32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Краткая биография римского. Николай Андреевич Римский-Корсаков: биография, интересные факты, творчество

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Биография и творчество композитора

Римский-Корсаков Николай Андреевич (18 марта 1844 г. — 21 июня 1908 г.) — русский композитор, член «Могучей кучки». Он был настоящим мастером оркестровки. Самые известные симфонические произведения Римского-Корсакова — «Испанское каприччио», увертюра на темы трех русских песен и симфоническая сюита «Шехерезада» — образцы классического музыкального репертуара, наряду с сюитами и отрывками из некоторых его 15 опер. В Шехерезаде композитор обращается к теме сказок и народных поверий. Эти приемы Римский-Корсаков часто использовал в своем творчестве. Он верил, как и его предшественник Балакирев, в развитие национального стиля классической музыки. Музыка Римского-Корсакова сочетала в себе русский фольклор с элементами экзотических гармонических, мелодических и ритмических рисунков (известного как ориентализм) с удалением от традиционных западных композиционных приемов. Большую часть своей жизни Николай Андреевич совмещал сочинение музыки и преподавательскую деятельность с карьерой в войсках русской армии — сначала в качестве офицера, потом — гражданского инспектора в военно-морском флоте. Римский-Корсаков (биография которого хорошо освещена в «Летописи моей музыкальной жизни») писал, что еще в детстве, читая книги и слушая рассказы старшего брата о подвигах на флоте, у него развилась любовь к морю. Должно быть, именно она подтолкнула композитора к созданию двух известных симфонических произведений. Это «Садко» (Римский-Корсаков также написал одноименную оперу, не следует их путать) и «Шехерезада». Благодаря военно-морской службе расширяются его знания в области исполнения на медных и деревянных инструментах — это открыло для него новые возможности в оркестровке. Позже он передал эти знания своим студентам. Также после его смерти был выпущен учебник по оркестровке, который закончил приемный сын композитора Максимилиан Штейнбрег.

Римский-Корсаков — биография композитора

Николай Андреевич родился в городе Тихвине (на 200 км восточнее Санкт-Петербурга) в интеллигентной семье. Его брат Воин, который был старше композитора на 22 года, стал известным морским офицером и контр-адмиралом. Римский-Корсаков Николай Андреевич вспоминал, что его мать немного играла на фортепиано, а отец мог исполнять несколько пьес на слух. В возрасте 6 лет будущий композитор начал брать уроки игры на фортепиано. По словам учителей, он демонстрировал хороший музыкальный слух, но ему недоставало заинтересованности. Как позднее напишет сам Николай Андреевич, он играл «беспечно, безалаберно. плохо выдерживая ритм». Хотя Римский-Корсаков начал сочинять первые произведения в возрасте 10 лет, он предпочитал литературу музыке. Позднее композитор писал, что именно благодаря книгам и рассказам брата в нем зародилась огромная любовь к морю, несмотря на то что композитор «даже ни разу его не видел». Николай Андреевич окончил обучение в Морском корпусе Санкт-Петербурга в возрасте 18 лет. Параллельно с учебой Римский-Корсаков брал уроки игры на фортепиано. Композитор вспоминал, что, будучи равнодушным к занятиям, он развил в себе любовь к музыке, чему способствовало посещение опер и симфонических концертов. С осени 1859 года Николай Андреевич начинает брать уроки у Федора Андреевича Канилле, который, по его словам, вдохновил его на занятия музыкой, побудил посвятить ей всю свою жизнь. Кроме Канилле, огромное влияние на будущего композитора оказали Михаил Глинка, Роберт Шуман и многие другие. В ноябре 1861 года 18-летний Римский-Корсаков был представлен Балакиреву. Балакирев в свою очередь знакомит его с Цезарем Кюи и Модестом Мусоргским — все трое уже были известными композиторами, несмотря на юный возраст.

Наставничество Балакирева. «Могучая кучка»

По приезде в Санкт-Петербург, в мае 1865 года, Римский-Корсаков берет на себя обязанности ежедневной службы по нескольку часов в день. Его первое выступление состоялось в декабре этого же года по предложению Балакирева. Второй выход на сцену состоялся в марте 1866 года под руководством Константина Лядова (отца композитора Анатолия Лядова). Римский-Корсаков вспоминал, что ему было легко сотрудничать с Балакиревым. По его советам композитор переписывал и исправлял некоторые отрывки и доводил их до совершенства. Под его покровительством композитор закончил Увертюру на темы трех русских песен, в основу которых легли народные увертюры Балакирева. Николай Андреевич также создал первоначальные варианты симфонических произведений «Садко» и «Антар», которые принесли композитору славу мастера симфонического творчества. Римский-Корсаков вел дискуссии и с другими членами «Могучей кучки», они критиковали произведения друг друга и сотрудничали во время создания новых работ. Николай Андреевич подружился с Александром Бородиным, чья музыка «изумляла» его, проводил много времени с Мусоргским. Балакирев и Мусоргский играли на фортепиано в четыре руки, пели, обсуждали работы других композиторов, разделяя интерес к творчеству Глинки, Шумана и поздним композициям Бетховена.

Читать еще:  Телескоп хаббл самые удивительные. Самые фантастические снимки телескопа Хаббл (10 фото)

Профессорская деятельность

В 1871 году, в возрасте 27 лет, Римский-Корсаков становится профессором Санкт-Петербургской консерватории, где ведет классы практического сочинения, инструментовки и оркестровый. Николай Андреевич в своих воспоминаниях напишет, что преподавание в консерватории сделало его самого «возможно, лучшим ее учеником, судя по качеству и количеству информации, которую она мне дала». Чтобы повысить уровень знаний и всегда оставаться на шаг впереди своих студентов, он сделал трехлетний перерыв в сочинении музыки и усердно учился дома, читая лекции в консерватории. Профессорство обеспечило композитору финансовую стабильность и побудило к созданию семьи.

Женитьба

В декабре 1871 года Римский-Корсаков сделал предложение Надежде Николаевне Пургольд, с которой познакомился во время еженедельных встреч «Могучей кучки» в доме невесты. В июле 1872 года состоялась свадьба, на которой в качестве шафера присутствовал Мусоргский. Один из сыновей Николая Андреевича, Андрей, стал музыковедом, женился на композиторе Юлии Лазаревне Вейсберг и написал многотомный труд о жизни и творчестве своего отца.

Революция 1905 года

В 1905 году в Санкт-Петербургской консерватории прошли демонстрации — революционно настроенные студенты требовали политических изменений и создания конституционного строя в России. Римский-Корсаков чувствовал потребность защитить право студентов на демонстрацию, особенно когда власти начали проявлять к ее участникам жестокость. В открытом письме композитор встает на сторону учащихся, требующих отставки директора консерватории. Отчасти из-за этого письма 100 студентов были выгнаны из учебного заведения, а Римский-Корсаков потерял должность профессора. Однако Николай Андреевич продолжил давать уроки дома.

Поездка в Париж

В апреле 1907 года композитор дает несколько концертов в Париже, организованных импресарио Сергеем Дягилевым. Николай Андреевич представил музыку русской национальной школы. Эти выступления имели большой успех. В следующем году состоялся показ опер, которые сочинил Римский-Корсаков: «Снегурочка» и «Садко». Поездка дала возможность композитору познакомиться с современной европейской музыкой.

Произведения Римского-Корсакова

Римский-Корсаков развивал идеалы и традиции «Могучей кучки». В своем творчестве он использовал православные литургические темы, народные песни (например, в «Испанском каприччио») и ориентализм (в «Шехерезаде»). Николай Андреевич проявил себя как очень продуктивный и самокритичный композитор. Он пересматривал и редактировал практически каждое свое сочинение, а некоторые из них, например Третью симфонию, «Антар» и «Садко», Римский-Корсаков исправлял несколько раз. Многими своими сочинениями композитор так и остался недоволен.

Римский-Корсаков — оперы

Несмотря на то что Николай Андреевич больше известен как мастер симфонического творчества, его оперы даже еще более сложны и богаты специальными оркестровыми приемами, чем инструментальные и вокальные произведения. Отрывки из них иногда так же популярны, как и целое произведение. Например «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане» — автор Римский-Корсаков. Оперы композитора можно разделить на 3 категории:

  1. Историческая драма. К ним относятся: «Псковитянка», «Моцарт и Сальери», «Пан воевода», «Царская невеста».
  2. Народные оперы: «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством».
  3. Сказки и легенды. К ним относятся такие произведения, которые написал Римский-Корсаков: «Снегурочка», «Млада», «Садко», «Кощей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Симфоническое творчество

Симфоническое творчество Римского-Корсакова можно разделить на 2 вида. Наиболее известное на Западе и, возможно, самое его лучшее — программное. Этот вид симфонического творчества Николая Андреевича предполагает наличие сюжета, характеров, действий, заимствованных из других, не музыкальных, источников. Вторая категория — академические произведения, такие как Первая и Третья симфонии (автор Римский-Корсаков). Балеты на его музыку можно увидеть не только в нашей стране, но и за рубежом, как и многие оперы и другие музыкальные сочинения композитора.

Краткая биография римского. Николай Андреевич Римский-Корсаков: биография, интересные факты, творчество

1.Российский композитор Римский-Корсаков обязан своим успехам своему таланту.

Он — один из самых талантливых российских композиторов. «Царская невеста» Римского-Корсакова входит в топ-100 самых популярных опер в мире.

2. Вся его музыка пропитана любовью к родным краям, и именно поэтому его называют «народным» композитором.

3.Римский-Корсаков черпал вдохновение не из тонкостей музыкальной науки, а из красоты русской земли.

4.Конечно, он изучал музыкальную науку, и добился в ней небывалых высот, навеки вписав в историю своё имя, но, наверное, главным его преимуществом было то, что он мог тонко чувствовать окружающий мир. Жизнь его была неразрывно связано с русской природой, он черпал вдохновение в красоте всего, что видел вокруг.

5.Также Римский-Корсаков черпал силы для написания очередного шедевра в русских сказках, традиционных напевах и народном творчестве.

6.Именно поэтому Римский-Корсаков прославился ещё при жизни не только в России, но и далеко за её пределами.

Читать еще:  Мастерская веры павловны. Характеристка и образ веры павловны в романе что делать чернышевского сочинение

7.Родился будущий композитор и музыкант в известном дворянском семействе, члены которого из поколения в поколение служили на военно-морском флоте Российской Империи.

8. С детства и маленький Николай мечтал о путешествиях и далёких землях, поэтому отец отдал его на обучение в Морской кадетский корпус.

9. Римский-Корсаков во время военно-морской службы, продлившейся три года, много ходил по морям и посещал разные страны.

10. Кадетский корпус он закончил. Его ожидала судьба морского офицера, о которой он мечтал. Но, ещё учась в этом заведении, он понял, что призвание его – музыка.

КОМПОЗИТОР В ДЕТСТВЕ

11. Очень рано были выявлены у Римского-Корсакова музыкальные способности. Будучи ещё 3-летним ребёнком, он уже попадал в ноты, играя на барабане.

12. Учиться игре на фортепиано Римский-Корсаков начал, когда ему было всего 6 лет.

13. А свои первые музыкальные сочинения Римский-Корсаков сочинил в 11-летнем возрасте.

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ В ЮНОСТИ

14. В бытность свою кадетом Римский-Корсаков попал в Петербург, где познакомился с культурной жизнью столицы, и навсегда влюбился в музыку, решив связать с ней свою жизнь.

15. Петербург дарит ему встречи с истинным искусством. Здесь он узнал «Ивана Сусанина», здесь слушал «Руслана и Людмилу», здесь на него буквально обрушились симфонии Бетховена.

РИМСКИЙ — КОРСАКОВ С ЖЕНОЙ И ДОЧЕРЬЮ

16. Композитор познакомился с очаровательной девушкой, бывшей к тому же талантливой пианисткой, Надеждой Николаевной Пургольд. Молодые люди встретились в доме у А.С. Даргомыжского. Совместная работа над оперой «Псковитянка» настолько их сблизила, что в 1872 году появилась новая семья.

17.Это был счастливый брак, в котором было рождено семь детей. Лишь пятеро остались в живых, трое сыновей и две дочери. Отец лично занимался со своими детьми, несмотря на то, что был очень занят. Все они стали достойными наследниками таланта своего отца.

18. Римский-Корсаков мог писать музыку без инструмента. Так, большая часть оперы «Сервилия» была написана во время зарубежного путешествия композитора с супругой, когда рояль ему был недоступен.

19. В зрелом возрасте композитор вспоминал, что в детстве не любил музыкальные уроки, и занимался ими только по настоянию родителей.

20.Когда в шесть лет, для него наняли учителя музыки, чью роль поначалу выполняла соседка, потом гувернантка, потом ученица гувернантки, но занятий он не любил.

21.Нотную грамоту, конечно, осилил, но история музыки, композиторы и интересные факты из их жизни не трогали абсолютно. А вот мамино любительское пение слушал, дядино тоже, и монахов, поющих в Тихвинском монастыре.

22.А его учитель, Ф.Канилле, понимая, сколь одарен его ученик, дал совет, который решил судьбу Николая, самому заняться сочинительством. Он же стал инициатором знакомства, которое стало значимым событием в жизни тогда еще будущего композитора, с Балакиревым и его кружком талантливых музыкантов, известным в истории как «Могучая кучка», где он нашел единомышленников, таких же, как он музыкантов, не имеющих специальной музыкальной подготовки.

23.Балакирев готовил молодых коллег к самостоятельной творческой деятельности по собственной методе. Он предлагал тему, затем следовали обсуждения всеми участниками собрания, изучались музыкальные произведения именитых мастеров и постепенно все сложности, которые возникали при сочинительстве, разрешались.

24.И все же характер у Балакирева был настолько тяжелым, что в начале 90-х их общение прекратилось совершенно.

25. Римский-Корсаков стал первым, кто мог передать настроение моря красками музыки. Его даже именовали музыкальным «маринистом».

26. Композитор утверждал, что у музыки есть цвета, и каждой мелодии соответствует определённый цвет.

27.И вообще, он имел цветной слух, иначе говоря, соотносил музыку с цветами. Самый наглядный пример – это ми мажор, который виделся ему синим. И все его произведения морской тематики в Ми мажоре. Им даже придумана собственная гамма, названная его именем.

28. Он сочинял самые разные произведения, но самыми знаменитыми его сочинениями стали сказки. Сам Римский-Корсаков говорил, что работа над ними доставляет ему особое удовольствие.

29. Благодаря нескольким своим сочинениям: «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китиже», операм «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», Николая Андреевича называли сказочником. Сказки были его любимой темой.

30. Римский-Корсаков является 26-м по частоте исполнения оперным композитором во всём мире.

31. Николай Андреевич Римский-Корсаков не только сочинял музыку, но и был великолепным дирижёром, а также виртуозно играл на пианино.

32. События 1905 года оказали на Римского-Корсакова столь значительное влияние, что он покинул Петербургское отделение Императорского русского музыкального общества.

33.Его поддержали коллеги-композиторы и вышли на забастовку учащихся консерватории. Профессора уволили, многих студентов исключили, даже запретили исполнять его произведения.

34.Но запреты нарушались повсеместно по стране, концерты проводились вопреки всем ограничениям. Поддерживая музыканта, его музыку зрители слушали стоя.

35. Его вдова была вынуждена покинуть их большую квартиру в Петербурге после революции. Она стала коммунальной. В ней одновременно могли проживать до десяти семей.

Читать еще:  Дочь палача и театр смерти – Оливер Пётч. Дочь палача и театр смерти скачать fb2 О книге «Дочь палача и театр смерти» Оливер Пётч

36.Римский-Корсаков был лично знаком с Мусоргским, другим знаменитым композитором.

37. Римский-Корсаков был настолько талантлив, что Петербургская консерватория предложила ему занять должность преподавателя музыки, хотя у него даже не было музыкального образования.

38. В Петербургской консерватории Римский-Корсаков проработал почти 35 лет.

39. На протяжении всей жизни Римский-Корсаков обожал читать. Книги он буквально поглощал одну за другой.

40. Однажды он, будучи приглашённым Львом Николаевичем Толстым, поссорился с ним, так как писатель утверждал, что любая музыка вредна, с чем Римский-Корсаков, разумеется, не мог согласиться.

41. Его опера «Золотой петушок» стала косвенной причиной его смерти. На нее был наложен запрет, потому что в ней образ царя жестоко высмеивался. Когда известие об этом дошло до композитора, случился первый инфаркт. А второй в июне 1908 года стал смертельным. Через год опера уже шла в Москве.

42. Год спустя после смерти композитора его вдова опубликовала очень интересные воспоминания Николая Андреевича под названием «Летопись моей музыкальной жизни».

43. Такие знаменитые композиторы, как Стравинский и Гнесин, были последователями музыкальной школы Римского-Корсакова.

44. Родственники Римского-Корсакова сохранили его вещи, нотную библиотеку и рукописи. Как только появилась возможность, в его квартире появился музей.

45. Современная Санкт-Петербургская консерватория носит имя Николая Римского-Корсакова.

ПАМЯТНИК РИМСКОМУ-КОРСАКОВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Интересные факты о Римском-Корсакове

Многие композиторы обязаны своему успеху своему таланту, как, например, Римский-Корсаков. Жизнь его была неразрывно связано с русской природой, он черпал вдохновение в народном творчестве и красоте всего, что видел вокруг. Конечно, он изучал музыкальную науку, и добился в ней небывалых высот, навеки вписав в историю своё имя, но, наверное, главным его преимуществом было то, что он мог тонко чувствовать окружающий мир. Именно поэтому Римский-Корсаков прославился ещё при жизни не только в России, но и далеко за её пределами.

Факты из биографии Римского-Корсакова

  • Родился будущий композитор и музыкант в известном дворянском семействе, члены которого из поколения в поколение служили на военно-морском флоте Российской Империи.
  • Учиться игре на фортепиано Римский-Корсаков начал, когда ему было всего 6 лет.
  • С детства он мечтал о путешествиях и далёких землях, поэтому отец отдал его на обучение в Морской кадетский корпус.
  • Свои первые музыкальные сочинения Римский-Корсаков сочинил в 11-летнем возрасте.
  • Будучи ещё 3-летним ребёнком, он уже попадал в ноты, играя на барабане.
  • В бытность свою кадетом Римский-Корсаков попал в Петербург, где познакомился с культурной жизнью столицы, и навсегда влюбился в музыку, решив связать с ней свою жизнь.
  • Римский-Корсаков во время военно-морской службы, продлившейся три года, много ходил по морям и посещал разные страны.
  • Однажды он, будучи приглашённым Львом Николаевичем Толстым, поссорился с ним, так как писатель утверждал, что любая музыка вредна, с чем Римский-Корсаков, разумеется, не мог согласиться (интересные факты о Льве Толстом).
  • Он был настолько талантлив, что Петербургская консерватория предложила ему занять должность преподавателя музыки, хотя у него даже не было музыкального образования.
  • «Царская невеста» Римского-Корсакова входит в топ-100 самых популярных опер в мире.
  • В браке у Римского-Корсакова родилось семеро детей, но двое из них умерли ещё в раннем детстве.
  • Он сочинял самые разные произведения, но самыми знаменитыми его сочинениями стали сказки. Сам Римский-Корсаков говорил, что работа над ними доставляет ему особое удовольствие.
  • Римский-Корсаков не только сочинял музыку, но и был великолепным дирижёром, а также виртуозно играл на пианино.
  • Композитор утверждал, что у музыки есть цвета, и каждой мелодии соответствует определённый цвет.
  • Римский-Корсаков был лично знаком с Мусоргским, другим знаменитым композитором (интересные факты о Мусоргском).
  • В зрелом возрасте он вспоминал, что в детстве не любил музыкальные уроки, и занимался ими только по настоянию родителей.
  • Опера «Золотой петушок», в которой высмеивался образ самодержца, была запрещена цензурой. Когда Римский-Корсаков узнал об этом, у него произошёл инфаркт.
  • После Октябрьской революции новые власти отобрали квартиру Римского-Корсакова, поселив в ней десять семей и превратив её в коммуналку. Сейчас там находится музей.
  • Консерватория Санкт-Петербурга носит имя Римского-Корсакова.
  • Римский-Корсаков мог писать музыку без инструмента. Так, большая часть оперы «Сервилия» была написана во время зарубежного путешествия композитора с супругой, когда рояль ему был недоступен.
  • Римский-Корсаков является 26-м по частоте исполнения оперным композитором во всём мире.
  • На протяжении всей жизни Римский-Корсаков обожал читать. Книги он буквально поглощал одну за другой.
  • В Петербургской консерватории Римский-Корсаков проработал почти 35 лет.
  • Спустя год после смерти композитора его вдова опубликовала очень его интересные мемуары под названием «Летопись моей музыкальной жизни».
  • Такие знаменитые композиторы, как Стравинский и Гнесин, были последователями музыкальной школы Римского-Корсакова.

Источники:

http://www.syl.ru/article/173513/new_nikolay-andreevich-rimskiy-korsakov-biografiya-i-tvorchestvo-kompozitora
http://obshe.net/posts/id2110.html
http://xn--80aahh2ah1cn0e.xn--p1ai/%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%BE-%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B5/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector