2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда происходит смена теологически нормативной модели культуры. Понятие культурной динамики

Понятие динамики культуры и типы культурных изменений

Тема 7. Динамика культуры

1. Понятие динамики культуры и типы культурных изменений

2. Источники культурной динамики

3. Историческая динамика культуры

3.1. Модели циклического развития культуры

(Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби)

3.2. Теория «осевого времени» К. Ясперса

3.3. Модель социокультурной динамики П.Сорокина

На протяжении своей истории человеческая культура не оставалась неизменной, распространяясь из одного региона в другой, передаваясь из поколения в поколение, пополняясь новыми материальными и духовными продуктами. Пройденный путь – от каменного века до освоения космоса – свидетельствует о том, что внутри культуры есть некие силы, заставляющие двигаться вперед и меняться. Многочисленные и разнообразные виды культурных изменений были определены в культурологии понятием «культурная динамика»(от греч. dinamis – «сила»).

Динамика культурыизменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних причин. Сегодня с помощью этого понятия в ряде гуманитарных наук описываются разнообразные модификации культуры, их причины, источники и результаты.

Среди изменений, происходящих в культуре, различают следующие:

· изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры;

· изменения, ведущие к ослаблению дифференциации и упадку культуры;

· изменения, которые могут никак не проявлять себя в течение длительного времени, обрекая культуру на застой.

1.Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры.Такие изменения приводят к формированию новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний. Они приводят к смене духовных стилей, художественных жанров, ориентаций и мод, к смене центров активной культурной деятельности. Например, всю историю западноевропейской культуры можно представить как историческую смену стилей (особенно четко это можно проследить на примере живописи): романского, готического, ренессанса, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм и т. д.), постмодернизм.

2. Изменения, ведущие к ослаблению дифференциации и упадку культуры. Противоположный вектор культурных изменений описывает тенденции деградации культуры – движения по устранению фундаментальных элементов культурных систем – норм и ценностей. В таком случае выделяют два этапа культурной деградации: упа­док и кризис.

Культурный упадок.Это изменения, ведущие к ослаблению дифференциации, к упрощению культурной жизни. Чаще всего они связаны с ослаблением значимости высоких сфер культуры, с ее примитивизацией, ростом прагматической направленности общественного сознания, со стандартизацией жизни в условиях массового общества. Упадок также может выражать себя либо как усталость, реакция расслабления на предшествующий бурный период развития культуры, либо как неудовлетворенность его результатами.

Примером упадка культуры является тенденция примитивизации и архаизации жизни (проявляется в структурах преступного мира, в образе жизни и организации вооруженных отрядов и банд, в местах лишения свободы и т. д.). Упадок как социокультурное явление может смениться новым взлетом культуры, и это отличает его от кризиса.

Культурный кризис сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры. В силу этого система подвергается распаду. Кризис может быть окончательным, но может также дать начало формированию иных, более актуальных элементов и их связок, став зародышем новой культуры.

185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читать еще:  Как открыть зоомагазин: документы, расчеты, советы. Как открыть зоомагазин с нуля: пошаговая инструкция в помощь

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

Понятие «культурная динамика» и ее основные формы (инновация, обращение к культурному наследию, культурное заимствование). Культурная диффузия и ее современные формы. Культурная динамика в эпоху глобализации. Значение культурных изменений для взаимодействия культур

Изменения культуры

Источники и механизмы изменений культуры

За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она никогда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от прошлых поколений настоящим и будущим, все время пополнялась новыми материальными и духовными продуктами. Многочисленные и разнообразные виды культурных изменений были определены в культурной антропологии понятием «культурная динамика», которое подразумевает все виды изменений, происходящие в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних причин. Сегодня с помощью этого понятия в целом ряде гуманитарных наук описываются разнообразные модификации культуры, их причины, источники и результаты.

Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому.

Внешние изменения проявляются как через расширение уже существующих, так и через возникновение качественно новых культурных форм. При этом изменения в культуре протекают либо в форме активизации, либо в форме замедления, что находит свое выражение в темпах и ритмах динамики культуры, а также в различных ее видах и формах.

В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются и распространяются различные элементы культурного опыта. Значение, влияние и степень распространения этих элементов зависит во многом от источника их возникновения. В культурной антропологии принято выделять следующие источники культурной динамики: инновации, обращение к культурному наследию, заимствования, культурная диффузия.

Инновации представляют собой изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира. Причинами возникновения новаций являются неприятие отдельными индивидами или группами господствующих культурных ценностей, регулятивных норм, традиций, обычаев, правил поведения и поиск своих собственных путей культурного и социального самоутверждения. Это означает, что новации возникают как в традиционных, так и в модернизированных культурах. На массовом уровне создателями культурных инноваций нередко выступают выходцы из других стран или другой социокультурной среды, оказывающиеся гетерогенными для данного общества.

История происхождения тех или иных новаций показывает, что их носителями выступают те слои общества, которые не находят себе достойного места в культурной действительности или существующих типах культурной деятельности. Однако всякое нововведение в той или иной степени обречено на непринятие. Если оно оказывается несовместимым с традиционными основами культуры, если на него отсутствует спрос, если в нем нет заинтересованности у какой-либо группы общества, тогда оно не находит своего места в данной культуре. История культуры знает множество примеров того, как культурные нововведения отторгались и предавались забвению, если они не отвечали потребностям и интересам соответствующей социокультурной среды. И напротив, социальный заказ рождал поток культурных новаций, которые получали признание всего общества.

Обращение к культурному наследию как источник культурной динамики означает переоценку и использование в новых условиях всей совокупности культурных достижений данного общества и его исторического опыта. Такое наследие обладает для общества вневременной культурной ценностью, так как к нему относятся уникальные культурные достижения, не зависящие от времени их появления, которые переходят к новым поколениям и в новые эпохи.

Читать еще:  Откуда взялся мем про карла. Откуда пошло выражение "Карл!"? Происхождение мема В какой серии карл

Диалектика культурной динамики состоит в постоянном переходе от прошлого к настоящему и будущему. Накопленному опыту прошлого противостоит повседневная практика настоящего, требующая постоянной расшифровки прежнего культурного опыта, его приспособления, отбора и интерпретации.

Ценности и символы, воплощенные в памятниках прошлого, становятся важным фактором новой культуры. При этом они должны не только сохраняться, но и воспроизводиться, раскрывая свой смысл для новых поколений. Обращение к культурному наследию прошлого призвано обеспечить поддержание привычных смыслов, норм и ценностей, сложившихся в обществе. Эти смыслы, нормы и ценности превращаются в каноны или образцы, проверенные многолетней практикой; следование им обеспечивает привычные условия жизни. Те элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени, обеспечивают самобытность культуры. Содержание самобытности «составляют не только традиционные явления культуры, но и более подвижные ее элементы: ценности, нормы, общественные институты.

Значительную роль в культурной динамике играют культурные заимствования, то есть использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Данный вид культурной динамики развивается в тех случаях, когда одна культура подвергается влиянию другой, более развитой. Однако при этом большинство людей менее развитой культуры, несмотря на заимствование элементов другой культуры, сохраняют многие обычаи, нормы и ценности, присущие их родной культуре.

Культурные заимствования являются наиболее распространенными источниками культурных изменений по сравнению со всеми другими. Этот источник культурной динамики может носить как прямой (через межкультурные контакты индивидов), так и косвенный характер (через действие СМИ, потребляемые товары, образовательные учреждения и т.д.). Однако в процессе заимствования народ-реципиент заимствует не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, может принести явную или скрытую выгоду, даст преимущество перед другими народами, отвечает внутренним потребностям данного этноса.

Характер, степень и эффективность культурных заимствований определяют, в основном, следующие факторы:

  • * интенсивность контактов (частое взаимодействие культур ведет к быстрому усвоению инокультурных элементов);
  • * условия межкультурных контактов (насильственные контакты порождают реакцию отторжения);
  • * степень дифференциации общества (наличие социокультурных групп, готовых принять нововведения);
  • * восприимчивость к чужой культуре (способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста).

Наиболее распространенным примером культурных заимствований может служить мода.

К числу источников культурной динамики относится также синтез, представляющий собой взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которого возникает новое культурное явление, отличающееся от обоих составляющих его компонентов и имеющее собственное качество. Синтез имеет место в том случае, если какая-либо культура осваивает достижения в тех сферах, недостаточно развитых в ней самой, но при этом сохраняет присущую ей исходную основу и остается самобытной.

В современных условиях синтез является важным источником культурных преобразований во многих развивающихся странах. В качестве наиболее яркого примера плодотворного соединения собственных национальных и инокультурных элементов обычно приводится Япония, а также ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.).

Динамика культуры;

Лекция 7.

Мухлынкина Ю.В.

План лекции:

1) Динамика культуры.

2) Источники культурной динамики.

3) Модели (формы) динамики культуры.

1. Динамика культуры и её источники.

Культура представляет собой постоянно развивающуюся систему. В ней непрерывно происходит множество всевозможных изменений и трансформаций. Культура зарождается, сохраняется, распространяется, разрушается и т.п. Поэтому, исследуя культуру, невозможно обойти тему её динамики.

Динамика культуры – любые изменения культурной системы, причинно обусловленные ее предыдущим состоянием, и имеющие определенную стадиальность и направленность. Это понятие описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве.

Читать еще:  Александрой харитоновой и виктор васильев. Виктор Васильев и Анна Снаткина: пять лет как один день

Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX веке в рамках концепции эволюционизма. Сам термин «динамика культуры» ещё не употреблялся, но исследователи уже заговорили о постепенном закономерном развитии общества и культуры, об эволюции от первобытного состояния до цивилизованного общества. Правда, следует отметить, что эволюционисты понимали динамику культуры весьма ограниченно, т.к. абсолютизировали идею прогресса, считая его запрограммированным явлением.

Начиная с XX века, представления о характере и направленности изменений в культуре расширяются. Под изменениями понимают не только развитие (прогресс), но и любые трансформации внутри культуры: кризисы, возврат к старому, полное исчезновение культуры и др. Большую роль в становлении нового понимания динамики культуры сыграл П.Сорокин и его книга «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), благодаря которой и был введён в научный оборот термин «динамика культуры».

Широкое использование понятия «динамика культуры» приходится на вторую половину XX в., когда ученые столкнулись с острой необходимостью исследования проблем развития, изменения и распространения культурных институтов; инноваций, деградации, застоя и кризиса культуры; типов культурного развития; взаимодействия разных культур и культурных конфликтов. В итоге, сегодня под динамикой культуры понимают не только развитие, но и любое изменение культуры, устойчивый порядок взаимодействия составляющих её компонентов, ту или иную её периодичность, стадиальность, направленность к какому либо состоянию.

Учитывая принципиальное разнообразие процессов динамики культуры, современные культурологи выделяют несколько типов культурных трансформаций, описывающих качественные изменения культуры разного масштаба и уровня[13]. Вот некоторые из них:

1) культурный застой (стагнация) – это состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, связанное с приверженностью общества неизменным традициям и резким ограничением или даже запретом нововведений. Как правило, это состояние характерно для небольших, устойчивых этнических культур, приспособленных к среде своего обитания, живущих в состоянии гомеостаза (равновесия) с ней. Сегодня это состояние может сохраняться только в изоляции от всего остального мира (племена и малые народы, проживающие в труднодоступных районах Азии, Африки, Латинской Америки).

Но застой может возникнуть и в высокоорганизованных цивилизациях, которые решили, что достигли пика своего развития, идеального состояния культуры и общества, и стремящихся сохранить это состояние. Примером может служить цивилизация Древнего Египта и Китая.

2) Упадок и деградация культуры, связанная с ослаблением и устареванием каких-то элементов культуры, упрощением системы культуры, исчезновением составляющих её частей, прежде устойчивых норм и идеалов. Такие процессы можно наблюдать в истории некоторых малых народов, попавших в орбиту влияния сильных культур (индейцы Северной Америки, коренные народы Сибири и Дальнего Востока).

3) Кризис культуры – разрыв между ослабленными или разрушенными прежними духовными структурами и институтами и формирующимися новыми, более отвечающими требованиям меняющегося общества.

Своеобразен подход сторонников постмодернистской парадигмы к интерпретации культурных изменений. Для них динамика культуры (анализ в рамках постмодернизма проводится обычно на примере духовных областей культурной активности, нередко – художественных практики, искусства) – не рост, не развитие, не целенаправленное распространение, а принципиально иной тип движения, который они обозначили термином, взятым из ботаники, «ризома»(беспорядочное распространение, «движение желания», лишенное направления и регулярности).

В целом для динамики культуры характерен устойчивый порядок взаимодействия ее компонентов, периодичность, стадиальность, направленность. Ряд её аспектов имеют симметричные по структуре механизмы, отличающиеся знаком направленности. Можно говорить об интеграционной или дезинтеграционной, восходящей или нисходящей культурной динамике, об эволюционном или революционном характере ее изменений деятельности и т.д.

Источники:

http://studopedia.ru/2_127879_ponyatie-dinamiki-kulturi-i-tipi-kulturnih-izmeneniy.html
http://vuzlit.ru/534679/dinamika_kultury
http://studopedia.su/8_11364_dinamika-kulturi.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector