Краткая характеристика глинки. Михаил Иванович Глинка: биография, интересные факты, творчество

Краткая характеристика глинки. Михаил Иванович Глинка: биография, интересные факты, творчество

Биография Михаила Глинки

Содержание

  1. Ранние годы
  2. Расцвет творчества
  3. Смерть и наследие

Бонус

  • Другие варианты биографии
  • Интересные факты
  • Тест по биографии

Ранние годы

Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.

Важным фактом краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

Расцвет творчества

В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.

После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.

Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.

Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.

Смерть и наследие

Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.

Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.

Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.

Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.

Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: “Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“”

Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Родиной великого русского композитора является небольшое село Новоспасское в Смоленской губернии. Большое семейство Глинки проживало там с того самого времени, как их прадед – польский дворянин принял присягу на верность русскому царю и продолжил служить в армии России.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Глинки

Тест по биографии

Краткая биография Глинки запомнится лучше, если пройдете этот тест:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Топ-10 интересных фактов из жизни Михаила Ивановича Глинки

Михаил Глинка — это один из знаменитых русских композиторов. Многие произведения оказали огромное влияние на таких известных людей, как Даргомыжский, Мусоргский и других. Родился Глинка в мае 1804 года в Смоленской губернии. В селе Новоспасском находилось имение его отца.

Мать приходилась троюродной сестрой отца. После того, как Речь Посполитая окончательно потеряла власть, композитор принял православие. Многим Михаил известен как автор опер «Руслан и Людмила», «Вальс-фантазия», «Камаринская» и другие произведения.

Его творчеством восхищаются по сей день. Есть в нем что-то необычное, манящее. В этой статье мы рассмотрим 10 интересных фактов из жизни Михаила Ивановича Глинки – коротко о биографии композитора.

10. Дворянское происхождение


Не многие знают о том, что Михаил имел дворянское происхождение. В его семье присутствовали польские и русские корни. Практически весь род Глинок был богат талантливыми людьми. Такую фамилию носили только поэты, писали, композиторы.

Польские корни род Глинок имеет из-за имения в Польше. Именно с ним и связывают происхождение фамилии.
Первым из Глинок был Викторин-Владислав. Это человек, который в 1654 году перешел в русскую армию и получил землю под Смоленском.

9. Воспитывался властной бабушкой


Когда родился Миша Глинка, все сильно переживали за то, выживет ли он. После рождения был очень слабым. Бабушка по имени Фекла все время обвиняла старшего внука за то, что мальчик родился раньше.

Именно поэтому после рождения Михаила, бабушка решила, что заберет мальчика себе на воспитание. Женщина она была властная, сама выбирала кормилиц и нянь. Старалась не спускать с него глаз.

Стоит отметить, что мальчик воспитывался по старинным обычаям и предрассудкам. Очень сильно Фекла переживала, что Миша заболеет, именно поэтому очень редко выпускала его из сильно натопленной комнаты. Независимо от времени года она делала его слабым и изнеженным.

Комнаты в бабушкином доме имели свои границы и законы. Все можно делать только с ее разрешения. Поэтому родители мальчика не стали вмешиваться в его воспитание, они оставили Мишу полностью на попечение любимой бабушки.

8. Был потрясающим певцом


Многие отмечали, что Михаил был прекрасным певцом. Он мог с легкостью превосходно исполнять свои же романсы. Его голос имел такой красивый тембр, что его даже называли «гением вокала».

Читать еще:  Почему раньше грузины были рыжими. Где на кавказе рождаются блондины, и почему так происходит

Лирические романсы, которые сам композитор писал, рассказывали о состоянии его души. Он мог это передать своим голосом. Многие известные люди, такие как Серов, Достоевский говорили о том, что Михаил имел невероятное вдохновение, с помощью которого мог так искусно исполнять романсы.

7. Близко дружил с Одоевским


В русской музыке имена Михаила Глинки и Одоевского можно сказать, неотделимы друг от друга. Одоевскому выпало такое счастье, как быть очевидцем дел Михаила Ивановича. Он был преданным другом и всегда защищал его творческие идеи.

Одоевский — известный литератор, а также музыковед. Был одним из самых образованных людей знатного рода. Никому кроме него не удалось так глубоко раскрыть мировое значение творчества Михаила.

6. Идею оперы «Жизнь за царя» подсказал Жуковский


Опера под названием «Жизнь за царя» рассказывает слушателю о событиях 1613 года. Связана она с походом польских войск на Москву.

Именно это произведение стало для композитора знаковым в политическом, историческом и художественном смысле. Идея создания пришла к Михаилу в 1830 году. В тот момент композитор отправился в небольшое путешествие за границу, во время которого ему было очень тяжело, так как он тосковал по своей Родине, своему дому.

После того как он вернулся домой, он решил заняться написанием. Когда о его планах узнал Жуковский, то посоветовал ему взять историю о крестьянине Иване Сусанине за основу.

Именно поэтому очень часто можно встретить такой факт, что Глинке в написании оперы помог сам Жуковский. Ведь — идея — это основа.

5. Признавал лишь творчество Шопена и Глюка


Среди всех композиторов того времени, Глинка признавал только Шопена и Глюка. Он прекрасно исполнял произведения этих замечательных композиторов.

Михаил рассказывал и о том, что музыка Бетховена ему тоже очень нравилась, но он бы не стал ее исполнять. С этим связана одна интересная история. Однажды после концерта, на котором исполнялись произведения Бетховена, жена Глинки увидела, что с ним что-то не так. Михаил не мог выговорить ни слова, а только плакал. Настолько сильно растрогала музыка великого композитора.

Однажды Глинка высказался по поводу ужасной внешности композитора Ф. Листа. Сказав, что после его исполнения, многие женщины чувствует себя плохо.

4. Был знаком с Пушкиным


Александр Пушкин и Михаил Глинка рождены с разницей в возрасте, в пять лет. Стоит отметить, что они были довольно близко знакомы. Многие отмечают их совместный вклад в музыку. Очень часто их имена даже стоят рядом.

Однажды Серов писал, что эти два человека являются родоначальниками нового русского творчества. Один создал его в музыке, а другой — в поэзии. Но, тем не менее, оба внесли большой вклад.

Впервые Глинка и Пушкин встретились в 1828 году. Мише тогда было всего 24 года, он считал Александра известнейшим поэтом. После встречи их стали постоянными. Они находились в одних и тех же творческих кружках Петербурга.

3. Много путешествовал и знал 6 иностранных языков


Стоит отметить, что Михаил знал 6 иностранных языков, благодаря которым, мог спокойно общаться с различными музыкантами мира.

Он знал немецкий, французский, английский, испанский, персидский и итальянский. Практически все давались ему очень легко. Например, немецкий язык он смог выучить всего за полгода. Это очень сильно удивило его преподавателя. Многие же современники удивлялись образованности композитора.

Глинка довольно много за свою жизнь путешествовал. Однажды он отправился в Италию, но по пути заезжал в различные страны и города для большего ознакомления. Но даже постоянное пребывание в дороге не смогли заставить его забыть о музыке. Во время остановок, он часто сочинял.

2. Был требователен к себе, тяжело переживал критику


Михаил Глинка всегда был очень требователен к себе. Он был музыкантом, который знал шесть языков. При этом он хорошо ощущал специфику звучания, поэтому требовал от себя, чтобы поэтическая речь сливалась с музыкой.

Стоит отметить, что Глинка очень тяжело переживал критику. Например, однажды, после такого, он уехал в длительное путешествие, и только тогда смог вернуться к своему детищу. Был уверен в том, что его произведения не оценили по достоинству.

Очень долго он мог находиться в депрессии. Около года ничего не писал. Также возобновить желание работать ему помогало знакомство с новыми композиторами.

1. Его творчество вдохновляло Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского


В Могучую кучку входили такие композиторы, как Бородин, Римский-Корсаков, Кюи, Мусоргский. Основателем стал Балакирев.

Очень часто творчество различных композитор вдохновляло на написание сочинений и произведений. Так, например, Римский-Корсаков, Бородин и Мусоргский очень сильно вдохновлялись работами Михаила Ивановича Глинки. Это помогало им настроиться на правильный лад, получить вдохновение и успешно законченное произведение.

Краткая характеристика глинки. Михаил Иванович Глинка: биография, интересные факты, творчество

После провала « Руслана и Людмилы » музыкант отдалился от российской общественной жизни и стал много путешествовать, живя в Испании, Франции, Польше, Германии. В свои редкие наезды в Санкт-Петербург – преподавал вокал оперным певцам. На закате жизни написал автобиографические «Записки». Умер он скоропостижно 15 февраля 1857 года от воспаления легких через несколько дней после берлинского исполнения отрывков «Жизни за царя». Три месяца спустя стараниями сестры его прах был перевезен в Санкт-Петербург.

Интересные факты

  • М.И. Глинку принято считать отцом русской оперы. Отчасти это так – именно он стал родоначальником национального направления в мировом оперном искусстве, создал приемы типично русского оперного пения. Но говорить о том, что «Жизнь за царя» – первая российская опера, было бы неверно. История сохранила немного свидетельств о жизни и творчестве придворного композитора Екатерины II В.А. Пашкевича, но известны его комические оперы, шедшие на столичных сценах в последней трети 18 века: «Несчастье от кареты», «Скупой» и другие. Две оперы были им написаны на либретто самой императрицы. Три оперы для российского двора создал Д.С. Бортнянский (1786-1787 гг.). Е.И. Фомин в конце 18 века написал несколько опер, в том числе, по либретто Екатерины II и И.А. Крылова. Оперы и оперы-водевили выходили и из-под пера московского композитора А.Н. Верстовского.
  • Опера К. Кавоса «Иван Сусанин» в течение 20 лет шла в театрах наравне с «Жизнью за царя». После революции шедевр Глинки был предан забвению, но в 1939 году, на волне предвоенных настроений, опера вновь вошла в репертуары крупнейших театров страны. Из идеологических соображений либретто было коренным образом переработано, а само произведение получило имя канувшего в лету предшественника – «Иван Сусанин». В первоначальном варианте опера вновь увидела сцену только в 1989 году.
  • Роль Сусанина стала поворотной точкой в карьере Ф.И. Шаляпина. 22-летним юношей он исполнил арию Сусанина на прослушивании в Мариинском театре. Уже на следующий день, 1 февраля 1895 года, певец был зачислен в труппу.
  • «Руслан и Людмила» – опера, сломавшая представления о традиционных вокальных голосах. Так, партия юного витязя Руслана написана не для героического тенора, как требовала бы итальянская оперная модель, а для баса или низкого баритона. Теноровые партии представлены добрым волшебником Финном и сказителем Баяном. Людмила – партия для колоратурного сопрано, в то время как Горислава – для лирического. Поразительно то, что роль князя Ратмира – женская, его поет контральто. Ведьма Наина – комическое меццо-сопрано, а ее протеже Фарлаф – бас-буффо. Героическим басом, которому в «Жизни за царя» отдана роль Сусанина, поет отец Людмилы, князь Светозар.
Читать еще:  Речь говарда рорка на суде. Кто такой Говард Рорк? Неоконченный институт, неперспективное место работы

  • По одной из версий, единственной причиной негативной критики в адрес «Руслана и Людмилы» явился демонстративный уход Николая I с премьеры – официальным изданиям надо было оправдать этот факт некими недостатками творческой части оперы. Возможно, что поступок императора объясняется слишком явными аллюзии на реальные события, приведшие к дуэли А.С. Пушкина, в частности, подозрения о связи его супруги с Николаем.
  • Партия Ивана Сусанина положила начало серии великих басовых ролей русского оперного репертуара, включающей такие мощные фигуры, как Борис Годунов, Досифей и Иван Хованский, Князь Галицкий и Хан Кончак, Иван Грозный и Князь Юрий Всеволодович. Эти роли были исполнены поистине выдающимися певцами. О.А. Петров – первый Сусанин и Руслана, а через тридцать лет – и Варлаам в «Борисе Годунове». Его уникальный голос директор петербургского императорского театра случайно услышал на ярмарке в Курске. Следующее поколение басов представлял Ф.И. Стравинский, отец знаменитого композитора, служивший в Мариинском театре. Затем – Ф.И. Шаляпин, начавший карьеру в частной опере С. Мамонтова и выросший в мировую оперную звезду. В советское время в этих партиях блистали М.О. Рейзен, Е.Е. Нестеренко, А.Ф. Ведерников, Б.Т. Штоколов.
  • Сам Михаил Иванович имел красивый голос, высокий тенор, и исполнял свои романсы под рояль.
  • «Записки» М.И. Глинки стали первыми композиторскими мемуарами.

  • Композитор, выглядящий внушительно на монументальных памятниках, на самом деле был маленького роста, отчего ходил, вскинув голову, чтобы казаться выше.
  • В течение жизни Глинка страдал различными недугами. Отчасти они были обусловлены бабушкиным воспитанием в ранние годы, когда его изрядно кутали и многие месяцы не выпускали на улицу. Отчасти – тем, что родители приходились друг другу троюродными братом и сестрой, и все мальчики в семье отличались слабым здоровьем. Описаниям собственных болезней и их лечения отведено немалое место в его «Записках».
  • У музыканта было 10 младших братьев и сестер, но его пережили только трое – сестры Мария, Людмила и Ольга.
  • Глинка признавал, что мужскому обществу предпочитает женское, поскольку дамам нравились его музыкальные таланты. Он был влюбчивым и увлекающимся. Мать даже опасалась отпускать его в Испанию, из-за горячих нравов местных ревнивых мужей.
  • Супругу композитора долгое время принято было представлять как недалекую женщину, не понимавшую в музыке и любившую только светские развлечения. Соответствовал ли такой образ действительности? Мария Петровна была женщиной практического склада, чем, вероятно, не оправдала романтических ожиданий своего мужа. Кроме того, на момент свадьбы ей было всего 17 лет (Глинке – 30), она только вступила в период выходов в общество, балов и праздников. Стоит ли ее наказывать за то, что она была увлечена нарядами и своей красотой более чем творческими прожектами мужа?
  • Вторая любовь Глинки Екатерина Керн была полной противоположностью его жене – некрасивая, бледная, но тонко чувствующая, понимающая искусство интеллектуалка. Вероятно, именно в ней композитор увидел те черты, которые тщетно пытался найти в Марии Петровне.
  • Карл Брюллов нарисовал немало карикатур на Глинку, которые задевали композиторское самолюбие.

  • Из биографии Глинки мы знаем, что композитор был настолько привязан к матери Евгении Андреевне, что в течение жизни писал ей каждую неделю. После прочтения известия о ее кончине, у него отнялась рука. Он не был ни на ее похоронах, ни на могиле, поскольку считал, что без матери поездки в Новоспасское потеряли всякий смысл.
  • Композитор, создавший оперу о борьбе с польскими захватчиками, имеет польские корни. Его предки осели под Смоленском, когда тот принадлежал Речи Посполитой. После возвращения земель под власть Российского государства, многие поляки приняли православие и присягнули царю, чтобы остаться жить на своей земле.
  • Михаил Иванович очень любил певчих птиц и держал около 20 у себя дома, где для них была отведена целая комната.
  • «Патриотическую песню» Глинка написал в надежде, что она станет новым российским гимном. Так и случилось, но не в 1833, когда выбрали «Боже, Царя храни!» А.Ф. Львова, а в 1991 году. За 9 лет, пока «Патриотическая песня» была национальным символом, к ней так и не были написаны слова. В том числе и по этой причине в 2000 году гимном России снова стала музыка Государственного гимна СССР А.Б. Александрова.
  • Премьерой «Руслана и Людмилы» в постановке Д. Чернякова Большой театр открылся после реконструкции в 2011 году.
  • Мариинский театр – единственный в мире, где в текущем репертуаре идут обе оперы композитора.
Читать еще:  Природа в мировой литературе и отечественной. Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Творчество

Михаил Глинка в равной мере известен и своими операми, и романсами. Именно с камерной музыки началась его композиторская деятельность. В 1825 году он написал романс «Не искушай». Как нечасто бывает, одно из первых его творений оказалось бессмертным. В 1830-е были созданы инструментальные сочинения по мотивам оперной музыки В. Беллини, Соната для альта и фортепиано, Большой секстет для фортепиано и струнного квинтета, «Патетическое трио». В этот же период Глинка пишет свою единственную симфонию, которую так и не закончил.

Путешествуя по Европе, Глинка все более укоренялся в мысли, что творчество русского композитора должно базироваться на исконной народной культуре. Он стал искать сюжет для оперы. Тему подвига Ивана Сусанина ему подсказал В.А. Жуковский, который принял непосредственное участие в создании текста произведения. Либретто написал Е.Ф. Розен. Событийная структура полностью была предложена композитором, поскольку стихи сочинялись уже на готовую музыку. Мелодически опера построена на противопоставлении двух тем – русской с ее разливной напевностью и польской с ее ритмичными, громкими мазуркой и краковяком. Апофеозом стал хор «Славься» – не имеющий аналогов торжественный эпизод. «Жизнь за царя» была представлена в Большом театре Санкт – Петербурга 27 ноября 1836 года. Примечательно, что постановкой руководил и дирижировал К. Кавос, за 20 лет до этого создавший собственного «Ивана Сусанина» на основе материала народного творчества. Мнение публики разделилось – одних шокировала простая «мужицкая» тема, другие посчитали музыку слишком академичной и сложной для восприятия. Император Николай I отнесся к премьере благосклонно и лично поблагодарил ее автора. Более того, ранее он сам предложил название опере, до этого поименованной «Смерть за царя».

Еще при жизни А.С. Пушкина Глинка задумал перенести на музыкальную сцену поэму «Руслан и Людмила». Однако эта работа началась только в скорбный год кончины великого поэта. Композитору пришлось привлечь нескольких либреттистов. Сочинительство заняло пять лет. В опере совершенно иначе расставлены смысловые акценты – сюжет стал более эпичным и философским, но несколько лишенным иронии и фирменного пушкинского юмора. По ходу действия герои развиваются, испытывают глубокие чувства. Премьера «Руслана и Людмилы» прошла в столичном Большом театре 27 ноября 1842 года – спустя ровно 6 лет после «Жизни за царя». Но на дате сходства двух премьер исчерпываются. Встречена опера была неоднозначно, в том числе из-за неудачных замен в артистическом составе. Императорская фамилия демонстративно покинула зал прямо во время последнего действия. Это было поистине скандальное происшествие! Третий спектакль расставил все по своим местам, и публика оказала новому творению Глинки теплый прием. Чего не сделала критика. Композитора обвиняли в рыхлой драматургии, несценичности и затянутости оперы. По этим причинам ее почти сразу же стали сокращать и переделывать – зачастую, неудачно.

Одновременно с работой над «Русланом и Людмилой» Глинка писал романсы и вокальный цикл «Прощание с Петербургом», «Вальс-фантазию». За рубежом возникли две Испанские увертюры и «Камаринская» . В Париже триумфально прошел первый в истории концерт русской музыки, состоявший из его произведений. Последние годы композитор был полон идей. В свой роковой год оказаться в Берлине его подвигло не только исполнение «Жизни за царя», но и занятия с известным теоретиком музыки З. Деном. Несмотря на свой возраст и опыт, он не переставал учиться, желая идти в ногу с тенденциями времени – в блестящей творческой форме был Дж. Верди , набирал силу Р. Вагнер . Российская музыка заявила о себе на европейских сценах, и нужно было продвигать ее далее.

К сожалению, планы Глинки прервала судьба. Но благодаря его творчеству, русская музыка получила значительное развитие, в стране появились многие поколения талантливых композиторов, было положено начало российской музыкальной школе.

Музыка Глинки в кино

М.И. Глинка мало известен за рубежом, поэтому его музыку использует в основном отечественный кинематограф. Самые известные фильмы:

  • «Русский ковчег» (реж. А. Сокуров, 2002);
  • «Сирота Казанская» (реж. В. Машков, 1997);
  • «Большая перемена» (реж. А. Коренев, 1972).

По биографии Глинки в 1940-50 годы вышли два фильма. Первый из них, «Глинка», был создан в 1946 году режиссером Львом Арнштамом, в заглавной роли – Борис Чирков. Образ композитора – живой и достоверный, много внимания уделено его личности и частной жизни. Примечательно, что второй по важности персонаж картины – крепостной человек Ульяныч (в этой роли В.В. Меркурьев), прототипом которого послужил дядька Илья, сопровождавший Михаила Ивановича в течение многих лет. Фильм 1952 года «Композитор Глинка», снятый Г. Александровым с Борисом Смирновым в заглавной роли охватывает более узкий период жизни музыканта, относящийся ко времени создания двух его опер. Картина не избежала влияния времени при изображении событий дореволюционной истории. Одну из последних своих ролей, сестру композитора, здесь сыграла Л. Орлова.

Как это часто бывает с гениями, значение Михаила Ивановича Глинки для русского искусства стало очевидно только после его смерти. Композитор оставил небольшое по числу, но впечатляющее по размаху, новаторству и мелодичности музыкальное наследие. Его оперы – нечастые гости подмостков, прежде всего потому, что их постановка требует масштабности и качественных разноплановых голосов, которые могут себе позволить только крупнейшие театры. В то же время невозможно представить вокальный вечер романсов без его сочинений. Его именем названы улицы и учебные заведения, память о нем увековечена и на родине, и за рубежом. Это говорит о том, что Глинка получил именно такую славу, о которой мечтал – народное признание и любовь.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть фильм о Глинке

Источники:

http://obrazovaka.ru/alpha/g/glinka-mixail-ivanovich-glinka-mikhail-ivanovich
http://top10a.ru/interesnye-fakty-o-glinke.html
http://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/mikhail-ivanovich-glinka

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии