0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кому на руси женская доля. Тема женской доли в поэме некрасова «кому на руси жить хорошо»

Тема женской доли в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших произведений Н.А.Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы путешествуют по земле русской. На их пути встречаются люди разных сословий: крестьяне, помещики, представители духовенства. Особое место в поэме, на мой взгляд, занимает встреча с крестьянкой Матреной Тимофеевной. Автор дает довольно подробное описание этого персонажа:

Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми,
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Эта удивительная женщина многое перенесла на своем жизненном пути. Начала свой рассказ Матрена Тимофеевна с самых ранних лет жизни. Говорит, как ее любили в отчем доме. Но появился в жизни суженый Филипп Корчагин, который и увез героиню из родного дома.
Особую роль в главе «Крестьянка» играют песни, ибо они составляют важную часть жизни народа и характеризуют его. Глава изобилует элементами фольклорных произведений. Здесь можно встретить песни, пословицы, поговорки, плачи, причитания.

Трудно приходилось героине в новой семье:
Семья была большущая,
Сварливая… попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное
Железо – зашипит.

Но это было не самое тяжелое в жизни Матрены Тимофеевны. Она повествует о гибели своего младшего ребенка. Здесь автором показан трогательный образ пташечки, которая оплакивает своих птенчиков, сгоревших во время грозы. Некрасов, по моему мнению, нарисовал такую картину событий из жизни женщины, которые глубже позволяют читателю почувствовать и понять трагедию матери-крестьянки. В жизни Матрены Тимофеевны не раз возникали такие ситуации, когда эта удивительная женщина из народа была готова на решительные действия. Так, например, лекари начинают вскрытие Демушки, несмотря на все мольбы и причитания матери:

Металась и кричала я:
— Злодеи! Палачи!
Падите мои слезоньки
Не на землю, ни на воду,
Не на господень храм!
Падите прямо на сердце
Злодею моему!

Но никто не считается с болью матери. Становой даже велит связать ее.
В другой раз староста решает наказать Федотушку, который пожалел голодную волчицу и стал «овечками покармливать»:

Волчица так ли жалобно
Глядела, выла… Матушка!
Я бросил ей овцу!

Барин решает простить маленького мальчика, но наказать мать – «бабу дерзкую». В этом эпизоде и проявляется важная черта характера героини: с чувством собственного достоинства ложится она под розги, так и не унизившись до мольбы о прощении. Она гордо выносит физическую боль и позор подобного наказания. Только речке выплакала Матрена Тимофеевна свое горе:

Я пошла на речку быструю,
Избрала я место тихое
У ракитова куста.
Села я на серый камушек,
Подперла рукой головушку,
Зарыдала, сирота.

Несмотря на все сложности жизни, Матрена Тимофеевна все же не опускает руки, а до конца борется за свое счастье. Достаточно вспомнить эпизод, когда ее мужа забирают в солдаты. Она обращается с молитвой к Божьей матери, которая и придает ей душевных сил. Героиня даже обращается к губернаторше, которая помогает Матрене Тимофеевне в ее горе.
После этого весь народ начинает называть эту женщину счастливой. Просто удивительно, что крестьяне считают счастьем: не быть солдаткой, уметь все переносить и терпеть. А сама героиня, рассказав историю своей жизни, все же приходит к выводу, что нет среди женщин-крестьянок счастливых:

Не дело – между бабами
Счастливую искать!

Сложна жизнь крестьянская, много бед и трудностей на их пути. Но как люди глубоко верующие, любящие и сильные, они могут идти по жизни с гордо поднятой головой. Здесь проявляется духовное богатство русского народа. Матрена Тимофеевна, по моему мнению, — обобщенный образ, поскольку она обладает всеми основными чертами характера, свойственными крестьянкам. И ее судьба типична для людей из народа.
Я думаю, что Некрасов – удивительный поэт, прекрасно чувствующий боль и страдания целого класса, с которым в те времена никто не стремился считаться, не хотел понять и помочь.

Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Тема : Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Цель: проанализировать, как автор раскрывает тему женской доли в поэме.

Задачи:

— образовательные: раскрыть богатство, противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”;

— развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса;

Читать еще:  Высказывания про танцы короткие красивые. Ожившая музыка… О танцах в цитатах и афоризмах

— воспитательные: формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; быть чуткими и гуманными, уважать женщину.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 10 классе.

Тема урока : Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Цель урока : проанализировать, как автор раскрывает тему женской доли в поэме.

— образовательные: р аскрыть богатство, противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”;

— развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса;

— воспитательные: формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; быть чуткими и гуманными, уважать женщину.

Тип урока : комбинированный..

Оборудование: текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо», таблицы, презентация к уроку (в системе Power Point).

Эпиграф: Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

II. Объявление темы и задач урока, целеполагание. Все ученики получают «Карту контроля знаний на уроке».

В соответствующей колонке необходимо поставить «+»

Знания по данной теме

Какова была жизнь Матрены Тимофеевны до замужества?

Как относились к героине родители мужа?

Как относился муж к Матрене Тимофеевне?

Как проявляются материнские чувства Матрены Тимофеевны?

Положение современных женщин в обществе?

III. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить…”, акцентируя внимания на судьбе русской женщины, русской крестьянки, в пореформенной России XIX века, постараемся ответить на вопросы: хорошо ли ей жилось на Руси? В чем для неё заключается счастье? Что она вкладывает в это понятие?

IV. Актуализация опорных знаний .

1. Литературоведческая разминка. Дайте определение литературоведческим терминам:

2. “Адресный вопрос”

“Адресный вопрос” как проверка домашнего задания (работа в парах).

V. Этап усвоения новых знаний.

1. Вступительное слово учителя (Подготовка учащихся к диалогу – обсуждению)

В каком году рассчитывай.
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.

— Для чего? (Чтобы узнать:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси…)

2. Беседа на основе прочитанного .

— Какую проблему исследует автор в поэме? (Проблема народного счастья в пореформенной России XIX).

— Народ свободен, но счастлив ли он? В связи с чем возник этот вопрос во II-ой половине XIX века? (Историческая справка. )

— Идут семь странников искать счастливого, убежденные в том, у кого есть “покой, богатство, честь”, тот и счастлив.

-Кого они сразу же, еще в начале своего странствия, причисляют к счастливцам?

Помещик, чиновник, поп,
Купчина толстопузый,
Вельможный боярин,
Министр государев, царь…

Но оказывается трудно сыскать счастливого на Руси; не так спокойно и сладко живётся попу (гл. I “Поп”). И для помещика прошло завидное житье; а крестьянское счастье и того хуже.

Эгей, счастье мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями.

И мужики приходят к выводу:

Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину
Другим по мужику……

Но все же странники не оставляют надежду найти счастливого.

Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь –
Колом ее оттудова
Не выбьешь.

И они решают искать счастливого человека среди «баб». Им указывают на «счастливую» Матрену Тимофеевну Корчагину из села Клин, которая “губернаторша”.

3. Комментирование текста (часть третья “Крестьянка”)

Давайте послушаем, что же рассказала им о своей “счастливой” жизни сама Матрена Тимофеевна. (Выступление ученицы в народном костюме: чтение наизусть фрагментов 3-й части поэмы)

VI. Технология исследовательского обучения. Работа в группах.

Вопросы для первой группы.

Расскажите о жизни Матрены Тимофеевны до замужества.

1. Как относились к Матрене отец и мать? (Подтвердите свой ответ примером из текста).

2. Была ли с детских лет Матрена приучена к труду? Докажите.

3. Расскажите о взаимоотношениях Матрены с Филиппом Корчагиным до замужества.

Вопросы для второй группы.

Подготовьте рассказ о жизни Матрены Тимофеевны Корчагиной в семье мужа.

1. Как относились к Матрене свекор со свекровью?

2. Как вела себя Матрена со свекровью и свекром? Зачитайте.

3. Как относился к Матрене Тимофеевне муж? Сохраняла ли она ему верность? Подтвердите словами из текста.

4. После какого случая Матрену прозвали «губернаторшей»?

Вопросы для третьей группы.

Расскажите о материнстве Матрены.

1. Что вы знаете о судьбе первого сына Матрены, о Демушке?

2. На какие жертвы идет Матрена Тимофеевна ради Федотушки? (Обратитесь к тексту поэмы).

3. Случайно ли, что Матрена Тимофеевна предстает перед нами как мать? Какие стороны характера Матрены Тимофеевны раскрываются при этом?

Выступление первой группы.

До замужества Матрена жила замечательно. Родители очень любили:

-Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой,

Отец, поднявшись до свету,

Будил дочурку ласкою,

А брат веселой песенкой;

Поет: «Вставай, сестра.

По избам обряжаются,

В часовенках спасаются —

Пора, вставать пора!

Посадит хлебы в печь —

Идет родная матушка,

Не будит — пуще кутает:

«Спи, милая касатушка,

Спи, силу запасай!

Читать еще:  Объемные скульптуры из бумаги. Вдохновляемся идеями интересных поделок глядя на бумажные скульптуры Benja Harney

С детства Матрена была приучена к труду:

В день Симеона батюшка

Сажал меня на бурушку

И вывел из младенчества

По пятому годку,

А на седьмом за бурушкой

Сама я в стадо бегала,

Отцу носила завтракать,

Потом грибы да ягоды,

Потом: «Бери-ка грабельки

Так к делу приобвыкла я.

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

День в поле проработаешь,

Грязна домой воротишься,

А банька-то на что?

Муж Филипп увидел Матрену и сделал ей предложение. Но она отказала ему, так как совсем не знала его. Филипп же все равно добивался ее руки и пообещал не обижать девушку.

Пока мы торговалися,

Филиппу я: «Уйди ты прочь!»,

А он: «Иди со мной!»

— Ай. «- вдруг рванулась я.

«Чего ты? Эка силища!»

Не удержи — не видеть бы

Вовек ему Матренушки,

Да удержал Филипп!

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице.

А больше вряд когда!

Мама отговаривала дочь, но та уже успела рассмотреть юношу. Он ей понравился.

Рус волосом, тих говором —

Пал на сердце Филипп!

Таким образом, Матрена в девичестве жила счастливо: родители ее любили и оберегали. Да и замуж вышла она по любви.

Выступление второй группы.

В семье мужа отнеслись к Матрене очень плохо. Ей пришлось на них работать.

Семья была большущая,

Сварливая. попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал…

Осталась я с золовками,

Со свекром, со свекровушкой,

А есть кому журить!

На старшую золовушку,

На Марфу богомольную,

Работай, как раба;

За свекором приглядывай,

Сплошаешь — у кабатчика

И встань и сядь с приметою,

Не то свекровь обидится;

А где их все-то знать?

Матрена же ни с кем не спорила, была послушной, молчаливой.

Как велено, так сделано:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Когда муж вернулся с заработков, они жили мирно. Матрена с Филиппом очень любили друг друга.

Зимой пришел Филиппушка,

Привез платочек шелковый

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день,

И горя словно не было!

Запела, как певала я

В родительском дому.

Мы были однолеточки,

Не трогай нас — нам весело,

Всегда у нас лады.

То правда, что и мужа-то

Такого, как Филиппушка,

Со свечкой поискать. «

Однажды муж Матрены поднимает на нее руку, бьет ее. Это случается один раз в жизни. Матрена знает, что в народе бабы привыкли терпеть побои:

. Уж будто не колачивал.

Раз только, – тихим голосом

Жене побои мужнины

Матрена не может забыть эту обиду мужа. Несмотря ни на что, Матрена считает своего мужа хорошим и оставалась верна мужу всегда.

Была Матрена Тимофеевна беременна Лиодорушкой, мужа ее Филлипушку забрали в солдаты. Не стало в их семье кормилица и заступника.

Не выдержала тогда Матрена Тимофеевна, не стала все терпеть, а решила сама за свое счастье бороться. Отправилась она к губернатору просить за Филлипушку. И около дома губернатора « Да, видно, надоумила Владычица! » бросилась Матрена Тимофеевна в ноги к губернаторше. Это и изменило ее жизнь, после этого случая Матрену Тимофеевну стали звать « Губернаторшей», и она сама добилась своего счастья. Помогло ей еще то, что губернаторша: « Добра была, умна была…».

Матрене Тимофеевне опять пришлось страдать, но теперь она боролась и смогла отстоять свое счастье. Оказалось, что даже крепостная женщина может чего-то добиться.

Выступление третьей группы.

После свадьбы у Матрены рождается первый ребенок — сын Демушка.

Как писаный был Демушка.

. Весь гнев с души красавец мой

Согнал улыбкой ангельской.

Сын Демушка однажды остается без присмотра, его загрызают свиньи. Это происходит по вине деда Савелия.

. Заснул старик на солнышке,

Скормил свиньям Демидушку

. Уйди! убил ты Демушку.

Матрена Тимофеевна смогла его простить. А это дано не каждой женщине, ведь в большинстве случаев мало кто из матерей способна простить «убийцу» своего ребенка. Также неудивительно, что первой реакцией матери было послание проклятия на бедного старика. Тот же прекрасно осознавал свой грех, потому на гнев и буйство женщины отвечал абсолютно спокойно, рассуждал, что только «Бог знает, что творит». Чувствуя вину и пытаясь искупить свой грех, Савелий ушел в монастырь, проведя там последние годы жизни. После Демушки у Матрены рождается еще пятеро сыновей. Судя по всему, вместе с погибшим Демушкой у Матрены рождается шестеро детей.

Что год, то дети: некогда

Ни думать, ни печалиться.

Следом после Демушки у Матрены рождается сын Федотушка, затем — сын Лиодорушка. Имена других детей не уточняются в поэме.

Матрена Тимофеевна очень любит своих детей. Всю свою любовь она отдает им.

. Лишь деточек не трогайте!

За них горой стояла я.

. Всю в деточек любовь.

Семья мужа плохо относится не только к самой Матрене, но и к ее детям. Злые родственники бьют ее детей.

Глядит на них семья…

И стали их пощипывать,

В головку поколачивать…

С появлением Федотушки вновь пришлось страдать невинной женщине за счастье ребенка. За провинность глупенького мальчика мать приняла на себя боль и жестокость назначенного сыну наказания. Даже ради безжалостного мужа Матрена была готова на все. Она не побоялась встретиться с губернаторшей. В этот момент Матрена родила мальчика. Узнав о несчастье женщины, губернаторша ей помогла. «Филиппушку спасли».

Читать еще:  После тренировки болят мышцы. Что делать? Семь способов избавления от боли в мышцах после тренировок

Слово учителя. Это последнее тяжелейшее испытание, о котором рассказывает нам сама героиня, и оно дает понять читателю о том, что женщина в поэме Некрасова – сильная личность, сумевшая отстоять свое человеческое достоинство в условиях производства и рабства. Своим существованием Матрена Тимофеевна объяснила, какая несокрушимая духовно-моральная сила скрыта в материнской душе. Поэтому не зря автор описывает весь жизненный путь героини, показывая, что она – святой человек, готовый погибнуть не за себя, а за других.

VII. Использование кейс-технологий.

— Вами прочитана глава «Крестьянка» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Как вы думаете, что послужило материалом для написания данной части поэмы? Что вы знаете о судьбе матери Н.А. Некрасова? (Мать Некрасова, Елена Андреевна, в девичестве Закревская, жила в доме мужа как чужая. «Это мечтательная голубоглазая женщина читала французские и польские книжки, играла на рояле, хорошо пела и, конечно, не могла быть счастлива в супружестве с уездным дикарем. Муж оскорблял ее на каждом шагу. Однажды он ввел к себе в дом крепостную любовницу и потребовал, чтобы Елена Андреевна угощала ее. Та отказалась. Он побил ее в присутствии сына).

VIII. Подведение итогов.

1. Анализ работы класса.

2. Объявление оценок.

Составьте словесный портрет Матрены Тимофеевны.

Красивая, статная, умная, величественная, трудолюбивая, волевая, решительная женщина, талантливая, одаренная, с большим добрым сердцем, умеющим прощать, гордая, терпеливая. С чувством собственного достоинства, способная на самопожертвование, преодолевает все житейские беды, невзгоды, лишения, которые тяжелым грузом ложатся на ее плечи, тем самым заслуживает уважение окружающих и со стороны кажется счастливой. Главная героиня олицетворяет весь народ в целом. Сознание этой нравственности, «силы народной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником той радостной.

Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Рассказ о своей судьбе – рассказ о судьбе молодой героини. В ее образе отражены одновременно и сила, могучая воля народа, и бессилие, терпение.

Значит, какой можно сделать вывод из сказанного о жизни и судьбе русской крестьянки в пореформенной России.

Образ Матрены Тимофеевны – это типичный образ русской женщины, русской крестьянки в пореформенной России XIX в.

Её судьба – это типичная судьба русской женщины, многострадальная, терпеливая, полная забот, тревог, а порой горя и слез.

IX. Технология исследовательского обучения. Работа в группах.

1 группа заполняет первую колонку.

2 группа – вторую.

Сравнительный анализ положения русской женщины в поэме и сегодня.

Женская доля в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н. А.)

Судьба русской женщины это тема, которая волновала многих писателей. Как живется ей на Руси? Счастлива ли она? Ответы на эти вопросы Н.А.Некрасов дал нам в образе Матрены Тимофеевны, от которой ведется повествование.

Матрена Тимофеевна — простая русская женщина с непростой судьбой. Она рассказывает крестьянским мужикам о своей тяжелой жизни. Мужчины путешествуют по земле Русской в поисках людей, которым живется хорошо.

Родилась Матрена в большой крестьянской семье.

Первые годы жизни были самыми счастливыми. В то время маленькая Матрена была окружена любовью и заботой. Но, к сожалению, детство крестьянских недолгое.Как только девочка подросла, она стала помогать родителям.

Матрена Тимофеевна вспоминает свою юность. Она была хороша собой, трудолюбива, деятельная. Неудивительно, что у многих она вызывала симпатию. Вскоре пришло время выходить замуж, и Матрена попала в «подневолье с волюшки». В новой семье девушка была младшей снохой и ей приходилось угождать всем. После замужества пришел конец вольной жизни.

Матрене приходилось терпеть много: упреки родственников, битье мужа, тяжкий труд.

Этим качеством Некрасову удалось показать, что у русской женщины поистине ангельское терпение. У Матрены рождается сын, и это событие переворачивает ее жизнь. Она стала матерью и теперь не так озлоблена на жизнь, ведь любовь к ребенку согревает ее сердце. Но счастью не суждено было длиться долго. После упреков свекрови девушка перестала брать сына с собой в поле, стала оставлять его с дедом Савелием. С Савелием у Матрены были хорошие отношения: она могла с ним поговорить, спросить совета. Но и он, невольно, причинил ей страшную боль — не досмотрел за мальчиком и тот погиб. После этой трагедии девушка чуть не сходит с ума.

За свои тридцать восемь лет Матрене пришлось пережить многое: смерть родителей, грубое отношение в семье мужа, спасла мужа Филиппа от несправедливой солдатчины.

Женщину прозвали «счастливой» за то, что не сломалась и не потеряла волю к жизни.Сама же Матрена Тимофеевна не считает себя счастливой. Она думает, что среди женщины просто не может быть счастливых. Доля женская это беспокоиться, страдать, переживать.

Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» обобщенно показал судьбу русской женщины и крестьянки. По мнению автора, их доля — самая тяжелая. Женщине приходится переживать за жизнь своих детей и близких, страдать от бесправного положения в семье, непосильно трудиться. Но и в таких условиях русская женщина умеет сохранить свою внешнюю красоту и красоту души.

Источники:

http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/nekrasov-n-a/komu-na-rusi-zhit-khorosho/5200-tema-zhenskoj-doli-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/11/10/tema-zhenskoy-doli-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit
http://www.kritika24.ru/page.php?id=50531

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector