Каверзные вопросы по произведению капитанская дочка. Вопросы на знание текста романа А

Каверзные вопросы по произведению капитанская дочка. Вопросы на знание текста романа А

Проверка на знание текста А.С. Пушкина Капитанская дочка

Главы 1,2
1.Как звали отца Петра Гринева? (Андрей Петрович)
2.Имя матери Петра Гринева? (Авдотья Васильевна)
3.В какой полк был зачислен Петр Гринев, кем? (Семеновский полк, сержантом)
4.Стремянный, дядька Петра Гринева? (Савельич)
5.Учитель-француз, его имя? (Бопре)
6.Кем по профессии был француз на родине? (парикмахером)
7.Для чего сгодилась географическая карта? (сделали воздушного змея)
8.Служба для Петра Гринева с чем ассоциировалась? (мысль о свободе + удовольствие от петербургской жизни)
9.Куда отправил служить Петра отец? (Оренбург)
10.Сколько денег проиграл Петр Гринев, кому? (100 рублей, Зурину Ивану Ивановичу)
11.С каким чувством уезжал Петр из Симбирска? (с неспокойной совестью, с безмолвным раскаянием)
12.Что отдает Гринев Пугачеву? (заячий тулуп)
13.С какими словами Пугачев расстался с Гриневым? ( «Век не забуду ваших милостей»)
14.В какую крепость отправляют Гринева? (Белогорскую)
15.Как объясняет Петр генералу-немцу, что обозначает выражение «держать в ежовых рукавицах» (ласково, побольше воли)
Глава 3
1.В какую крепость отправлен Гринев? (Белогорскую)
2.Старинное название реки Урал, измененное после Пугачевского восстания? (Яик)
3.Какой увидел Гринев крепость? (деревушка, окруженная бревенчатым забором, скривившаяся мельница, у ворот старая чугунная пушка)
4.Как звали коменданта крепости? (Миронов Иван Кузьмич)
5.За что Швабрин Алексей Иванович переведен в крепость? (за смертоубийство)
6.Какой год служит Швабрин в крепости? (пятый год)
7.Кто служил в основном в крепости? (инвалиды старенькие)
8.Сколько лет Маше? (осьмнадцать)
9.Как звали комендантшу? (Василиса Егоровна)
10.Как описал Гриневу Машу Швабрин? (совершенною дурочкою)
11.Сколько душ у отца Гринева? (триста душ)
12.Василиса Егоровна «прехрабрая дама», а Маша (трусиха)
13.Сколько пушек в крепости? (1)
Глава 4
1.В какой чин был произведен Гринев в Белогорской крепости? (офицер)
2.Чем занимался Гринев в крепости? (читал, « пробудилась охота к литературе»)
3.От чьего имени ведется повествование в повести? (Петра Гринева)
4.Кто в будущем хвалил литературные опыты Гринева? (Александр Петрович Сумароков)
5.Из-за кого произошла ссора Швабрина и Гринева? (из-за Маши)
6.Кто кого вызвал на дуэль? (Швабрин Гринева)
7.С чего началась ссора? (с песенки)
8.Кто это: «кривой старичок в офицерском мундире», «старичок своим одиноким глазом»? Именно его просит Гринев быть секундантом? (Иван Игнатьич)
9.Какую тайну открыла Маша Гриневу о себе и Швабрине? (Швабрин сватался за Машу)
10.Кто когда-то дал несколько уроков фехтования Петру Гриневу, которыми он воспользовался на дуэли? (Бопре)
11.Кто был искуснее, а кто сильнее и смелее во время дуэли? (Швабрин-искуснее, Гринев-сильнее и смелее)
12.Кто был ранен на дуэли и почему? (Гринев, т.к. Савельич отвлек его)
Глава 5
1.Сколько дней Гринев был без памяти? («пятые сутки»)
2.Кто лечил Гринева? (полковой цирюльник)
3.Дали ли благословение на брак с Машей родители Гринева? (нет)
4.Кто донес до отца Гринева о дуэли сына? (Швабрин)
5.Согласилась ли Маша выйти замуж за Петра без благословения его родителей? (нет)
6.Имя, фамилия Савельича? (Архип Савельев)
Главы 6,7
1.За кого выдавал себя Емельян Пугачев? (за Петра III)
2.Сколько всего солдат было в крепости, не считая казаков, т.к. надежды на них было мало? (130)
3.Имя урядника? (Максимыч)
4.Кто ненароком выдал тайну о нападении Пугачева на Белогорскую крепость Василисе Егоровне? (Иван Игнатьич)
5.Машу отправили в Оренбург? (нет)
6.Чей это портрет: «Между ними на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблей в руке» (Пугачев)
7.Что случилось с Юлаем? («на копье воткнута была голова Юлая»)
8.Иван Кузьмич благословил Машу со словами: «Маша, будь (счастлива»)
9.Куда был ранен Иван Кузьмич? (в голову)
10.С чем встречали жители войско Пугачева? (с хлебом и солью)
11.Кто выдал коменданта? (урядник Максимыч)
12.Присягнул Иван Кузьмич Пугачеву? (нет)
13.Какова судьба Ивана Кузьмича? (повешен)
14.Какова судьба Ивана Игнатьича? (повешен)
15.Как поступил Швабрин? ( «среди мятежных старшин был Швабрин»)
16.Что делает Гринев с петлей на шее? (читает молитву)
17.Кто спас Гринева? (Савельич)
18.Поцеловал руку Пугачева Гринев? (нет)
19.Что произошло с Василисой Егоровной? («ударил саблей по голове»)
Главы 8
1.Эпиграф к восьмой главе? (Незваный гость хуже татарина)
2.Где спряталась Маша? (у попадьи – Акулины Памфиловны)
3.Почему Пугачев пощадил Гринева? (он его узнал, вспомнил про заячий тулуп)
4.Пугачев пригласил его к себе: был ли Гринев совершенно хладнокровен? (нет)
5.Пугачев на своем военном совете решает идти на(Оренбург)
6.Какую песню поют пугачевцы на военном совете? (бурлацкую)
7.Про что была эта простонародная песня? (про виселицу)
8.Какое чувство восторжествовало у Гринева в минуту разговора с Пугачевым? ( «чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою»)
9.Какие чины обещал Пугачев Гриневу? ( «пожалую в фельдмаршалы и князья»)
Глава 9
1.Кого назначили комендантом крепости? (Швабрина)
2.Что случилась с Машей? (сильная горячка)
3.Куда отправляется Гринев? (в Оренбург)
4.Что пожаловал Пугачев Гриневу? (лошадь и шубу со своего плеча)
Глава 10
1.Какую тактику ведения боя предлагает Гринев? (наступление)
2.Какую тактику предлагает директор таможни «старичок в глазетовом кафтане»? (подкупательную)
3.Какое решение принял совет? (оборона)
4.Кто передал письмо Гриневу от Маши? (урядник Максимыч)
5.Чего добивался Швабрин от Маши? (выйти за него замуж)
6.Как генерал называет Швабрина? (Schelm –плут)
7.Помог генерал Гриневу? (нет)
Глава 11
1.Какая мысль промелькнула у Гринева в голове, когда он был у генерала? (поехать в Белогорскую крепость)
2.Что делает Гринев, когда понимает, что Савельич пойман? (возвращается на помощь)
3.Назовите имена наперстников Пугачева? (Белобородов-беглый капрал, Афанасий Соколов (Хлопуша)-ссыльный преступник)
4.Сказку какого народа рассказывает Пугачев Гриневу? (калмыцкую)
5.Герои сказки? (орел и ворон)
6.Продолжите фразу Гринева: «Но жить убийством и разбоем значит по мне (клевать мертвечину»)

Глава 12
1.В каком виде увидели Машу Гринев и Пугачев? (в крестьянском оборванном платье, с растрепанными волосами, бледная, худая + кувшин воды да ломоть хлеба)
2.Что обещал Гринев Пугачеву? ( «бога молить о спасении грешной твоей души»)
3.Кто посоветовал Маше написать письмо Гриневу? (Палашка)

Глава 13
1.С кем встретился Гринев в главе «Арест»? (с Зуриным)
2.Куда отправляет Гринев Машу? (к своим родителям)
3.Какой князь, под какой крепостью разбил Пугачева? (Галицын, крепость Татищева)
4.Как вели себя правительственные войска, проходя через селения? (отбирали у жителей то, что они сумели спасти)
5.Продолжите фразу: «Не приведи бог видеть русский бунт, (бессмысленный и беспощадный»)
6.В какой город под караулом отправили Гринева в Следственную комиссию? (Казань)

Глава 14
1.Эпиграф к 14 главе? (Мирская молва – морская волна)
2.Что решил сказать на суде Гринев? (правду)
3.Что делает Гринев в тюрьме Гринев? (молится)
4.С кем встретился Гринев на допросе? (со Швабриным)
5.Как приняли Машу родители Гринева? (с искренним радушием)
6.Какую новость узнали родители Гринева из письма от князя Б**? (избавить от позорной казни – сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение)
7.Куда поехала Маша? (в Петербург)
8.Имя, отчество жены смотрителя? (Анна Власьевна)
9.Сколько лет было даме, которую в саду встретила Маша? (около 40)
10.Кто эта дама? (императрица)
11.Был ли освобожден Гринев? (да)
12.Пугачев подмигнул Гриневу? (нет, кивнул головой)
13.Гринев женился на Маше? (да)

Читать еще:  Что такое театральная декорация определение. Театральные декорации: виды и особенности создания

Вопросы на знание текста по всей повести

1.Как звали учителя – француза Гринева? (Бопре)
2.Для чего понадобилась географическая карта Петру Гриневу? (для изготовления воздушного змея)
3.Во сколько лет судьба Петра переменилась? (минуло 16 лет)
4.Куда отправил служить отец сына? (в Оренбург)
5.Кому проиграл 100 рублей Гринев? (Ивану Зурину)
6.Кем на самом деле был вожатый? (Емельян Пугачев)
7.Что подарил ему Петр Гринев? (заячий тулуп)
8.В какую крепость был направлен Гринев? (в Белогорскую)
9.Назовите старинное название реки Урал, измененное после Пугачевского восстания? (Яик)
10.Как звали коменданта крепости? (Иван Кузьмич)
11.Как звали жену коменданта? (Василиса Егоровна)
12.С кем дрался на дуэли Петр Гринев? (со Швабриным Алексеем Ивановичем)
13.За кого выдавал себя Емельян Пугачев? (за Петра III)
14.Сколько лет прожили в крепости комендант и комендантша? (22 года)
15.Как погиб комендант? (его повесили)
16.Какое решение принял Швабрин? (перешел на сторону Пугачева)
17.Как погибла Василиса Егоровна? (ударили саблей по голове)
18.Как звали дядьку Гринева? (Савельич)
19.В каком воинском звании был комендант крепости? (капитан)
20.Как звали дочь коменданта? (Маша)
21.Назовите эпиграф ко всей повести? (Береги честь смолоду)
22.Настоящее имя Хлопуши? (Афанасий Соколов)
23.Сказку какого народа рассказывает Пугачев Гриневу? (калмыцкую)
24.Перед казнью Пугачев подмигнул Гриневу? (нет, кивнул головой)
25.Сколько лет Маше? (18)

  • 119702-pushkin-kapitanskaya-dochka-test
    Размер файла: 45 kB Загрузок: 39

Блиц-опрос (знание текста) с ответами. А.С. Пушкин “Капитанская дочка”.
тест по литературе (8 класс) по теме

Материал представляет собой вопросы с ответами по тексту повести А.С. Пукина “Капитанская дочка”. Можно использовать на заключительных уроках изучения повести, на уроке-игре по повести.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Блиц-опрос. Проверка знания текста повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

  1. Имя отца Гринёва (Андрей Петрович ).
  2. Служил при графе (Минихе).
  3. Сколько было деревень и в какой губернии? (одна деревня в Симбирской губернии).
  4. Сыну был пожалован в дядьки ( стремянный Савельич).
  5. Выучился Петруша грамоте (на двенадцатом году).
  6. …и мог очень здраво судить о (свойствах борзого кобеля).
  7. Был нанят француз (мосье Бопре).
  8. … который в отечестве своём был (парикмахером).
  9. …в Пруссии (солдатом).
  10. …а потом приехал в Россию, чтобы (стать учителем, не очень понимая значение этого слова).
  11. Батюшка вошёл на урок (географии).
  12. В это время Гринёв (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).
  13. … а Бопре (спал на кровати сном невинности).
  14. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?» (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии… да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.).
  15. Шаматон – это (бездельник, шалопай).
  16. Капитан Миронов и его жена были люди ссмые (почтенные).
  17. Иван Кузьмич вышел в офицеры из (солдатских детей).
  18. Он был необразованный и простой, но самый (честный и добрый человек).
  19. В Марье Ивановне «я нашёл» (благоразумную и чувствительную девушку).
  20. Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей … (пару серёг).
  21. Что ответил Швабрин на вопрос Гринёва: «А почему ты об ней такого мнения?» («Знаю по опыту её нрав и обычай»).
  22. Как ответил Гринёв? («Ты лжёшь, мерзавец, ты лжёшь самым бесстыдным образом!»).
  23. Позднее он скажет: «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел я в его гнусных словах…» (обдуманную клевету).
  24. «Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце … года (1773 года).
  25. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства…» (неспокойными и опасными подданными).
  26. Последовало усмирение бунта (картечью и жестокими наказаниями).
  27. Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак… (Емельян Пугачёв)…
  28. … учинил непростительную дерзость (принятием на себя имени покойного императора Петра III).
  29. Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы. Ребятушки, стоите. Умирать так умирать: … (дело служивое).
  30. О ком: «Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»? (Пугачёв).
  31. О ком: «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо»? (капрал Белобородов).
  32. О ком: «Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами… нос без ноздрей»? (Афанасий Соколов – Хлопуша).
  33. «Схвачен был башкирец с …» (возмутительными листами).
  34. «Я взглянул на него и содрогнулся… Ему казалось лет семьдесят. У него не было…» (ни носа, ни ушей).
  35. «Но узенькие глаза его ещё…» (сверкали огнём).
  36. «Юлай взял плеть и замахнулся, – тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот…» (в котором вместо языка шевелился короткий обрубок).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот материал можно использовать на итоговом уроке по изучению поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”.

Презентация используется при повторении и закреплении изученного материала, содержит вопросы по основным понятиям темы.

Тест используется при изучении романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

К сожалению, обучающиеся сейчас мало читают, даже “Капитанскую дочку” – удивительное по сюжетной линии, идейному содержанию, развяке произведение. Приходится их мотивировать такими проверочными работа.

Предлагаю в помощь коллегам материалы для 2 проверочных работ по повести “Капитанская дочка” А.С.Пушкина.

Небольшая работа, направленная на выявление уровня знания текста “Капитанской дочки” А.С. Пушкина в двух вариантах.

Литературная викторина “Умники и умницы” по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Представление жюри:

2. На заранее приготовленные дорожки (зелёную, жёлтую и красную) вызывается первая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы пролога.

Читать еще:  Картина отречение петра рембрандта. Картина отречение петра рембрандта Отречение апостола петра рембрандт

Пролог – 2 слайд

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1. “Хорошо, коли отсидимся или дождёмся сикурса”

2. “Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпы колодников с обритыми головами”.

3. “И денег, и белья, и дел моих рачитель”

4. “Старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира”.

5.“Отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею”

Проверка – 3 слайд

1. Сикурса – помощи. 2. Колодник – арестант. 3. Рачитель – человек, заботящийся о чём-либо. 4. Инвалид – военнослужащий, состарившийся на службе. 5. Вестовщицею – любительницею рассказывать новости.

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога.

  • Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки;
  • жёлтая – 3 этапа, 1 ошибка;
  • красная – 2 этапа, без ошибок.

1 агон – 4 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем – жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель первого агона.

“Сержант гвардии”. В 18 веке дворянские дети с малых лет приписывались к какому-либо полку. Пока они росли, их повышали в чинах. “Матушка была ещё мною брюхата, как я уже был записан в Семёновский полк сержантом”. Вопрос: как поступали родители, если рождалась дочь?

Ответ: “Если б паче, всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось”.

Учитель. Бопре приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Вопрос: а кем был Бопре до приезда в Россию?

Ответ: “В отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом”.

3. Книга. “Эта книга имела всегда сильное влияние на батюшку: никогда не перечитывал он её без особенного участия, и чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи”. Вопрос: как называлась эта книга и о чём в ней рассказывали?

Ответ: “Придворный календарь”, помимо календарных сведений, содержал списки высших военных и гражданских чинов, роспись дворцовых приёмов.

4. Служба. “Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого”. Вопрос: где пришлось служить Петру Гринёву и почему?

Ответ: в Белогорской крепости, в сорока верстах от Оренбурга, так захотел его отец: “Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, не шаматон”. (бездельник)

5. Поговорка. Вопрос: что такое держать в ежовых рукавицах? Как объяснил Гринёв Андрею Карловичу значение поговорки?

Ответ: обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли.

6. А.И.Швабрин. Вопрос: как давно и почему Швабрин оказался в Белогорской крепости?

Ответ: “ Вот уже пятый год, как к нам переведён за смертоубийство”

7. Приданое. Вопрос: какое приданое было у Марии Ивановны, по словам Василисы Егоровны?

Ответ: “Частый гребень, да веник, да алтын (3 копейки) денег, с чем в баню сходить”.

8. Совет. Вопрос: почему Иван Кузьмич советовал Гринёву оставить стихотворство?

Ответ: “Все они люди беспутные и пьяницы. Дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее”.

9. Дядька. Вопрос: за какие достоинства стремянной Савельич получил повышение, став дядькой маленького барина?

Ответ: за трезвое поведение

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

Вызывается вторая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 2 пролога.

2 пролог – 14 слайд

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1. “Разбойник приглашал казаков в свою шайку, а командиров увещевал не сопротивляться”.

2. “Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла…”

3. “Что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами?”

4. “Не пугай же дворян, казня их по первому наговору

5. “ С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу”.

Проверка – 15 слайд

1. Увещевал – убеждал. 2. Пеняла – укоряла. 3. Супостатами – врагами. 4. Наговору – клевете. 5. Стремянной – слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая – 3 этапа, 1 ошибка, красная – 2 этапа, без ошибок.

2 агон – 16 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем – жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель второго агона.

1. Андрей Петрович Гринёв. Вопрос: в каком чине вышел в отставку А.П.Гринёв?

Ответ: премьер-майор (помощник командира полка)

2. География. Вопрос: “Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо”. Почему?

Ответ: сделал из географической карты змея

3. Фехтование. Вопрос: кто дал Гринёву уроки фехтования?

Ответ: “Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании”

4. Савельич. Вопрос: назовите имя героя?

5. Вожатый. Вопрос: как вожатый определил, что “жило недалече”?

Ответ: “Ветер оттоле потянул, и я слышу: дымом пахнуло, знать, деревня близко”

6. Лекарь. Вопрос: кто лечил Гринёва, когда он был ранен на дуэли?

Ответ: “Меня лечил полковой цирюльник (парикмахер), ибо в крепости другого лекаря не было”

7. Защитники крепости. Вопрос: сколько человек, “не считая казаков, на которых плоха надежда”, входило в войско коменданта?

Ответ: 130 человек

8. “Новобранные изменники”. Вопрос: кого Гринёв называл “Новобранными изменниками” и почему?

Ответ: Швабрина и других, присягнувших Пугачёву и изменивших присяге государыне.

9. Напутствие. Вопрос: что сказал на прощание Петруше его отец?

Ответ: “Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

3 пролог – 27 слайд. Вызывается третья тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 3 пролога

Объясните значение устаревших слов ( 1 минута)

Читать еще:  Французская лотерея. Лотерея Евромиллионы — как играть из России: правила, покупка билета и получение выигрыша

1. Умет находился в стороне, в степи, далече от всякого селения.

2. Его благородие жалует мне шубу со своего плеча.

3. Это тебе так не пройдёт. Вы мне дадите сатисфакцию.

4. Но никто, кроме меня, не понял грубых его обиняков.

5. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.

Проверка – 27 слайд

1. Умет – постоялый двор. 2. Жалует – награждает, дарит. 3. Сатисфакцию – удовлетворение, вызов на дуэль. 4. Обиняков – намёков. 5. Грамоту – письмо.

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая – 3 этапа, 1 ошибка, красная – 2 этапа, без ошибок.

3 агон – 28слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем – жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель третьего агона.

1. Состояние. Вопрос: как известно, состояние дворян 18 века измерялось количеством душ крепостных крестьян. У Мироновых была только девка Палашка. А сколько душ было у батюшки Гринёва?

Ответ: “У батюшки триста душ крестьян”

2. Присяга. Вопрос: как присягали Пугачёву ротные солдаты?

Ответ: “Ротный портной, вооружённый тупыми ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачёва, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку”

3. Звание. Вопрос: какое воинское звание дал Пугачёв своему приближённому Белобородову?

4. Сказка. Вопрос: кто были герои сказки, поведанной Пугачёву старой калмычкой?

Ответ: Орёл и Ворон

5. Приговор. Вопрос: “Государыня из уважения к заслугам и преклонным летам отца решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела”?

Ответ: “ сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”

6. Рукопись. Вопрос: кто передал рукопись Гринёва издателю?

Ответ: внук Гринёва

7. Дата. Вопрос: под произведением издатель поставил дату. 1836 год. Назовите число и месяц? ( так называется одно из стихотворений А.С.Пушкина)

Ответ: 19 октября

8. “Подкупательные движения”. Вопрос: о каком “подкупательном движении” говорили на совете ?

Ответ: “Обещать за голову бездельника рублей семьдесят или даже сто из секретной суммы. И тогда воры сами выдадут нам своего атамана”

9. Комендант. Вопрос: “Подходя к комендантскому дому, мы увидели человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант”. Во что он был одет?

Ответ: “в колпаке и китайчатом халате”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

Пролог финала – 38слайд. В пролог финала приглашаются победители 1, 2, 3 агонов. Если в каком-то агоне не было победителя, то приглашается ученик, набравший самое большое количество орденов. Учащимся выдаются листочки и ручки.

Задание: по эпиграфам определите название главы – 1 минута.

1. Незваный гость хуже татарина (пословица)

2.

– Не гневайтесь, сударь: по долгу моему
Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.
– Извольте, я готов; но я в такой надежде,
Что дело объяснить дозволите мне прежде. (Княжин).

3.

Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться,
Грустно, будто бы с душой. (Херасков)

4.

Мы в фортеции живём,
Хлеб едим и воду пьём;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня).

Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то её некому,
Благословить-то её некому. (Свадебная песня)

Проверка – 39 слайд

“Незваный гость” 2. “Арест” 3. “Разлука” 4. “Крепость” 5. “Сирота”

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая – 3 этапа, 1 ошибка, красная – 2 этапа, без ошибок.

Финал – 40 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают . Начинает участник зелёной дорожки, затем – жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель игры.

1. Рукопись

Вопрос: рукопись П.А.Гринёва была доставлена издателю одним из внуков, когда тот узнал, что издатель занимается трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. А как назывался этот труд?

Ответ: “История Пугачёвского бунта”

2. Название

Вопрос: как известно, первоначально повесть называлась “История Пугачёва”. Кто изменил название?

Ответ: Царь рукопись прочитал, внёс 23 поправки и изменил название

3. Имя.

Вопрос: Имя какого покойного императора принял Емельян Пугачёв?

Ответ: Петра 3 Фёдоровича.

4. Награды

Вопрос: “Тщедушный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку”.Что это означало?

Ответ: Пугачёв выдавал своих приближённых за царских вельмож. Голубую ленту через плечо носили награждённые высшим орденом – Андрея Первозванного

5. Река

Вопрос: как называлась река, давшая именование казакам, участвовавшим в Крестьянской войне Пугачёва? Как она называется сейчас?

Ответ: Яик. Яицкий казак – живущий на реке Яик (После Пугачёвского восстания Яик был переименован Екатериной II в Урал, чтобы само название реки не напоминало о Пугачёве)

6. Литература

Вопрос: “Я уже сказал, что я занимался литературою”

Как известно, Швабрин не одобрил песенку, которую написал Гринёв. Однако опыты Гринёва несколько лет после заслужили похвалы известного поэта и драматурга 18 века. Назовите фамилию?

Ответ: Александр Петрович Сумароков.

7. Воинский артикул

Вопрос: поединки формально запрещены в воинском артикуле. А что такое воинский артикул?

Ответ: воинский артикул – сборник законов о воинских обязанностях, преступлениях и наказаниях, действовавший в 18 – нач.19 века

8. Сподвижники

Вопрос: издатель говорит, что он дозволил себе переменить некоторые собственные имена. Однако имена приближённых Пугачёва он не изменил. Как их звали?

Ответ: Белобородов и Хлопуша

9. “В руках правосудия”

Вопрос: Зурин получил известие о поимке самозванца. А как на самом деле Пугачёв оказался в руках правосудия?

Ответ: “Его сообщники, с одной стороны видя неминуемую гибель, а с другой – надежду на прощение, стали сговариваться и решили выдать его правительству”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

Источники:

http://schoolfiles.net/3047475
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/11/19/blits-opros-znanie-teksta-s-otvetami-a-s-pushkin-kapitanskaya
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/664078/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии