Кого из героев комедии А. Чехова «Вишневый сад» можно назвать «недотепами» и почему? (ЕГЭ по русскому)
“Недотепы” в пьесе А.П.Чехова “Вишневый сад”- это кто?Почему они недотепы?
Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» – это одна из самых известных в русской литературе. Отвечая на вопрос, можно сказать, что самым ярким героем-недотёпой в пьесе Чехова «Вишнёвый сад» является Раневская Любовь Андреевна. Будучи владелицей большого имения и очень красивого вишнёвого сада, она не смогла их уберечь, и продаёт купцу Лопахину. Раневская умеет только сорить деньгами, а к практическим действиям не способна. Гаева – брата Раневской, также можно назвать недотёпой из-за его нерасторопности и нерешительности. Недотёпа – это и студент Трофимов, который никак не может завершить своё обучение в университете. Это и дочь Раневской Аня, которая не понимает главных ценностей в жизни.
Словари дают такое объяснение слову “недотепа” – это
Обидное какое-то слово! Но те персонажи великого произведения Антона Павловича Чехова, которых называли “недотепами”, действительно, такими и были. Они не сумели найти свое место в жизни, не приносили пользы обществу. Вот Петр Трофимов, студент, не идет дальше критики политического строя в стране, и не торопится завершить обучение и получить профессию. Пользы от него никакой.
Сама Любовь Раневская тоже безгранично пассивна и бездеятельна, хотя добра и отзывчива. Но теряет все, что имела, из-за своей такой “ленивой” позиции.
Епиходов – этот вообще только разрушает. Ничего полезного он не создал. Истинный недотепа.
Влюбленная в Петю Аня боготворит его и не оценивает реально. Значит, не поможет ему найти себя в жизни. Потому она тоже недотепа.
Антон Павлович Чехов в своем произведении “Вишневый сад” сумел показать самых разных людей. Вот уже век это произведение не сходит с театральных подмостков. Вот уже век критики и литераторы пытаются разгадать чеховскую загадку – в чем же “изюминка” этой пьесы, которая живет и является актуальной на протяжении стольких лет?
А все, вероятно, потому, что образы героев пьесы “списаны” с реальных людей. Да и сам вишневый сад является ярким образом, как бы разделяющим жизнь на прошлое и настоящее.
Так вот в пьесе есть герои, которых можно смело назвать “недотепами”. И первым будет в этом ряду вечный студент Петя Трофимов. Он никак не завершит учебу. Он не идет дальше критики общества и России. Он ни в чем не нашел себя и впустую тратит время. Раневская его называет недотепой.
Можно назвать недотепой и Аню, которая слепо верит Петру, не анализируя его поступки. Она готова идти за ним, украшать его жизнь, но не хочет воспринимать его, как пустослова.
Недотепа и ее мать Любовь Андреевна Раневская. Она вот и добрая, и Родину любит. Но никчемная. Ничего не делает, чтобы хотя бы спасти то, что ей дорого. Она пассивна в жизни, а потому упускает и сад, и дом, и свое дворянское благополучие.
И кое-кого из других героев можно отнести к недотепам. Кроме, разве что, Лопахина и лакея Яши. Эти двое четко знают, чего хотят в жизни и идут к своей цели, каждый своей дорогой.
А в недотепах можно узнать и современных людей. Которые мечутся между всякими желаниями и упускают время, ничего не добиваясь.
Кого из героев комедии А. Чехова «Вишневый сад» можно назвать «недотепами» и почему? (ЕГЭ по русскому)
Кого из героев комедии А.П.Чехова “Вишневый сад” можно назвать “недотёпами” и почему?
Недотёпами принято называть неуклюжих и неловких людей, несильно тяготеющих к образованию и самосовершенствованию.
В сложном художественном мире, созданном А. П. Чеховым в пьесе “Вишнёвый сад”, недотёпой можно назвать практически каждого героя, несмотря на то, что это слово употребляется в тексте пьесы лишь по отношению к Яше, Пете Трофимову, Фирсу и Дуняше.
Эти действующие лица справедливо называются “недотёпами” самим автором.
Яша – лакей, мечтающий о прекрасной жизни в Париже и ненавидящий свою мать, упорно не осознаёт своего духовного убожества. Это безнравственный человек, которому свойственно хамское поведение и грубые высказывания. Старику Фирсу лакей говорит: “. Надоел ты, дед. (Зевает.) Хоть бы ты поскорее подох. “. Лакея Яшу можно назвать “недотёпой” хотя бы за то, как глупо он высказывается по отношению к другим людям, не имея на это никакого морального права. Он говорит: “. Насмотрелся на невежество – будет с меня. “, сам оставаясь неисправимым невежей.
Дуняша, пребывая в статусе простой крестьянки, старается выглядеть более вдохновенной, нежной и ранимой, что вызывает смех у читателя. (“. Я стала тревожная, все беспокоюсь Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь…”). Притворство и желание превознести себя и даёт читателю право называть героиню “недотёпой”.
Петя Трофимов, который любит рассуждать на философские темы, сравнивать Россию с вишнёвым садом, никак не может закончить учёбу и остаётся вечным студентом. Окружающие называют Петю “чудаком” и “уродом”. Герой сам себя называет “облезлым барином”, что, само по себе, звучит парадоксально. Барина, который гордится своей бедностью, не признаёт любви и стремится к неведанному “высшему счастью” действительно можно назвать “недотёпой”.
Фирс, как самый добрый и искренний персонаж чеховской пьесы, полюбился читателям, но это не отменяет факта его “недотёпства”. Он плохо слышит, постоянно бормочет что-то себе под нос, а главное, ему знакома только скучная и однообразная жизнь, ведь он долгие годы служил в имении Раневской. Его великодушие было направлено не на тех людей, кто этого заслуживает. В конце, когда герой заболевает и плохо себя чувствует, он остаётся верен барину и беспокоится, чтобы тот надел тёплое пальто.
Вы видите только 30% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 5000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
- 3 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
- 3 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
- 2 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
- 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
- 3 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
- ИТОГО: 14 из 14
Роман Борисович Щетинин
1. Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена.
2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем и деталей, фактические ошибки отсутствуют.
3. Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.
4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
5. Речевых ошибок нет.
Кого из героев комедии А. Чехова «Вишневый сад» можно назвать «недотепами» и почему? (ЕГЭ по русскому)
Пьесу «Вишневый сад» пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, все герои пьесы несчастны и в той или иной мере – оказываются неудачниками. Жизнь Гаева и Раневской по-настоящему трагична: старинное родовое имение с роскошным вишневым садом разорено и реализуется за долги с аукциона. Петя Трофимов – «вечный студент»; Лопахин недоволен жизнью и страдает по причине неразрешимого конфликта с миром:
О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь.
Аня настолько юна и легкомысленна, что не способна осознать, что без прошлого, с которым она так беспечно расстается, нет будущего; а Епиходов с его несчастьями – олицетворение всеобщей нескладности жизни, от которой страдают все герои пьесы. Всех их можно назвать недотёпами.
Именно это слово – лейтмотив пьесы. Оно часто употребляется автором в своем прямом значении. Так говорят о неловком и неумелом человеке. Действительно, настоящий недотёпа конторщик Епиходов, по прозвищу «22 несчастья». Он постоянно оказывается в нелепых ситуациях: то роняет букет, то натыкается на стул, то нечаянно ломает бильярдный кий. Смешна и нелепа гувернантка Шарлотта с фокусами, которые она неумело демонстрирует. Вызывает недоумение её вид, когда она разгуливает в костюме охотника, с ружьем и фуражкой на голове, или вдруг вытаскивает из кармана огурец и начинает его есть. Петю Трофимова Раневская также называет «недотёпой». С ним, как и с Епиходовым, всё время происходит что-нибудь странное. Он неловок и неуклюж: падает с лестницы. Петя постоянно занят поисками калош, а они оказываются старыми, грязными. Смешон и недотёпа Симеонов-Пищик, утверждающий, что от медикаментов нет «ни вреда, ни пользы» и выпивающий за один раз все пилюли Раневской. На балу именно он (по нелепому совпадению!) толстый, задыхающийся, в поддевке и шароварах оказывается распорядителем танцев. В конце пьесы Фирс называет себя недотёпой. Он стар, неловок, еле-еле двигается.
Нелепость героев подчеркивает их речь. Они изъясняются странно, необычно. Гаев пересыпает свою речь бильярдными терминами. Фирс постоянно бормочет себе под нос что-то непонятное, чего никто не может разобрать. Речь Епиходова представляет собой смесь книжного и разговорного стилей. Герой не знает грамматических правил и произносит нелепицы: «Наш климат не может способствовать в самый раз…», «вы … совершенно привели меня в состояние духа…». Немка Шарлотта говорит на ломаном русском языке, используя немецкие слова и выражения. Высокопарные монологи Гаева и пламенные речи Пети Трофимова насыщены шаблонами и по сути тоже неуместны и нелепы. В пьесе не случайно постоянно звучит нескладная, комическая речь и так много показано нелепых положений героев, странных ситуаций. Действующие лица недотёпы не только внешне, но и внутренне. Слово «недотёпа» в подтексте пьесы имеет как прямое, так и переносное значение. Это определение несостоятельности, некоторой нравственной ущербности человека. Герои несчастны и одиноки, потому что разъединены, не слушают и не слышат друг друга. Они во многом сами виноваты, что их жизнь скучна и пуста; сложные проблемы им решить не под силу.
Персонажи поверхностны в своих чувствах, порой бестактны, «неуклюжи» в нравственном отношении. Все центральные фигуры пьесы уязвимы. Гаев – ничего не умеющий, сентиментальный «большой ребенок». Его неприспособленность к жизни усиливается характерной деталью: герой постоянно сосет леденцы. Он не думает о последствиях своих слов и поступков. Именно Ане он вдруг сообщает свои замечания о Раневской: «… все же, надо сознаться, она порочна …» Аня, с ужасом слушая, защищает мать, а через мгновенье в свою очередь сурово её осуждает: «… едва доехали. И мама не понимает! Сядем, а она требует самое дорогое».
Раневскую Антон Павлович показывает со всех сторон, не скрывая и нравственных изъянов. Так, героиня очень спокойно воспринимает известие о смерти своей няни. Её сухость поражает. Ведь до этого сообщения она эмоционально обращалась даже к комнате, признавалась в любви «шкапу», даже целовала его. В память о няне Раневская добрых слов не сказала. Удивляет, что она даже не расстроилась и не ощутила горького укола в сердце.
Лопахин не способен увлекаться, любить. Герой не может понять душевное состояние других людей. Он заставляет страдать Варю, не хочет с ней искренне объясниться. Он с нежностью признается Раневской:
. вы сделали для меня когда-то так много, что я … люблю Вас, как родную.
И тем не менее именно он становится владельцем её дома, вишневого сада и торопится поскорее уничтожить красоту, не щадя чувств Любови Андреевны.
Недотёпы устраивают бал в то время, когда идут торги имения. Это нелепо, странно. Характерна авторская ремарка: «Варя плачет, танцуя». Неуместные в день продажи развлечения усиливают впечатление разобщенности героев, их взаимной нравственной глухоты. Они не только не способны спасти себя, окружающий мир, но даже сделать хоть какое-то конкретное добро: позаботиться о старом больном Фирсе. О том, что верного слугу надо отправить в больницу все только говорили, но никто этого не сделал.
Таким образом, герои пьесы – недотёпы, несчастные существа, потому что не умеют любить и жертвовать собой. Автор не случайно развертывает действие на фоне вишневого сада. Оказывается, что конфликт в пьесе возникает не между различными поколениями или социальными группами, а между всеми действующими лицами и вишневым садом. Никто из героев не достоин прекрасного будущего, никто не способен распоряжаться созданными природой и людьми богатствами.
Читаемое в разделе:
- Счастье и радость жизни в правде. По рассказу Чехова «Ионыч»
В воспоминаниях М.Горького Антон Павлович Чехов предстает тихим и тоскующим, по мнению пролетарского писателя, в его юмористических рассказах слышится «тихий.
Антон Павлович Чехов — мастер короткого рассказа, один из величайших русских писателей-реалистов. Показать характер героев, создать ситуацию, проявляющую и.
Антон Павлович Чехов так и не написал романа, о котором он мечтал всю свою жизнь. И даже чудесные, необычайно лирические повести писателя — «Цветы.
“>Поэтика чеховского рассказа
Проблема подавления и искажения человеческой личности
Антон Павлович Чехов: «Интересная судьба, необычный талант, благородство и душевная чуткость» – вот каким представляется мне этот человек в изящном пенсне на.
Ранее опубликованные в разделе:
- Поэтика чеховского рассказа
Антон Павлович Чехов так и не написал романа, о котором он мечтал всю свою жизнь. И даже чудесные, необычайно лирические повести писателя — «Цветы.
“>Поэтика чеховского рассказа
Проблема подавления и искажения человеческой личности
Антон Павлович Чехов: «Интересная судьба, необычный талант, благородство и душевная чуткость» – вот каким представляется мне этот человек в изящном пенсне на.
Новые материалы раздела:
- Счастье и радость жизни в правде. По рассказу Чехова «Ионыч»
В воспоминаниях М.Горького Антон Павлович Чехов предстает тихим и тоскующим, по мнению пролетарского писателя, в его юмористических рассказах.
Антон Павлович Чехов — мастер короткого рассказа, один из величайших русских писателей-реалистов. Показать характер героев, создать ситуацию.
Источники:
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/175835-nedotepy-v-pese-apchehova-vishnevyj-sad–eto-ktopochemu-oni-nedotepy.html
http://neznaika.info/check/lit-write/13906.html
http://litera.su/learner/all-works/chekhov-a-p/heroic-klutz-in-chekhovs-drama