0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Корбут формирование основ эмоционального интеллекта. Упражнения для развития эмоционального интеллекта

6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей

Способность правильно распознавать свои эмоции и управлять ими – залог и профессионального успеха, и счастливой жизни. Поэтому важно развивать эмоциональный интеллект, и начинать нужно с раннего возраста. Психолог Виктория Шиманская предлагает 6 упражнений, которые будут полезны для вашего ребенка – и для вас.

Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.

EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.

Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.

Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.

Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.

Техники развития EQ для взрослых и детей

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

1. Коробочка эмоций

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

  • Зрение: счастливая улыбка ребенка.
  • Слух: шум морской волны.
  • Вкус: сладкая клубника.
  • Обоняние: ароматы леса после дождя.
  • Осязание: объятия любимого человека.

2. Язык эмоций

Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую. потому что. и я хотела бы. ».

На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».

3. Что я чувствую сегодня

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда. ». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие

Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».

Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.

5. Эмоции в красках

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.

6. Компас эмоций

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Читать еще:  Сколько лет телеведущему евгению попову. Раскрыта тайна семейной жизни ольги скабеевой и евгения попова

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.

Об эксперте

Виктория Шиманская – психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Мать двоих детей.

5 необычных занятий с детьми на свежем воздухе

Наши дети растут в отрыве от природы. Даже если и выбираются летом на дачу. Для них естественна другая среда обитания – техногенная. Как помочь им замечать мир вокруг, почувствовать себя в контакте с водой, растениями, насекомыми, а заодно с интересом провести время вместе? Несколько идей для летнего уикенда.

Алена Владимирская: «Ищите работу прямо сейчас. Потом будет поздно»

В 2017 году летнего спада вакансий не будет – это уникальная ситуация. Почему работу нужно искать уже сейчас, какими ресурсами пользоваться и кому стоит задуматься о перепрофилировании, в онлайн-лекции рассказала Алена Владимирская. Мы выбрали основные моменты.

4 упражнения для развития эмоционального интеллекта

Тема развития эмоционального интеллекта (emotional quotient, далее — EQ) набирает все большую популярность в России. Многие компании стремятся максимально раскрыть потенциал сотрудников, отказываясь от директивной системы управления в пользу индивидуального подхода. Топ-менеджеры из «надсмотрщиков» превращаются в наставников, учитывающих в работе особенности характера и эмоциональный тип сотрудников. Однако сделать такой стиль управления эффективным под силу лишь эмоционально компетентному руководителю, который умеет управлять не только чужими эмоциями, но и своими.

Высокий уровень EQ позволяет быстро распознавать природу эмоций и регулировать их, не подавляя. Почему это так полезно для топ-менеджеров?

Психолог Дэниел Гоулман уверяет: эмоциональный интеллект, в отличие от логического, на 85% определяет эффективность и успешность руководителя. Это также подтверждает исследование американской компании TalentSmart: его результаты показали, что увеличение показателей EQ всего на один пункт добавляет $1300 к годовому окладу работника.

Соглашаться с этим или нет — выбор за вами; однако давайте рассмотрим, что дает высокий уровень EQ. Осознание собственных эмоций.

Нас с детства приучали подавлять свои переживания, при этом не все научились анализировать природу и причины появления тех или иных ощущений. Тем не менее это очень важно для руководителя, ведь в течение рабочего дня он испытывает весь спектр переживаний: волнуется, беспокоится, расстраивается и т. д. Но поскольку управленческая деятельность публична, основную часть эмоций ему приходится скрывать. Однако из-за этого руководителю не всегда удается отследить момент, когда необходимо взять себя в руки. Порой осознание приходит только «задним числом», когда, казалось бы, на ровном месте учиняется разнос подчиненным или после возвращения домой возникает ощущение полного упадка сил. В итоге эмоции, не найдя адекватного выхода, накапливаются и приводят к постоянной усталости, раздражению и апатии. По данным TalentSmart, лишь около 30% людей умеют эффективно справляться со стрессом.

С помощью упражнений по осознанию своих эмоций руководитель одной из московских компаний в течение месяца смог справиться со вспыльчивостью и заметно улучшить отношения с коллегами. Анализируя свое эмоциональное состояние, он научился быстро находить причину собственных переживаний и подавлять их до того, как раздражение или гнев становились неконтролируемыми. Избавление от стереотипов.

В нашем обществе существует множество мифов об эмоциях: например, что женщины эмоциональнее мужчин или что нельзя злиться на близких людей. Подобные иррациональные установки существуют и в отношении образа «настоящего руководителя»: он всегда должен быть примером для своих подчиненных, быть на пике эффективности и энергичности и пр. Такие установки не оставляют руководителю выбора, а в случае их нарушения вызывают негативные эмоции.

Умение разрешать конфликты. Успех в улаживании разногласий во многом зависит от EQ руководителя. Нежелание понимать и учитывать переживания участников конфликта приводит к невозможности выстроить конструктивный диалог и достичь решения, которое полностью удовлетворит обе стороны.

С чего начать развитие EQ Модель EQ включает в себя четыре группы навыков:

1) осознание своих эмоций;

2) осознание эмоций других людей;

3) управление своими эмоциями;

4) управление эмоциями других людей.

Во-первых, периодически спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?». При этом начинайте с самых простых для распознавания базовых состояний: радости, печали, гнева или страха. Для этого поставьте себе на каждый день два-три напоминания. Когда они срабатывают, отвечайте на вопрос: «Что я испытывал за секунду до этого?».

Читать еще:  Фольклор и художественная литература — Гипермаркет знаний. Жанры музыкального фольклора

Во-вторых, научитесь определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для этого ведите таблицу со следующими данными: день, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина.

Обращайте внимание на состояние ваших подчиненных. В каком настроении вернулся с переговоров менеджер? А почему этот сотрудник уже третий день такой унылый? Главное в этом процессе — не формулировать свое мнение как факт: «Я вижу, этот клиент тебя явно выводит из себя». Начинайте фразу со слов «мне кажется», при этом придерживаясь вопросительной интонации. Не спорьте, если собеседник не соглашается с вами и не называет эмоцию, которую, как вам кажется, вы видите. Для того чтобы научиться улавливать эмоциональный настрой своих подчиненных без лишних расспросов, иногда смотрите неизвестные вам фильмы с хорошей игрой актеров. Выключайте звук и наблюдайте, какие эмоции испытывают герои. Предположите их причины. Промотайте видео назад и включите звук. Правильно ли вы поняли? Верно истолковав эмоции подчиненных, вы сможете результативно использовать инструменты управления: ставить задачи, поощрять или критиковать.

Когда навык осознания эмоций отработан, большинство людей удивляются, насколько структурированным и спокойным становится их повседневное эмоциональное взаимодействие с окружающим миром. На данном этапе пора приступать к управлению эмоциями.

Техника дыхания. Возьмите в привычку правильно дышать, как только почувствуете негативные изменения в вашем эмоциональном состоянии. Выдох должен быть в несколько раз дольше, чем вдох. Физические действия для снятия напряжения. Как только появляется волнение, незаметно сожмите и разожмите кулаки, а также напрягите мышцы ног. Если позволяют окружение и ситуация — потянитесь, пройдитесь, попрыгайте, скорчите гримасу. Формирование комплекса техник саморегуляции. Еженедельно отрабатывайте каждую из них. Например, сначала выполняйте визуализацию, потом — медитацию. Одну неделю улыбайтесь своему отражению в зеркале, другую — вспоминайте перед сном лучшие моменты дня. Интересен и рефрейминг, когда вы смотрите на ситуацию под новым углом. Допустим, после долгих переговоров компания не получила заказ. Казалось бы, это провал. Однако если взглянуть с другой стороны, то станет понятно, что работа с этим клиентом была бы очень сложной: он бы постоянно предъявлял претензии, вынуждая тратить на него много времени. В итоге заказчик принес бы больше убытка, чем выгоды. Как увеличить объем продаж: эффективные способы для кризиса Исследование ограничивающих установок. Большинство «лишних» эмоций вызывает не сама ситуация, а ее интерпретация. На нее сильно влияют укоренившиеся убеждения, которые необходимо вовремя обезвредить.

Несколько простых приемов помогут понимать эмоции других людей и адекватно реагировать на них. Фиксация данных. Заведите дневник и кратко описывайте, что вы чувствовали и как управляли эмоциями. Через какое‑то время вы удивитесь, насколько проще стало их контролировать. «Примерка» эмоций. Чтобы вызвать какую‑либо эмоцию у других, прочувствуйте ее сами, ведь эмоциональным состоянием мы чаще всего заражаемся. Умение слушать. Дать другому человеку выговориться — один из лучших способов управления эмоциями. Но по-настоящему слушать умеют немногие. Мы перебиваем, утешаем, подбадриваем — и в итоге усиливаем у собеседника «лишнюю» эмоцию. Расширение лидерского репертуара. Проанализируйте, какие эмоции присущи вашему стилю, а каких недостает. Часто срываетесь? Сосредоточьтесь и объясните проблему сотруднику спокойно. Не позволяете себе повышать голос на подчиненных? Метод тотального «да». Обычно, когда наш собеседник выражает недовольство, мы начинаем либо оправдываться и объясняться, либо спорить и выдвигать встречные возражения. И то и другое усиливает агрессию второй стороны. Чтобы ее снизить, стоит в чем‑то согласиться с критикой. При этом важно найти адекватную формулу согласия: вместо фразы «Конечно, вы правы» начните свою защиту со слов «Да, мы действительно несколько раз задерживали поставки»

Игровые упражнения с элементами тренинга на развитие эмоционального интеллекта в старшей группе

Алла Гелашвили
Игровые упражнения с элементами тренинга на развитие эмоционального интеллекта в старшей группе

«Страна эмоций»

Цель: Развивать эмоциональный интеллект,развивать способность распознавать различные эмоции.

Задачи: Установить положительные эмоциональные связи между детьми.

Развивать у детей точность оценки и выражения эмоции.

Ход.

В круг скорее становись и друг другу улыбнись. Всем вы здравствуйте скажите, руку дружбы протяните.

Здорово! Как хорошо мы с вами поздоровались.

Ребята, а вы хотите попасть в волшебную страну?

Что бы туда попасть, нам нужно выполнить, несколько превращений.

Читать еще:  Рассуждение стародума о воспитании молодого дворянина. Тема крепостного права и воспитания в комедии "недоросль"

А поможет нам в этом игра.

Раз, два, три в фигуру радости превратись. В фигуру грусти превратись. В фигуру удивления превратись. В фигуру злости превратись.

Ребята вот мы и очутились в волшебной стране. Здесь живут необычные жители и правит здесь королева Эмоция. (стук в дверь.)

Ребята нам письмо от королевы Эмоции. Садитесь,на свои места и вам прочту, письмо.

Здравствуйте маленькие путешественники! В нашей стране произошла путаница. Все эмоции перепутались. Нам нужна ваша помощь.

Давайте с вами разберемся и для этого предлагаю поиграть в игру.

«Угадай сказку и эмоцию героя».

Вам нужно в картинках, которые вам я покажу определить эмоцию и сказать как называется сказка.

Молодцы! С первым заданием вы справились.

А у нас еще одно испытание. Для этого нам нужно пройти на поляну. (выходят на ковер)

-Ребята покажите, мне как зайка радуется, морковке?

-Как мишка сердится?

-Как ежик удивляется?

-А как собачка грустит?

Молодцы! Вот и со вторым задание мы справились.

Сделайте вдох, выдох. Вот мы и восстановили волшебную силу.

Садитесь на свои места, и мы продолжим.

Посмотрите на портреты этих людей. У них различные выражения эмоций.

Вам нужно выбрать тех:

-Кого можно посадить за праздничный стол?

-Кого нужно успокоить?

Кто увидел что интересное?

-Кто может пойти в гости?

— С кем хочется дружить?

-А с кем не хочется играть?

(ребенок должен объяснить свой выбор).

Молодцы! Вот и еще одно задание выполнено.

А теперь нам надо выполнить еще одно задание. Вы готовы?

Дети давайте сядем в кружочек на нашей замечательной полянке.

«Эстафета добра»

Мы с вами по очереди будем говорить друг другу комплименты.

Я начну первая. Ребята не забывайте благодарить за комплимент.

Молодцы! Сколько хороших слов мы сегодня услышали.

Ребята, а мы с вами справились, со всеми заданиями и в волшебной стране эмоций встало, все на свои места. Королева Эмоция нас благодарит. И она нам прислала в подарок наклейки. А наклейки не простые они все с хорошим настроением. Я вам их позже раздам. А сейчас давайте вспомним, где мы с вами сегодня были? А кто у нас просил помощи? А что случилось в их королевстве? А во что мы с вами играли?

Ребята пройдите на свои места. Посмотрите у вас на столе лежат картинки смайлов. У них разное настроение. Подумайте какое у вас сейчас настроение и нарисуйте тот смайл который подходит к вашему настроению.

Игровые упражнения на развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ Упражнение № 4.1 «Подуй на вертушку». Улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу, дуть на вертушку, произнося звук (Ф, вырабатывая.

Презентация «Игровые упражнения на развитие мимики и пантомимики» Мимика нужна человеку не только для выражения эмоций. Она играет важную роль в формировании правильного произношения, поэтому логопеды уделяют.

Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей. Игра «Кто больше запомнит?». Первый участник игры произносит любое.

История маленькой собачки Туси. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников История маленькой собачки Туси пролог В одно зелёно-голубое солнечное утро, собачка Туся, спрыгнув с крыльца, окунулась с головой в жёлтый.

Мастер-класс с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания и формирования позитивного мышления Мастер-класс для педагогов Центра с элементами тренинга. Цель: Формирование позитивного мышления педагогов, восприятия окружающей действительности.

Мероприятие для педагогов ДОО с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов. Задачи: 1. Познакомить педагогов с понятием «эмоциональное выгорание», его стадиях;.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста Новый термин, который привнес ФГОС ДО —эмоциональный интеллект. Что это такое? В 1990 году Питер Сэловей и Джон Мэйер опубликовали статью.

Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц Л. М. ДЖУМАГАЗИЕВА, Н. А. ЗЮЗИНА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Эмоциональное.

Семинар «Развитие эмоционального и социального интеллекта детей дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта детей. Задачи: 1. Закреплять знания детей об эмоциях, умение распознавать эмоциональное.

Источники:

http://www.psychologies.ru/self-knowledge/6-uprajneniy-dlya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-u-detey/
http://www.b17.ru/blog/razvitie_intellekta/
http://www.maam.ru/detskijsad/igrovye-uprazhnenija-s-yelementami-treninga-na-razvitie-yemocionalnogo-intelekta-v-starshei-grupe.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector