Конспект по рисованию в разновозрастной группе. Конспекты занятий по изодеятельности в разных возрастных группах (из опыта работы)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ
статья по рисованию по теме
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ.
Чернышова Я.К., воспитатель
Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
· во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
· во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
· в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Занятия рисованием, организуются в детском саду со всей группой в определенное время согласно режиму жизни детей того или иного возраста. Для успешного проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная подготовка его. Подготовка занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения воспитателя и подготовленности самого воспитателя.
К подготовке материала относится следующее:
1. Подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера для рисования красками, карандашами. Надписывание ее.
При заготовке бумаги всегда следует иметь 5-—10 листов запасных. Она дается детям, быстро выполнившим задание, с предложением нарисовать, что они хотят. Иногда приходится сменить лист ребенку, нечаянно залившему бумагу краской и т. д.
2. Подбор красок и приготовление цветов и оттенков, необходимых для данного занятия.
3. Проверка наличия и состояния кистей, тряпочек, банок для воды, наполнение баночек водой.
4. Проверка и заточка цветных и графитных карандашей (при рисовании карандашом) .
5. Подготовка материала для демонстрации во время объяснения воспитателя. Сюда может входить:
а) подбор натуры или модели;
б) приготовление образца;
в) материал для показа приемов рисования
К подготовке материала следует постепенно привлекать и детей, что даст им определенные знания и умения, будет воспитывать элементы трудолюбия.
Так, детям 4—5 лет можно поручить раскладывать кисти в подставки, а детям 5—6 лет — наливать в банки воду для промывания кистей, составлять некоторые цвета красок и т. д. В подготовительной группе эту нагрузку можно увеличить, предлагая детям проверить карандаши в коробках, починить сломанные и т. д.
Организация процесса занятия
Процесс занятия делится на 3 части:
1) вступительная часть — указания воспитателя, беседа с детьми;
2) руководство процессом выполнения работы и
3) заключительная часть — просмотр и оценка детских работ.
Первая часть занятия. Указания даются на каждом занятии изобразительной деятельностью, будь то рисование с натуры, по замыслу, сюжетное рисование, декоративная работа. В зависимости от того, насколько хорошо подготовлена эта часть, будут хороши или плохи результаты занятия. Поэтому в каждом случае она должна быть заранее продумана и отработана. Структура этой части занятия примерно такова:
1. Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.
2. Анализ изображаемого (натуры, образца, напоминание об увиденном ранее, чтение текста. Беседа с детьми.
3. Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.
Первые слова, с которыми воспитатель обращается к детям,
должны быть эмоциональными, заинтересовать детей предстоящей работой, создавать живой образ того, что дети будут рисовать
В младших и средней группах интерес к занятию можно возбудить, внеся в рассматривание предмета элементы игры: разговор детей с мишкой или куклой, со снеговиком как с живым персонажем, включив игровые действия, моменты сюрпризности, неожиданного появления игрушки и пр.
В старшей и подготовительной группах, разговор следует вести в более деловом и серьезном тоне, но не забывать о выразительной интонации.
Затем проводится анализ предмета, который дети будут изображать, или образца. Воспитатель задает вопросы – дети отвечают. Плохо, когда воспитатель все объясняет и рассказывает сам, не вызывая детей на ответы, на разговор и не давая пищи детскому уму. Объяснять самому следует только то, что ново или трудно для детей; если же можно опереться на предыдущий опыт детей, то следует обратиться к их памяти и сообразительности, задавая вопросы, вызывая на высказывания, замечания.
Конкретные указания о способах выполнения работы, установление последовательности особенно важны. В этом дети также должны принимать активное участие — отвечать на вопросы, припоминать усвоенные ранее умения.
Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать. Эти указания дает им воспитатель.
Руководство процессом выполнения работы. В процессе выполнения детьми самой работы, воспитатель должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям, не упуская из виду ни того, ни другого. После того как воспитатель убедился, что он наладил работу группы в целом, он может на время перейти к индивидуальному руководству.
Заключительная часть занятия. Заключительная часть занятия – просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. В большинстве случаев она носит характер развернутого анализа, на котором должны быть представлены работы всех детей. Анализ детских работ проводится тотчас же после занятия или после прогулки.
После высказывания детей, заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводит итог занятию.
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
Приемы обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада
Младший дошкольный возраст:
• Наблюдение за объектом изображения (предмет должен быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного).
• Метод пассивных движений (воспроизведение движений рукой в воздухе, затем это движение повторяются вместе с детьми).
• Показ способов изображения
• Художественное слово (используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя).
• Прием «рука в руке»
Средний дошкольный возраст:
• Использование натуры несложной формы (Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части), кукла-неваляшка (4 части).)
• Художественное слово (можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в жизни).
• Показ способов изображения (продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д.)
• Образец рисунка в декоративном рисовании (в предметном и сюжетном рисовании не может быть применен, так как он будет сковывать инициативу и воображение ребенка).
Старший дошкольный возраст:
• Использование натуры: рассматривание и анализ (более сложные и разнообразные предметы. Рассматривание и анализ формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами воспитателя к детям. Рисование с натуры не требует обычно дополнительного показа приемов рисования, за исключением освоения новых технических приемов)
• Метод использования образца в декоративном рисовании (образец используется только для объяснения поставленной задачи).
• Использование картин (помогает воспитателю в уточнении представлений детей о том или ином предмете и знакомит их с некоторыми изобразительными приемами).
• Частичный показ способов изображения (Показ может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей).
• Художественное слово (расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы.
• Наглядное моделирование (помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, воспроизвести существенные свойства изображаемого объекта).
Подготовительная к школе группа
• Метод рисования с натуры (ведущий метод обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом. В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств).
• Картина как средство обогащения представлений и знаний детей
• Использование книжек-картинок с игровыми действиями (Ценным пособием для рисования являются книжки-картинки с игровыми действиями, на которых дети видят, как от изменения какой-то детали меняется иногда смысл изображенного или внешний вид предмета, например книжка-кукла, где страницы представляют различные платья. При перелистывании их дети видят куклу в разных нарядах).
• Использование образца в декоративном рисовании (В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец дается в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения).
• Словесное объяснение (Показ приемов рисования в подготовительной группе проводится реже, чем в других группах, так как дети этого возраста многое могут усвоить на основе только словесного объяснения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название “здоровьесберега.
Использование нетрадиционных техник рисования в формировании экологического воспитания у дошкольников.
В конспекте детей знакоми с перелётными птицами,внешним видом,чем питаются. В конспекте отображены дидиктические игры,беседы.
Конспект занятия по рисованию в разновозрастной группе поможет начинающим педагогам правильно распределить программный материал, в конспекте обозначены задачи на две возрастные группы, поэтому проводи.
Консультация “Методы организации процесса обучения детей навыкам самообслуживания в семье и ДОУ”.
Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ре.
Рабочая программа по изобразительной деятельности раздел «Рисование» разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасска.
Конспект занятий по рисованию в разновозрастной группе
МБДОУ с. Япрыково Туймазинского района Республики Башкортостан
Конспект занятий по рисованию в разновозрастной группе
Воспитатель:
Габитова Зульфия Тагировна
Образовательная деятельность
Художественно – эстетическое развитие( рисование)
Тема: «Усатый – полосатый» ( ст.группа)
Цель: Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать образное восприятие и воображение. Вызывать радость от созданного изображения. Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа.
Материал: Акварель, альбомные листы на каждого ребенка, тряпочки, кисточки, баночки с водой.
Ход занятия:
Вводное слово воспитателя
Салима и Булат собрались в город. У них есть котенок . Они будут скучать без котенка. Давайте нарисуем портрет котенка, Булат и Салима возьмут их с собой.
Воспитатель достает игрушечного котенка.
Воспитатель:Посмотрите, какой красивый котенок. Ребята, какими словами можно описать котенка?
Дети: Маленький, пушистый, полосатый, весёлый, озорной.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета бывают котята?
Дети: Рыжие, коричневые, черные, белые, полосатые, пятнистые
Физминутка
«Лежебока рыжий кот – встать за столом,
Отлежал себе живот – потянуться,
Встал и выгнул спину в мост – согнуться,
Распушил красивый хвост – прогнуться,
Мягко лапками пошел – изобразить кота,
Тихо песенку завел – сесть за стол
Этапы рисования
– Посмотрите, я вам покажу, как еще можно нарисовать котика.
– Набираю на кисточку краску, лишнюю краску отжимаю о край баночки и рисую большой круг – туловище, закрашиваю. Потом, рисую маленький круг другой краской – это будет мордочка, затем пририсовываю пушистый хвост широким мазком, а примакиванием к большому кругу сделаю лапки. Что я забыла нарисовать?
– Правильно ушки, я их нарисую тоже примакиванием. Глазки и носик нарисую ватной палочкой – тычком.
– А вот рот и усики нарисую кончиком тоненькой кисточки. Промою кисточку в воде, осушу о салфетку и поставлю в стаканчик волосками вверх.
– Посмотрите, какой получился котик!
Рисование котенка
Теперь приступайте к работе.
Включить музыкальную фонограмму. Самостоятельная работа детей. Напомнить, как нужно правильно сидеть за столом, оказывать помощь по надобности.
Итог занятия
– Какие чудесные коты у вас получились!
У всех разные коты получились и грустные, и веселые! Какие вы молодцы!
– Вам понравилось рисовать?
Выставка детских работ
Тема: Домашние животные (рег.пр.с.52)«Котик» ( сред.группа)
Цель: формировать умение создавать сюжетные композиции, соблюдать пропорции предметов при рисовании. Вызывать радость от созданного изображения. Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа.
Материал: Акварель, альбомные листы на каждого ребенка, тряпочки, кисточки, баночки с водой.
Ход занятия:
Вводное слово воспитателя
Ребята сегодня к нам пришео гость. Хотите узнать, кто это?
Воспитатель: Тогда отгадайте мою загадку:
на лапках подушки,
усы, как щетинка,
Воспитатель достает игрушечного котенка.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какой котенок пришел к нам. Ребята, какими словами можно описать котенка?
Дети: Маленький, пушистый, полосатый, пушистый, весёлый, озорной.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета бывают котята?
Дети: Рыжие, коричневые.
Физминутка
«Лежебока рыжий кот – встать за столом,
Отлежал себе живот – потянуться,
Встал и выгнул спину в мост – согнуться,
Распушил красивый хвост – прогнуться,
Мягко лапками пошел – изобразить кота,
Тихо песенку завел – сесть за стол
Этапы рисования
– Посмотрите, я вам покажу, как еще можно нарисовать котика.
– Набираю на кисточку краску, лишнюю краску отжимаю о край баночки и рисую большой круг – туловище, закрашиваю. Потом, рисую маленький круг другой краской – это будет мордочка, затем пририсовываю пушистый хвост широким мазком, а примакиванием к большому кругу сделаю лапки. Что я забыла нарисовать?
– Правильно ушки, я их нарисую тоже примакиванием. Глазки и носик нарисую ватной палочкой – тычком.
– А вот рот и усики нарисую кончиком тоненькой кисточки. Промою кисточку в воде, осушу о салфетку и поставлю в стаканчик волосками вверх.
– Посмотрите, какой получился котик!
Рисование котенка
Теперь приступайте к работе.
Включить музыкальную фонограмму. Самостоятельная работа детей. Напомнить, как нужно правильно сидеть за столом, оказывать помощь по надобности.
Итог занятия
– Какие чудесные коты у вас получились!
У всех разные коты получились и грустные, и веселые! Какие вы молодцы!
– Вам понравилось рисовать?
Выставка детских работ
Тема: Тема: Мячики для кошки( младшая .группа)
Цель: закреплять умение работать карандашом: учить держать карандаш тремя пальцами выше отточенного конца, рисовать предметы округлой формы; учить определять цвет предмета; развивать внимание
Материал: карандаши , листы
Ход занятия:
Вводное слово воспитателя
Дети к нам пришел котенок . Котята очень любят играть с мячиками. Они катают их по полу, бегают вслед за катящимся мячом. Давайте подарим им разноцветные мячики. Вот, например, такие. (Показывает разноцветные мячи.) Посмотрите, тут у меня красные, желтые, зеленые, синие мячи. Назовите цвет мячика, который я покажу. (Ответы детей.)
Дидактическая игра «Какой мячик потерялся?».
Воспитатель кладет на столе три мяча разного цвета, просит детей запомнить их, затем накрывает мячи платком и незаметно убирает один из мячей.
Задание: назвать цвет потерявшегося мячика.
Воспитатель. А какую же форму имеют мячи? Посмотрите, мяч имеет круглую форму. Обведите пальчиком контур мяча. А теперь нарисуйте мячик пальчиком по воздуху. Вот так мы и будем рисовать мячик.
Рисование мячей.
Воспитатель раздаёт детям листы с изображением котят, на которых они нарисуют мячик. Показывает приемы рисования мяча, обращая внимание детей на то, как правильно держать карандаш.
Дети начинают рисовать. Воспитатель предлагает детям выбрать тот карандаш, который им больше нравится, контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.
Итог занятия
– Какие чудесные мячики для котят у вас получились!
Конспект занятия по рисованию разновозрастной группы «Большие и маленькие ели»
Светлана Третьякова
Конспект занятия по рисованию разновозрастной группы «Большие и маленькие ели»
Конспект занятия по рисованию
разновозрастной группы
«Большие и маленькие ели» воспитатель Третьякова С. Н.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».
Задачи: Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, моторику рук. Учить детей 4 лет рисовать елочку, детям 5-6 лет продолжать учить рисовать елку, добиваясь выразительной передачи хвои разными приёмами. Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и строение, рисование концом кисти. Воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к природе.
Материал: гуашь, тонированная бумага, иллюстрации, дидактическая игра «Построй елочку» – кубики «Сложи узор».
Предварительная работа. Рассматривание елей во время прогулок на участке, а также рассматривание иллюстраций, на которых хвоя изображена разными способами.
Ход занятия.
Дети выходят на середину ковра.
Ребята, к нам пришли гости, давайте мы поздороваемся необычно: друг с другом, с гостями, с пальчиками.
Пальчиковая игра «Доброе утро».
Дети садятся на стульчики.
Ребята, послушайте загадку.
Она на ежика похожа,
Как ёж, она в иголках тоже,
На ней плоды бывают- шишки.
Девчонки ждут её, мальчишки,
Когда она под Новый год
На праздник к ним стоять придет.
Про что загадка? Елка.
И. Токмаковой «Ели…»
До небес макушки-
Смотрят на внучат.
Воспитатель: Дети, о чём говориться в стихотворении? – о ёлочках.
А, о каких ёлочках говориться? – о елочках больших и маленьких.
Показываю иллюстрации, на которых изображены большие и маленькие ели.
Вопросы к детям:
Что здесь изображено?
Какие елки вы видите? – высокие и низкие.
А какого цвета елочки? – зелёные.
Дети, а чем покрыты веточки на елочках? – хвоей.
А какие елочки более пушистые? – большие елки пушистее, на них много веток и иголок (хвои).
Дети, а как нужно относиться к ним, и к природе, которая нас окружает? – не ломать веток, не срубать елки, не разжигать костры в лесу.
Вставайте, отдохнем: физкультминутка – Наша елка.
Наша елка велика, Делают круговые движения руками.
Наша елка высока, Встают на носки, подняв руки вверх.
Выше мамы, выше папы, Приседают, руки вперед, и встают на носки.
Достает до потолка. Тянутся вверх.
Будем весело плясать, Выставляют поочередно ноги на пятку,
Будем песни распевать, разводя руки в стороны и ставя их на пояс.
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!
Хотите построить елочку из кубиков, проходите к кроватям. Дидактическая игра «Построй елочку» Спросить у кого высокие, у кого низкие ели. Дети, сегодня мы с вами будем рисовать елочки – большие и маленькие, проходите за столы.
Показываю, как последовательно нарисовать ели. Я возьму лист положу его вертикально, каким цветом мы будем рисовать ствол – коричневым. Начинаем сверху, рисуем кончиком кисти, постепенно прижимая кисть всем ворсом. Чтобы показать какой толстый ствол у старой ели подрисовываем с другой стороны, также рисуем ещё один ствол, с другой стороны, получились такие ворота. А теперь темно -зелёной краской рисуем ветви, начинаем сверху вниз, концом кисти выполним небольшие мазки. Получаются такие еловые «лапы».
А маленькие елочки рядом с большими, у лесных ворот на полянке водят хоровод. Изобразим их светло зелёной краской тоненькие стволы маленьких ёлочек, подрисуем веточки, раскрасим как будто юбочки, треугольники.
В конце занятия рассматриваем все рисунки и выбираем те, которые понравились детям.
– Ребята, найдите самую высокую ель.
– На каком рисунке самая пушистая елочка?
– У какой, елочки красивые, пушистые веточки?
– Молодцы ребята, все постарались, у нас получился настоящий еловый лес, а хотите поиграть в игру, вы будете зайки.
Подвижная игра «Зайка серенький скакал».
Дети произвольно прыгают на ковре, выполняют движения соответственно тексту.
Зайка серенький скакал, Зайка корм себе искал, Вдруг у зайца на макушке, Поднялись как стрелки ушки, Шорох тихий раздается, Кто то по лесу крадется, Зайка путает следы, Убегает от лисы.
Фотоотчёт о НОД по лепке «Большие и маленькие морковки» с детьми средней группы Здравствуйте! Дорогие коллеги,сегодня я хочу представить вашему вниманию фотоотчёт НОД по лепке “Большие и маленькие морковки”с детьми средней.
Фотоотчёт о занятии по аппликации во второй младшей группе «Большие и маленькие мячи» Здравствуйте уважаемые коллеги!С 1 сентября я набрала новых детей в возрасте от 3 лет. У нас теперь новая группа,куда ведётся набор детей. моих.
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию для детей группы раннего возраста «Большие и маленькие» Видео Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию для детей группы раннего возраста по теме «Большие и маленькие» Дата проведения:.
Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Большие и маленькие мячи» Целевой ориентир: умеет выбирать большие и маленькие предметы круглой формы; наклеивать изображение на альбомный лист. Приоритетная образовательная.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Где ночует солнышко? Большие и маленькие облака» для младшей группы Реализация в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и элементарных математических представлений,.
Конспект ОД по рисованию в подготовительной группе «Ели большие и маленькие» Цели: расширять знания детей о деревьях, продолжать учить создавать композицию, изображать ели на переднем и на заднем плане, с учетом перспективы,.
Конспект открытого занятия по познавательному равитию для старшей группы «Семьи большие и маленькие» Познавательное развитие в старшей группе «Семьи большие и маленькие» Задачи: 1. Продолжать формировать у детей представление о семье. 2.
Конспект занятия во второй младшей группе «Лепешки-большие и маленькие» Художественно- эстетическое развитие во второй младшей группе «Лепешки, большие и маленькие» (лепка) Задачи: Продолжать учить детей отщипывать.
Конспект занятия во второй младшей группе «Снежные комочки, большие и маленькие» Занятие подготовлено к дню самоуправление в группе. Проводят занятие родители. Тема: Снежные комочки большие и маленькие. (рисование) стр.
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/03/05/organizatsiya-protsessa-obucheniya-risovaniyu-v-raznovozrastnykh
http://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/konspekt-zanyatiy-po-risovaniyu-v-raznovozrastnoy-gruppe
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-risovaniyu-raznovozrastnoi-grupy-bolshie-i-malenkie-eli.html