Конспект по чтению художественной литературы. Конспект занятия по чтению художественной литературы
Конспект ОД по чтению художественной литературы в средней группе детского сада
• уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров;
• обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом;
2.Развивающие:
• развивать диалогическую и монологическую речь воспитанников;
• развитие чувства юмора, творческого изображения;
• развитие коммуникативных навыков: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая.
3.Воспитательные:
• воспитание интереса к произведениям художественной литературы
• воспитывать эстетические чувства через художественное произведение: помочь почувствовать красоту и выразительность поэтического языка.
Предварительная работа:
воспитателя: изучение методической литературы, разработка конспекта образовательной деятельности, подготовка необходимых материалов;
с детьми: чтение рассказов Н.Носова. Рассматривание картин, иллюстраций к рассказам.
с родителями: родителям рекомендовали читать с детьми художественную литературу, побеседовать о содержании произведений с детьми.
Организация развивающей предметно-пространственной среды:
занятие проводится в групповой комнате, дети сидят на стульях;
демонстрационный: портрет Н.Носова, иллюстрации к рассказу «Живая шляпа», книга Н. Носова «Живая шляпа»
Словарная работа:
Активизация словаря: кабинет, шляпа
Обогащение словаря: комод, кочерга, треснуть, плюхнуть, клюшка
Особенности группы детей и их учет в ходе образовательной деятельности: исходя из того, что в группе выявлено три уровня речевого развития детей, данное занятие целесообразно провести с тремя подгруппами отдельно.
Индивидуальные особенности детей и их учет в ходе образовательной деятельности: в связи с тем, что в группе имеются дети (Женя П., Гоша Ч., Коля Ж.) с низким уровнем развития речи, необходимо активизировать их при ответах на вопросы и повторении слов и оказывать помощь при рассказывании.
Методы и приемы:
Словесные: чтение рассказа, беседа, вопросы, анализ, пояснения, составление рассказов.
Наглядные: рассматривание портрета Н.Носова и иллюстраций к рассказу «Живая шляпа».
Практические: рисование котенка, придумывание истории о котенке.
Игровые методы: игровая мотивация.
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть.
– Ребята, скажите, пожалуйста, о чём я сейчас загадаю вам загадку:
Что такое, подскажите,
Там игрушки не сидят.
Книги выстроились в ряд,
Конспект занятия по чтению художественной литературы
план-конспект занятия по художественной литературе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой
Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка»
Цели: Познакомить детей с украинской сказкой «Хроменькая уточка». Продолжать формировать умение воспринимать образное содержание сказки.
Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки.
Развивать память, воображение и интонацию выразительной речи.
Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Развивать монологическую речь.
Материалы и оборудование: обложки сказок «Колосок», «Рукавичка», «Пых»; мнемотаблица к сказке «Хроменькая уточка»; цветные карандаши; листы бумаги, разделённые на три части; аудиозапись «В мире много сказок».
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, работа с мнемотаблицами.
Под музыку входят дети, встают полукругом.
Воспитатель: Дети всех народов любят сказки и каждый народ сочиняет свои сказки и рассказывает их детям, а те, когда вырастают, рассказывают их своим детям. Народов на Земле много и сказок много.
Я знаю, что вы тоже любите сказки. Сейчас мы проведём небольшую разминку. Она будет заключаться в следующем: я буду говорить первые слова из названий сказок, а вы договаривать название сказки.
Воспитатель: Ходила, гуляла, сказки собирала. Набрала в лукошко, потеряла по дорожке. Хочу снова собрать – малым деткам рассказать. Поможете?
Воспитатель: Гуси-… (лебеди)
Волк и семеро … (козлят)
Воспитатель хвалит детей
Воспитатель: Вспомните, чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы знаете не только русские сказки, но и украинские, белорусские сказки.
Педагог обращает внимание детей на обложки книг «Пых», «Колосок», «Рукавичка»/
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу ещё одну украинскую сказку. А поможет мне её рассказать, а вам запомнить сказку таблица с рисунками по сюжету сказки.
Садитесь поудобнее, слушайте внимательно. После мы вместе придумаем для неё название.
Воспитатель рассказывает сказку «Хроменькая уточка.
Жили-были дед да баба. Детей у них не было. Говорит дед:
— Пойдём, старуха, в лес по грибы!
Пошли. Видит баба — под кустиком гнёздышко, а в гнёздышке уточка.
— Гляди-ка, дед, — уточка!
— Возьмём её домой! Пусть у нас живёт.
Стали поднимать, видят — лапка у неё переломана. Взяли её тихонько, со всем гнёздышком, принесли домой. Оставили уточку в хате, а сами опять по грибы пошли.
Вернулись домой вечером, смотрят — что такое?
Хата прибрана, хлеб испечён и борщ сварен. Они к соседям:
— Кто хату прибрал, хлеба напёк и борща наварил?
На другой день опять пошли дед с бабой по грибы. Вернулись вечером домой — опять всё прибрано и вареники сварены.
— Не видали ли кого в нашей хате?
Одна соседка говорит:
— Видали девушку — воду несла. Такая пригожая, только хроменькая.
Дед с бабою думали, думали: кто бы это был?
— Давай-ка, скажем, что пойдём по грибы, а сами спрячемся да и посмотрим, кто у нас хозяйничает.
Так и сделали. Спрятались и видят — из хаты выходит девушка с коромыслом. Такая пригожая девушка, только чуть хроменькая. Пошла она к колодцу, а дед с бабой в хату. Смотрят — нету в гнезде уточки, лежат только одни пёрышки. Взяли они гнёздышко и кинули в печь. Оно там и сгорело.
Принесла девушка воду, увидела деда с бабой — и прямо к гнёздышку. А гнёздышка нет. Она и заплакала.
Дед и баба уговаривают:
— Не плачь, голубонька, будешь ты у нас дочерью, родным нашим дитятком!
— Век бы жила у вас, коли вы бы не сожгли гнёздышка да не подглядывали за мною. А теперь не хочу! Сделай мне, дед, прялочку да веретёнце!
Дед с бабой плачут, уговаривают.
— Нет, — говорит, — не поверили, подглядывали за мною, уйду от вас!
Сделал дед прялочку и веретёнце.
Села она на дворе и прядёт. Летит стая уток. Увидали её, закричали:
— Вот наша девушка,
Вот наша пригожая!
Возле хаты сидит,
В нашу сторону глядит.
Прял очка шумит,
Кинем ей по пёрышку,
Пускай с нами летит!
Она им отвечает:
— Не полечу с вами.
Как была я на лужку,
Вы меня покинули,
Вы меня оставили!
Они бросили ей по пёрышку и дальше полетели. Летит другая стая уток. Увидали они девушку, закрякали:
— Вот наша девушка,
Вот наша пригожая!
Возле хаты сидит,
В нашу сторону глядит.
Кинем ей по пёрышку,
Пускай с нами летит!
— Не полечу с вами.
Как была я на лужку,
Вы меня покинули,
Вы меня оставили!
Кинули ей по пёрышку.
Летит третья стая. Увидали девушку, закрякали, запели:
— Вот наша девушка,
Вот наша пригожая!
Возле хаты сидит,
В нашу сторону глядит.
Прялочка шумит, Веретёнце звенит. Кинем ей по пёрышку, Пускай с нами летит!
Кинули ей по пёрышку, обернулась она уточкой и улетела.
После рассказывания сказки воспитатель предлагает детям сделать небольшую зарядку
Ути-ути-утки, Дети вперевалку идут по кругу друг за другом.
На волнах качались, Приседают.
Брызгались, плескались. Встают, машут руками, как крылышками
Вопросы к сказке:
1. О ком эта сказка?
2. Что сказочного в этой истории? Можно назвать эту сказку волшебной? Почему ты так думаешь?
3. Какие действия трижды повторяются в этой сказке?
4. Попробуй пересказать сказку. Сколько в ней частей? С каких слов начинается сказка? О чём говорится в первой части сказки? Расскажи, как хроменькая уточка появилась у деда с бабой. Почему она стала им помогать?
5. О чём говорится во второй части сказки? Расскажи, что случилось, когда дед с бабой выкинули гнёздышко уточки в печь. 6. Почему обиделась уточка?
7. Какой у сказки конец? Как ты думаешь, могла ли эта сказка закончиться по-другому? Почему ты так думаешь?
8. В сказке есть две песенки. Кто их поёт? С какой интонацией поют песенку уточки? (С радостью, с удивлением, с грустью.) А как поёт свою песенку девушка-уточка? Повтори эту песенку так, чтобы было понятно настроение девушки.
9. Сказка оканчивается грустно для деда и бабы. За что они наказаны? Как ты думаешь, это справедливо? Давай попробуем придумать такое продолжение сказки, в котором все были бы счастливы.
Воспитатель выслушивает варианты детей.
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и на листе бумаги, разделённом на три части, нарисовать рисунок к каждой части сказки.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, с какой сказкой мы сегодня познакомились? Кто её написал? Понравилась вам сказка?
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Путешествие по сказкам»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Путешествие по сказкам»
• Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки.
• Учить понимать эмоционально – образное содержание сказки.
• Учить детей анализировать сказку.
• Воспитывать любовь к творчеству, формировать художественный вкус.
• Воспитывать смелость, находчивость.
• Воспитывать разноплановый интерес к сказкам.
• Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам, в которых воплощены традиции русского народного творчества (победа добра над злом, счастливый конец) .
• Развивать интерес к чтению сказок
• Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
• Обогащать эмоции детей.
• Развивать у детей желание преодолевать препятствия, выразительность речи и пантомимики детей, чувство ритма, умение согласовывать движение со словами.
• Способствовать снятию физического и умственного напряжения при помощи динамической паузы и смены деятельности на занятии.
Чтение сказок («Гуси – лебеди», «Три медведя», «Мужик и медведь», «Колобок», «Маша и медведь», беседы по содержанию, пересказ, игры – драматизации по мотивам сказок («Репка», «Три медведя») загадки; рассматривание иллюстраций к сказкам («Три медведя», «Колобок», «Гуси – лебеди», показ кукольного театра по сказке «Репка», просмотр мультфильмов.
Составление конспекта занятия, оформление места проведения, подготовка оборудования, изготовление материала к занятию.
*Мультимедиа проектор, ноутбук
* Избушка для Бабы Яги ,
Воспитатель : Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Воспитатель: проходите, присаживайтесь.
Воспитатель : ребята, а вы любите сказки?
Воспитатель : и я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные.
Воспитатель : А чему учат сказки?
( С ними связаны наши представления о добре и зле. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает.)
А какие сказки вы знаете?
Дети: “Колобок”, “Теремок”, “Репка”, “Курочка ряба”, “Три медведя”, “Маша и медведь”…
Воспитатель : молодцы, много сказок знаете. Ребята, я вам приготовила подарок – настоящее сокровище и положила его в сундучок, Ой а его нет, он пропал, его кто то забрал, как вы думаете кто это мог сделать ?
Воспитатель обращает внимание на портрет на пеньке(портрет кощея бессмертного)
Воспитатель : А как же нам вернуть сундук назад?
воспитатель обращает внимание на следы
Воспитатель : ребята пойдемте по следам может они нам что-нибудь подскажут.
( Музыка звучит: в гостях у сказки.)
Все скорее становитесь
Рядышком вы все держитесь
Раз, два, три, четыре, пять
Сказку будем начинать.
Воспитатель: ребята, вот мы и в сказочном лесу. Посмотрите там чья то избушка.
Как вы думаете, кто живет в этой избушке?
Воспитатель : ребята бабушка-загадушка.
Б. З.(перчатка с бабушкой) :Чего пожаловали?
Воспитатель: мы ищем сундучок, по волшебному пути в сказку мы хотим пройти,.
Б. З. : нет уж, это слишком. Много ль знаете вы дети, на загадки мне ответьте, кто из вас их отгадает, как и я примудрым станет, а если не отгадаете из какой сказки я вам укажу дорогу..
Вот вам, первая загадка:
Сел в лесу на пенек,
Чтобы съесть пирожок,
Вдруг раздался голосок:
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок. (Маша и медведь) .
Б. З . : вот вам, еще одна загадка:
Вышли дружною семьей,
Чтобы справиться с одной,
Не приди на помощь мышка,
Ничего б у них не вышло. ( репка) .
По дороге в лес катился,
Убежать от всех стремился.
На свою беду в лесу,
Встретил хитрую лису.
Не вернулся он домой
Был он съеден той лисой. (колобок) .
Воспитатель: ну все бабушка, дети отгадали твои загадки, пропускай нас теперь.
Б. З : молодцы, отгадали все загадки. Сказки любите ребятки, я вам дам волшебный шар он и укажет вам дорогу.
Воспитатель : до свидания бабушка. Посмотрите ребята наш волшебный шар указывает нам дорогу, и мы отправляемся дальше.
(Звучит музыка в гостя у сказки.)
Воспитатель: Смотрите, это волшебное сказочное дерево на котором растут сказки. Но оно какое то невеселое грустное вокруг него все сухое безжизненное, я думаю ему надо помочь как то.
Свой путь мы сможем продолжить если узнаем героев и скажем из какой они сказки.
Воспитатель : ребята давайте присядем и постараемся все отгадать. (включаю слайды)
( в конце последний слайд дерево)
Воспитатель: молодцы, все сказки угадали, и дерево смотрите какое стало.
а нам пора дальше
(Музыка, идем дальше.)
Воспитатель: ребята, а куда же привел нас наш шар волшебный?
Воспитатель : Кто то оставил лукошко, а в лукошке записка и предметы какие то. Что же здесь написано? Читаю: «В лукошке вы найдете не грибы и не ягоды, а сказочные предметы. Угадайте из какой они сказки?
В лукошке: золотое яичко, деревянная большая ложка и две поменьше, пирожок, репа, … .
Воспитатель : Молодцы ребята правильно все угадали. А сейчас мы немножко отдохнем.
Ребята, а давайте с вами теперь поиграем в игру, которая называется:
Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой, большой (поднимают руки над головой)
Мама с ним поменьше ростом (вытягивают руки перед собой)
А сынок – малютка просто (руки перед собой – приседают)
Очень маленький он был (встают)
С погремушками ходил (руки сжаты в кулачки)
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь! (имитируют игру в погремушки)
Воспитатель : Ребята пойдемте дальше, смотрите куда же привел нас наш шарик волшебный. Что же это? Из какой это сказки?
воспитатель предлагает детям присесть на “берег Моря”
Вы присядьте и послушайте сказку которую нам расскажет золотая рыбка.
Следующее задание “Салат из сказок”
“ Салат из сказок”
– Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках, где Баба Яга живет. Избушка и говорит: “Красная Шапочка, я тебя съем! ”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”. Желание исполнилось: вырос цветочек, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок, как у Золушки. А в руке – золотой ключик от каморки Папы Карло. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Ребята, Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке (дети называют героев). Скажите, из каких известных вам сказок они к нам пришли? (Дети называют сказки:“ Курочка Ряба”, “Колобок”, “Волк и лиса”, “Репка”, “Баба Яга”, “Красная Шапочка”, “По щучьему веленью”, “Дюймовочка”, “Золушка”, “ Золотой ключик ”) .
Ребята а здесь на берегу есть еще картинки как вы думаете зачем рыбка их вынесла к берегу
(ответы детей – картинки такие же как в задании просказки)
Рыбка благодарит детей и желает счастливого пути.
Дети идут дальше и находят пенек с сундуком.
Воспитатель : ребята, посмотрите это же тот самый сундучок, который забрал кощей бессмертный.
Воспитатель: вы хотите узнать, что находится в сундучке?
Воспитатель : В сундучке не бриллианты, не злато. Смотрите, в сундучке книга сказок.
Ребята а как вы думаете почему кощей бессмертный забрал книгу со сказками ?
А чему учат сказки?
А какие сказки мы сегодня встретили на своем пути?
Источники:
http://kladraz.ru/blogs/blog19574/konspekt-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-chteniyu-hudozhestvenoi-literatury-v-srednei-grupe.html
http://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2019/08/29/konspekt-zanyatiya-po-chteniyu-hudozhestvennoy
http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-chteniyu-hudozhestvennoy-literaturi-puteshestvie-po-skazkam-3641651.html