Какую проблему поднимает булгаков в собачьем сердце. Нравственная проблематика повести «Собачье сердце

Какую проблему поднимает булгаков в собачьем сердце. Нравственная проблематика повести «Собачье сердце

Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть «Собачье сердце» написана М. Булгаковым в 1925 году, её сюжет основан на принципах научной фантастики. Первоначальное название было «Собачье счастье. Чудовищная история». Впервые автор прочел своё произведение на Никитинском субботнике. Один из слушателей так оценил незаурядную дерзость повести: «Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происшедшему». Вскоре после этого в доме автора был произведен обыск, рукопись конфискована. Повесть не увидела свет при жизни автора, она была опубликована много позже.

«Собачье сердце» стало откликом Булгакова на культурную и социально-историческую ситуацию в советской России первой половины 20-х годов. Научный эксперимент, изображенный в повести, – картина пролетарской революции и её результатов. Булгаков поднимает многие вопросы: соотношение эволюции и революции, судьба интеллигенции, природа новой власти, но, кроме общеполитических тем, автора волнует проблема нравственности.

В «Собачьем сердце» сопоставлены разные слои общества: интеллигенция, которую олицетворяет автор эксперимента профессор Преображенский, и «новые» люди, рожденные революцией, представителем которых является Полиграф Шариков. Доктор Борменталь называет профессора Преображенского, чей скальпель «вызвал к жизни новую человеческую единицу», творцом, это слово имеет не только конкретно-бытовое значение, но и общекультурное.

Преображенский посягнул на роль создателя, Господа, пренебрег законами эволюции и «создал» человека, проведя чудовищный эксперимент. Все, что происходило в этот период в России, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент – грандиозный по масштабам и более чем опасный. Автор выражает свое отношение к этой ситуации: он не видит за Преображенским морального права принимать такую высокую роль!

Профессор – светило науки, он и впрямь сделал уникальную операцию, пересадив псу человеческий гипофиз, тем самым «очеловечив» его. Сам Преображенский, оценивая плоды своего опыта, считает его неудачным отнюдь не с научной, но с общечеловеческой и нравственной точек зрения, так как нарушены были естественные законы жизни. Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: «. у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!». Шариков стал воплощением всех «страшных черт . народа».

Думавший о совершенствовании общества, Преображенский признаёт своё фиаско, в конце концов, утверждая: «Можно привить гипофиз Спинозы или ещё какого-нибудь такого лешего и соорудить из собаки чрезвычайно высоко стоящее, но на какого дьявола, спрашивается? Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Доктор, человечество само заботится об этом и, в эволюционном порядке каждый год выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

Профессор видит недопустимость насильственного «переделывания», считая, что получившиеся субъекты несут опасность для социума, сея бездуховность, нравственную пустоту. Шариков стал опасностью, угрозой для культуры, неся то общественное явление, которое носит зловещее название «разруха». «Разруха не в клозетах, а в головах»,- восклицает Преображенский, высмеивая большевистский режим. Вот что бывает, когда власть получают субъекты, стоящие «на самой низшей ступени развития».

Читать еще:  Сценарии приветствие губернатора на казачьем празднике. Сценарий межрегионального фестиваля казачьей культуры Вольный Дон - Донковье — организация событий и отдыха

Приняв человеческий облик, Полиграф Полиграфович попадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии: ненавидит богатых, интеллигентных, образованных людей. Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. Булгаков провозглашает нравственную недопустимость подобных процессов в обществе, иначе оно обречено.

Профессор признаёт свою ошибку и все «возвращает на места». «Если бы кто-нибудь разложил меня здесь и выпорол, – я бы, клянусь, заплатил бы червонцев пять!»- говорит он.

Очень показательна юмористическая сцена с уголовной милицией, пришедшей в эпилоге повести по доносу Швондера разыскивать Шарикова. Профессор предъявляет пса как доказательство своей невиновности и поясняет: «То есть он говорил. Это еще не значит быть человеком. ». Это очень важные слова для понимания нравственного подтекста повести. Быть человеком – это не только бегать на двух ногах и говорить словами. Чтобы быть человеком, нужно иметь моральные убеждения, нужно знать, что такое хорошо и что такое плохо.

По мнению автора, в новом обществе к власти приходят рабы, власть они получили прежде культуры, образования, и результаты этой ошибки чудовищны. Человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в людях.

Человек не хозяин в этом мире, у него нет абсолютного знания: он движется ощупью. Нарушение законов, как природных, так и нравственных (умышленное или нет – все равно!), может привести человечество к катастрофе.

Нравственная проблематика по повести Собачье сердце (Булгаков Михайл)

В произведении “Собачье сердце” Булгаков поднимает не только вопросы революции и судьбу интеллигенции, но также нравственности. Вопросы добра и зла, преступления и наказания всегда волновали автора.

В повести “Собачье сердце” сопоставляются разные социальные слои. С одной стороны, интеллигенция в лице профессора Преображенского и доктора Борменталя. С другой стороны, “Новое общество” в лице Швондераи Щарикова, которого профессор в ходе эксперимента создао из собаки.

Профессор Перображенский умный, проницательный, высокоморальный и порядочный. Он выполняет свою работу хорошо. Люди уважают его за это.

Профессору удался очень опасный эксперимент: он пересадил гипофиз человека собаке Шарику. Преображенский шел к этому многие годы. В итоге он из доброгопса получил некультурное безнравственное человекоподобное существо с именем, которое придумало само – Полиграф Полиграфович Шариков.

Получив гипофиз от алкоголика с тремя судимостями Шариков перенял от него все привычки, мнения, лексикон.

В квартире профессора он ворует, плюет на пол, грызет семечки и бросает окурки на ковры. Идеалы стремления Шарикова убогие и примитивные. Он хочет сытой жизни и развлечений. Не испытывает нужды в театре. О театре отзывается следющим образом: “дуракаваляние. контрреволюция одна. “

Все попытки профессора перевоспитать оказываются неудачными. Еще хуже становится, когда Шариков понимает, что ему нравится “Новое общество”. После политического воспитания Швондера Шариков очень просто думает о построении будущего общества: “Взять все да и поделить, а то один в семи комнатах расселился, штанов у него 40 пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет”.

Возомнив себя представителем привилегированного класса, Полиграф к станку не пошел работать, а получил руководящую работу. После этого захотел жениться на моложенькой машинисточке, еще позже решил, что ему нужна собственная жилплощадь, так что профессору придется “уплотниться”. Одним словом,Шариков чувствовал себя хозяином жизни.

Читать еще:  Понятия «детская литература», «литературы для детей», «круг детского чтения». Детская литература и детское чтение Отличие детской литературы от круга чтения

Шариков становился социально опсным и агрессивным. Он опасен для интеллигенции, которую считает врагом новой власти. Зная о незащищенности интеллигенции, подлец строчит донос на профессора и угрожает ему револьвером. Все это могло привести к трагичному исходу.

Профессор Преображенский устает и решает провести обратную операцию и человекоподобное существо Шариков превращается в “милого пса” Шарика.

По убеждению профессора, революция оказала негативное воздействие на общественное сознание. К власти пришли люди, которые прежде не были образованы и кльтурны; хамство, тунеядство, воровство стало нормой,а не исключением. Воспитание человека – это длительный эволюцинный процесс.

Основная проблематика “Собачьего сердца”

Проблематика “Собачьего сердца” позволяет в полной мере исследовать суть творчества знаменитого советского писателя Михаила Булгакова. Повесть была написана в 1925 году. Почему она считается одним из ключевых произведений отечественной литературы начала XX века, попробуем разобраться вместе.

Дерзкая повесть

Проблематикой “Собачьего сердца” проникались все, кому на глаза попадалось это произведение. Его первоначальным названием было “Собачье сердце. Чудовищная история”. Но затем автор решил, что вторая часть только утяжеляет заголовок.

Первыми слушателями повести стали друзья и знакомые Булгакова, которые собрались на Никитинском субботнике. Повесть произвела большое впечатление. Все ее оживленно обсуждали, отмечая ее дерзость. Проблематика повести “Собачье сердце” стала одной из самых обсуждаемых тем на ближайшие месяцы среди столичного образованного общества. В результате слухи о ней дошли и до правоохранительных органов. В доме Булгакова провели обыск, рукопись конфисковали. Она так и не вышла в свет при его жизни, будучи опубликованной только в годы перестройки.

И это можно понять. Ведь проблематика “Собачьего сердца” отражала основные проблемы советского общества, которые проявились практически сразу после победы Октябрьской революции. Ведь, по сути, Булгаков сравнил власть с собакой, которая превращается в эгоистичного и мерзкого человека.

Ситуация в советской России

Анализируя проблематику “Собачьего сердца”, можно изучить, какой была культурная и историческая ситуация в России после прихода к власти большевиков. В повести отражены все беды, с которыми пришлось столкнуться советским людям в первой половине 20-х годов.

В центре повествования – научный эксперимент, который проводит профессор Преображенский. Он пересаживает собаке человеческий гипофиз. Результаты превосходят все ожидания. За несколько дней собака превращается в человека.

Это произведение стало откликом Булгакова на события, происходящие в стране. Научный эксперимент, который он изобразил, – яркая и точная картина пролетарской революции и ее последствий.

В повести автор ставит перед читателем много важных вопросов. Как революция соотносится с эволюцией, какова природа новой власти и будущее интеллигенции? Но Булгаков не ограничивается только общеполитическими темами. Его также волнует проблема старой и новой морали и нравственности. Ему важно выяснить, какая из них человечнее.

Противопоставление слоев общества

Проблематика повести “Собачье сердце” Булгакова во многом заключается в противопоставлении различных слоев общества, пропасть между которыми в те времена ощущалась особенно остро. Интеллигенцию олицетворяет профессор, светило науки Филипп Филиппович Преображенский. Представителем “нового” человека, рожденного революцией, является домоуправ Швондер, а позже и Шариков, влияние на которого оказывают речи его нового друга и пропагандистская коммунистическая литература.

Читать еще:  Что посмотреть в Лазаревском и окрестностях — список достопримечательностей. Развлечения в лазаревском

Помощник Преображенского, доктор Борменталь, называет того творцом, но сам автор явно придерживается другого мнения. Он не готов восхищаться профессором.

Законы эволюции

Основная претензия заключается в том, что Преображенский посягнул на основные законы эволюции, примерил на себя роль Бога. Он создает человека своими руками, проводя, по сути, чудовищный эксперимент. Тут Булгаков делает отсылку к своему первоначальному заголовку.

Стоит отметить, что именно как эксперимент Булгаков воспринимал все, что происходило тогда в стране. Причем эксперимент грандиозный по масштабам и в то же время опасный. Главное, в чем автор отказывает Преображенскому, – это в моральном праве творца. Ведь наделив доброго бездомного пса человеческими повадками, Преображенский сделал из Шарикова воплощение всего того ужасного, что было в людях. Имел ли профессор на это право? Этим вопросом можно охарактеризовать проблематику “Собачьего сердца” Булгакова.

Отсылки к фантастике

В повести Булгакова переплетается множество жанров. Но самыми очевидными являются отсылки к фантастике. Именно они составляют ключевую художественную особенность произведения. В результате реализм доводится до полнейшего абсурда.

Один из главных тезисов автора – невозможность насильного переустройства общества. Тем более такого кардинального. История показывает, что во многом он оказался прав. Ошибки, допущенные большевиками, сегодня составляют основу учебников истории, посвященных тому периоду.

Ставший человеком Шарик олицетворяет собой среднестатистического персонажа той эпохи. Главное в его жизни – классовая ненависть к врагам. То есть пролетарии на дух не переносят буржуа. Со временем эта ненависть распространяется на богатых, а затем и на образованных людей и обычных интеллигентов. Оказывается, что основа нового мира – это ненависть ко всему старому. Очевидно, что мир, основанный на ненависти, не имел будущего.

Рабы у власти

Булгаков пытается донести свою позицию – у власти оказались рабы. Именно об этом “Собачье сердце”. Проблематика состоит в том, что право управлять они получили прежде чем хотя бы минимальное образование и представление о культуре. В таких людях просыпаются самые темные инстинкты, как в Шарикове. Человечество оказывается перед ними бессильно.

Среди художественных особенностей этого произведения необходимо отметить многочисленные ассоциации и отсылки к отечественной и зарубежной классике. Ключ к произведению можно получить, если проанализировать экспозицию повести.

Элементы, которые мы встречаем в завязке “Собачьего сердца” (вьюга, зимняя стужа, бродячая собака), отсылают нас к поэме Блока “Двенадцать”.

Важную роль играет такая малозначительная деталь, как воротник. У Блока в воротнике прячет свой нос буржуй, а у Булгакова именно по воротнику бездомный пес определяет статус Преображенского, понимая, что перед ним – благодетель, а не голодный пролетарий.

В общем, можно сделать вывод, что “Собачье сердце” – выдающееся произведение Булгакова, которое играет ключевую роль как в его творчестве, так и во всей отечественной литературе. В первую очередь по идейному замыслу. Но высокой оценки достойны и его художественные особенности, и та проблематика, которая поднимается в повести.

Источники:

http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/bulgakov-m-a/sobache-serdtse/1603-nravstvennaya-problematika-povesti-m-a-bulgakova-sobache-serdtse
http://www.kritika24.ru/page.php?id=39592
http://fb.ru/article/323643/osnovnaya-problematika-sobachego-serdtsa

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии