Консультация для воспитателей«Ознакомления детей дошкольного возраста с разными жанрами живописи. Традиционные детские техники рисования

Консультация для воспитателей«Ознакомления детей дошкольного возраста с разными жанрами живописи. Традиционные детские техники рисования

Консультация для воспитателей«Ознакомления детей дошкольного возраста с разными жанрами живописи. Традиционные детские техники рисования

Консультация для воспитателей на педсовете на тему: «Ознакомление дошкольников с жанрами живописи»

Подготовила: воспитатель Хвостова Татьяна Ильинична г. Серпухов МДОУ детский сад комбинированного вида № 29 «Пчёлка»

  1. Изобразительное искусство — это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции.
  2. Изобразительное искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, окружающие предметы, вызывает желание познать жизнь, вглядываясь в лица на портретах, желание делать жизнь более интересной, красивой.

Задачами образовательной области «Художественное творчество» являются:

  1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд),
  2. Развитие детского творчества,
  3. Приобщение к изобразительному искусству.

Приобщение к изобразительному искусству начинается с ознакомления с жанрами изобразительного искусства: пейзажем, натюрмортом, портретом.

3. Начинается эта работа в средней группе с ознакомления с пейзажами Левитана, Шишкина, так как пейзаж – это один из основных жанров живописи, самый популярный и наиболее доступный для детского восприятия и понимания.

Слово «пейзаж» французского происхождения (в переводе – «страна», «местность»), но давно обрусело и стало органичной частью русского языка. 4.Пейзажная живопись очень разнообразна, она изображает тихую осень и экзотические страны, маленький уютный дворик и непривычные для нас высокие горы, бурное море и обычный деревенский вид, городскую архитектуру и широкие многоплановые виды природы.

Пейзаж – жанр наиболее подходящий для передачи чувств и настроения автора. И мы, зрители, когда смотрим на пейзаж, всегда должны задумываться о том, что чувствовал художник, когда брался за кисть. 5.Главная задача, которую мы решаем в детском саду (ещё в средней группе) – научить рассматривать, анализировать, обсуждать произведения живописи (пейзажи), уметь передать свои впечатления, чувства и эмоции о увиденного.

6. Следующий жанр живописи – натюрморт, объектом изображения в котором служат, как правило, бытовые предметы: посуда, музыкальные инструменты, овощи, фрукты, вазы с цветами, мебель, иногда – часть интерьера, орудия ручного труда и т.д. 7. Предметы, которые изображены в натюрморте, могут многое рассказать зрителю – стоит только внимательно смотреть на них, и, главное на картину в целом. И, конечно же, после рассматривания натюрморта, дети высказываются о своих впечатлениях, пробуют создать свой натюрморт из предметов.

8. Знакомство с портретным жанром рекомендуется начинать после ознакомления с пейзажем и натюрмортом.

Портретная живопись – один из самых трудных жанров изобразительного искусства. Это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача передачи внешнего сходства, а отражение его психологии, внутреннего мира, характера, неповторимого облика, определение этого человека, как представителя эпохи, национальности, сословия, а также выражение художником своего отношения к изображаемому человеку. Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека. При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность ощутить себя то крестьянским мальчиком, заснувшем на природе, то неунывающим, веселым солдатом, то озорной, спешащей на маскарад дамой. Проживание и переживание многих жизней дают ребенку возможность развивать у себя умение сочувствовать другому и понимать его. 9.Познавая другого, ребенок глубже познает себя; через опыт чувств и отношений других учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Так у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляется к ним доброжелательное отношение, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость. Чем раньше мы начнем знакомить детей с разными видами живописи, тем лучше будет развиваться эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче и неординарнее станет работать его воображение и богаче окажется его творческое самовыражение. Портрет, как жанр живописи, также как и пейзаж, и натюрморт как жанр живописи доступен эстетическому восприятию ребенка уже с 4 лет, 5-ти летний ребенок и ребенок 6-7 лет уже обращает внимание на средства выразительности, ребенок в состоянии уже дать эстетическую оценку связи цвета и общего настроения картины. Художники не пишут свои картины специально для детей, поэтому подбирать их для использования в педагогическом процессе непросто.

Особенности восприятия детьми живописи позволяют определить некоторые принципы отбора:

Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные по содержанию и по средствам выразительности.

Во-вторых, художественный образ на картине по содержанию и форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их переживаний.

На первом этапе работы с детьми по ознакомлению с жанрами живописи, необходимо познакомить с каждым жанром отдельно и показать их отличия друг от друга. На следующих этапах – знакомство со средствами выразительности, умение ребенка эмоционально откликаться на художественные образы, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним; обогащать словарь эмоционально-эстетическими терминами, образными выражениями.

10. Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:

Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

11. Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

  • сообщение названия картины
  • сообщение фамилии художника
  • о чём написана картина
  • что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
  • как оно изображено (цвет, построение, расположение)
  • что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали
  • что красивого показал своим произведение художник
  • о чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?.

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

Структура рассказа-образца:

  • название картины
  • кто написал
  • о чём произведение
  • какими красками написано
  • какое в нём передано настроение
  • что особенно понравилось
  • какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.

Задачи:

  • развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
  • выделять выразительные средства,
  • формировать умения «читать» картины,
  • мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
Читать еще:  Как вяжется узор паучки спицами. Узор «Паучки» спицами — учимся вязать и оформлять изделия

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

  • О чём картина?
  • Почему думаете так, расскажите?
  • Как бы вы назвали картину?
  • Почему именно так?
  • Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
  • Как он изобразил это в картине?
  • Какое настроение вызывает картина?
  • Отчего возникает такое настроение?
  • Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например:

а) «Что изменилось на картине между людьми. предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

б) «О чём бы раячссказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»

в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:

– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

  • Что понравилось на картине?
  • Почему она понравилась?
  • Чем она понравилась?

Задачи:

  • Формирование творческого восприятия картины.
  • Сравнение изображенного с личным опытом
  • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств

Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

– Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне?

– Что будет особенно красивым?

– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»

Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о 14. формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

Консультация для воспитателей. «Ознакомление дошкольников с различными жанрами живописи в разных возрастных группах»

Транскрипт

1 Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с различными жанрами живописи в разных возрастных группах» Процесс ознакомления дошкольников с произведениями искусства играет важную роль в гармоничном развитии личности ребенка, в приобщении его к духовным ценностям общества. А живопись занимает в этом процессе немалое место. На произведениях изобразительного искусства дети расширяют и углубляют свое познание окружающего мира, его красоты, у них развивается чувство прекрасного, формируется свое отношение к жизни. Живопись – означает «живо» и «писать», «писать жизнь», то есть полно и убедительно передавать действительность. Это один из видов изобразительного искусства, воссоздающего все богатство и многообразие окружающего мира с помощью красок. Жанры живописи Многообразие объектов, явлений, событий окружающего мира и интерес, проявляемый к ним художниками, способствовали выделению различных жанров в живописи: пейзажа, портрета, натюрморта, анималистического, мифологического, религиозного, исторического, батального, бытового, ню. В детском саду дошкольников знакомят преимущественно с четырьмя жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр. Натюрморт (от фр. nature morte мертвая природа, натура) это жанр живописи, посвящённый изображению различных предметов, вещей, объединённых в группу конкретным сюжетом (домашней утвари, музыкальных инструментов, цветов, фруктов, дичи, продуктов, атрибутов какой-либо деятельности и пр.). Именно с него лучше всего начинать ознакомление дошкольников с живописью: он понятен детям, а предметы, которые изображаются в натюрморте, им хорошо знакомые. Пейзаж (от фр. paysage, от pays местность, страна, родина) жанр живописи, изображающий природу, ландшафты, моря, панорамы местности, архитектурные сооружения, городские улочки, мосты.

2 Портрет (от фр. portrait – изображение) – жанр живописи, цель которого – изображение одного человека или группы людей. Анималистический жанр изображение зверей и птиц. Живописцы выбирают этот жанр редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детёнышей. Задачи по ознакомлению дошкольников с живописью начиная с младшего возраста определены в программах дошкольного воспитания. А общим для всех детей дошкольного возраста могут быть следующее: 1. Вызвать интерес к произведениям живописи 2. Формировать умение эмоционально откликаться на настроение художественноизобразительного образа, чувствовать красоту, понимать содержание произведения, выделять главное, передавать своё отношение к изображенному; 3. Учить различать жанры живописи (пейзаж, натюрморт, портрет; живопись бытовая, сказочная, анималистическая); 4. Познакомить детей с выразительными средствами (цвет, композиция) с помощью которых художник передаёт своё отношение к окружающему миру, внутренних переживаний, настроения, чувств. 5. Обогащать словарь понятиями изобразительной грамоты, которые дошкольники могут активно использовать в своих эстетических оценках и при анализе произведений. Задачи и содержание воспитательной работы в этом направлении усложняются с переходом из одной возрастной группы в другую. Так, в 1 младшей группе знакомство детей с художественно-выразительными образами рекомендуется начинать с рассматривания иллюстраций в детских книгах, народных игрушек, так как именно они служат первыми средствами в приобщении дошкольников к миру искусства. Задачи: – Пробуждать любознательность, интерес к иллюстрациям, формировать способность внимательно рассматривать и любоваться ими. – формировать умение понимать смысловую сторону произведения, эмоционально откликаться на увиденное. Формы работы в этом возрасте сначала индивидуальные, а затем подгрупповые. Во 2 младшей группе – начинается знакомство с книжной графикой. Детям даётся понятие о назначении иллюстрации. Их знакомят с иллюстрациями к детским книгам: Ю.А.Васнецова, В. Г. Сутеева, Е.И. Чарушина – учат видеть содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение (добрый, злой, хитрый, весёлый и пр.) и как это передал художник. Рассматривают живописные картины (натюрморт цветы, фрукты, овощи), анималистическую живопись. Задачи следующие: – формировать умение последовательно рассматривать произведение искусства;

3 – учить понимать выразительность образа и передавать свое отношение в образной речи, мимике, движении, тексте; – воспитывать желание эмоционально откликаться на настроение, переданное в произведении искусства, делиться впечатлениями по поводу воспринимаемого со взрослыми В среднем дошкольном возрасте – начинается знакомство с живописью. Дети должны узнать, что художественные картины относятся к искусству живописи, увидеть ее отличие от графики. Знакомятся с жанрами живописи: натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта); пейзаж и его виды (природа в разные сезоны, городской, морской); портрет (детский, женский, мужской, автопортрет); жанровая живопись и ее виды (о детях, о животных, о спорте, сказочный жанр). Задачи : – формировать первоначальные представления о живописи, познакомить с её жанрами; – формировать умение любоваться, всматриваться в картину, понимать содержание, настроение произведения, рассказывать о нём, видеть детали, выделять главное в содержании картины, соотносить изображенные предметы, явления с реальными – формировать эмоционально-личностное отношение детей к произведению, побуждая их к объяснению, что понравилось в картине. В старшем дошкольном возрасте – представления детей о живописи, её жанрах закрепляются и расширяются. Детям дают знания о разных видах натюрморта и пейзажа не только по их содержанию, но и по средствам выразительности: написанных в теплой, холодной гамме, передающих определенное настроение, состояние. В портретной живописи детей подводят к пониманию того, чтобы понять внутреннее состояние, настроение человека, следует внимательно рассматривать лицо, мимику, руки, позу Задачи: – расширять представления детей о жанрах живописи, её о видах; – продолжать развивать интерес к живописи, умение любоваться произведениями, внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать их; – развивать умение понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест); – развивать умение беседовать по поводу воспринятого, высказывать свое отношение; – воспитывать эстетическое и художественное восприятие детьми произведений живописи В подготовительной к школе группе детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра и вида произведений искусства Задачи: – совершенствовать умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности (ритм, цвет, форма); – развивать умение чувствовать и понимать настроение, переданное художником, характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов; – воспитывать художественный вкус, эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

Читать еще:  Чем отличаются портреты музыкальные и литературные. Методическая разработка по музыке на тему: Портрет в музыке

4 Предварительная работа Большое значение в работе по ознакомлению дошкольников с живописью имеет предварительная работа – накопление эмоционального, визуального, бытового опыта и использование его на занятии. С этой целью организуются: – экскурсии в природу, – различные наблюдения, – дидактические, сенсорные игры, – рассматривание иллюстраций в книгах, – просмотры презентаций, видеофильмов, – прослушивание музыкальных произведений. – чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме живописного произведения. Предварительная работа так же включает задания и игровые упражнения: – по обогащению и активизации словаря, – развитию выразительности речи, – формированию монологической речи, (см. приложение) То есть комплексное воздействие разных видов деятельности, которые помогают глубже вникнуть в замысел произведения, понять настроение и художественный образ картины. Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью Для более успешного ознакомления детей с произведениями живописи рекомендуются следующие методы и приемы: Прием пояснения – применяется при первых беседах для уточнения представления детей о картине, помогает уточнить ответы детей. Используется в случае, когда дети затрудняются с ответом. Сравнение повышает мыслительную активность детей Акцентирование деталей раскрывает выразительность части картины, усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. (закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части). Прием оживления детских эмоций – способствует оживлению у детей ранее пережитых эмоций в процессе восприятия картины (выразительное чтение или прослушивание музыкального произведения). Прием «вхождения» в картину – помогает лучше понять замысел художника, учит сопереживанию и будит детское воображение. (детям предлагается представить себя на изображаемом месте) Прием музыкального сопровождения – усиливает эмоциональное воздействие на восприятие изобразительного образа. Используется как перед восприятием картины, так и во время ее рассматривания. Музыка является фоном для рассказа воспитателя или детей об изображенном. Музыкальный образ должен соответствовать изобразительному. Игровые приёмы – это использование при ознакомлении детей с искусством различных:

5 – игр-путешествий («Путешествие в город мастеров»), – организационно-игровых, настольно-печатных игр («Изобразительное лото»), – словесных игр по типу «Отгадай-ка» (см. приложение) К числу наиболее эффективных методических приемов, можно отнести следующее: – беседа по картине по вопросам; Вопросы помогают осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» и т. д. Обучая детей выделять главное в картине, им предлагают придумать и название к ней. – беседа о художнике (в качестве наглядности используется портрет художника, его картины) – искусствоведческий рассказ, Он должен включать в себя рассказ о деятельности художников, о мастерской, об изобразительных материалах и т.д. Здесь используется специальная искусствоведческая терминология. – рассказ воспитателя о картине (используется на самых ранних этапах обучения); – план-образец анализа картины (приём на закрепление); – использование при восприятии произведений искусства стихов, прозы, музыки; – создание детьми собственной картины по названию её художником; – рассказ о характере персонажа или образа (используется до занятия); – составление творческого рассказа образного содержания, который предполагает личностное участие детей в картине. Должны включать в себя сравнения, метафоры, образные выражения, строки из стихов. – описание предшествующих и последующих картине событий, что способствует развитию воображения, фантазии. – рассказ об увиденном с закрытыми глазами развивает образную память детей (используется, если у детей уже имеется навык восприятия картины). – приём коллективного обсуждения произведений искусства, предполагающий построение занятия в дискуссионном плане. При этом формируются навыки общения, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать её. При анализе произведений различных жанров живописи и графики можно использовать определенные схемы (см приложение). Формы ознакомительной работы Наиболее эффективными формами ознакомления детей с искусством являются: – экскурсия в музей или на выставку, где дети имеют возможность непосредственно увидеть подлинники шедевров мировой живописи. Такие экскурсии оказывают на них большое эмоциональное воздействие. – организация просмотра и обсуждение выставок. Выставки организуются в детском саду в группе или им выделяется определённое место: коридоры, зал, мини-музей детского сада. Выставки проводятся перед занятиями или после них, на которых детей знакомят с определённым видом искусства.

6 С детьми младшего и среднего возраста сначала изучается произведение одного художника, со второй половины года организуются выставки, где дети могут сравнивать несколько произведений этого художника, а так же увидеть работы других художников. Основной формой ознакомления детей с живописью являются специально организованные занятия, которые имеют следующие разновидности: Занятие виртуальная экскурсия. Специфика заключается в том, что дети посещают не реальную выставку, а виртуальную, подготовленную с помощью технических средств обучения (слайд-шоу, видеофильма, слайдов). Разрабатывая виртуальные экскурсии, педагог подбирает произведения искусства, которые наилучшим образом раскрывают запланированную тему. Они позволяют включить репродукции полотен разных авторов, размещенных в музеях мира и частных коллекциях. Занятие-беседа с использованием репродукций. Дети имеют возможность непосредственно созерцать репродукцию, а не опосредованно через экран, соответственно они могут подойти к ней поближе, рассмотреть ее, потрогать. Репродукцию можно на какое-то время оставить в группе, чтобы дошкольники могли самостоятельно рассматривать произведение, открывая для себя какие-то новые стороны, а потом делиться своими наблюдениями с другими детьми и педагогом. Занятие-беседа может быть: – самостоятельной формой педагогического процесса, когда педагог продумывает ход беседы, вопросы и предполагаемые ответы, проблемные ситуации, активизирующие детей; – составной частью другого занятия, например, по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности или развитию речи. В этом случае происходит интеграция нескольких видов деятельности, образовательных областей; – формой организации свободной деятельности детей, и тогда понятие «занятие» становится условным. Занятие-развлечение позволяет в игровой форме изучать специфику художественноизобразительных образов живописи. Его лучше использовать для закрепления материала, когда у детей есть определенный опыт анализа живописных произведений. Занятия по ознакомлению с произведениями искусства проводятся 1-2 раза в месяц за счёт занятий по лепке, рисованию, аппликации. Структура занятия может быть различной: (см приложение) Таким образом, единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах образовательной деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

Ознакомление старших дошкольников с жанрами живописи

Татьяна Давыдова
Ознакомление старших дошкольников с жанрами живописи

«Немного об искусствах или…

Входя в страну искусств»

Ознакомление с искусством детей старшего дошкольного возраста

• Формировать представления детей о жанрах изобразительного искусства – портрет, пейзаж, натюрморт.

• Формировать эмоциональную и эстетическую отзывчивость на произведения, вызвать собственные ассоциации.

• Воспитывать желание посещать музеи.

мультимедийная презентация «Жанры живописи»;

дидактические игры: «Составь натюрморт»; «Собери пейзаж»; «Найди лишнее»; «Определи и найди жанр портрета»; «Маска-настроение»; «Шапка-невидимка»; «Узнай по силуэту»; «Что напутал художник».

Читать еще:  Представители реализма в русской литературе 19 века. Писатели-реалисты XIX века и их критический реализм

Мне в руки попала очень интересная работа. Я думаю, что это очень старый холст, потому что некоторые участки совсем стерлись. Давайте ее дорисуем, восстановим. Смотрите, здесь есть подсказки: натюрморт с фруктами, лесной пейзаж, портрет друга. Сколько непонятных слов. Почему нельзя было просто написать: лес, друг, фрукты? А вам, ребята, знакомы эти слова? Нет?

Тогда обратимся за помощью к новейшей технике. Хотите отправиться в путешествие. Сегодня мы отправимся в Страну искусств.

Воспитатель включает видеофильм. Парадная лестница. Приветствие.

Поднимайтесь вместе со мной по широкой, красивой лестнице. Сколько много ступенек. Мы – в стране Искусств.

Уважаемые посетители! Мы рады приветствовать вас в стране Искусств! Приглашаем вас на виртуальную экскурсию «Жанры живописи». Приятного просмотра!

Просмотр натюрмортов. И. Репин «Яблоки и листья»; Хруцкий «Цветы и плоды».

В какое интересное место мы попали. Какие красивые вещи и предметы нарисованы на этих картинах. Все они разные. Но что-то их объединяет. Давайте посмотрим, что изображено на каждой из них? (перечисления). Как одним словом назвать цветы, плоды, посуду? (предметы) Картины, на которых нарисованы предметы, называются натюрморты. Теперь мы представляем, что нужно нарисовать на этом участке старого холста.

Игра «Составь натюрморт»

Давайте сами попробуем составить натюрморт из этих красивых предметов. У нас будет команда девочек и команда мальчиков. Предметы надо расположить красиво. (Дети выполняют задание сидя на ковре) А я, тем временем, оживлю картины. Молодцы! Отлично справились с заданием. Что у нас получилось? (натюрморт) Придумайте название своему натюрморту.

А компьютер ведет нас дальше по стране Искусств.

Просмотр пейзажей. Грабарь «Февральская лазурь»; Саврасов «Грачи прилетели»; Левитан «Весна. Большая вода».

Некоторые из этих картин мне знакомы. Вчера нашему детскому саду подарили одну из них. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, какую картину нам подарили. На этой картине художник любуется березами. Береза, которая стоит пред нами на переднем плане, кажется огромной, могучей. Она выглядит величаво, даже не умещается на полотне. Ее великолепные ветви устремлены вверх, они словно приветствуют утро. Под лучами солнца загорелись рыжевато-красными красками обледеневшие прошлогодние листья. Рыхлый снег в его лучах стал розоватым, с глубокими синими тенями берез. Небо ясное, чисто, с яркой бездонной синью в вышине. Это праздник лазоревого неба! А если бы у вас была возможность получить в подарок какую-либо картину, какую бы вы выбрали? (Я выбрал бы картину на которой нарисовано)

Смотрите, как интересно. На всех этих картинах нарисовано небо, деревья, трава, луга, поля, леса, реки. Как одним словом назвать все это? (природа) Картины, на которых нарисована природа, называются пейзаж.

Игра «Найди лишнее»

Посмотрите на этот пейзаж. Нет ли здесь лишних деталей, не характерных жанру пейзажа. Объясните, почему они лишние (потому что пейзаж – это картины о природе).

Игра «Собери пейзаж»

Ох, рассыпалась мозаика. Не могли бы вы мне помочь собрать пейзаж? (Дети выполняют задание в командах, сидя на ковре). А я дорисую картину. Вот какой у меня получился пейзаж. А что у вас получилось? Молодцы! Шагаем дальше.

Просмотр портретов. Аргунов «Портрет крестьянки»; Репин «Стрекоза»; Серов «Мика Морозов»

Если видишь, что с картины

смотрит кто-нибудь на нас:

или принц в плаще старинном,

или в робе верхолаз,

Летчик, или балерина,

Или Колька – твой сосед

Игра «Найди и определи жанр портрета»

У каждой команды есть репродукции картин. Найди среди них портреты и сделайте красивую выставку. По каким признакам вы определили что это портрет? (нарисован человек)

Таким образом, если на картине нарисован человек – это…. (портрет)

Как известно, у человека бывает разное настроение: радостное, смешливое, спокойное, грустное. Изучите внимательно маски-настроения, и определите, какие маски больше всего подходят к вашим репродукциям, вашим портретам. (Дети выполняют задание). А я, тем временем, оживлю вот этот участок холста, где должен быть портрет. (проверяем задание)

Просмотр репродукций картин художников-анималистов.

Что изображено на этих картинах? Как назвать одним словом? Художники, которые рисуют животных, называются анималистами. А жанр – анималистическим, от слова «анимал», что означает животное. Он является самым древним. Первобытные люди оставляли на стенах древних пещер красочные рисунки животных. А теперь попробуйте узнать животное по силуэту.

Ребята, мы давно уже с вами шагаем по стране Искусств. Познакомились с натюрмортом, пейзажем, портретом, анималистическим жанром. А теперь догадайтесь по моим губам, какой жанр живописи я вам назову? (анималистический)

Просмотр репродукций картин сказочно-былинного жанра. Васнецов «Аленушка»; «Иван-царевич на сером волке»; Врубель «Царевна-лебедь»

Посмотрите, где мы оказались на этот раз. Этот жанр самый близкий и знакомый вам. Он знакомит нас с персонажами сказок и былин. Назовите сказочного персонажа, который изображен на картине в центре, слева, справа. Как называется этот жанр, в котором работают эти художники? (сказочно-былинный)

Посмотрите на головные уборы сказочных персонажей. Вспомните, кто скрывается под ними. Нарисуйте их. Это домашнее задание.

Уважаемые посетители! Виртуальная экскурсия «Жанры живописи» подошла к концу. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Вот так, шагая по стране Искусств, мы познакомились с разными жанрами. И смогли восстановить старый холст. Посмотрите, ребята, какие жанры перемешались в одной картине (портрет, пейзаж, натюрморт). Жанров живописи очень много. И все их запомнить сразу трудно. А мы и не будем торопиться. Мы каждому жанру посвятим отдельное занятие.

Я уверена, что теперь у вас появилось желание пойти в настоящий музей, не виртуальный, в настоящую картинную галерею нашего родного города, где вы полюбуетесь картинами вместе с мамой и папой.

Музыкально-дидактическая игра-средство ознакомления детей с жанрами музыкального искусства Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой.

Ознакомление старших дошкольников с историей развития видов спорта и Олимпийских игр Методическая разработка. Пояснительная записка. Новые ФГОС, к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, выделяют ряд.

Ознакомление старших дошкольников с народными названиями живых объектов как средство формирования экологической культуры Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными названиями живых объектов как средства формирования основ экологической культуры».

Ознакомление дошкольников с книжной культурой «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой Литература – огромный пласт культурной жизни, с рождения способствующий формированию личности в многообразии проявлений и реализации. Первые.

Ознакомление дошкольников с зеленым цветом и его оттенками Зеленый цвет и его оттенки Задачи: 1. Расширять представления детей о зеленом цвете и его оттенках, развивать способность тонко чувствовать.

Ознакомление старших дошкольников с родным городом и краем (из опыта работы) Полюбуйся полем этим- Славный будет урожай. Краше места нет на свете, Чем знакомый с детства край! В. Нестеренко Щедра и богата кубанская.

Консультация «Ознакомление старших дошкольников с истоками русских традиций» В сентябре 2006 года я проходила обучение на курсах повышения квалификации в Вологодском институте развития образования по программе «Истоки».

Рекомендации для родителей по ознакомлению старших дошкольников с Москвой. «Прогулки по Москве для дошкольников» (1 часть) Более 15 лет работала по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Подобрала и разработала рекомендации для родителей.

Рекомендации для родителей по ознакомлению старших дошкольников с Москвой «Прогулки по Москве для дошкольников» (2 часть) 1 Часть ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ 4 КРЕМЛЬ Есть в Кремле два чуда литейного искусства: ЦАРЬ-ПУШКА, которая никогда не стреляла и ЦАРЬ-КОЛОКОЛ,.

Источники:

http://doshkolnik.ru/risovanie/20864.html
http://docplayer.ru/58041350-Konsultaciya-dlya-vospitateley-oznakomlenie-doshkolnikov-s-razlichnymi-zhanrami-zhivopisi-v-raznyh-vozrastnyh-gruppah.html
http://www.maam.ru/detskijsad/oznakomlenie-starshih-doshkolnikov-s-zhanrami-zhivopisi.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии