Конспект НОД по восприятию художественной «Кто хозяин? План – конспект нод по восприятию художественной литературы и фольклора в подготовительной к школе группе.
Конспект НОД по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми подготовительной группы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи часто строится на материале художественных произведений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №67
Непосредственно – образовательной деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми подготовительной группы.
Составила воспитатель гр 6 1 квалификационная категория
Г. Ангарск 2015 г.
Тема: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Форма проведения: литературно – художественная гостиная.
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.
Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.
Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные. Обогащать активный словарь образными словами и выражениями (люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские).
Учить выражать эмоциональную отзывчивость на образ героини через изобразительную деятельность.
Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.
Материалы, оборудование: компьютер, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картин В. Васнецова, Б. Зворыкина, М. Врубеля «Снегурочка».
Словарная работа: «неможится», «души не чаю», «свечерело» и т. д.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза», создание альбомов «В мире сказок» (рисунки детей), «Сочини сказку».
Планируемые результаты: эмоционально реагируют на литературные и художественные произведения; определяют настроение и характер изобразительного творчества.
1. Организационный момент. (Вводный этап)
В.: – Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из сказки: – Здравствуйте, люди добрые!
– Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).
– Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).
В.: – Я рада приветствовать вас в нашей литературно – художественной гостиной.
2 часть. Основная. (Основной этап).
В.: – «В мире много сказок – грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них».
В.: – Очень часто в сказках описывается красота, ум и доброта молодых девушек, давайте вспомним этих героинь.
2. Дидактическое упражнение: «Назови героиню и название сказки».
В.: – Сегодня в гостиной разместились иллюстрации. Рассмотрите их, и скажите, к какой они сказке? («Снегурочка»).
3. Чтение сказки.
В.: – Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка». «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается». Перед чтением хочу спросить у вас, что значат слова – «Души не чаять», «неможится»? ( словарная работа).
Выразительное чтение сказки с показом слайдов.
Русская народная сказка «Снегурочка»
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
- А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега
дочку сделаем. - Давай, — говорит старуха.
- Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается.
Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.
Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
- Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая
невеселая стала? Иль тебе неможется? - Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше – дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
- Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила: - Пойди, дочка, повеселись с подружками!
- Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
- А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла , обратилась в белое облачко.
- Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.
Стали они кликать ее:
— Ау, ау, Снегурочка!
Только эхо им в лесу откликнулось.
Беседа по содержанию:
– Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?
– Какой получилась у стариков доченька?
– А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?
– Какими словами описывается Снегурочка, вспоминайте.
– Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
– Какая она была? Опишите её.
Радостная была Снегурочка, вот какая.
Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
– Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.
Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
– А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
– Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло? (Растаяла).
– Во что, превратилась Снегурочка? (В облачко).
– Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
– Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной?
4. Подвижная игра «Заря – заряница».
В.: – Снегурочка вместе с подругами играла, песни пела, хороводы водила, вставайте и вы в хоровод:
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется.
5. Игра «Переводчики».
В.: – А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)
– А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)
– Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их? (какие?)
– А есть те слова, которые не понятны?
Давайте сыграем в игру «Переводчики» – я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!
- Жили ладно – это как?
- Приладили ручки и ножки – что сделали?
- Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
- Души старики в дочке не чают – это как?
- Работа в руках спорится –
- Неможется –
- Свечерело –
- Стали кликать Снегурочку –
Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу откликнулось».
– Грустный конец у этой русской народной сказки?
– А почему же нам грустно? (снегурочка испарилась)
– А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?
– Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)
– Молодцы, как вы здорово придумали!
Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!
А работали хорошо все! Поэтому Снегурочка послала меня передать вам вот такие красивые раскраски – здесь Снегурочка везде веселая, красивая, довольная вашей работой.
Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями (до свиданья), а мы дальше с вами будем играть, раскрашивать наши подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказами «Золотой луг», «Ребята и утята», Беличья память.
Программа указывает на необходимость знакомства детей с родной культурой, заучивание с детьми потешек, песенок, закличек, формирование у детей интереса к детскому фольклору. У большинства детей .
Ракрываются цели, задачи, формы работы по приобщению детей к чтению. Как проходят занятия в разных возрастных группах. А также работа с родителями.
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».
Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок» в подготовительной к школе группе. Знакомство с автором и произведением.
Тема: «Разучивание песенки – потешки», «Мальчик, пальчик где ты был…»Форма работы: разучивание.Группа: 1 младшая.
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с.
Конспект НОД по восприятию художественной литературы в подготовительной группе
«Какой листок? – думаю я. – Вон какая морда толстая да усатая».
«При чём здесь морда? На душе тяжело. Лежу вот под листьями, грущу».
«Чего ты грустишь-то, котяро осеннее?» (Почему автор решил, что кот грустит?)
«Жалко как-то. Вот и птички улетают. Вам этого не понять». (Наверное, нравилось коту на птичек охотиться).
До вечера лежал кот в подсолнухах, печалился. Похолодало. Вскочил кот, выгнул дугою спину, фыркнул и помчался в дом. (Что будет дальше, как вы думаете?). Сразу полез на печку. «Хватит мне быть осенним котом, – ворчал он. – Стану теперь зимним».
В эту ночь и выпал первый снег.
Воспитатель: Вы предположили, что рассказ будет веселым (грустным), так ли это? Каким оказался этот рассказ по настроению?
Воспитатель: Подумайте, почему автор озаглавил текст именно так и не иначе? Почему автор назвал кота «котяро»?
III. Работа с текстом после чтения.
Воспитатель: С чем сравнивает себя кот, почему? (с осенними листьями, потому что сам лежит среди опавших листьев).
Воспитатель: Найдите в тексте слова, близкие по смыслу (караулит, подстерегает; печально, тоскливо)
Воспитатель: Опишите внешний вид кота.
Воспитатель: Как вы понимаете выражение: «На душе тяжело?»
Воспитатель: Какие слова и выражения использует автор для описания состояния кота?
Воспитатель показывает детям портрет автора произведения.
Воспитатель: Посмотрите на фотографию – это Юрий Иосифович Коваль, детский писатель и поэт, о котором знают все: и взрослые, и дети. Он написал много сказок и рассказов для детей. Он писал о людях, о животных, о природе. Кроме того, по мотивам его книг снимают мультфильмы и кинокартины.
Воспитатель обращает внимание на иллюстрации к рассказу.
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию, похож ли этот кот на героя произведения? Посмотрите, какие еще удивительные иллюстрации к этому рассказу сделаны художником Татьяной Мавриной. Таким ли вы себе представляли этого кота, каким его изобразил художник?
Воспитатель: Как бы вы сейчас назвали рассказ?
Повторное чтение
Повторное чтение проводится с установкой на запоминание и пересказ.
Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз, постарайтесь его запомнить.
Дети пересказывают рассказ, если затрудняются, воспитатель помогает дополнительными вопросами. Рассказывают 2-3 ребенка, дети помогают.
Воспитатель: Какое настроение у вас после прочтения рассказа?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, автору нравится его герой? Как он относится к «котяре»: с любовью, или раздражением, недовольством? Почему вы так думаете? А вам нравится этот герой? Почему? Как думаете, что произошло, когда кот вышел на следующий день во двор и увидел снег?
Воспитатель: Юрий Коваль написал еще маленькие рассказы, героем которых является кот: «Весенний кот» и «Летний кот». Мы обязательно с вами их прочтем.
После занятия воспитатель предлагает детям нарисовать героя произведения – «осеннего котяру», как они его представляют.
Конспект НОД по восприятию художественной литературы в подготовительной группе
Светлана Баранок
Конспект НОД по восприятию художественной литературы в подготовительной группе
Конспект НОД
в подготовительной группе
по восприятию художественной литературы
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
– Продолжать знакомить детей с творчеством А. С. Пушкина.
– Способствовать развитию умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста.
– Обогащать словарь детей словами обозначающими предметы и явления по сказке.
– Способствовать развитию речевой и коммуникативной активности детей во время обсуждения сказки.
– Развивать память, воображение, образное восприятие.
– Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, умение содержательно и выразительно передавать литературный текст в процессе рассказывания отрывка из сказки по ролям.
Воспитательные:
– Воспитывать любовь к книге, вызвать эмоциональное отношение к героям путём использования выразительных средств (поэзии, музыки, авторских иллюстраций к сказкам).
– Формировать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу, работать в группе;
Методы и приёмы:
– Игровой момент, вопросы поискового характера, отгадывание загадок, чтение пословиц, художественное слово, показ презентации, домашнее задание,
– Знакомство детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.
– Организация библиотеки «Творчество А. С. Пушкина»
– Чтение произведений А. С. Пушкина: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», его стихотворений.
– Просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина.
– Создание альбома «Сказки А. С. Пушкина».
НОД художественное творчество: рисование героев «Сказки о царе Салтане», «Обложка для книги сказок». Лепка «Мой любимый сказочный герой»
Книга-сюрприз, портрет А. С. Пушкина, ИКТ, диск с мультфильмом «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», разрезные картинки – пазлы с сюжетами из сказки, листы с нарисованными на них восковыми мелками героями сказки, краски, кисти, непроливайки.
Ход Нод:
Дети стоят рядом с воспитателем
В- Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. А мне хочется загадать вам загадку
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
В- Правильно, а вот и отгадка у меня в руках
(воспитатель показывает детям железную книгу-коробку)
В- А кто из вас знает пословицы о книге?
Д- Дом без книги – день без солнца
– Будешь книги читать – будешь много знать
– Книга – маленькое окошко – через него весь мир видно
– Книга поможет в труде и выручит в беде
– Книга учит жить, книгой нужно дорожить.
В. – Молодцы! А как вы думаете, кто пишет книги?
В- Да, писатели пишут разные книги. Бывают сказки, а ещё?
Д. – Рассказы, стихи, басни
В- Ребята, а каких писателей знаете вы?
Д. – Л. Толстой, Н. Носов, А. Барто, К. Чуковский,А. Пушкин,В. Бианки
В. – Я очень рада, что вы так много назвали детских писателей. А сегодня мы будем беседовать о творчестве А. С. Пушкина. Ксюша подготовила о нём небольшой рассказ.
(рассказ об А. С. Пушкине дом. задание)
В- А. С. Пушкин написал много прекрасных стихов и очень интересных сказок. Какие его сказки вы можете назвать?
Д. – Сказка о рыбаке и рыбке, сказка о царе Салтане, сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, сказка о золотом петушке.
В- У меня для вас есть ещё загадка. Проходите на стулья и садитесь поудобнее. Интересно, узнаете ли вы сказку?
(дети проходят на стулья и смотрят отрывок из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
В- Как называется эта сказка?
Д. – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
В- А кто сможет рассказать, о чём эта сказка?
(Ответы 2-3 детей)
В- А как скажет Диана.
В- Давайте послушаем Ксюшу
В- Ребята, а как можно сказать про эту сказку, какая она?
Д- Волшебная, добрая, чудесная, загадочная.
В- Правильно, в сказках добро всегда побеждает зло.
В- А кто герои этой сказки?
Д- Царевна, королевич Елисей, мачеха, богатыри.
В- Чтобы лучше узнать героев, давайте поговорим о них поподробнее.
В- Царевна, какая она?
Д-Добрая, красивая, трудолюбивая, несчастная
В- Послушайте как про царевну писал А. С. Пушкин
(воспитатель зачитывает из книги
отрывок про царевну)
Нраву кроткого такого
И жених сыскался ей
В- А про царицу вы что скажете, какая она была?
Д- Злая, коварная, ведьма
В- Послушайте, как про неё написано в сказке:
Правду молвят, молодица
Та и впрямь была царица
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла.
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
В- В этой сказке была одна чудесная вещь, которой часто пользовалась царица, помните, что это?
Д. -Волшебное зеркало
В- Какова его роль в этой сказке?
Д- Оно говорило правду и царица на него злилась, а потом разбила.
В- А как царица обращалась к зеркальцу?
Д-Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.
В- А как зеркальце ей отвечало, ребята, кто помнит?
Д. -Ты прекрасна, спору нет, ты, царица всех милее, всех румяней и белее.
В- А кто скажет, что случилось с царевной, когда злая царица услышала вот такой ответ зеркальца?
– Ты прекрасна спору нет, но царевна всеж милее, всеж румяней и белее.
Д. -Приказала отвести её в лес
В- А что случилось с царевной в лесу?
Д. -Она сначала думала, что заблудилась, а потом нашла терем богатырей
В- Ребята, а кто сможет рассказать про богатырей, какие они?
Д. -Добрые, сильные, помогли царевне
В- А чем они занимались?
В- Послушайте, как про богатырей написал А. С. Пушкин
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Серых уток пострелять.
Руку правую потешить
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с соседских плеч
У татарина отсечь.
В- А кто напомнит, что потом случилось в сказке?
В. -А послушайте, я зачитаю вам отрывок….
(Чтение отрывка из сказки….)
В-А кто хочет продолжить дальше?- Что сделал пёс Соколко?
Д- Побежал к богатырям. Съел отравленное яблоко,
Не пожалел жизни
В- Какой был пёс, как он поступил?
Д. -Верный, преданный
В- Что было дальше?
В- А как можно сказать про королевича Елисея?
Д–Добрый, сильный, храбрый
В- А почему про него можно сказать, что он храбрый
Д– Потому, что он отправился искать царевну
В- А какие герои в сказке помогали королевичу Елисею? Кто указал ему путь к царевне?
Д. – Солнце, месяц, ветер
В- Кто помнит, как они говорили?
Давайте мы с вами расскажем эти отрывки по ролям.
– Алёша, ты хочешь побыть в роли Елисея?
– А ты, Диана, будешь отвечать от лица месяца
– А Соня будет в роли ветра
(рассказывание по ролям…
В- Чем закончилась сказка?
В-Вы очень хорошо знаете эту сказку, и у меня для вас есть интересное задание из нашей чудесной книги.
(здесь есть картинки – пазлы из сказки, которые нужно собрать, а ещё надо раскрасить героев сказки, которые спрятались на этих белых листах. Как вы думаете, сможем мы справится с заданием?
В- Ну, тогда сейчас выберем, кто будет собирать, а кто раскрашивать. Подходите к столу и выбирайте.
Дети проходят к столам, выбирают задание. Кто-то в группах по 2-3 человека собирает пазлы с иллюстрациями из сказки, а кто-то закрашивает красками героев, нарисованных восковыми мелками.
Воспитатель в ходе продуктивной деятельности, помогает, направляет детей.
В- Что вы собрали?
Д. – Иллюстрации, картинки из сказки
В- Что здесь изображено?
Д. -Волшебное зеркало, солнце, месяц, ветер
В- А что получилось у вас?
В- Вы узнали героев сказки?
В- Кто у тебя получился, Римма? А у тебя, Артём?
В- Посмотрите, как хорошо вы справились с заданием, какие яркие и красивые иллюстрации у вас получились, а это значит, что мы с вами тоже создали сказку. …
В- Подойдите поближе и посмотрите друг у друга, что у вас получилось.
(дети проходят и смотрят работы друг друга)
Верить в сказку – это счастье,
И тому, кто верит,
Отворит все двери.
В- Что вам понравилось сегодня делать?
В- Что было интересно? Что вызвало трудности?
Проект «Мультяшки в кармашке» Актуальность: В сегодняшнем современном мире появилось много ненужной зарубежной и отечественной литературы, которая понижает нравственную.
К 215-летию А. С. Пушкина. Фотоотчет развлечения «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» 6 февраля провели Развлечение посвященное 215 летию А. С. Пушкина «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».Продолжили с детьми знакомиться с.
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/25/konspekt-nod-po-vospriyatiyu-hudozhestvennoy-literatury-i
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog50983/konspekt-nod-po-vosprijatiyu-hudozhestvenoi-literatury-v-podgotovitelnoi-k-shkole-grupe.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-vosprijatiyu-hudozhestvenoi-literatury-v-podgotovitelnoi-grupe.html