Кто нарисовал картину 3 медведя в лесу. Мишки раздора, или как поссорились шишкин с савицким

Кто нарисовал картину 3 медведя в лесу. Мишки раздора, или как поссорились шишкин с савицким

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Авторская песня (6)
  • Академия Мастерства (4)
  • В мире мудрых мыслей (4)
  • Клипарты (3)
  • Красивое в природе (3)
  • GIMP – графический редактор (1)
  • ProShowProducer (1)
  • Скрап-наборы (1)
  • (0)
  • Анимация, Flash материал (43)
  • Будем здоровы! (5)
  • Времена года в моем фотообъективе (6)
  • ЖЗЛ, истории жизни (39)
  • живопись (85)
  • Вернисаж (61)
  • История одной картины (29)
  • Художественные образы в истории (19)
  • И у песен есть судьба. (18)
  • Идеи для сада и дачи (8)
  • интерьер (1)
  • Кино (4)
  • кулинария (57)
  • Готовим в мультиварке (19)
  • Карвинг (украшаем, фантазируем) (11)
  • Маринуем, консервируем (2)
  • Пироги, торты, блины. – выпечка фффсякая (12)
  • Литература (23)
  • О писателях и их книгах (5)
  • О поэтах, стихах и музах (19)
  • Музыка, музыкальные кумиры (20)
  • О времени и о нас. (20)
  • Песни для души (6)
  • Плейкасты (1)
  • Поделки-рукоделки (5)
  • Пожелательно-Доброжелательное (26)
  • Полезности разные (26)
  • Праздники, поздравления (19)
  • Прикольное. Всё из жизни. (8)
  • Путешествие по Горному Алтаю (2)
  • Страницы истории Российского престола (5)
  • Танцы старинные и вечные (2)
  • Ухаживаем за лицом и телом, сохраняем фигуру (10)
  • Цветы в моём садочке (3)
  • Церкви и храмы (4)

Музыка

Я – фотограф

Водоём на участке

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Мишки раздора, или как поссорились Шишкин с Савицким

Мишки раздора, или как поссорились Шишкин с Савицким

Эту картину знают все, знают и ее автора, великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Название картины «Утро в сосновом лесу» помнят хуже, чаще говорят «Три медведя», хотя их на самом деле четыре (впрочем, картина первоначально называлась «Медвежье семейство в лесу»). То, что медведи на картине нарисованы другом Шишкина художником Константином Аполлоновичем Савицким, известно еще более узкому кругу любителей искусства, но тоже не является тайной за семью печатями. А вот как соавторы поделили гонорар, и почему подпись Савицкого на картине почти неразличима, об этом история стыдливо умалчивает.
Дело же обстояло приблизительно так.

. Рассказывают, что Савицкий впервые увидел Шишкина в Артели художников. Эта Артель была и мастерской, и столовой, и чем-то вроде клуба, где обсуждались проблемы творчества. И вот однажды молодой Савицкий ужинал в Артели, а рядом какой-то художник богатырского телосложения все шутил, а между шутками завершал рисунок. Савицкому такой подход к делу показался несерьезным. Когда же художник принялся затирать рисунок своими грубыми пальцами, у Савицкого уж и сомнений не было, что этот странный человек сейчас весь свой труд испортит.

Но рисунок получился очень хороший. Савицкий от волнения и про ужин забыл, а богатырь подошел к нему и пророкотал дружелюбным басом, что негоже, де, плохо кушать и что только тот, у кого отменный аппетит и веселый нрав, справится с любой работой.

Так они и подружились: молодой Савицкий и известный уже, уважаемый Артелью Шишкин. С тех пор они не раз встречались, ездили вместе на этюды. Оба были влюблены в русский лес и как-то раз заговорили о том, что хорошо бы написать масштабный холст с медведями. Савицкий будто бы сказал, что не раз рисовал медведей для сына и придумал уже, как изобразить их на большом полотне. А Шишкин будто улыбнулся лукаво:

– А что же ко мне не заходите? Штуковину я одну отмахал…

Штуковиной оказалось “Утро в сосновом лесу”. Только без медведей. Савицкий был восхищен. А Шишкин сказал, что осталось теперь над медведями поработать: место, мол, для них на полотне есть. И тут Савицкий попросил: “Позвольте!”, – и вскоре на местечке, указанном Шишкиным, разместилось медвежье семейство.

П.М. Третьяков приобрел эту картину у И.И. Шишкина за 4 тысячи рублей, когда подписи К.А. Савицкого на ней еще не было. Узнав о столь внушительной сумме, Константин Аполлонович, у которого было семеро по лавкам, явился к Ивану Ивановичу за своей долей. Шишкин предложил ему для начала зафиксировать свое соавторство, постав подпись на картине, что и было сделано. Однако Третьякову такой фокус не понравился. После совершения сделки он по праву считал картины своей собственностью и никому из авторов притрагиваться к ним не позволял.

– Я покупал картину у Шишкина. Почему еще Савицкий? Дайте-ка скипидару, – сказал Павел Михайлович и собственноручно стер подпись Савицкого. Деньги он также выплатил одному Шишкину.

Иван Иванович, будучи человеком порядочным, счел необходимым поделиться с другом и коллегой, предложив тому тысячу рублей. Однако вместо того, чтобы поблагодарить, Савицкий не на шутку обиделся. Самолюбие художника было задето – как так, его работу оценили в четверть от стоимости картины! Константин Аполлонович даже заявил в сердцах, что главное в картине – медведи, которых он и придумал, и воплотил на холсте, а Шишкин лишь нарисовал фон.

Читать еще:  Проект по театрализованной деятельности «Щелкунчик» (для детей старшей группы). Проект (подготовительная группа) на тему: проект "Щелкунчик"

Теперь уже обиделся Иван Иванович, обоснованно считавший картину и без медведей вполне самостоятельным произведением. Действительно, пейзаж очарователен. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его ещё не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Кроме того, эскизы медвежьей семьи Шишкин нарисовал сам.

Чем закончилось дело и как художники поделили деньги, доподлинно неизвестно, но только с тех пор Шишкин с Савицким картин вместе не писали.

А «Утро в сосновом лесу» получило бешеную популярность в народе все-таки благодаря фигурам медведицы и трех веселых медвежат, столь живо написанным Савицким.

“Утро в сосновом лесу”, или как мишки стали знаменитыми

Дарья Рощеня об Иване Шишкине

Он бросил казанскую гимназию в 16 лет, «чтобы не сделаться чиновником». Вернулся домой, в Елабугу. Много (четыре года) рисовал: сосны, поле, реку. Окончательно увлекся пейзажами, а в дневнике, правда позже, написал: «Пейзажист – истинный художник, потому что чувствует глубже и чище».

Несмотря на протесты родни, в двадцать лет поступил в Московское училище живописи и ваяния. А еще через четыре года поехал в Петербург поступать в Императорскую Академию.

Единственный, кто понимал и одобрял интерес Ивана Шишкина к живописи, был его отец. Именно он иконой Спаса Нерукотворного, которая висела в красном углу в доме Шишкиных и была любима Иваном, благословил сына на эту поездку. Отец верил в талант сына, восхищался, даже гордился им. Много позже в своей книге «История города Елабуга» он вскользь упомянет талантливого художника Ивана Шишкина, получавшего звание академика…

31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать, и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем. Страшно представляться к строгим профессорам Академии, здесь мне кажется все величавым, массивным, в полном смысле что Императорская Академия художеств. О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит». Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин. Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства.

Дайте лужу грязную

Взлохмаченные, чуть с проседью пышные волосы. Густая борода лежит поверх полураспахнутого пиджака. Сократовский лоб, красивые крупные черты лица, умные, с прищуром глаза и едва уловимая улыбка. Крепким, основательным, будто вросшим корнями в землю смотрит с портрета Крамского художник Иван Шишкин. Собственно таким он и был. Купеческий сын из провинциального города Елабуга. Самородок, художник по призванию.

Басовитый богатырь с искореженными гравировальной работой руками он много и по-разному пробовал себя, все время учился. Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами. Они были богаты деталями, разнообразны подробностями, которые художник выписывал с точностью ювелира. Дымка тумана, пробивающаяся сквозь ветви, мягкие мхи, золотистый песок, прозрачный ручей, заросшее болотце, прохлада утра, летний жар… В своих работах он в меру эпичен и всегда монументален. В нем, как в художнике, нет пафоса, но только глубокое и искреннее восхищение величаем земли.

Однажды Третьяков написал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия…»

Такую правду увидел Третьяков в картинах Шишкина. С удовольствием покупал его работы. Среди прочих на очередной передвижной выставке в 1889 году приобрел картину «Утро в сосновом лесу».

Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат. Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. Прорисовывает корни поваленной сосны. Выписывает стоящий между вековыми стволами туман. Трудно назвать более известную работу Шишкина. Символизм, иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство? А может влюбленный с детства в русскую природу Иван Шишкин просто вновь говорит о том, что любит? Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний. И всем этим, то есть особенным вниманием к работе Шишкина, как оказалось, мы обязаны скандалу и сладостям.

Рука Савицкого и скипидар Третьякова

Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. Правда называлась она иначе – «Медвежье семейство в лесу». Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову. Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. Когда он платил за картину – на ней стояла одна подпись – Ивана Шишкина, когда получил – уже две. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н.А.Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись.

Читать еще:  Рецепт приготовления домашнего творога из молока. Как в домашних условиях приготовить творог

Дело в том, что медведицу с тремя медвежатами на полотне изобразил Константин Савицкий. Шишкин счел долгом не только поделиться гонораром (из четырех тысяч рублей, полученных от Третьякова, отдал Константину Савицкому тысячу), но попросил Савицкого оставить на полотне подпись.

Однако Третьяков был по купечески жестким, и повел себя принципиально. Раз покупал картину у Шишкина, значит подпись будет на картине только Шишкина.

После этой истории родился миф, который бытует по сей день. Неумеха Шишкин вынужден был просить знакомого художника нарисовать медведей, потому что сам не смог. А Константин Савицкий, будто бы узнав, что картина осталась без его фамилии, в пух и прах разругался с Шишкиным и никогда с ним больше не общался. Однако, все это неправда.

Дело в том, Савицкий и Шишкин были не только добрыми друзьями, но и кумовьями. Константин Аполлонович был крестным отцом младшего сына Ивана Шишкина – Констатина. Увы, их объединяло и общее горе. Мальчик умер трех лет от роду.

Вообще, бед у обоих было не мало. Внезапная смерть унесла жизнь первой жены Шишкина, самоубийством покончила супруга Савицкого. Шишкин как-то написал, что провидение, заставляя страдать художника, открывает в нем Божий дар. Дар, талант он видел и в своем друге.

Художники вместе состояли в Товариществе передвижных выставок, много общались, переписывались, встречались и вместе же обдумывали сюжеты будущих картин. У обоих однажды родилась идея написать масштабное полотно, в котором фигурировало бы медвежье семейство. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей.

Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь». Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. Поэтому остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит. Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику).

Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку

В 1867 году на Софийской набережной кондитер Теодор Фердинанд фон Эйнем вместе со своим компаньоном финансистом Юлиусом Гейсом, построил и запустил паровую фабрику по производству шоколадных конфет и чайных печений. Производство быстро набирало обороты. Продукция получала призы и награды на выставках. А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала. Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины»… На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью. История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых. Но на самих этикетках серии «Русские художники…» находим дату: 1896 год. Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. Рецепту то уж точно.

В привычном нам виде, в отдельной обертке с медвежатами на бирюзовом фоне, конфета «Мишка косолапый» производилась с 1925 года. Правда, уже не на известной во всем мире паровой фабрике «Эйнем», а на национализированной советской властью фабрике «Красный октябрь» (бывшей «Эйнем»).

Пралиновые конфеты (глазированные шоколадом вафли, между которыми находится начинка из растертых с сахаром миндаля и какао-бобов) пользовались популярностью, экспортировались и стоили довольно дорого. Гений агитпропа Владимир Маяковский даже придумал звучный слоган, который тут же был запечатлен на фантике: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку». Четыре рубля за килограмм это вам не шутки шутить.

Читать еще:  Как убрать с одежды пятно от лака для ногтей. Как отстирать лак для ногтей с одежды: практические советы

Но реклама, как говорил Владимир Владимирович Маяковский, – «это торговая агитация, без нее не двигается даже самое верное дело». Тут же добавим от себя, и даже самые вкусные конфеты. Возможно, поэтому на стене первого советского небоскреба в Калашном переулке, где с 1925 года находился Моссельпром (пищевой трест Московского совнаркома, объединивший под своим началом кондитерские, мукомольные, пивоваренные и табачные фабрики Москвы), художник Родченко изобразил конфету со знакомым лесным семейством на обертке.

Очень скоро конфета, на которой значилось «Мишка косолапый», получила в народном бытовании новое, другое название – «Три медведя». Заодно так стали называть и картину Ивана Шишкина. Причем никого не смущало, да и не смущает по сей день, что медведей на картине все-таки четыре. Теперь трудно сказать, почему – из-за талантливого пейзажа художника-предвижника, или сладкой конфеты, – но Иван Шишкин стал народным художником, как Пушкин – народным поэтом.

Картины, написанные маслом, советские граждане себе позволить не могли. А вот лакированные репродукции (их продавали очень дешево в книжных магазинах), в том числе «Утро в сосновом лесу» Шишкина, вплоть до конца девяностых можно было найти в каждом уважающем себя доме. Во всяком случае, в провинциальном.

Изображение 1 – Иван Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. 1880

Изображение 2 – Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889

Изображение 3 – Илья Репин. Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи. Деталь. 1883

Кто нарисовал медведей на известной картине Шишкина?

“Утро в сосновом лесу” – не просто самая известная картина Ивана Шишкина, но и едва ли не вообще самая известная картина в России. Почему? Конечно, благодаря мастерству живописца и покровительству Третьякова в первую очередь, но далеко не последнюю роль в этой истории сыграла фабрика кондитерских изделий “Эйнем”. В 1896 она начала выпускать конфеты “Мишка косолапый” с репродукцией картины на обертке – с этого момента “Утро в сосновом лесу” получило широчайшую известность по всей стране.

Шишкин – это “наше все” от живописи, он с нами со школьной скамьи. Но не все знают, что самих медведей на знаменитом полотне нарисовал другой художник – Константин Савицкий. Как же это произошло?

Замысел картины, как и эскизы к ней, на которых уже резвились мишки, принадлежал полностью Шишкину. Более того, на выставке, где картину впервые увидел и купил Третьяков для своей коллекции, она была подписана только именем Ивана Шишкина. И лишь потом на картине появилось две подписи – Шишкин, как человек честный, позволил соавтору Савицкому поставить и свою подпись, а также отдал ему четверть гонорара – 1000 рублей (на эти деньги сегодня можно было бы купить почти новую машину эконом-класса).

Никакой тайны на счет соавторства Савицкого Шишкин не делал. Ее бы не возникло и впоследствии, если бы Третьяков, увидев на доставленной к нему картине еще один автограф, не рассвирепел и не стер бы скипидаром вторую подпись Савицкого. Он был вне себя: картину на выставке он покупал у Шишкина, известного художника, а затем у нее появилось соавторство . Поэтому с тех пор “Утро в сосновом лесу” экспонируется только с подписью Шишкина.

Вопрос в том, зачем знаменитому уже тогда Ивану Шишкину понадобилась помощь другого художника? Савицкий был хорошим другом Шишкина и мастером бытового жанра. Существует расхожая версия о том, что якобы у Шишкина виртуозно выходила природа, но людей и животных он рисовать не умел, поэтому и обратился за помощью к анималисту Савицкому. Однако достаточно посмотреть на работы Шишкина, где он рисовал животных, чтобы понять, что эта версия едва ли выдерживает критику. У Шишкина вполне хватило бы мастерства для отрисовку медведей, а Савицкий был не анималист, а мастер бытовой сцены и рисовал в основном людей.

Вероятнее всего Шишкин просто хотел финансово помочь своему другу, так как был намного успешнее Савицкого. Так или иначе, без мишек картина во многом бы потеряла свое лицо. Пейзажи Шишкина настолько проникновенны и реалистичны, что кажется, сейчас послышится скрип дерева, шум листьев или журчание ручья, но именно медведи, олицетворяющие потаенную жизнь шишкинского леса, сделали “Утро в сосновому лесу” столь знаменитым.

А у вас с чем связаны воспоминания с «Утром в сосновом лесу» Шишкина?

Понравился пост? Подписывайся на канал и делись своим мнением в комментариях!

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/2584898/post152182950
http://foma.ru/utro-v-sosnovom-lesu-ili-kak-mishki-stali-znamenityimi.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5d264e5923371c00ada8e7cf/5d3c8ba835c8d800b90aceea

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии