Карьерный рост чичикова. “Кто же он? Стало быть, подлец?” (образ Чичикова в произведении “Мертвые души” Н.В

Карьерный рост чичикова. “Кто же он? Стало быть, подлец?” (образ Чичикова в произведении “Мертвые души” Н.В

“Кто же он? Стало быть, подлец?” (образ Чичикова в произведении “Мертвые души” Н.В. Гоголя)

Разделы: Литература

Задачи:

  • Образовательные:
    • сформировать у учащихся представление о герое гоголевского произведения.
  • Развивающие:
    • развивать навыки целостного анализа художественного произведения;
    • развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи;
    • развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герои;
    • развивать умение сопоставлять текстуально изученные произведения, их проблематику и героев.
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;
    • подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.

Методика урока: слово учителя, работа со справочной и литературоведческой литературой, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, комментированное чтение, выразительное чтение учащихся, работа по индивидуальным заданиям, работа над тезисами, работа с черновыми рукописями.

1 этап урока

Слово учителя (на фоне музыки).

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи….

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

– Нет, не эти чувства переполняли душу Павла Ивановича Чичикова, когда он въезжал в своей рессорной коляске в город Н. Чем же озабочен наш герой, зачем он приезжает в обычный российский городишко и кто он, Павел Иванович: подлец, милый человек, приобретатель? Вечен ли он? Грозит ли нам сегодня чичиковщина и чем? Эти проблемы мы постараемся сегодня осмыслить.
– Итак, в путь за автором и его героем.

2 этап урока

Кадры фильма «Мертвые души» М. Швейцера.

Учитель. А вот и наш герой. Посмотрите фрагмент фильма и сравните с гоголевским повествованием. Какие эпизоды первый главы режиссер опустил, а какие углубил и почему?

Учитель. Первое впечатление о персонаже всегда очень важно, поэтому обратимся к первой главе, попробуем ответить на вопрос: кто он, Чичиков? И какие приемы изображения образа использует автор.

– Найдите описание портрета Чичикова, что подчеркивает автор в образе героя? (Фраза откровенно ироническая. Описание внешности дано как будто для того, чтобы у читателя не сложилось никакого впечатления о приезжем. Построение предложения восходит к народным образцам: в русских народных сказках мы постоянно встречаемся с выражениями, вроде «ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко».
Гротескная деталь: приезжий громко высморкался: «неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба». Приезжий господин держится с подчеркнутым достоинством, есть что-то преувеличенное, надуманное в его поведении).

– Гоголь – мастер детали. Особенно ярко это проявляется в описании багажа Павла Ивановича. Вещи помогают понять суть героя. О чем нам поведали вещи Чичикова? (Рессорная бричка, «чемодан из белой кожи, несколько поистасканный», «ларчик красного дерева, с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица»; картуз, радужная косынка – все предметы намекают кое на что в положении, привычках и характере Чичикова. Он, по-видимому, не слишком богат, но обеспечен, много ездит, любит покушать, следит за своей внешностью. Можно даже заключить, что он раньше был побогаче, чем теперь: чемодан из белой кожи и искусно сделанный ларчик – вещи дорогие.)

– Еще больше мы узнаем о Чичикове, если вчитаемся в маленькую историю с афишкой. Найдите этот эпизод, подчеркните ключевые слова, которые помогают понять характер Павла Ивановича. (Видно, что Чичиков – человек деловой, дотошный, изучает город, как поле будущего сражения. Недаром он расспрашивал трактирного слугу, будочника, все внимательно оглядывал, «как бы с тем, чтобы хорошо припомнить положение места». И еще одно любопытно: прочитав афишу, Чичиков «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось». Прозрачный намек на то настойчивое, ставшее второй натурой приобретательство Чичикова, которое будет потом полнее раскрываться с каждой страницей.)

– Существенна для характеристики героя его речь. Как речь раскрывает характер Чичикова? (Автор с разных сторон и по разным поводам показывает необыкновенную ловкость, благопристойность, дипломатическую увертливость речи Чичикова. В разговорах с властителями города «он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то скользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большей похвалы». При этом Чичиков не высказал лестных слов прямо в адрес губернатора: это была бы топорная работа, недостойная такого тонкого знатока правил обхождения. Чичиков не говорит, например, что губернатор заслуживает похвалы. Но те правительства, «которые назначают мудрых сановников…». Вице-губернатору и председателю палаты Чичиков опустил комплименты погрубее («сказал даже ошибочно два раза ваше превосходительство»), но, видно, уж он знал, к кому как подойти).

– Скажите. Что думают и говорят о Павле Ивановиче другие герои? (Они признали в нем своего человека. Если бы отцы города почувствовали в Чичикове честность и добродетель, они отшатнулись от него, как от чумы. Нет, они в нем видят человека своего круга, только одаренного талантами к преуспеянию. И когда Чичиков, с «заметной скромностью», употребляя «несколько книжные обороты», говорит, что «потерпел за правду», его слушателей даже слово «правда» не пугает. Они понимают, что это просто красное словцо, но очень ловко и к месту сказано.)

– А как автор относится к герою? (Господин «средней руки»; намекает на типичность, распространенность таких господ, и на их невысокую человеческую ценность)

Вывод.

Итак, так каким человеком Чичиков предстал перед нами? Чем похож хитроумный путешественник на тех, с кем он обделывает свои дела? (Чичиков может быть не менее делекатен, чем Манилов, способен копить более упорно, чем коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, а в умении «прилгнуть» далеко превзойдет этого болтуна; он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступи Плюшкину той поры, когда тот был еще мудрым хозяином, и уж, безусловно, в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича – «кувшинное рыло».)

– Но есть в характере Чичикова черта, которая придает всем его свойствам новое значение и делает его первым лицом в галерее подлости. Какая? (Поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Чудеса мимикрии демонстрирует весь его жизненный путь.)

– Из встреч с помещиками, мы узнаем о причине его приезда: покупка мертвых душ, числящихся по ревизской сказке живыми. Для чего? Что здесь плохого? (Чичиков стремится нажиться на самом страшном – на человеческой смерти. Покупка мертвых душ, этот бесчеловечный меркантилизм – пугающее действо российских буржуа, они истребляют человечность)

– Откуда это в людях? Когда мы задаем этот вопрос, мы обращаемся к прошлому людей, вся жизнь Чичикова представлена в последней 11 главе.

Читать еще:  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

3 этап урока

Учитель. Вы получили задание составить развернутый план жизнеописания Чичикова и приготовить творческий пересказ текста с целью понять, что это за человек, что заставляет его сегодня торговать мертвыми душами.

Рассказ по плану

А) Тяжелая картина раннего детства.

Б) Чичиков в городском училище:

  • отношения с товарищами;
  • приращение к полтине, данной отцом;
  • спекуляция Чичикова;
  • дрессировка мыши;
  • отношение к учителю;
  • «…ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками; экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды».

В) Служба в казенной палате:

  • неудачная попытка расположить к себе повытчика;
  • каким путем Чичиков добыл себе место повытчика;
  • порядок брать взятки, заведенные им

Г) Чичиков – член строительной комиссии:

  • несостоявшееся строительство казенного здания;
  • красивые дома, появившиеся у членов комиссии, в том числе и у Чичикова;
  • катастрофа, которую он пережил.

Д) Служба Чичикова в таможне:

  • цель поступления на службу в таможню;
  • Чичиков – гроза контрабандистов;
  • путь, которым он шел к повышению по службе;
  • Чичиков вступает в сговор с сообществом контрабандистов;
  • новая катастрофа.

– Каков здесь Павел Иванович Чичиков? Подлец? Были же в нем и терпение, незаурядная сила воли, расчетливость. Но в то же время мошенничество, авантюризм, преступления. Но ведь он сам объясняет, что он никого не убивал, не разорял, больше всего заботится о будущем доме, семье, детишках Что же отталкивает в нас в этом герое. (Да, все хорошо в светлом будущем. Но каким путем идет наш герой. Оправдывает ли цель средства? Вечный философской вопрос, который предстоит еще решать многим поколениям).

«Подлец ли, ну почему же подлец, приобретение – вина всего…Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели».

– Ведь главная задача автора заставить нас с вами посмотреть во внутрь себя и спросить: «А нет ли во мне Чичикова?» И обязательно возродиться, как верил Гоголь в возрождение своего героя, (неслучайно именно Чичикову снится птица-тройка, а с ней вера, надежда и великое слово – любовь).

4 этап урока

Чтение учеником наизусть отрывка о Руси.

Учитель. Какими лексическими и синтаксическими средствами создана возвышенная, торжественная интонация лирического отступления «Русь».

5 этап урока

Учитель на фоне музыки читает:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.

Образ Чичикова в поэме “Мертвые души”

Образ Чичикова в поэме “Мёртвые души” создан Николаев Васильевичем Гоголем с таким мастерством, что он стал бессмертным в русской и мировой литературе. Главный герой поэмы – отражение эпохи, в нём воплотились черты всего самого отвратительного, самого типичного и самого очаровательного, что свойственно гоголевской современности.

  1. Лучший мошенник и подлец в русской литературе
  2. Внешность и манеры Павла Ивановича
  3. Чичиков – оригинальный персонаж

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Лучший мошенник и подлец в русской литературе

Чичиков как литературный персонаж уникален своей многослойностью и разноплановостью. В нём сочетаются самые низменные черты, которые только могут быть присущи человеку, с самыми достойными качествами. Чичиков неповторим ещё и тем, что его целеустремлённость, находчивость и предприимчивость не знает границ. Упорство, с которым герой движется к цели достойно подражания, чего нельзя сказать о методах и принципах, которыми движим Павел Иванович.

Николай Васильевич Гоголь настолько тщательно проработал образ главного героя, что при всех отрицательных характеристиках, он вызывает явную симпатию, благодаря своему обаянию, старанию и стремлению к мечте. Кроме того, высокая самооценка героя придаёт особую ироничность образу Чичикова, который считал себя “привлекательным”, а в особенности благодаря округлому подбородку. Самоуверенность в своей привлекательности у Павла Ивановича настолько трогательна, что читатель невольно соглашается с этим фактом. В свою очередь дамы считают Чичикова достаточно интересным именно из-за его ореола таинственности и светских манер. Подкупает также в персонаже тяга к безупречности: костюм, парфюм, экипаж – всё в мошеннике прекрасно, он очень аккуратен, не допускает небрежности и беспорядка.

Внешность и манеры Павла Ивановича

В начале поэмы перед нами предстаёт мужчина средних лет (“не стар, но и не слишком молод”), которого природа не наградила особой красотой, мужественными чертами, ростом и фигурой. Однако обаяние и умение держать себя чудесным образом стало основным инструментом, который помогал Чичикову завоёвывать расположение окружающих.

Чувство собственного достоинства у нашего персонажа настолько развито, что он не терпел даже неприятных запахов в своём присутствии, не то что вульгарностей, фамильярности или бранных слов. Несмотря на то, что происхождение не давало Павлу Ивановичу повода для гордости, он “выжал” максимум из своих манер, тона, тембра голоса и умения вести беседу. Это умение служило предметом восхищения всех окружающих. Даже, работая на таможне, во время обысков контрабандистов, он был настолько вежлив и деликатен, что слухи о его мастерстве и такте дошли до начальства. Этот талант открывал все двери, помогал покорять новые высоты. Умение “искусно польстить каждому” стало его визитной карточкой.

Читать еще:  Государственный музей нового западного искусства. Воссоздание гмнзи: осторожно, опасность

Любовь и дружба – вещи, которых главный герой не знал и не желал знать. Ещё отец завещал Павлуше не водить дружбы с равными себе, подчёркивая бесполезность этого явления. Женщин же Чичиков сторонился, отлично усвоив чью-то мудрость, что от них одни растраты и проблемы. Он не позволял своему сердцу быть открытым, а женскую красоту расценивал, как искусство, издалека.

Чичиков – оригинальный персонаж

В главном герое есть что-то от образа каждого из помещиков, но эти качества не доведены до абсурда. Он деловит и горяч, как Собакевич, умеет копить, как Плюшкин, но с умом, а не слепо и бесцельно. Хозяйственность, свойственная Коробочке, есть и у Чичикова, а по части вранья и спускания денег в своё удовольствия, он мог бы соперничать с Ноздрёвым.

Краткий анализ глав, в которых повествуется о посещении Павлом Ивановичем помещиков, даёт чёткую картину этой закономерности: он такой же, как и другие помещики, но на порядок совершеннее в своём развитии. Его пороки тщательно завуалированы, даже отсутствие хорошего образования тщательно спрятано за умение держаться и осведомлённостью во всех сферах жизни общества.

Вывод напрашивается сам: Чичиков – человек особого склада, он чудовищно безнравственен, хитёр, изворотлив и удивительно активен.

Основа жизни для чичиковых – материальное обогащение; прочный капитал – без него герой не видит будущего, не хочет строить семью. Деньги – самое важное, что есть в жизни Павла Ивановича, они вдохновляют его на “подвиги”, заставляют забывать о добре, любви к ближнему, нравственности.

Урок литературы в 9 классе на тему “Образ Чичикова. Кто же он? Стало быть, подлец?”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

«Кто же он? Стало быть, подлец?»

Цели и задачи урока:

Осмыслить, почему главным героем своей поэмы Гоголь сделал Чичикова.

Определить характерные черты героя.

Понять, в чём «великая сила нравиться» Чичикова, его особая живучесть.

Развивать умение давать развёрнутую характеристику герою произведения.

Охарактеризовать губернский город.

– Мы с вами почти заканчиваем изучение большого произведения поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». И давайте вспомним некоторых героев поэмы.

2. Мотивация. Кроссворд.

– Догадайтесь: о ком идет речь?

1.Даже колодец у него был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. ( Собакевич).

2 – 6. Как звали детей Манилова? ( Алкид, Фемистоклюс ).

3.… вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки… (Коробочка ).

4.…говорил он о том, как бы хорошо было от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…( Манилов).

5.Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сильным для женщины. (Плюшкин)

7.Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. (Ноздрев).

– Какое ключевое слово мы получили? (Чичиков)

– Правильно. И сегодня на уроке речь пойдем об этом герое гоголевской поэмы.

Первое впечатление о персонаже всегда очень важно, поэтому обратимся к первой главе, попробуем ответить на вопрос: кто он, Чичиков? И какие приемы изображения образа использует автор. Найдите описание портрета Чичикова, что подчеркивает автор в образе героя?

– Гоголь – мастер детали. Особенно ярко это проявляется в описании багажа Павла Ивановича. Вещи помогают понять суть героя. О чем нам поведали вещи Чичикова?

– Еще больше мы узнаем о Чичикове, если вчитаемся в маленькую историю с афишкой. Найдите этот эпизод, подчеркните ключевые слова, которые помогают понять характер Павла Ивановича.

– Какое впечатление Чичиков сумел произвести на чиновников города N ? (1гл.)

– Итак, Чичиков приезжает в город NN . Но, зачем? Цель его визита. Но, прежде, чем ответить посмотрим отрывок видео «Чичиков в трактире».

– Чичиков навещает помещиков. И прошлых уроках мы говорили, что Павел Иванович легко находит общий язык со всеми героями поэмы. С Маниловым он сладкогласен и деликатен, с Собакевичем прижимист и скуп, с Коробочкой напорист. Он, словно зеркало, отражает душевные качества помещиков, но, говоря о помещиках, мы сделали вывод, что это люди с «мертвыми душами». Посмотрим отрывки некоторых визитов Чичикова к помещикам и дадим им слово, как же они относятся к Павлу Ивановичу Чичикову.

бесплодный мечтатель и фантазёр-

приглашает вас на сладенькую болтовню»

в «Храм уединенного размышления»

на берегу озера в поместье Маниловка.

«Чичиков у Манилова» (видео)

Манилов: «Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизонькой своим посещением… уж, такое право, доставил наслаждение… майский день …именины сердца… Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором. Настасья Петровна Коробочка! А что вы скажите о Чичикове?

Коробочка Настасья Петровна-

суеверная и ограниченная,

всегда ждёт вас в своей деревеньке

и готова продать вам даже

свою душу по выгодной цене.

Коробочка: А? Тот приезжий – то! Купил он тогда мертвые души у меня за 15 рублей. И птичьи перья тоже покупает. И много всего обещался накупить. И в казну сало тоже ставит, и потому наверное и плут.

кутила, картёжник и болтун-

с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты,

потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.

Читать еще:  Бондарев юрий васильевич краткая биография. Любопытные факты о жизни и творчестве писателя

«Чичиков у Ноздрева» (видео)

Ноздрев: Кто Чичиков? Да большой мошенник он. Если бы я был его начальником, то ей – богу повесил бы его на первом дереве. Еще хотел, свинтус он такой, скотовод этакой, увезти губернаторскую дочку. Я сам взялся помогать ему в этом деле, ведь мы с ним большие друзья. Хотите знать, кто Чичиков? Да фетюк он, одним словом, фетюк. Сейчас видно, что он двуличный человек. Теперь я его хорошо знаю. Я думал было прежде, что он хоть сколько – нибудь порядочный человек, а он никакого не понимает обращения. С ним никак нельзя говорить, как с человеком близким. Никакого прямодушия, ни искренности. Прямо Собакевич, такой подлец!

Манилов: Михайло Семенович Собакевич! Какого вы мнения о Чичикове?

Собакевич Михайло Семёнович-

ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неустойчивый в торгах,

будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Собакевич : Чичиков – хороший человек!

«Чичиков у Плюшкина» (видео)

Плюшкин: Да, признаться сказать, мало проку я вижу в этом Чичикове: завёл пренеприличный обычай ездить в гости, а в хозяйстве – то упущения… да и лошадей корми сеном.

Учитель: Итак, мы выслушали тех, у кого Чичиков покупал не совсем привычный товар – мертвые души. И что мы услышали? Приятнейший, образованнейший человек, плут, такая дрянь, великодушный. Мнения разные, но в целом – хороший человек. Как вы думаете, чем Чичиков отличается от помещиков?

– Да, правильно. У Чичикова есть прошлое и о нем мы узнаем в 11 главе. Но, так же в 11 главе Гоголь ставит перед читателем интересный вопрос по отношению к Чичикову: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

– Давайте попытаемся ответить на это вопрос. Для этого обратимся к главе 11и поработаем с текстом по плану.

Детские годы Чичикова.

Учеба в училище.

Служба в казенной палате.

Участие в строительной комиссии.

Служба на таможне.

Изобретение нового способа обогащения.

– Как проходило детство Чичикова? Что рассказывает Гоголь о происхождении и
детстве Чичикова?

– Какой совет получил он от отца, поступая в училище?

– Как воспользовался Чичиков советом отца?

– Как прошли его школьные годы?

– Какую цель поставил перед собой Чичиков, вступая в жизнь?

Учитель: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др.

– Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры.

Служба в казенной палате.

– С чего началось служебное поприще Чичикова?
– Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?
– Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?

Учитель: Мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.

Участие в строительной комиссии.

– Куда перешел Чичиков из казенной палаты?
– Чего достиг на новом месте?

– Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

Служба на таможне
– Как складывалась его карьера в качестве таможен ного чиновника?
– Почему она закончилась крахом?

Учитель: Следовательно, этапы служебной карьеры Чичикова — это история его взлетов и падений, но при всем том она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неутомимость и упорство, расчетливость, хитрость.

Изобретение нового способа обогащения

Учитель: «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!»
И мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:
– «Кто ж он? Стало быть, подлец?»

–Автор пытается защитить Чичикова, называя его скорее хозяином, приобретателем, нежели подлецом. Но тут же отмечает что-то отталкивающее в этом характере. Гоголь оценивает героя неоднозначно, двойственно.

«Благопристойный, знающий и почтенный человек»; «любезнейший и обходительнейший; «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод»; похититель губернаторской дочки, «шпион», «разбойник Ринальдо Ринальдини», « фальшивомонетчик», «переодетый Наполеон» и, наконец, сам Антихрист.

Речь идет о главном герое поэмы П.И.Чичикове.

Критик И. Золотусский сказал о нем : « Он все же подлец какой-то странный…»

Почему 11 главу Гоголь помещает в конце 1-го тома, а не в начале?

Образ Чичикова — громадное открытие Гоголя в русской литературе. С развитием общественных отношений старый феодально-крепостнический строй стремительно рушился. Маниловы, Ноздрёвы, Плюшкины уже не в силах были управлять страной, государством и даже собственным хозяйством. Время позвало к жизни новых людей — энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков, образ которого представляет собою широчайшее социально-психологическое обобщение, позволяющее говорить не только о литературном герое, но и о чичиковщине, т. е. особой социально-психологической практике довольно широкого круга людей. Чичиковщина угрожает миру своей воинствующей, все возрастающей подлостью. Она несет с собою полное истребление человечности в самом широком смысле слова. Чичиковщина страшна тем, что прикрывается внешней благопристойностью и никогда не признается в своей подлости. Мир чичиковщины представляет собой самый страшный, самый низкий, самый пошлый круг Руси «с одного боку», и потому им завершается первый том поэмы, охвативший все явления, которые заслуживали самого беспощадного сатирического осмеяния.

Гоголь задает вопрос читателям.

(«А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит во внутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»»)

– Как бы вы ответили на этот вопрос?

Вывод: Чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему – приобретение.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513342/
http://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/obraz-chichikova-v-poeme.html
http://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-na-temu-obraz-chichikova-kto-zhe-on-stalo-bit-podlec-2084941.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии