Картины сарьяна с названиями. Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах
Все краски Армении слились на его полотнах: 138 лет назад родился Мартирос Сарян
Основоположник современной армянской школы живописи Мартирос Сарьян родился 28 февраля 1880-го года в городке Новая Нахичевань (ныне – район Ростова-на-Дону) в семье армян-земледельцев.
«Перед глазами всё встало в сиянии солнечного цвета: стройные хлеба вперемежку с травами, покрытыми множеством цветов, над которыми реяли пчёлы и бабочки. Всё это безудержно влекло к себе. Я, очарованный, вошёл в хлебный строй и окунулся в мир, подобный сновидению. Я долго шёл и, уставши, уснул в кустах хлеба, на земле, как на груди своей матери», – из воспоминания Мартироса Сарьяна
В 1895-м году Мартирос Сарьян закончил обучение в общеобразовательном армяно-русском городском училище Новой Нахичевани. Уже делал успехи в рисовании. Устроившись на работу в почтовую контору, он и здесь находил вдохновение – копировал картины из журналов и делал наброски посетителей необычной внешности.
К вступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества его готовит друг его старшего брата – художник и выпускник того же училища А. Арцатбанян. И в 1897-м году Сарьян был зачислен в ряды столичных студентов. В то время в училище учредили прогрессивные художественные идеалы, там преподавали лучшие художники и мастера. Академическое образование Сарьян активно дополнял культурным досугом – посещал театры, выставки и библиотеки.
Обрести свой собственный стиль, свою душу в живописи Мартиросу Сарьяну удалось лишь после поездки на Кавказ в 1901-1903-м годах. По словам художника, это были самые трудные годы его жизни – среди пластов академизма и чужих стилей найти себя самого.
В это время художник увлекается фовизмом и импрессионизмом, позитивно отзывается о приёмах Матисса, Гогена, Сезанна и Ван Гога. Осознание причастности своего творчества к всемирному художественному контексту ещё больше вдохновляет молодого мастера на собственный путь в живописи. Ещё ярче, сочнее и выразительнее стали работы Мартироса Сарьяна после его путешествий по странам Востока – в Египет, Турцию и Персию.
В это время Сарьяны живут в доме родителей Мартироса в Нахичевани. В 1918-1919-х годах художник инициирует создание Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону и становится первым его директором.
После переезда вместе с семьёй в Армению в 1921-м году Мартирос Сарьян погружается в изображения красоты её природы. А также организует Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства. Участвует в создании Ереванского художественного училища и Товарищества работников изобразительного искусства.
– В Ереване Сарьяну сооружён памятник.
– Также одна из центральных улиц столицы Армении носит имя Мартироса Сарьяна.
– В 2000 и 2005 годах были выпущены почтовые марки Армении, посвящённые Сарьяну.
– В Ростове-на-Дону, в Нахичевани есть улица Сарьяна.
– Также, на этой улице сооружён памятник художнику.
– В селе Чалтырь (Мясниковский район) детская школа искусств, с 2009 года (в преддверии 130-летия мастера), носит имя Мартироса Сарьяна.
– Саряну посвящено стихотворение Сергея Шервинского «В мастерской Сарьяна» (1985).
Картины Мартироса Сарьяна
Под абрикосовыми деревьями 1954
Дары Осени 1954
Необходимо было побороть в себе школу серую и навязчивую и найти собственную технику, не пользуясь чужим. Я стал искать более прочных, простых форм и красок для передачи живописного существа действительности… Моя цель – простыми средствами, избегая всякой нагроможденности, достигнуть наибольшей выразительности… Я говорю о той силе выражения, которая есть во всех настоящих произведениях искусства, начиная с древних времен и кончая нашими днями.
…Свет, цвет, материал, форма, взаимоотношение находящихся рядом предметов и их частей у художника должно быть передано легко. Это та трудная лёгкость, которая является отличительной чертой крупных мастеров всех времен. Необходимо развивать в себе чувство умения видеть и понимать вещи быстро и передавать быстро, вместе с тем необходимо обладать чувством меры.
Мартирос Сарьян
Арарат и арка Чаренца 1958
Мартирос Сарьян (1880 — 1972) — один из великих художников ХХ века, выдающийся мастер цвета.
«Цвет — это истинное чудо! — восклицал художник. — В сочетании с солнечным светом он создаёт внутреннее содержание формы, выражает суть вселенского бытия».
Домики. Уголок в Ереване 1968
Автопортрет. Три возраста 1942
Полотна Сарьяна, написанные яркими, насыщенными красками, развивают новое эстетическое восприятие, давая возможность понять, что искусство не есть лишь имитация реальности: оно требует свободы воображения и абстрагирования. В то же время художник сохраняет в своих произведениях простые природные формы. Сарьян всегда считал природу своим главным учителем.
Торжество утра 1957
Вечер. Арарат 1958
Бедуин с верблюдом. Феллахская деревня. 1911
Сарьян первой половины 1910-х годов – смелый новатор, мастерски соединивший живописные традиции Востока с новыми тенденциями европейского искусства ХХ века. Художник получил признание в России. Его картины были приобретены Третьяковской галереей, некоторые экспонированы в Европе.
Финиковая пальма 1911
Фруктовая лавочка. Константинополь 1910
На Кавказе. Тифлис 1907
Арарат и Рипсиме.
В 1921 году Сарьян обосновался в Армении с целью посвятить своё искусство делу духовного возрождения родного народа. И хотя идеология Советской страны, в которой он жил, создавала определённые трудности для свободного развития творчества, Сарьян оставался верным принципам своего стиля, своего видения мира. Разработанные художником ранее технические приёмы и формы выражения обогатились новым содержанием. Основоположник современной армянской школы живописи, Сарьян утверждал в своём творчестве вневременные, общечеловеческие ценности, создавая образцы высокого искусства. В этом заключается мировое значение его наследия.
Я был полон любовью, искренней любовью, видел себя в своих картинах…
Мартирос Сарьян
Портрет Ильи Эренбурга
Портрет окулиста Айка Канаяна 1942
Портрет Катаринэ Сарьян 1963
Константинополь. Собаки. 1910
Церковь VII века Кармравор. Аштарак 1956
Цветущее персиковое дерево и яблоня 1947
Арагац и гора Ара 1922
Горный пейзаж 1969
Сказка. Последняя живописная работа 1971
Картины сарьяна с названиями. Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах
Основоположник современной армянской школы живописи Мартирос Сарьян родился 28 февраля 1880-го года в городке Новая Нахичевань (ныне – район Ростова-на-Дону) в семье армян-земледельцев.
«Перед глазами всё встало в сиянии солнечного цвета: стройные хлеба вперемежку с травами, покрытыми множеством цветов, над которыми реяли пчёлы и бабочки. Всё это безудержно влекло к себе. Я, очарованный, вошёл в хлебный строй и окунулся в мир, подобный сновидению. Я долго шёл и, уставши, уснул в кустах хлеба, на земле, как на груди своей матери», – из воспоминания Мартироса Сарьяна
В 1895-м году Мартирос Сарьян закончил обучение в общеобразовательном армяно-русском городском училище Новой Нахичевани. Уже делал успехи в рисовании. Устроившись на работу в почтовую контору, он и здесь находил вдохновение – копировал картины из журналов и делал наброски посетителей необычной внешности.
К вступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества его готовит друг его старшего брата – художник и выпускник того же училища А. Арцатбанян. И в 1897-м году Сарьян был зачислен в ряды столичных студентов. В то время в училище учредили прогрессивные художественные идеалы, там преподавали лучшие художники и мастера. Академическое образование Сарьян активно дополнял культурным досугом – посещал театры, выставки и библиотеки.
Обрести свой собственный стиль, свою душу в живописи Мартиросу Сарьяну удалось лишь после поездки на Кавказ в 1901-1903-м годах. По словам художника, это были самые трудные годы его жизни – среди пластов академизма и чужих стилей найти себя самого.
В это время художник увлекается фовизмом и импрессионизмом, позитивно отзывается о приёмах Матисса, Гогена, Сезанна и Ван Гога. Осознание причастности своего творчества к всемирному художественному контексту ещё больше вдохновляет молодого мастера на собственный путь в живописи. Ещё ярче, сочнее и выразительнее стали работы Мартироса Сарьяна после его путешествий по странам Востока – в Египет, Турцию и Персию.
В это время Сарьяны живут в доме родителей Мартироса в Нахичевани. В 1918-1919-х годах художник инициирует создание Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону и становится первым его директором.
После переезда вместе с семьёй в Армению в 1921-м году Мартирос Сарьян погружается в изображения красоты её природы. А также организует Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства. Участвует в создании Ереванского художественного училища и Товарищества работников изобразительного искусства.
– В Ереване Сарьяну сооружён памятник.
– Также одна из центральных улиц столицы Армении носит имя Мартироса Сарьяна.
– В 2000 и 2005 годах были выпущены почтовые марки Армении, посвящённые Сарьяну.
– В Ростове-на-Дону, в Нахичевани есть улица Сарьяна.
– Также, на этой улице сооружён памятник художнику.
– В селе Чалтырь (Мясниковский район) детская школа искусств, с 2009 года (в преддверии 130-летия мастера), носит имя Мартироса Сарьяна.
– Саряну посвящено стихотворение Сергея Шервинского «В мастерской Сарьяна» (1985).
Источники:
http://yerkramas.org/article/132422/vse-kraski-armenii-slilis-na-ego-polotnax-138-let-nazad-rodilsya-martiros-saryan
http://vilingstore.net/article/199192/kartiny-martirosa-saryana/
http://ok.ru/hayerbolorerkrnerimiaceq/topic/67708749067678