78 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Калаши загадочные белые люди пакистана. Этническая загадка: калаши — пакистанский народ со славянской внешностью

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

На территории Пакистана, в горах южного Гиндукуша, живут загадочные люди с европейскими чертами лица, светлыми глазами и волосами. Это калаши – представители малочисленного народа, исповедующего старинную языческую религию. Они сумели сохранить свою самобытность в отдаленных горных селениях, несмотря на все попытки соседей-мусульман обратить их в ислам.

Наследие Александра Македонского

Их села расположены на высоте около 2 тысяч метров над уровнем моря у реки Читрал. Мужчины традиционно пасут коз на горных лугах, окруженных дубовыми лесами. А женщины выращивают зерновые и другие сельскохозяйственные культуры на расчищенных от камней угодьях. С октября по апрель калаши остаются отрезанными от внешнего мира, дорога через перевал становится непроходимой. Сейчас калашей не более 6 тысяч человек. Ученые причисляют их к дардским народам, имеющим общие индоиранские корни. О происхождении этих людей до сих пор ведутся споры.

Известный писатель и путешественник Николай Непомнящий в своей книге «100 великих тайн Востока» рассказал о преданиях, бытующих среди самих калашей. Многие из них считают себя потомками воинов легендарного завоевателя Александра Македонского, которые по каким-то причинам откололись от его войска и остались в горах.

Помимо калашей в родстве с греческими воинами можно заподозрить и представителей других народов, населяющих отроги Гиндукуша. Изолированные в горах этнические группы индоевропейцев встречаются и на территории современного Таджикистана, речь идет о бадахшанцах и ягнобцах.

«Армия Александра, пришедшая в Азию, составляла несколько десятков тысяч человек и была этнически разнородной. Большая часть эллинов бесследно растворилась среди жителей завоеванных стран, но в некоторых малонаселенных и труднодоступных районах они дали жизнь качественно новым этническим группам», – написал Непомнящий.

Древние арийцы

По другой версии, калаши — потомки древних ариев. Популярный палеоантрополог и писатель Александр Белов в книге «Русь арийская. Наследие предков. Забытые боги славян» отметил сразу несколько фактов, свидетельствующих о сходстве калашей и русских.

Выражается это в подобии некоторых обрядов, например, между летними гуляньями в ночь на Ивана Купалу и праздником Рат нат. Он тоже проводится в июле, калаши весело танцуют и веселятся под звездным небом при свете костров. Причем в мероприятии участвуют не только девушки и юноши, но и семейные мужчины и женщины.

Кроме веселого праздника Рат нат калаши отмечают еще три особые даты. Это Йоши, который знаменует окончание весенне-полевых работ. Учао – завершение сбора урожая, а также Чоймус – зимний праздник, аналог новогодних торжеств, когда каждая семья забивает козу, угощает родственников, соседей и друзей.

В обрядах этого таинственного народа многие ученые-этнографы видят изначальные индоевропейские духовные традиции. Например, эти люди поклоняются небесному огню, как древние славяне и балты.

«Посредине храмового помещения, продуваемого всеми ветрами, установлен священный столб с вырезанными на нем солярными знаками. На нем можно увидеть точно такие же знаки, символизирующие солнце, которые и поныне встречаются в архангельской деревянной резьбе, распространенной у народов Русского Севера», – так Белов описал в своей книге языческое святилище калашей.

Упомянул исследователь и о сходстве дардского наречия этих людей с санскритом – древнеиндийским языком священных текстов, имеющим немало совпадений с русским. Так, слово «мясо» на санскрите – mas, а калаши произносят его как mos.

Жизнерадостные язычники

На сегодняшний день, по оценкам специалистов, только половина калашей (около 3 тысяч человек) остаются верны религии предков. Они называют творцом всего сущего верховного бога Дезау. За ним по старшинству следует бог войны и дождя Саджигор. Могучий Верин следит за соблюдением клятв и обеспечивает торжество справедливости, Махандеу доносит до небес людские молитвы, а Ингау заведует вопросами врачевания и отвечает за весеннее обновление природы.

Интересны и женские божества калашей. Благодетельная Джештак охраняет семейный очаг, Дезалик – сестра бога-творца – помогает во время родов, а щедрая Кушумаи обеспечивает плодородие.

Помимо этих богов у каждой общины и семейства есть свои духи-защитники, которым обычно устанавливаются деревянные идолы в особых святилищах. Кроме крови животных в качестве жертвы обитатели языческого пантеона принимают от калашей и вино.

Наиболее подробно древние верования калашей изучил немецкий этнограф Карл Йеттмар, автор книги «Религии Гиндукуша». Ученый отметил, что часть этого уникального народа приняла ислам, поддавшись идеологическому влиянию соседних народов, а также через межнациональные браки.

Чистое и нечистое

Журнал «Вокруг света» в номере за ноябрь 2003 года опубликовал статью Андрея Фатющенко «В поисках калашей», в которой автор рассказал о своей поездке в три села: Бумборет, Брир и Румбур. Он выяснил, как своеобразно язычники воспринимают мир.

В мифологическом сознании калашей отчетливо присутствует противопоставление святости и нечистоты, выраженное борьбой добрых и злых духов. Представители этого народа больше всего боятся скверны, которая присуща:

Читать еще:  Очерк на тему о человеке профессионале. Как написать очерк о человеке, который важен для вас? Работа в творческой мастерской

приверженцам других религий, их землям и вещам (кроме мусульман по соседству никто не живет);

всему, что связано со смертью человека и погребальными обрядами;

женщинам, которые становятся особо «нечистыми» в период менструаций и родов;

курицам и некоторым другим представителям животного мира.

Положительной энергетикой в глазах калашей обладают алтари богов и добрых духов, чистые горные пастбища, живительная вода, девственные юноши, козы и вороны, вино и зерно, а также священные растения, среди которых особо почитается можжевельник.

Андрей Фатющенко описал специальные здания «башали» (башлени), которые есть в каждом из сел. Женщины находятся там во время менструаций и рождения детей. Беременные загодя поселяются в этих помещениях, а родственники передают им пищу через специальное окошко. Только через 10 дней после появления ребенка на свет мать может покинуть башали вместе с малышом, чтобы не «заразить» своей скверной других людей.

Калаши — светлоглазые и светлокожие люди в центре Азии

Калаши — наследники древних Ариев

Высоко в горах Пакистана на границе с Афганистаном, в провинции Нуристан, разбросано несколько крошечных плато. Местные жители называют данный район Чинтал. Здесь проживает уникальный и загадочный народ — калаши. Их уникальность заключается в том, что этому индоевропейскому по происхождению народу удалось выжить почти в самом сердце исламского мира.

А между тем калаши исповедуют вовсе не ислам, а политеизм (многобожие), то есть они — язычники. Если бы калаши представляли собой многочисленную народ с обособленной территорией и государственностью, то их существование вряд ли бы кого удивило, но калашей на сегодня сохранилось не более 6 тыс. человек — они самая миниатюрная и загадочная этническая группа Азиатского региона.

Калаши (самоназвание: kasivo; название «Калаш» происходит от названия местности) — народность в Пакистане, проживающая в высокогорных районах Гиндукуша (Нуристан или Кафирстан). Численность — около 6 тыс. чел. Были почти полностью истреблены в результате мусульманского геноцида к началу XX века, так как исповедуют язычество. Ведут замкнутый образ жизни. Говорят на калашском языке дардской группы индоевропейских языков (однако около половины слов их языка не имеет аналогов в других дардских языках, как и в языках соседних народов).

В Пакистане распространено убеждение, что калаши являются потомками воинов Александра Македонского (в связи с чем правительство Македонии построило средоточие культуры в этой области, см, напр., «Македонија ќе гради културен центар кај хунзите во Пакистан»). Внешность некоторых калашей характерна для североевропейских народов, среди них часто встречается голубоглазость и блондинизм. При этом часть калашей имеют и вполне характерную для региона азиатскую внешность.

Религия большинства калашей — язычество; их пантеон имеет немало общих черт с реконструируемым древне-арийским пантеоном. Утверждения некоторых журналистов, что калаши поклоняются «древнегреческим богам», безосновательны. В то же время около 3 тыс. калашей — мусульмане. Переход в ислам не приветствуется калашами, пытающимися сохранить свою родовую идентичность. Калаши не являются потомками воинов Александра Македонского, а североевропейская внешность части из них объясняется сохранением изначального индоевропейского генофонда в результате отказа от смешения с пришлым неарийским населением. Наряду с калашами подобными антропологическими характеристиками обладают также представители народа хунза и некоторые этнические группы памирцев, персов и др.

Учёные относят калашей к белой расе — это факт. Лица у многих калашей — чисто европейские. Кожа белая в отличие от пакистанцев и афганцев. А светлые а часто иголубые глаза — как паспорт неверного-кафира. У калашей глаза голубые, серые, зеленые и очень редко карие. Есть еще один штрих, который никак не вписывается в общую для муслимов Пакистана и Афганистана культуру и быт. Калаши всегда изготавливали для себя и пользовались мебелью. Они едят за столом, сидя на стульях, — излишества, которые никогда не были присущи местным «аборигенам» и появились в Афганистане и Пакистане только с приходом англичан в ХVIII-ХIХ веках, но так и не прижились. А калаши испокон веков пользовались столами и стульями.

В конце первого тысячелетия в Азию пришел ислам, а с ним и беды индоевропейцев и в частности народа калашей, которые не хотели поменять веру предков на аврамическое «учение книги». Выжить в Пакистане, исповедуя язычество, — дело почти безнадежное. Местные мусульманские общины настойчиво пытались заставить калашей принять ислам. И многие калаши вынуждены были подчиниться: либо жить, приняв новую религию, либо умереть. В ХVIII-ХIХ веках муслимы вырезали калашей тысячами. Тех, кто не подчинялся и хотя бы тайком отправлял языческие культы, власти в лучшем случае гнали с плодородных земель, загоняя в горы, а чаще — уничтожали.

Жестокий геноцид народа калаши продолжался вплоть до середины XIX века, пока крохотная территория, которую мусульмане называли Кафирстан (земля неверных), где обитали калаши, не попала под юрисдикцию Британской империи. Это спасло их от полного истребления. Но и сейчас калаши находятся на грани исчезновения. Многие вынуждены ассимилироваться (через брак) с пакистанцами и афганцами, принимая ислам, — так легче выжить и получить работу, образование, должность.

Быт современных калашей можно назвать спартанским. Калаши живут общинами — легче выжить. Они живут в домах, которые строят из камня, дерева и глины. Крыша нижнего дома (этажа) одновременно является полом или верандой дома другой семьи. Из всех удобств в хижине: стол, стулья, скамьи и глиняная посуда. Об электричестве и телевидении калаши знают лишь понаслышке. Лопата, мотыга и кайло — им понятнее и привычнее. Жизненные ресурсы они черпают в сельском хозяйстве. Калаши умудряются выращивать пшеницу и другие зерновые культуры на расчищенных от камня землях. Но главную роль в их жизнеобеспечении играет скот, в основном козы, которые дают потомкам древних арийцев молоко и молокопродукты, шерсть и мясо.

Читать еще:  Народные жанры сказка и былина: сходства и различия. Какие сходства и различия у мифа и былины

В быту бросается в глаза четкое и незыблемое разделение обязанностей: мужчины первые в труде и охоте, женщины им только помогают в наименее трудоемких операциях (прополка, дойка, домашнее хозяйство). В доме мужчины садятся во главе стола и принимают все значимые в семье (в общине) решения. Для женщин в каждом поселении строят башлени — отдельный дом, где женщины общины рожают детей и проводят время в «критические дни». Родить ребенка женщина калаши обязана только в башлени, а потому беременные дамы поселяются в «роддоме» загодя. Откуда пошла такая традиция, никто не знает, но других сегрегационных и дискриминационных тенденций в отношении женщин у калашей не наблюдается, что бесит и смешит муслимов, которые из за этого относятся к калашам как к людям не от мира сего.

Первые исследователи и миссионеры начали проникать в Кафиристан после колонизации Индии, но по настоящему объемную информацию про его жителей предоставил английский врач Георг Скотт Робертсон, посетивший Кафиристан в 1889 году и живший там в течение года. Уникальность экспедиции Робертсона в том, что им был собран материал по обрядам и традициям кафиров до исламского вторжения. К сожалению, ряд собранных материалов было утеряно при переправе через Инд во время его возвращения в Индию. Тем не менее, сохранившиеся материалы и личные воспоминания позволили ему издать в 1896 году книгу «Кафиры Гиндукуша» («The Kafirs of Hindu-Kush»).

На основе наблюдений религиозно-обрядовой стороны жизни кафиров, сделанных Робертсоном, можно вполне обосновано утверждать, что их религия — напоминает трансформированный Зороастризм и культы древних ариев. Основными аргументами в пользу этого утверждения могут служить отношение к огню и погребальный обряд. Ниже мы опишем некоторые традиции, религиозные основы, культовые здания и обряды кафиров.

Главным, «столичным» у кафиров было село под названием «Камдеш». Дома Камдеша располагались ступенями по склонам гор, поэтому крыша одного дома была двором для другого. Дома были богато украшены сложной деревянной резьбой. Полевыми работами занимались не мужчины, а женщины, хотя мужчины предварительно очищали поле от камней и упавших бревен. Мужчины же в это время занимались шитьем одежды, ритуальными танцами на сельской площади и решением общественных дел.

Основным предметом поклонения был огонь. Кроме огня кафиры поклонялись деревянным идолам, которые вырезались искусными умельцами и выставлялись в святилищах. Пантеон состоял из множества богов и богинь. Главным считался бог Имра. Также весьма почитаемым был бог войны Гиша. Каждая деревня имела своего мелкого божка-покровителя. Мир, согласно поверьям, был населен множеством борющихся друг с другом добрых и злых духов.

В. Сарианиди, опираясь на свидетельства Робертсона, описывает культовые сооружения так:

«…главный храм Имры находился в одном из селений и представлял собой большое сооружение с квадратным портиком, крыша которого поддерживалась резными деревянными колоннами. Одни из колонн были сплошь украшены скульптурными головками баранов, другие имели только у основания одну вырезанную в круглом рельефе голову животного, рога которого, обвивая ствол колонны и перекрещиваясь, поднимались вверх, образуя своеобразную ажурную сетку. В ее пустых ячейках располагались скульптурные фигурки потешных человечков.

Именно здесь, под портиком, на специальном камне, почерневшем от запекшейся крови, и совершались многочисленные жертвоприношения животных. Передний фасад храма имел семь дверей, знаменитых тем, что на каждой из них было устроено еще по одной маленькой дверце. Большие двери были наглухо закрытыми, лишь две боковые открывались, да и то в особо торжественных случаях. Но главный интерес представляли створки дверей, украшенные тонкой резьбой и огромными рельефными фигурами, изображавшими сидящего бога Имру. Особенно поражает лицо бога с огромным квадратным подбородком, доходящим почти до колен! Кроме фигур бога Имры фасад храма украшали изображения огромных голов коров и баранов. С противоположной стороны храма было установлено пять колоссальных фигур, поддерживающих его кровлю.

В числе важнейших ритуалов были выбор старейшин, приготовление вина, жертвоприношения богам и погребение. Как и большинство ритуалов, выбор старейшин сопровождался массовыми жертвоприношениями козлов и обильными угощениями. Выборы главного старейшины (джаста) производились старейшинами из числа старейшин. Эти выборы также сопровождались чтением священных гимнов, посвященных богам, жертвоприношениями и угощением собравшихся старейшин в доме кандидата:

«…присутствующего на пиру жреца усаживают в центре комнаты, наматывают на его голову пышный тюрбан, богато украшенный раковинами, красными стеклянными бусами, а спереди — веточками арчи. Его уши унизаны серьгами, на шею надето массивное ожерелье, а на кисти рук — браслеты. Длинная рубаха, доходящая до колен, свободно спускается на вышитые штаны, заправленные в сапоги с длинными голенищами. Поверх этой одежды наброшен яркий шелковый бадахшанский халат, в руке зажат плясовой ритуальный топорик.

Читать еще:  Вывод по 4 главе евгения онегина. Каковы были занятия Онегина зимой? В какие приметы Татьяна верила

Наконец одним из важнейших был обряд погребения. Похоронная процессия в начале сопровождалась громким женским плачем и причитаниями, а затем ритуальными танцами под бой барабанов и аккомпанемент камышовых дудок. Мужчины, в знак траура, надевали поверх одежды козьи шкуры. Заканчивалась процессия на кладбище, куда входить разрешалось только женщинам и рабам. Покойных кафиры, как и положено по канонам зороастризма, не зарывали в землю, а оставляли в деревянных гробах на открытом воздухе.

Таковыми, согласно красочным описаниям Робертсона, были ритуалы одной из затерянных ветвей древней могущественной и влиятельной религии. К сожалению, сейчас уже сложно проверить, где здесь скрупулезная констатация реальности, а где художественный вымысел. В любом случае сегодня у нас нет оснований подвергать сомнению рассказанное Робертсоном.

МирТесен

Этническая загадка калашей. Откуда в горах Пакистана народ со славянской внешностью?

Калаши — небольшой народ, населяющий три долины правых притоков реки Читрал (Кунар) в горах южного Гиндукуша в о`круге Читрал провинции Хайбер-Пахтунхва (Пакистан).

Уникальность народа, со всех сторон окружённого исламизированными соседями, заключается в том, что значительная его часть до сих пор исповедует языческую религию, сложившуюся на базе индоиранской религии и субстратных верований.

У любого путешественника, отправившегося в Пакистан, при виде калашей (местной народности, насчитывающей от силы 6 тысяч человек) возникает когнитивный диссонанс. В самом сердце исламского мира удалось выжить и сохранить свои традиции язычникам, которые к тому же выглядят сплошь как наши Аленки да Иваны.

Они считают себя наследниками Александра Македонского и уверены, что их род будет существовать до тех пор, пока местные женщины будут носить национальные платья.

Женщины в национальных нарядах

Калаши – народность жизнерадостная и жизнелюбивая. В их календаре немало праздников, среди которых главные – день рождения и похороны. Отмечают оба события с одинаковым размахом, верят, что и земная, и загробная жизнь должна быть безмятежной, а для этого нужно хорошенько задобрить богов. Во время празднований устраивают ритуальные танцы, поют песни, демонстрируют лучшие наряды и, конечно же, вкусно потчуют гостей.

Количество ниточек бус указывает на возраст женщины

За национальные наряды мусульмане называют калашей черными неверными

Калашский пантеон сложно соотнести с верованиями древних греков, хотя и у них есть верховный бог Дезау и множество других богов и духов-демонов. Общение с богами происходит через дехара, жреца, который совершает жертвоприношения за можжевеловым или дубовым алтарем, украшенным лошадиными черепами.

Греческая культура оказала большое влияние на калашей: дома они стоят по македонскому обычаю из камней и бревен, фасады зданий украшают розетками, радиальными звездами и замысловатыми греческими узорами. Греция и сегодня активно поддерживает народность: относительно недавно для калашей были построены школы и больницы. А 7 лет назад при поддержке Японии местные деревни были электрифицированы.

Многоэтажные дома по-калашски

Подобно ведийской религии и зороастризму религия калашей предусматривает многочисленные церемонии очищения от скверны.

Традиционные представления калашей о мире основаны на противопоставлении святости и нечистоты. Высшей святостью обладают горы и горные пастбища, где обитают боги и пасётся «их скот» — дикие козы. Святы также алтари и козьи хлева. Нечистыми являются земли мусульман. Нечистота также присуща женщине, особенно в периоды месячных и родов. Осквернение приносит всё, связанное со смертью.

Ритуалы калашей заключаются прежде всего в общественных пиршествах, на которые приглашаются боги. Ярко выражена ритуальная роль молодых юношей, ещё не познавших женщину, то есть обладающих наивысшей чистотой.

Светлые волосы и колубые или зеленые глаза — типичная внешность калашей

У калашей особое отношение к женщинам. Девушки могут самостоятельно выбирать избранника и даже развестись в случае, если брак оказался несчастливым (при одном условии: новый возлюбленный должен выплатить бывшему мужу компенсацию в двойном размере приданного невесты).

Повседневные занятия калашей – это земледелие и скотоводство. Их ежедневная еда – хлеб, растительное масло и сыр. Эти люди рьяно охраняют свою веру и пресекают все попытки обратить их в мусульманство (исключение лишь для девушек, которые выходят замуж за иноверцев, однако такие случае единичны).

К сожалению, образ жизни калашей в последнее время вызывает живой интерес у многочисленных туристов, и местные жители признаются, что уже порядком устали от постоянного фотографирования. Наиболее комфортно им зимой, когда горные дороги засыпает снегом и любопытные непрошенные гости перестают вереницей тянуться к их деревням.

Последние генетические исследования показывают, что калаши демонстрируют набор гаплогрупп, обычный для индо-афганского населения. Типичными Y-хромосомными гаплогруппами для калашей являются: L (25%), R1a (18,2%), G (18,2%), J2 (9,1%); митохондриальными (mtDNA): L3a (22,7%), H1* (20,5%).[3][4].

Однако в совместных исследованиях Института общей генетики имени Вавилова, университета Южной Калифорнии и Стэндфордского университета, калашам посвящен отдельный параграф, в котором говорится, что их гены действительно уникальны и принадлежат к европейской группе.

Под натиском цивилизации постепенно разрушается традиционный образ жизни. Тем не менее до сих пор долины калашей представляют собой уникальный заповедник, сохраняющий одну из самых архаичных индоевропейских культур.

Источники:

http://cyrillitsa.ru/narody/119228-kalashi-chto-obshhego-u-samogo-zagadochnog.html
http://pikabu.ru/story/kalashi__svetloglazyie_i_svetlokozhie_lyudi_v_tsentre_azii_4116498
http://s30633708255.mirtesen.ru/blog/43603999451

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector