Карты проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: « Карты Проппа, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Карты проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: « Карты Проппа, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

« Карты Проппа , как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Этапы работы по соченению творческих сказок в детском саду.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА : « Карты Проппа , как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»

Подготовила и провела : воспитатель Кащеева Л.П.

г. Железногорск, 201

« Карты Проппа , как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста »

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми.

Исходя из этого для формирования познавательного интереса и активизации связной речи дошкольников , наряду с традиционными подходами я стала использовать инновационные .

Мое внимание привлекли « Карты Проппа», как средство, пробуждающее в детях познавательную активность , так как они относятся к инновационной технологии наглядного моделирования.

А также, способствуют обучению творческому рассказыванию, сочинению сказок , как следствие развитию познавательного интереса и интеллекта дошкольников.

Использование в работе «Карт Проппа» стимулирует развитие психических процессов, позволяет детям удержать в памяти большое количество информации, активизирует связную речь, развивает не только монологическую и диалогическую речь, но и поддерживает детскую познавательную инициативу. Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки , а также может развернуть сюжетно-ролевую игру «Репортер» , когда несколько детей презентуют свои сказки.

Автор и создатель «Карт Проппа» – известный русский и советский учёный, филолог, фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп занимался изучением русских народных сказок. Пропп получил мировое признание, став основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике и одним из основоположников современной теории текста.

Проанализировав большинство сказок, Пропп пришел к выводу, что во всех сказках повторяется логическая цепочка сюжетосложения и поэтому он придумал схематичное изображение каждой сюжетной линии, разделив тем самым, сказку на набор , состоящий из 28 карт, 20 из которых являются основными, главными.

Одна карта – это определенное событие сказки. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Из событий , как из пазлов конструктора складывается весь сюжет сказки.

Для того , чтобы детям было легче освоить карты Проппа , работа делится на несколько этапов.

На первом этапе ( средний возраст ) целесообразно познакомить детей с жанром литературного произведения – сказкой. Затем выявляем ее отличие от других жанров и знакомим со структурой сказки ( зачин, основная часть, концовка).

Далее изготовливаем вместе с детьми сами карты. Таким образом , дети лучше запоминают функции сказки, так как при совместном обсуждении они сами решают , как их обозначить.

На втором этапе ( средний возраст) играли в подготовительные игры, которые помогли освоить карты.

«Волшебные имена» – перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять , почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой , а Кащея Бессмертного именно Кащеем Бессмертным.

«Кто на свете всех злее (милее, умнее) ?» – выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера , образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.

« Хороший – плохой?» – в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества — он ленивый, положительные — добрый и отзывчивый.

«Волшебные или чудесные вещи» – в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого — либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

«Что в дороге пригодится?» – вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных ( «Скатерть-самобранка», «Волшебное кольцо», «Клубочек», «Волшебная палочка»).

«Любимый сказочный герой»,«Чудеса в решете»,«Что общего?»,

«Волшебные имена»,«Образ-рисунок»(перекодирование в образа в рисунки).

( демонстрация видео «Игры»)

На третьем этапе (старшая группа) познакомила детей с обозначениями карт Проппа ( читали сказку и сопровождали ее выкладыванием карт). Для начала я использовала 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.

Сейчас на примере сказки « Кот , петух и лиса» я продемонстрирую Вам работу с картами Проппа. Дети, слушая сказку выбирают соответствующую сюжету карточку и выкладывают ее. Например,

Читать еще:  Борис Гребенщиков - основатель и бессменный лидер рок-группы «Аквариум» (8 фото). Борис Гребенщиков: биография, интересные факты

(Рассказывает и показывает символику на экране).

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил , а Петя петушок оставался дом стеречь.

Собирается кот на охоту и говорит петушку :

– Смотри , Петя , не выглядывай в окошко , не слушай лису, а то она тебя унесёт , съест и косточек не оставит.

ЭССЕ «Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию прослушиваемого произведения».

МБДОУ «Детский сад № 6 «Ромашка»

ЭССЕ «Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию прослушиваемого произведения».

Творческое рассказывание дошкольников – проявление детьми дошкольного возраста творческой изобретательности в разнообразной художественной деятельности. Уровень его развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образцы, выражать свое отношение к ним. Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел.

Но как показывает практика последних лет, у многих детей дошкольного возраста, к сожалению, наблюдается крайне низкий уровень речевого развития. Чтобы хорошо связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь планировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями. А поскольку мышление дошкольника отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, то одним из наиболее перспективных методов реализации речевого развития является моделирование. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей, в том числе и при ознакомлении с художественной литературой. Этот метод прочно вошёл в педагогическую науку, доказав свою обоснованность и эффективность.

На мой взгляд, самым лучшим помощником в овладении этими умениями может служить сказка, как самостоятельный жанр и сказка, как объект придумывания. Очень интересна в работе по обучению дошкольников сочинению сказок концепция В.Я. Проппа. Владимир Яковлевич проанализировав сказки разных народов, пришёл к выводу, что независимо от композиции и деталей сказки имеют общие типы строения. В.Я.Пропп называет четыре основных типа: кумулятивные сказки, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки. В своих трудах “Морфология сказки” и “Трансформация волшебных сказок” Владимир Яковлевич рассказывает о результатах исследования множества волшебных сказок. Автор отмечает, что все сюжеты волшебных сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет “функциями”. Общее число функций по Проппу – тридцать одна. Все эти функции взаимосвязаны между собой, правда, они не всегда все встречаются в волшебных сказках. Согласно методике В.Я. Проппа каждая “функция” наглядно представлена в виде иллюстрации или схемы на отдельных картах. Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

Конечно, ясно, что такое огромное количество функций будет не понятно для ребёнка дошкольного возраста, поэтому в работе с дошкольниками используется четырнадцать наиболее часто употребляемых в детских сказках функций:

“отлучка героя из дома” (символическое обозначение – уходящая вдаль дорога);

“запрет” (символическое обозначение – восклицательный знак);

“нарушение запрета” (символическое обозначение – перечеркнутый крест-накрест восклицательный знак);

“неприятность, задача” (символическое обозначение – вопросительный знак);

“встреча с недругом и его сверхъестественная сила” (символическое обозначение – оскаленная волчья пасть);

“встреча с другом” (символическое обозначение – протянутая рука (помощь));

“превращение” (символическое обозначение – маленький квадрат со стрелкой, указывающей на круг большего размера);

“поиск пути” (символическое обозначение – компас);

“погоня” (символическое обозначение – бегущий человек);

“обман” (символическое обозначение – маска),

“получение героем волшебного дара” (символическое обозначение – ключ);

“битва с врагом” (символическое обозначение – два скрещенных мяча);

“наказание” (символическое обозначение – кнут);

“победа” (символическое обозначение – латинская буква”V”);

“счастливый конец (свадьба)” (символическое обозначение – два обручальных кольца).

Работу в этом направлении необходимо проводить в несколько этапов.

На первом этапе используются карточки, на которых сказочные функции представлены в виде сюжетных изображений. Широко использовался приём зарисовки детьми сюжетов каждой функции и игры, в процессе которых дети могут назвать моменты из произведений, где персонажи совершали те или иные действия На втором этапе обучения сочинению сказок необходим заменить сюжетные изображения сказочных функций на схематические. Следует отметить, что все символические значки придумать нужно в совместной деятельности с детьми.

Читать еще:  Что на самом деле иностранцы думают про русские стереотипы. Typical Russian или что иностранцы думают о русских

На третьем этапе работы с детьми названным “творческим” придумывание с детьми коллективных сказок по заранее составленной схеме. Эти сказочные истории обязательно необходимо записать или нарисовать. Далее нужно приступить к обучению воспитанников придумывать истории по готовым моделям, состоящим не более чем из пяти-шести функций. Позже и самостоятельно выстроить конструкцию. В конце концов дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки.

Таким образом можно прийти к тому, что карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений, любящий родной язык, понимающий глубинный смысл звуков, слов и фраз, умеющий сочинять.

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

ирина аверина
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми.

Исходя из этого для формирования познавательного интереса и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными подходами я стала использовать инновационные.

Мое внимание привлекли «Карты Проппа», как средство, пробуждающее в детях познавательную активность, так как они относятся к инновационной технологии наглядного моделирования.

А также, способствуют обучению творческому рассказыванию, сочинению сказок, как следствие развитию познавательного интереса и интеллекта дошкольников.

Использование в работе «Карт Проппа» стимулирует развитие психических процессов, позволяет детям удержать в памяти большое количество информации, активизирует связную речь, развивает не только монологическую и диалогическую речь, но и поддерживает детскую познавательную инициативу.

Цель- обучать творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с помощью карт Проппа.

1. Формировать умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

2. Развивать внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащать эмоциональную сферу, активизировать устную связную речь;

3. Развивать активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету;

4. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

5. Развивать наглядно — образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение.

6. Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.

7. Способствовать повышению поисковой активности.

8. Воспитывать чувства эмпатии: способность переживать судьбу сказочных героев как свою.

Автор и создатель «Карт Проппа» – известный русский и советский учёный, филолог, фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп занимался изучением русских народных сказок. Пропп получил мировое признание, став основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике и одним из основоположников современной теории текста.

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит ребенка с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах). Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки.

Карты Проппа я использую еще при чтении сказки. Выкладывалю подходящие картинки в ряд. На этапе ознакомления детей с картами я сделала их яркими и красочными. Ребята проявляли большой интерес к карточкам, рассматривали и обсуждали их в свободное время. Так же использовались игры с картами, такие как:

Читать еще:  Художник тропинин биография и его картины. Он ук­рупняет лицо, дает его строго в фас, отказавшись от сложных поворотов, от деталей обстановки, элементов «житейской прозы» в портрете

• Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

• Кто на свете злее всех (добрее всех? Выявление злых и коварных героев (добрых, описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

• Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

• Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т. д., придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок, а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

• Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»).

На втором этапе работы так как сказки более объёмные, и выкладывание картинок станет проблематичным, мы с детьми будем создавать свои схематические карты, опираясь на 20 функций. Карты вводятся постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции, с помощью данного приема детям легко запомнить последовательность действий, потому, что дети являются активными участниками создания карт. Каждая карта обсуждается и рисуется в присутствии детей, теперь это не красочные картинки, а схематические изображения.

На третьем этапе планируется применять карты Проппа не только для пересказа сказок, но и для самостоятельного сочинения сказки. Придумывать начало и конец, выбирать главного героя, антигероя, давать им характеристику, строить свой, интересный сюжет.

Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста «Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста»Инструктор по физической культуре: Коробова И. Н. Сегодня я познакомлю Вас.

Лэпбук, как современное средство обучения детей старшего дошкольного возраста В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, формы и методы в своей педагогической деятельности,.

Презентация «Мастер-класс для педагогов на тему «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию» «Мастер – класс для педагогов»Тема: «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию» Среди всех видов связной монологической.

Конспект НОД «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа» Форма: НОД Цель: учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа. Задачи: Образовательные 1. Закрепить знания о строении сказок,.

Конспект по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста Югова Татьяна Николаевна Конспект по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста Цель: способствовать эстетическому развитию.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Квест как инновационная форма обучения детей старшего дошкольного возраста Квест как инновационная игровая форма обучения детей старшего дошкольного возраста Актуальность В последние несколько лет все более и более.

Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы.

Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по игрушке Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог,.

Консультация для воспитателей «Карты Проппа» Выступление на методическом объединении. Тема: «Карты Проппа». Что за чудо, что за прелесть эти сказки! В волшебный мир сказок ребёнок попадает.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/07/28/karty-proppa-kak-sredstvo-obucheniya-detey-doshkolnogo
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/stati/197563-jesse-karty-proppa-kak-sredstvo-obuchenija-de
http://www.maam.ru/detskijsad/karty-propa-kak-sredstvo-obuchenija-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-tvorcheskomu-raskazyvaniyu-874909.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии