Крестьянин на дровнях обновляет путь. Как правило, проблему для читателя представляют именно универсальные символы, которые кроются за самыми обычными вещами и не привлекают внимания: дом, окно, путь, сани, собака, река, метель…

Крестьянин на дровнях обновляет путь. Как правило, проблему для читателя представляют именно универсальные символы, которые кроются за самыми обычными вещами и не привлекают внимания: дом, окно, путь, сани, собака, река, метель…

Понять Пушкина: кибитка, дровни и почуя

Люди старшего поколения даже представить себе не могут, какие причудливые картины громоздятся в головах детей при чтении этого «стишка», популярного не меньше, чем «В лесу родилась елочка»… Молодые родители уже привыкли пропускать непонятные древности мимо ушей, а молодые бабушки, говорящие на современном русском литературном, слышали это «почуя» от своих бабушек и думают, что слово всем понятно. Самые умные дети поищут в словаре, но там не найти устаревшую форму деепричастия «почуя» от глагола «почуять», почти равного по значению нашему привычному «почуствовать». Лошадь почуяла запах снега, почувствовала , что сани тащить по снегу легче, чем телегу по осенней грязи…

По определению Ф. Гегеля, «…поэтическое представление ставит перед нашим взором вместо абстрактной сущности конкретную ее реальность»[1], то есть чувственно воспринимаемые картины, те чувственные ассоциации и ощущения, которые возникают у нас в процессе чтения. При чтении мы представляем себе внешность, характеры и поступки людей, конкретные пейзажи, интерьеры, звуки, зимний холод, жару в пустыне, плеск волн и пение птиц и даже то, что считаем фантастическим, несуществующим, невероятным… Из всего этого складывается тот особый мир, который называют образом мира, художественной моделью реального мира. Именно эта модель приводит нас к пониманию мысли автора, того, что Гегель называет сущностью.

Учителю необходимо твердо усвоить эту истину и сделать ее привычной данностью для учеников: в литературном произведении обязательно заключена идея, соразмерная личности автора, но прийти к пониманию этой идеи можно только вживаясь во все детали того образа мира, который этим автором создан.

Нередко выяснение предметно-изобразительного смыслового пласта приводит к осознанию глубинного смысла текста. Поэтому первый этап работы над литературным произведением должен заключаться в возможно большей детализации предметно-изобразительной стороны образа мира, творимого автором. Для этого должны быть подробно объяснены значения всех слов, вещественные и коннотативные.

Изучение во втором классе строфы (глава V, строфа 2) из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» принято начинать с объяснения устаревших слов, чтобы дети хорошо представляли себе, что такое дровни, как они выглядят, как может выглядеть крестьянин и почему он торжествует. Но выложенные в Интернет материалы уроков показывают, что объяснения даются недостаточно полные, создающие у детей ложные представления и, главное, не ведущие к пониманию истинного смысла текста.

Результаты получаются неожиданные. Крестьянин в ярко красном свитере современной толстой вязки, розовый тулуп ямщика – это мелочи, но они, как шум, мешают увидеть истинную картину и понять смысл строфы, которую поэт создавал вовсе не ради количества строк к оплате и даже не ради живописности, развлекающей читателя длинного романа.

За каждым словом стоят фоновые знания и чувственные ассоциации, которые для современников поэта были актуальны и обеспечивали взаимопонимание автора и читателя, а в сознании нынешних детей по ряду причин отсутствуют. Но есть также ряд причин, по которым мы не можем не изучать, пропустить такие «трудные» тексты, как в развитии эмбриона не может быть пропущен этап, связанный с древними формами развития жизни. Поэтому необходимо подготовить материалы для сенсорной поддержки ассоциативного фона – визуальной и, возможно, слуховой. Ведь если дети сами нарисуют неточно, неправильно, то учителю придется поправлять их, разрушая уже сложившееся впечатление. Изображения дровней, крестьянина XIX в. позволят достичь нужного понимания, не отягощая урок разбором неактуальных понятий и слов.

О дровнях

Дровни – не обязательно для дров, но это простейшие сани, низкие, иногда из пары бревен с настилом, в которых нет сиденья для ездока; когда нет груза, подпирающего спину, он правит полулежа. В интернете с трудом можно найти подходящие картинки, чтобы было видно, что крестьянин обновляет путь, т.е. прокладывает колею по свежему снегу . Не заказать ли новые картинки современным художникам, но только внимательным к пушкинскому слову?

На дровнях можно поехать только очень недалеко, за дровами в ближайший лесок, к стогу запасенного на зиму сена, на речку, и не по большой дороге, а напрямик, полем или лесом, ведь дровни практически волочатся по снегу и опрокинуться почти невозможно… Лошадка крестьянина потому и лошадка, что не конь богатырский, а так себе… И одежда у крестьянина скорее всего домотканая, цвета неотбеленного полотна…

Уяснив все эти детали, дети получат рисунок (реальный или словесный), где вся картинка будет выражена в бытовых тонах, где пространство будет ограничено деревней, ближайшим лесом, а дорога выглядеть как колея, прокладываемая по свежему снегу. На это намекает и восклицание, начинающего строфу: любой житель России может представить себя на месте автора и вспомнить, когда он, читатель, мог так восклицать.

Скопление глухих согласных Крестьянин, торжествуя… поможет «услышать» скрип полозьев по снегу. Аллитерация в следующей строке, при соответствующей случаю работе учителя, создаст фон для контрастного выделения слова «путь»:

На дровнях обновляет путь

Один фрагмент требует вербальной актуализации на уроке: торжествуя, / На дровнях обновляет путь. Торжество крестьянина очевидно связано с окончанием осенних работ , хотя современные дети часто объясняют его радостью от первого снега. Иначе говоря, только закончив путь одного сезона, крестьянин тут же начинает новый путь : поэт сталкивает идеи начала и конца пути, подчеркивая сезонную, природную цикличность жизненного пути крестьянина, замкнутость траектории его движения.

Ямщик – дальнобойщик прошлых веков

Третья и четвертая строчки после уяснения всех значений дадут основание для более яркой картины: быстрое движение сравнивается с полетом, проиллюстрировано (в контраст с крестьянским скрипом) звонким артикуляционно-звуковым образом бразды взрывая (внимание, объясните детям, что взрывы тут ни при чем! Просто взрытые борозды остаются, а снег летит во все стороны от копыт и полозьев!) ; удалой ямщик (не просто кучер!) в красном кушаке возвышается над всем окружающим, – и все это создает совершенно иной звукоцветовой колорит и эмоциональный тон. Ямщики ездили по трактам между городами и возили по всему необъятному пространству России пассажиров и почту, выполняя роль нынешней железной дороги, авиации и автоводителей-«дальнобойщиков»; зимой съехать с тракта в поле или лесок было смертельно опасно: увязнув с лошадью в снегу, ямщик мог замерзнуть сам и погубить пассажира. Путь ямщика в данном тексте, в момент, который выхвачен из его жизни взглядом автора и читателя, – сам этот путь никак не назван, не закреплен и не ограничен. Мы не знаем, откуда и куда едет ямщик, а знаем только, что это его профессия – ехать, быть всегда в пути. Он тоже взрывает бразды по новому снегу, но как будто в бесконечности, и глагол-метафора летит только усиливает это впечатление.

Игра в жизненный путь

Учитель, не понимая особенностей лексикона детей XXI века, не считает нужным объяснять слова салазки и жучка, а зря. По современной картинке дети догадаются, но приблизительно. Старые, дореволюционные картинки изображают деревянные салазки-санки, а собачку обязательно черной, потому что жучка – это не кличка, а нарицательное, метафорическое по происхождению, наименование собаки, черной, как жук .

Уяснив себе третью картинку, дети увидят, что та же триада – человек, животное и сани – представлена в ней в юмористическом ключе, как детская игра. У мальчика еще нет своего пути, ни цикличного, как у крестьянина, ни бесконечного, как у ямщика, он бегает[2] без цели и определенного направления, но он уже играет в путь.

Сопоставив все три картинки, дети получат образ мира, заключенный в короткой строфе, как в осколке зеркала. В нем три настроения, три масштаба, три пространства объединены белым снегом, общим временем, сквозной идеей движения и символическим числом три.

Читать еще:  Рита хейворт и спасение из шоушенка. Читать бесплатно книгу спасение из шоушенка - кинг стивен

И тут мы вынуждены обратиться к еще одной стороне художественной образности – символичности искусства.

Вечное движение

Понятие символа употребительно и в быту, и в науке, и в искусстве; в результате символ является одним из самых синкретичных и противоречивых понятий.

Символ (от греч. sýmbolon) – у древних греков условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайного общества[3]. В искусстве это универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа и знака. Читателю надо постоянно иметь в виду, что искусство символично в принципе, а словесное искусство, благодаря силе означающего и изображающего слова, символично в наивысшей степени.

Восходящее солнце является условным символом Японии, (поскольку условен отсчет меридианов и восход солнца происходит во всех странах), но универсальным символом начала; точно так же закат – универсальный символ конца, гора – высоты, ветер – свободы.

Как правило, проблему для читателя представляют именно универсальные символы, которые кроются за самыми обычными вещами и не привлекают внимания: дом, окно, ПУТЬ , сани, собака, река, метель…

Автор одного из словарей символов, Дж. Трессидер, сближает символику с бытовым сознанием: «Символы зачастую – просто изображения, имитирующие форму того существа или предмета, с которым они связаны. Их значения временами неожиданны, но чаще очевидны, так как основаны на некоем качестве, которое этим предметам или существам изначально присуще: лев – храбрость, скала – стойкость»[4].

В нашей хрестоматийной, почти как народная песня, строфе обнаруживаются по крайней мере три многозначных и часто используемых символа: путь, окно и число три. Главное значение символа путь заключено в выражении «жизненный путь»; в пути мы встречаем Онегина впервые, потом нам описывают длинный путь Татьяны в Москву, а еще тайная глава о путешествии Онегина…

Окно разделяет и одновременно соединяет два пространства – внутреннее, замкнутое (откуда мать грозит дворовому мальчику) и внешнее, открытое, куда этот мальчик уже вышел…

Наконец, число три заключено и в трезубце Посейдона, и в трилистнике, и в Троице, встречается почти в каждой сказке; оно символизирует полноту и цельность, прошлое, настоящее и будущее, это и формула мироздания, и его духовное начало.

Три персонажа, три пространства, три настроения, три пути, ни один не пересекается с другим, и только АВТОР видит всех троих…

В славянской культурной традиции значимы и сани как символ смерти, похоронного обряда, но, в отличие от первых трех символов, его стоит оставить для размышлений в более зрелом возрасте.

Если учителю удастся донести до нынешнего второклассника, разумеется, в доступной ему форме, смысл строфы, которую механически заучивает в детстве вся Россия, то юный читатель романа, может быть, заметит, какое место в нем с первых же строк занимает движение в пространстве и во времени, и у каждого персонажа свой путь

У каждого человека свой ПУТЬ, и разве не об этом весь роман?

[1][1] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1958. Т. 14. С. 194.

[2] Вот наглядный пример участия грамматических и лексико-грамматических значений в формировании смысла: здесь проявляется разница в значениях однонаправленных и разнонаправленных глаголов движения.

АВТОМИР

Крестьянин торжествуя на дровнях обновляет. Анализ стихотворения пушкина зима крестьянин торжествуя

Смотрю я этта уже давненько программу Время и показывают там как Станислав Говорухин пеняет президенту Путину на современных детей. Его, мол, знакомый учитель словесности им предложил значение слов из стиха Пушкина Зима объяснить. ,Таки не знают”,- пенял мэтр кино. К чести президента он за детишек то как то заступился, сказал что то типа, не так всё плохо”…
А надобно сказать что теперь уже расхитованный тест по сути на знание русской архаики это ведь изобретение вашего покорного слуги в 2005 году. Именно тогда я повесил на сайт Ром-коллекция этот опус. А жена моя под ником Кити вбросила его на сайт Семья:
…Зима. Крестьянин*, торжествуя,
На дровнях** обновляет путь;
Его лошадка***, снег почуя****,
Плетётся рысью***** как-нибудь;
Бразды****** пушистые взрывая*******,
Летит******** кибитка********* удалая**********;
Ямщик*********** сидит на облучке************
В тулупе*************, в красном кушаке**************.
Вот бегает дворовый мальчик***************,
В салазки**************** Жучку***************** посадив;
Себя в коня****************** преобразив;
Шалун******************* уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
(из романа,Евгений Онегин”)
и учебника для учащихся начальной школы.
Сравни четыре заголовка:,Зима”,Зима?”,Зима!”, и,Зима. ”.
Прочти каждый из них и сопоставь со всем содержанием стихотворения.
Какой заголовок больше всего подходит к этим стихам?
Немного статистики:
В стихе 44 слова, из них 19 непонятны современным детям, они или архаизмы или редки, или их значение с течением времени изменилось(ZB-взрывая).
Этта же / намедни значит, тверское народное слово, не путать с это// моя дочура подошла ко мне в слезах и сказала, что им задали два ужасных стиха учить наизусть. Она тогда была во 2-м классе гимназии и ей было 7лет8мес.
Это, конечно, не то, что раннее развитие на Руси, когда Петра 1-го в 5 лет посадили псалтырь на ум учить. Результат мы все знаем – он усвоил псалмы Царя Давида наизусть и стал свиреп и зломогуч! Памятники везде стоят. А Л.Толстой, когда его спросили, когда книга о Петре будет (он одно время материалы собирал), окрысился в ответ:
Пьяница и развратник! и писать не буду.
… я обнаружил, что ребенок не понимает 50% слов и 100% содержания этого текста, вроде бы написанного на русском, да ещё на каком русском! языке…
Я готов объяснять детям, что такое Грузия и ночная мгла столько, пока не поймут!
Но я не готов оказался изъяснять, какие-такие бразды пушистые взрывает удалая кибитка и почему эта коробочка на полозочках, тащимая лошаденкой, двигаясь со скоростью в лучшем случае, 20 км/час, летит…:);
По смыслу получается что это что-то вроде вертолета МИ-8, оснащенного ПТУРСами…
Текст этот из детских учебников надо, конечно убирать, он безнадежен ввиду его архаичности, но что дать взамен, когда вся последующая стихотворная цивилизация не создала на русском языке про зиму ничего сравнимого с А.С.Пушкиным!?
…Олжас Сулейменов вспоминает в интервью:
Помнится, первый вечер советской поэзии в Париже в 1977году. Константин Симонов говорил, что вывез,поэтическую сборную СССР”. Мы собрали большой четырёхтысячный! Зал. Обычно парижские вечера поэзии – несколько человек в небольших кафе. А тут Париж впервые слушал стихи в таких залах. И слушали нашу, советскую, трибунную поэзию, которая в Москве собирала большие аудитории…
…мы выступали вдевятером(Вознесенский не поехал – узнал, что будет Евтушенко:))
– Высоцкий, Окуджава, Рождественский…
А современные стихи, для всех возрастов, про зиму, кто будет писать!?
Опять Пушкин… Александр Сергеевич?
Не знаю сравнимого рейтинга стихов, ей-же богу нечего предложить детям!
Интонационно в великом и могучем можно смысл любой фразы изменить с точностью на противоположный!
Помните Есенинский, я считаю, гениальный, стебок:
Небо – как колокол…
Месяц – язык…
Матть моя Родина!!
Я-а-а… большевик.
АС тоже любил:
…шалун уж заморозил…пальчик. :);
Мне ещё в детстве казалось, а сейчас тем более, что не пальчик он имел ввиду!
В рифму там идет другой, парный, орган…
Вот я и закончил о зиме:
Пушкин, это наше всё?
:))))))))
Пушкин – это наше всё! /Т.Толстая, КЫСЬ, раньше-А.Блок/
Или:
Пушкин, это наше всё?
А дальше и пошло и поехало – все бросились детишек проверять на знание архаики:
Из публикаций сети:
Коллега прислала мне душераздирающую страшилку о пушистых браздах. По прочтении стало понятно, что историю с браздами нужно проверить на бородатость. И точно – я никогда не знаю, как употреблять слово «баян», но похоже это то самое:

Однажды современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишью Пушкина:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
В результате получилось. Ну, начнем с того, что из всех слов самыми понятными оказались “тулуп” и “кушак”.
Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну как, написано же “летит кибитка удалая”. У некоторых она оказалась еще и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма воинственным делом – она взрывает. Что, или, вернее, кого?
Бразды пушистые. Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть “браздов”, детей не смутило – и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.
За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик.
Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям.
Рожденный копать летать (на кибитке) не может!
Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на “пятой точке”.
В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов.
В результате нету несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с веселым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах. Вместо этого над землей несется кубическая летающая хреновина, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.
http://children.kulichki.net/parents/pushkin.htm (описание геноцида обнаружилось в самых разных закоулках русского Интернета).

Читать еще:  Мертвые души описание чичикова. Образ, характеристика Чичикова из поэмы «Мертвые души»: характер, личность, происхождение, говорящая фамилия, внешность (Гоголь Н

Впрочем, смутило меня совсем не это. Я видала-слыхала всякие-разные ошибки, но никогда не поверю, чтобы первоклашки с родным и единственным русским языков вдруг наделили браздов душой. Не могло их это не смутить! Бразды можно взорвать, но они никогда не были живыми!
Горя исследовательским пылом, я не поленилась дать то же задание русскоязычным студентам разной степени русскоязычности, а потом и собственной четырнадцатилетней дочери.
Результаты поразили мое воображение. Большая часть людей, закончивших от одного до шести классов российской (!) школы не поняли в этой строфе ни одного существительного. Самым продвинутым (пока все совпадает с результатами упомянутого исследования) были знакомы слова «тулуп» и «кушак». Кибитка таки, как и было объявлено у Пушкина, летела, взрывая, и у многих художников выглядела чем-то вроде зенитки с вертикальным взлетом. Да, она палила по пушистым браздам, но никаких признаков кровавой расправы не было, хотя кое-какие брызги наблюдались. Ни один из испытуемых не счел ямщика копателем ям. Облучок, кажется, выглядел чем-то вроде пенька.
Самые знающие все же догадывались, что такое «кибитка» (в конце концов, армянское радио тоже ведь сообразило, что такое «горжетка»!), и поняли, что на самом деле это не летит, а мчится. Удивительно, что в кибитку было запряжено что угодно, кроме лошади – от верблюда до чего-то вроде африканского слона! И при этом кибитка все равно взрывала многострадальные бразды, так что опять-таки была слегка зениткой и самую малость тачанкой. Сообщение о том, что кибитка – это повозка, превращало экзотических животных в лошадей, но не влияло на раскрытие темы браздов. Тема эта не была раскрыта ни у кого! Но и пушистость этих браздов не заставила художников поверить в геноцид.

После пережитого на занятиях, от собственной дочери я уже ничего не ожидала. Да и до этого она не подавала надежд: http://lila-krik.livejournal.com/31353.html. И дочь снова не подвела! Единственное существительное, которое ей удалось семантизировать в контексте, – тулуп. Судя по картинке, тулуп был теплой верхней одеждой. Красный кушак ей пришлось обмотать вокруг головы мужика, похожего на грузчика. Мужик (все-таки пушкинский гений взрывал какие-то бразды) был бородатый! Кибитка оказалась огромной ухмыляющейся птицей (почему бы нет, бывают же галки-сойки-канарейки, про птицу-тройку она вряд ли знала), а облучок, приютивший мужика, (привет от Алисы) – немного облачком, немного бочкой. Бразды, понятно, взрывались, а их пушистость была обусловлена пернатостью птицы. Возможно, кибитка была жар-птицей, и отлетающие перья взрывались при сбрасывании. Я заскулила и отправила ее дочитывать заданный на дом первый том “Войны и мира”, раз уж с “Онегиным” ничего не получается.

А весьма интересно, всё–таки, оказалось мнение народа.
Если не брать некоторые частные, то общее, таково:
да и не вредно заучить побольше умных слов, безразлично, к чему они приложены!
. ну,у не согласен вовсе я с такой формулировкой. Петрушу Первого вспомните, уж его-то с пяти до семи, когда он, по традиции, псалтырь наизусть шпарил, учил дьячок отменно преимущественно словам незнакомым!!
Монтеня ещё хочется вспомнить, Мишеля многострадального, когда сумасшедший папаша его, сначала бедной крестьянке с рождения до двух лет, сыночка сбачил – для народного вскармливания?! – а затем запретил всем в округе ста верст иначе как по латыне говорить…
Таким вот образом, мазес лэнгвич, у него латинь была! Если бы господь не вразумил родителя, быть бы сыночку в сумасшедшем доме, но: сдался тату, отдал в нормальную школу французскую, где Миша благополучно латинь-то и позабыл, кроме как для того, чтобы школу эту закончить с отличием да депутатом местного совета стать:)))
Я не сторонник играться с множеством непонятных слов, в незрелом возрасте – в особенности. Билингва ведь как выращивается? – нужен минимум второй носитель языка с рождения. А если ты не носитель – не берись! Сделаешь сшибку в мозгах ребенка и не будет знать никакого языка толком.
Вредны умные слова в большом количестве без понимания их! А понять, это меня ещё батя (а его самого, в армии в 1937г) учил:
Понять, это значит, запомнить и – уметь применять. )))))))))))
А Пушкин здесь, действительно – ни при чём…
Зима, снег.
На улице темно, как в день творенья,
Да сыплет снег, всё также сыплет снег,
Как сыпал он всегда. Без промедленья
Растут сугробы шапками наверх.

Сегодня снег и, завтра то же будет.
Но, не пугает меня поздняя заря –
Вся суть моя так снег безбожно любит,
Безгласно, безответно, может, зря

С утра я здесь, снегами занесённый,
То ль лес в снегу, то ли душа моя.
Как тихо в них, покой спасённый,
Пусть спит в обоих радость жития.

Надеюсь, жду, с тобою снова выйдем
В мои снега, там чисто и светло.
Там несть любви, не больно, не обидно,
Недобрый хищник, замерзает зло.

Зима пройдёт и все снега растают,
Появится опять зелёная трава
Однажды мне не увидать её, я знаю,
Снег падает и сыплются слова.

Минор, правда. а деткам в учебник мажорное что то нужно.

Евгения Онегина я иногда про себя пою – на мотив Златые горы. Не пробовали? подлечивает однако, попробуйте:
Когда б имел златые горы-
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И: Лучше выдумать не мог!

«Зима. Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Краткий анализ стихотворения «Зима. Крестьянин, торжествуя…» по плану

1. История создания

Знаменитый фрагмент романа Пушкина «Евгений Онегин» о красоте русской зимы представляет собой отрывок из пятой главы произведения.

Поэт работал над романом с 1823 по 1830 год.

Работа над данным фрагментом велась в 1826 году, во время пребывания в ссылке в Михайловском.

2. Литературное направление

Время написания романа «Евгений Онегин» относится к реалистическому периоду пушкинского творчества. Данный фрагмент также написан в традициях реализма.

Радость и прелесть зимы показаны через простые, обыденные и вместе с тем наполненные глубоким смыслом действия русских крестьян.

Резвящийся дворовый мальчик, крестьянин, торжествующий от того, что наконец закончилась осенняя распутица, осторожно бегущая и чующая снег большими тёплыми ноздрями лошадка — все они изображены подробно и достоверно.

Такую картину вполне мог написать художник-реалист: Суриков, Саврасов или Нестеров.

Читать еще:  В чем гриша видит счастье. Сочинение «народный заступник — гриша добросклонов» (по поэме «кому на руси жить хорошо» некрасова)

3. Род

По объёму и заявленной теме отрывок тяготеет к пейзажной лирике и воспринимается как отдельное стихотворение.

Тем не менее, на нём лежит печать принадлежности ко всему роману, который является произведением лиро-эпическим. С эпосом отрывок сближает небольшая доля сюжетности, наличие рассказчика.

4. Жанр

Так как данный фрагмент представляет собой одну из строф романа, мы не имеем права формально назвать его стихотворением.

Однако в том виде, в котором он попадает в учебники литературы, текст представляет собой законченное лирическое стихотворение из 14 строк.

5. Проблематика

Говорить о проблеме произведения не совсем уместно, но в сцене описания зимних забав присутствует небольшой конфликт.

Мир природы по-разному воспринимается взрослыми и детьми: мальчик рад возможности побегать по первому снегу, покататься на санках, поскользить по льду, а вот мать «грозит ему в окно» (она знает, что зимний холод очень опасен).

Зима – это не только время беспечной радости, но и та пора, которую нужно пережить с помощью домашнего тепла и приготовленных за год запасов.

Крестьяне всегда помнили об этом и готовились к зиме заранее.

6. Тематика

В стихотворном отрывке звучит тема зимы и её влияния на русскую жизнь, настроение и поступки людей.

Лёгкое, игривое и лучезарное счастье прихода зимы сочетается с намёками на то, что деревенская жизнь непроста и хлопотлива.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что красота зимней природы преображает землю. Зимой всё меняется: становится новым, чистым, волшебным.

Люди чувствуют в это время душевный подъём. Зима бодрит тело и дух, даёт взрослым отдохнуть от весенне-летних трудов и осеннего бездорожья, а детям дарит радость катания на санках и игры в снежки.

8. Пафос

Жизнеутверждающее, точное в каждой детали стихотворение выдаёт в Пушкине тонкого знатока народной жизни, внимательного бытописателя и вдохновенного ценителя природы.

Поэт с любовью и радостью создаёт словесный пейзаж, каждый из героев которого на свой лад выражает восторг перед наступлением нового времени года.

9. Система образов

Пушкинская картина мира антропоцентрична. Это означает, что главное в ней – человек. Описывая русскую зиму, поэт, помимо традиционных пейзажных образов (снег, дровни, зимний путь), использует образы людей и животных.

Крестьянин, дворовый мальчик, его мама, лошадка и собачка по-разному относятся к зиме. Описывая их чувства и действия, Пушкин делает картину динамичной.

Становится ясно, что долгое время томительного ожидания прошло, выпал снег – и началась новая жизнь, не похожая на всё прежнее.

10. Центральные персонажи

В отрывке речь идёт о крестьянине, который в первый раз прокладывает санный путь по снегу.

Обычно это происходило на Руси 7 декабря, в празднование памяти великомученицы Екатерины. Это событие считалось у крестьян радостным. Передвигаться по снегу было куда легче, чем по грязи.

Можно было заниматься домашними зимними работами, выбираться за дровами в лес, отправляться в дорогу на ярмарки или по другим делам.

Деепричастие «торжествуя», которым характеризуется настроение крестьянина, подтверждает эту мысль.

Ещё одним персонажем, который рад приходу зимы, является дворовый мальчик.

Прилагательное «дворовый» означает, что родители ребёнка служат при господском дворе: в доме, на кухне, на конюшне, псарне или по другой части. Например, мальчик может быть сыном кухарки. Она-то и грозит ему в окно, замечая, что «шалун уж отморозил пальчик».

Рады переменам в природе и животные. Осторожная лошадка нащупывает обновлённый путь и поэтому «плетётся рысью». Дворовая собачка (жучка в данном случае – имя нарицательное, так называли безродных деревенских псов) радостно скачет по сугробам и веселится вместе с мальчиком. Всё живое приветствует приход зимы.

11. Лирический герой

В данном стихотворении лирический герой отступает в тень и становится сторонним наблюдателем.

Он ничего не сообщает нам о личном отношении к зиме, но всеми средствами показывает своё, как прекрасно торжественное преображение природы. Видно, что автор любуется персонажами, а их радость передаётся ему.

12. Сюжет

В первом четверостишии сообщается о том, что крестьянин обновляет санный путь.

Во втором – возникает образ ямщика в кибитке (дорожной повозке). На ямщике тулуп (тёплая зимняя крестьянская одежда, подбитая мехом) и красный кушак (широкий пояс). Это значит, что путешествия на дальние расстояния снова стали возможны. Дороги стали проезжими.

В третьем четверостишии упоминается мальчик, впрягающий собаку в салазки (маленькие санки). Эта невинная забава веселит его, но мороз не шутит, кусая его за пальцы – пора одеваться теплей.

В завершающем двустишии говорится о матери мальчика, которая грозит ему в окно. Этот образ слегка оттеняет беззаветную детскую радость, напоминая о том, что зима – это ещё и время суровых холодов, когда нужно быть осторожней.

13. Композиция

Стихотворному отрывку присуща линейная композиция.

  • Зачин заключён в первом четверостишии,
  • развитие действия – во втором,
  • кульминация – в третьем.
  • Последнее двустишие завершает произведение спадом лирического напряжения.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворный отрывок «Зима…» написан четырёхстопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.

Так как фрагмент представляет собой «онегинскую строфу», в нём сочетаются все три способа рифмовки:

  • 1 четверостишие – перекрёстная;
  • 2 четверостишие – параллельная;
  • 3 четверостишие – кольцевая.
  • Двустишие замыкает отрывок парной рифмой.

Схема рифм такова: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЖЖ.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись поэтического текста настраивает на восприятия широты, простора.

Используются ассонансы «а», «о», которые расширяют пространство, напоминают о свежем морозном воздухе, ярком свете и блеске.

Аллитерации с сонорами «л», «н», «р», свистящими и шипящими «с», «з» передаёт лёгкость скольжения. Кажется, будто слегка скрипят полозья, хрустит снежок под копытами лошади.

В стихотворении встречается

(тулуп, кушак, дровни, кибитка, облучок, салазки). Эти слова сегодня считаются устаревшими, но без них не понять, как жили наши предки, какой предметный мир их окружал.

Синтаксис достаточно прост. Предложения простые, иногда осложнённые придаточными обстоятельствами.

Используется как прямой, так и обратный порядок слов (инверсия). В тексте много глагольных конструкций, помогающих почувствовать движение образов, восторг от прихода зимы.

16. Средства художественной выразительности

Пушкин умеренно пользуется средствами художественной выразительности, но его лаконичность заставляет пристально рассматривать каждую изображаемую деталь.

Основными «помощниками» поэта становятся глаголы и деепричастия, которые делают текст быстрым, лёгким, живым («крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь»; «лошадка, снег почуя, плетётся рысью»; мальчик бегает «в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив»).

Встречаются в произведении и эпитеты: «бразды пушистые», «кибитка удалая».

Особую прелесть придают стихотворному отрывку авторские определения: «шалун» (о мальчике), «лошадка» (о крестьянской лошади). В каждом слове чувствуются любовь и нежность к людям, зверям, природе.

17. Значение произведения

Знаменитый фрагмент из романа «Евгений Онегин» стал одним из любимых детских стихотворений о зиме.

Новаторство Пушкина в том, что зима предстаёт у него не чопорной, прекрасной и неподвижной, а живой, искристой, радостной и весёлой.

Такое восприятие этого сезона года близко каждому.

18. Актуальность

Несмотря на то, что сегодня мы перестали ездить на санях и запрягаем лошадей только для забавы, зима по-прежнему остаётся для многих долгожданным временем радости и покоя.

Российские дороги, как и в старину, выглядят осенью непроезжими, и люди ждут зимы, чтобы порадоваться преображению природы, чистоте, красоте и опрятности нового, укрытого ослепительно чистым снегом мира.

19. Моё отношение

Я очень люблю строки Пушкина о зиме. Так же, как дворовый мальчик из этого стихотворения, я всегда радуюсь первому снегу, катаюсь на санках, леплю зимой снеговиков.

У меня много любимых занятий и увлечений, но наслаждение, которое получаешь от общения с природой, не заменить ничем.

20. Чему учит

Данный поэтический фрагмент учит нас радоваться простым вещам: первому снегу, лёгкому морозцу, зимнему солнышку.

Поэт напоминает, что мир, который нас окружает, прекрасен, а мы созданы для того, чтобы беречь его и любоваться каждым мгновеньем.

Источники:

http://lisovitskaya.wordpress.com/2016/06/04/ponyat-pushkina-kibitka-drovni-i-pochuya/
http://kukli.ru/krestyanin-torzhestvuya-na-drovnyah-obnovlyaet-analiz-stihotvoreniya-pushkina-zima-krestyanin-torzhestvuya/
http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-zima-krestyanin-torzhestvuya-po-planu/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии