1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Консультация для воспитателей«Ознакомления детей дошкольного возраста с разными жанрами живописи.

Консультация для воспитателей«Ознакомления детей дошкольного возраста с разными жанрами живописи.

Консультация для воспитателей на педсовете на тему: «Ознакомление дошкольников с жанрами живописи»

Подготовила: воспитатель Хвостова Татьяна Ильинична г. Серпухов МДОУ детский сад комбинированного вида № 29 «Пчёлка»

  1. Изобразительное искусство — это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции.
  2. Изобразительное искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, окружающие предметы, вызывает желание познать жизнь, вглядываясь в лица на портретах, желание делать жизнь более интересной, красивой.

Задачами образовательной области «Художественное творчество» являются:

  1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд),
  2. Развитие детского творчества,
  3. Приобщение к изобразительному искусству.

Приобщение к изобразительному искусству начинается с ознакомления с жанрами изобразительного искусства: пейзажем, натюрмортом, портретом.

3. Начинается эта работа в средней группе с ознакомления с пейзажами Левитана, Шишкина, так как пейзаж – это один из основных жанров живописи, самый популярный и наиболее доступный для детского восприятия и понимания.

Слово «пейзаж» французского происхождения (в переводе – «страна», «местность»), но давно обрусело и стало органичной частью русского языка. 4.Пейзажная живопись очень разнообразна, она изображает тихую осень и экзотические страны, маленький уютный дворик и непривычные для нас высокие горы, бурное море и обычный деревенский вид, городскую архитектуру и широкие многоплановые виды природы.

Пейзаж – жанр наиболее подходящий для передачи чувств и настроения автора. И мы, зрители, когда смотрим на пейзаж, всегда должны задумываться о том, что чувствовал художник, когда брался за кисть. 5.Главная задача, которую мы решаем в детском саду (ещё в средней группе) – научить рассматривать, анализировать, обсуждать произведения живописи (пейзажи), уметь передать свои впечатления, чувства и эмоции о увиденного.

6. Следующий жанр живописи – натюрморт, объектом изображения в котором служат, как правило, бытовые предметы: посуда, музыкальные инструменты, овощи, фрукты, вазы с цветами, мебель, иногда – часть интерьера, орудия ручного труда и т.д. 7. Предметы, которые изображены в натюрморте, могут многое рассказать зрителю – стоит только внимательно смотреть на них, и, главное на картину в целом. И, конечно же, после рассматривания натюрморта, дети высказываются о своих впечатлениях, пробуют создать свой натюрморт из предметов.

8. Знакомство с портретным жанром рекомендуется начинать после ознакомления с пейзажем и натюрмортом.

Портретная живопись – один из самых трудных жанров изобразительного искусства. Это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача передачи внешнего сходства, а отражение его психологии, внутреннего мира, характера, неповторимого облика, определение этого человека, как представителя эпохи, национальности, сословия, а также выражение художником своего отношения к изображаемому человеку. Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека. При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность ощутить себя то крестьянским мальчиком, заснувшем на природе, то неунывающим, веселым солдатом, то озорной, спешащей на маскарад дамой. Проживание и переживание многих жизней дают ребенку возможность развивать у себя умение сочувствовать другому и понимать его. 9.Познавая другого, ребенок глубже познает себя; через опыт чувств и отношений других учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Так у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляется к ним доброжелательное отношение, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость. Чем раньше мы начнем знакомить детей с разными видами живописи, тем лучше будет развиваться эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче и неординарнее станет работать его воображение и богаче окажется его творческое самовыражение. Портрет, как жанр живописи, также как и пейзаж, и натюрморт как жанр живописи доступен эстетическому восприятию ребенка уже с 4 лет, 5-ти летний ребенок и ребенок 6-7 лет уже обращает внимание на средства выразительности, ребенок в состоянии уже дать эстетическую оценку связи цвета и общего настроения картины. Художники не пишут свои картины специально для детей, поэтому подбирать их для использования в педагогическом процессе непросто.

Особенности восприятия детьми живописи позволяют определить некоторые принципы отбора:

Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные по содержанию и по средствам выразительности.

Во-вторых, художественный образ на картине по содержанию и форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их переживаний.

На первом этапе работы с детьми по ознакомлению с жанрами живописи, необходимо познакомить с каждым жанром отдельно и показать их отличия друг от друга. На следующих этапах – знакомство со средствами выразительности, умение ребенка эмоционально откликаться на художественные образы, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним; обогащать словарь эмоционально-эстетическими терминами, образными выражениями.

10. Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:

Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

11. Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

  • сообщение названия картины
  • сообщение фамилии художника
  • о чём написана картина
  • что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
  • как оно изображено (цвет, построение, расположение)
  • что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали
  • что красивого показал своим произведение художник
  • о чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?.

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

Структура рассказа-образца:

  • название картины
  • кто написал
  • о чём произведение
  • какими красками написано
  • какое в нём передано настроение
  • что особенно понравилось
  • какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.

Задачи:

  • развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
  • выделять выразительные средства,
  • формировать умения «читать» картины,
  • мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
Читать еще:  Что берут с собой на природу бывалые? Полезные советы и оригинальные идеи для пикника.

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

  • О чём картина?
  • Почему думаете так, расскажите?
  • Как бы вы назвали картину?
  • Почему именно так?
  • Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
  • Как он изобразил это в картине?
  • Какое настроение вызывает картина?
  • Отчего возникает такое настроение?
  • Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например:

а) «Что изменилось на картине между людьми. предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

б) «О чём бы раячссказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»

в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:

– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

  • Что понравилось на картине?
  • Почему она понравилась?
  • Чем она понравилась?

Задачи:

  • Формирование творческого восприятия картины.
  • Сравнение изображенного с личным опытом
  • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств

Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

– Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне?

– Что будет особенно красивым?

– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»

Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о 14. формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

Консультация для воспитателей. «Ознакомление дошкольников с различными жанрами живописи в разных возрастных группах»

Транскрипт

1 Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с различными жанрами живописи в разных возрастных группах» Процесс ознакомления дошкольников с произведениями искусства играет важную роль в гармоничном развитии личности ребенка, в приобщении его к духовным ценностям общества. А живопись занимает в этом процессе немалое место. На произведениях изобразительного искусства дети расширяют и углубляют свое познание окружающего мира, его красоты, у них развивается чувство прекрасного, формируется свое отношение к жизни. Живопись — означает «живо» и «писать», «писать жизнь», то есть полно и убедительно передавать действительность. Это один из видов изобразительного искусства, воссоздающего все богатство и многообразие окружающего мира с помощью красок. Жанры живописи Многообразие объектов, явлений, событий окружающего мира и интерес, проявляемый к ним художниками, способствовали выделению различных жанров в живописи: пейзажа, портрета, натюрморта, анималистического, мифологического, религиозного, исторического, батального, бытового, ню. В детском саду дошкольников знакомят преимущественно с четырьмя жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр. Натюрморт (от фр. nature morte мертвая природа, натура) это жанр живописи, посвящённый изображению различных предметов, вещей, объединённых в группу конкретным сюжетом (домашней утвари, музыкальных инструментов, цветов, фруктов, дичи, продуктов, атрибутов какой-либо деятельности и пр.). Именно с него лучше всего начинать ознакомление дошкольников с живописью: он понятен детям, а предметы, которые изображаются в натюрморте, им хорошо знакомые. Пейзаж (от фр. paysage, от pays местность, страна, родина) жанр живописи, изображающий природу, ландшафты, моря, панорамы местности, архитектурные сооружения, городские улочки, мосты.

2 Портрет (от фр. portrait — изображение) — жанр живописи, цель которого — изображение одного человека или группы людей. Анималистический жанр изображение зверей и птиц. Живописцы выбирают этот жанр редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детёнышей. Задачи по ознакомлению дошкольников с живописью начиная с младшего возраста определены в программах дошкольного воспитания. А общим для всех детей дошкольного возраста могут быть следующее: 1. Вызвать интерес к произведениям живописи 2. Формировать умение эмоционально откликаться на настроение художественноизобразительного образа, чувствовать красоту, понимать содержание произведения, выделять главное, передавать своё отношение к изображенному; 3. Учить различать жанры живописи (пейзаж, натюрморт, портрет; живопись бытовая, сказочная, анималистическая); 4. Познакомить детей с выразительными средствами (цвет, композиция) с помощью которых художник передаёт своё отношение к окружающему миру, внутренних переживаний, настроения, чувств. 5. Обогащать словарь понятиями изобразительной грамоты, которые дошкольники могут активно использовать в своих эстетических оценках и при анализе произведений. Задачи и содержание воспитательной работы в этом направлении усложняются с переходом из одной возрастной группы в другую. Так, в 1 младшей группе знакомство детей с художественно-выразительными образами рекомендуется начинать с рассматривания иллюстраций в детских книгах, народных игрушек, так как именно они служат первыми средствами в приобщении дошкольников к миру искусства. Задачи: — Пробуждать любознательность, интерес к иллюстрациям, формировать способность внимательно рассматривать и любоваться ими. — формировать умение понимать смысловую сторону произведения, эмоционально откликаться на увиденное. Формы работы в этом возрасте сначала индивидуальные, а затем подгрупповые. Во 2 младшей группе — начинается знакомство с книжной графикой. Детям даётся понятие о назначении иллюстрации. Их знакомят с иллюстрациями к детским книгам: Ю.А.Васнецова, В. Г. Сутеева, Е.И. Чарушина — учат видеть содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение (добрый, злой, хитрый, весёлый и пр.) и как это передал художник. Рассматривают живописные картины (натюрморт цветы, фрукты, овощи), анималистическую живопись. Задачи следующие: — формировать умение последовательно рассматривать произведение искусства;

3 — учить понимать выразительность образа и передавать свое отношение в образной речи, мимике, движении, тексте; — воспитывать желание эмоционально откликаться на настроение, переданное в произведении искусства, делиться впечатлениями по поводу воспринимаемого со взрослыми В среднем дошкольном возрасте — начинается знакомство с живописью. Дети должны узнать, что художественные картины относятся к искусству живописи, увидеть ее отличие от графики. Знакомятся с жанрами живописи: натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта); пейзаж и его виды (природа в разные сезоны, городской, морской); портрет (детский, женский, мужской, автопортрет); жанровая живопись и ее виды (о детях, о животных, о спорте, сказочный жанр). Задачи : — формировать первоначальные представления о живописи, познакомить с её жанрами; — формировать умение любоваться, всматриваться в картину, понимать содержание, настроение произведения, рассказывать о нём, видеть детали, выделять главное в содержании картины, соотносить изображенные предметы, явления с реальными — формировать эмоционально-личностное отношение детей к произведению, побуждая их к объяснению, что понравилось в картине. В старшем дошкольном возрасте — представления детей о живописи, её жанрах закрепляются и расширяются. Детям дают знания о разных видах натюрморта и пейзажа не только по их содержанию, но и по средствам выразительности: написанных в теплой, холодной гамме, передающих определенное настроение, состояние. В портретной живописи детей подводят к пониманию того, чтобы понять внутреннее состояние, настроение человека, следует внимательно рассматривать лицо, мимику, руки, позу Задачи: — расширять представления детей о жанрах живописи, её о видах; — продолжать развивать интерес к живописи, умение любоваться произведениями, внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать их; — развивать умение понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест); — развивать умение беседовать по поводу воспринятого, высказывать свое отношение; — воспитывать эстетическое и художественное восприятие детьми произведений живописи В подготовительной к школе группе детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра и вида произведений искусства Задачи: — совершенствовать умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности (ритм, цвет, форма); — развивать умение чувствовать и понимать настроение, переданное художником, характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов; — воспитывать художественный вкус, эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

Читать еще:  Ведущий программы утилизатор. Телеведущий шоу «Утилизатор» Юрий Сидоренко о «ржавых банках», любви к Ferrari и полицейской погоне с автоматами

4 Предварительная работа Большое значение в работе по ознакомлению дошкольников с живописью имеет предварительная работа — накопление эмоционального, визуального, бытового опыта и использование его на занятии. С этой целью организуются: — экскурсии в природу, — различные наблюдения, — дидактические, сенсорные игры, — рассматривание иллюстраций в книгах, — просмотры презентаций, видеофильмов, — прослушивание музыкальных произведений. — чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме живописного произведения. Предварительная работа так же включает задания и игровые упражнения: — по обогащению и активизации словаря, — развитию выразительности речи, — формированию монологической речи, (см. приложение) То есть комплексное воздействие разных видов деятельности, которые помогают глубже вникнуть в замысел произведения, понять настроение и художественный образ картины. Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью Для более успешного ознакомления детей с произведениями живописи рекомендуются следующие методы и приемы: Прием пояснения — применяется при первых беседах для уточнения представления детей о картине, помогает уточнить ответы детей. Используется в случае, когда дети затрудняются с ответом. Сравнение повышает мыслительную активность детей Акцентирование деталей раскрывает выразительность части картины, усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. (закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части). Прием оживления детских эмоций — способствует оживлению у детей ранее пережитых эмоций в процессе восприятия картины (выразительное чтение или прослушивание музыкального произведения). Прием «вхождения» в картину — помогает лучше понять замысел художника, учит сопереживанию и будит детское воображение. (детям предлагается представить себя на изображаемом месте) Прием музыкального сопровождения — усиливает эмоциональное воздействие на восприятие изобразительного образа. Используется как перед восприятием картины, так и во время ее рассматривания. Музыка является фоном для рассказа воспитателя или детей об изображенном. Музыкальный образ должен соответствовать изобразительному. Игровые приёмы — это использование при ознакомлении детей с искусством различных:

5 — игр-путешествий («Путешествие в город мастеров»), — организационно-игровых, настольно-печатных игр («Изобразительное лото»), — словесных игр по типу «Отгадай-ка» (см. приложение) К числу наиболее эффективных методических приемов, можно отнести следующее: — беседа по картине по вопросам; Вопросы помогают осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» и т. д. Обучая детей выделять главное в картине, им предлагают придумать и название к ней. — беседа о художнике (в качестве наглядности используется портрет художника, его картины) — искусствоведческий рассказ, Он должен включать в себя рассказ о деятельности художников, о мастерской, об изобразительных материалах и т.д. Здесь используется специальная искусствоведческая терминология. — рассказ воспитателя о картине (используется на самых ранних этапах обучения); — план-образец анализа картины (приём на закрепление); — использование при восприятии произведений искусства стихов, прозы, музыки; — создание детьми собственной картины по названию её художником; — рассказ о характере персонажа или образа (используется до занятия); — составление творческого рассказа образного содержания, который предполагает личностное участие детей в картине. Должны включать в себя сравнения, метафоры, образные выражения, строки из стихов. — описание предшествующих и последующих картине событий, что способствует развитию воображения, фантазии. — рассказ об увиденном с закрытыми глазами развивает образную память детей (используется, если у детей уже имеется навык восприятия картины). — приём коллективного обсуждения произведений искусства, предполагающий построение занятия в дискуссионном плане. При этом формируются навыки общения, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать её. При анализе произведений различных жанров живописи и графики можно использовать определенные схемы (см приложение). Формы ознакомительной работы Наиболее эффективными формами ознакомления детей с искусством являются: — экскурсия в музей или на выставку, где дети имеют возможность непосредственно увидеть подлинники шедевров мировой живописи. Такие экскурсии оказывают на них большое эмоциональное воздействие. — организация просмотра и обсуждение выставок. Выставки организуются в детском саду в группе или им выделяется определённое место: коридоры, зал, мини-музей детского сада. Выставки проводятся перед занятиями или после них, на которых детей знакомят с определённым видом искусства.

6 С детьми младшего и среднего возраста сначала изучается произведение одного художника, со второй половины года организуются выставки, где дети могут сравнивать несколько произведений этого художника, а так же увидеть работы других художников. Основной формой ознакомления детей с живописью являются специально организованные занятия, которые имеют следующие разновидности: Занятие виртуальная экскурсия. Специфика заключается в том, что дети посещают не реальную выставку, а виртуальную, подготовленную с помощью технических средств обучения (слайд-шоу, видеофильма, слайдов). Разрабатывая виртуальные экскурсии, педагог подбирает произведения искусства, которые наилучшим образом раскрывают запланированную тему. Они позволяют включить репродукции полотен разных авторов, размещенных в музеях мира и частных коллекциях. Занятие-беседа с использованием репродукций. Дети имеют возможность непосредственно созерцать репродукцию, а не опосредованно через экран, соответственно они могут подойти к ней поближе, рассмотреть ее, потрогать. Репродукцию можно на какое-то время оставить в группе, чтобы дошкольники могли самостоятельно рассматривать произведение, открывая для себя какие-то новые стороны, а потом делиться своими наблюдениями с другими детьми и педагогом. Занятие-беседа может быть: — самостоятельной формой педагогического процесса, когда педагог продумывает ход беседы, вопросы и предполагаемые ответы, проблемные ситуации, активизирующие детей; — составной частью другого занятия, например, по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности или развитию речи. В этом случае происходит интеграция нескольких видов деятельности, образовательных областей; — формой организации свободной деятельности детей, и тогда понятие «занятие» становится условным. Занятие-развлечение позволяет в игровой форме изучать специфику художественноизобразительных образов живописи. Его лучше использовать для закрепления материала, когда у детей есть определенный опыт анализа живописных произведений. Занятия по ознакомлению с произведениями искусства проводятся 1-2 раза в месяц за счёт занятий по лепке, рисованию, аппликации. Структура занятия может быть различной: (см приложение) Таким образом, единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах образовательной деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

Консультация «Ознакомление дошкольников с живописью»

Анжела Самсонова
Консультация «Ознакомление дошкольников с живописью»

Ни для кого не секрет, что основы духовных ценностей закладываются с раннего возраста. Важным средством формирования духовного мира детей является искусство. Тонкий ценитель искусства Блок А. А. говорил: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети». Воспитание творческого восприятия пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром.

Познание детьми произведений изобразительного искусства позволяет не только воспитывать любовь и интерес к живописи, но и:

— формировать основы мировоззрения — например, при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам деятельности человека, отношениям его в процессе труда, к ценностям.

— развивать речь — так, описывая произведения искусства широко используются средства поэтического языка (метафоры, эпитеты и др., специфические изобразительные термины, которые вводятся в пассивный и активный словарь ребенка. Развивается связная и монологическая речь.

Читать еще:  Композиция войны и мира краткое содержание. Сюжетно-композиционные особенности романа-эпопеи Л.Н

— развивать мышление — рассматривая и осмысливая произведения дети учатся делать обобщения на основе анализа, синтеза, учатся делать выводы, формировать свои собственные суждения и умозаключения.

— формировать нравственное сознание — дети обогащают свой нравственный опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносят воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношения между людьми в реальные жизненные ситуации.

— развивать эстетические чувства — видеть и чувствовать красоту природы, окружающего мира, человеческих поступков и взаимоотношений, которые проявляются сначала в эмоциях и речевой реакции детей на произведения искусства, затем в их собственной деятельности.

С чего же начать приобщение детей к живописи?

А с того, с чего начинают и наши дети. С удивления, восторга и восхищения перед полотном в музее, перед репродукцией картины дома или в детском саду, той красотой, которую открыл для нас художник, мимо чего мы прошли мимо и не заметили, а он заставил остановится и задуматься, откликнуться душой, чтобы мы радовались и дарили эту радость нашим детям. А после того как вы выразили свое чувство, высказали свои мысли, оценки, суждения, ведите ребенка дальше за собой, пусть он увидит красоту вашими глазами, примет в свое маленькое сердце то, что любите и понимаете вы. Через оценки взрослого, его эстетический вкус начинается формирование собственного отношения ребенка к произведениям искусств

Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

Влияние искусства на формирование и развитие человека очень велико. Во-первых, оно вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря средствам выразительности, используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться (музыка, поэзия, вглядываться (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура и др.). Во-вторых, искусство несёт радость познания, открытия, знакомит с окружающим миром, его богатством и разнообразием, позволяет увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему человек давно привык.

Но человек может остаться равнодушным к искусству, если его с детства не приобщали к прекрасному. Поэтому знакомить детей с миром искусства надо как можно раньше, начиная с детского сада. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, Родине, узнают много нового о прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Чрезвычайно важно именно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, помочь познать этот мир через произведения искусства, которые будут одновременно и развивать, и воспитывать. Выделяется народное, профессиональное и самодеятельное искусство.

Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всём его многообразии.

Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, понятна, доступна детям, оказывает на них огромное воспитательное значение. Иллюстрация, как своеобразный вид искусства, тесно связана с книгой. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Детей необходимо познакомить с такими художниками-иллюстраторами как Ю. Васнецов, Е. Рачёв, Е. Чарушин и др. Детей 4-5 лет необходимо ввести в мир условных, графических образов, объяснить и показать, как одни и те же предметы по разному изображают художники.

Живопись, как один из видов искусства, воссоздает все многообразие и богатство мира. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картин, но и придумывать предшествующие и последующие события. Дети знакомятся с разными жанрами живописи: портретом, пейзажем, натюрмортом, сюжетной картиной.

Ни один другой жанр живописи не раскрывает человека так, как это делает портрет. Художник показывает внутренний мир человека, подчеркивает самое существенное в нем. При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком, и бравым солдатом, и озорной девчонкой. Способность поставить себя на место другого, испытать радость удивления или огорчения порождает чувство сопричастности, заинтересованности, освобождает ребенка от замкнутости. Познавая другого, малыш глубже познает и себя, опытом ощущения и отношения других людей может корректировать, уточнять свои эмоции и чувства, развивать свое умение понимать окружающих, проявляя доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткости и заботу. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к истории и культуре общества, приобретает знания о быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Еще один жанр живописи, с которым знакомятся дети – это пейзаж. Пейзажисты всего мира стремились передать на холсте все многообразие природы. Художники рассказывают нам о знакомых, много раз виденных лесах, реках, полях, но вносят свое отношение, свое видение, свой образ природы. И Левитан, И. Шишкин, К. Коровин — певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу, как источник прекрасного в жизни человека. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, а поэтические образы, сравнения, метафоры помогают понять картину, углубить ее содержание.

Натюрморт, как и пейзаж, привлекает ребенка, вызывает интерес к изображению предметов, составлению композиции, подбору фона, интересных цветовых сочетаний.

По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картины бытового жанра. Сюжетная картина привлекает детей интересным и увлекательным содержанием. Например, как легко и радостно заниматься зарядкой (Т. Яблонская «Утро», какие радостные лица и безудержное веселье при взятии снежного городка в картине В. Сурикова, как А. Пластов изобразил радостное состояние детей при появлении первого снега.

Для закрепления знаний детей о жанрах живописи можно использовать разнообразные дидактические игры: «Найди недостаток в портрете», «Составь натюрморт», «Найди картину автора», «Художники-реставраторы» и др.

Для полноценного развития и приобщения детей к искусству необходимо организовывать посещение музеев, выставок, концертов, спектаклей, проводить экскурсии к памятникам, на природу, к интересным архитектурным сооружениям.

Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому – это искусство видеть мир. Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать, больше замечать. Таким образом, искусство является особой формой познания и воспитания ребенка.

«Ознакомление дошкольников с миром природы» «Ознакомление до школьников с миром природы» Подготовили: Воспитатели гр. «Солнышко» Энгелько Е. А., Духина А. Г. Ст. воспитатель:.

Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Дата проведения: 11.03.2019г. ФГОС дошкольного образования.

Презентация «Ознакомление дошкольников с профессиями» В системе дошкольного образования педагоги стараются найти все более эффективные способы обучения детей и все чаще используются современные.

Экологическое воспитание дошкольников. Ознакомление с насекомыми Мир природы вокруг нас (насекомые) Экологическое воспитание дошкольников Рябова Елена Николаевна Воспитатель «Мир, окружающий ребенка,.

Ознакомление дошкольников с неживой природой Работа с детьми среднего возраста осенью. Используя теплую погоду во время прогулок в сентябре, воспитатели организуют игры с песком во.

Ознакомление дошкольников с Олимпийскими играми Спорт становится средством воспитания тогда, когда он — любимое занятие каждого В. А. Сухомлинский Олимпийское движение — важная часть.

Ознакомление старших дошкольников с миром природы Ознакомление старших дошкольников с миром природы В старшем дошкольном возрасте мы ставим перед собой следующие цели и задачи: расширять.

Ознакомление старших дошкольников с пейзажной живописью Воспитатель ИЗО МБДОУ№ 51 : Леснюк С. В. г. Невинномысск. Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует определённых.

Ознакомление дошкольников с трудовой деятельностью взрослых ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЗРОСЛЫХ В XXI веке огромное количество профессий. Большинство детей школьного возраста.

Источники:

http://doshkolnik.ru/risovanie/20864.html
http://docplayer.ru/58041350-Konsultaciya-dlya-vospitateley-oznakomlenie-doshkolnikov-s-razlichnymi-zhanrami-zhivopisi-v-raznyh-vozrastnyh-gruppah.html
http://www.maam.ru/detskijsad/-oznakomlenie-doshkolnikov-s-zhivopisyu.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector