Кавказские народные инструменты. Традиционная музыкальная культура народов Северного Кавказа: Народные музыкальные инструменты и проблемы этнокультурных контактов

Кавказские народные инструменты. Традиционная музыкальная культура народов Северного Кавказа: Народные музыкальные инструменты и проблемы этнокультурных контактов

Некоторые аспекты изучения музыкальной культуры народов Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воитлева Нафисет Адалгериевна

Рассматривается одно из важных направлений в музыкальном образовании изучение этнокультуры, обычаев, традиций, фольклора, профессионального музыкального искусства народов, населяющих регион. Сравнительный анализ музыки народов Кавказа дал возможность выявить общность тематизма, образной сферы, также типичные черты национальной музыки мелодику, ритмику, гармонию. Сопоставление музыкального материала позволяет утверждать, что народное музыкальное творчество в синтезе с профессиональным композиторским искусством находят отражение в произведениях композиторов Северного Кавказа. Практическая значимость исследования состоит в том, что материал работы, являясь дополнением к имеющимся теоретическим и методическим разработкам, связанным с изучением народной музыки и музыки композиторов Кавказа, может быть использован для привлечения подрастающего поколения к данной области музыкального знания и формирования позитивного отношения к художественной, в частности, к музыкальной культуре родного и иных этносов.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Воитлева Нафисет Адалгериевна

Some aspects of studying musical culture of the people of the North Caucasu

One of the important directions in music education is studying the ethnoculture, customs, traditions, folklore, and professional musical art of the people inhabiting the region. The comparative analysis of music of the people of the Caucasus shows that a range of problems and the figurative sphere are similar, that musical texture of works is penetrated by typical lines of national music melodics, rhythmics and harmony and that folk musical art in synthesis with professional composer art find reflection in works of composers of the North Caucasus. Involvement of younger generation in this area of musical knowledge and formation of the positive attitude to art, in particular, to musical culture of native and other ethnoses allows solving problems of esthetic and moral education. This paper is addition to the available theoretical and methodical presentations related to studying folk music and music of composers of the Caucasus.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты изучения музыкальной культуры народов Северного Кавказа»

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Адыгейского государственного университета, e-mail: nafiset11@yandex.ru

Некоторые аспекты изучения музыкальной культуры народов

Рассматривается одно из важных направлений в музыкальном образовании – изучение этнокультуры, обычаев, традиций, фольклора, профессионального музыкального искусства народов, населяющих регион. Сравнительный анализ музыки народов Кавказа дал возможность выявить общность тематизма, образной сферы, также типичные черты национальной музыки – мелодику, ритмику, гармонию. Сопоставление музыкального материала позволяет утверждать, что народное музыкальное творчество в синтезе с профессиональным композиторским искусством находят отражение в произведениях композиторов Северного Кавказа. Практическая значимость исследования состоит в том, что материал работы, являясь дополнением к имеющимся теоретическим и методическим разработкам, связанным с изучением народной музыки и музыки композиторов Кавказа, может быть использован для привлечения подрастающего поколения к данной области музыкального знания и формирования позитивного отношения к художественной, в частности, к музыкальной культуре родного и иных этносов.

Музыкальная культура, народная музыка, песня, танец, музыкальное произведение, музыкальный инструмент.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Musical and Performance Disciplines, Adyghe State University, e-mail: nafiset11@yandex.ru

Some aspects of studying musical culture of the people of the North Caucasu

One of the important directions in music education is studying the ethnoculture, customs, traditions, folklore, and professional musical art of the people inhabiting the region. The comparative analysis of music of the people of the Caucasus shows that a range of problems and the figurative sphere are similar, that musical texture of works is penetrated by typical lines of national music – melodics, rhythmics and harmony – and that folk musical art in synthesis with professional composer art find reflection in works of composers of the North Caucasus. Involvement of younger generation in this area of musical knowledge and

formation of the positive attitude to art, in particular, to musical culture of native and other ethnoses allows solving problems of esthetic and moral education. This paper is addition to the available theoretical and methodical presentations related to studying folk music and music of composers of the Caucasus.

Musical culture, folk music, song, dance, piece of music, musical instrument.

В обучающем пространстве музыкальных учебных заведений необходимо создавать образовательно-культурную среду, ядром которой является этномузы-кальная культура, содержащая музыкальный фольклор, инструментальную музыку композиторов региона, музыкально-танцевальное творчество, образцы этнического искусства.

Особое место в музыкальном фольклоре народов Северного Кавказа занимает героическая тема, которая представлена в большей степени, чем остальные жанры. По мнению исследователей (К. Цхур-баева, Н. Чанба, Г. Чич и др.), для героических песен народов Кавказа (адыгов, осетин, абхазов, карачаевцев, балкарцев и др.) характерным является куплетно-вариационная форма; интонационно-гармонический строй, характерная инто-национность, которая часто складывается из поступенного движения партии солиста в сочетании с кварто-квинтовыми ходами хоровой партии; обилие смешанного размера; исполнительские традиции, выражающиеся в фактурном решении (партия солиста носит импровизационный характер, сочетаясь со строгим, непрерывным, «бурдонным» сопровождением мужского хора на «о», «уа». ); образно-смысловой круг [1]. В основе такого родства не только музыкальной, но и всей культуры народов Кавказа лежит объединяющий всех Нартский эпос – явление не только реги-

Читать еще:  Занятие по рисованию в средней группе медведь. Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование) в средней группе на тему «Символ зимних Олимпийских игр

ональное, но и общемировое. Древний эпос «Нарты» бытует в различной степени развитости у многих народов Западного и Северного Кавказа от Абхазии до Дагестана, а также у грузин-сванов. В каждой национальной версии применяются схожие сюжеты, мотивы, имена героев и общее название «нарт».

В культуре многих народов Кавказа особое место занимают нартские песни. Каждый народ вкладывал в них свой творческий потенциал, мироощущение и философию. Самые яркие из песен – это песни об известных героях: Ашамез, Саусырыко, Патарэз, Шабатыныко (у адыгов); Сасрык-ва, Пшкяч-Ипа Манч, Смыр Гудис, Озбак (у абхазов); Урузмаг, Сослан, Батрадз, Ацамаз (у осетин); Дебет, Сосурук, Ёрюз-мек, Созук (у балкарцев и карачаевцев) и др. Ярко описывает образ нартского воина культуролог Клара Меретукова-Хагурова: Нарт – воин радостен, прекрасен перед боем, во время боя, во время игры, в поединке, в состязании. Его одежда, оружие блестят, конь под ним прекрасен «с лебединой шеей. готов к взлету» [2].

Нартские песни при всей простоте отличаются особым складом, мелодической линией, формой от песен-сказаний, в которых главенствующая роль принадлежит слову, несущему основную смысловую нагрузку в передаче конкретной эпической истории. Например, Нарт Саусы-рыко – музыка и слова народные:

Сау еы ры къоу ти к-ьан.

Сау сы ры къоу ти нэф

или «Песня о Нарте» (в абхазском слов, только самые главные – «героем варианте – «Песня нартов») [3] – песня среди героев был Сасрыква»

для солиста и хора, где традиционно мало

Как в адыгских народных песнях, так и в абхазских, осетинских в качестве постоянного элемента часто можно услышать характерный варьирующий рефрен-призыв или рефрен-припев «уарайда», «сиуарай-да», «уари-да-ра» (непереводимо).

Нартские сказания представлены не только в музыкальном фольклоре разных народов в форме прозы и песен-сказаний с инструментальным сопровождением. К теме нартов обращались в своем творчестве и композиторы республик Северного Кавказа. С эпическими образами знакомят музыкальные произведения, написанные на тему Нартского эпоса. Например, фортепианные пьесы Ч. Анзароко-ва «Нартская песенка», вошедшая в цикл «Мои внучата» и «Марш нартов» из цикла «Сонный мальчишка», фортепианный цикл А. Нехая «Три нартские песни» (Песня Саусоруко, Песня Ащмэз и Песня Пэ-тэрэз), пьеса У Тхабисимова «Танец Со-сруко», «Марш в стране Нартов» из сюиты «Осетинские песни и танцы» композитора В. Долидзе, «Маленький нарт собирается в поход» осетинского композитора А. Макоева, фортепианная сюита «На-ртовский эпос» Р. Мамиева и др.

Кавказ долгие века собирал и накапливал традиционное богатство и культурные ценности своих народов. Одна из наиболее важных составляющих культуры кавказцев – танец. Наибольшей популярностью и известностью среди танцев народов Кавказа пользуется «Лезгинка». Свое название этот танец получил от названия народности – лезгины (Дагестан). Первые описания танца были сделаны несколько столетий назад малоизвестным европейским путешественником. Рассказывая о лезгинке, он говорил, что никогда не видел ничего подобного ранее и был просто поражен невероятной красотой необычных танцевальных па. , дерзкий и ураганный танец горцев и грациозная и величественная манера перемещения девушек оставили неизгладимые впечатления и навсегда врезались в память рассказчика [4].

У каждого народа Кавказа свои варианты лезгинки. В начале XX столетия, в 1928 году были изданы легкие фортепианные транскрипции трех вариантов лезгинки – кабардинская (адыгская), моздокская (осетинская), наурская (чеченская). Издание выпущено автором (А. Ленцов) в городе Краснодаре.

Ранее, в 1901 году, известный в начале исполнил лезгинку на носках (пуантах) в XX века московский танцовщик, артист Колонном зале московского Благородно-Большого театра А.А. Царман сочинил го собрания (Дома союзов). салонный вариант знаменитого танца и

Кавказская лезгинка может исполняться и без мелодического музыкального сопровождения, только под ритмические удары доола, трещоток, ударов палками или ритмических хлопков [5: 302].

Многие выдающиеся композиторы, обращаясь к танцевальному жанру, создавали музыкальные произведения для различных инструментов и называли их Лезгинкой. Например, произведения для фортепиано А. Рубинштейна, С. Ляпунова, М. Парцхаладзе, М. Кажлаева; для баяна – А. Бызова, Е. Дербенко, А. Мирека; в балетном жанре – это музыка А. Хачатуряна (балет «Гаянэ»); в опере М. Глинки «Руслан и Людмила» лезгинка звучит в цикле Восточные танцы.

Танцевальный жанр в творчестве композиторов Кавказа также представлен широко, например фортепианные пьесы: «Дагестанский танец» У Тхабисимо-ва, «Веселый зафак» Р. Сиюхова, танце-

вальные миниатюры К. Туко, А. Нехая, Г. Чича, А. Макоева, М. Кажлаева; произведения для гармоники: «Симд» Б. Газдано-ва, «Хонга» А. Хуадонова и др. Известный адыгский гармонист и композитор Керим Тлецерук, создавая сборники для музыкальных учебных заведений Северного Кавказа, обращался не только к адыгейским народным мелодиям, но и к осетинским, абхазским, грузинским песенным и танцевальным мелодиям. В своем творчестве Керим Тлецерук соединил традиции народной и академической музыки.

Инструментальная музыка и танец являются исторически наиболее стабильными, составляющими ядро этному-зыкальной культуры кавказских этносов. Инструментальная музыка в силу большей сохранности ритмоформул, интонационного словаря, природного мелоса обеспечивает сохранность аутентичности этномузыки.

Для исполнения танцевальных мелодий используют разные музыкальные инструменты. Исследователь Кага-зежев Б.С. обратил внимание органоло-гов на схожесть музыкального инструментария адыгов и других кавказских народов [6: 22]. Различные аспекты традиционной музыкальной инструментальной культуры адыгов нашли свое отражение в статьях А.Н. Соколовой. Она отмечает, что исконно адыгскими считаются ка-мыль (духовой инструмент), шичапшину (смычковый струнный инструмент), пха-чич (ударный инструмент). Музыкальный инструментарий абхазов состоит также из ударных (аинкьага, адаул), духовых (ачарпын), струнных (аюмаа, ахымаа, ачамгур, апандур – щипковый; апхьар-ца – смычковый) инструментов. У осетин хъисын фандыр, бубен-дайра и дощечки были основными музыкальными инструментами до середины прошлого века. Духовой музыкальный инструмент осетинского народа уадындз (свирель) и духовой инструмент адыгов къамыл (флейта) воссоздали в своих работах адыгский ху-

Читать еще:  Андрей малахов вызвал бориса корчевникова на откровенный разговор. Андрей малахов вызвал бориса корчевникова на откровенный разговор Передача с малаховым и борисом корчевниковым

дожник А. Хапишт (графика) и известный художник Осетии М. Туганов в картине «Ацамаз играет на свирели».

В 20-30 годах прошлого века популярным музыкальным инструментом становится гармонь, позже – барабан. Однако в народе больше бытует национальная гармоника и трещотки.

Типичные черты национального характера, история и быт народов Кавказа, обычаи и нравы воплощены в произведениях народного и композиторского творчества.

Получить представление о характерных особенностях музыки народов Северного Кавказа и понять, что музыкальная культура этих народов рождается из одних и тех же корней, можно анализируя песни, созданные композиторами региона. Например, сравнивая песню осетинского композитора Х. Плиева (русский текст В. Бутен-ко и Г. Георгиева) «Маленький джигит» с песней адыгского композитора Р. Сиюхова (сл. И. Машабаша) «Черкеска» становится очевидным сходство ритмического рисунка, характера, темпа, мелодики этих песен.

Таким образом, знаково-выразительной системой музыкальной структуры, выражающей особенности этнической идентичности, являются ритмо-интонационные формулы, ладовая система, мелодическая организация, музыкальный инструментарий народов, населяющих Кавказ.

Кавказ долгие века собирал и накапливал традиционное богатство и культурные ценности своих народов, которые непременно следует сохранять, изучать и по-

пуляризировать. Приобщаясь к культурному наследию, молодое поколение накапливает этномузыкальный опыт, включающий в себя набор эмоций, отражающих духовную жизнь этноса в музыкальном фольклоре; комплекс знаний, умений и навыков, определяющих готовность и способность к исполнительско-творческой музыкальной деятельности в рамках определенной музыкальной традиции, опыт творческой деятельности в русле народопевче-ской и инструментальной традиций.

1. Чанба Н.В. Героическая хоровая песня абхазов: монография. Сухум: Абгосиздат, 2014. 146 с.

2. Меретукова-Хагурова К.Х. Представление о красоте в адыгском эпосе «Нартхэр» // Нартский эпос и кавказское языкознание: материалы VI коллоквиума европейского общества кавказологов / сост. А.М. Гадагатль. Майкоп, 1994. С. 117-121.

3. Чанба Н.В. Музыкально-поэтическая модель абхазской героической песни и ее родство с музыкой других народов Кавказа // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 11 (37): в 2 ч. Ч. I. C. 177-186.

4. URL: http://kavkaz-dance.ru

5. Соколова А.Н. Циркумпонтийская лезгинка // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2014. Вып. 2. С. 297-304.

6. Кагазежев Б.С. Инструментальная культура адыгов. Майкоп, 1992. 79 с.

Кавказские музыкальные инструменты

Всем известные кавказские танцы или лирические напевы невозможно воспроизвести без самобытных инструментов. Для этого существуют уникальные кавказские музыкальные инструменты. Именно они задают узнаваемый тембр, ритм и общее звучание ансамблей. Столетиями многочисленные струнные и духовые инструменты использовались для того чтобы передать традиции горных народов, его чаяния и мысли. За это время они много раз видоизменялись, и сегодня у каждого народа имеются свои, конструктивно схожие образцы, которые, тем не менее, имеют свои отличия в звучании и свои названия.

Какие же они, кавказские музыкальные инструменты?

Духовые инструменты

Изначально на территории Кавказа и Закавказья существовало порядка двух десятков различных флейт, которые постепенно обретали свои различия в конструкции и способах извлечения звуков. Условно их можно разделить на несколько категорий:

  • губные – келенай, мусигар, и др.;
  • язычковые – балабан, зурна и, конечно же, дудук;
  • мундштучные – нефир, шах-нефир и др.

В настоящее время наиболее широкое распространение получили балабан, туттек и дудук, который стал настоящей визитной карточкой данного региона. Этот инструмент сегодня пользуется большой популярностью во всем мире. И это не случайно. Будучи язычковым деревянным духовым инструментом, дудук имеет сдвоенную трость и регулятор тона в виде колпачка (сурдина). Несмотря на относительно небольшой диапазон (порядка 1,5 октав) инструмент дает исполнителю большие выразительные возможности благодаря тембру.

Уникальный тембр инструмента, похожий на человеческий голос, способствовал популяризации дудука. Также очень много для этого сделал всемирно известный армянский музыкант Дживан Арамаисович Гаспарян. Виртуозно владея дудуком, он сделал множество записей со многими знаменитыми западными и отечественными исполнителями. Дудук с его помощью очень популярен во всем мире (в частности его игру можно услышать в саундтреке к фильму “Гладиатор”).

Ранее дудук делали из различных пород древесины и даже из кости. Сегодня же стандартом стало использование абрикоса, так как прочие породы дерева дают слишком резкий звук. Дудук существует в двух вариантах: длинный (до 40 см) подходит для лирических мелодий, а короткий вариант – для быстрых зажигательных мотивов. Зачастую играют два музыканта: один играет мелодию, а второй аккомпанирует в басовом регистре.

Струнные инструменты

Струнные музыкальные инструменты народов Северного Кавказа и Закавказья делят на две категории:

  • Щипковые (струна цепляется медиатором или пальцами) – пондар, дала-Фандыр, саз.
  • Смычковые (звук извлекается смычком, которым водят по струнам) – шичепшин, кеманча.

Саз пришел на территорию Кавказа из Персии, где он упоминается в источниках 15 в. В Азербайджане саз считают старейшим своим народным инструментом. Помимо Азербайджана саз популярен в Армении и Дагестане, где его называют чунгур. Саз имеет грушевидный корпус, а количество струн колеблется от 6-8 у армянских сазов до 11 струн. Как правило, звук извлекается при помощи плектра (медиатора).

Читать еще:  Почему вишневый сад назвали пьесой предупреждением. Cочинение «Разъяснение сути конфликта в пьесе «Вишневый сад

Еще большее распространение на Кавказе получил пондар – древнейший струнный инструмент чеченцев и ингушей. Кроме того, под другими названиями и с небольшими изменениями в конструкции этот инструмент известен в Грузии, Армении, Осетии, Дагестане. Пондар – это 3-струнный (есть 6-струнный вариант, где струны настраиваются по парам) инструмент с корпусом прямоугольной формы. В середине ХХ века он был серьезно усовершенствован, и его стало возможно использовать в составе оркестров. Это способствовало сохранению традиций игры на пондаре. Сегодня в музыкальных школах Чечни и Ингушетии он входит в обязательную учебную программу.

Шичепшин (шикапчин) в 20 веке потерял былую популярность, однако в последние десятилетия интерес к нему растет. Все благодаря его самобытному звучанию, идеально подходящему для аккомпанемента. Он имеет вытянутый долбленый корпус, обтянутый кожей. Струн 2 или 3, и изготавливают их из скрученного конского волоса. Диапазон инструмента до 2 октав. Очень часто исполнитель на шичепшине является еще и певцом-сказителем.

Конечно, музыку народов Кавказа нельзя представить без зажигательного и быстрого ритма. Среди ударных инструментов наиболее распространен барабан, который в Армении называют дхол, а в других регионах – доол, доули или доли. Он представляет собой небольшой деревянный цилиндр с соотношениями высоты и диаметра 1:3. В качестве мембраны используется тонко выделанная кожа животных, которая натягивается при помощи веревок или ремней. Играют на нем как руками (пальцами и ладонью) так и специальными палками – толстой, которую называют копал и тонкой – тчипал.

Копал в разных регионах изготавливают разной формы, но обычно это толстая (до 1,5) палка длинной до 40 см. Тчипот гораздо тоньше и изготавливают его из прутиков кизилового дерева. Дхол появился примерно за 2 тысячи лет до Рождества Христова. При этом он и сегодня используется в Армянской церкви.

В 19 ст. в регион попала гармонь и быстро стала популярной, органично влившись в народные ансамбли. Особенно она популярна в Осетии, где ее называют фандыр. Это лишь наиболее известные музыкальные инструменты Северного Кавказа, региона с очень самобытными и древними музыкальными традициями.

Традиционная музыкальная культура народов Северного Кавказа. История и развитие

Культурная цивилизация

Рождение Северо-Кавказской цивилизации в XVI-XVII веках происходило как сложение крупных этнополитических структур, каждая из которых несла свою культуру. Консолидация в народности внутри этой цивилизации происходила параллельно со становлением мелоса горских народов и специфичной музыкальной ритмикой, повторяющей ритмику их языков. На протяжении всех четырёх веков своего развития народная музыкальная культура региона не испытывала фатальных потрясений и неотрывно следовала за событиями истории и жизнеуклада горцев. Таким образом, уже в первое столетие существования новой культуры сложилась её общность в типичных народных песенно-инструментальных жанрах, а также в общих музыкальных структурах и формах.

История и развитие

Музыкальная культура горцев имеет богатые традиции, бережно хранимые и развиваемые народом. Строилась она на фольклоре, отображавшем обряды, охоту, труд, быт, подвиги своих героев.

Песенное наследие Северного Кавказа отличается большим культурным богатством с глубинным содержанием, разнообразием исполнительских приёмов и особой выразительностью произведений. «Хорошую песню и на пашню не променяешь»,- пословицы тех лет подтверждают отношение народа к своей культуре.

Песенный фольклор Кавказа

Тематика песенного фольклора горцев напрямую отражала быт людей и историю народа. Актуальной на протяжении веков была тема противостояния народа феодалам, их произволу в присвоении земель и ограничении свобод крестьян. Благодаря усилиям русских композиторов Балакирева М.А. и Танеева С.И, а также поэта М.Ю. Лермонтова, до наших дней сохранились бесценные произведения адыгейцев: «Плач крепостных», вайнахские «Песни из времён борьбы вольных горцев с феодалами», ногайские «Певец и волк», аварские «Мечты бедняков» и многие другие. Другой особенностью музыкального песенного искусства горцев были эпические поэмы о феодалах и чужеземных набегах.

История музыкальных культур горцев тоже не была безоблачной. Знать всячески пыталась противостоять социальным откровениям, тиражируемым в народных песнях.

Одно время муллы и феодалы для этого даже вводили штрафы за исполнение песен, но безрезультатно. Велико было и значение содержания песен, которое нередко приравнивалось к приговору: не было большего позора, чем быть осмеянным в песне. Музыкальное сопровождение песен – это целый культурный пласт в фольклоре горцев. Разнообразие уникальных инструментов привнесло в музыку характерные интонационные особенности, а также особую ритмику. Чаще других в инструментальной музыке и аккомпанементе использовались ударные, духовые, струнные и пневматические музыкальные инструменты.

Искусство танца на Кавказе

Развитие музыкальной культуры горцев нельзя рассматривать и без искусства танца. Многообразие и эмоциональное наполнение танцевальной культуры горцев впечатляет всех. Здесь есть всё: мужество и скорость, экспрессия и грация, красота и пластика настоящей высокохудожественной хореографии. Вспомните «сандрак», исполняемый практически повсеместно, а также обязательный «касгон кафт» с несколькими национальными аналогами, культовый «цопиай» или старинный ритуальный «гиргичу»…

Танцевальная культура народов Северного Кавказа, в процессе взаимопроникновения в другие жанры, со временем интегрировалась в единую музыкальную культуру. При этом её стилистическая национальная уникальность была сохранена.

Сегодня Северный Кавказ – это единая культурная территория, имеющая общие музыкальные традиции, органично сформированные из фольклорного наследия каждого проживающего там народа. И музыкальное наследие, и современное творчество народа региона — визитная карточка самобытной многогранной культуры как части всего неизмеримого богатства Северного Кавказа.

Источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-izucheniya-muzykalnoy-kultury-narodov-severnogo-kavkaza
http://kavkazsuvenir.ru/blog/kavkazskie-muzykalnye-instrumenty
http://zvuk-m.com/hjk7Gf

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии