Кипренский орест адамович биография. Орест Адамович Кипренский: картины (портреты), краткая биография
Орест Адамович Кипренский: картины (портреты), краткая биография
- Год рождения: 24 марта 1782
- Дата смерти: 17 октября 1836
- Страна: Россия
Орест Адамович Кипренский — гениальный русский портретист, живописец и график, человек сложной и интересной судьбы. Как и Леонардо да Винчи, он родился вне брака, но в отличие от титана Возрождения, ему в молодости пришлось побывать в рабстве — так как он был внебрачным ребенком помещика, то по официальным сведениям был крепостным и числился сыном Адама Швальбе, крепостного, которого женили на его матери после рождения ребенка от помещика Дьконова. Родился будущий известный мастер портретной живописи на территории нынешней Ленинградской области, в деревне Нежново, в марте 1782 года.
В возрасте всего лишь шести лет будущий художник Кипренский получил вольную и избавился от клейма крепостного, которое никогда не позволило бы ему подняться выше скотного двора. Нужно отдать должное его отцу — ребенком занимались, ему обеспечили будущее, что делали далеко не все отцы незаконнорожденных детей. Он даже получил модное в то время имя и лирическую фамилию. Предположительно, ее образовали от имени Афродиты Кипрской — Киприды.
Мальчика отдали на обучение в Воспитательное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге. Затем талантливый юноша поступил в саму Академию. В общей сложности он успешно проучился 15 лет, окончив Академию с золотой медалью. Это давало право медалисту на поездку за границу, но воспользоваться им художник смог намного позже из-за военных действий.
Художник жил и работал по несколько лет в Москве, Твери и Санкт-Петербурге, пока в 1828 года не поселился в Италии. Здесь его ждал очередной крутой поворот и настоящая любовь всей жизни. Он женился на итальянке, и даже необходимость поменять вероисповедание и стать католиком его не остановила от решительного шага.
Будущность и профиль работы художника обусловило его обучение в Академии художеств по классу исторической живописи у известного мастера-портретиста Угрюмова. Хотя можно утверждать, что задатки гениального мастера камерного и парадного портрета у него были еще в детстве. В возрасте всего 12 лет он написал портрет своего приемного отца Швальбе в такой виртуозной технике, что картину принимали за работу самого Рембрандта.
Но во «взрослых» работах художника прослеживается явный отход от изображения «в подражание Рембрандту». Его зрелые работы более воздушные, часто используют яркие и нежные краски, в них больше реализма и одухотворенности, нежели трагизма. Одним из самых известных работ Кипренского стал портрет гусара Дениса Давыдова, героя Отечественной войны 1812 года. За него мастер заслуженно получил почетное звание академика.
Этот портрет впечатляет и правильной композицией, и выразительным, живым лицом легендарного партизана-гусара, его непринужденной, естественной позой. В полотне использованы два чистых, «открытых» цвета — алый для кафтана и белый для лосин. Их сочность разбавлена мягкими размытыми цветами фона и множеством мелких деталей, которые органично вливаются в общую канву изображения.
На портрете множество мелких подробностей, которые можно рассматривать бесконечно. Это золотое шитье доломана, аккуратная меховая выпушка, шелковые кисти и плетение на поясе и на сабле героя войны, изящный рисунок его щегольских сапожек, перья на шляпе, которая лежит у его ног.
За свою очень короткую жизнь художник создал яркую галерею выразительных и запоминающихся портретов, среди которых и портрет великого поэта А.С. Пушкина. Скончался художник в любимой им Италии, не пережив тяжелого воспаления легких, в 1836 году. Памятник на его могиле поставили благодарные русские художники, проживавшие в этой стране.
Орест Адамович Кипренский: картины, краткая биография
Журналист Фаддей Булгарин упоминал этого выдающегося художника как человека, одаренного необычным талантом видеть глубину души, скрытую от посторонних глаз. Речь идет об Оресте Адамовиче Кипренском.
Детские годы
Кипренский Орест родился в 1782 году, 24 марта. Его мать, крепостная крестьянка по происхождению, родила сына от помещика Дьяконова, а чуть позже вышла замуж за Швальбе Адама. Фамилия Кипренский является выдуманной.
Орест был внебрачным сыном Дьяконова, но несмотря на это помещик всячески заботился о ребенке. В 6 лет Орест стал вольным человеком и был определен Дьяконовым в художественную академию Петербурга. Уже в начале своего учебного пути Кипренский был отмечен как одаренный мальчик. Он много раз получал всевозможные медали за композиционные эскизы и штудии.
В. С. Дмитриев, гувернер и преподаватель Академии художеств в то время, отмечал, что Ореста отличало от сверстников чуткое восприятие цветовой гаммы. Он рисовал непринужденно, легко. Частенько мальчика можно было застать даже за пением. Кипренский был способным, живым и темпераментным.
Юношество
Спустя 9 лет Орест Адамович Кипренский благополучно завершил свое обучение в воспитательном училище Художественной академии и попал в класс исторической живописи того же учреждения. Здесь обучались одаренные ученики, ведь историческая живопись в то время была высшим жанром художественного искусства.
В рисунках Ореста просматривался особенный собственный стиль. Виртуозностью исполнения отличаются такие его работы, как “Натурщик с красным плащом”, “Гектор и Андромаха”, “Читатели газет в Неаполе”.
Обучение живописца происходило в полуказарменном режиме, где он подвергался постоянному муштрованию, а вокруг царила рутина. После того как Кипренский закончил свое обучение в Художественной академии, в кругу друзей его начали называть “сумасбродным Орестом” и “пылким”.
Художник Кипренский никогда не расставался со своим альбомом, а его душа принимала все впечатления жизни. Его друзья говорили о том, что он не знал меры в работе и увлечениях. В принципе, молодой человек никогда не отличал работу от увлечения, ведь писал все то, что привлекало его интерес, захватывало.
Творческая индивидуальность
В раннем творческом периоде Орест Адамович Кипренский обращал внимание на работы Левицкого и Угрюмова. Он также отражал романтическое восприятие образов, когда рисовал портреты участников Отечественной войны. Ему была присуща легкая романтическая манера рисования, он работал размеренно и спокойно, ловя тонкие нотки оттенков и чувственные движения вокруг.
В 1816 году художник Кипренский начал путешествовать по разным странам, рисовать свои картины, которые пользовались успехом в Италии, Германии, Швейцарии. Впервые его талант был признан в Европе. Поворотным моментом в творчестве стала поездка в Италию. Портреты Кипренского приобрели определенность форм, образов, классическую манеру письма.
Художественные веяния Кипренского
В начале 19 века русское портретное искусство немного изменилось благодаря воздействию Кипренского. Картины его помогали раскрыть человеческую индивидуальность, утвердить идеал гармоничности, особые нюансы личности. В своих рисунках он мог передать всю глубину чувств, которую испытывают люди.
Портретное рисование
Краткая биография Кипренского гласит, что художнику удавалось поймать тонкую душевную нить героя картины. В предвоенный период Кипренский сделал портретное изображение бравого гусара. На рисунке запечатлен решительный и открытый человек, отличающийся яркими горящими глазами, смелостью настоящего бойца. За этим красивым лицом можно заметить напряженную силу, готовность к совершению подвига. Портрет явно показывает, что человек ждет сражения и верит в победу.
Во время Отечественной войны 1812 года Орест перешел с кисти на быстрый карандаш. Работал молодой портретист задорно, смело и горячо. Глядя на портреты участников войны, можно отметить их героизм, отвагу, одушевление победой и веру в торжество. Рисунки отличаются искренностью и стремлением к достижению поставленных целей. Живопись Кипренского передавала его душевную близость с изображаемым человеком.
В 1825-1827 годах Орест нарисовал портрет великого поэта А. С. Пушкина. Картина передает зрителю не простое изображение человека, а часть души самого художника, его личность, настроение, судьбу и отношение к людям. Конечно же, Кипренскому удалось передать в портрете Пушкина частичку себя.
Полотна Кипренского никогда не стареют, ведь рисовал он портреты, на которых запечатлена красивая внешность и душа человека, сохраняющаяся веками. Его работы заставляют задуматься над бытием, призывают всех стать добрее и лучше.
Кипренская живопись
Женские изображения – особая часть творческого пути Ореста Адамовича. Каждая картина Кипренского раскрывает душу творца, передает глубину образа, облика. Все это благодаря мастерству. Наиболее популярными считаются портреты Щербатовой, Авдулиной и Хвостовой. А самой выдающейся работой является изображение Ростопчиной. За широкой и добродушной улыбкой этой красивой женщины скрываются духовные и эмоциональные переживания. В рисунке явно присутствует драматизм, некий душевный кризис.
С 1813 по 1814 год Орест создал несколько карандашных портретных рисунков мальчиков и девочек разных возрастов. Каждый из них передает тончайшую грань детской натуры.
В те же годы Кипренский, картины которого уже пользовались популярностью, получил академическое звание, а через несколько лет стал советником в родной Художественной академии. Та пора считается наиболее удачной в плане признания таланта мастера.
Знаменитые произведения Ореста Кипренского
Портрет Давыдова Е. В. художник создал в 1809 году. Сейчас картина принадлежит Государственному Русскому музею Санкт-Петербурга. Многие полагали, что на полотне изображен друг поэта Пушкина, военный предводитель по фамилии Давыдов. Но это предположение было ошибочным, как стало известно позже. Оказывается, у Давыдова было 2 брата, отважно сражавшихся против французов. Историки и искусствоведы по сей день ведут споры по поводу того, какой из двух братьев изображен на полотне, но склоняются в пользу Евграфа.
В 1816 году художник написал портрет Жуковского В. А. Увидеть эту картину Кипренского можно в Третьяковской галерее в Москве. Это яркий пример мастерства Ореста Адамовича. Некое родственное мироощущение объединяло Кипренского и Жуковского. Хотя поэзия далека от живописи, но Жуковский всегда говорил, что два вида искусства тесно связаны. Вообще, разные вещи сближали этих двух творческих людей.
Картина “Бедная Лиза» была написана Кипренским в 1827 году по знаменитой повести Карамзина. Литературное произведение является ознаменованием русского сентиментализма.
Шедевр живописца
Наиболее ярким примером мастерства Кипренского считается картина “Читатели газет в Неаполе”, созданная им в 1831 году. Сейчас это произведение искусства хранится в Третьяковской галерее. До сих пор искусствоведы не могут разгадать весь смысл этого полотна. На картине изображены люди, читающие газетный переплет. Глядя на название заголовка, можно понять, что речь идет о польских событиях. В Польше произошло восстание в 1830 году, которое вскоре было подавлено царским военизированным отрядом. Из-за этих событий в стране отменили Конституцию, принятую 1815 году и переданную Александром Первым польскому народу.
И конечно, при взгляде на изображенных людей возникает невольный вопрос: кто они? Сам Кипренский говорил о русских путешественниках. Но многие полагают, что на картине присутствуют польские революционеры, раз речь идет о событиях в этой стране. Все волнения, которые происходили в Европе в 18 веке, продолжившиеся в 19-м, стали толчком для живописцев, начавших создание политических портретов и картин.
Свое мнение о данном полотне высказали знаменитые художники и знатоки. Они с уверенностью говорят, что работы Кипренского можно смело сравнить с полотнами великого Леонардо Да Винчи. И возможно, это действительно так.
Краткая биография Кипренского
Кипренский Орест Адамович (1782— 1836), художник.
Родился 24 марта 1782 г. на мызе Нежинская (ныне в Ленинградской области).
Внебрачный сын крепостной крестьянки, получивший в младенчестве вольную. Обучался в Воспитательном училище при петербургской Академии художеств (1788—1797 гг.), а затем в классе исторической живописи Академии (1797— 1803 гг.), где был оставлен для выполнения работы на соискание золотой медали. В 1806 г. за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» Кипренский получил эту награду.
Всё творчество Кипренского связано с жанром портрета. Как представитель эпохи романтизма, он явился обновителем традиций русского портретного искусства. Его работы утверждают ценность личности, отражают эмоциональный мир человека.
В 1809—1812 гг. художник жил и работал в Москве и Твери, затем, став академиком Академии художеств (1812 г.), приехал в Петербург. Здесь он создавал портреты участников Отечественной войны 1812 г. и представителей русской культуры, рисовал женщин, детей.
В 1816 г. уехал за границу: посетил Италию, Швейцарию, Францию и Германию. С успехом участвовал в выставках в Риме и Париже.
В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. Он делает портреты своих видных современников (В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, С. С. Уваров и др.). На экспозициях Академии художеств 1824 и 1827 гг. его полотнам отводились отдельные залы.
Кипренский был также виртуозным рисовальщиком, создавшим (преимущественно в технике итальянского карандаша и пастели) образцы графического мастерства, зачастую превосходящие открытой, волнующе легкой своей эмоциональностью его живописные портреты. Это и бытовые типажи («Слепой музыкант», 1809, Русский музей; «Калмычка Баяуста», 1813, Третьяковская галерея), и знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года (рисунки с изображением Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина, рисунок с поэтом Батюшковым); героическое начало здесь приобретает задушевный оттенок.
Большое число набросков и текстовые свидетельства показывают, что художник весь свой зрелый период тяготел к созданию большой (по его собственным словам из письма А. Н. Оленину 1834), «эффектной, или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины», где в аллегорической форме были бы изображены итоги европейской истории, равно как и предназначение России. «Читатели газет в Неаполе» (1831, Третьяковская галерея) — по виду просто групповой портрет — на деле есть скрытно-символический отклик на революционные события в Европе.
Однако наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались неосуществленными, либо пропали (подобно «Анакреоновой гробнице», завершенной в 1821). Эти романтические поиски, однако, получили масштабное продолжение в творчестве К. П. Брюллова и А. А. Иванова.
спасибо огромное!очень полезный и интересный материал,больше такого!
Источники:
http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2155-orest-adamovich-kiprenskiy-kartiny-portrety-kratkaya-biografiya.html
http://www.syl.ru/article/329604/orest-adamovich-kiprenskii-kartinyi-kratkaya-biografiya
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-kiprenskogo