фрагмент 1. Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова.

Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семёновской. Линия фронта в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей.
После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С. ДОХТУРОВ. Его можно видеть на первом плане, у барабана. Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову. За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал КОНОВНИЦЫН.

Фрагмент 2. Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.

Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семёновский ручей взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.
По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И.М. ДУКИ на помощь русским гвардейским пехотным полкам. Построенные в каре на Семёновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. В течение шести часов под непрерывным огнём неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки «железных людей» Наполеона – конницы генерала НАНСУТИ. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления. После сражения в рапорте М.И. КУТУЗОВ писал: «Полки лейб-гвардии Измайловский, Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии».Огонь по противнику вела русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семёновского ручья.

Читать еще:  Все смешалось в доме оболенских. «Все смешалось в доме Облонских» – откуда фраза появилась

Фрагмент 3. Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.

«Генерал ДЮФУР (подкрепленный ФРИАНОМ) кинулся через овраг и подошёл даже к Семёновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго! Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес. Сошлись и кинулись колоться. Генерал-лейтенант БОРОЗДИН 1-й предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться», – так описал этот напряжённый момент сражения его непосредственный участник Ф.Н. ГЛИНКА.

Фрагмент 4. Семеновское (Багратионовы) флеши.

Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия ФРИАНА. Её наступление поддерживает артиллерия генерала СОРБЬЕ. У леса – захваченные французами Семёновские (или Багратионовы) флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов ДАВУ, НЕЯ и ЖЮНО, конница МЮРАТА. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием БАГРАТИОНА.
В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления. Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. НАПОЛЕОН не добился своей главной цели – французы не смогли прорвать линию обороны русских.

Фрагмент 5. Командный пункт Наполеона.

Вдали – Шевардинский редут – командный пункт Наполеона. По обе стороны от него – «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты – НАПОЛЕОН. Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.

Фрагмент 6. Атака саксонских кирасир.

Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семёновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус ЛАТУР-МОБУРА. На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы. На пути неприятельской конницы встает естественная преграда – Семёновский овраг. Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабела атака конницы. Художник здесь подчёркивает, что позиция, выбранная КУТУЗОВЫМ для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии НАПОЛЕОНА. У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал МЮРАТ.

Фрагмент 7. Подвиг неизвестного героя.

В центре кавалерийской схватки – русский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей.
Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.

Фрагмент 8. Кавалерийский бой во ржи.

Завязывается ожесточённая схватка между неприятелем и русской кавалерией. «Кавалерийский бой во ржи» – один из кульминационных, самых динамичных и напряжённых фрагментов панорамы. На всём скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. В самом центре сцены – русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины. На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала РОЖНЕЦКОГО.
После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад. Горит село Бородино. Белая церковь Рождества – единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней.

Фрагмент 9. Горки – командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зелёном мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й. Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением. Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден». Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.

Читать еще:  Обломов краткое анализ. Презентация к уроку по литературе на тему: Комплексный анализ романа Гончарова "Обломов"

Фрагмент 10. Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы.

У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве. Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав на стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.

Источник; 3d панорама

ГИГАНТСКОЕ ПАНОРАМНОЕ ПОЛОТНО «БОРОДИНСКАЯ БИТВА»

«Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов»

Сто лет назад, в конце августа 1912 года, в Москве открылась панорама Франца Рубо «Бородинская битва». Парадокс — величайшее полотно о главном сражении Отечественной войны французов с русскими создал родившийся в Одессе выходец из семьи французского коммерсанта! Он же, кстати, руководил и созданием панорамы обороны Севастополя.

Интересно, что панорама «Оборона Севастополя» создавалась под руководством француза в 1902–1904 годах в предместье Мюнхена группой не русских, а немецких художников. Эта панорама была успешно открыта в 1905 году в Севастополе в специально возведенном для нее здании.

А вот в создании панорамы «Бородинская битва» были задействованы и российские художники. Это произведение батального искусства имеет совершенно необычную, в чем-то даже трагическую судьбу. Несмотря на то, что полотну уже 100 лет, оно было доступно для зрителей едва ли половину своей «творческой жизни»…

Гигантское полотно-панорама было заказано автору более 200 монументальных батальных полотен, известному художнику Францу Рубо царем Николаем II в преддверии празднования 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Почему император заказал такую сложную работу именно ему — понятно. Ранее Рубо руководил созданием масштабных панорамных полотен «Оборона Севастополя» и «Штурм аула Ахульго».

На первоначальном эскизе автор «Бородинской битвы» показал ожесточенный бой за ключевой пункт поля сражения — Курганную батарею генерала Раевского, в частности, контратаку русских частей, ведомых в бой генералом Ермоловым на французов, ворвавшихся на батарею. Однако вскоре эскиз был отклонен царем.

Как свидетельствуют исторические первоисточники, одна из газет тогда писала:

«Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть… словом, выходила действительно «русская» панорама. Специальная комиссия предложила художнику изобразить другой момент сражения: полдень, когда начались масштабные кавалерийские атаки наполеоновской конницы на русские позиции».

Поскольку панорама создавалась в пору союза России с Францией и ссориться с бывшим смертельным противником не хотелось из «политических» соображений, правительство заставило художника избрать для панорамы сюжет, уже воплощенный в «Бородинской битве» французского баталиста Ланглуа. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов» , — по свидетельству современников, жаловался Рубо. Работа над огромным холстом размером 14 на 115 метров шла около года.

Панорама была открыта 29 августа 1912 года в специально построенном павильоне на Чистых прудах. Правда, экспонировалась «Бородинская битва» очень недолго. Сами понимаете — началась Первая Мировая война, доступ к реликвии был прекращен, а в здании панорамы разместили госпиталь.

К весне 1918 года временный деревянный павильон, в котором она размещалась, обветшал, полотно было снято, свернуто на деревянный вал и увезено на склад. Почти 40 лет оно хранилось в ужасном состоянии, порой в самых неблагоприятных местах — под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале Миусского собора, в саду «Аквариум», на театральном складе сада «Эрмитаж» и в других совершенно неприспособленных местах.

СТАЛИН И РЕСТАВРАЦИЯ ПОЛОТНА

В 1934 году Народный комиссариат обороны поставил вопрос о реставрации панорамы «Бородино». В 1939 году художники-реставраторы впервые за 20 с лишним лет полностью развернули картину, тщательно ее обследовали и сделали вывод о невозможности реставрации: почти полностью были утрачены живопись неба, наружные витки с изображением боя у деревни Семеновское, холст оказался изломан, потерт и разорван во многих местах.

Однако на реставрации полотна настоял сам вождь народов Иосиф Сталин: во время Великой Отечественной войны он привык вспоминать героев войны просто Отечественной. К примеру, в армии во время войны 1941-1945 годов были восстановлены погоны (потомки эполет), учрежден орден Кутузова. Знаменательно, что учрежден он был указом от 29 июля 1942 года, на следующий день после подписания знаменитого приказа Сталина номер 227 от 28 июля 1942 года, известного в войсках, как приказ «Ни шагу назад!»…

Читать еще:  Музыкальные занятия для детей 4 года. Музыкальное занятие для детей средней группы «Грибок, полезай в кузовок

Добрым словом поминались в тогдашней прессе герои Отечественной, причем даже завзятые представители дворянского класса Багратион, Раевский, Барклай-де-Толли. Надо сказать, боевой дух советских войск от этого только креп.

В общем, с легкой руки вождя народов в 1946 году было проведено новое тщательное обследование картины — и принято решение о его реставрации. 29 сентября 1948 году Совет министров СССР даже выпустил специальное постановление. Работа была поручена Центральным художественным мастерским.

И что вы думаете — несмотря на пророчества скептиков о невозможности реставрации панорамы, она была восстановлена уже к концу 1950 года. Начали думать, куда его поместить — при громадных размерах место найти было непросто.

Пока искали, где экспонировать панораму, умер инициатор реставрации Иосиф Сталин. И полотно еще несколько лет пролежало в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Увы, опять историческое полотно «подпортилось» — в музее тогда не смогли создать подобающие условия его хранения.

НЕОЖИДАННОЕ РЕШЕНИЕ ХРУЩЕВА

И тут опять великому панорамному полотну повезло. Какая-то «муха» укусила тогдашнего импульсивного генсека Никиту Хрущева, и он, как его предшественник Сталин, с подачи чиновников министерства культуры вспомнил о панораме «Бородинская битва». И, наконец, уже в преддверии 150-летнего юбилея войны 1812 года, в 1960 году, на самом верху пирамиды могучего советского государства было принято решение о завершении работ по восстановлению панорамы и строительстве для нее нового здания.

Новая реставрация проводилась в Государственной центральной научно-реставрационной мастерской. Помещение для панорамы «Бородинская битва» начали строить в 1961 году на Кутузовском проспекте, где уже складывался целый историко-мемориальный комплекс, посвященный Отечественной войне 1812 года. Там же полотно и начало экспонироваться.

Однако это еще не все злоключения знаменитого батального полотна. 27 июня 1967 года произошла трагедия — пожар в панорамном зале. И снова потребовалась реставрация полотна. На сей раз работы были проведены мастерами Студии военных художников имени М. Б. Грекова.

В 1990 — 1995 годах помещение Музея-панорамы было полностью реконструировано. В настоящее время в основном фонде музея насчитывается более 27 тысяч единиц хранения, в научно-вспомогательном — более 8 тысяч предметов.

Гигантское великое полотно хранится там, на Кутузовском, и сейчас. И нет сомнений, что в эти дни, когда Россия отмечает 200-летие Отечественной войны, экспозиция панорамы «Бородинская битва» является одним из самых посещаемых.

Адрес: Кутузовский пр., 38, Москва

Время работы музея: понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, четверг — с 10:00 до 21:00, выходной день — пятница.

Франц Алексеевич Рубо

• Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в многодетной семье. Его отец — Oноре Фортуна Алексис Рубо был уроженцем Марселя, откуда он как купец переселился на юг России.

• После открытия в 1912 году в Москве панорамы «Бородинская битва» Франц Рубо уехал на время в Мюнхен, но по причинам начавшихся в Европе Первой мировой войны и Гражданской войны в России остался в Баварии до конца жизни.

• Франц Рубо скончался от старости 11 марта 1928 года в Мюнхене на одной из квартир в районе Швабинг, а местом упокоения стала могила его дочери Анны на кладбище монастырского острова Фрауэнинзель. Некрологи о смерти художника были опубликованы во многих немецких и зарубежных изданиях. В том же году памяти известного художника была посвящена ретроспективная выставка, организованная в Мюнхенской галерее Резиденции на улице Residenzstraße, 15.

• По признанию Сильвии Рубо, ее дед, живя в Баварии, «считал первой своей родиной Россию» и всегда ощущал связь с этой страной. А созданные им монументальные работы о России «стали своеобразным выражением его любви и уважения к русскому народу и его истории».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источники:

http://1812panorama.ru/museum/history
http://the-morning-spb.livejournal.com/186299.html
http://moiarussia.ru/gigantskoe-panoramnoe-polotno-borodinskaya-bitva/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии