Композиция комедии “горе от ума” грибоедова. Новаторство и традиции в комедии «Горе от ума

Композиция комедии “горе от ума” грибоедова. Новаторство и традиции в комедии «Горе от ума

Сочинение Традиции и новаторство в комедии Горе от ума Грибоедова

Комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова является необычным и новаторским произведением своего времени. Первоначально она задумывалась в рамках классицизма, но в результате работы над ней автор преодолевает эти рамки. В русской литературе эта комедия считается первой реалистичной пьесой. В ней Грибоедов освещает насущные вопросы общества того времени, социально-политические проблемы русской жизни.

Одним из главных новаторских прорывов стало изменение классического любовного конфликта в произведении. На первый план в комедии выходят разногласия людей и мнений, общественный конфликт, любовная линия переплетается с ним, но не является главной темой. Также данное произведение можно назвать сатирой на московское дворянство начала 19 века. Для детального изображения такого общества автор использовал множество внесценических персонажей, что тоже по праву можно считать одним из новаторских приемов. Это позволяло сделать все происходящее в рамках комедии более реальным и обобщенным, расширяя рамки повествования.

Большое внимание стоит обратить на характер действующих лиц. Он сильно отличает их от традиционных персонажей классицизма. Герои Грибоедова неоднозначны, многогранны, он отказывается от привычного очевидного деления на хороших и плохих, делая персонажей живыми и интересными. В пример можно привести Чацкого: главный герой умен, в нем находят воплощение самые передовые и новаторские идеи общества, но он также может быть груб или резок, что оскорбляет других людей. Автор создает не шаблонные образы в рамках своей комедии, а реалистичных героев, отходя от канонов создания персонажей в классицизме.

Произведение Грибоедова написал вольным ямбом. Данный стихотворный размер является нетипичным, но его использование также влечет за собой «оживление» действия. Диалогам персонажей придается динамичность, определенная интонация реального разговора.

Несмотря на большое количество новаторских приемов, некоторые черты классицизма в произведении Грибоедов также сохранил. Стоит обратить внимание на соблюдение трех единств: действие происходит на протяжении одного дня, связь действия с любовным конфликтом, наличие говорящих фамилий. Отметить можно и то, что, несмотря на отход от четкого деления персонажей на плохих и хороших, их стандартизированные и стереотипные образы от части сохраняются.

Сочетание всех этих новаторских черт с устоявшимися традициями делает произведение уникальным и особенно интересным для читателя. Оно проверено временем: множество афоризмов и цитат из диалогов персонажей бытует в русском языке по сей день, а это непременно значит, что комедия по-прежнему актуальна и достойна внимания публики.

Вариант 2

Комедия Грибоедова “Горе от ума” является потрясающим произведением, которое может послужить отличным примером написания драматургической комедии, исходя из похвал критиков тех времён. Комедия привносила в русское общество мысль о том, что не каждый человек является таким, каким он хочет казаться, и то, что нельзя разделять всё вокруг только на добро и зло.

Грибоедов был новатором в своём роде. Он написал комедию в стихах, что уже не характерно для того времени, и в ней же создал стилистических персонажей, которые олицетворяли тот или иной порок. Он пытался донести до зрителя мысль, что не всё является таким, каким мы его видим. Он говорит о том, что порой под маской скрываются отвратительные вещи. Он ярко показывает это в своём произведении на основе нескольких перс ножей, делая акцент на их отрицательных сторонах, однако даже они не обделены хорошими. Из этого автор хочет подвести нас к выводу что мы попросту не можем называть того или иного человека плохим, потому что просто увидели его плохую сторону, или же наоборот не можем назвать человека добрым, если мы полностью его не узнали. О данной проблеме выбора нам и рассказывает произведение “Горе от ума”.

Также в произведении присутствует проблема конфликта поколений. Это проблема присутствовала, и всегда будет присутствовать в нашей жизни, и в жизни будущих поколений. Одно поколение просто не может ужиться на все сто с другим. Это априори невозможно, и будет это происходить так, как описано в произведении. Один человек из поколения прошлого, скорее всего не поймёт человека из поколения нового, ввиду их чрезвычайного отличия воспитания, среды взросления, и ещё огромного количества факторов влияющих на развитие личного мнения и прочих вещей. Поэтому Грибоедов и говорит о данной проблеме в своём произведении, дабы люди обратили на неё внимание и постарались её хоть как ни – будь исправить. Так или иначе Грибоедов описал общество того времени таким, какое оно было, даже не стараясь его идеализировать. Он отмёл все идеалы, дабы показать простому народу всё как есть, в этом от части и заключается его новаторство. В его искренности. Данное мнение является субъективным, из-за чего не претендует на истинную верность.

Традиции и новаторство комедии Грибоедова Горе от ума

Одно из выдающихся и передовых произведений русской литературы – это пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума». Пьеса уникальна тем, что в ней прекрасно гармонируют как черты классицизма, так и черты реализма.

Читать еще:  Аксенов василий павлович биография жены. Василий Аксенов: фото, биография, личная жизнь, произведения писателя

Комедия Грибоедова – это насмешка над московским дворянством того времени. Несмотря на то что произведение больше тяготеет к реализму, оно содержит в себе многочисленные новаторские приемы, но при этом автору удалось успешно вписать некоторые классические каноны.

Обилие классических черт, использованных в пьесе, можно объяснить тем, что драма является достаточно консервативным родом литературы, и какие-либо радикальные изменения воспринимались бы читателем с трудом.

В пьесе мы наблюдаем классический прием, а именно: соблюдение трех единств. Грибоедов помещает все действие своей комедии в дом Фамусова, в течение одних суток разворачиваются все события пьесы, а действия главного героя вытекают из любовного конфликта.

Описывая своих персонажей, Грибоедов отдает предпочтение использованию приема – говорящих фамилий: Молчалин, Репетилов, Тугоуховские и др. Фамилия главного героя выбрана также не случайно, в ней угадывается намек на Чаадаева. Кроме всего прочего, большинство героев обрисовываются в стандартных ролях, но не у всех они выражены так четко: так Чацкий – не только неудавшийся жених, но и герой-резонер, Скалозуб – зажиточный жених, Лиза – не только служанка, но и резонер ( Лиза участвует в любовных делах своей барышни, но при этом в конце пьесы Лиза находится под угрозой ссылки в деревню), а Фамусов – неразумный отец.

Также в пьесе мы наблюдаем два любовных треугольника, это тоже дань классицизму. Первый треугольник – это Чацкий – Софья – Молчалин, а второй – это Молчалин – Лиза – Петруша.

Грибоедов создал произведение на века, оно никогда не потеряет своей актуальности и злободневности, оно уже прошло испытание временем.

Автору блестяще удалось соединить традиционно классические методы и добавить свои новаторские приемы, именно поэтому «Горе от ума» – это исключительное произведение, не похожее на другие.

Также читают:

Картинка к сочинению Традиции и новаторство в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Современные технологии изменили мир до неузнаваемости. Благодаря технологиям в двадцатом и двадцать первом веках были совершены достижения, которые произвели революцию в нашей жизни.

На картинке мы можем видеть, как неумело мальчик рубит дрова. Сразу видно, что никто не учил его этому и взялся он за это дело в первый раз.

Иногда мы считаем животных чем-то более низким по сравнению с людьми, но ведь животные также могут представлять себя более благородными, если возможно так выразиться. К примеру, некоторые из животных

Как ни странно, но мне кажется, счастье для человека во многом заключено в простом и честном труде. Конечно, нужно развивать и другие сферы собственной жизни, для того чтобы эта жизнь была разнообразной и насыщенной

Поэма Н.В.Гоголя “Мертвые души” отличается своим разнообразием образов помещиков, но одним из центральных и основных является характеристика Чичикова, главного героя произведения.

Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Новаторские черты комедии «Горе от ума»

Классицизм существовал как ведущее литературное направление в драматургии до Грибоедова (А.Сумароков, Д.Фонвизин, Я.Княжнин, А Шаховской и др.). Меж тем, Александр Сергеевич смог привнести ряд новаторских решений в своем произведении, проявившихся в следующем.

Сохранении внешних признаков классицизма

  • любовная интрига

(Чацкий- Софья – Молчалин, Софья – Молчалин –Лиза и др.)

  • единство времени, действия и места
Читать еще:  Нарисовать рисунок на тему космос. Как нарисовать космос: финалисты конкурса и пошаговый мастер-класс

(действие происходит в доме Фамусова в течение суток)

  • название, заключающее в себе основную мысль

( умный человек противопоставлен толпе глупцов)

  • сохранение классицистических амплуа

(героиня, резонер, субретка, удачливый любовник, неудачливый любовник и т.п.)

(Репетилов, Тугоуховский, Молчалин)

Черты романтизма в комедии

  • герой, противопоставленный обществу

(Чацкий – фамусовскому обществу)

  • трагический пафос пьесы

(«страдательная роль» Чацкого – И.Гончаров)

  • трагическое одиночество героя

(Чацкий одинок, никем не понят)

(в финале герой покидает не только дом Фамусова, но и Москву)

Черты реализма в «Горе от ума»

(например, Фамусов или Софья )

  • типичность героев в типичной ситуации

(Фамусов – типичный московский барин той эпохи)

  • индивидуализация характеров героев

(например, мы узнаем о том, как Скалозуб добился повышения чина, каково его образование, его мечты и намерения)

(бал в доме Фамусова)

Переворот в области языка драматургии

(язык героев пьесы живой, близкий к реальной жизни)

  1. Афористичность языка пьесы

(множество фраз комедии стали афоризмами)

2. Комедия написана не шестистопным ямбом, как обычно писались классицистические комедии, а вольным стихом

(силлабо-тонический стих из строк разной длины)

3. Неоднозначность финала

(в частности, не ясно – победитель Чацкий или побежденный, какова будет судьба Софьи и т.д.)

Неоднозначность восприятия и трактовки пьесы на протяжении ее существования:

  • как отражение общественно-политического конфликта эпохи
  • как любовно-психологическая драма
  • как антикрепостническая и декабристская
  • как антидекабристская (скепсис автора по отношению к борцам и энтузиастам)

«Горе от ума» и ныне сохраняет возможность и необходимость новых интерпретаций своего содержания и авторских интенций в ней.

Урок литературы на тему: « Новаторство и традиции в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

9 класс. Тема урока: « Новаторство и традиции в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Общечеловеческое значение образов комедии».

Цель урока: 1) выявить черты классицизма, реализма и романтизма в комедии;

2) определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии;

3) совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его

4) развивать навыки связной речи и логическое мышление учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, содержащая схемы, иллюстрации к комедии, фотографии героев.

Эпиграфы к уроку:

Будущее достойно оценит сию комедию

и поставит ее в число первых творений

«Горе от ума»…до сих пор неразгаданное и,

может быть, величайшее творение

всей нашей литературы…

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» – произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из ряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И.А.Гончаров: « Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова». С этой комедией связано много загадочных фактов: это и таинственная судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался дать полного, цельного анализа произведения. Критический этюд Гончарова «Мильон терзаний» появился спустя почти 50 лет с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию Грибоедова, поставив ее в ряд лучших произведений 19 века.

«…комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и… – больше всего комедия – какая едва ли найдется в других литературах…». «…Как картина, она, без сомнения, громадна… В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

2. Выявление черт различных жанров в комедии.

Комедия «Горе от ума» была написана во времена, когда господствовал классицизм, хотя в целом в литературе развивались реализм и романтизм. Эта ситуация повлияла на определения метода произведения: комедия обладает как традиционными классицистическими чертами, так и чертами реализма и романтизма.

Ваше домашнее задание состояло в том, чтобы определить эти черты в комедии Грибоедова.

1группа должна была доказать, что комедия «Горе от ума» обладает традиционными классицистическими чертами.

2 группа должна была выявить черты реализма.

3 группа выявляла черты романтизма в комедии.

– Соблюдается принцип трех единств: времени и места (действие укладывается в одни сутки, происходит в доме Фамусова); существует сюжетная линия Софья-Молчалин-Чацкий (любовный сюжет), хотя она нарушается общественным конфликтом и введением внесценических персонажей.

Читать еще:  Сергей довлатов о чем писал. Сергей довлатов - биография, личная жизнь, фото, книги писателя

– Сохраняется традиционная «система амплуа» (тип актерских ролей): сюжет основан на любовном треугольнике; отец не догадывается о любви дочери; служанка помогает влюбленным.

– Присутствует принцип «говорящих» имен и фамилий (Софья – «мудрая», Молчалин – «молчать», Хлестова – от «хлестать», всех готова хлестать словом, Тугоуховские – «тугие на ухо, то есть глухи как в прямом, так и в переносном смысле»).

– Комедия построена по классическим канонам: 4 действия, в 3 действии – кульминация, в 4 – развязка.

Отступления от принципов классицизма.

Мы увидели в комедии А.С.Грибоедова отступления от традиций классицизма:

1. Автор нарушает принцип единства действия, которое, согласно правилам, строилось на одном конфликте, завязка происходила в начале пьесы, развязка – в финале, порок наказывался, а добродетель торжествовала.

В комедии «Горе от ума» два основных конфликта: любовный, с которого начинается пьеса, постепенно перерастает в социальный, общественный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт оказывается шире и не укладывается в рамки любовного сюжета.

2. Отступлением от традиции является и то, что Чацкий одновременно и герой любовного сюжета и герой-резонёр, то есть человек, который любит вести длинные рассуждения нравоучительного характера. Как герой-любовник он потерпел поражение. Хотя и Молчалин не совсем подходит под это амплуа, так как изображен с явно негативной оценкой автора.

Фамусов является, кроме ничего не знающего отца, еще и представителем «века минувшего», то есть участником общественного конфликта. Поэтому можно сказать, что традиционные рамки амплуа в комедии расширены.

– Грибоедов выступает как мастер речевых характеристик. Он наделяет каждого персонажа неповторимым характером, что подчеркивает реализм комедии.

– Отличие от классических пьес заключается в том, что нет счастливого конца: добродетель не торжествует, а порок не наказан. Количество персонажей выходит за рамки классических (5-10), здесь их более 20.

– Грибоедов делает своих героев не однолинейными, а сложными и многогранными. Образы приобретают нарицательный смысл и символизируют русские общественные явления.

– Реализм проявляется и в том, что автор обнаруживает себя, вкладывая в высказывания Чацкого свои собственные мысли и суждения.

3. Черты романтизма в комедии «Горе от ума».

– Элементы романтизма отразились в образе главного героя. Чацкий – герой, наделенный исключительными чертами, он одинок и не понят окружающими, как романтический герой. Герой противопоставлен окружающей его действительности. В противовес ей он выдвигает свои идеальные представления.

– Путешествие главного героя как спасение его от прошлого.

– Романтический характер конфликта.

– Наличие трагического пафоса в комедии.

Таким образом, мы можем сказать, что, несмотря на традиционные классицистические черты, комедия «Горе от ума» – первое реалистическое произведение. Грибоедов выступил новатором в создании социально-политической комедии нового типа.

Традиции и новаторство в комедии «Горе от ума».

1) любовный треугольник: Софья – Чацкий – Молчалин

2) амплуа «ничего не знающего отца» (Фамусов), субретки – «веселой служанки, верно преданной госпоже (Лиза), резонёра (Чацкий)

Историзм в изображении действительности.

Говорящие имена и фамилии

Глубокое и многостороннее раскрытие характеров с помощью речевых портретов.

Мастерство в создании психологических портретов.

Отказ от 5 действия как знака благополучной развязки.

Новаторство языка комедии (образ живой разговорной речи).

Мы перечитали комедию. Ваши выступления на уроках показали, как много интересных наблюдений, открытий вы для себя сделали. Теперь нам предстоит обобщить наши наблюдения, систематизировать их.

Герои комедии «Горе от ума» индивидуальны и в то же время являются образами-символами. Грибоедов изображает своих персонажей во всем многообразии их чувств и страстей.

В комедии Грибоедов преодолевает каноны классицизма, создавая произведение, предвосхищающее реализм в русской литературе. Комедию по-разному оценили современники Грибоедова, но постоянный интерес к ней в русских театрах подтверждает современное звучание проблематики, обозначенной автором, обобщенный характер образов, ставших символами общественных пороков, и сложность отношений между людьми, если их жизненные позиции столь различны.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/griboedov/tradicii-i-novatorstvo-v-komedii-gore-ot-uma
http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/novatorstvo-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma
http://infourok.ru/urok-literaturi-na-temu-novatorstvo-i-tradicii-v-komedii-asgriboedova-gore-ot-uma-1613406.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии