Кому на руси жить хорошо сельская. Анализ глав «Поп», «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь

Кому на руси жить хорошо сельская. Анализ глав «Поп», «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь

Анализ глав «Поп», «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь»

Главы поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не только открывают разные стороны жизни России: в каждой главе мы смотрим на эту жизнь глазами представителей разных сословий. И рассказ каждого из них, как к центру, обращается к «царству мужицкому», обнаруживая разные стороны народной жизни – его быта, труда, раскрывая народную душу, народную совесть, народные чаяния и стремления. Если воспользоваться выражением самого Некрасова, крестьянина мы «меряем» разной «мерочкой» – и «господской», и его собственной. Но параллельно, на фоне создающейся в поэме величественной картины жизни российской империи развивается внутренний сюжет поэмы – постепенный рост самосознания героев, их духовное пробуждение. Наблюдая происходящее, разговаривая с самыми разными людьми, мужики учатся отличать подлинное счастье от мнимого, иллюзорного, они находят ответ на вопрос, «кто всех святей, кто всех грешней». Характерно, что уже в первой части герои выступают и в роли судей, причем именно им принадлежит право определить: кто из называющих себя счастливыми по-настоящему счастлив. Это – сложная нравственная задача, требующая от человека обладания собственными идеалами. Но не менее важно отметить, что странники все чаще оказываются «затерянными» в толпе крестьян: их голоса как бы сливаются с голосами жителей других губерний, всего крестьянского «мира». И уже «миру» принадлежит веское слово в осуждении или оправдании счастливых и несчастливых, грешников и праведников.

Отправляясь в странствие, крестьяне ищут того, кому «вольготно-весело живется на Руси». Эта формула предполагает, вероятно, свободу и праздность, неразделимые для мужиков с богатством и знатностью. Первому же из встреченных возможных счастливцев – попу они задают вопрос: «Скажи ж ты нам по-божески: / Сладка ли жизнь поповская? / Ты как – вольготно, счастливо / Живешь, честной отец. » Синонимом «счастливой» жизни для них выступает «сладкая» жизнь. Этому неопределенному представлению поп противополагает свое понимание счастья, которое мужики разделяют: «В чем счастие по-вашему? / Покой, богатство, честь – / Не так ли, други милые?» / Они сказали: так. ». Можно предположить, что многоточие (а не восклицательный знак или точка), поставленное после мужицких слов, означает паузу – мужики раздумывают над поповскими словами, но и принимают их. Л.А. Евстигнеева пишет о том, что определение «покой, богатство, честь» чуждо народному представлению о счастье. Это не совсем так: некрасовские герои действительно приняли это понимание счастья, согласились с ним внутренне: именно эти три слагаемых – «покой, богатство, честь» будут для них основой для суждения о попе и помещике, Ермиле Гирине, для выбора между многочисленными счастливцами, которые объявятся в главе «Счастливые». Именно потому, что поповская жизнь лишена и покоя, и богатства, и чести, мужики и признают его несчастливым. Выслушав жалобы попа, они поняли, что его жизнь вовсе не «сладкая». Свою досаду они вымещают на Луке, убеждавшем всех в «счастье» попа. Ругая его, они и вспоминают все доводы Луки, доказывавшего поповское счастье. Слушая их брань, мы понимаем, с чем же они отправлялись в путь, что же они почитали «хорошей» жизнью: для них это сытая жизнь:

Что, взял? башка упрямая!
Дубина деревенская!
Туда же лезет в спор!
Три года я, робятушки,
Жил у попа в работниках,
Малина – не житье!
Попова каша – с маслицом,
Попов пирог – с начинкою,
Поповы щи – с снетком!
Ну, вот тебе хваленое,
Поповское житье!

Уже в рассказе попа проявилась одна важная особенность повествования. Рассказывая о своей жизни, о личном неблагополучии, каждый встреченный мужиками возможный «кандидат» в счастливые будет рисовать широкую картину российской жизни. Так создается образ России – единого мира, в котором жизнь каждого сословия оказывается зависимой от жизни всей страны. Только на фоне народной жизни, в тесной связи с ней становится понятно и объяснимо неблагополучие самих героев. В рассказе попа открываются прежде всего темные стороны жизни крестьянина: поп, исповедуя умирающих, становится свидетелем самых горестных минут в жизни крестьянина. От попа же мы узнаем, что и в богатые урожаем годы, и в голодные годы – никогда не бывает легкой жизнь крестьянина:

Угоды наши скудные,
Пески, болота, мхи,
Скотинка ходит впроголодь,
Родится хлеб сам-друг,
А если и раздобрится
Сыра земля-кормилица,
Так новая беда:
Деваться с хлебом некуда!
Припрет нужда – продашь его
За сущую безделицу,
А там – неурожай!
Тогда плати втридорога,
Скотинку продавай!

Именно поп затрагивает одну из самых трагических сторон народной жизни – важнейшую тему поэмы: горестное положение русской женщины-крестьянки, «печальницы, кормилицы, поилицы, рабыни, богомолицы и труженицы вечной».

Можно отметить и такую особенность повествования: в основе каждого рассказа героев о его жизни лежит антитеза: прошлое – настоящее. При этом, герои не просто сравнивают разные этапы своей жизни: человеческая жизнь, счастье и несчастье человека всегда связаны с теми законами – социальными и нравственными, по которым идет жизнь страны. Герои нередко и сами делают широкие обобщения. Так, например, поп, рисуя нынешнее разорение – и помещичьих усадеб, и крестьянской жизни, и жизни священников, говорит:

Во время недалекое
Империя российская
Дворянскими усадьбами
Была полным-полна
Что свадеб там игралося,
Что деток нарождалося
На даровых хлебах!
А ныне уж не то!
Как племя иудейское,
Рассеялись помещики
По дальней чужеземщине
И по Руси родной.

Та же антитеза будет характерна и для рассказа Оболта-Оболдуева о помещичьем житье-бытье: «Теперь не та уж Русь!» – скажет он, нарисовав картины прошлого благополучия и нынешнего разорения дворянских семей. Та же тема будет продолжена и в «Крестьянке», начинающейся с описания разрушаемой дворовыми прекрасной помещичьей усадьбы. Прошлое и настоящее будут противопоставлены и в рассказе о Савелии, богатыре святорусском. «А были благодатные / Такие времена» – вот пафос рассказа самого Савелия о его молодости и прежней жизни Корежины.

Но авторская задача явно не заключается в том, чтобы воспеть утраченное благоденствие. И в рассказе попа, и в рассказе помещика, особенно в рассказах Матрены Тимофеевны лейтмотивом проходит мысль, что основа благополучия – великий труд, великое терпение народное, та самая «крепь», которая принесла столько горя народу. «Даровые хлеба», даром достававшийся помещикам хлеб крепостных крестьян – источник благополучия России и всех ее сословий – всех, кроме крестьянского.

Тягостное впечатление от поповского рассказа не исчезает даже в главе, описывающей сельский праздник. Глава «Сельская ярмонка» открывает новые стороны народной жизни. Глазами крестьян мы смотрим на нехитрые крестьянские радости, видим пеструю и пьяную толпу. «Слепой народ» – это некрасовское определение из поэмы «Несчастные» в полной мере передает суть нарисованной автором картины народного праздника. Толпа крестьян, протягивающих кабачникам шапки за штоф водки, пьяный крестьянин, вываливший в канаву целый воз с товаром, Вавилушка, пропивший все деньги, мужики-офени, покупающие для продажи крестьянам «картиночки» с важными генералами и книжки «про милорда глупого», – все эти, и печальные, и смешные сцены свидетельствуют о нравственной слепоте народа, его невежестве. Пожалуй, только один светлый эпизод отмечен автором в этом празднике: всеобщее сочувствие к судьбе Вавилушки, пропившего все деньги и горюющего, что не принесет внучке обещанного подарка: «Народ собрался, слушает, / Не смеючись, жалеючи; / Случись, работой, хлебушком / Ему бы помогли, / А вынуть два двугривенных, / Так сам ни с чем останешься». Когда же ученый-фольклорист Веретенников выручает бедного мужика, крестьяне «так были разутешены, / Так рады, словно каждого / Он подарил рублем». Сострадание чужой беде и способность радоваться чужой радостью – душевная отзывчивость народа – все это предвещает будущие авторские слова о золотом сердце народном.

Читать еще:  История жизни двух братьев кирсановых. Характеристика Павла Петровича Кирсанова: утонченный аристократ

Глава «Пьяная ночь» продолжает тему «великой жажды православной», безмерности «русского хмеля» и рисует картину дикого разгула в ночь после ярмарки. Основа главы – многочисленные диалоги разных не видимых ни странникам, ни читателям людей. Вино сделало их откровенными, заставило говорить о самом больном и сокровенном. Каждый диалог можно было бы развернуть в историю человеческой жизни, как правило, несчастливой: нищета, ненависть между самыми близкими людьми в семье – вот что открывают эти разговоры. Этим описанием, рождавшем в читателе ощущение, что «нет меры хмелю русскому», первоначально и заканчивалась глава. Но автор не случайно пишет продолжение, делая центром главы «Пьяная ночь» не эти тягостные картины, а разговор-объяснение Павлуши Веретенникова, ученого-фольклориста, с крестьянином Якимом Нагим. Также не случайно собеседником ученого-фольклориста автор делает не «мастерового», как было в первых набросках, а именно крестьянина. Не сторонний наблюдатель, а сам крестьянин дает объяснение происходящему. «На мерочку господскую крестьянина не мерь!» – звучит голос крестьянина Якима Нагого в ответ Веретенникову, попрекнувшему крестьян за то, что «пьют до одурения». Народное пьянство Яким объясняет теми страданиями, которые без меры отпущены крестьянам:

Нет меры хмелю русскому,
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
А что глядеть зазорно вам,
Как пьяные валяются,
Так погляди поди,
Как из болота волоком
Крестьяне сено мокрое,
Скосивши, волокут:
Где не пробраться лошади,
Где и без ноши пешему
Опасно перейти,
Там рать-орда крестьянская
По кочам, по зажоринам
Ползком-ползет с плетюхами, –
Трещит крестьянский пуп!

Исполнен противоречия образ, которым пользуется Яким Нагой в определении крестьян, – рать-орда. Рать – воинство, крестьяне – ратники-воители, герои – этот образ пройдет через всю некрасовскую поэму. Мужики, труженики и страдальцы, осмысляются автором как защитники России, основа ее богатства и стабильности. Но крестьяне – и «орда», сила непросветленная, стихийная, слепая. И эти темные стороны в народной жизни также открываются в поэме. Пьянство спасает крестьянина от горестных дум и от гнева, накопившегося в душе за долгие годы страданий и несправедливостей. Душа крестьянина – «туча черная», предвещающая «грозу», – этот мотив будет подхвачен в главе «Крестьянка», в «Пире на весь мир». Но душа крестьянская – и «добрая»: гнев ее «вином кончается».

Противоречия русской души и далее открываются автором. Сам образ Якима исполнен таких противоречий. Многое объясняет в этом крестьянине любовь к «картиночкам», что он купил сыну. Автор не детализирует, какими «картиночками» любовался Яким. Вполне может быть, что там нарисованы были все те же важные генералы, что и на картинках, описанных в «Сельской ярмонке». Некрасову важно подчеркнуть только одно: во время пожара, когда люди спасают самое дорогое, Яким спасал не накопленные им тридцать пять рублей, а «картиночки». И жена его спасала – не деньги, а иконы. То, что дорого было крестьянской душе, оказалось важнее того, что нужно для тела.

Рассказывая о своем герое, автор не стремится показать уникальность, особенность Якима. Напротив, акцентируя в описании своего героя природные образы, автор создает портрет-символ всего русского крестьянства – пахаря, за долгие годы сроднившегося с землей. Это и придает словам Якима особенную весомость: мы воспринимаем его голос как голос самой земли-кормилицы, самой крестьянской Руси, зовущей не к осуждению, но к состраданию:

Грудь впалая, как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – кора древесная.
А волосы – песок.

Глава «Пьяная ночь» завершается песнями, в которых сильнее всего и сказалась народная душа. В одной из них поется «про Волгу матушку, про удаль молодецкую, про девичью красу». Песня о любви и молодецкой силе и воле растревожила крестьян, прошла «по сердцу по крестьянскому» «огнем-тоской», заставила плакать женщин, а в сердцах странников вызвала тоску по дому. Так, пьяная, «веселая и ревущая» толпа крестьян на глазах читателей преображается, и открывается в сердцах и душах людей задавленная работой и вином тоска по воле и любви, по счастью.

Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Урок литературы в 10 классе с презентацией. Замысел, история создания, композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Цель: Определить проблему поэмы, ее историческую значимость
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с историей создания поэмы, с ее композицией.
2. Определить замысел автора через анализ “Пролога” (фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги) для дальнейшего целостного восприятия произведения.
3. Обучить сопоставлять и обобщать факты, логически и аргументировано мыслить и высказываться, вырабатывать внимание к художественному слову.
Развивающие:
1. Развитие коммуникативных, исследовательских компетенций, диалогичность мышления, творческое саморазвитие, возможность реализовать себя в разных видах деятельности, рефлексии.
Воспитательные:
1.Пробудить интерес к поэме, побуждающий к ее прочтению
2 Воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе.
3.Формирование личности, способной ориентироваться в социокультурном пространстве: готовность к самостоятельному духовному освоению художественных ценностей.
Оборудование: мультимедийный проектор
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Слово учителя. Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Сегодня мы будем говорить о поэме – эпопее «Кому на Руси жить хорошо?»
Дома вы должны были найти ответ на вопрос: Что значит «поэма-эпопея»?

Поэма – это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала.
Эпопея— родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:
В жанровом отношении «Кому на Руси жить хорошо» во многом ближе к прозаическому повествованию, чем к лирико-эпическим поэмам, свойственным русской литературе первой половины XX в.
1. Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
2. Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.
2. Знакомство с историей создания поэмы, его композицией(сообщение ученика)
История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — эта строка из «Элегии» объясняет позицию Н.А. Некрасова по отношению к Крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти,

А на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых — как и во всей России — нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, — синоним представителя привилегированных классов. (Ср. «…но счастливые глухи к добру» — «Размышления у парадного подъезда».) Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику». 2. История создания поэмы и ее композиция. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.
2) Композиция – построение произведения. ( На экране)
Поэма включает 4 части. Перед учёными встал вопрос о последовательности частей. Большинство пришло к выводу, что вслед за первой частью следует «Крестьянка», затем «Последыш», в заключение «Пир на весь мир». Доводы: в первой части и в «Крестьянке» изображён старый, отживший мир. В «Последыше» – гибель этого мира. В «Пире…» – признаки новой жизни. В некоторых изданиях поэма напечатана в следующей последовательности: первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».
3. Анализ главы «Пролог»
Обратимся к началу произведения, к главе, которая называется «Пролог», то есть к зачину. Давайте его фрагмент (читает один из учеников). Каковы особенности языка? Некрасову удалось передать богатство и выразительность народного языка? Определите стихотворный размер поэмы.
(Много уменшительно-ласкательных суффиксов, инверсии – «до полдня вышел из дому», «спор затеяли»; постоянные эпитеты – зайка серенький, тени черные, солнце красное гиперболы – «А их глазищи желтые горят, как воску яркого четырнадцать свечей»
Какие еще художественно-выразительные средства использует автор – сравнения- «Горят, как воску ярого четырнадцать свечей!» , метафоры – «зажглися звезды частые»; олицетворения – «Ой тени, тени черные, кого вы не нагоните? Кого не перегоните?»,

Читать еще:  Обстановки автора к лиц касающееся. Что такое ремарка в литературе: примеры и определение

Без тела – а живет оно,
Без языка – кричит;
пословицы, поговорки, фразеологизмы – втемяшится в башку какая блажь – Колом ее оттудова не выбьешь; «глядел – умом раскидывал»,сказочные мотивы – «скатерть-самобранка», говорящие животные). Также не случайно автор говорит о семи мужиках, именно число семь являлось священным числом на Руси.
Поэма написана “свободным” языком, максимально приближенным к простонародной речи. Стих поэмы исследователи называют “гениальной находкой” Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость.
Таким образом мы можем сделать вывод, что в своем произведении А.Н.Некрасов использует сказочный зачин, автор стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом – во всем ее историческом значении и географической необъятности+ авторская ирония над несформированным сознанием крестьянина.
– Давайте обратимся к сюжету пролога:
Повествование поэмы начинается с загадки, попробуйте ее разгадать
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай…(1 строфа)
(Земля – вся Русь: нищая, разоренная голодная.Год – время “временнообязанных” крестьян (раскрытие термина)? Освобождение крестьян из любой точи России (говорящая топонимика)
Вывод: оседлая Россия начинает сдвигаться с места. Давайте докажем это примерами из текста:
• Неосознанный еще шаг крестьян – уход из дома (но одновременно у многих)
• Случайная встреча + объединение и путь рядком.
• А какой путь лежит перед ними? Они не знают.
Мотив “Поди туда не знаю, куда.
Какую проблему ставит автор в первых главах романа? (Проблема народного счастья после отмены крепостного права)
Какие чувства, которые испытывал к своему народу Н.А.Некрасов, нашли отражение в «Прологе» (Сострадание, жалость)
Почему мужики там мало просят у скатерти – самобранки? (Потому что им в голову не приходит мысль о даровом богатстве, они просят только то, что им необходимо)
– Составьте синквейн на тему: «Герои поэмы»
Пример: мужики
голодные, несчастные
спорят, ищут, думают
кому вольготно на Руси
народ
4.Вопросы и задания для обсуждения главы “Поп”, «Сельская ярмонка». Составление таблицы
Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? (Нет, не нашли, мужикам попадаются в основном «люди малые» – крестьяне, мастеровые, нищие, солдаты. У них путники ничего даже не спрашивают: какое уж тут счастье?
Поп себя считает несчастливым, потому что счастье, по мнению попа, заключается в трех вещах: «покой, богатство, честь», а этого, после отмены крепостного права, теперь нет.
Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? Крестьянин сам нуждается И рад бы дал, да нечего…, автор с жалостью относится к крестьянам:
Нет сердца, выносящего.
Без некоего трепета
Предсмертное хрипение,
Надгробное рыдание,
Сиротскую печаль!

Составим таблицу (в дальнейшем ученики дополнят данную таблицу другими примерами)
Глава Герой Причины несчастья
«Поп» Солдаты Солдаты шилом бреются,
Солдаты дымом греются,-
Какое счастье тут?
«Поп» Поп Нет покоя, богатства и чести

Вопросы и задания для обсуждения главы “Сельская ярмонка”,«Пир на весь мир»
Что, по мнению Некрасова, мешало крестьянам быть счастливыми? Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме? Составим кластер (кластер составляется в любом виде)
Крестьяне –драки, пьянство, лень, грубость, необразованность, НО – доброта, простодушие, взаимовыручка, искренность, трудолюбие
4. Самостоятельная работа учеников.
Ответьте письменно на вопросы:
Кто такой Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить?
Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки “с картинами и книгами”? Каково его отношение к народному просвещению?
Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
Выводы.
Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы – русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение “верхов”, где поэт следует гоголевским традициям. Но главное – это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.

Викторина
1. Кто больше?
Назовите названия деревень, из которых явились мужики? (Заплатово, Знобишино, Дыряево, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка).
2. Назовите имена героев поэмы? (Роман, Демьян, Иван, Митродор , старик Пахом,Пров,Лука).
3. Кому, по мнению героев поэмы, живется весело, вольготно на Руси? ( помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву, царю).

Поэма – эпопея посвящена крестьянину (русскому человеку), оказавшемуся на распутье (этот образ неоднократно появляется в тексте), ищущему себя и свой путь в жизни.
Первые главы подготавливают читателя к восприятию и пониманию замысла поэмы – показать Русь в переломный момент.
III. Рефлексия.
– Как вы думаете, знал ли сам Некрасов ответ на вопрос, вынесенный в заглавие поэмы?
Глеб Успенский так передает свой разговор с Некрасовым: «Однажды я спросил его: «А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»?» А вы как думаете?
Некрасов улыбался и ждал.
Эта улыбка дала мне понять, что у Н.А. Некрасова есть на мой вопрос ка¬кой-то непредвиденный ответ, и, чтобы вызвать его, я наудачу назвал одного из поименованных в начале поэмы счастливцев. Этому ? – спросил я.
– Ну вот! Какое там счастье!
И Некрасов немногими, но яркими чертами обрисовал бесчисленные черные минуты и призрачные радости названного мною счастливца. Так кому же? – переспросил я.
И тогда Некрасов, вновь улыбнувшись, произнес с расстановкой: ….»
– Каковы ваши предположения? (ответы ребят)
Конец цитаты:
– Пья-но-му!
Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи дерев¬ням: Горелову, Неелову и т.д. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого кабака встречают они спившегося человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо.
– Такой ли ответ даёт сама поэма? Об этом мы будем говорить на следующих уроках и, может быть, изменим это мнение
Домашнее задание: Дочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо». Закончить заполнение таблицы.

Читать еще:  Нарисовать золотую рыбку карандашом. Рисование для детей «Золотая рыбка из сказки» поэтапно с фото

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Источники:

http://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/71-russkaya_poeziya_xix_veka/stages/4364-analiz_glav__pop____selskaya_yarmonka____pyanaya_noch_.html
http://ped-kopilka.ru/blogs/ana-vadimovna-borodihina/zamysel-istorija-sozdanija-kompozicija-poyemy-komu-na-rusi-zhit-horosho-analiz-prologa-glav-pop-selskaja-jarmonka-pir-na-ves-mir-20924.html
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=5&bookid=141

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии