Когда родился венецианов. Венецианов алексей гаврилович – галерея произведений (106 изображений)
Лучшая картина Венецианова. Биография и творчество Алексея Гавриловича Венецианова
Алексей Гаврилович Венецианов – известный русский художник XIX века. Его новаторское творчество оказало огромное влияние на отечественную живопись указанного столетия. Ему принадлежит заслуга разработки нового, до сих пор совершенно не развитого в российском искусстве жанра бытовых сцен. Именно он первый обратился к изображению простых крестьян, их труда и быта. Кроме того, художник основал собственную школу, многие представители которой развили заложенные им традиции.
Ранние годы
Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве в 1780 году в купеческой семье. Его отец был записан в церковных книгах греком. Родственники будущего знаменитого художника были выходцами из Греции. Родители мальчика занимались торговлей ягодными и плодовыми кустами. Однако сохранилась запись, что они перепродавали картины, что, несомненно, повлияло на ребенка, который уже во время своей учебы в частном московском пансионате обнаружил тягу к живописи.
Поначалу отец не одобрял его увлечений, однако, видя настойчивость сына к обучению рисованию, в конце концов смирился. Биография Венецианова Алексея Гавриловича отныне была связана с живописью, хотя он в молодости и служил некоторое время чиновником. Сохранились сведения, что уже в юношеском возрасте его обучал живописи некий мастер Пахомыч, так что ко времени своего переезда в Петербург Алексей обладал необходимыми навыками художника.
Начало карьеры
В столице Алексей попытался начать зарабатывать с помощью своего искусства. Однако его первые попытки заявить о себе в обществе как о художнике не увенчались успехом. Тогда он на некоторое время поступил на службу чиновником. Однако Алексей Гаврилович продолжал брать уроки живописи у известного художника В. Боровиковского, самостоятельно копировал картины в Эрмитаже.
Первая картина Венецианова была написана в 1801 году. Это был портрет его матери, в котором были заложены основные принципы его живописной манеры: мягкость и светлость красок, лиричность образа, простота и естественность поз, выражения лиц.
Художник начинал именно как портретист. Он активно рисовал портреты своих близких, знакомых, родственников и на этом поприще получил признание. Картина Венецианова «Портрет К.И. Головачевского с воспитанниками» принесла ему популярность. В 1811 году он получил звание академика, что дало ему возможность всецело посвятить себя любимому делу.
Портреты живописца
Несмотря на успех этого полотна, оно тем не менее несколько уступает другим работам художника, выполненным в более естественной, простой манере, в то время как изображение Головачевского характеризуется некоторой дидактичностью, что, впрочем, объяснялось статусом последнего. Автопортрет художника получился более мягким, душевным и проникновенным. В нем Венецианов позволил себя писать в очень свободной манере, не сковывая себя академическими правилами.
Среди портретов художника следует отдельно упомянуть изображение его жены, проникнутое тем тонким лирическим духом, который впоследствии станет главной отличительной чертой его произведений.
«Жница»
В указанное десятилетие произошли важные перемены в жизни и творчестве Венецианова. В 1819 году он оставил службу, купил имение в Тверской губернии, где и начал разрабатывать новый жанр крестьянской темы.
Первая картина Венецианова, посвященная простым бытовым сценам, называется «Жница». Полотно было создано в середине 1820-х годов. Оно примечательно тем, что открыло новый этап в творчестве автора, отныне взявшегося воспроизводить с максимальной точностью картины деревенских трудовых будней и русскую природу. На холсте нарисована молодая девушка в праздничном крестьянском наряде. У нее в руках серп, который указывает на род ее занятий.
Образ изображен художником с особенной торжественностью: поза и выражение лица девушки дышат спокойствием и умиротворением. Таким образом, новый этап в карьере художника открыла картина «Жница». Венецианов с тех пор стал активно разрабатывать тему жанровых крестьянских сцен в живописи.
«На пашне. Весна»
Это произведение считается, пожалуй, наиболее известным и лучшим в творчестве мастера. По крайней мере, его имя ассоциируется именно с данным полотном, написанным в первой половине 1820-х годов.
Особенность этого произведения состоит в том, что оно реалистично и аллегорично одновременно. Дело в том, что многие критики указывают на явную непропорциональность центральной фигуры женщины по отношению к лошадям, которых она ведет с необычной легкостью, что не совсем правдоподобно.
Вместе с тем картина Венецианова удивительно точно воспроизводит красоту русской природы, которую до него никто не изображал. В рассматриваемое время художники предпочитали рисовать итальянские пейзажи, если требовалось изобразить российские просторы, то ограничивались условными зарисовками на заднем фоне. Автор же правдиво и с большой любовью показал русское поле и тех, кто на нем трудится. Несмотря на указанные диспропорции крестьянской фигуры, с большой теплотой и любовью изобразил свою натурщицу Алексей Гаврилович Венецианов. «На пашне. Весна» – полотно, воспевающее простой сельский труд и красоту деревенского пейзажа.
«На жатве. Лето»
Данная картина является своеобразным продолжением вышеописанного полотна. На ней автор показал крестьянку на отдыхе во время сбора сена. Композиция залита ярким светом, что передает спокойный, умиротворенный дух, которым дышит эта картина. Художник снова показал колорит русской природы.
Основную часть полотна занимает безбрежное поле жатвы, залитое ярким солнечным светом. Остальную половину холста занимает вид чистого неба с легкими облачками.
На этом фоне особенно хорошо выделяется фигура крестьянки в живописном костюме: красная юбка, белая кофта великолепно гармонирует с окружающим пейзажем.
«Сенокос»
Это картина показывает крестьянку уже не за работой, а на отдыхе. В центре полотна (которое также было написано в середине 1820-х годов) – фигура женщины, прислонившейся к большому стогу сена. Она кормит маленького ребенка и смотрит на девочку, которая, в свою очередь, за ней наблюдает. В этот раз автор изобразил крестьянскую труженицу не беззаботной работницей, а усталой женщиной, которая вынуждена помимо сбора сена одновременно заботиться о своем грудном ребенке. Поэтому ее лицо выглядит усталым.
Как никто другой умел передать простые чувства простых деревенских работников Венецианов. «Сенокос» – картина, которая показывает зрителю типичную сцену деревенской жизни.
«Гумно»
Это произведение также считается одной из лучших работ художника. От вышеназванных картин он отличается тем, что теперь в центре внимания автора – коллективный труд группы крестьян.
Венецианов придавал большое значение реалистичному изображению наблюдаемых явлений, поэтому на полотне трудовой процесс передан почти с фотографической точностью. В середине картины – рабочее помещение крестьян, которые на некоторое время прервали обработку зерна.
Картина залита светом, который падает на сцену с обеих сторон. Позы и лица крестьян дышат спокойствием и умиротворением, что так характерно для творчества художника. Таким образом, начало изображению простых будней обычных людей положил Венецианов. «Гумно» – полотно, которое выполнено в лучших традициях русской живописи.
«Захарка»
Это произведение является портретом простого деревенского мальчика. Его лицо изображено крупным планом, автор очень детально прорисовал его одежду, в то время как задний фон в данном случае показан весьма условно, поскольку теперь художника интересовала в первую очередь психологическая характеристика ребенка. Выражение лица мальчика не по-детски взрослое. Глядя на его сдвинутые брови, упрямый и прямой взгляд, твердо сжатые губы, зритель сразу понимает, что он с малых лет привык к суровой трудовой жизни, о чем говорит древко инструмента, которое он сжимает в своей руке.
Не зря столь подробно показал одежду мальчика Венецианов. Захарка одет в грубый полушубок, на нем шапка и варежки, которые явно велики мальчику. Это показывает зрителю, что он получил эту одежду от взрослого родственника. Картина отличается от вышеперечисленных тем, что художник обратился к анализу личности крестьян. Автор показал душевную твердость, ум и уверенный характер мальчика, весь вид которого говорит о том, что ему предстоит нелегкий жизненный путь.
Общественная деятельность
Венецианов мечтал создать собственную живописную школу. Однако ему так и не удалось получить на это официального одобрения, хотя его картины представлялись императору. Тогда он открыл школу в своем имении, где воспитал несколько десятков учеников. Среди его воспитанников были крепостные крестьяне, многие из которых по его рекомендации получили свободу от крепостной зависимости.
Также следует упомянуть о попытках Венецианова создать свой собственный журнал карикатур. Однако первый же выпуск с довольно смелыми сатирическими зарисовками автора был конфискован, а его экземпляры сожжены. Скончался знаменитый художник в 1847 году в результате несчастного случая и был похоронен в Тверской губернии.
Алексей Гаврилович Венецианов, картины и биография
- Год рождения: 18 февраля 1780
- Дата смерти: 16 декабря 1847
- Страна: Россия
Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 18 февраля 1780 года в купеческой семье. Предки его были выходцами из Греции, переехавшими в Россию в первой половине XVIII века.
Мальчик учился в одном из московских пансионов и рано начал интересоваться живописью. Он самостоятельно копировал картины старых мастеров и рисовал своих друзей. Сначала ему помогал некий старый художник Пахомыч, который научил его готовить краски и натягивать холсты. Так же юный Алексей неплохо рисовал пастелью.
В 1807 будущий художник переезжает в Петербург и поступает на службу в Почтовую канцелярию. В свободное время он ходит в Эрмитаж, где изучает и копирует работы известных живописцев. Известно, что молодой Венецианов брал уроки у В. Л. Боровиковского.
В начале своей карьеры Алексей Григорьевич работал как портретист. В это же время Венецианов решил издавать журнал карикатур, но его выпуск был запрещен цензурой.
В феврале 1811 года Венецианов представил на суд Академии художеств свой автопортрет, написанный маслом. За эту работу его назначили в слушатели Академии, а уже в сентябре за портрет К. И. Головачевского дали звание академика.
Во время войны 1812 года Венецианов выпускает ряд гравюр с карикатурным изображением французомании русского дворянства. Также художник продолжает писать портреты современников и героев прошлого.
В конце 1810-х живописец обращается к образам крестьян. В это время он женится на М. А. Азарьевой и покупает на имя жены небольшое имение – села Трониха и Сафонково в Тверской губернии. Вскоре у Венецианова рождаются две дочери Александра и Фелицата.
В 1819 А. Г. Венцианов в чине титулярного советника оставил службу и посвятил себя полностью живописи. Он поселился в своем имении и стал писать картины из крестьянского быта.
В 1824 Венецианов едет в Петербург, чтобы показать свои новые работы обществу на академической выставке. Картины его были восприняты благосклонно. Художник принимает решение получить звание профессора живописи, однако Художественный совет отклоняет его работы. Его картины “Гумно”, “Очищение свеклы” и “Утро помещицы” были выкуплены императором Александром I.
В 1825 году художник вынужден вернуться в свое имение и заняться хозяйством. Там у него появился замысел обучать живописи талантливых крестьянских мальчишек. Некоторых из них художник выкупал у их хозяев. Он содержал их за свой счет, возил в Эрмитаж. Из учеников Венецианова впоследствии вышло много известных художников.
В 1828 году император Николай I вызвал Венецианова в Петербург для исполнения одного деликатного поручения. Необходимо было переписать портрет А. Н. Голицына, испорченный английским художником Джорджем Доу. Исполнив поручение царя, Венецианов добился также освобождения крепостных художников англичанина.
В 1830 А. Г. Венецианов обратился за финансовой помощью к императору. Ему требовались деньги на существование художественной школы и своей семьи. Император удовлетворил ходатайство. Художнику выделили разовую выплату и пригласили на аудиенцию к царю. Алексея Гавриловича наградили орденом Святого Владимира 4-й степени и присвоили звание “художник государя императора” с выплатой ежегодного жалования.
После смерти жены художник полностью посвятил себя своим ученикам. В своем имении он построил специальный павильон, где проводил занятия. Для старших учеников он находил заказы на написание церковных иконостасов. На вырученные деньги закупал материалы, а также еду и одежду для воспитанников. Ученики ехали к нему со всей страны. Тем, кого он не мог взять к себе на обучение, Венецианов давал деньги на покупку материалов.
Уже пожилой мастер больше времени уделял своей просветительской деятельности. Сам он писал все меньше работ. В Петербурге он стал публиковать свои статьи, посвященные современным художникам. Среди них многие стремились завести знакомство с Венециановым. Иногда он писал портреты своих петербургских знакомых.
Зимой 1863 художника разбил паралич, от которого он с трудом оправился. Венецианов с печалью наблюдал, как открытый им “крестьянский” жанр становится модным. Молодые живописцы стали рисовать не правду, а красивые картинки, в угоду зрителю. К тому времени художника лишили ежегодного жалования, имение его было заложено. Он устроил аукцион своих работ, и почти все они были раскуплены. Однако собранной суммы едва хватило, чтобы рассчитаться с долгами и на пожертвование петербургской детской больнице.
Все прошения художника о разрешении преподавать в Академии художеств были отклонены. Последние годы своей жизни Венецианов провел в своем имении. Он уже никуда не выезжал, его не интересовала столичная жизнь, да и о нем уже стали все забывать. Умер художник зимой 1847 года в результате несчастного случая. Лошади понесли сани. Венецианов попытался их остановить, но запутался в поводьях, и лошади протащили его тело по земле.
Смерть мастера осталась незамеченной в Петербурге, но он оставил глубокий след в русском искусстве, первым воспев простого крестьянина и предоставив дорогу в жизнь многим своим ученикам.
Алексей Венецианов
Алексей Венецианов
Алексей Венецианов
Дата рождения:18 февраля 1780 г.Дата смерти:3 января 1847 г.Национальность:русскийНаправление:РеализмСфера:живописьУчителя:Владимир БоровиковскийВикипедия:ru.wikipedia.org/wiki/Венецианов,_Алексей_Гаврилович
Заказать
репродукцию
Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.
Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.
Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).
С 1807 года служил в Петербурге чиновником.
В 1811 году — признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.
Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.
В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.
Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовившего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.
В 1829 году получил звание придворного живописца.
Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии.
Похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.
Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Портрет также олицетворял единство старой Академии (К. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, считался патриархом Академии) с новой.
Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.
В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I.
В 1830-е годы Венецианов обращается к повествовательному жанру, посвященному крестьянскому быту. К их числу относятся работы: «Проводы рекрута» (конец 1830-х, Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей заповедник «Павловск») и «Возвращение солдата» (конец 1830-х, ГРМ). Это напоминание о том, что событием, которым мир внешний вторгается в довлеющий себе круговорот трудов и дней земледельческого цикла, этим событием всегда испокон веков являлась война и заботы, связанные с войной.
В 1842 году Алексей Венецианов написал «Портрет неизвестного», который сейчас представлен в Одесском художественном музее.
Кисти Венецианова принадлежали также иконы для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. В последний год жизни художник работал над иконами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.
Работал также в технике пастели по бумаге и пергаменту. Рисовальщик, занимался литографией.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Источники:
http://www.syl.ru/article/299834/luchshaya-kartina-venetsianova-biografiya-i-tvorchestvo-alekseya-gavrilovicha-venetsianova
http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2656-aleksej-gavrilovich-venecianov-kartiny-i-biografija.html
http://www.wikiart.org/ru/aleksey-venetsianov