Кто относится к малочисленным народам. Коренные малочисленные народы севера, сибири и дальнего востока российской федерации

Кто относится к малочисленным народам. Коренные малочисленные народы севера, сибири и дальнего востока российской федерации

Etnic.ru

Коренные народы Севера в современном мире

Main menu

Sub menu

Это интересно!

Коренные малочисленные народы Сибири

Этнограф Дмитрий Функ о конфликтах малых народов с правительством, специальных льготах по спискам и сохранении этнической идентичности

Речь пойдет о такой интересной категории населения Российской Федерации, как коренные малочисленные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это официальное наименование, более кратко их обычно называют народами Севера. Рождение этой группы относится к самому началу становления советской власти, к 1920-м годам, когда было принято особое постановление «О содействии народностям северных окраин». В то время удалось насчитать порядка 50, если не больше, различных групп, которые проживали на территории Крайнего Севера. Они, как правило, занимались оленеводством, и их образ жизни существенно отличался от того, что видели себе первые советские большевики.

Шло время, эта категория продолжала оставаться как особая категория учета, постепенно этот список выкристаллизовывался, появлялись более точные наименования отдельных этнических групп, и в послевоенный период, по крайней мере начиная с 1960-х, особенно в 1970-х годах, эта категория стала включать 26 народов. И когда говорили о народах Севера, подразумевали 26 коренных народов Севера — их называли еще в свое время малыми народами Севера. Это различные языковые группы, люди, говорящие на различных языках, в том числе и на таких, близких родственников которых до сих пор не удается обнаружить. Это язык кетов, чьи отношения с другими языками достаточно сложные, язык нивхов, ряд других языков. Шло время, и, несмотря на те меры, которое принимало государство (в то время это называлось Коммунистическая партия Советского Союза и советское правительство), принимались отдельные постановления по экономическому развитию этих народов, тому, как облегчить их экономическое существование — все-таки положение оставалось достаточно сложным: распространялся алкоголизм, было очень много социальных болезней. Так постепенно мы дожили до конца 1980-х годов, когда вдруг оказалось, что 26 народов не уснули, не забыли своих языков, не потеряли своей культуры и даже, если что-то и произошло, они хотят это восстановить, реконструировать и так далее, хотят использовать в своей современной жизни.

В самом начале 1990-х годов этот список вдруг начал жить второй жизнью. В него были включены некоторые народы Южной Сибири, и так стало не 26, а 30 народов. Затем постепенно, в течение 1990-х — начала 2000-х годов, этот список расширялся, расширялся, и на сегодняшний день это порядка 40–45 этнических групп, начиная с европейской части России и заканчивая Дальним Востоком, значительное количество этнических групп входят в этот так называемый список коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока.

Что нужно для того, чтобы оказаться в этом списке? В первую очередь тебе как народу официально запрещается плодиться и размножаться в том смысле, что, пусть это прозвучит грубо, ты не должен быть более 50 000 человек. Есть ограничение по численности. Ты должен жить на территории своих предков, заниматься традиционным хозяйством, сохранять традиционную культуру и язык. Все на самом деле не так просто, не просто иметь особое самоназвание, а ты должен считать себя самостоятельным народом. Все очень-очень непросто, даже с тем же самоназванием.

Попробуем посмотреть, скажем, на алтайцев. Алтайцы сами по себе не входят в список коренных малочисленных народов. И долгое время в советской этнографии, советской науке считалось, что это единый народ, сформировавшийся, правда, из разных групп, но они сложились в единую социалистическую народность. Когда наступил конец 1980-х — начало 1990-х годов, выяснилось, что те, из кого сложились алтайцы, до сих пор помнят, что они не вполне алтайцы. Так появились на карте Республики Алтай и на этнографической карте новые этнические группы: челканцы, тубалары, кумандинцы, собственно алтайцы, теленгиты. Часть из них попала в список коренных малочисленных народов Севера. Была очень сложная ситуация — перепись 2002 года, когда властные структуры Республики Алтай очень боялись, что за счет того, что значительная часть бывших алтайцев вдруг записалась в коренные малочисленные народы, численность населения республики, то есть титульного народа, существенно уменьшится и тогда у них отберут портфели — не станет республики, и люди лишатся своих должностей. Все оказалось хорошо: в нашей стране нет такой прямой корреляции между титульной этнической группой и статусом того образования, в котором она живет, — это может быть республика, автономный округ или что-то еще.

Но, что касается этнической идентичности, ситуация гораздо сложнее. Мы сказали, что выделилось несколько групп из этих алтайцев. Но если мы возьмем каждую из них, то обнаружится, что каждая из них состоит из 5, 10, а может быть, 20 подразделений. Они называются род, или, по-алтайски, «сьок» (‘кость’), часть из них имеет очень древнее происхождение. В тот же самый 2002 год (я как раз был на Алтае, в составе комиссии, которая должна была разобраться, кем люди себя хотят декларировать во время проведения переписи, кем хотят себя назвать), помню очень хорошо, руководители родов — они называются зайсаны, — когда узнали, что ответ людей никак не скажется на статусе республики, сказали: «Ой, как хорошо. Так, может, сейчас запишемся найманами, кыпчаками (по названию рода)». То есть реально получается так, что человек в общем алтаец, но в то же время он может быть представителем какой-то этнической группы в составе алтайцев. Он может быть представителем своего рода. Если покопаться, то можно обнаружить еще более мелкие.

Зачем нужно включаться в этот список? Раз существует список, в него можно попасть, в него можно записаться. Если ты не входишь в этот список, то у тебя не будет каких-то льгот. О льготах, как правило, говорят: «Они записались туда, потому что хотят льгот». Льготы, конечно, какие-то есть, если ты о них знаешь и можешь ими воспользоваться. Часть людей не знает, что они есть. Это льготы на медицинское обслуживание, на получение дров (актуально в деревнях), это может быть льготное поступление твоих детей в университет, есть еще какой-то список этих льгот. Но это на самом деле не самое важное. Есть такой момент: тебе хочется жить на своей земле, и другой земли у тебя нет. Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то с тобой будут обращаться как со всеми, хотя ты и так гражданин Российской Федерации. Тогда у тебя не будет дополнительных рычагов в плане защиты территории, на которой ты и твои предки жили, охотились, ловили рыбу, занимались тем традиционным образом жизни, который для тебя очень важен. Почему очень важен? Иногда со смехом, иногда без смеха говорят: «Ну что с него взять? Даже если он «белый воротничок», наступает время путины или собирать шишки в тайге, он уходит в тайгу собирать шишки или в путину, пропадает в море и занимается добычей рыбы». Человек работает в офисе, но он не может без этого. Здесь рассказывают со смехом или даже пренебрежением. Если мы окажемся, скажем, на территории США, тогда мы просто обнаружим, что уважающие себя компании будут на это время предоставлять человеку отпуск, потому что они понимают, что он без этого не может, и не потому, что это его прихоть, что он хочет на рыбалку, как любой из нас может захотеть на выходные куда-то поехать отдохнуть. Нет, это что-то сидит в крови, что гонит человека из офиса обратно в тайгу, на земли своих предков.

Читать еще:  Какие женщины нравятся близнецам - мужчинам. Мужчина-Близнецы: как построить отношения и чего ждать от них

Если у тебя нет возможности дополнительно защитить эту землю, то могут произойти разные сложные жизненные ситуации. Не секрет, что территория проживания малых коренных народов Севера обильна полезными ископаемыми. Это может быть все что угодно: золото, уран, ртуть, нефть, газ, уголь. И эти люди живут на землях, которые представляются очень важными с точки зрения стратегического развития государства. Кто же виноват, что так сложилось? И тут возникает коллизия: что делать с людьми? Все хорошо помнят фильм «Аватар» и того противного персонажа, который говорил, что «они сидят на моих бабках». Иногда складывается такое впечатление, что те фирмы, которые пытаются каким-то образом урегулировать отношения с людьми, проживающими в тех местах, где можно что-то добывать и продавать, именно так к ним относятся, то есть это люди, которые просто мешаются. Ситуация довольно сложная, потому что везде, во всех случаях, где происходит что-то подобное (это может быть какое-то священное озеро Ноуто, где проживают ханты или лесные ненцы, это может быть Кузбасс с его залежами угля, это может быть Сахалин с его запасами нефти), происходит некое столкновение интересов, более или менее отчетливо выраженное, между коренными малочисленными народами Севера, между местным населением, в принципе вообще всем. Потому что какая разница между тобой, аборигеном, и русским старожилом, ведущим себя точно так же, живущим на той же земле, занимающимся той же рыбалкой, охотой и так далее и точно так же страдающим от грязной воды и прочих негативных последствий добычи или разработки каких-то ископаемых. К числу так называемых стейкхолдеров, помимо аборигенов, относятся государственные структуры и сами компании, которые пытаются извлечь какую-то прибыль из этой земли.

Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то тебе будет гораздо сложнее защищать свою землю и свои права на тот образ жизни, который ты хочешь вести. Это важно — сохранять свою культуру, потому что если у тебя не будет той территории, где ты компактно проживаешь со своими соплеменниками, то будет очень сложно обеспечить твоим детям изучение родного языка, передачу каких-то традиционных ценностей. Это не значит, что исчезнет народ, пропадет, но в том, как ты воспринимаешь ситуацию, может быть такая мысль, что, если у меня пропадет язык, я перестану быть каким-то народом. Конечно, не перестанешь. По всей территории Сибири огромное количество народов Севера потеряло свои языки, но это не значит, что они не говорят ни на каком языке. Где-то родным стал якутский язык, практически у всех — русский. Тем не менее люди сохраняют свою этническую идентичность, они хотят развиваться дальше, и список дает им эту возможность.

Но здесь есть один интересный поворот, о котором пока никто не задумывался. Дело в том, что все чаще слышно среди молодого поколения у коренных малочисленных народов Севера, которое потеряло, собственно говоря, этническую специфику (они все говорят на русском языке, не носят традиционную одежду): «Мы — КМНсы, мы — КМНсы». Появляется некая общность, может быть, это сословная идентичность, как в царской России. И в этом смысле государству, видимо, имеет смысл присмотреться к тем процессам, которые сейчас происходят на Севере, и, возможно, если говорить о помощи, она может быть не конкретным этническим группам, а той новой сословной общности, которая называется коренные малочисленные народы Севера.

Коренные малочисленные народы Севера: описание, культура и интересные факты

Жители больших городов России мало знают о народах, проживающих на Севере страны и бережно хранящих свою необычайную культуру и быт. Какие-то отдельные знания доходят до нас из книг и средств массовой информации, но не более того. Давайте же познакомимся с этими малыми северными народами поближе.

Коренные малочисленные народы Севера (Сибири)

Много столетий подряд территории Сибири населяли разные народы, которые жили в небольших селениях. Они проживали родами или общинами, мирно соседствуя друг с другом. Вели совместное хозяйство и поддерживали родственные связи. Большие просторы Сибирского края стали причиной обособленности каждой общины и сформировали множество языков и языковых групп. Также некоторые поселения поглощались более сильными и исчезали, другие, наоборот, обрастали новыми территориями и интенсивно развивались.

Выделение

Определение жителей Севера, Сибири в особую группу берет начало в период прихода советской власти. Тогда удалось насчитать около пятидесяти отдельных групп. Как правило, народы Севера занимались оленеводством, а их кочевой образ жизни значительно отличался от видения новой власти.

Шло время, и эта категория продолжала оставаться на особых правах.

Говоря о жителях Сибири, подразумевали малые народы Севера. Что касается языка, то до сих пор некоторым языковым группам так и не удалось обнаружить близких родственников. Советское правительство принимало отдельные законопроекты по экономическому и социальному развитию народов, но из-за вмешательства властей там активно распространялся алкоголизм и другие социальные проблемы.

К 80-м годам оказалось, что коренные малочисленные народы Севера не забыли свой язык, сохранили свою культуру и стремление приумножать и использовать знания своих предков. Они целиком зависят от своих животных и сумели сохранить древний уклад жизни в гармонии с природой.

Читать еще:  Сказка теремок в разных обработках. Сказка терем-теремок - сутеев владимир григорьевич

История

Самыми первыми жителями сибирских просторов считаются племена самодийцев, которые расселились на севере. Они занимались ловлей рыбы и разведением оленей. На юге от них проживали манси, которые в основном трудились на охоте и вели преимущественно кочевой образ жизни. Именно ценные шкурки животных были их основной валютой, за которую они покупали товары или использовали их в качестве откупного перед родственниками своих жен.

В верховьях реки Обь расселились тюркские племена. Главными их занятиями считаются кочевое скотоводство, добыча руды и кузнечество. Западнее Байкала расселились буряты, которые также добывали железную руду и делали изделия из этого металла.

Обширные земли от Охотского моря до Енисея занимали тунгусские племена. В основном они занимались оленеводством, выловом рыбы и охотой, некоторые занимались ремесленничеством.

К концу XVII столетия наиболее развитыми из всех оказались якутский и бурятский народы, а татары даже смогли организовать государство.

Коренные народы Севера

Конституция Российской Федерации четко выделила право каждого человека на национальное самоопределение. По сути, Россия является многонациональным государством со множеством малых народностей на территории, поэтому сохранение их культуры и исключительного образа жизни является одним из приоритетов государства.

Якуты

Наиболее многочисленный народ Сибири, его численность достигает 478 тысяч человек. Якутская Республика Саха имеет достаточно внушительную территорию Дальневосточного Федерального Округа. Сами по себе якуты имеют яркую культуру, самобытные обычаи и даже уникальный эпос, народные сказки, предания.

Буряты

Еще один народ севера Сибири с одноименной республикой и такой же численностью, как в Якутии. В сибирских краях очень популярны блюда бурятской кухни. Достаточно интересная история и традиции делают обитателей данных земель особенными. Кроме того, Республика Бурятия является признанным центром буддийского движения в России.

Тувинцы

Республика Тыва – еще одна значительная республика на территории Сибирского Федерального Округа. Общая численность тувинцев достигает 300 тысяч. Традиции населения связаны с шаманскими обрядами и буддизмом.

Хакасы

Древний народ Сибири, который проживает на западе от Байкала. Им тоже удалось создать собственную республику со столицей в городе Абакане. Отличительными чертами хакасов являются небольшая численность, самобытная культура и обычаи.

Алтайцы

Народы Севера, проживающие в зоне Алтайской горной системы, создали свои компактные места обитания – Алтайский край и Республику Алтай. Несмотря на небольшую численность – 70 тысяч, это достаточно крупная группа. Ярко выраженная алтайская культура и богатый собственный эпос не позволяют затеряться им среди многочисленных народов Сибири. Многовековое обитание в горах и суровые погодные условия наложили свой отпечаток на быт и традиции алтайцев.

Ненцы

Компактное проживание на территории Кольского полуострова и охраняемая государственным законодательством культура сделали их одними из самых известных миру кочевников-оленеводов. Уникальный язык и богатый устный эпос дают возможность ненцам увеличить свою численность в наши дни.

Эвенки

Они проживают не только на просторах Российской Федерации, а и в Китае, Монголии. Эвенки – известные следопыты и опытные охотники, но из-за некомпактного проживания частично ассимилировались. Эвенкская культура и оленеводство очень интересны для западных СМИ и культурологов.

Ханты

Угорская языковая группа малочисленных сибирских народов. Разбросаны по территориях Уральского и Сибирского Федеральных округов. Хотя традиционной религией считается шаманизм, но постепенно все больше хантов относят себя к христианам, что ведет к утрате самобытной культуры.

Чукчи

Сибирские кочевники, народы Крайнего Севера, проживающие на Чукотском полуострове. Основное мировоззрение – анимизм, а монголоидные корни относят народ к аборигенам.

Шорцы

Один из самых древних тюркоязычных народов Сибири с богатой историей и эпосом. Основная часть шорцев переместилась к большим городам, ассимилировалась и утратила свои корни.

Этнография описывает еще много народов, которые в большей степени утратили свою первобытную культуру и до наших дней дошли лишь некоторые ее элементы. Это: манси, нанайцы, коряки, долганы, сибирские татары, сойоты, ительмены, кеты и другие малочисленные народы Севера. Все они в той или иной мере ассимилировались с другими коренными народностями, говорят на разных местных диалектах и занимаются характерными для них промыслами. А разведение оленей стало прибыльным государственным промыслом.

Современные проблемы

В наши дни современные народы Севера, Сибири обращают на себя пристальное внимание властей и общественности в связи с рядом факторов.

Местности, где проживают малые коренные народы, изобилуют полезными ископаемыми. Это и золото, и нефть, и уран, и газ. Получается, что народы Севера живут на стратегически важных территориях. Поэтому на данном этапе происходит столкновение интересов людей, которые желают жить на земле своих предков, и коммерческих организаций, что преследуют потребительские цели. Государственные компании, которые хотят извлечь любую пользу из этих земель, только вредят своей деятельностью местным жителям – загрязняют водоемы, уничтожают леса. Это негативно влияет на экологическую ситуацию и самобытную жизнь народов Севера.

Чтобы защищать местным поселениям свои земли, права, культуру и образ жизни, необходимо входить в список коренных народов Севера. А если не будет территории, то практически невозможно будет обеспечить сохранность и последующее изучение родного языка наследникам группы. На данный момент много народов утратило свои особенные диалекты, для многих родным стал якутский, и почти все знают русский язык. Поэтому вхождение в одну из групп дает возможность полноценно развиваться и передавать знания приходящим поколениям.

Кто относится к коренным малочисленным народам? Президент РФ дал указание решить проблему

Малочисленные народы, не малочисленные! Пора навести законодательный порядок!

29 января в Госдуму внесен законопроект № 984312-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” и отдельные законодательные акты”. Вопрос, который призван урегулировать данный законопроект это создание реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Это достаточно давняя тема. Категория людей, которая отнесена к коренным малочисленным народам в РФ, имеет определенные права, более расширенные по отношению к другим гражданам. Например, право на ведение традиционного образа жизни, приоритетного природопользования, осуществления промыслов, а также в области образования, культуры. Имеется также ряд социальных гарантий, которые указаны в законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». Но в связи с тем, что в паспорте национальность больше не указывается, и, государство с гражданами все больше пытается запротоколировать отношения, появилась необходимость подтверждать национальную принадлежность. Иначе просто невозможно воспользоваться гарантированными правами. Конституция РФ говорит, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. При этом отсутствует законодательный механизм реализации данного права.

Читать еще:  Курсы по истории искусства. История искусства: десять лучших курсов для самостоятельного изучения

Еще 2007 был утвержден Комплекс первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира, которым предусматривалась разработка нормативного акта документального подтверждения национальной принадлежности лиц из числа коренных малочисленных народов. К сожалению, этот пункт так и не был выполнен, а впоследствии совсем исключен. И до недавнего времени, вопрос о порядке подтверждения национальности на уровне Правительства не поднимался.

В последние годы ситуация ухудшилась. Например, у коренных малочисленных народов есть право на льготную пенсию, они на 5 лет раньше достигают пенсионного возраста, но оформить ее сложно, если ты не подтверждаешь национальную принадлежность. То же самое касается вопроса постановки в охотничьем билете специальной отметки для коренных малочисленным народам дающей право охоты без разрешительных документов. Сложилась практика, что эти люди вынуждены обращаться в суд и индивидуально доказывать, что относятся к коренным малочисленным народам. Сегодня, в ряде случаев, только лишь получив судебное решение, люди могут воспользоваться своими правами. Но подтвердить свою национальность в судебном порядке может лишь часть граждан. Это связано с отсутствием доступа к судам из-за удаленности проживания, незнанием процедуры обращения, неимением средств на дорогу для явки в суд.
Мы не раз говорили о том, что Правительство должно утвердить порядок подтверждения национальной принадлежности. Многие службы возражали, например, МВД отказалось выдавать вкладыши к паспорту или ставить печать о национальности. Поэтому официального порядка сегодня – нет.

08 июля 2015 года Президент Российской Федерации утвердил перечень поручений № К 503 по осуществлению дополнительных мер, направленных на реализацию государственной политики в области повышения качества жизни и сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которым поручено обеспечить до 1 марта 2016 года, разработку законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование порядка отнесения граждан к малочисленным народам, в том числе ведущих традиционный образ жизни в местах традиционного проживания, и их учета.

В рамках реализации указанных поручений, мы обобщили региональный опыт, есть регионы, где выдают вкладыши в паспорт, регионы, где ведут реестры, изучили международный опыт и пришли к выводу, что порядок ведения реестра более целесообразен для нашей сегодняшней реальности.
Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗрасширив полномочия федеральных органов государственной власти, наделив возможностью утверждать положение о формировании и ведении реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Органы местного самоуправления наделяются законопроектом полномочиями по формированию и ведению реестра, лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района или городского округа включенного в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной детальности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Законопроектом также предлагается внести изменение в понятийный аппарат федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» дав определение тому, что подразумевается под реестром лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления правом по формированию и ведению реестра, лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, проживающих на территории муниципального района или городского округа включенного в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной детальности коренных малочисленных народов РФ позволит вернуться к ранее существовавшей практике и минимизирует расходы лиц, относящихся к коренным малочисленным народам для подтверждения своей национальной принадлежности, поскольку у них появиться возможность получить выписку из реестра и предъявить по месту требования.
Предполагается, что данные реестра будут формироваться на основе информации, полученной из разных источников: свидетельства о рождении, выписок из похозяйственней книг, справок общественных организаций и общин коренных малочисленных народов, других источников на основании личных заявлений граждан Российской Федерации, порядок подачи которых будет определен положением о ведении реестра, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом государственной власти.

К закону предполагается принять нормативный акт, которым будет установлена процедура ведения реестра, критерии отнесения к коренным малочисленным народам. В самом реестре может быть предусмотрено три категории граждан:
1. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, которые ведут традиционный образ жизни и традиционное хозяйствование постоянно;
2. Лица, которые относятся к коренным народам, но ведут традиционной образ жизни не постоянно, а подсобно. Как правило, это люди, живущие в сельской местности и работающие в социальной сфере, школе, органах местного самоуправления;
3. Лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но которые постоянно проживают и ведут аналогичный образ жизни. Как правило, это члены семей в смешанных браках, а также старожильческое население. Такие люди должны и могут пользоваться правами на приоритетное природопользование наравне с коренными малочисленными народами.
В зависимости от категории, возможно, будут определен объём прав, так, например, первая категория будет иметь возможность использования полноценно всех предусмотренных законом преференций.

В настоящее время, данный порядок ведения реестра находится на стадии разработки. ФАДН планирует в ближайшее время собрать экспертов, общественность, представителей заинтересованных органов власти и обсудить этот документ. После этого, мы планируем распространить его для более широкого обсуждения.
Процедура принятия закона достаточно длительная. И многое зависит от позиции Правительства РФ. Если Правительство согласится, что его надо принимать как можно быстрее, то процесс ускорится. Сейчас необходимо собрать отзывы от органов власти, в том числе из регионов, рассмотреть их позицию и сделать необходимые корректировки с учетом их мнений. Я считаю, что если закон пройдет и появится реестр, то многие проблемы у коренных малочисленных народов снимутся.

Ознакомится с проектом федерального закона № 984312-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” и отдельные законодательные акты” и материалами к нему можно по ссылке :http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=984312-6

Юлия Якель, почетный адвокат, директор правового центра Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, АНО “Хранители”

Источники:

http://etnic.ru/wow/korennye-malochislennye-narody-sibiri.html
http://www.syl.ru/article/292608/korennyie-malochislennyie-narodyi-severa-opisanie-kultura-i-interesnyie-faktyi
http://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/40362-kto_otnositsya_k_korennym_malochislennym_narodam_prezident_rf_dal

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии