Конспекты занятий по ознакомлению с худ литературой. Конспект занятия по ознакомлению с художественным произведением «По страницам Алёнушкиных сказок

Конспекты занятий по ознакомлению с худ литературой. Конспект занятия по ознакомлению с художественным произведением «По страницам Алёнушкиных сказок

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в мир литературы»

по ознакомлению с художественной литературой

«Путешествие в мир литературы» для детей

среднего дошкольного возраста.

Цель: Развитие представлений о разных жанрах литературы. Знакомство с загадками.

Задачи: Способствовать усвоению содержания знакомых литературных

Развивать связную речь, чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к книге.

Средства: «Книговик» с подбором иллюстраций к русским народным сказкам, стихами, загадками. Набор героев к сказке «Теремок». Стихотворение «Помощница» А.Барто в аудиозаписи.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание детских стихотворений.

Словарь: Иллюстрация.

Ход занятия:

Организационный момент:

– Солнце утром рано встало,

Всех ребяток приласкало (руки вверх, ладони скрещены)

Дружно к солнышку тянитесь

И друг другу улыбнитесь (руки через стороны вниз, улыбнуться)

Солнца лучики поймайте

Всем вокруг скорей раздайте.(руки вперед, к себе резким движением, снова вперед)

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие по интересному миру литературы. Мы с вами побываем в стране сказок, загадок и в мире стихов. А путешествовать нам поможет, угадайте кто.(читаю загадку)

– Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает.

Правильно, конечно же, это книга. Из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги с самого раннего возраста становятся нашими друзьями. И сегодня к вам в гости пришел мой друг Книговик. Надеюсь, вы с ним тоже подружитесь, потому что все кто любит книги становятся его друзьями.

Но Книговик – это не простая книга, а необычная. Страницы у него не сшиты, а складываются как в коробочку, поэтому их можно пакапливать много- много. Давайте посмотрим, что же сегодня Книговик приготовил нам для нашего путешествия в мир литературы. ( Достаю первую страницу).

Ребята, Книговик принес с собой наши любимые сказки. Но он хочет, чтобы вы ему напомнили, что же такое эти сказки (ответы детей). Правильно,сказка это то, чего не бывает на самом деле, в сказках бывает волшебство, звери в сказках умеют разговаривать. Хорошо, что такое сказка мы с вами вспомнили. А теперь пора заглянуть в гости к сказкам. Для этого послушайте строчки из сказок и угадайте, про какую сказку идет речь, а тот, кто узнает сказку, пойдет и подберет иллюстрацию к ней. А для того, чтобы очутится в сказке нужно произнести волшебные слова. Физкультминутка: Мы глазами миг-миг.

Мы плечами чик-чик.

Мы руками хлоп-хлоп.

Мы ногами топ-топ.

А потом вокруг себя.

Чтобы в сказке очутится,

Надо низко поклониться.

( проводится Д/и «Угадай сказку».)

– Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти, маленькие дети? (козлята из сказки « волк и семеро козлят»).

– Маша в коробе сидит

Далеко она глядит

Кто несет ее ответь , быстрыми шагами?

А несет ее медведь вместе с пирогами. ( «Маша и медведь»).

– У Аленушки -сестрицы

Унесли братишку птицы.

Далеко они летят,

Далеко они глядят. ( «Гуси-лебеди»).

– Ах, ты Петя-простота

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. ( « Кот, лиса и петух».)

– В этом домике на тесно,

Всем зверушкам хватит места.

Что за дом среди дорог?

Этот домик…. («Теремок».)

Воспитатель: Правильно, это теремок, только зверушек в нем я что-то не вижу. Кто нам поможет? (Книговик.) Ребята, а Книговик мне сказал, что вернуть зверушек в сказку нам помогут загадки о них. Только некоторые слова в них потерялись, и если мы найдем это слово, то отгадаем загадку. (Достаю страницу с загадками.)

Где ты, рыжая … (лиса)

– Ой, зайчишкам не до смеха

От его клыков и меха.

В зайцах с детства знает толк

Злой, зубастый, серый… (волк)

– На лугу по кочкам

Только где же ушки,

Кто это… (лягушки)

– Всех важней она в загадке.

Хоть и в погребе жила.

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (мышка)

– Кто большой и косолапый

Мед достал из улья лапой?

Скушал сладость и реветь

Как зовут его… (медведь)

– В стайке живет, корову мамой зовет? (бычок)

Воспитатель: Молодцы, всех героев отгадали, никого не забыли? Давайте еще раз вспомним всех героев, только называть их будем ласково как в сказке. Кто же первый прибежал в теремок? Правильно, мышка.

Читать еще:  Что развивает анализ детских рисунков в школе. Консультация для педагогов: «Анализ детских работ по изобразительной деятельности

– Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить, да поживать

Да жильцов к себе пускать.

А потом прискакала лягушка. Как ее в сказке называют? (лягушка-квакушка)

Прискакал и зайчик, зайчик-побегайчик. Ребята, а зайчика то у нас нет.Я забыла про него загадку, может вы мне поможете?( дети придумывают загадку про зайчика).

– Кто всегда грызет морковку

Прыгает и скачет ловко?

Быстрый маленький трусишка

Это серенький … (зайчишка).

А потом пришла лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь и бычок. ( Дети замечают, что бычка в этой сказке нет.)

Воспитатель: А что же нам теперь делать? Давайте отправим бычка в свою сказку «Бычок – смоляной бочок», наверное, в этой сказке ему будет неуютно. (Дети подбирают иллюстрацию к сказке и помещают бычка.)

Книговик хвалит детей, какие они молодцы, сколько сказок знают, умеют отгадывать загадки.

Воспитатель: Конечно, наши ребята молодцы. Но они еще и сами умеют загадки загадывать. (Ребенок читает загадку в стихах).

А, сейчас послушайте, куда же еще Книговик предлагает нам отправится. (звукозапись стихотворения А.Барто «Помощница».)

– Что вы сейчас прослушали? Правильно, стихотворение. Стихи бывают коротенькие, например такие стихи вы рассказывали, когда были совсем маленькие. А бывают большие стихи, как только что вы прослушали. В стихах некоторые последние слова созвучны, или мы их называем слова-друзья. Стихи в книжках очень легко узнать, они записываются в столбик. Рассказывать стихи нужно громко, с выражением.

( Дети читают стихи).

Воспитатель: Молодцы, замечательно читаете стихи. Но я открою вам небольшой секрет, стихи можно не только рассказывать, но используя их можно поиграть в пальчиковую игру. (проводится пальчиковая игра по стихотворению И. Токмаковой «Мы на пальчиках считали».)

А теперь давайте вспомним еще знакомые стихи , но только слова из них выпали, помогите мне их вставить.

( Д/и «Вставь слово».)

– Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался… (вскачь)?

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и громко… ( топал)

– Маша варежку надела:

Ой, куда я пальчик… ( дела )?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не … (попал )

– Мама спит, она устала

Ну, и я играть не… ( стала)

Я волчка не завожу,

А уселась и … (сижу ).

Воспитатель: А сейчас давайте еще поиграем в подвижную игру со стихами.

Проводится подвижная игра на стихи:

– Вышли мыши как-то раз,

Посмотреть, который час.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон.

( Дети в соответствии со стихами сначала идут как мышки, на цыпочках, затем бегут на место.)

Воспитатель: Вот наше путешествие заканчивается. Вам понравилось? А посмотрите, какая улыбка у нашего друга Книговика. Он очень рад, что мы выполнили все его задания. Он хочет, чтобы вы еще раз вспомнили, где сегодня побывали. ( В стране сказок, загадок и в мире стихов). Как мы узнавали сказки? ( По строчкам из сказок, по иллюстрациям). Что помогло нам вернуть героев в сказку «Теремок»? ( Загадки.) А во что мы так весело играли? (В игру с пальчиками и подвижную игру). А что помогло нам в них играть? (Стихи). А как вы думаете играть в игры интереснее со стихами или без них? Конечно же, со стихами. Замечательно. Книговик говорит, что вы стали его самыми лучшими друзьями и приглашает вас в круг:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
план-конспект занятия по художественной литературе на тему

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение произведения С. Маршака «Сказка о глупом мышонке”

Цель: Познакомить детей с произведением С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Задачи:1. Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. 2. Упражнять в словообразовании.

3. Воспитывать умение сопереживать персонажам.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение произведения С. Маршака «Сказка о глупом мышонке”

Цель: Познакомить детей с произведением С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Задачи:1. Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. 2. Упражнять в словообразовании.

3. Воспитывать умение сопереживать персонажам.

Предварительная работа: Чтение сказок «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Курочка Ряба».

Оборудование: выставка книг «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Репка», «Курочка Ряба», игрушка мышонок, фигурки героев сказки для показа на фланелеграфе.

Читать еще:  К чему снится Люди? Если снится человек, что это значит? Сонник: знакомый или незнакомый человек во сне.

Ход: Дети заходят в группу. Слышится шорох.

Воспитатель: Тихо, послушайте, кто-то шуршит. Пойду, посмотрю. Приносит в закрытых ладонях маленькую мышку. Ай да гостья у нас. Отгадай загадку, кто же это к нам пришел.

Живет в пещере чудовище

Хранит в лапищах сокровище.

У чудовища – длинный хвостище,

Крепки у него лапищи,

Кривы на лапищах когтищи,

Остры у него зубищи,

Черны у него глазищи,

Блестящи его усищи!

Догадались кто это? Дети отвечают. Воспитатель раскрывает ладони и показывает мышку.

-Да, вы не бойтесь малышки

Чудовище это – мышка!

Пещера – мышкина норка,

А сокровище – хлебная корка!

-Посмотрите, какая маленькая хорошенькая мышка. В загадке говорится, что у мышки длинный хвостище. Хвостище это грубо или ласково сказано? Правильно, грубо. А как ласково сказать? Какой хвостик у мышки? Правильно, длинный хвостик, значит мышка длиннохвостая. Какая мышка? Дети повторяют. Затем называю ласково:

Воспитатель: Не лапищи, а. … Не когтищи, а. Не зубищи, а. … Не усищи, а …

Где живет мышка? Правильно, в норке. А наш мышонок потерялся и пришел к нам за помощью. Он убежал из сказки, а из какой забыл. Давайте ему поможем. В каких сказках есть мышка?

Подходят к стенду с выставленными книгами: «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Курочка Ряба». Воспитатель показывает указкой на книги по очереди. Какая это сказка? Правильно, «Курочка Ряба» Какая там была мышка? (Маленькая, шустрая) В сказке «Репка»? (трудолюбивая, сильная) В сказке «Теремок»? (Мышка-норушка) В сказке «Рукавичка? » (Мышка-поскребушка) В сказке «У страха глаза велики», какая мышка? (Мышка –хлопотушка) Хлопотать, это что значит? Наверное, мышка-хлопотушка и пироги печь умела. Давайте вспомним стихотворение про такую мышку. Дети садятся на стулья.

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла

Намолола там муки

Испекла всем пирожки:

Мышонку с капустой,

Мышонку с морковкой,

Мышонку с морошкой.

Для большого толстячка, аж четыре пирожка:

С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой!

Воспитатель: Ребята, есть еще одна сказка, где есть мышонок. Она называется «Сказка о глупом мышонке» Может быть наш мышонок из этой сказки? А ее сейчас расскажу, а вы вместе с мышонком послушаете.

Воспитатель рассказывает сказку с показом персонажей сказки на фланелеграфе.

Беседа по содержанию сказки.

-Как называется сказка? – Какой был мышонок в этой сказке? (глупый, маленький, капризный)

_ Какая была мама у мышонка? Как она заботилась о мышонке?

-Кто приходил нянчить мышонка? Куда исчез мышонок? Как вы думаете, мама переживала за мышонка?

Пересказ вместе с детьми понравившихся отрывков. Дети выбирают героев по желанию. Рассказывают три-четыре отрывка с показом на фланелеграфе.

Воспитатель задает наводящие вопросы. – Каким голосом пела лошадка? (утка, жаба и другие герои.) Воспитатель дает положительную оценку каждому ребенку принимавшему участие в рассказывании сказки. Мы сегодня с вами вспомнили, какие разные мышки живут в сказках. Дети перечисляют. Какая была мама у мышонка? А мышонок, какой был? Жалко вам мышонка? Мне тоже жалко. Но я открою вам секрет. Кошка не съела мышонка, а только унесла его с собой. И что случилось дальше с ним, мы узнаем с вами из этой книжки (Показывает книгу «Сказка об умном мышонке») О приключениях нашего мышонка мы почитаем на следующем занятии. А сейчас давайте вспомним, какие бывают смелые мышки.

Игра «Смелые мышки»

Вышли мышки как – то раз

Посмотреть который час.

Час, два, три, четыре!

Мыши дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон!

Воспитатель: посмотрите, наш мышонок убежал, наверное, он вспомнил, где его дом и побежал к своей маме.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №19

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Цель: подвести детей к пониманию смысла сказки.

1) Воспитательная: воспитывать умение слушать друг друга, чувство

ответственности и сострадания.

2) Развивающая: развивать связную речь, пополняя и обогащая пассивный и

активный словарный запас; учить анализировать сказку и

выявлять главную мысль.

3) Образовательная: ознакомить детей со сказкой русского писателя В.П.Катаева

1) Раздаточные: бумажный цветок, карандаши, альбомные листы.

2) Наглядные: сюжетные картинки по сказке, книга В. Катаева “Цветик-семицветик”.

Читать еще:  С волками иначе не делать мировой. С волками иначе не делать мировой{,} С волками иначе не делать мировой

Оборудование: мультимедийная установка, музыкальный центр, доски магнитные.

Воспитатель и дети стоят в кругу. Приветствие друг другу:

Здравствуй небо (руки вверх).

Здравствуй Земля ( приседают).

Здравствуйте мои друзья ( руки вперед).

1,2,3,4,5 ( загибают пальцы рук).

Вместе мы в кругу опять ( берутся за руки ).

Будем дружно мы играть.

Воспитатель встает в центре круга:

-Ребята, закройте глаза и представьте себе, что перед вами сейчас появится фея-сказочница. (дети закрывают глаза, а воспитатель облачается в костюм феи-сказочницы с волшебной палочкой)

-Раз, два, три открывайте глаза.

Фея: Здравствуйте, я – Фея-сказочница. Я приглашаю вас в сказку «Цветик-семицветик», которую написал русский писатель Валентин Петрович Катаев.

Садитесь на ковер – начинаем наше путешествие!

Дети рассаживаются на ковре, включается мультимедийная установка.

Фея читает сказку.

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

После прочтения сказки и физминутки Фея предлагает детям упражнение: «Что сначала, а что потом?»

Фея: «Послушайте предложение: К Жене пристала незнакомая собака после того, как она купила баранок. Подумайте и скажите, что было раньше: Женя купила семь баранок и сушку или к ней пристала собака?»

Фея: « Внимательно слушайте предложение: Женя вышла за калитку после того, как поблагодарила старушку. Что Женя сделала раньше, а что позже: сначала поблагодарила старушку, а потом вышла, или сначала вышла за калитку, а потом поблагодарила старушку?»

Релаксационное упражнение «Цветик-семицветик».

Дети сидят на коленях на ковре.

Фея: «Представьте себе, что вы маленькие семена цветиков-семицветиков. Теплый луч солнца упал на землю. Солнечный луч согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток (дети медленно поднимают вверх руки, соединенные стрелочкой). Из ростка выросло прекрасное растение (дети встают на ноги, руками изображают волну). Каждый его листик нежится на солнышке, подставляя теплу и свету каждую половинку, поворачиваясь вслед за солнышком.»

Продолжение беседы по тексту

Фея: Какое из желаний девочки было самым лучшим? Почему? Почему

исполнение остальных желаний не принесло ей большой радости? Как вы думаете, могла ли Женя лучше использовать лепестки цветика – семицветика?

Творческое упражнение «Соберите свой Цветик-семицветик»

Фея: Ребята, Вы запомнили, какого цвета лепестки были у цветика – семицветика?

Фея: Я вам предлагаю разделиться на две команды – команда мальчиков и команда девочек. Перед вами стебель с листочками, а лепесточков нет, но на столах есть лепестки разных цветов. Сейчас, из каждой команды будут выходить по одному человеку, брать понравившийся лепесток и прикреплять его к стебельку. Но, нужно не просто так взять и прикрепить лепесток, а сказать какое бы вы хотели загадать желание, если бы у вас оказался цветик-семицветик.

Фея: Как вы думаете, какая главная мысль этой сказки? Чему она нас учит? (ответы детей).

Ребята, посмотрите на цветики–семицветики, которые у вас получились. Сейчас те из вас, кому наше путешествие понравилось и вам хотелось бы его повторить , возьмите мячики и прикрепите их рядом с цветиком-семицветиком. Те из вас, кому путешествие не понравилось, возьмите грибочки и прикрепите их.

Ваши волшебные цветы останутся в группе, как только вы захотите все вместе сделать какой-нибудь добрый и полезный поступок, отрывайте по одному лепесточку и произносите волшебные слова и у вас обязательно все получится. Но не отрывайте лепестки просто так! Помните, многое из того, что вы желаете, может случиться и без помощи волшебства! Надо только постараться, потрудиться, заработать своими добрыми, хорошими поступками! Первой желание загадаю я, а вы вместе со мной произносите волшебные слова (произносят). Я хочу, чтобы дети в группе “Смешарики” были самыми добрыми, самыми дружными, самыми умными, самыми честными, самыми заботливыми, самыми любящими и самыми любимыми!

Прощание со сказкой:

1,2,3,4,5 (дети загибают пальцы рук)

вместе мы в кругу опять (берутся за руки)

Со сказкой мы прощаемся (идут по кругу)

В группу отправляемся (идут по кругу) Фея стоит в центре круга и проводит над головами детей “волшебной палочкой”.

Источники:

http://a2b2.ru/methods/29976_konspekt_zanyatiya__po_oznakomleniu_s_hudozhestvennoy_literaturoy__puteshestvie_v_mir_literatury/
http://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2017/10/09/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s
http://infourok.ru/konspekt-nod-po-oznakomleniyu-s-hudozhestvennoy-literaturoy-1835230.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии