Казахская домбра. Загадка казахской души: Как появилась домбра и в чем секрет ее звучания Строй домбры

Казахская домбра. Загадка казахской души: Как появилась домбра и в чем секрет ее звучания Строй домбры

«В звуках домбры живет душа казаха…»

1 июля – Национальный день домбры

Завтра по всей стране ещё ярче и выразительнее зазвучат «струны души казахского народа». 1 июля в Казахстане впервые отметят новый общенародный праздник – Национальный день домбры.

Одним из величайших изобретений, подаренных миру казахами, по праву признана домбра. В 2010 году этот уникальный народный инструмент был занесен в Книгу рекордов Гиннесса, после того как в Китае 10450 домбристов исполнили казахский кюй «Кенес».

Теперь домбра получила абсолютно заслуженное официальное признание на Родине – на самом высоком уровне. 13 июня 2018 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Указ «О Национальном дне домбры». Из высочайшего документа следует, что новый общегосударственный праздник учрежден в целях консолидации общества вокруг идеи национальной культуры и будет отмечаться в первое воскресенье июля.

Как точно заметил Глава государства, звучание домбры может понять “только казах, родившийся с запахом полыни в носу”. По словам Лидера нации, “домбра – это душа казаха. Кстати, кюи, напевы, мелодии домбры может понять только казах, родившийся в степи с запахом полыни в носу. Потому что это особая музыка. Она выражает душевное состояние: грусть, радость или философию…»

Певучие, бархатистые, ритмичные звуки домбры каждой нотой напоминают о бескрайних степях Казахстана, о тихих джайлау и мирных кочевьях. В степных напевах этого уникального инструмента можно уловить шелест трав и звон ручьёв, ликованье птичьих хоров, ржание лошадей и стук копыт. В старину на домбре играли на пирах и перед боем для достижения соответствующего настроя. Всего за 2 — 4 минуты – время звучания одного кюя – с помощью двух струн степные музыканты передавали радости и горести простого народа. Как бы ни была печальна мелодия, в звучании домбры всегда присутствует тёплое, задушевное напутствие. В народе говорят, что « в звуках домбры живёт душа казаха».

И эти чарующие звуки идут из самых глубин древности. Археологические находки свидетельствуют о том, что двухструнные прототипы казахской домбры появились более 2000 лет назад. Так, при раскопках античного городища Кой-Крылган-кале, построенного около 2 тыс. лет назад, найдены терракотовые статуэтки музыкантов с двухструнками в руках. В Алматинской области были обнаружены наскальные рисунки эпохи неолита, на которых древний художник, живший более 4000 лет назад, изобразил пляшущих человечков и инструмент, похожий на домбру по форме. Домбре посвящены многие легенды. Одна из них гласит, что однажды некий герой-богатырь, уставший от ратных подвигов, по пути к себе в юрту решил отдохнуть. Из орехового дерева богатырь высек округлую фигуру, натянул на её струны из конских волос и попытался сыграть на инструменте, но тот молчал. После безуспешных попыток воин заснул, и вскоре его разбудила мелодия, издаваемая самоделкой. Богатырь обнаружил, что кто-то прикрепил деревянный порожек в месте соединения головки с шейкой грифа. Воин решил, что это дело рук «шайтана», и с тех пор в народе за верхним порожком домбры закрепилось название «шайтан-тиек».

В XXI веке, в эпоху электронной музыки домбра по-прежнему вызывает интерес меломанов. Многие известные казахские этно-рок-группы комбинируют звучание домбры, скрипки и ультрасовременных рок-гитар, получая совершенно новый звук. Старая домбра завоёвывает всё больше молодых поклонников.

А они, представители нового поколения, придают древнему инструменту «модерновые» черты современности и даже – «инновационности». Например, десятиклассник карагандинской Назарбаев интеллектуальной школы Ерасыл Тураров вместе с другом сконструировал электронный инструмент – домбру, которая может воспроизводить музыку без участия человека. Для того, чтобы собрать автоматизированную домбру, юные изобретатели выбрали конструктор «Lego». По их словам, на создание робота ушло около тысячи мелких деталей. А компьютерную программу для «инновационной домбры» ребята написали сами.

Дальнейшая цель «инноваторов» – добиться, чтобы «домброробот» не только занимался популяризацией казахских народных инструментов и казахской культуры в целом, но и мог обучать людей с ограниченными возможностями, особенно детей, игре на домбре.

Поразительное изобретение юных дарований уже получило заслуженное признание. Робот-домбрист был представлен на международной робототехнической олимпиаде «Roboland-2017» и блестяще там себя показал – занял второе место за креативность и творческий подход. Теперь «компьютерная домбра» наверняка прозвучит на первом в стране празднике в честь домбры традиционной.

Читать еще:  Как нарисовать ангела поэтапно карандашом. Мастер-класс с использованием нетрадиционных техник рисования «Рождественский ангелочек Рисунок ангела с крыльями карандашом легкие поэтапно

Не менее креативно откликнулась на Национальный день домбры и Ассамблея народа Казахстана, готовясь отметить его широко и оригинально. Поистине – с всенародным размахом. В этот день АНК торжественно подарит каждому новорожденному казахстанцу личную домбру с логотипом

Ассамблеи народа Казахстана, а также пожелание новому гражданину страны с текстом о значимости и великой ценности казахского национального инструмента – на память и «на вырост». Цель широкомасштабной акции «Ұлттың саз байрағы — Домбыра» – дальнейшая консолидация общества вокруг идеи сохранения и возрождения национальной культуры через популяризацию домбры, повышение уважения к культуре, традициям казахского народа и отдельным ее элементам.

Предваряя праздничную акцию, Заместитель Председателя Ассамблеи народа Казахстана – заведующий секретариатом АНК Администрации Президента РК Леонид Прокопенко отметил: « Данный праздник сближает всех казахстанцев. В этот день Ассамблея народа Казахстана в поддержку инициативы президента в рамках программы «Рухани жаңғыру» реализует по всей стране большую акцию «Қасиетті домбыра». Одновременно в 200 родильных домах всей страны Ассамблея народа Казахстана каждому первому родившемуся ребенку в этот день дарит домбру. Домбра — символ казахского народа, также как и шанырак, казан. Она сопровождает человека на протяжении всей его жизни и играет огромную роль. И мы желаем, чтобы родившегося сегодня ребенка всю жизнь сопровождали звуки домбры и чтобы он всегда помнил, что единство нашего народа — это самое главное».

В Ассамблее уверены, что в свой первый «именной» праздник домбра по всей стране будет петь именно об этом – единстве, мире, согласии.

История казахских музыкальных инструментов. Загадка казахской души: Как появилась домбра и в чем секрет ее звучания Рассказ про домбру на русском языке

Домбра в казахской культуре

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы , оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и – музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

Домбра есть не только у казахов. Этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра , в таджикской культуре – Думрак, в узбекской культуре – Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в киргизской культуре – Комуз , в туркменской культуре – Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре – Думбыра , в ногайской культуре приазовья – Домбыра, в турецкой культуре – Саз . Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).

История инструмента

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана .

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского , гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки – потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary – волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz – печальная девушка), Тепен көк (tepen kok – рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz – хромой гусь), Бозіңген (bozingen – светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja – одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y – топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti – глубокое переживание) и др.

Домбыра – инструмент кюя

Для казахов кюй – больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев – кюйши , среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбыре). В казахском народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах – домбра. При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента – домбры. Также надо пояснить, что слово казах означает свободный воин, независимый индивид, который, если и существует в группе, то только по своей доброй воле, при этом присоединяется к сообществу достойных и служит ему, защищает его, отдавая труд, жизнь, здоровье и умение без остатка, как бесстрашный человек – воин добытчик.

Читать еще:  Как научиться рисовать в фотошопе. Как рисовать в "Фотошопе"? Рисовать в "Фотошопе" с нуля: советы, отзывы

Строение домбры

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.

Шанак – корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак – дека домбры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента – тембр.

Пружина – это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der Bassbalken». В казахской домбре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм – 295 мм. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250-300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.

Обечайки изготавливаются из клёна . Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.

Подставка – очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна – источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей . По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбры у стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Легенды о происхождении домбры

О домбре и её происхождении существуют легенды:

  • Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

  • Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец . Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
  • Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра расказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.
Читать еще:  Мерц ксения родилась. Звезды до и после пластики: лучшие фото российских и зарубежных знаменитостей

Литература

Эту литературу можно найти в Казахстане, г. Астана, Национальная Библиотека Республики Казахстан…

  1. Акишев К. А. Курган Иссык. – Москва, 1978.
  2. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура: исследования и поиски. Сборник научных статей, Алматы, 2000.
  3. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности кахаской домбры.// Мы и вселенная. 2001.№ 1(6), с52-54.
  4. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев. Алма-Ата, 1982 г.
  5. Аравин. П. В. Степные созвездия. – Алма-Ата, 1979.
  6. Аравин. П. В. Великий кюйши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
  7. Асафьев Б. В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955 г.
  8. Барманкулов М. Тюркская вселенная.-Алматы, 1996.
  9. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва, 1980.
  10. Гизатов Б. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
  11. Жубанов А. К. Казахский народный инструмент-домбра.//Музыкознание.-Алма-Ата, 1976. с.8-10.
  12. Стахов В. Творчество скрипичного мастера. – Ленинград, 1988.
  13. Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.
  14. Утегалиева С. И. Мангыстауская домбровая традиция. Алматы, 1997 г.

Казахская домбра. Загадка казахской души: Как появилась домбра и в чем секрет ее звучания Строй домбры

— Примечательно, что в республике целый день в году решили обозначить днем музыкального инструмента, и этим инструментом стала домбра. Домбра — это символ музыкальной культуры от кочевников древности и до сегодняшнего дня, — начинает свой рассказ Юрий Петрович.

Инструменты, напоминающие домбру, существовали с незапамятных времен. Если верить камням с наскальными изображениями танцующих людей, выставленным в музее народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа, наши предки играли на них более 4 тысяч лет назад. Тем не менее, первые достоверные сведения о домбре появляются лишь в XVI–XVII веках.

Предком домбры является древнетюркский музыкальный инструмент шертер. По форме он напоминает домбру, но имеет открытый корпус, три струны и короткий гриф без ладов. Шертер изготавливали из цельного куска дерева, а на корпус натягивали кожаную деку.Играли на шертере как щипком или ударом по струнам, так и с помощью смычка. От шертера произошли кобыз и домбра.

Домбра с жильными струнами

Одно из главных отличий современной домбры от инструментов, на которых играли Курмангазы и Даулеткерей, — струны. Сейчас их делают из лески, но до начала XX века на домбре использовали жильные струны, изготовленные путем сложного процесса выделки бараньих или козьих кишок.

— Леска звучит очень ярко и мощно, но жильные струны дают особый колорит, очень глубокий и мягкий звук. Лады — по-казахски их называют «перне» — тоже делали из жил. Благодаря этому звук традиционной домбры богат на обертоны и призвуки.

Богатый и глубокий звук

По словам Юрия Петровича Аравина, несмотря на простую конструкцию, домбра, как и другие казахские музыкальные инструменты, обладает мощным и богатым звуком.

— Хорошо понять, как звучат казахские музыкальные инструменты, можно на примере кобыза. Когда кобызист играет на кыл-кобызе, он не прижимает струны к грифу, а лишь слегка прикасается к ним. Благодаря этому создается масса обертонов. Струны кобыза делают из конских волос. Когда играет этот инструмент, фактически звучит хор из 46 отдельных волосков. То же можно сказать и о богатстве звучания домбры.

Опытные музыканты, исполняя кюй, могут отразить в своей музыке величие бескрайних просторов степи, топот сотен копыт или гул надвигающегося войска. Говоря о мощи домбрового звучания, Юрий Петрович вспомнил цитату знаменитого исследователя народной казахской музыки Александра Затаевича:

Источники:

http://mediaunion.kz/opinions/experts/v-zvukah-dombry-zhivet-dusha-kazaha
http://voloton.ru/appetit/istoriya-kazahskih-muzykalnyh-instrumentov-zagadka-kazahskoi-dushi-kak/
http://ok.ru/azatardysa/topic/68997131384198

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии