Картина сражение на куликовом поле. Краткое описание картины Авилова “Поединок на Куликовом поле”

Картина сражение на куликовом поле. Краткое описание картины Авилова “Поединок на Куликовом поле”

Сочинение описание картины Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) Авилова

Историческое полотно, написанное в середине Великой Отечественной войны, выражает дух патриотизма, которым был проникнут русский народ в тяжелые периоды борьбы за свою независимость.

Картина изображает поединок перед началом битвы на Куликовом поле, когда по традиции, происходил поединок двух лучших воинов той и другой стороны. Исход его, по тогдашним воззрениям, предвещал победу или поражение той или другой армии. Вследствие этого, результат схватки серьезно поднимал или ронял боевой дух.

Полотно Авилова показывает заключительный момент поединка русского и татарского воинов. Александр Пересвет, по преданию монах Троице-Сергиевой лавры, которого благословил принять участие в битве Сергий Радонежский, и Челубей насмерть пронзают друг друга копьями. Поражение татарского воина (хотя оба погибли, но русского конь довез до расположения своих войск, а его противник упал) подчеркнуто начавшимся сползанием с седла Челубеем и слетающим с его головы махалаем.

Фигуры всадников занимают центральное место картины, подчеркивая символизм происходящего. Довольно большие размеры полотна (около 2 х 5 метров) еще больше подчеркивают эффект. Художник изобразил более подробно лицо Пересвета, расположив Челубея спиной к зрителю. На нем видна крайняя ненависть к врагу, но лица не играют центральной роли в картине. Целью живописца было показать образы русского и иноземного захватчика и драматизм схватки.

Больше внимания явно уделено оружию обоих противников, развивающимся на ветру гривам коней, стоящих на дыбах, чьи морды и оскаленные зубы придают сцене более ожесточенный характер.

Цветовая гамма, использованная для изображения облачения Пересвета и Челубея, выполнена довольно разнообразна. Художник использовал возможности, даваемые масляными красками для усиления эффекта и привлечения внимания к центру полотна. Серые кольчуги, черные кони, темного цвета оружие сочетаются с красными и золотистыми щитами и попонами всадников. Выбор красок дополнительно приковывает взгляд к поединку. Серое небо и однообразно зеленая трава также способствуют достижению поставленной художником цели.

На заднем плане, справа и слева изображены русская и татарская рати, наблюдающие за происходящим. Но они не играют ключевой роли в композиции картины и создают фон, необходимый для полотна, изображающего историческую батальную сцену.

Картина органично совмещает историческую достоверность изображенной батальной сцены с выражением патриотических чувств.

Описание 2

Навеянная былинным эпосом, картина «Поединок Пересвета с Челубеем» стала одной из работ, прославивших советского художника М.И.Авилова. Написанная в 1943г. она возвеличивает славную национальную старину, подвиг родного народа и его бессмертных героев.

3 сентября 1380г. князь Дмитрий Иванович направил 150-тысячное войско к Дону. Оно состояло не только из дружинников, но и из простых крестьян и ремесленников – всех, кто мог держать оружие в руках. Среди них был инок-монах – Александр Пересвет, могучий богатырь и великий мастер рукопашного боя.

Поблизости находилось вражеское войско во главе с Мамаем. Дмитрий, собрав военный совет, принял решение сражаться за православную веру.

Ордынские пешие шли сплошной стеной: ряд в ряд, плечо к плечу. Когда первый их ряд замедлял ход, следующий за ним – налагал на плечи: копья задних были длиннее передних.

Русское войско шло в светящихся доспехах, с крепкими бронзовыми дубравами и флагами. Бесчисленный торжественный строй поверг в ужас противника.

Воинственные полки укоротили шаг и замерли друг против друга на расстоянии. Из гущи ордынцев, раздвинув пехоту, выехал всадник. Это был ордынский богатырь Челубей, славившийся своей непобедимостью. Тяжелый и тучный, он гневно высмеивал русских. Русская сторона оскорблено молчала. Ответить по достоинству за всех вызвался инок Александр Пересвет. Он был велик, красив и статен, но фигура ордынца была крупнее его. Медленно выехав из покачнувшихся рядов, оглянувшись, он выровнял на ходу копье и пустился на врага. Ордынец – к нему навстречу…

На картине изображен момент легендарной схватки двух могучих воинов – Пересвета и Челубея. Главные герои, восседающие на конях и встретившиеся на бешеном скаку, занимают центральный план картины. Фигура Пересвета – слева, она развернута к зрителю. Его сильный взгляд из-под шлема направлен на противника. Лица Челубея не видно. Копье русского воина пронзает щит татарина, и разит противника насмерть. С выбитого из седла ордынца слетает красный малахай. Кони, ставшие под воинами на дыбы, кажется, вот-вот ударятся друг о друга. Их морды оскалены, а глаза – полны ужаса. В столкновение русский богатырь стал победителем, однако его ранение тоже оказалось смертельным. На полотне не показано, но известно, что конь Пересвета вернулся к русскому войску с телом героя, не выбитого из седла.

На заднем плане картины по обе стороны – русский и ордынский полки. Выбранная палитра красок ярко передает настроения в войсках. Используя тона приглушенные в изображении русской рати, автор показывает твердость духа и спокойную величавость. Впереди войска – глава, Дмитрий Донской. Под ним – белый конь.

Правая сторона – ордынцы, показана ярко. Неуверенные и нетерпеливые, их одолевает страх и беспокойство. В поединке они угадывают исход всего сражения на Куликовском поле.

Работая над картиной во время ожесточенных сражений советских войск с немецко-фашистскими захватчиками, Авилов находит и устанавливает связь между прошлым и будущим страны, чем поддерживает боевой дух армии. За эту работу в 1946г. художник был удостоен награды – Сталинской премии I степени.

В настоящее время полотно хранится в Государственном Русском музее г.Санкт-Петербург.

Сочинение по картине Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок Пересвета с Челубеем был написан как раз в то время, когда началась Великая Отечественная война. Она полностью наполнена тем самым духом патриотизма, которого так не хватает. Каждый человек старался сделать хоть что-нибудь для своей страны для того чтобы защитить ее и не дать врагам захватить ее.

Все происходит перед битвой на Куликовом поле. И для этой битвы были отобраны по одному воину с каждой территории. Каждая сторона надеялась, что именно их воин принесет им победу, и они смогут потом захватить территорию своего врага. Кроме этого если их воин победит, то они будут чувствовать себя намного увереннее и сильнее, чем их враги. Да к тому же их потом будут бояться.

Читать еще:  Богатырь святорусский кому на руси жить хорошо. Презентация на тему: "Одного из главных героев поэмы Некрасова Кому на Руси жить хорошо Савелия читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную."

Авилов хотел показать на этой картине практически завершающий этап в схватке. Вот только в итоге-то победа не досталась никому, а все, потому что враги ранят в раз друг друга и ни один из них даже не ожидал такого исхода. Рядом с татарским воином оказался его верный помощник, который на протяжении долгого времени выручал и всячески помогал ему, а также оберегал от смерти. Вот только сейчас этого не удалось сделать. Но у него есть еще один шанс, если он вовремя доставит его в расположение, то может быть, другие воины помогут ему и поэтому скорым шагом он поскакал.

Всадники находятся прямо на середине холста, и это значит, что они являются центральными фигурами. А поскольку полотно занимает большое расстояние, то благодаря этому эффекты становятся ярче и четче. Художнику удалось изобразить не только крупным планом Пересвета, а вот его враг закрыт от глаз смотрящих, потому что находится к ним спиной. Кроме этого здесь показана вся ненависть одного врага к другому и их попытка сделать все для того чтобы в этой войне победа досталась только ему, а не кому-то другому.

Их лица жестоки и каждому из них поскорее хочется покончить со своим врагом, но пока этого не удается сделать. Копья развиваются на ветру.

Обратите внимание, как художнику удалось изобразить цвета на этой картине, они выполнены в разнообразном виде. Он использовал масляные краски для того чтобы еще раз подчеркнуть всю трагичность картины, а также для того чтобы привлечь внимание окружающих именно к своей картине.

Описание настроения картины Авилов – Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле)

Популярные сегодня темы

Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» рассказывает нам о жизни простого русского народа в 19 веке. Здесь изображена страдная летняя пора, когда на поле уже созрел урожай зерна

Картина Баба Яга была написана как иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная. На ней изображена героиня русских сказок, которая летит в ступе

На холсте изображен тихий зимний день. День уже подходит к концу, а солнце светит изо всех сил. Почему-то мне кажется, что это закат. Потому что именно в закат солнце становится багровым цветом. Небо, насыщенно голубого цвета

На переднем плане картины мы видим зелёные яблоки, лежащие в тарелке. Их шесть штук. У одного, повёрнутого к нам, один бочок красный. Или это отражается красный цвет от букета рябины.

На картине изображен зимний город прошлого века, когда катки заливали на улицах и во дворах домов. Нарисованные дома многообразны. Здесь и покосившаяся одноэтажная конструкция слева и маленький домик вблизи голых деревьев

“Поединок на Куликовом поле”: описание картины М.И. Авилова

Общение с известной картиной Михаила Авилова “Битва на Куликовом поле” дает удивительную возможность совершить увлекательное путешествие в Древнюю Русь и ощутить себя сопричастным к трагическим и великим событиям.

Краткое описание картины Авилова “Поединок на Куликовом поле”

На берегу реки раскинулось широкое поле, часть которого еще покрыта травой, часть же выжжена или вытоптона. Вдоль голубой ленты реки на берегу в полном боевом облачении готовая к бою выстроилась русская рать. С другой стороны картины как антитеза – такое же многочисленное и готовое в любой момент ринуться в бой – расположилось ордынское войско. В центре на переднем плане сошлись в поединке два конных всадника: русский витязь на вороном коне и татаро-монгольский воин на гнедом скакуне. Они изображены в момент, когда сбивают друг друга с разгоряченных коней копьями. Над сражающимися и замершими в боевой готовности воинами небо клубится облаками: с ордынской стороны яркое голубое, со стороны русских как угроза врагам – желто-серое, неспокойное.

Русь и Орда после Чингисхана и Батыя

В середине 14 века после смерти хана Батыя на ордынском престоле сменилось около 25 правителей, а Орду разрывали усобицы, в результате которых государство раскололось на две части: западную и восточную. Восточную часть Золотой Орды возглавил потомок Чингисхана хан Тохтамыш. А в западной части власть захватил коварный военачальник Мамай, хитростью и обманом захвативший престол. Усмирив на время силой усобицы, он решил вернуть былую власть над Русью. Посланный им в Нижнегородское княжества Араб-шах нанес жестокое поражение объединенному русскому войску, которое возглавлял московский князь Дмитрий Боброк Волынский. За этим последовало сражение русских и ордынских войск на реке Воже. Русской ратью в этой битве командовал московский князь Дмитрий Иванович Донской. А ордынским войском – сам Мамай. На этот раз удача сопутствовала русским, а разгромленный Мамай затаил в душе мысль о реванше. Возможность и исход такого реванша – в описании картины “Поединок на Куликовом поле”, представленном в статье.

Великое противостояние

В кратком описании картины “Поединок на Куликовом поле” представлена композиция, повторяющая построение войск перед Куликовской битвой. Накануне 8 сентября 1380 года у места впадения реки Непрядвы в Дон собрались в противостоянии две огромные рати во главе с Дмитрием Ивановичем и Мамаем. Основу русского войска составляли москвичи. Под руководством московского князя объединились воины почти изо всех русских княжеств. Под ордынским командованием собрались народы Поволжья и Кавказа, подчиненные Ордой, а также Литовское и Рязанское княжества.

Именно этот момент и изобразил автор на своем полотне. На Куликовом поле слева и справа выстроились в боевой готовности ордынские и русские войска. Русские дружины размещаются в соответствии с исторической информацией у берега Дона, через который они только что переправились. Воины, стоящие в первых рядах, держат в руках хоругви с ликом Иисуса Христа как знак благословения и Божией поддержки.

Читать еще:  Деловая игра нас научит без труда. Деловая игра для воспитателей «Путешествие в страну логических игр

Чтобы избежать неминуемых кровавых рек, согласно преданию, было решено определить исход битвы поединком двух могучих богатырей. От ордынцев им стал Челубей, а от русских – воин-монах Пересвет, посланный с ратью Дмитрия Ивановича основателем Троице-Сергиева монастыря Сергием Радонежским. Именно Пересвет и Челубей – главные персонажи полотна. Вернемся к описанию картины “Поединок на Куликовом поле”. Они занимают центр полотна и, согласно иконической иерархии, кажутся гораздо крупнее прочих ратников, что не соответствует возможному расстоянию между поединщиками и их войском.

Правда о Пересвете и образ русского богатыря

Пересвет – фигура равнозначно реальная и легендарная. Многие люди считают Пересвета героем народных былин, выдуманным персонажем, собирательным образом древнерусского богатыря. На самом деле воспетый в народном творчестве воин был вполне реальной личностью. О его судьбе известно немного. Происходил он из знатного боярского рода Брянского княжества. Отрочество и юность Александра Пересвета проходили в трудах и молитвах, а также в военной подготовке, чтобы он в любой момент мог встать на защиту Отечества. Далее его судьба была связана с защитой родной земли – много сил отдал он ратному труду, служа в княжеском войске.

Позже вместе со своим, вероятно, двоюродным братом Андреем по прозвищу Ослябя, также из боярского брянского рода, стал иноком. По преданию, постриг приняли в Ростовском Борисоглебском монастыре. Затем они перешли в подмосковный Троице-Сергиев монастырь, но как именно туда попали – неизвестно.

К 1380 году это были уже немолодые монахи, известные многим как отважные и непобедимые витязи, могучие русские богатыри. Прежде чем уйти на битву, благословленный Сергием Радонежским, Пересвет совершил молитву в часовне св. Дмитрия Солунского – покровителя русского воинства.

Согласно сохранившимся описаниям из Никоновской летописи, во время поединка Александр Пересвет был одет в монашескую ризу, данную ему Сергием Радонежским. Одеяние было со всех сторон покрыто изображениями креста. На голове богатыря был надет шлем, а поверх него – куколь (головной убор монахов, покрывающий голову, шею и даже плечи). Из вооружения Пересвет имел только копье. Был ли у него конь, нигде не упоминается.

По разным источникам, исходом поединка было тяжелое ранение или гибель монаха. Однако вместе со всеми павшими он похоронен на поле не был – его перевезли и похоронили в храме Рождества Богородицы в Симоновском монастыре.

Что же касается художественного образа Пересвета, созданного Авиловым, то идеологически герой является примером смелости и мужества, идеальным ориентиром для воспитания в созерцающих полотно гордости за свою Родину и ее защитников, патриотизма и интереса к истории. А вот тем, кто не просто заинтересовался, но и сопоставил факты, станет очевидно, что Пересвет Авилова достаточно еще молод. Его одежда более походит на одежду ратника: шлем-шишак, кольчуга, щит. Ни о каком монашеском облачении с крестами и куколе речи не идет. Так что при всем правдоподобии образа Александра Пересвета, историческая правда в картине явно нарушена.

Загадка Челубея и художественный образ воина

Что же касается образа Челубея, или, как его еще знает история, Тимир-мурзы или Таврула, любимого воина Мамая, то летописи сохранили о нем упоминание как о грозном и непобедимом воине. Кроме того, его считали бессмертным. Челубей провел триста поединков и во всех вышел победителем. Такая удача кажется мифологической. Однако загадку жизнестойкости и непобедимости ордынского воина теперь смогли объяснить.

Челубей был тибетским монахом, освоившим практику боевой магии Бон-по. Искусство этой борьбы заключается во владении магическими заклинаниями по вызыванию духов-демонов и умении применять их во время боя, призывая их себе на помощь. При этом посвященный “бессмертный” фактически продает душу темным силам, и его никто не может победить. Однако такой человек добровольно обрекает свою душу после смерти на пребываение в царстве демонов. Сразить “бесноватого” может только воин, облеченный силою от Бога. Именно им и был русский витязь-монах Пересвет.

Образ Челубея в картине Авилова очень правдоподобен, но явно уступает мощью русскому богатырю. Если внимательно рассматривать экипировку ордынского воина и сравнивать ее с известными фактами, то выясняется, что обычно ордынцы одевались в простеганный подбитый кафтан. Под него поддевали доходящий до колен панцирь с железными наплечниками и перчатками. А под панцирь – кожаную куртку с железными обручами, закрепленными от локтя до кисти на узких рукавах. На ноги надевали мягкие кожаные сапоги, обитые металлическими пластинами, одна из которых, видимо пяточная, имела острый шип. На голову – шлем круглой формы с наносником и кольчужной сеткой, прикрывавшей плечи и шею. Маковка шлема украшалась двумя пучками волос. Из оружия обычно использовались кривые сабли, луки, копья, кинжалы.

На картине Авилова Челубей игнорирует традицию: одет он в обычный халат из тонкой ткани, для монаха слишком богато украшенный. Что одето под халатом – не видно. На ногах – штаны и сапоги до середины икры, на заднике которых видна металлическая “заплатка”. Ни обшивки из железных пластин, ни шипа на “заплатке” не видно. Голова Челубея покрыта дорогой шапкой с меховой опушкой, сосем непохожей на шлем. Нет у нее и двух пучков волос на макушке. Кроме того, персонаж имеет для защиты щит. При сохранении явного правдоподобия и этот образ в полотне исторически недостоверен. Даже если брать в расчет “бессмертие” Челубея, вряд ли воин, понимая всю важность и сложность момента, станет так рисковать.

Поединок Добра со Злом

Картина “Поединок Пересвета с Челубеем” была написана Авиловым в тяжелые для страны годы – Великую Отечественную войну.

Авторский замысел, вызревавший около 25 лет, был реализован всего за шесть месяцев. Хотел ли автор через легендарные образы аллегорически отразить события своего времени или нет – неизвестно, но так получилось. Если рассматривать картину с точки зрения вечной борьбы в мире Добра и Зла в образе Пересвета и Челубея, то почему бы не представить себе Добром Советский Союз и его армию, насмерть сошедшуюся в схватке с фашистской Германией, гитлеровской армией – олицетворением Зла.

Читать еще:  «кто виноват?» и «что делать?»: психологический подтекст русских вопросов - мж: мужчины и женщины. Кто виноват

Так что картина Авилова “Поединок на Куликовом поле” всегда будет актуальной и может рассматриваться с точки зрения воплощения идеи единения русского народа против врагов, а образ Пересвета – как ориентир для подражания в любви к Родине, готовности отдать свою жизнь за родную землю.

Описание картины Авилова “Поединок на Куликовом поле”, что писать?

Сочинение описание картины Авилова “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле”.

Перед нами картина Авилова “Битва Пересвета с Челубеем на Куликовом поле”.

На переднем плане главные герои картины: богатырь русский Пересвет и татарский воин Челубей. Они сошлись в поединке, от которого зависит исход битвы. Их могучие кони встали на дыбы, гривы их летят по ветру, копыта готовы ударить друг друга в грудь. Яростно выглядят богатырские кони. Не менее свирепо, чем их хозяева.

Воины сошлись в поединке не на жизнь, а на смерть. Копья их пронзают друг друга. Да, на картине изображен почти что исход легендарного поединка: оба богатыря погибнут, но конь Пересвета сумеет донести хозяина до войска, и потому победа будет на стороне русского богатыря. Смотрите, копьё Пересвета пронзает щит татарина и попадает в его тело, а копьё Челубя разит Пересвета.

С левого и правого края мы видим войска, ожидающие конца поединка. Русское войско возглавляет Дмитрий Донской, и это предположительно его мы видим впереди. Войско татаро-монгол напряженно ожидают напротив них. Мы не можем понять, молча они ожидают исхода или же подбадривают своего воина громкими криками. Однозначно лишь можно сказать одно: они явно не так спокойны, как русское войско.

А на небе собираются тучи, и мне хочется думать, что это аллегория. Тучи сгущаются над татарским войском, и закатывается их боевая звезда.

Михаил Иванович Авилов, “Поединок на Куликовом поле” – эта картина отражает исторические события. Она была создана в 1943 году, в тот момент, когда наступал перелом в Великой Отечественной войне.

Картина Авилова показывает события, которые произошли в XIV веке, точнее 8 сентября 1380 года. Тогда в том месте, где Непрядва впадает в Дон, собрались два войска, одно русское во главе с русским князем Дмитрием Ивановичем, в основном из москвичей и других русских подданных остальных княжеств, а также от войска Мамая. Видим два войска, это накануне сражения.

В центре – два богатыря, Пересвет – воин-монах, который действительно жил в ту эпоху и Челубей. По преданию, два воина должны были сражаться друг с другом, причем по историческим сведениям оба они погибли, хотя победа осталась за Пересветом. Пересвет – русский богатырь, он произошел из семь дворянского знатного рода Брянских дворян, много учился воинскому делу и читал молитвы, а потом стал защитником своей земли. Позже стал иноком, как его брат, очевидно двоюродный, Андрей.

На картине видим в центре крупным планом обоих богатырей, а остальное войско на втором плане, фигуры показаны пропорционально сильно уменьшенными, что позволяет видеть крупным планом именно сражающихся воинов. Слева – русское войско, справа – татарское.

На своей картине художник изобразил сцену важного события из истории Руси – сражение на Куликовом поле. Картина называется

Как мы видим на переднем плане идёт ожесточённая борьба представителей двух войск. Воины очень напряжены и нацелены на победу. Каждый из них представляет свой народ и чувствует всю ответственность за исход поединка. Копья бойцов пронзают тело противника, но никто не сдаётся, даже предчувствуя скорую смерть. Надо заметить, что герои являются реальными: монах-воин Пересвет противостоит татарину Челубею. На заднем плане мы видим войска, которые застыли в ожидании исхода битвы. Русские воины выглядят более спокойно нежели татары. Один из татаро – монгол в нетерпении подвинулся поближе и ,видимо, подбадривает своего земляка.

Картину “Битва Пересвета с Челубеем на Куликовом поле” написал русский художник и советский художник Авилов Михаил Иванович. В основе создания этой картины лежит реальное событие Куликовская битва, которая состоялась в 1380-м году.

Написана это картина В 1943 году, в то время, когда шла Великая Отечественная война. Сама история Куликовской битвы и этого сражения вдохновили художника создать в трудные переходные месяцы 1943 эту картину и изобразить сюжет, который бы отражал надежду советского народа на победу в войне.

Бой двух богатырей состоялся перед началом Куликовской битвы, в реальной истории оба воина пали, но Победа была за Пересветом.

Конь погибшего богатыря смог довезти его до черты русских войск, а Челубей остался лежать на Поле битвы.

Это произведение имеет размер 327 на 557 см, написано масляными красками на холсте и в настоящее время его можно увидеть в экспозиции Государственного Русского музея, что расположен в городе Санкт-Петербург.

Композиция данной картины незамысловата, в ней в самом центре изображены стоящие на дыбах мощные кони, на которых восседают Пересвет, изображённый с левой стороны и Челубей, нарисованный справа.

Фигура Челубея показана сзади, во время удара с его головы слетает головной убор, Пересвет показан спереди, его лицо выражает ненависть к противнику.

На картине показан как раз тот момент, когда оба воина поражают друг друга одновременно мощными ударами копий.

На заднем плане нарисованы войска двух армий.

Войско татаро-монгол показано пестрым, этим приемом художник передает беспокойство и неуверенность.

Со стороны русских войск можно заметить фигуру Дмитрия Донского, восседающего на белом коне.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/drugie/avilov-poedinok-peresveta-s-chelubeem-poedinok-na-kulikovom-pole
http://www.syl.ru/article/354483/poedinok-na-kulikovom-pole-opisanie-kartinyi-m-i-avilova
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3066624-opisanie-kartiny-avilova-poedinok-na-kulikovom-pole-chto-pisat.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии