Кто из перечисленных композиторов является представителем импрессионизма. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов

Кто из перечисленных композиторов является представителем импрессионизма. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 27

Тема: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

Цели урока: Понимать характерные черты музыкального импрессионизма (с учётом критериев, представленных в учебнике), и называть его основных представителей; исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов; воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Слушание: И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная».

– Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Это более чем музыка, и выходя из концерта, не только не испытываешь разочарования, но, напротив, чувствуешь себя точно окрылённым, освежённым, будто глотнул чистого, бодрящего воздуха моря, рощ, лугов»
(Н. Я. Мясковский)

Сообщение темы урока:

– Ребята, сегодня мы с вами будем вновь говорить о том, что общего есть в изображении пейзажа в музыке и живописи. Существует такое направление в этих двух видах искусства, называемое импрессионизм, в котором они опять соприкасаются, и очень близко. Как раз этому и посвящён наш сегодняшний урок.

Работа по теме урока:

В конце XIX века во Франции появилось новое направление, получившее название «импрессионизм». Слово это в переводе с французского языка означает «впечатление». Импрессионизм возник в среде художников.

В 1874 году группа непризнанных художников организовала в Париже выставку своих работ (появились оригинальные картины К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега, О. Ренуара, А. Сислея), эта экспозиция была воспринята, словно разорвавшаяся бомба. Молодые художники не хотели писать так, как было принято в официальном искусстве – приторно и бездушно. Художники-импрессионисты старались передать природу, как она есть, а если сказать точнее, воспроизвести на холсте своё впечатление от природы, капризной и переменчивой в каждое мгновение жизни. Живописцы применяли особую технику беглых пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок, причудливых переливов света.

Они вышли с мольбертами из мастерских на воздух, на пленэр. Стремительными точными ударами кисти живописцы переносили на полотно эти мимолетные состояния природы. Не случайно уже знакомый вам Клод Моне написал один и тот же стог сена 15 раз. И на каждом холсте это был другой стог сена – то залитый розовыми лучами утренней зари, то утопающий в призрачном лунном свете, то подёрнутый туманной дымкой, то опутанный инеем. Клод Моне оставил несколько таких серий картин.

Он 20 раз воспроизвёл свои впечатления от собора в Руане. Меньше всего его интересовали архитектурные формы здания. На полотнах собор растворяется в переливах света и цвета. Лучи утреннего, полуденного, закатного солнца скользят по башням и аркам собора, дробясь на тысячи оттенков. Руанцы именно таким видели свой знаменитый собор каждый день, но не замечали этого. Клод Моне изумил их, раскрыл глаза на привычное, примелькавшееся явление.

Позднее, в 80-90-е годы, идеи импрессионизма нашли выражение и во французской музыке. Два композитора – К. Дебюсси и М. Равель – наиболее ярко представляют импрессионизм в музыке. В их фортепианных и оркестровых пьесах-эскизах с особой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с личными переживаниями музыканта-поэта, влюблённого в красоту окружающего мира.

Музыкальный пейзаж у импрессионистов – область детальной разработки всех средств выразительности, придающих звучанию красочность, зримость, живописность.

Живописность присутствует уже в названии произведений: например, «Паруса», «Ветер на равнине», «Шаги на снегу», «Туманы», «Мёртвые листья» (всё это названия прелюдий К. Дебюсси); «Чудесный вечер», «Полевые цветы», «Лунный свет», «Сентиментальный пейзаж» (романсы К. Дебюсси), «Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы М. Равеля), «Ночи в садах Испании» («симфонические впечатления» М. де Фалья), «Впечатления от природы» (оркестровые циклы Д. Малипьеро) и т. д.

Музыка импрессионистов обнаружила способность передавать не только краски, но и блики, тени. Более изысканными стали ритмы, более утонченными – тембры, более терпкими – гармонии. Возможности музыки оказались созвучными живописи импрессионистов; может быть, никогда ещё эти два искусства не были так близки друг другу.

Какие чувства они у вас вызвали? (Заслушиваются ответы детей).

В фортепианной пьесе М. Равеля «Игра воды» явно слышны переливы искрящихся на солнце струй. «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями» – этот эпиграф из стихотворения Анри де Ренье созвучен музыкальному образу произведения.

Мы отчётливо слышим, как смех речного бога сливается со смехом быстрой воды. И в этой радости угадываем очарование солнечного лета, прелесть прозрачной воды, обрисованной в музыке столь выразительно, что она воспринимается почти зримо.

Слушание: М. Равель. «Игра воды».

Зримость обнаруживает себя даже в нотной записи. Разливы речных волн буквально изображены в нижней строке музыкального примера.

А теперь послушайте оркестровый ноктюрн К. Дебюсси «Облака».

Слушание: К. Дебюсси. «Облака».

Музыка пьесы – воплощение стихии воздуха, пространства высокого неба. В отличие от «Игры воды» в ней отсутствует стремительность, порыв к движению, к развитию. Ее звучание отличается спокойствием, созерцательностью, даже некоторой отстранённостью.

Центральное место в пьесе занимает «тема облаков» – короткий мотив, исполняемый английским рожком. Английский рожок обладает особым тембром. В зависимости от характера музыки, от тембрового состава оркестра, в котором он звучит, английский рожок меняет окраску своего звучания. Музыканты даже называют его хамелеоном. Этот инструмент – «хамелеон» может придать музыке пасторальный (пастушеский) характер, может воспроизводить интонацию человеческого голоса. Но в «Облаках» его характер иной. Он звучит не то чтобы холодно, но в его голосе нет «земного» тепла: так «звучит» высота.

Обращаясь к поэзии, композиторы-импрессионисты останавливали свой выбор на таких произведениях, в которых также было ярко выражено красочное, живописное начало. Вот одно из таких стихотворений; его автор – поэт Поль Верлен.

Оград бесконечный ряд
И дикий виноград;
Простор далёких синих гор;
Моря терпкий аромат.

Ветряк, как алый маяк,
На светлой зелени дольней;
Бег жеребят своевольный
Возле прибрежных коряг.

Овцы пышные на склонах,
Текущие, как река, –
Белей молока
На коврах они ярко-зелёных.

Кружева пены за кормою,
И парус над водою,
И там, в лазури воскресной,
Медный зов колоколов.

Если бы в поэзии существовал жанр пейзажа, то это стихотворение полностью бы отвечало его требованиям. Каждая его строка – самостоятельный образ, а взятые вместе они образуют единую картину воскресного летнего пейзажа.

Читать еще:  Книга: Бронникова, Светлана «Дневник интуитивного питания. Поиск оптимального сочетания

Обратите внимание: в стихотворении нет ни единого глагола. Движение как будто есть, но оно застыло, как на картине: жеребята не бегут, их бег просто запечатлён раз и навсегда, как и кружева пены, и парус над водою.

Образ стихотворения охватывает значительное пространство: ряд оград – бесконечен, синие горы – далеки, а зов колокола звучит в высокой небесной лазури. И при этом – какое обилие красочных определений. Горы в стихотворении синие, ветряк – алый, дол – светло-зелёный, овцы – белей молока, небо – лазурное, зов колоколов – медный. Красочность, зримость, живописность буквально пронизывают этот поэтический пейзаж.

Романс К. Дебюсси, созданный на основе этого стихотворения, придаёт поэтическому образу ещё большую выразительность. Композитор вносит элемент движения, живого и весёлого.

Начальные звуки аккомпанемента напоминают узор – то ли рисунок бесконечных оград, то ли кружева пены. Но мы чувствуем, что этот узор определённо связан с образами стихотворения.

Слушание: К. Дебюсси. «Оград бесконечный ряд». Слова П. Верлена. Фортепианное вступление.

Свежесть звучания непостижимым образом передаёт не только краски моря, но и его терпкий аромат, и запах морского ветра, всю лёгкость и воздушность солнечной морской стихии. Тонко и выразительно в заключении романса звучат воскресные колокола: их звон, нежный и негромкий, доносится откуда-то издалека и растворяется в безбрежной лазури пространства.

Итак, мы видим, что пейзаж в музыке присутствует во всем богатстве своих проявлений – и как «пейзаж настроения» (например, у Чайковского), созвучный пейзажным полотнам И. Левитана и В. Серова, и как динамичный пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского), и как красочная картина, заключающая в себе многообразные проявления прелести окружающего мира (у импрессионистов).

Мы рассмотрели лишь малую часть пейзажных образов в музыке, однако и она позволяет нам увидеть, сколь многому научилась музыка у живописи в передаче облика, видения природы. И может быть, благодаря такой музыке и наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее? Мы лучше начинаем видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения, слышать во всем своеобразную музыку.

«Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», – писал К. Дебюсси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты.

Вопросы и задания:

  1. Какие признаки отличают музыкальный пейзаж у композиторов-импрессионистов? Объясните на примере пьес «Игра воды» М. Равеля и «Облака» К. Дебюсси.
  2. Какой характер придаёт тембр английского рожка пейзажу в пьесе «Облака»?
  3. Что нового внесла музыка в поэтический пейзаж стихотворения П. Верлена «Оград бесконечный ряд…»?
  4. Какие музыкальные произведения на пейзажную тему вам известны? Запишите свой ответ в «Дневнике музыкальных наблюдений».

Презентация

В комплекте:
1. Презентация – 18 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Стравинский. Поцелуй земли из балета Весна священная, mp3;
Дебюсси. Ноктюрны. Облака, mp3;
Дебюсси. Оград бесконечный ряд, mp3;
Равель. Игра воды, mp3;
3. Сопровождающая статья – конспект урока, docx.

“Музыкальные краски” в произведениях композиторов-импрессионистов
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Разработка урока музыки в 5 классе по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 5 классе по теме:

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов

Цель урока: сформировать представление об импрессионизме как направлении в искусстве и определить особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.

– сформировать систему знаний о направлении в искусстве – импрессионизме (история возникновения, представители, особенности творчества художников и композиторов);

– закрепить знания учащихся о взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств;

– познакомить учащихся с произведениями композиторов-импрессионистов М.Равеля и К.Дебюсси;

– развивать чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений и произведений ИЗО;

– развивать умение видеть многообразие красок и слышать многообразие звуков окружающего мира;

– развивать наглядно-образное мышление; умения анализировать, сравнивать, делать вывод;

– формировать эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся через произведения классического искусства,

– воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыкального и изобразительного искусства.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: интегрированный

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ПК, презентация к уроку, репродукции картин художников-импрессионистов, раздаточный материал для анализа музыкальных произведений, краски, бумага для рисования.

Методы : словесный, наглядный, междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, активный диалог с учащимися, работа в группах.

– сформировать представление о направлении искусства импрессионизм;

– знать особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи;

– уметь приводить примеры произведений композиторов-импрессионистов

– уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

– уметь выявлять выраженные в музыке настроения и чувства;

– размышляя об искусстве, использовать приёмы сравнения и обобщения;

– формировать монологическую речь учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.

Регулятивные : формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, обобщение), сравнивать характер произведений искусства музыки и ИЗО, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Личностные : формировать эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся через произведения классического искусства, формировать позитивную самооценку, самоуважение, потребность в творческом самовыражении.

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие:

2. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о взаимосвязи музыки и живописи, об их удивительном и закономерном содружестве – ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира.

– О каком жанре изобразительного искусства мы говорили на прошлом уроке?

– Что такое пейзаж? (пейзаж – это изображение природы)

– Откуда в музыку пришло это понятие? (это понятие пришло из живописи)

  1. Мотивация. Создание ситуации успеха.

Ребята, мы отправляемся с вами на экскурсию в художественный музей. Здесь находятся картины художников различных эпох, но я обращаю ваше внимание на две экспозиции. Взгляните на эти картины и подумайте, почему они представлены в разных залах? Может быть, есть что-то, что объединяет каждую группу и отличает одну от другой?

Просмотр репродукций картин разных художников в презентации

– В какой группе картины проработаны более детально?

– Что вы можете сказать о другой экспозиции?

(на этих картинах нет четких линий, в них цвета плавно перетекают…

Во втором зале картины отличаются тем, что на них художники старались изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Они кажутся нам как бы несколько завуалированными, задымлёнными. Художники, писавшие такие картины, называли себя импрессионистами.

  1. Этап постановки цели урока и учебной задачи.

Тема нашего урока «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Какова будет цель нашего урока, какие задачи нам предстоит решить?

(узнать кто такие импрессионисты, послушать произведения композиторов-импрессионистов, определить краски в их творениях)

Задачи на слайде.

  1. Этап открытия новых знаний.

Давайте познакомимся с этим направлением в искусстве и выясним особенности творчества художников и композиторов этого направления. ( Работа с учебником, словарь на стр.184)

Отвечаем на вопросы:

  1. Что означает слово импрессионизм?
  2. Где и когда зародилось это направление в искусстве?
  3. Назовите художников-импрессионистов.
  4. Каковы особенности творчества этих художников?

(пояснения учителя ИЗО) смотреть картины издалека, они писали свои картины на открытом воздухе – пленэре, передавая ощущение сверкающего солнечного света…стр.120-121

Давайте рассмотрим с вами картины художников- импрессионистов.

Можем ли мы сказать, что эти картины музыкальны? Ведь не зря живопись сравнивают с застывшей музыкой. Кто из вас, рассматривая эти картины «слышит музыку»? Какую музыку? Как вы считаете, какой должна быть музыка, основанная на впечатлении? Наверное, тоже необычной!

  1. Назовите композиторов-импрессионистов.
  2. Что унаследовали композиторы в своем творчестве?

Эти особенности нужно определить в музыкальных произведениях.

Прослушивание музыкального произведения.

(сообщение уч-ся) Морис Равель – французский композитор конца 19 – начала 20 века. Закончил Парижскую консерваторию по классу фортепиано. Его творческие открытия в области музыкального языка способствовали развитию новых стилистических течений в музыке 20 века. Равель развивал принципы музыкального импрессионизма: свободно разворачивающаяся мелодия, целеустремленное гармоническое развитие, преобладание светлого колорита и чистых оркестровых красок.

Давайте обратимся к пьесе М.Равеля («Игра воды»), вслушаемся в нее: какие звуки природы можно услышать в ней и какую картину природы подсказывают эти звуки? ( слушание)

– Какие же звуки вы услышали? ( Мы слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена удивительным светом и радостью)

– Верно, а какую картину вы представили? (Мы увидели небольшой ручей, прозрачные струи которого, так освежающе звенят в жаркий летний полдень.)

Композитор Морис Равель описывал «Игру воды» следующим образом: «Эта пьеса, навеянная шумом воды и другими музыкальными звуками, слышными в фонтанах, водопадах и ручьях».

Французский поэт Анри де Ренье так сказал об этом произведении : «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». Запишите название пьесы «Игра воды». Стр.147

Давайте послушаем эту музыку еще раз и из картин на слайдах выберем наиболее подходящую к этой музыке, картину, которую мог увидеть композитор перед созданием этого произведения.

Ответьте на вопросы:

  • Какие оттенки настроений передаются в музыке?
  • Назовите цветовую палитру произведения, которую можно использовать для изображения этой пьесы.
  • За счет каких выразительных средств композитору удалось воплотить образ игривой воды? (Мелодия? Темп? Регистр? Динамика?)
  1. Этап первичного закрепления.

Обратимся к творчеству другого композитора-импрессиониста Клода Дебюсси.

(сообщение уч-ся) Клод Дебюсси – современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции. Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов.

Глубокое воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения.

А сейчас мы услышим оркестровую пьесу К.Дебюсси «Облака». (Запись в тетрадь)

Эта пьеса была задумана автором как картина «неподвижного небосвода, по которому медленно и печально проплывают и тают серые облака. Удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белым светом». Сохранились и другие авторские пояснения. По поводу «Облаков» Дебюсси говорил друзьям, что это «взгляд с моста на тучи, подгоняемые грозовым ветром».

Вслушайтесь в музыку этого произведения. (фотографии на слайдах)

Слушание пьесы К.Дебюсси «Облака».

– Как же звучала эта пьеса? (Музыка этой пьесы не похожа на «Игру воды». Она более медленная, величественная, плавная, загадочная, таинственная, спокойная, созерцательная (т.е. располагающая к наблюдению, всматриванию в явление)

– Верно, эта музыка совсем не похожа на пьесу М.Равеля, а что вы представляли, какой пейзаж, слушая эту музыку? (Мы представляли, как по небу неторопливо, величественно и спокойно плывут облака)

– Совпали ли ваши зрительные образы с представленными на доске фотографиями?

(Да, на этих изображениях мы видим причудливые формы величественно и возвышенно плывущих облаков)

– А вы обратили внимание, какой инструмент проводил главную тему этой пьесы? (Это был деревянный духовой инструмент)

Правильно. Это деревянный духовой инструмент, который называют английским рожком ( слайд ), он обладает особым тембром, в зависимости от характера музыки, от состава оркестра, в котором он звучит, английский рожок меняет окраску своего звучания. Музыканты даже называют его хамелеоном. В «Облаках» он звучит несколько отрешенно, но в его голосе нет «земного» тепла; так звучит высота, пространство.

– Какие краски использует композитор? (холодные цвета, оттенки голубого, серого)

8. Сравнительный анализ музыкальных произведений:

Задание: определить подходящие музыкальные характеристики для прослушанных произведений (работа в группах)

«Музыкальные краски» в произведениях импрессионистов. 5 класс. Разработка урока

УМК по музыке Т. И. Науменко, В. В. Алеева.

Художественно-педагогическая идея: «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца». К. Дебюсси (слайд №3)

Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.

Ход урока

У: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о музыке и живописи, об их удивительном и закономерном содружестве – ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира.

На прошлом уроке вы познакомились с музыкальным пейзажем. Скажите, а откуда в музыку пришло понятие «пейзаж»? Что оно означает?

Д: Слово «пейзаж» пришло из живописи, оно означает изображение картины природы на рисунке.

У: Верно, помните, как в известной детской песне говорится:

Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.

Сегодня мы обратимся к творчеству «музыкальных импрессионистов» – музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
У вас наверняка уже возник вопрос, а кто это – импрессионисты?

ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70-х годах 19 века. Зародилось в живописи и получило название по картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (показ картины на слайде 4).

Художники этого направления стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения. У истоков создания этого направления стояли французские художники К. Моне, К. Писсарро, Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега.

(Просмотр слайдов 6-12 с картинами этих художников)

Композиторы-импрессионисты – К. Дебюсси и М. Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью (показ портретов на слайдах 13-14).

Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это прежде всего красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т.д.

Морис Равель – французский композитор конца 19 – начала 20 века, закончил Парижскую консерваторию.

Равель создал фортепианный цикл «Игра воды» (Jeux d’eau), который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента (слайд 15).

Давайте обратимся к пьесе М. Равеля «Игра воды», вслушаемся в нее: какие звуки природы можно услышать в ней и какую картину природы подсказывают эти звуки?

Запись в тетрадь название произведения. Слушание.

У: Итак, какие же звуки вы услышали?

Д: Мы слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена удивительным светом и радостью.

У: Верно, а какую картину вы представили?

Д: Мы увидели небольшой ручей, прозрачные струи которого, так освежающе звенят в жаркий летний полдень.

У: Молодцы, вы все верно услышали, послушайте, какое определение дал этой музыке французский поэт Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». Давайте послушаем эту музыку еще раз и из картин на слайдах выберем наиболее подходящую к этой музыке, картину, которую мог увидеть композитор перед созданием этого произведения. (Слушание музыки с просмотром рисунков на слайде 16 и выбор одного из них). Ответьте на вопросы, размещенные на следующем слайде 17.

Другой композитор – Клод Дебюсси – современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции.

Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов. Глубокое воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов. Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее недосказанностью и завораживающей музыкальностью. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения (слайд 18).

А сейчас мы услышим оркестровую пьесу К.Дебюсси «Облака». (Запись в тетрадь). Вслушайтесь в музыку этого произведения, сравните его с предыдущим, сходны они или различны, в чем это сходство или различие. Какую картину вы представляете, слыша эту музыку?

Слушание пьесы К.Дебюсси «Облака».

У: Как же звучала эта пьеса?

Д: Музыка этой пьесы не похожа на «Игру воды», она более медленная, величественная, плавная, загадочная, таинственная, спокойная, созерцательная (т.е. располагающая к наблюдению, всматриванию в явление).

У: Верно, эта музыка совсем непохожа на пьесу М.Равеля, а что вы представляли, какой пейзаж, слушая эту музыку?

Д: Мы представляли, как по небу неторопливо, величественно и спокойно плывут облака.

У: Взгляните на картины и скажите, похожи ли они на ваши зрительные образы к этой музыке? (слайд 19)

Д: Да, на этих картинах мы видим причудливые формы величественно и возвышенно плывущих облаков.

У: А вы обратили внимание, какой инструмент проводил главную тему этой пьесы?

Д: Это был деревянный духовой инструмент.

У: Правильно. Это деревянный духовой инструмент, который называют английским рожком (слайд 20). Он обладает особым тембром, в зависимости от характера музыки, от состава оркестра, в котором он звучит, английский рожок меняет окраску своего звучания. Музыканты даже называют его хамелеоном. Этот инструмент – хамелеон может придать музыке пасторальный (пастушеский) характер, может воспроизводить интонацию человеческого голоса. Но в «Облаках» его характер иной. Он звучит не то чтобы холодно, но в его голосе нет «земного» тепла; так звучит высота, пространство.

У нас есть возможность услышать эту музыку еще раз и понаблюдать за движением облаков с помощью картин на слайдах, давайте сделаем это. (Повторное слушание с просмотром слайдов).

Какие впечатления у вас от музыки и картин теперь? (Дети высказывают свои впечатления).

Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?

К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?

Что такое импрессионизм?

Домашнее задание: Запишите в тетрадь названия музыкальных произведений, известных вам, на пейзажную тему.

У: А сейчас мы с вами познакомимся с новой песней, которую написал наш земляк – омский композитор Александр Толстобоков, она называется «Точка, точка, запятая». Послушайте ее и подумайте, как связана эта песня с темой нашего урока. (Показ песни).

Д: В этой песне поется о первых шагах в живописи любого ребенка, именно так дети учатся рисовать: «Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая…» Из таких вот «художников» получаются настоящие мастера такие, как импрессионисты.

У: Конечно, вы правы, каждый художник когда-то был ребенком и так же, может быть неумело, но искренне пытался передать краски и предметы окружающего мира. Давайте разучим эту песню.

Работа над песней, затем обобщение и итог всего урока.

Источники:

http://music-fantasy.ru/materials/muzykalnye-kraski-v-proizvedeniyah-kompozitorov-impressionistov
http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/11/15/muzykalnye-kraski-v-proizvedeniyakh-kompozitorov-impressionistov
http://rosuchebnik.ru/material/muzykalnye-kraski-v-proizvedeniyah-impressionistov-5-klass/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии