Картина с девушкой на качелях художника. Описание картины «Качели (Счастливые возможности качелей)

Картина с девушкой на качелях художника. Описание картины «Качели (Счастливые возможности качелей)

Работа по МХК на тему: «Картина Фрагонара “Счастливые возможности качелей”»

ГБОУ Гимназия №405

«Счастливые возможности качелей»

Работа ученицы 11 «Б» класса

Дудкина Наталия Всеволодовна

Картина Жана-Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей», написанная в 1765 – 1772 годах, является одним из самых известных произведений этого великого художника. Это написанное с озорством полотно стало настоящим символом французской живописи XVIII века.

Нельзя не согласиться с гениальностью этого произведения, ведь кажущаяся на первый взгляд лишь схваченной в движении сценка развлечения молодых аристократов, оказывается, благодаря богатому оттенками колориту, очаровательным видением. Именно поэтому, я выбрала эту картину для данной работы.

Сведения об авторе произведения

Жан Оноре Фрагонар (1732 – 1806) – известный французский художник второй половины XVIII в., блестящий живописец и рисовальщик, тонкий колорист; работал над гравюрой и занимался оформлением книг. Оставил большое наследие (около 500 картин и около 1000 рисунков), работал в бытовом жанре, писал галантные сцены, пейзажи, портреты.

Фрагонар родился в 1732 в г. Грас в семье перчаточника. Переехав в Париж, он в 1747 поступил в мастерскую Ж.-Б.С.Шардена (1699 – 1779), художника, работавшего в бытовом жанре и жанре натюрморта. Проучившись у Шардена 6 месяцев, Фрагонар перешел в мастерскую Франсуа Буше (1703 – 1770), художника яркого декоративного дарования стиля рококо, чье творчество стало отправной точкой в развитии творчества Фрагонара.

В 60 – 70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии, галантные сцены, композиции на темы поэмы Торквато Тассо, портреты. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре, получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV.

Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические полотна и пасторали в духе Ватто и Буше. Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он заработал хорошие средства. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, новый стиль во французском искусстве, лишил его прежней популярности.

В 1793 году Фрагонар уехал из Парижа в Грасс. В начале XIX века он вернулся в Париж, где и умер в 1806 году, почти полностью забытый.

История создания произведения

История создания “Качелей” весьма занимательна.

Габриэля Франсуа Дуайена, почтенного живописца, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Приглашение поступило к художнику буквально через несколько дней после появления в Салоне его картины “Святая Женевьева”.

Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: “Он (заказчик) был в своей “холостой квартире” вместе с возлюбленной. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. “Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ножки этого прелестного создания, – и чем более вы захотите внести веселости в это произведение, тем будет лучше”. Признаюсь, – говорил Дуайен, – что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть.

Читать еще:  Дети Айседоры Дункан: как сложилась их судьба? Главные мужчины в жизни Айседоры Дункан.

Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: “Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами”. Но, так как я был весьма далек от желания писать на подобный сюжет, столь противоположный жанру, в котором я работаю, я направил этого господина к мсье Фрагонару, который принял заказ и сейчас занят созданием этого странного произведения”.

На картине Фрагонара епископ превратился в некоего молодого человека, но сам заказчик действительно изображен в той позе, которую и хотел. Туфелька (правда, одна) действительно летит в воздух, однако амур ее не подхватывает. Но амуры все же есть – в виде парковых скульптур: амуры с кувшином и «Грозящий амур» Фальконе.

Принадлежность произведения к культурно-исторической эпохе,

стилю, течению

Именно в живописи Фрагонара стиль рококо воплотился наиболее полно – с его пудрой, духами и искусной изобретательностью в соединении с великолепной законченностью исполнения.

Смысл названия

Картина, кроме нейтрального названия «Качели», имеет еще одно, более игривое, «Счастливые возможности качелей».

Пасторальные полотна разнообразны – любовные сцены, пикантные сценки в парках и будуарах. В них передано богатство оттенков реальных чувственных впечатлений от жизни, красок натуры, красоты бытия и, одновременно, они эфемерны и театрализованы, как все искусство рококо, в котором ценятся изящество, легкость, бездумность, все экзотическое.

Художественные особенности и средства выразительности

Столь же необыкновенно выразительна и картина «Счастливые возможности качелей». На первый взгляд, это всего лишь схваченная в движении сценка развлечения молодых аристократов. Истинный мастер композиции, Фрагонар показывает фигуры дамы и кавалера в сложных ракурсах, их движения переданы удивительно точно.

От кокетливо взлетающей на качелях девушки и засмотревшегося на изящные ножки этого прелестного создания кавалера исходят грация и веселость. Изысканная цветовая гамма строится на сочетании доминирующих тонов розового платья дамы и изумрудного тона густой зелени парка.

Если сад смотрится слегка “размытым”, то на тщательно выписанном платье прелестницы можно рассмотреть любую, даже самую мелкую деталь. Фрагонар использует здесь редкий для себя прием – он пишет фигуру девушки сухой кистью, отказываясь от густых, плавных мазков, характерных для большинства его картин. Сверкающие световые блики и такие детали костюма, как колье, лиф платья и кружева, написаны в технике импасто 1 .

С удивительной легкостью и изяществом изображает художник крайне сложную позу модели, откинувшейся назад. Движение качелей подчеркнуто легкими тенями, которые одновременно привлекают внимание зрителя к изящному жесту рук девушки и ее разгоревшимся глазам, ярко сияющим из тени, что отбрасывает на лицо кокетливая шляпка. Умело сочетая все эти детали, Фрагонар создает живую и яркую сценку.

Фрагменты и детали

Прелестная девушка с кокетливой непринужденностью высоко подбрасывает изящную туфельку, раскачиваясь на качелях в великолепном парке. Мы почти слышим шуршание нижних юбок, в то время как ее возлюбленный пристально смотрит на нее снизу. Девушка в потоке сияющего солнечного света является средоточием композиции. Фарфоровое совершенство ее фигурки, розовое платье и стремительное движение вверх притягивают к ней внимание зрителя и взоры ее возлюбленного.

Читать еще:  Уноси моё сердце в звенящую даль. « Уноси мое сердце в звенящую даль …» Я вижу, слышу, счастлив

Сама девушка написана, конечно, без претензии на глубину характеристики; в ее глазах и улыбке лишь мелькает выражение испуга и озорства. Епископа Фрагонар заменил более скромной фигурой, а любующийся “прелестным созданием” изображен совсем юным кавалером. Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее.

Картина невелика. Размер картины 81 x 64 см, холст, масло.

Судьба произведения. Местонахождение

Картина «Счастливые возможности качелей» в настоящее время находится в Собрании Уоллес, Лондон. Это сравнительно небольшой (около 5500 экспонатов), но редкостный по подбору и качеству предметов частный художественный музей в лондонском квартале Марилебоун.

На перекрестке мнений

Эта картина Фрагонара занимает ключевое место не только в истории галантной культуры XVIII века, но и в истории визуальности и напрямую связана с просветительской реформой видения.

Чувственная грация и колорит этого полотна были оценены братьями Гонкурами, знатоками и любителями искусства XVIII столетия. «Краски Фрагонара – это не краски живописца, а слова поэта», – напишут они.

Картина с «оскорбительным» сюжетом: Как «Качели» прославили одного художника, а другого заставили кусать локти

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Заказчиком картины стал один из самых состоятельных людей Франции барон Сен-Жюльен. Как-то раз он пригласил в свою «холостяцкую квартиру» известного художника Габриеля Франсуа Дуайена, только-только выставившего в Салоне свое полотно «Чудо в часовне Святой Женевьевы». Когда живописец прибыл на месте, он немного смутился, увидев на кровати любовницу барона.

Сен-Жюльен без тени смущения начал разговор, указывая на красавицу: «Я хотел бы, чтобы Вы изобразили мадам на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ножки этого прелестного создания; и чем более Вы захотите внести веселости в это произведение, тем будет лучше».

В следующее мгновение Дуайен потерял дар речи. Как ему, столь уважаемому живописцу, предлагают писать такие непристойности! Потом художник начал фантазировать: «На картине можно изобразить туфельку, слетевшую с ножки мадам». Затем художник быстро взял в себя в руки и вышел вон.

Спустя немного времени, художнику пришла в голову дерзкая мысль – переадресовать заказчика Жану-Оноре Фрагонару. Дуайен завидовал успеху своего коллеги и считал, что картины Фрагонара слишком легкомысленны. Направляя к нему Сен-Жюльена, Дуайен хотел тем самым показать свое высокомерие. Однако, как теперь известно, картина стала невероятно популярной.

Правда, в первое время заказчик не хотел ее афишировать, но потом в адрес Фрагонара посыпалась восторженная похвала, а Дуайену только и оставалось, что кусать локти от досады.

В XVIII веке знать, как никогда прежде, гордилась своим праздным образом жизни, нарочитым ничегонеделанием. Аристократия не признавала старения, а от этого, пытаясь максимально продлить красоту и молодость, скрывая лица за обильным слоем белил и румян.

Читать еще:  Занятия в старшей группе деревья в инее. Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Качели» картина, Жан-Оноре Фрагонар

Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806) — великий французский художник. Его работы — это мифологические, исторические и жанровые сцены в стиле рококо и неоклассицизм. За свою творческую и плодотворную жизнь создал более 550 картин, но среди этих картин есть такие работы, которые являются особенно необыкновенными и представляют талант автора в лучшем свете. Одной из таких картин является «Качели».

«Качели» Жана-Оноре Фрагонара также называют «Счастливые случайности качелей». Была написана в 1767 году, холст, масло. 81 x 65 см. В настоящее время картина находится в коллекции Уоллес в Лондоне. Эту работу ставят в пример такого жанра, как — галантная живопись. Дамы и кавалеры, романтизированные образы и жесты, мифологические образы и так далее. Помимо прочего, эта картина отличается особой пикантностью момента, и от того представляется весёлой и лёгкой.

Написание картины было заказано бароном Сен-Жюльеном. Изначально он обратился к художнику Габриэлю Франсуа Дуайену. Вот что говорил сам Дуайен о том самом заказе, который позже был перепоручен Жану-Оноре Фрагонару: “Поверите ли, через несколько дней после появления в Салоне моей картины «Святая Женевьева» один знатный человек послал за мною, чтобы заказать мне картину… Он был в своей «холостой квартире» со своей возлюбленной… Он начал с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину… «Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ноги этого прелестного создания; и чем более вы захотите внести веселости в это произведение, тем будет лучше». Признаюсь, – говорил Дуайен, – что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: «Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами»”. Позже Дуайен отказался от заказа и порекомендовал Фрагонара.

Данная картина отличается не только своим интересным сюжетом и композицией. Зрителя увлекает внутрь картины густая зелень сада, которая хоть и служит фоном для центрального сюжета, но всё же нарисована так потрясающе, что захватывает целиком и полностью. Деревья, переплетение ветвей, густая листва, всё это настолько величественно и грандиозно и при этом легко и воздушно, что сам парк с его огромными формами больше похож на скопление густых облаков, в которых и происходит действие. Солнечный просвет в глубине сада бросает яркие лучи на молодую даму и ещё больше увлекает зрителя внутрь картины.

Жан-Оноре Фрагонар — Качели

Предпочитаете культурное времяпровождение? Узнавайте расписание спектаклей здесь, чтобы не пропустить самое интересное на театральной сцене. Афиша всех мероприятий в Московском Театре Мюзикла.

Источники:

http://infourok.ru/rabota-po-mhk-na-temu-kartina-fragonara-schastlivie-vozmozhnosti-kacheley-1154535.html
http://kulturologia.ru/blogs/101017/36279/
http://art-assorty.ru/6972-kacheli-fragonar.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии