3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Консультация по логопедии на тему: консультация музыкального руководителя для родителей и педагогов музыкотерапия в жизни дошкольника с картотекой игр и упражнений. Музыкальная терапия — детям

«Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников». Консультация для родителей

Марина Гусева
«Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников». Консультация для родителей

«Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников» 2017

Консультация для родителей.

Музыкальный руководитель: Гусева М. А.

По мнению многих учёных, медиков и педагогов в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления.

Дети — хрупкие создания, чья не устоявшаяся психика больше всего подвержена внешним факторам. Проблемы в семье, разлад среди родителей, боязнь общения, тревожность, страхи, огромный пласт информации, который кроха получает постоянно — все это оказывает негативное воздействие на психоэмоциональное состояние малыша. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Повышенная возбужденность, агрессивность, раздражительность — все это мешает гармоничному, созидательному развитию дошкольника. Музыкальная терапия для детей может использоваться для корректировки психоэмоционального состояния дошколят.

Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки во всех ее проявлениях и в любом виде для профилактики, лечения, психологической коррекции психоэмоционального состояния человека.

Музыкотерапия — метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранение страхов и других расстройств и отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных заболеваний.

Используется музыка, записанная на плеер или диск, а также живая музыка: пение, игра на музыкальных инструментах.

Музыка влияет на эмоции, а музыкотерапия создаёт заданное настроение. Поэтому на музыкотерапию в первую очередь должны обратить внимание родители гиперактивных детей.

О положительно зффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты. В России специальные исследования Л. С. Брусиловского, В. И. Петрушина, В. М. Бехтерева и многих других учёных выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечнососудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную систему.

Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.

Российский врач М. Л Лазарев, директор московского детского центра восстановительного лечения подтверждает, что под воздействием специально подобранной классической музыки дети (даже которые находятся в утробе матери) развиваются гармонично как в физическом, так и в духовном плане. Он рекомендовал слушать спокойные мелодии Моцарта и Вивальди. Исследования врачей доказали, что уже на 5-м месяце внутриутробного развития ребёнок слышит и различает звуки. Он может реагировать на громкость и ритм мелодии.

Формы музыкотерапии:

• Активная — двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий.

• Пассивная – прослушивание стимулирующей, успокаивающей музыки специально или как фон.

Родители сами могут выступать в роли музыкотерапевта, определять выбор того или иного музыкального произведения. Например, пришёл ваш ребёнок в плохом настроении, уставший, включите послушать любимую мелодию, песню или произведение Моцарта и настроение улучшится.

Итак, начните день вашего малыша с прослушивания музыки, песен или сами спойте простую, но мелодичную песенку, поскольку музыкотерапия подразумевает использование как «живого» голоса так и магнитофонной записи (детских песен, любимых песен из мультфильмов и др.).

Антонио Менегетти — известный психотерапевт и психолог предлагает играть на барабанах. Именно ритм оказывает глубокое воздействие на психику и на внутренние органы человека. Для того, чтобы музыка подействовала на ребёнка, его надо настроить и подготовить. Сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Любая музыка- это всегда чувства, эмоции, переживания. Родители могут слушать музыкальные произведения, петь с детьми песни, ритмически двигаться под музыку и сочетать музыку с изодеятельностью.

Музыка И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена оказывает антистрессовое воздействие. Уравновешиванию нервной системы способствуют фонограммы пения птиц, пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Игра на кларнете влияет на кровообращение, скрипка — успокаивает нервную систему, флейта — оказывает расслабляющее действие. Музыка может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль, вселять веселье, усыплять.

Спокойная музыка: рус. нар. песня «Во поле берёза стояла»

Бодрая: Р. Шуман «Солдатский марш»

Плясовая: М. Глинка «Полька», А. Гедике «Танец»

Животный мир: М. Красев «Зайка»

Спокойная: П. Чайковский «Сладкая грёза»

Бодрая: С. Прокофьев «Марш»

Грустная: Г. Свиридов «Грустная песенка»

Плясовая: С. Рахманинов «Итальянская полька»

Мир игрушек: Д. Шостакович «Танцы кукол»

Времена года: С. Майкапар «Осенью»

Р. Шуман «Дед Мороз»

С. Майкапар «Весною».

С. Прокофьев «Дождь и радуга»

Эффект Моцарта.

Специалисты рекомендуют использовать для терапии релаксирующую музыку со звуками природы, классическую, а также бодрые детские песенки. Из всего ряда рекомендованных мелодий особым образом выделяются произведения В. А. Моцарта. Великий композитор создал не просто классические произведения. Все его работы особенные.

Все произведения Моцарта обладают терапевтическим, лечебным эффектом. Нейроспециалисты изучали произведения композитора не одно десятилетие. Было научно доказано, что музыкальные композиции Моцарта мобилизуют возможности человеческого мозга, облегчают его работу, повышают интеллектуальные возможности личности.

Ученые утверждают, что произведения Моцарта полезны всем: грудничкам, беременным женщинам, больным деткам, учащимся и взрослым людям.

Прослушивание сонат Моцарта делает продуктивной любую деятельность: рисует малыш, играет в кубики или учится ползать.

Прослушивание произведений композитора снимает негативные эмоции, поднимает жизненный тонус. У учащихся улучшается запоминаемость предмета.

Эффект такого воздействия обусловлен тем, что в произведениях знаменитого композитора используется интервал, который полностью совпадает с характером биотоков головного мозга.

Уважаемые родители! Слушайте хорошую музыку вместе с детьми и будьте здоровы!

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Введение Блажен, кто словом твердо правит и держит мысль на привязи свою. Пушкин А. С. На сегодняшний день помимо традиционных логопедических.

Читать еще:  Срисовывать настоящую кошку с малышом. Как нарисовать котенка с милыми глазками поэтапно карандашом для детей и начинающих? Выбор инструментов для рисования

Дыхательные упражнения как игровой метод оздоровления и развития младших дошкольников Дыхание-это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли вызовет у кого-нибудь возражение. Развитие дыхания-является одной из важных.

Консультация для родителей: «Кинезиология как средство оздоровления дошкольников.» «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» Ж. Тассо. Движение для детей – это лекарство, которое помогает.

Консультация для родителей «Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников» Консультация для родителей «Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников» Муз. рук. Жегалина Л, И. Работая в детском саду,.

Консультация для родителей «Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в домашних условиях» Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются главной для нас,.

Консультация для родителей «Сотрудничество с семьей в вопросах оздоровления дошкольников» Роль семьи в воспитании дошкольного возраста трудно переоценить. Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие.

Мастер-класс для родителей «Музыкотерапия-музыка как лекарство» Мастер-класс «Музыкотерапия: музыка как лекарство» Цель — ознакомление с музыкотерапией как средством здоровьесбережения детей и взрослых.

Мастер-класс «Сухое плавание» — как эффективный метод формирования правильного дыхания» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — ДЕТСКИЙ САД № 121 ГОРОДА ТЮМЕНИ Мастер-класс.

Самомассаж — эффективный метод коррекционной работы Самомассаж — эффективные метод коррекционной работы! Хорошо развитая речь важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и.

Скрайбинг-эффективный метод развития детей. Скрайбинг – эффективный метод развития детей На первый взгляд, термин «скрайбинг» совершенно нам не знаком. На самом деле все мы знакомы.

Консультация музыкального руководителя для родителей и педагогов МУЗЫКОТЕРАПИЯ в жизни дошкольника с картотекой игр и упражнений
консультация по логопедии на тему

К консультации прилагается картотека игр и упражнений в детском саду и дома.

Содержание:

Музыкотерапия в жизни дошкольника.

  • Что такое музыкотерапия. 1
  • Рекомендации для родителей и педагогов по использованию

музыкотерапии в совместной деятельности с детьми. 3

  • Список музыкальных произведений, рекомендуемых

для проведения музыкотерапии. 5

Музыкотерапия. Игры и упражнения в детском саду и дома.

Музыкотерапия — одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

МУЗЫКОТЕРАПИЯ в жизни дошкольника

Музыкотерапия — одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах.

Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Если верить библейской легенде, царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе.

Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие.

В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психологического состояния человека на производстве, в школе, в вузах, а в настоящее время музыка стала одним из элементов родовспоможения.

Специальные исследования показали, что наиболее возбуждающим действием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского с их возрастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, патетичными детьми. Правда, воспитание музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для опытного подбора мелодий.

«Каприс № 24» Паганини в современной обработке, наоборот повышает тонус организма, настроение. Музыка, отвлекающая внимание от неприятных образов, способствует концепции внимания. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена.

Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Пока учреждения здравоохранения и образования не повернулись к проблеме музыкотерапии лицом в должной степени, энтузиастам-педагогам, врачам, родителям приходится подбирать «звучащее» лекарство самостоятельно.

Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция двигательных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

В школьном возрасте седативный или активизирующий эффект достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение — чтение под музыку, сочетание музыки и изо деятельности.

Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:

1. Использовать для прослушивания только то, произведение, которое нравится детям;

2. лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного;

3. Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.

Читать еще:  Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Перспективный план работы с родителями

Рекомендации для родителей и педагогов по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми.

Представляется целесообразным, после проведения исследования, поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как с совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельно для взрослых. В сущности, данные рекомендации сводятся к достаточно простым советам:

1. На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владения им способами музыкального выражения — игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а так включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии (от 15 минут до 45 минут), кратность применения в неделю 1-7 раз.

3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение — искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.

4. Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.

5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться- это поможет им «открыть двери бессознательного» и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка — успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.

6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, что бы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.

7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.

10. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную т.к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда человек прибывающий в унынии слышит грустную музыку, это может поднять ему настроение.

11. В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация лечебных спектаклей — игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы.

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Музыка для свободной деятельности детей:

Бах И. «Прелюдия домажор», «Шутка»

Вивальди А. «Времена года»

Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»

Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

Мусоргский М. «Картинки с выставки»

Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Шопен Ф. «Вальсы», Штраус И. «Вальсы»

«Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)

«Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)

«Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)

«Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский)

«Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)

«Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков)

«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев)

«Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков)

«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)

«Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)

«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)

«Танец маленьких утят» (французская народная песня)

Музыка для пробуждения после дневного сна:

Лютневая музыка ХYII века

Мендельсон Ф. «Песня без слов»

Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»

Сенс-санс К. «Аквариум»

Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»

Музыка для релаксации:

Альбиони Т. «Адажио»

Бетховен Л.»Лунная соната»

Григ Э. «Песня Сольвейг»

Дебюсси К. «Лунный свет»

Римский-Корсаков Н. «Море»

Сен-Санс К. «Лебедь»

Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Консультация музыкального руководителя для родителей и педагогов музыкотерапия в жизни дошкольника с картотекой игр и упражнений консультация по логопедии на тему. Музыкотерапия — лечение музыкой Рабочая программа по музыкотерапии для вуза

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

Первый механизм состоит в том, что музыкальное искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счет этого найти ее разрешение.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие “аффекта от мучительного к приносящему наслаждение”.

Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания, например, симфоническую музыку 19 столетия. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый – разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй – развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизации самочувствия.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно– коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно– психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

Читать еще:  Художественные особенности «Отцы и дети. Жанровые и композиционные особенности романа И.С

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.

На одном из занятий в ходе практики были собраны гиперактивные дети (4–5 лет), и им было предложено послушать пьесу “Мама” из “Детского альбома” П.Чайковского, сразу же состоялась беседа о характере произведения. В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения в порядке увеличения продолжительности звучания, в том числе упомянутое “Утро” Э.Грига. За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно.

Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:
Специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
Использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
Использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

При подборе произведения для слушания опираемся на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование , которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия – ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними – возникали коммуникативно – эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущественно групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Пение должно быть ориентировано на народные песни. Занимаясь 5 лет по русскому народному творчеству, мы обратили внимание, что у детей повысился интерес к русскому народному творчеству, дети стали раскрепощенные, эмоциональные, у них стали формироваться нравственно-личностные качества к произведениям русского народного творчества, его песням, танцам и хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Мы используем песни оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроем группы. Размещение группы – замкнутый круг. Ведущий поет вместе со всеми. Когда достигается определенное состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.

Для руководства этой работой требуется музыкальные знания и навыки, если воспитатель сам не музыкант, он работает совместно с музыкальным руководителем, который дает необходимые консультации.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально – хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении.

Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями , а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Терапевтическую ценность представляют ритмические, колебательные движения под музыку в три такта.

Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.

Использование музыкотерапии в режимных моментах

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/-muzykoterapija-kak-yefektivnyi-metod-ozdorovlenija-doshkolnikov-konsultacija-dlja-roditelei.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/11/05/konsultatsiya-muzykalnogo-rukovoditelya-dlya-roditeley-i-pedagogov
http://avon-rossiya.ru/konsultaciya-muzykalnogo-rukovoditelya-dlya-roditelei-i-pedagogov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector