Круг чтения современного ребёнка. Общая характеристика круга чтения современного младшнго школьника Круг чтения современного дошкольника

Круг чтения современного ребёнка. Общая характеристика круга чтения современного младшнго школьника Круг чтения современного дошкольника

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУГА ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МЛАДШНГО ШКОЛЬНИКА

Проблема формирование круга детского чтения существует давно. Умение правильно формировать круг детского чтения – основа профессиональной деятельности учителя. Не обладая этим умением, нельзя вырастить талантливого читателя в ребенке.

Понятие круга чтения школьника как компонента читательской компетентности

Перед начальной школой стоит сложная задача – формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [8, c.12].

Проблема формирования младшего школьника как читателя была поставлена в 60-е годы XX века в работах Н.Н. Светловской [41]. В наше время проблемой формирования читательской компетентности младших школьников занимаются Е.Л. Гончарова [6], Н.Н. Сметанникова [42] и другие.

Наиболее общее определение читательской компетентности дает Н.Н Сметанникова. По ее мнению, «читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности» [42,c.11].

Е.Л. Гончарова рассматривает читательскую компетентность как психологическую систему. Она считает, что все компоненты этой системы подчинены ее главной функции: превращению содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя [6,c.6].

Объективными показателями читательской компетентности являются устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя все знания, умения, навыки, которыми читатель располагает к моменту чтения.[7,c.19]

Разработчики Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в содержание понятия «читательская компетентность» включают владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знание книг и умение их самостоятельно выбирать, сформированность потребности в книге и чтении. [44]

На наш взгляд, в данном определении названы не все существенные признаки читательской компетентности. Мы считаем, что помимо названных признаков читательской компетентности не менее важными следует считать эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе и сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведений. Одной из составляющих читательской компетентности является круг чтения.

Круг чтения – это круг тех произведений, которые читают (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Умение правильно формировать круг детского чтения основа профессиональной деятельности учителя. Не обладая этим умением, нельзя вырастить талантливого читателя в ребенке.

Проблема формирование круга детского чтения существует давно. Еще в античную эпоху своего развития человек заботился о том, что могут и что должны читать дети. Предметом внимания взрослых в первую очередь было содержание книг, читаемых младшим поколением. Уже тогда имелось устойчивое представление о том, что у детей и взрослых разный круг чтения.

Во все времена своего существования человечество проявляло внимание к нравственным проблемам произведений для детей, считая их первоосновой формирования человека в ребенке. Особой заботой взрослых было историческое чтение, так как без знания истории страны нельзя стать достойным гражданином. Постоянно шли споры о том, что считать детским произведением, каким критериям оно должно соответствовать.

Вопросы круга детского чтения были подняты в XVIII в. (И. Посошков, Н. Новиков) и подробно разработаны в XIX в. в трудах В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Л. Толстого, К. Ушинского. Но до сих пор эта проблема остается сложной в методике детского чтения ввиду своей многоаспектности: человек, занимающийся вопросами детского чтения, должен обладать одинаково глубокими и разносторонними знаниями в области русского и зарубежного фольклора, русской и зарубежной детской литературы и детского чтения. Ему необходимо иметь хорошую педагогическую и психологическую подготовку, так как круг детского чтения формируется с учетом возрастных особенностей восприятия ребенком художественного произведения. Тот, кто занимается вопросами круга детского чтения, должен постоянно следить за тенденциями развития детской литературы, детского книгоиздательства, уметь дать верную критическую оценку новинкам книжного рынка, знать, где можно получить информацию о том, что публикуется для детей определенного возраста. Ему самому нужно быть компетентным читателем, верить в силу воздействия художественного слова на человека и понимать, что формирование круга детского чтения – процесс, требующий к себе серьезного и кропотливого отношения. [3, c.55]

От чего зависит содержание круга детского чтения?

  • 1. От возраста читателя, его пристрастий и предпочтений. Уже в детстве проявляется интерес ребенка к определенному жанру (сказка), определенному виду литературы (поэзия), к определенному автору и книге. Запомнившиеся им произведения дети могут слушать без устали.
  • 2. Особую роль в формировании круга детского чтения играют знания человека в области литературы, его информированность. Поскольку младший школьник ни особо богат знаниями, ни обширной информацией, то здесь следует говорить о знаниях и представлениях взрослого человека о детской литературе. Чем шире и полнее они, тем интереснее детская книга будет преподнесена ребенку.
  • 3. От состояния и уровня развития самой литературы.
  • 4. Однообразие литературы сделало однообразным круг детского чтения. В детском чтении рубежа ХХ-ХХI вв. преобладают сказка и литература нонсенса, что не способствует воспитанию разностороннего читателя.
  • 5. От состояния фондов общественных и семейных библиотек. Чем полнее и разнообразнее они, тем правильнее можно будет сформировать круг детского чтения [43, c.111].
Читать еще:  Александр Панайотов: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото. Александр Панайотов (певец) биография, фото, личная жизнь

Большое влияние на формирование круга детского чтения оказывает то время, в которое живет читатель: его идеи, идеалы, запросы. Выбирая книгу для чтения, мы обязательно должны думать о формировании позитивных эмоций ребенка, его позитивной деятельности в результате осмысления содержания произведения.

Создание круга детского чтения предполагает руководство детским чтением. По этому поводу существуют полярные мнения. Одни считают, что руководство детским чтением лишает ребенка права свободного выбора книг для собственного чтения. Другие говорят о необходимости квалифицированной помощи ребенку.

Детский круг чтения не может и не должен быть одинаковым. Наряду с чтением, содержание которого зависит от образовательной программы, выполняемой в учреждении, существует домашнее, семейное чтение. Домашнее чтение – это вариативная часть чтения, содержание которой зависит от образования, знания детской литературы, вкуса и возможностей родителей. Вариативность чтения играет положительную роль, так как способствует сохранению уникальности ребенка-читателя.

Формирование детского круга чтения является серьезным теоретическим и практическим вопросом, требующим постоянного обновления. К его решению нельзя подходить только с педагогической точки зрения.

Очень часто на восприятие младшего школьника воздействуют морально – этические установки семьи, среды, времени, в которое он живет, и понимает произведение в зависимости от личного нравственного опыта.

Только тщательный подбор произведений для чтения и наблюдение за процессом восприятия книги со стороны взрослого приведут к достижению цели [1].

Формируя круг детского чтения, следует обратить внимание также на то, что детской литературе свойственен феномен множества. Проявляется он по-разному. Часто мы сталкиваемся с тем, что писатели создают большое количество произведений на родственные темы, в которых действуют одни и те же герои. Мы отмечаем повторяемость сюжетов, одинаковых художественных приемов, и в какой-то момент читателю начинает казаться, что «писатели принялись отрабатывать количественную “норму”» [4, с. 194.]. У каждого писателя свои причины такого творческого поведения, например: просьбы читателей продолжить цикл у Александра Волкова, узнаваемость и привлекательность героя у Сергея Михалкова . Писатель такого рода может остаться в истории литературы и читательской памяти, ассоциируясь с чем-либо: Александр Волков — с историей Изумрудного города, Сергей Михалков — с образом дяди Степы. Но не всегда таким произведениям уготована долгая жизнь.

Таким образом, многоаспектность проблемы формирования круга детского чтения свидетельствует о необходимости самому взрослому человеку быть грамотным читателем, владеть практикой оценки художественных произведений, принципами и критериями их отбора.

Круг детского чтения

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Круг детского чтения.

Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.

Вопросы о круге детского чтения поднимались в России в 18-м веке, и в трудах Н.Чернышевского, В.Белинского, Н.Добролюбова, Л.Толстого в 19-м веке.

Но все же острота вопроса остается и в современной России 21-го века.

Человеку, занимающемуся вопросами детского чтения необходимо обладать разносторонними знаниями в области русского фольклора, и зарубежного творчества, писателей русской и иностранной детской литературы. А так же для формирования круга детского чтения, необходимо иметь отличную педагогическую и психологическую подготовку. Ему самому важно отслеживать тенденции развития рынка детской литературы, детского книгоиздательства, самому много читать и верить в то, что художественное слово может воздействовать и влиять на человека.

Так что же это-круг детского чтения? Это круг произведений, которые слушают, читают и воспринимают дети. Они писались, переходили от взрослых, были поняты и приняты детьми. В круг детского чтения входят:

– книги для детей,

– детские газеты и журналы,

– произведения юных авторов.

Как известно, что каждому году жизни ребенка соответствуют определенные произведения : потешки и пестушки четырехстрочные в раннем дошкольном возрасте, до сказок-романов в старшем дошкольном возрасте.

Из этого напрашивается вопрос – от чего зависит круг детского чтения?:

– от возраста ребенка, от его предпочтений. Так, в самые юные слушатели предпочитают сказки, потешки, стихи, написанные определенным автором, определенной книге.

– от развития самой литературы. Что говорить, состояние уровня развития детской литературы конца 20-го века оставалось на низком уровне, стихи для детей практически не печатались, очень мало исторических и реалистических произведений, что не способствовало воспитанию разностороннего читателя.

– от подбора литературы для детского чтения. В фондах городских и сельских библиотек, от книг находящихся в семьях, большое влияние оказывает само время, в котором живет ребенок.

Круг детского чтения не может быть одинаковым для всех, и не должен. Ведь ребенок в состоянии выбрать книгу себе сам, даже самый маленький, по привлекательной обложке, по иллюстрациям.

Образовательная программа, которая выполняется в дошкольном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детям, согласно возрастной категории.

Наряду с этим, существует семейное, домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы, вкуса, предпочтения, образования родителей и она играет положительную роль в сохранении уникальности ребенка-слушателя, ребенка-читателя.

В круге детского чтения существует ряд произведений, обязательных, без которых дошкольное детство не возможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей, классические произведения :

– произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, Н.Носова,

– сказки Ш.Перро, Х.Андерсена, А.Линдгренд.

В. Г. Белинский, утверждал, что детям свойственно особое восприятие услышанного, о важности роли книги в воспитании ребенка. Ведь «неправильная» книга может привести к искажению нравственных представлений, разрушит эстетические чувства, и о своем месте в окружающем мире.

Читать еще:  В каком стиле писал шагал. Марк Шагал – биография и картины художника в жанре Примитивизм – Art Challenge

Взрослые при чтении должны обращать на возрастные особенности детей, на быструю утомляемость, на концентрацию внимания и быстрое его переключение на другую деятельность. И не стоит забывать о том, что у детей недостаточно развит фонематический слух. Ребенок-дошкольник это слушающий читатель. Живо и эмоционально слушает стихи, труднее прозу. Ему свойственна наивность. Порой не дослушав окончания произведения, может изменить его, к примеру – плохой конец, на хороший или просто просит не читать дальше.

Дошкольники воспринимают искусство внеконтекстно: может одушевить неодушевленные предметы, изменяет произведения на свое усмотрение, делая его героем себя или своих друзей. Понравившаяся книга оказывает на ребенка сильное впечатление, и он использует сюжет в своих играх, живет ими, включает в свою реальную жизнь.

Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги.

У детей должно быть отведено время для чтения, и ни чего не должно мешать или отвлекать. Детям необходимо объяснить, что нельзя читать во время еды, в транспорте, на ходу. Не следует постоянно читать одну и ту же книгу. При чтении следует не торопиться, четко и ясно проговаривать звуки и буквы. Взрослые должны помнить, что недопустимо заставлять ребенка слушать, если он устал, отвлекается, желает сменить вид своей деятельности. Только внимательное заботливое отношение к дошкольникам, тщательный выбор для чтения того или иного произведения приведут к желаемому результату.

В подборе круга детского чтения должно уделяться особое внимание:

– воспитательной ценности произведения.

Так что же должно входить в круг детского чтения?

Все виды литературы:

– проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература;

– фольклорные жанры- народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, детские народные песенки, страшилки;

– авторские сказки, стихотворные миниатюры, рассказы, повести;

– научно-популярные жанры (энциклопедии);

– произведения литературы народов мира.

Тематика произведений должна быть настолько разнообразной, насколько требует читатель:

– детская игра, игрушки;

– природа, животный мир;

– взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной;

– война и героизм;

– человек и техника.

Важно учитывать и половые различия между детьми. Для девочек нужно читать книги о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам же будет интересна литература о смелости, о мужестве, о героях, о путешествии, изобретениях, о поведении людей в трудных ситуациях.

Детская литература – это самоценный вид словесного художественного творчества, играющий важную роль в развитии и воспитании ребенка. В.Лунин так отмечал : «Должен Вам сознаться, что пишу я не для Вас, а для самого себя!».

Круг чтения современного школьника

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

К Р У Г Ч Т Е Н И Я

К Р А С Н О Д А Р

Последнее десятилетие стало привычным сетовать на то, что новейшие достижения в информационных технологиях и, как следствие, повальное увлечение детей компьютерными играми и Интернетом свели на нет детское чтение. И в этом есть большая доля правды. Нельзя закрывать глаза и на объективные социальные процессы – коммерциализация литературы будет продолжаться, и библиотека сможет помочь только тем, кто захочет читать серьезные книги. Скудным фондам школьных библиотек непросто соперничать с Интернет-ресурсами, прилавками книжных магазинов и телевизионными развлечениями.

Проблемы детского чтения начинаются, как известно, со взрослых. «Вечно занятым» родителям проще включить ребенку телевизор или компьютер, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. А ведь семейное чтение – это не только способ получить и усвоить информацию, но и наилучший способ общения и ненавязчивого воспитания. Если ребенок постоянно видит дома читающих родителей, такая форма проведения досуга будет для него привычной. А уж совместное обсуждение прочитанного –

это предел мечтаний! Такая традиция, во-первых, объединяет родителей и детей, порождая взаимопонимание и в других вопросах, не только в литературных, а во-вторых, помогает подростку читать самые сложные (т. н. «взрослые») книги, разбираясь в них вместе со старшими.

Задача школьных библиотек – это совместная работа с педагогами по осуществлению основных функций детской литературы. Конечно, в школе любой учитель скажет, что основными функциями литературы являются познавательная и воспитательная, детям больше по душе развлекательная, истинным книголюбам ближе эстетическая функция, направленная на привитие высокого художественного вкуса.

Специфика школьных библиотек состоит в том, что на первый план выдвигается познавательная функция чтения. Фонды богаты классической русской и зарубежной литературой и постоянно обновляющимися справочно-энциклопедическими изданиями. Последние пользуются заметным спросом, но, на мой взгляд, недостаточным. Ценнейшая информация, хранящаяся в этих изданиях, зачастую проходит мимо детей, так как им легче «скачать» необходимый материал из Интернета и, не читая (. ), предоставить учителю в качестве доклада, реферата и т. п. Задача педагогов в том, чтобы нацелить учащихся на использование в своей работе традиционных носителей информации (наряду с электронными) для оптимального усвоения материала.

Школьные библиотекари не всегда правильно могут оценить круг чтения современных детей. Не имея возможности удовлетворить спрос читателей на ту или иную литературу, школьная библиотека не имеет достоверных данных об интенсивности чтения детей, о приоритетных изданиях, о вкусах и пристрастиях.

Начальная школа «всеядна». Дети еще только в начале процесса приобщения к таинству чтения. Им интересно все. Этот важнейший момент нельзя пропустить ни родителям, ни педагогам, ни тем более библиотекарям.

Читать еще:  Никитина ирина анатольевна музыкальный олимп. По мне, человек может быть абсолютно в ладах со временем, но если я вижу, что у него равнодушие в глазах, то для меня это приговор

Круг чтения обширен: тут и сказки, народные и литературные; не потеряли своей актуальности стихи и рассказы советских писателей. Особенным спросом пользуются книга В. Осеевой, В. Драгунского, Н. Носова, Е. Пермяка, М. Зощенко, С. Маршака, С. Михалкова. Из более поздних авторов – Э. Успенский, Г. Остер.

Наверняка библиотекари знают, что дети 7-10 лет чаще всего выбирают книги по внешнему виду, покупаясь на ее красочность и броскость. Но ведь как раз этим и не может похвастаться фонд детской литературы. Книг новых, как правило, нет или мизерное количество, а красивые и яркие быстро «зачитываются», превращаясь в лохмотья. Поэтому, возвращаясь к вопросу о познавательной функции чтения, необходимо работать по пропаганде или, как сейчас говорят, «пиарить» содержание книг, которые просто необходимо прочесть детям в том или ином возрасте.

Эта работа проводится на уроках литературного и внеклассного чтения, а также на библиотечных уроках. Это время знакомства с элитой классической литературы, как русской, так и зарубежной: А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Тургенев, Л. Толстой, А. Толстой, А. Чехов, Г.-Х. Андерсен, бр. Гримм, Ш. Перро. А дети, которым еще до школы известны эти замечательные авторы, закрепляют и углубляют свои знания. Начальная школа – это период, когда дети еще с удовольствием ходят в библиотеку,

приобщаясь к книжной культуре.

Совсем другое отношение к чтению в подростковом возрасте. Именно в этот период происходит выход ребенка в жизненный мир и активное усвоение им социальных и культурных образцов. Подросток, одновременно являясь объектом воспитания взрослых, сам определенным образом воздействует на них. Опережая во многих отношениях мир взрослых, являясь носителем новых культурных моделей, подростки «перевертывают» сложившийся образ жизни семей, привнося в него новые средства информации, развлечения, досуга и обучая взрослых пользованию Интернетом, компьютерными играми, всеми возможностями общения через мобильные телефоны, плеерами и т. п.

С точки зрения читательского развития – это переходный период от естественной детской любознательности к снижению интенсивности чтения. В системе ценностей подростка чтение перестает быть значимым, тем более необходимым. Это связано с изменением досуговых ориентаций (переход к аудиовизуальным и электронным формам культуры), с падением авторитета основных институтов воспитания – семьи и школы, с переориентацией на сверстников и улицу.

Анализ читательских формуляров учащихся 5-9 классов показывает, что спросом пользуется, в основном, литература по программе, а также книги из естественно-научного отдела фонда библиотеки для написания докладов, рефератов, сообщений и т. п. Здесь большую роль играет упоминавшийся выше справочный отдел, состоящий из энциклопедий, словарей и справочников. Это фонд читального зала, к которому имеется свободный доступ.

Что касается так называемого чтения «для души», то запросы читателей лежат на поверхности: фэнтези, детективы, «ужастики» и книги, названия которых «на слуху» – «Властелин колец» и «Хоббит» Дж. Толкиена, серия романов о Гарри Поттере Дж. Роулинг. Школьная библиотека может только констатировать этот интерес, но не удовлетворить его. Домашние библиотеки (у кого они есть) тоже не отличаются разнообразием. Дети часто говорят, что дома есть нужные им книги, но «не хочется искать» или «портить интерьер». Обидно, что книги во многих семьях служат лишь элементами интерьера, а содержание их зачастую пересказ телесериалов и боевиков.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что выбор книг у подростков носит практически случайный характер: что-то задал учитель, что-то заставили прочесть родители, что-то подсказали друзья. И это в лучшем случае. В худшем – полное игнорирование чтения, замену которому подростки находят очень быстро.

Чтение старшеклассников носит уже более осознанный, целенаправленный и серьезный характер. Они начинают понимать, что чтение является значимой составляющей их собственного развития, как важной части своей жизни, без которой невозможно строить перспективные планы на будущее. И хотя в 10-11 классах приходится читать объемные произведения русских классиков, учащиеся уделяют много времени чтению книг по истории, физике, географии и т. д. в соответствии с выбором своего дальнейшего обучения. И так как все старшеклассники уже являются продвинутыми пользователями персональных компьютеров, то с большим удовольствием они берут в библиотеке электронные учебные пособия, чем просто книги. Когда у старшеклассников возникает желание почитать что-то сверх программы, то тут запросы уже самые разнообразные, явно подсказанные старшими друзьями: «Полет над гнездом кукушки» К. Кизи, «Код да Винчи» Д. Брауна, «Скотный двор» Дж. Оруэлла, «Приглашение на казнь» В. Набокова, произведения Т. Толстой и Л. Улицкой.

Кстати, всеми нами ругаемое телевидение, показывая экранизации классических произведений, тоже подстегивает к чтению: стали чаще спрашивать такие романы как «Идиот» , «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Московская сага» В. Аксенова и т. д.

И хотя на дворе XXI век, и скоро все станут «пользователями» и «потребителями» информации, хотелось бы закончить словами : «Если книга станет для подростка всегда новым, неизъяснимым чудом, если ребенок будет стремиться к одиночеству, чтобы осмыслить тайны этого чуда, если среди юношества будет много чудаков, влюбленных в книгу, которые отдают ей предпочтение перед всем другим – исчезнут проблемы, перед которыми бессильны другие, казалось бы, могучие средства».

Источники:

http://studwood.ru/1062643/pedagogika/obschaya_harakteristika_kruga_chteniya_sovremennogo_mladshngo_shkolnika
http://infourok.ru/material.html?mid=133668
http://pandia.ru/text/78/557/38882.php

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии