Кто и как управляет миром. Как рождался союз советских писателей Кто создал союз советских писателей

Кто и как управляет миром. Как рождался союз советских писателей Кто создал союз советских писателей

Союз писателей

Союз писателей СССР – организация профессиональных писателей СССР. Он создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. Этот Союз заменил собой все существовавшие до того организации писателей: как объединенные на какой-либо идеологической или эстетической платформе (РАПП, «Перевал»), так и исполнявшие функцию писательских профсоюзов (Всероссийский союз писателей, Всероскомдрам).

В Уставе Союза писателей в редакции 1934 года говорилось: «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма». Устав неоднократно редактировался и изменялся. В редакции 1971 года Союз писателей СССР – «добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами».

Уставом давалось определение социалистического реализма, как основного метода советской литературы и литературной критики, следование которому было обязательным условием членства СП.

Высшим органом СП СССР был съезд писателей (между 1934 и 1954 годами, вопреки Уставу, не созывался).

Руководителем СП СССР по Уставу 1934 года был Председатель правления. Первым председателем в 1934–1936 годах правления Союза писателей СССР был Максим Горький. При этом фактическое руководство деятельностью Союза осуществлял 1-й секретарь СП Александр Щербаков. Затем председателями были Алексей Толстой (1936–1938 годы); Александр Фадеев (1938–1944 и 1946–1954 годы); Николай Тихонов (1944–1946 годы); Алексей Сурков (1954–1959 годы); Константин Федин (1959–1977 годы). По Уставу 1977 года руководство Союзом писателей осуществлял Первый секретарь правления. Эту должность занимали: Георгий Марков (1977–1986 годы); Владимир Карпов (с 1986 года, подал в отставку в ноябре 1990 года, но продолжал вести дела до августа 1991 года); Тимур Пулатов (1991 год).

Структурными подразделениями СП СССР были региональные писательские организации со структурой, аналогичной центральной организации: СП союзных и автономных республик, писательские организации областей, краев, городов Москва и Ленинград.

Печатными органами СП СССР были «Литературная газета», журналы «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Литературное обозрение», «Детская литература», «Иностранная литература», «Юность», «Советская литература» (выходила на иностранных языках), «Театр», «Советиш геймланд» (на идиш), «Звезда», «Костер».

В ведении правления СП СССР находилось издательство «Советский писатель», Литературный институт им. М. Горького, Литературная консультация для начинающих авторов, Всесоюзное бюро пропаганды художественной литературы, Центральный дом литераторов им. А. А. Фадеева в Москве.

Также в структуре СП существовали различные подразделения, осуществлявшие функции управления и контроля. Так, все заграничные поездки членов СП подлежали утверждению со стороны иностранной комиссии СП СССР.

При правлении СП СССР действовал Литературный фонд, региональные писательские организации также имели свои литфонды. В задачу литфондов входило оказание членам СП материальной поддержки (соответственно «рангу» писателя) в форме обеспечения жильем, строительства и обслуживания «писательских» дачных поселков, медицинского и санаторно-курортного обслуживания, предоставления путевок в «дома творчества писателей», оказания бытовых услуг, снабжения дефицитными товарами и продуктами питания.

Прием в члены Союза писателей производился на основании заявления, к которому должны были быть приложены рекомендации трех членов СП. Писатель, желающий вступить в Союз, должен был иметь две опубликованные книги и представить рецензии на них. Заявление рассматривалось на заседании местного отделения СП СССР и должно было при голосовании получить не менее двух третей голосов, затем его рассматривал секретариат или правление СП СССР и для принятия в члены требовалось не менее половины их голосов. В 1934 году в Союзе было 1500 членов, в 1989 году – 9920.

В 1976 году сообщалось, что из общего числа членов Союза, 3665 пишут по-русски.

Писатель мог быть исключен из Союза писателей. Поводом для исключения могли служить:

– критика писателя со стороны высших партийных инстанций. Пример – исключение М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой, последовавшее за докладом Жданова в августе 1946 года и партийным постановлением «О журналах «Звезда» и «Ленинград»;

– публикация за рубежом произведений, не опубликованных в СССР. Первым по этому мотиву был исключен Б. Л. Пастернак за издание в Италии его романа «Доктор Живаго» в 1957 году;

– публикация в «самиздате»;

– открыто выраженное несогласие с политикой КПСС и Советского государства;

– участие в публичных выступлениях (подписание открытых писем) с протестами против преследования диссидентов.

Исключенным из Союза писателей отказывалось в издании книг и публикации в журналах, подведомственных СП, практически они были лишены возможности зарабатывать литературным трудом. За исключением их из Союза следовало исключение из Литфонда, влекущее за собой ощутимые материальные затруднения. Исключение из СП по политическим мотивам, как правило, предавалось широкой огласке, превращавшейся порой в настоящую травлю. В ряде случаев исключение сопровождалось уголовным преследованием по статьям «Антисоветская агитация и пропаганда» и «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», лишением гражданства СССР, вынужденной эмиграцией.

По политическим мотивам из Союза писателей были исключены А. Синявский, Ю. Даниэль, Н. Коржавин, Г. Владимов, Л. Чуковская, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, А. Галич, Е. Эткинд, В. Войнович, И. Дзюба, Н. Лукаш, Виктор Ерофеев, Е. Попов, Ф. Светов. В знак протеста против исключения Попова и Ерофеева из СП в декабре 1979 года В. Аксенов, И. Лиснянская и С. Липкин заявили о своем выходе из Союза писателей СССР.

После распада СССР в 1991 году Союз писателей СССР разделился на множество организаций в различных странах постсоветского пространства.

Основными преемниками СП СССР в России являются Международное содружество писательских союзов, которым долгое время руководил Сергей Михалков, Союз писателей России и Союз российских писателей.

Почвой для разделения единого сообщества писателей СССР, в котором состояло около 11 000 человек, на два крыла: Союз писателей России (СПР) и Союз российских писателей (СРП) – было так называемое «Письмо 74-х». В первый вошли те, кто был солидарен с авторами «Письма 74-х», во второй – писатели, как правило, либеральных взглядов. Оно послужило и индикатором настроений, господствовавших тогда у ряда литературных деятелей. Самые знаменитые, самые талантливые писатели России заговорили об опасности русофобии, о неверности выбранного «перестроечного» пути, о значении патриотизма для возрождения России.

Союз писателей России – общероссийская общественная организация, объединяющая ряд российских и зарубежных литераторов. Образовался в 1991 году на базе единого Союза писателей СССР. Первый председатель – Юрий Бондарев. На 2004 год Союз состоял из 93 региональных организаций и объединял 6991 человека. В 2004 году в ознаменование 100-летия со дня смерти А. П. Чехова учреждена Памятная медаль А. П. Чехова. Вручается лицам, награжденным Литературной премией имени А. П. Чехова «за вклад в русскую современную литературу».

Союз российских писателей – общероссийская общественная организация, объединяющая российских и зарубежных литераторов. Союз российских писателей образовался в 1991 году при распаде Союза писателей СССР. У истоков его создания стояли Дмитрий Лихачев, Сергей Залыгин, Виктор Астафьев, Юрий Нагибин, Анатолий Жигулин, Владимир Соколов, Роман Солнцев. Первый секретарь Союза российских писателей: Светлана Василенко.

Читать еще:  Гроза монолог кабановой действие 2 явление 6. Анализ монолога с ключом — ключ к пониманию Человека не только в драме "Гроза"

Союз российских писателей является соучредителем и организатором Волошинской премии, Волошинского конкурса и Волошинского фестиваля в Коктебеле, Всероссийских совещаний молодых писателей, входит в Оргкомитет по празднованию юбилеев М. А. Шолохова, Н. В. Гоголя, А. Т. Твардовского и других выдающихся писателей, в жюри Международной литературной премии им. Юрия Долгорукого, проводит «Провинциальные литературные вечера» в Москве, был инициатором возведения в Воронеже в 2008 году памятника О. Э. Мандельштаму, участвует в международных и российских книжных ярмарках, совместно с Союзом журналистов России проводит конференции женщин-писательниц, творческие вечера, литературные чтения в библиотеках, школах и университетах, круглые столы по проблемам перевода, региональные семинары прозы, поэзии и критики.

При Союзе российских писателей открыто издательство «Союз российских писателей».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ

Кого считать преемником Союза писателей СССР

Рубрика в газете: Мнение юриста, № 2018 / 20, 01.06.2018, автор: Иван ЕРПЫЛЁВ (Оренбург)

Литераторам, даже старшего поколения, бывшим очевидцами событий 90-х годов, свойственны заблуждения относительно статуса Союза писателей России и появления Союза российских писателей. Кто-то говорит, что Союз писателей СССР «раскололся» на Союз писателей России и Союз российских писателей. Кто-то говорит то же самое о Союзе писателей РСФСР. С юридической точки зрения дело обстоит совсем не так.

Следует оговориться, что есть преемственность «историческая» или «идеологическая», а есть юридическая.

Так, например, Литфонд теперешний не является преемником Литфонда СССР. Нынешний Литфонд создан заново как общественная организация. Именно в силу этого имущество Литфонда СССР (в частности, переделкинские дачи и иные объекты недвижимости) были изъяты из чужого незаконного владения «переверзинского» Литфонда в пользу государства решением Арбитражного суда города Москвы от 8 июня 2016 г. по делу № А40-131220/2014.

Это решение мотивировано тем, что после прекращения СССР, в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, отнесено имущество учреждений, финансирование которых осуществлялось из соответствующего бюджета Российской Федерации или СССР.

Таким образом, Союз писателей СССР не мог «расколоться», поскольку его составляли союзы писателей входящих в СССР республик. Союз писателей СССР просто упразднился с прекращением СССР. Преемников у него нет.

Вместе с тем, даже на сайте РГАЛИ в исторической справке содержится неверная, лукавая фраза: «Преемниками СП СССР в России являются Союз писателей России и Союз российских писателей».

Это неверно и фактически, и юридически.

В Союз писателей СССР входил Союз писателей РСФСР. В ходе долгого изучения этой темы удалось установить, что Союз писателей РСФСР заново не создавался, не ликвидировался, никуда не исчезал и не раскалывался. Союз писателей России – это юридически и есть Союз писателей РСФСР. Если взять официальные документы из налоговой инспекции об общероссийской общественной организации «Союз писателей России», зарегистрированной по адресу г. Москва, Комсомольский проспект, 13, то мы увидим в графе «Дата создания»: 07.12.1958.

60 лет – это юридическая дата. На основании постановления Верховного Совета от 14.02.1992 г. № 2355-I произведена перерегистрация замены слова «РСФСР» в наименование Союза на слово «России». Так и получился – Союз писателей России.

Конечно, Союзу российских писателей выгодно претендовать на некое преемство с Союзом писателей СССР, в «Википедии» даже сказано, что Союз российских писателей возник «на базе Союза писателей СССР».

Это неверно с юридической точки зрения. Говорят, что Союз российских писателей был создан на фоне противостояния между «либеральным» Союзом писателей СССР и «патриотическим» Союзом писателей РСФСР.

Из-за назревших идеологических противоречий, на пленуме Союза писателей СССР в августе 1991 года после многочасовых прений секретарь Союза писателей РСФСР Ф.Ф. Кузнецов заявил, что Союз писателей РСФСР выходит из СП СССР, он и некоторые секретари Союза писателей РСФСР покинули заседание. Это стало причиной образования другого «российского» союза из членов СП СССР.

Во-первых, по уставу СП СССР и СП РСФСР, решение о выходе из состава СП СССР не может приниматься спонтанно, одним секретарём и без включения этого вопроса в повестку дня. Во-вторых, сейчас это преемство полностью утрачено – много ли в Союзе российских писателей членов СП СССР? И не пополнился ли он, в основном, за счёт вторичных литераторов, которых в СП СССР никогда бы не приняли? И, в-третьих, противоречие было снято в декабре 1991 года, когда все органы и организации СССР прекратили своё существование и действие.

Одни организаторы Союза российских писателей с течением времени стали ассоциировать себя с Союзом писателей России, другие – уехали за рубеж и оставили своё детище без внимания (Евгений Евтушенко).

Кроме того, в качестве общероссийской организации Союз российских писателей был зарегистрирован лишь в 1997 году – когда все разногласия внутри СП СССР стали призраками шестилетней давности.

Зато своим существованием Союз российских писателей продолжал раскалывать писательское сообщество и в постсоветское время, так, в Красноярске единая писательская организация распалась на отделения СПР и СРП только в 2001 году, когда, казалось бы, все идеологические разногласия были сняты, и остались только вопросы денег, грантов, верховодства и прочих организационных моментов.

Тем же, кто говорит, что в России два писательских союза, стоит напомнить, что официально зарегистрировано не менее 6 общероссийских писательских организаций – в том числе Российский союз писателей, Профессиональный Союз писателей России, Союз писателей XXI века и т.д.

В связи с этим, неправильно говорить о делении писателей на Союз писателей России и Союз российских писателей.

Нужно проводить разделение иначе – Союз писателей России, и все остальные.

Как есть одна Академия наук (в её числе – отраслевые Академии) и множество общественных академий, которые за определённое вознаграждение присвоят звание академика, которым можно обмануть лишь профанов.

Да и правительству нет нужды создавать какое-то искусственное образование (Союз литераторов и пр.) для работы с писателями – уже есть Союз писателей России, представленный в подавляющем большинстве регионов, объединяющий более чем 8000 писателей, успешно работающий с национальными литераторами.

Уточню, что все отделения СПР в регионах официально зарегистрированы как юридические лица, они сдают отчетность, платят налоги (если что-то зарабатывают).

Большинство отделений Союза российских писателей созданы без образования юридического лица, то есть не отслеживаются в ЕГРЮЛ. Сложно сказать о такой деятельности что-либо определённое.

Этого вполне достаточно для того, чтобы государство взаимодействовало с литераторами именно через Союз писателей России – все остальные писательские организации слишком формальны или малочисленны.

В такой ситуации у рядовых членов Союза российских писателей есть выход – объявить о роспуске своих региональных отделений и на общих основаниях, через приёмную комиссию СПР, вступить в Союз писателей России. И я уверен, никто их не попрекнёт прошлым – был бы талант.

Такая ситуация уже была в Оренбурге. Демократ Ю.Ю. Селиверстов вступил в Союз российских писателей согласно своим убеждениям. Когда он увидел, что идеологических противоречий нет, то вышел из местного отделения Союза российских писателей и был на общем собрании Оренбургской писательской организации СПР единогласно принят в Союз писателей России.

Читать еще:  Увольнение по соглашению сторон условия выплат. Увольнение по соглашению сторон: пошаговая процедура

Были такие случаи и в Самаре, и в многих других городах.

Некоторые умудряются состоять сразу в двух или даже в нескольких союзах – ловят выгоду и там, и там. Это не запрещено законом, но с нравственной точки зрения недопустимо.

Несомненно одно – Союз российских писателей изжил те «демократические», протестные цели, ради которых он создавался, новой идеологии его руководители не предложили, прикрываясь спасительным патриотизмом, который вторичен по отношению к позиции Союза писателей России, даже в самые чёрные годы не менявшего убеждений.

12 комментариев на «“СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ”»

Любопытные факты.
Но суть автор упустил.
А суть в том, что все «союзы писателей» — в том числе и Союз писателей России — под завязку сегодня набиты графоманами.
Поэтому никакого приоритета сегодня у Союза писателей России перед другими «союзами писателей» — нет.
Это — факт современной литературной жизни России. Опровергнуть этот факт невозможно.
С ним придется считаться.

И ещё. Знаю, что сейчас наживу себе врагов, но всё же скажу: выяснение «кто преемник» напоминает мне одновременно известное стихотворение со словами «Кто Родине-матери более ценен?» и известную матерную частушку, которая начинается так «Девки спорили на даче У кого пи…». Дальше продолжать?

Автор не совсем прав по вопросу правопреемства СП СССР. В «Литросии» уже давненько был опубликован материал по этому вопросу.
Союз писателей СССР юридически остался существовать и существует по сей день, являясь единственным владельцем всего имущества.
Кому интересно, может прочитать ту статью здесь:
http://nasha-molodezh.ru/blogs/petr-aleshkin/article/petr-aleshkin-zachem-pisatelyam-mspsy.html

Эт ты про Юрку, штоле?

Не совсем точная фраза: «Союз писателей СССР просто упразднился с прекращением СССР. Преемников у него нет».
Как нынешняя Российская Федерация является правопреемником СССР, так и Союз писателей России/Союз писателей РСФСР (тожество СПР и СП РСФСР убедительно доказал сам И. Ерпылёв), является правопреемником Союза писателей СССР.
По существу, в 1991 году, в отличие от той же от Московской ГПО, была создана не новая организация «Союз писателей России» 1958 года создания, а лишь изменено её название – в связи с переименованием РСФСР в Российскую Федерации.
Тем не менее, в статье И. Ерпылёва, объективно, сделан первый шаг для обозначения СПР как правопреемника Союза писателей СССР, чего в течение многих лет безуспешно добивалась команда, так и умершего оболганным Ф. Кузнецова. Зная, что этот вопрос в той или иной форме когда-нибудь встанет, мы просили Ганичева, хотя бы на будущее, продекларировать в одной из официальных резолюций правопреемство СПР с Союзом писателей СССР. Но, увы, Ганичев оказался слишком осторожным, несмотря на наши ссылки на опыт РАН (упразднение, воссоздание и официальное признание её правопреемства с Российской академией наук, созданной по распоряжению Петра I в 1724 году).
Это уже потом была попытка (опять же идея Кузнецова) объединить писательское сообщество путем создания Ассоциации писательских союзов. Не удалась из-за личных амбиций И. Переверзина и его конфронтации с Риммой Казаковой. Но, как говорят, это дело прошлого. Актуальная задача настоящего – объединение писательского сообщества на базе именно Союза писателей России как единственно подлинного правопреемника Союза писателей СССР. Добьемся официального признания СПР в этом статусе – всё остальное (возврат разворованного имущества и пр.) приложится.

Что хорошего в этом Союзе писателей? Что оно даёт в нынешнее время пишущим людям, которых развелось — мама не горюй?

Что в этом Союзе ныне хорошего и какой толк от него пишущим людям, коих развелось теперь — «мама не горюй»…

Он даёт ощущение сопричастности. А писателем (сиречь сочинителем художественных текстов) при этом быть совершенно не обязательно.

Людей, употребляющих слово «сопричастность», надо расстреливать на месте. Хотя бы из рогатки.

Уважаемые писатели! Если не иметь в виду нынешнюю имущественную собственность, то по моему глубокому убеждению, пусть будет столько писательских союзов, сколько будет и пусть каждый вступает в тот, в который хочет. Ну, а «качество» писательского сообщества пусть будет делом этого сообщества! А что до читателей, то ему, поверьте, все-равно, в каком Союзе состоит автор, главное, чтобы Тексты были качественные и достойные прочтения! Не забывайте, что нынче уже не советская эпоха, а новый ХХI интернет-век и уже в школу ходят те, кто будет жить в ХХII веке ! Ценность «членств», как в прошлом — уже почти ничего не значит, так только, чисто морально и индивидуально

Совершенно с Вами, Евгений, согласен. Мы забываем, что взрослые это те же дети. Разница лишь в том, что у детей игрушки ДЕТСКИЕ, а у взрослых — ВЗРОСЛЫЕ. Вот отсюда и появляются «народные писатели», «заслуженные писатели», «члены Высшего Творческого Совета» (это значит «Высшие Творческие Члены». Ужас какой!). как говорится, чем бы дитя не тешилось — лишь бы пелёнки вовремя менять.

Что создал и что воспел Первый съезд советских писателей

Пастернак с отбойным молотком

СОЮЗ ПЕРА И ХОРАЛА

Что создал и что воспел Первый съезд советских писателей

Семьдесят лет назад, 17 августа 1934 года, в Москве в Колонном зале Дома союзов открылся Первый съезд Союза советских писателей. Стенограмма этого исторического форума была издана в том же году. Она составила книгу в более чем 700 страниц.

Это уникальное произведение рассказывает о том, как в течение двух недель (съезд закончился 1 сентября) без малого 600 делегатов радостно и успешно претворили в жизнь проект товарища Сталина — сами создали механизм, с помощью которого партия смогла осуществлять жесткий идеологический контроль над их творчеством.

Больше при жизни «вождя народов» писательских съездов не проводилось.

В этом и не было нужды. Все, что надо, было сделано на том, первом.

Он, кстати, стал праздником всего советского народа. Его работа широко освещалась в советской и мировой прессе. В зале присутствовали и выступали известные зарубежные литераторы. Форум приветствовали рабочие и колхозники, армия и флот, комсомольцы и пионеры. На заседаниях то и дело вступали оркестры и звучали напутствия «инженерам человеческих душ» от лица партии и народа. Делегаты обещали все исполнить и благодарили Родину, Сталина, СССР. Когда в зал вошла работница Метростроя с отбойным молотком на плече, Борис Пастернак вскочил со своего места и бросился ей помогать. Молоток оказался из папье-маше. Потом, выступая, поэт объяснил свою «интеллигентскую чувствительность» тем, что в тот миг «она в каком-то мгновенном смысле была сестрой мне. »

Стенограмма буквально дышит пафосом творчества, воздухом свободы, искрометным юмором и высокой романтикой тех лет. Я держу в руках экземпляр, который дал мне для работы писатель Юрий Карякин. Ему книга досталась от Алеся Адамовича.

На первой странице, где сообщается, как под бурные овации А.М. Горький открыл высокий форум, рукой Карякина выведено: «А Мандельштам уже арестован, 16 мая 1934 года. И все они об этом знают!»

«Идущие вместе» — это РАПП сегодня

Зачем же они собрались, чего хотели? Кому был нужен этот съезд?

Читать еще:  Выступление руководителя на новогоднем корпоративе. Поздравительная речь директора на новогоднем корпоративе. Примеры поздравительной речи. Сборник

За годы, прошедшие после революции, они пережили много интересного и неожиданного. Например, пестрое разноголосье литературных объединений. Кого только не было! Лефовцы, имажинисты, «Серапионовы братья», конструктивисты, обэриуты. Плюрализм конечно же был! Эксперименты — тоже.

Однако мировая революция, что вот-вот должна была случиться, требовала от творцов таких произведений, которые были бы понятны и полезны пролетариям всего земного шара. Для этого, внушали наивным писателям пламенные революционеры, литература должна быть не столько русской, немецкой или шведской, сколько пролетарской, классовой.

«Разные течения нашей литературы, в близком будущем, должны будут слиться в одном широком потоке, который и даст нам то, чего все мы так ждем: выражение современного мироощущения в новых, ему отвечающих формах».

Это восторженное пророчество написал не полуграмотный красноармеец, а человек, которого Горький называл «самым культурным писателем на Руси», — поэт Валерий Брюсов, активно поддержавший большевиков, вступивший в их партию. И один ли он был такой? Бабель воевал в Конармии, которую потом описал. Фадеев не создал бы «Разгром» без личного опыта красного партизана.

В Октябрьской революции участвовал Безыменский. В Гражданской войне — Багрицкий. Это он объяснялся в стихах: «Механики, чекисты, рыбоводы, я — ваш товарищ, мы одной породы. » За ним романтик Луговской: «У статуи Родена мы пили спирт-сырец: художник, два чекиста и я, полумертвец. »

Поэтому в 1925 году возникла Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), в ее руководство сразу же вошли люди, вернувшиеся с поля боя за коммунизм. Наступало время «гегемонии пролетарской литературы». Ее принцип четко выразил Александр Безыменский: «Только тот наших дней не мельче, / Только тот на нашем пути, / Кто умеет за каждой мелочью / Революцию мировую найти».

Мировую революцию находили не все. С теми, кто не искал или делал это плохо, разбирались. Нет, не в подвалах Лубянки. Пролетарская критика была карающим мечом в руках классово выверенных литераторов.

«Муха-цокотуха» К. Чуковского была высечена критиками «за воспевание мещанского счастья». А его же «Мойдодыр» признали «посягательством на чистоту пролетариев».

Маяковский был из «Левого фронта» (ЛЕФа), считал революцию своей, славил ее. Но это ему присылали из зала записки: «Когда вы застрелитесь?» РАПП определил его как «попутчика». Он же (дабы оправдаться?) с упоением клеймил мхатовскую постановку «Белой гвардии» М. Булгакова.

Сам же Михаил Афанасьевич с жалобой на бешеную критику обращался к Сталину.

Евгений Замятин тоже писал вождю: «Критика сделала из меня черта советской литературы». Но автора утопии «Мы» не услышали — не надо было выводить в ней Институт государственных поэтов и писателей.

Нынешние «Идущие вместе», решающие, кто сегодня полезный писатель, а кто вредный, имеют в лице рапповцев выдающихся предшественников.

Для ревнителей пролетарского искусства не было авторитетов. Когда за Булгакова попробовал заступиться Луначарский, наркома просвещения и вдохновителя Пролеткульта заклеймила «Комсомолка». Когда Горький сказал о пьесе «Бег»: «Великолепная вещь, которая будет иметь анафемский успех», решили взяться и за него, «замаскировавшегося врага». В итоге ЦК ВКП(б) пришлось даже принять резолюцию «О выступлении части сибирских литераторов и литературных организаций против Максима Горького». Горького оградили, но классовая борьба на литературном фронте разгоралась.

Сколько же их было, полуграмотных писателей, пришедших в литературу буквально по набору с заводов, фабрик, колхозов? Один из исследователей истории РАПП, известный литературовед Михаил Айвазьян назвал мне цифру.

Четыреста тысяч человек! В таком количестве и при таком качестве творчества «пролетписы» становились опасны не только литературе, но и власти. Духовный террор, учиненный рапповцами, привел к тому, что многие писатели ждали Первого съезда, как ждут Спасителя. Больше того, имя Спасителя они знали и произносили его с соответствующим выражением.

«Буревестник» над Колонным залом

Интересно, что Сталин на самом съезде не присутствовал. Но он вел его от начала подготовки до финальных оваций.

А главным исполнителем в поставленном спектакле он сделал Горького. Поэтому «соррентийский отшельник», вернувшийся из-за границы, был встречен с величайшими почестями. Для него была придумана целая программа адаптации к советским реалиям, а заодно и проверка на лояльность. Одним из тестов стала поездка большой группы писателей (84 человека) во главе с Алексеем Максимовичем на строительство Беломорканала. Того самого, сгубившего сотню тысяч заключенных и подарившего миру слово «ГУЛАГ».

Литератор наших дней Петр Вайль: «Никогда и нигде в истории мировой словесности не собирались вместе такие мощные литературные таланты. Среди 36 авторов книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» — Максим Горький, Алексей Толстой, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров, Михаил Зощенко, Виктор Шкловский, Всеволод Иванов. Они не просто приняли участие в пропагандистской акции, не просто подписали из-под палки казенную бумагу, они приложили все свое мастерство, чтобы разработать сюжеты и расцветить образы. Они описали просветленных каналоармейцев, восхищенных гуманизмом охраны, они нанизали метафоры, щедро рассыпали эпитеты и довели текст до стилистического блеска, отталкивая друг друга и забегая вперед. По-честному надо было бы включать беломорские главы в собрания сочинений этих писателей: ничего литературнее никто из них не написал. »

Горький доверие оправдал. Но было бы наивно думать, что такой зубр не вел со Сталиным свою игру. С одной стороны, «буревестник революции» поддерживал руководителей РАПП, особенно критика Авербаха. С другой, собственный талант, вкус и любовь к литературе не могли не подсказывать Горькому, что надо поддерживать и принимать в Союз таких, как Булгаков, Зощенко, Пильняк. А о поэзии, считал Горький, надо говорить так серьезно, чтобы бездарные рифмоплеты, вроде Демьяна Бедного, немного поутихли.

Сталину конечно же с талантливой интеллигенцией играть было интереснее, чем с классово ориентированными графоманами. Иван Гронский, бывший профессиональный революционер, главный литературный советник вождя, редактор «Известий» и «Нового мира», как-то спросил Сталина, почему он позволил доклад о поэзии делать Бухарину, оппозиционеру, заклейменному в этом же году на XVII съезде партии. «Горький изнасиловал», — последовал мрачный ответ. Но такая уступчивость вовсе не отменяет хитроумия Сталина по отношению и к Бухарину, и к Горькому.

Позже Гронский, как многие литераторы, загремит в ГУЛАГ. Он выйдет оттуда лишь в 53-м. И напишет в своих мемуарах: «Вот, например, беседует Сталин с человеком. Ласков, нежен. И улыбка, и глаза — все искренне. Придраться не к чему. Провожает его до дверей. И уже через несколько секунд совсем другое выражение лица. Говорит: «Какая сволочь!» — «Товарищ Сталин, вы же только что другое говорили». — «Надо было подбодрить, чтобы работал». Так же артистически он разыгрывал дружбу с Горьким, на самом деле не доверяя ему. Это была очень тонкая игра. Удивительно: Горький — писатель, «инженер человеческих душ», казалось бы, сама профессия подразумевает знание человеческого характера, но Сталина, на мой взгляд, Горький так и не смог раскусить».

Сталин руководил подготовкой и самим съездом из Сочи. Туда Жданов посылал ему донесения и материалы. Вождь загодя читал все, но ни во что впрямую не вмешивался.

Главным исполнителем в поставленном спектакле Сталин сделал Горького

Источники:

http://public.wikireading.ru/35881
http://litrossia.ru/item/sojuz-nerushimyj/
http://www.kommersant.ru/doc/2294025

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии