1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект урока «Литература и изобразительное искусство России во второй половине XIX века». Искусство второй половины xix века

Живопись второй половины XIX века. Конспект урока «Литература и изобразительное искусство России во второй половине XIX века»

Понятием искусства второй половины XIX века традиционно охватывается период с начала 1860-х годов до начала 1890-х – время господства так называемого критического , или демократического, реализма . Его начало в России ознаменовано революционной ситуацией 1859-1861 годов, явившейся следствием поражения России в Крымской войне и временно разрешившейся декретом от 19 февраля 1861 года, отменившим крепостное право. Этот экономический процесс отразился в социальной области общим подъемом чувства личности, вытеснением из общества дворянства разночинцами, войной литературы против бессмысленных средневековых притеснений личности и т.п. В этой войне вслед за литературой, которой принадлежало первенство в общекультурном процессе, шло изобразительное искусство.

С 40-х годов заслугами натуральной школы Гоголя русская литература становится трибуной, с которой провозглашаются, дебатируются, исследуются «больные вопросы современности». Тургенев, Толстой, Достоевский – в литературе; русский театр – через Островского; русская музыка – усилиями «Могучей кучки », эстетика – благодаря революционным демократам, прежде всего Чернышевскому, способствовали утверждению реалистического метода как основного в художественной культуре середины и второй половины XIX века.

Общественно-революционный подъем 1859-1861 гг. снова вывел графику – уже сатирическую, сатирических журналов, таких как «Искра» и «Гудок», – на передовые рубежи изобразительных искусств. Н.А. Степанов исполнял карикатуры для «Искры», издаваемой поэтом-сатириком, членом союза «Земля и воля», В.С. Курочкиным. Главным рисовальщиком «Гудка» стал Н.В. Иевлев. Художники-сатирики обличали чиновничьи порядки, хищничество капиталистов, продажность прессы, цензуру, лживость свобод. Сатирическая графика 60 хгодов XIX века оказала определенное влияние на русскую политическую сатиру 1905 г. Даже в иллюстрации графиков более всего привлекают те литературные произведения, которые дают богатые возможности для сатирического толкования. П.М. Боклевский делает незабываемые иллюстрации к «Мертвым душам»; К.А. Трутовский – к басням Крылова, в которых он вместо животных выводит своих современников и критикует человеческие пороки; М.С. Башилов – к «Горю от ума». Все они обличали «прошедшего житья подлейшие черты». И не только прошедшего. Рисовальщик московских сатирических журналов «Развлечение» и «Зритель» Шмельков создал в акварельной технике целую серию карикатур о жизни, нравах тех лет; в некоторых листах они смешные, забавные, полные юмора, в других гневно обличают. Пожалуй, именно Шмелькова можно считать одним из родоначальников московской школы жанра 50-60-х гг. XIX в.

Читать еще:  Месье же не манж па сис. Воскресенье с Александром Лежавой: «Месье, же не манж па сис жур

Пластические искусства заняли далеко не безразличную позицию в передаче конфликтов русской общественной жизни. Интересно, что наиболее быстро и прямо острейшие социальные вопросы поставила жанровая живопись . Более опосредованно и несколько позже о себе решительно заявляет портрет и пейзаж и, наконец, историческая живопись, прежде всего в лице Сурикова.

Менее интенсивно в этот период развивается скульптура и архитектура. Как уже говорилось, с конца 30-х годов XIX в. классицизм себя изживает. Средства его художественной выразительности противоречили тем новым задачам, которые ставила архитектура второй половины XIX в. Ее обычно называют ретроспективным стилизаторством , или эклектикой (от греч. «эклегейн» – выбирать, избирать), ибо художники-архитекторы стали использовать мотивы и закономерности архитектурных стилей прошедших эпох – готики, ренессанса, барокко, рококо и пр. Новые типы зданий, появившиеся в период роста капитализма, требовали новых разнообразных композиционных решений, которые архитекторы начали искать в декоративных формах прошлого. Исследователи справедливо замечают, что эклектизм, или, как его иногда теперь называют, историзм, был своего рода реакцией на каноничность классицистического стиля . Период эклектики длился почти 70 лет, с конца 1830-х годов до рубежа следующего столетия.

Искусство, понятое как форма служения практическому переустройству жизни, – таков идеал, осуществляемый художниками реалистического направления во второй половине XIX века. В 1863 году группа выпускников Академии, возглавляемая И.Н. Крамским, заявила протест против принятого издавна обычая писать отчетную академическую программу всем на одну тему. Потребовав права свободного выбора сюжетов и получив категорический отказ, группа демонстративно вышла из Академии. Тем самым было положено начало существованию «партикулярного», как выражался Крамской, то есть независимого от официальной опеки, искусства.

Идея свободного выбора сюжета означала, прежде всего, свободу от регламентации художественной деятельности со стороны придворной Академии. В устах молодых бунтарей, принадлежавших к новому поколению разночинной интеллигенции , это требование выражало желание обратить искусство непосредственно к злободневной текущей действительности. Вышедшая из Академии группа, организовала «Артель художников » по типу рабочей коммуны.

Читать еще:  Аниме "Темнее черного": персонажи. Обзор аниме Darker than Black: Kuro no Keiyakusha («Темнее черного»)

Однако в иных формах скрытая оппозиция Академии проявилась в русском искусстве еще в предшествующий период: в педагогической деятельности Венецианова, в свободомыслии А. Иванова в отношении к узаконенным академической традицией образцам прошлого искусства, наконец, в возвышении роли в общехудожественном процессе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, образованного в 1843 году из Московского художественного класса, возникшего десятилетием ранее. В административном отношении Московское училище существовало на правах филиала Академии, но сам дух училища, характер педагогики отличались демократизмом и свободой, которые предоставляли большие возможности для поощрения реалистических тенденций в искусстве. Одним из ведущих педагогов училища был ученик А.Г. Венецианова С.К. Зарянко. В свою очередь его учеником и впоследствии педагогом училища был крупнейший мастер русского жанра 1860-х годов – В.Г. Перов.

Синонимом реалистичности на первых порах становится сама по себе обращенность искусства к злобе дня, публицистический пафос; объектом изображения – непосредственная текущая действительность, подвергнутая острому критическому анализу. Наиболее полно удовлетворяющей этим запросам оказывается, конечно, жанровая живопись, господствующая на протяжении 1860-х годов. Будучи непосредственно связан с злободневными проблемами, этот пафос был чужд природе монументальных искусств, устремляющихся от приходящего к вечному, общечеловеческому. Отсюда, в частности, следует, что наименее вооруженными для освоения и воплощения в собственно художественную форму этой актуальной для искусства второй половины века проблематики оказываются архитектура и скульптура. Внутри формообразующих закономерностей, свойственных XIX веку в целом, актуальные публицистические задачи еще не могли быть художественно освоены монументальными искусствами, которые вступают в эту пору в полосу длительного кризиса.

Отмена крепостного права в 1861 году открыла России путь капиталистического развития. Антифеодальный по своей объективной тенденции, этот акт исходил от феодальной, по существу, самодержавной власти и был лишь способом продлить ее существование, отсрочкой конца. Поэтому на первых порах он легализировал, сделал достоянием общественной гласности давно вызревавшие в недрах общества антифеодальные, просветительские настроения. Но многовековое зло оказалось слишком велико, а декларируемые правительственные меры его искоренения – слишком поверхностными. В таких условиях общественный энтузиазм, вызванный к жизни первой реформой (за которой последовал ряд других, столь же компромиссных), постоянно оборачивался либеральным маскарадом, своего рода дымовой завесой, скрывающей непоследовательный характер реформ, что с самого начала прекрасно видели наиболее проницательные люди России, в частности Н.Г. Чернышевский. Двусмысленность этой ситуации самым непосредственным образом отразилась на состоянии и эволюции искусства 1860-х годов, поскольку основное его завоевание, главное качество, которое оно воспитывает в себе, – это качество социальной чуткости, способность чутко реагировать на изменения общественного климата. В первое время оно «питается» типично просветительскими иллюзиями, самая стойкая из которых – вера в возможность искоренения зла, вернее, в возможность убедить в необходимости его искоренения силою одной истины; разоблачения зла, выводимого на свет из-под спуда «въевшихся» в быт привычных житейских случаев.

Читать еще:  Битва экстрасенсов мерилин и александр. Александр Шепс и его новая девушка: кто сейчас рядом с экстрасенсом

Искусство критического реализма словно задается целью произвести следствие, удостоверить, поименовать, описать все виды зла, создать своего рода свод фактов произвола, забитости, угнетения, бесправия, унижения человеческого достоинства – всего, что подавляет личность. Но чем шире «растекалось» оно по поверхности быта, тем очевиднее становилась угроза потери пафоса в мелочах описательной фактологии, тем явственнее ощущалась невозможность исчерпать «проклятые вопросы» жизни методом количественного перечисления фактов, копящих эти вопросы. Действенность прямой критики оказалась под сомнением. Описательно-перечислительная тенденция должна была исчерпать себя по мере рассеивания либеральных иллюзий.

Искусство-проповедь, искусство-размышление над нравственными проблемами в духе Александра Иванова, Ф. Достоевского и Л. Толстого – так понимали свои задачи чуть ли не все выдающиеся русские живописцы этого времени.

всего русского искусства. Резкое обострение
социальных противоречий приводит в начале 60-годов к
большому общественному подъёму. Поражение России
в Крымской войне (1853-1856) показало её отсталость,
доказало, что крепостное право тормозит развитие
страны. Против самодержавия поднялись лучшие
представители дворянской интеллигенции и
разночинцы.
Революционные идеи 60-х годов нашли своё
отражение в литературе, в живописи, в музыке.
Передовые деятели русской культуры вели борьбу за
простоту и доступность искусства, в произведениях
стремились правдиво отразить жизнь обездоленного
народа.

Источники:

http://sportinsider.ru/vidy-sporta/zhivopis-vtoroi-poloviny-xix-veka-konspekt-uroka-literatura-i.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector