Казимир Малевич «Скачет красная конница» – жилой журнал. Малевич скачет красная конница

Казимир Малевич «Скачет красная конница» – жилой журнал. Малевич скачет красная конница

Казимир Малевич «Скачет красная конница» – жилой журнал. Малевич скачет красная конница

  • Холст, масло . 91 x 140
  • Ж-9435
  • Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 76Открыть панораму зала в виртуальном туре
  • Период Первая половина XX века
  • Ключевые слова Лошади
  • Виртуальные выставки и 3D-туры
    • Казимир Малевич. К 140-летию со дня рождения

    Неоднозначность восприятия образов поздних произведений Малевича скрыта в глубинах символики цвета и в его универсальных композиционных схемах. В „Красной коннице“ противопоставлены незыблемость, бесстрастность необъятного пространства и хрупкость красных всадников. Что это — напоминание о рыжем апокалипсическом всаднике или — новый символ неотвратимости „мировой революции“?

    Долгое время картина была единственной работой опального художника, признанной официальной историей советского искусства. Этому способствовало ее правоверное название, звучавшее, казалось бы в унисон с общепринятым восхвалением революции и Красной армии. Малевич преднамеренно закрепил этот пласт толкований датой «1918 год» в правом углу холста и в надписи на обороте: «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы».

    В живописном строе этого произведения нашли отражение размышления Малевича, отражающие его отношение к современной действительности: «… Одни вожди звали к духовной жизни, другие – к материальным благам. Так, уверовавшие люди двинулись в путь … Знамена меняются как портянки, и толку нет, ноги потные, пальцы стерты, мозоли нарощены. Движение человеческое в надежде получить благо напоминает собой тех безумных людей, которые, увидев горизонт, бросились туда, ибо полагали найти край земли, позабыв, что все они стоят на горизонте и бежать никуда не нужно…».

    Гонимые неведомой силой, затерянные в вечном пространстве, мчатся революционные всадники под красными стягами по земному шару. Тонкие красные силуэты словно истаивают среди супрематических полос чистых цветов. Бесцелен и бессмыслен их яростный бег, ибо бесконечна дорога, безразличны земля и небо к людской суете и никогда не было и не будет во Вселенной земли обетованной.

    Скачет красная конница – анимированная картина на образовательном портале “Здравствуй, музей”

    История одного шедевра: «Скачет красная конница» Малевича

    Из супрематического многообразия, созданного Казимиром Малевичем, выделяется одно полотно. Здесь нет загадочных геометрических фигур, соединенных в неоднозначно трактуемой композиции. Но есть тайна. И имя ей — «Скачет красная конница». Историю картины, чья загадка чарует не меньше, чем улыбка Джоконды, рассказывает Снежана Петрова.

    «Скачет красная конница», Казимир Малевич

    Между небом и землей на бескрайних просторах революционной страны несется неведомо откуда и неведомо куда красная конница. Как не вспомнить Гоголя: «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи».

    Линия горизонта смещена вниз, большая часть полотна отведена небу. При этом пространство перед конницей почти вдвое больше, чем сзади. Такое положение вещей создает иллюзию интенсивного движения: подразумевая под отрядом страна мчится навстречу светлому коммунистическому будущему. Ура, товарищи!

    Казалось бы, глядя на картину, вы должны улавливать этот месседж. Но не выходит. А все потому, что в идеологию картины Малевич заложил иные мысли: «…Одни вожди звали к духовной жизни, другие — к материальным благам. Так, уверовавшие люди двинулись в путь, сначала медленным путем, потом при содействии науки, развившей технику передвижения, пошли скорее, потом бежали, а теперь едут и летят в надежде скорее достигнуть благой земли. Прошли десятки тысяч лет, когда человек встал, поднялся и побежал, бежит, бежит и до сих пор. А желанного блага нет и нет, мало того, все знамена в пути своем меняются, как верстовые столбы, на которых написаны и версты, и исчислено время достижения благого постоялого двора, а оказывается, что за постоялым двором вновь идут столбы, обещающие хорошие гостиницы. Знамена меняются как портянки, и толку нет, ноги потные, пальцы стерты, мозоли нарощены. Движение человеческое в надежде получить благо напоминает собой тех безумных людей, которые, увидев горизонт, бросились туда, ибо полагали найти край земли, позабыв, что все они стоят на горизонте и бежать никуда не нужно…». Так писал Малевич в своей книге «Черный квадрат».

    Полное название картины, которое сам Малевич указал, — «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Три группы всадников нередко сравнивают с образом трех русских богатырей. Почву, по которой несется конница, мы видим в разрезе, слои грунта раскрашены двенадцатью цветами. Это нутро нашей родины в прямом смысле слова. На полотне максимально точно передано соотношение золотого сечения — земля: небу = небо: целому = 0,618.

    Первая загадка, которая лежит на поверхности, — год создания. Если начистоту, никто не знает точно, когда Малевич написал полотно. На самом холсте указан 1918-й. Но исследователи утверждают, что появилось оно много позже — ближе к 1930-м, а дату художник поставил намеренно неверную.

    Автопортрет. Малевич (1933)

    Во второй половине 1920-х Малевич участвовал в нескольких европейских выставках. Многие его работы остались в Европе просто потому, что художник перепоручил заботу об их транспортировке третьим лицам. В итоге когда картины понадобились ему самому для выставки в Третьяковке, пришлось хитрить: он создал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903—1906 годами; таким же образом он восстановил работы крестьянского цикла и датировал их 1908—1912 годами.

    Малевич был идеологом, провокатором, активным участником и организатором. Где была самая движуха, там не обходилось без него. Тусовки объединений в духе «Бубновый валет», «Синий всадник» и «Ослиный хвост», постановки Мейерхольда, выставки дегенеративного искусства — Малевич был в первых рядах.

    До определенного момента ему очень везло. Он не только творил, как душе было угодно, но и был вхож во власть. Новообразованное государство регулярно перемещало его с одной должности по части культуры на другую. Но все это было до поры. С приближением 1930-х гайки закручивали все сильнее, творит так вольно, как прежде, уже не позволяли. Настал момент, когда вспомнили и про беспартийность Малевича. Отказываясь от членства КПСС, художник приговаривал себя к забвению. И действительно, был период, когда из всего наследия Малевича можно было говорить только о «Красной коннице». Как любой абстракционизм, ее можно было трактовать многогранно. А образный ряд располагал к адаптации полотна к политической ситуации в стране.

    Малевич «нарисовал» себе имя до начала 1920-х. Далее собрав вокруг себя почитателей, учеников и сторонников (и назвав их Утвердителями Нового Сскусства), Каземир Северинович посвятил себя теоритизации искусства. «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой», «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика» — уже из заголовков его статей ясно, что не давало покоя автору.

    Осенью 1930 года его арестовало ОГПУ как «германского шпиона». Сидел он недолго, но о будущей карьере, звездных перспективах, публикациях и выставках не могло уже быть даже мысли, не то что слова.

    Жена и дочь Малевича у его могилы

    Казимир Малевич скончался в Ленинграде 15 мая 1935 года. С могилой его произошел конфуз, конечно. В годы войны его могила была утрачена. Позже группа энтузиастов выяснила, что прах Малевича покоится на пахотном колхозном поле, которое затем еще и застроили.

    Скачет красная конница!

    Нисколько не преувеличиваю. Эта картина – шедевр. Любой, кто видел её воочию в Русском музее, это подтвердит. И даже советская власть, отвергавшая остальное творчество художника, была в восторге от этой картины.

    На полотне нет загадочных геометрических фигур, соединённых в неоднозначно трактуемую композицию. На нём «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Именно так картину подписал автор.

    Завораживающая и выразительная картина разделена на три части: небо, земля и люди с лошадьми – красная конница. Соотношение высоты земли и неба максимально приближено к пропорции 0,618. То есть к знаменитому золотому сечению. Красные конники из трёх групп по четыре ряда всадников стремительно скачут вдаль. Земля нарисована как бы в разрезе – слоями в 12 цветов.

    Вообще, число двенадцать на полотне использовано два раза: как видим, это не только двенадцать цветов земли, но и двенадцать всадников. Хоть и разбиты они в группы по четыре, что кому-то может навеять мысли о четырёх всадниках Апокалипсиса, но всё же их столько, сколько было апостолов с Христом. А что, вы думали, только Блок мог видеть, как с красногвардейцами шёл в белом венчике из роз – впереди – Исус Христос?

    К слову, картину автор создал в конце 20-х – начале 30-х годов. Но на холсте проставил 1918-й. Год рождения Красной Армии. Чьё столетие мы отмечаем сегодня. И пусть злопыхатели истерят, что в тот самый день ничего выдающегося грозные альбатросы революции не свершили. Что за мелочность? Не тогда, так чуть позже. И будьте проще, как Малевич, который не заморачивался на тему, какую дату проставить 🙂

    И, самое главное, не про врагов красноармейцев художники потом создавали такие впечатляющие полотна. Глаз не оторвать от зрелища того, как по бескрайним русским просторам, в романтической дымке, скачет красная конница! И не видать конца и края – только синь сосёт глаза. И от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней.

    Источники:

    http://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_9435/
    http://diletant.media/articles/29654136/
    http://rzhavin77.livejournal.com/74224.html

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Бизнес план открытия хореографической студии. Подготовительный этап перед открытием студии танцев
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии