Кто написал завтрак на траве. Эдуард Мане «Завтрак на траве» и забавные вариации картины

Кто написал завтрак на траве. Эдуард Мане «Завтрак на траве» и забавные вариации картины

«Завтрак на траве»: о чем скандальная картина Эдуарда Мане

Обнаженная женщина в окружении одетых мужчин, откровенное искажение перспективы, снегирь в летнем пейзаже – в чем смысл этих нелепых деталей и приемов, эпатирующих зрителя? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают, что они увидели.

Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Уже при первом взгляде создается впечатление, что цель автора – шокировать зрителя, разрушив все представления о современной ему живописи. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Мане делает героями не просто обычных людей, а узнаваемых современников: Викторину Мёран – натурщицу, часто позировавшую художнику, своего брата Густава и будущего шурина – Фердинанда Леенхоффа. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали.

1. Береговая линия

Андрей Россохин: Береговая линия четко разделяет картину на два плана. Первый план откровенно декоративен. Три фигуры, темный лес – все это выглядит как рисунок на занавесе, который закрывает сцену. Точнее, то, что происходит на втором плане. Там мы видим девушку, которая купается в реке, дорогу, уводящую вдаль, и простор. Этот дальний план более живой, красочный. Он похож на фантазию или сон, потому что там нарушены все привычные пропорции. Очевидно, что размеры лодки и сама река должны быть намного больше фигуры.

2. Фигуры центрального плана

Мария Ревякина: Мы видим обнаженную женщину и двух интеллигентно одетых мужчин, которые ведут беседу. Фигуры расположены слишком близко друг к другу. Автор усиливает это ощущение, используя прием «сжатой» перспективы, при котором объекты кажутся значительно ближе друг к другу. Но при этом между мужчинами и женщиной есть какая-то незримая граница, они не взаимодействуют.

Рисуя женскую фигуру, Мане так подобрал тона, что она выглядит плоской, в то время как мужские фигуры объемны. По цвету они тоже различаются. Думаю, что посредством этих контрастов, игры с перспективой и искажением восприятия художник хотел затронуть тему неравенства полов, норм мужского и женского поведения, принятых в современном ему обществе.

Андрей Россохин: Черные официальные костюмы на фоне дикой природы смотрятся так же неестественно, как и обнаженная женская фигура на фоне одетых мужчин. Мужчины тотально закрыты и интеллектуальны, хотя каждый вроде бы демонстрирует сексуальность. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. Второй скрытым образом на нее претендует, о чем говорит достаточно агрессивный жест его руки, трость и раскрытые ноги. Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни.

Если вы прикроете рукой нагое тело женщины, то увидите перед собой типичный семейный портрет конца XIX века. Он отражает внешне благопристойные, но бесстрастные отношения, в которых нет чувств, игры, тепла.

3. Обнаженная женщина

Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой, и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Мужчины же при этом не смотрят ни на нее, ни на зрителя, и в этом читается некое отсутствие сексуальности. Любопытно, что есть свидетельства современников о том, что Викторина Мёран – натурщица художника, была нетрадиционной сексуальной ориентации. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности.

Андрей Россохин: Ее тело обнажено, но никакой эротики здесь нет. В неестественно-белом оттенке кожи есть что-то холодное, фальшивое, подчеркнуто отличающееся от теплого оттенка кожи девушки на дальнем плане. Тело женщины почти такого цвета, как воротники рубашек у мужчин. Она напоминает фарфоровую статуэтку, атрибут мужчины. В ней живо одно лишь лицо, потому что взгляд женщины на самом деле обращен не на нас. Она видит ту юную девушку, которой она была когда-то, погружена в те детские фантазии.

4. Девушка на заднем плане

Мария Ревякина: Художник нарушает законы перспективы и сознательно искажает наше восприятие пространства: фигура женщины, изображенной на заднем плане, кажется слишком крупной, она значительно больше лодки и реки; ее рука почти касается руки мужчины, изображенного в центре картины.

Андрей Россохин: Девушка подобна Алисе, которая оказалась вдруг в Стране чудес. Ее фигура полна жизни. Левой рукой девушка касается платья, которым прикрывает свою вагину. Этот жест означает, с одной стороны, запрет на эротические фантазии, а с другой, наоборот, их разжигание.

Андрей Россохин: В разбросанных фруктах, бутылке и одежде, изображенных в нижней части холста, есть нечто хаотичное, все это вроде бы указывает на бурный секс. Но фигуры людей подчеркнуто отстранены от этой части картины. Герои даже не прикасались к хлебу и фруктам. Как будто все удовольствия жизни, которые олицетворяют еда и секс, ими отброшены, отвергнуты.

Читать еще:  Продюсер ищет таланты. Продюсерский центр ищет таланты Продюсер ищет таланты, таланты ищут продюсера

Андрей Россохин: Снегирь – зимняя птица, в летнем пейзаже он смотрится как минимум странно. Он расположен вверху картины, как бы на границе двух миров. Его присутствие подчеркивает фантазийность мира «за занавесом» и в то же время говорит об эмоциональном холоде, который царит в мире декоративном. Настоящая сексуальность здесь умерла, замерзла. Этот холод подчеркнут черно-белыми одеждами мужчин и белым телом женщины.

Бунт художника

Мария Ревякина: Главной идеей произведения является насмешка, бунт художника, противостояние официальному искусству своего времени. Алогичностью картины (странный сюжет, нарушение законов перспективы, сочетание различных техник письма и т.д.) художник показывает бессмысленность современного искусства и говорит о том, что есть темы куда важнее общепринятых классических – такие, как сексуальность или неравенство между мужчинами и женщинами.

Андрей Россохин: В картине, которая, на первый взгляд, призвана эпатировать зрителей, речь на самом деле идет о судьбе женщины XIX века. Она вынуждена играть определенную социальную роль и жить фальшивой церемониальной жизнью. И только в фантазиях она представляет себя той чувственной девушкой и печалится об упущенных возможностях, наслаждении, счастье. И, вероятно, жалеет, что не отправилась на поиски чего-то другого – по той светлой дороге, ведущей вдаль.

Об экспертах

Андрей Россохин – психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ «Высшая школа экономики», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».

Мария Ревякина – искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».

«Геката» Уильяма Блейка: о чем говорит мне эта картина?

Что выберет богиня Геката – свободную страсть или закон? Жизнь или бессмертие? Почему Уильям Блейк изобразил могущественную богиню такой одинокой и потерянной? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют.

Резиновые лебеди из шин или нищета в головах

Статьи о том, как вдохнуть вторую жизнь в старые вещи, становятся популярны на Западе. Только если «у них» эта тенденция – развлечение, у нас неизбежность. «Люди это делают не из экономии, а потому что считают, что так жить нормально», – уверена журналист и режиссер Елена Погребижская.

LiveInternetLiveInternet

Фотоальбом

Рубрики

  • публицистика (956)
  • идеология (203)
  • политические деятели (895)
  • предательство и предатели (640)
  • лабиринты истории (431)
  • актеры и актрисы голливуда (365)
  • “заклятые друзья” (310)
  • героизм (143)
  • культура (114)
  • революция в россии (90)
  • революционные деятели (21)
  • гражданская война (16)
  • анархизм (6)
  • загадки истории (45)
  • донбасс (31)
  • телевидение (8)
  • сказки (3)
  • в гостях у муслима магомаева (4)
  • великая отечественная (655)
  • герои (124)
  • партизаны и партизанская война (2)
  • великие композиторы (149)
  • великие певцы (68)
  • великие писатели и поэты россии (521)
  • великие художники (444)
  • города и страны (735)
  • декабристы (40)
  • дети (268)
  • доброта (67)
  • драматурги (16)
  • древняя русь (144)
  • жзл (183)
  • живопись (1220)
  • портреты (199)
  • акварели (102)
  • история картин (63)
  • картины и иллюстрации (60)
  • живопись и поэзия (80)
  • иллюстрации (81)
  • история создания картин (158)
  • картины великих художников (363)
  • животные (520)
  • забытые имена (499)
  • зарубежные актеры кино (168)
  • зарубежные актрисы кино (243)
  • зарубежные писатели и поэты (273)
  • звезды из прошлого (1201)
  • звезды сцены (810)
  • знаменитости (2213)
  • известные личности (1801)
  • интервью (245)
  • интересно (285)
  • интересные истории (1269)
  • интересные факты (7423)
  • искусство (229)
  • истории (1381)
  • истории любви (791)
  • истории создания фильма (42)
  • история монархов (543)
  • история песни (45)
  • история Европы (384)
  • история Крыма (57)
  • история России (1997)
  • либералы и оппозия (238)
  • “творческая интеллигенция” (115)
  • экономика (89)
  • история СССР (1099)
  • катастрофы (60)
  • киноактеры и киноактрисы (524)
  • кинозал (156)
  • композиторы (183)
  • котики и кошечки с котятами (932)
  • котоматрицы (333)
  • кошки в живописи (54)
  • кошки и фото (69)
  • кошки и юмор (277)
  • кумиры (789)
  • звезды голливуда (152)
  • любовь (191)
  • ЛЮДИ И СУДЬБЫ (4645)
  • мир балета (161)
  • история создания балета (6)
  • мир кино (2732)
  • интервью с актерами (63)
  • прототипы героев фильмов (33)
  • история создания фильма (418)
  • музыка из кинофильмов (119)
  • мультфильмы (94)
  • размышления о фильме (237)
  • рецензия на фильм (26)
  • экранизации (60)
  • мир театра (406)
  • мир цирка (28)
  • мифология (100)
  • мои рамочки (19)
  • мудрость (227)
  • музыка (1442)
  • авторы (294)
  • исполнители (266)
  • барды (45)
  • история создания опер (21)
  • джазовая музыка (48)
  • дирижеры (7)
  • история песни (238)
  • история создания (94)
  • классическая музыка (184)
  • поп-музыка (99)
  • ретро-музыка (507)
  • романсы (370)
  • танцевальная музыка (157)
  • образование (71)
  • отечественные актеры кино (772)
  • отечественные актрисы кино (551)
  • певицы (205)
  • певцы (259)
  • певцы и певицы бельканто (33)
  • политика (1147)
  • поэзия (338)
  • праздники (160)
  • притчи. (9)
  • психология (369)
  • Пушкиниана (210)
  • режиссеры (263)
  • религия (122)
  • русские писатели (127)
  • русские поэты (148)
  • русский язык (58)
  • грамматика (15)
  • садальский (145)
  • сатира (93)
  • сатирики (94)
  • собаки (118)
  • советские писатели (131)
  • советские поэты (133)
  • спорт (34)
  • СССР (62)
  • схемки (83)
  • танцовщицы (87)
  • танцоры (49)
  • танцы. танцевальные номера (53)
  • театр. театральные актеры и актрисы (448)
  • Украина (246)
  • фигурное катание (1)
  • фото (431)
  • художественная литература (390)
  • русские писатели (29)
  • прототипы героев книг (26)
  • русские поэты (38)
  • художники (499)
  • цветы (28)
  • цитаты (352)
  • афоризмы (69)
  • крылатые фразы (86)
  • чтобы помнили (1163)
  • актеры (98)
  • актрисы (69)
  • театральные актеры (47)
  • юбилеи и дни рождения (497)
  • юмор (574)
  • юмор в живописи (7)
  • юмористы (43)
Читать еще:  Скачать комикс дэдпул уничтожает литературу на русском. «Регенерирующий дегенерат»: комиксы о Дэдпуле, которые стоит прочитать

Видео

Музыка

Метки

Цитатник

Нам одни на всех даны когда-то Общий мир и общая земля. Charles van den Eycken Ранее р.

Я помню чудное мгновенье. В день отъезда Керн Пушкин пришел с подарком, экземпляром 2-й гл.

Я помню чудное мгновенье. В день отъезда Керн Пушкин пришел с подарком, экземпляром 2-й главы «.

Живопись в России конца 19 века на примере картин, содержавшихся в альбомах к журналу «Нива» за 1891.

Художник эпохи романтизма. Eugène Devéria (French, 1805-1865) &nbsp.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

ЭДУАРД МАНЕ “ЗАВТРАК НА ТРАВЕ” И ЗАБАВНЫЕ ВАРИАЦИИ КАРТИНЫ

Эдуард Мане «Завтрак на траве» и забавные вариации картины

Источник вдохновения «Завтрак на траве»

***
В 1863 году художник Эдуард Мане написал свой шедевр «Завтрак на траве». Замысел картины сложился во время прогулки. Как вспоминал друг художника Антонен Пруст, однажды, во время моциона по Аржантейю, Мане увидел купающихся женщин. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле «ню» Парижскому Салону. Он хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» – то ли «купание», то ли «завтрак на траве».

Джорджоне «Сельский концерт», 1510 год. Именно об этой картине Эдуард Мане вспомнил, когда задумал свой «Завтрак на траве»

В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса». Он не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами.

Гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса», 1513-1514 годы.

Свой новаторский метод Мане назвал фрагментированием – перенесением классического фрагмента из родной среды в иную – современную. Но, как это часто случается в искусстве, ни критики, ни общество не смогли оценить гениальность идеи Мане: картину сочли непристойной и не допустили к выставке в Салоне.

По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». Аморальный сюжета картины: две обнаженные женщины отдыхают на природе в компании с мужчинами, вызвал последующую волну подражаний.

Пабло Пикассо. «Завтрак на траве». 1960 г.

На протяжении полутора столетий различные художники, в том числе знаменитые, интерпретировали эту картину на свой лад. Многие, естественно, с юмором. Особенно отличились русские. В сравнении с оригиналом, их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно.

Уинн Чемберлен. «Завтрак на траве». 1964 г.

Фернандо Ботеро. «Завтрак на траве». 1969 г.

Бенон Либерский. «Завтрак на траве». 1984 г.

Ю Минцзюнь. «Завтрак на траве». 1996 г.

Не удивляйтесь, что все персонажи на картине на одно лицо. Этот китайский художник всегда изображает только себя. Кстати, эта картина в прошлом году была выставлена на продажу за 1,5 млн дол.

Иван Лубенников. «Завтрак на траве». 2009 г.

Василий Шульженко. «Завтрак на траве».

Правда, женщина у них одна на двоих почему-то. Где вторая купальщица – не понятно. Зато на заднем плане справа какие-то корабли страшных размеров, авианосцы что ли на боевом дежурстве? Ну вся страна в одной картине!

***
Кто знает, была бы сейчас известна картина Мане, если бы непредвиденное событие весной 1863, которое открыло в истории мирового искусства новую эпоху. Ведь тогда за месяц до открытия очередного Салона стало известно, что около четырех тысяч работ «доблестное» жюри не допустило к выставке. Разгорелся скандал, в который пришлось вмешаться самому императору.


«Молодой человек в костюме махо» и «Портрет мадемуазель В. в костюме эспада». Эти две картины Мане также выставлялись в Салоне 1863 года.

Наполеон III принял решение: салон открыть, а через две недели в соседних залах Дворца промышленности развесить картины, отвергнутые членами жюри. Пусть публика смотрит обе выставки и сама делает выводы, что достойно ее внимания, а что нет!

Читать еще:  Партнерка букмекерской конторы как привлекать клиентов. Партнёрские программы букмекеров

Эдуард Мане «Музыка в cаду Тюильри» 1859 год. И этой картиной ему не удалось покорить Салон.

Общество было шокировано: такое случилось впервые! Газеты же написали, что выставка эта – не что иное, как «причуда» Его Величества императора.

Музыка: David Garrett «Serenade»

***
Эдуард Мане «В оранжерее» 1879.

Кто написал завтрак на траве. Эдуард Мане «Завтрак на траве» и забавные вариации картины

Снегирь в листве, лес, похожий на декорацию, непропорциональные фигуры, рассыпающаяся композиция. По количеству несуразностей кажется, что Эдуард Мане — художник-новичок. Однако такой же стиль он сохранит и в более поздних картинах. Мане словно высмеивает привычку человека видеть на картинах «правильное», академическое. Чем ему это аукнулось?

Сюжет

Обнаженная женщина, очевидно, не в роли богини или иной мифической сущности, бесстыдно смотрит зрителю в глаза. Вторая женщина, также не особенно скрывающая наготу, занята купанием. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Джентльмены же, одетые чересчур чопорно для пикника, жарко спорят.

Природа кажется декоративной, словно писал Мане не на пленэре (в чем заверял всех), а сидя в студии. Небрежность в проработке деталей, грубые мазки, тени, положенные черт-те как, — за такие ошибки поклонники академизма называли Мане маляром и недоучкой.

Сюжет взят, думается, из жизни. Вернувшись как-то раз из Аржантея, предместья Парижа, — там, кстати, в течение долгих лет жил и работал Клод Моне, — художник взялся за работу. Воскресный пикник проходил, возможно, даже с моделью Викториной Мёран, которой приписывается не только творческая связь с живописцем. На момент написания картины они уже в разрыве — Мане женился на другой, на своей учительнице музыки Сюзанне Леенхофф. Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. Как и брат самого художника Густав.

В нижнем левом углу — лягушка, а неподалеку от нее — вишни. Лягушками называли проституток, а вишни — символ сладострастия. Женщины уподобляются еде, которой мужчины распоряжаются, как вздумается.

Контекст

Мане надеялся, что картину возьмут на Парижский салон. Но, естественно, этого не произошло. Даже Наполеон III — ценитель и провокатор в искусстве, предложивший всех, кого не приняли на выставку, выставить на Салоне отверженных, — и тот отвернулся от «Завтрака на траве».

«Какая-то голая уличная девка, — писал критик Луи Этьенн, — бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки».

Публика не понимала, как на полотне, размеры которого больше подходят для батальных сцен, могут быть так грубо и вызывающе выписаны мужчины и голые женщины. Невыраженность объема на картинах Мане — результат его увлечения японским искусством. Восхищаясь техникой художников из Страны восходящего Солнца, Мане отказался от проработки цветовых и световых нюансов. Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре. Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными.

Судьба художника

Мане родился в приличной семье. Отец его работал в Министерстве юстиции, мать была дочерью французского дипломата. Несложно представить, чего ждали от ребенка. Но маленький Эдуард категорически не желал учиться, даже живописи, к которой тянулся с детства. Ребенка пугали правила, традиции, академизм.

В поисках себя он плавал в Бразилию, путешествовал по Европе, изучая работы старых мастеров. Ранние картины создали ему имидж подающего надежды художника. Но довольно быстро от него отвернулись и критики, и покупатели. Провокационные полотна, которые отказывались выставлять, были пощечиной вкусу.

Надо сказать, что и в личной жизни Мане придерживался свободных нравов. Он крутил романы с натурщицами при наличии невесты, по молодости заболел сифилисом, осложнения которого и свели его в могилу.

Мане, кстати, был одним из первых адептов скетча. Прогуливаясь в Тюильри, где по выходным собиралась парижская богема, художник быстро записывал сцены с натуры. Современники не воспринимали это как живопись, считая, что такие рисунки годны лишь для иллюстраций журналов и репортажей.

Вместе с Писсарро, Сезанном, Моне, Ренуаром, Дега они создали сообщество прогрессивных живописцев, которое условно называется батиньольской школой. Они не желали следовать канонам официального искусства и стремились найти новые, свежие формы, способы передачи световой среды, воздуха, окутывающего предметы.

Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. Однако к тому времени художника уже не было в живых.

Источники:

http://www.psychologies.ru/standpoint/zavtrak-na-trave-o-chem-skandalnaya-kartina-eduarda-mane/
http://www.liveinternet.ru/users/komrik/post343019716/
http://weekend.rambler.ru/read/38913691-zavtrak-na-trave-mane-istoriya-sozdaniya-kartiny/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии