Какие народные промыслы есть в татарстане. Презентация на тему: “Народные промыслы татар”

Какие народные промыслы есть в татарстане. Презентация на тему: “Народные промыслы татар”

Презентация на тему: “Народные промыслы татар”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народные промыслы Выполнила: воспитатель I категории Хакимзянова Лилия Габдрауфовна

История национальных костюмов татар Одежда – наиболее значимый атрибут той или иной нации. В средние века одного беглого взгляда на человека было достаточно, чтобы определить, кто он по нации, богат он или беден, женат или нет. Конечно, со временем одежда теряет свой национальный «окрас», однако по-прежнему остается одной из основных и жизненно-важных вещей в жизни человека. Традиционная одежда татар времен средневековья — распашные рубахи, женские платья, головные уборы, халаты, обувь – как у простых людей, так и у аристократов во многом совпадали. Родовые, племенные, социальные и клановые различия в одежде выражались в основном в стоимости используемых материалов, богатстве декора, и в количестве надеваемых предметов гардероба. Одежда, создававшаяся веками, была очень красива, и более чем нарядна. Это впечатление создавалось за счет отделки одежды дорогими мехами, традиционной вышивкой, украшенной бисером и люрексом, позументными лентами.

Стоит отметить, что большое влияние на традиционную одежду татар оказал, в первую очередь, кочевой образ жизни. Татарские умельцы придумывали и шили одежду так, чтобы она была удобна для езды на коне, была достаточно теплой в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом. Как правило, для шитья одежды использовали такие материалы как кожа, мех, тонкий войлок из верблюжьей, или бараньей шерсти, сукно, которые они сами же и изготовляли. Одним словом, в качестве материала использовалось все то, что постоянно было под рукой у людей, испокон веков занимающихся скотоводством.

Давайте посмотрим, как менялась одежда татарина с его рождения и в процессе врубашку надевали не раньше, чем через полгода. И уже только в возрасте 3–4 лет детей начинали одевать в одежду очень похожую на одежду взрослых. Детская одежда мальчиков и девочек была похожа. Не было «девчачьей» и «мальчишечьей» одежды, а различие полов проявлялось в украшениях и аксессуарах и цветах. Одежда девочек и женщин, как правило, была ярких тонов цветущей природы: красный, голубой, зеленый. Что же касается мальчиков, а также мужчин, – в их одежде в основном использовались черный и синий цвета. Девочки с трех лет и до самого замужества носили простые серебряные серьги и скромные гладкие колечки. В 15–16 же лет, то есть, достигнув брачного возраста, девушки в праздники надевали полный комплект серебряных украшений: серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца. Выйдя же замуж, скромный девичий убор заменялся многочисленными массивными перстнями, серьгами и поясными бляшками.

Читать еще:  Как настроить струны на гитаре новичку. Как настроить гитару новичку: практические советы

Период зрелости татарских мужчин и женщин отмечался не только максимальным набором украшений, но и изменениями в костюме. Менялся крой обуви, халатов, платьев, головных уборов. Женщины в возрасте 50–55 лет, как правило, снова надевали простые украшения, а свои дорогие украшения раздавали дочерям и молодым родственникам.

Традиционным головным убором у мужчин была тюбетейка (тубятай), представляющая собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (бурек), войлочные шляпы (тула эшляпа),ритуальные уборы (чалма). Наиболее ранний и широко распространенный тип тюбетейки кроился из четырех клиньев и имел полусферическую форму. Для сохранности формы и из гигиенических соображений (способ вентиляции) тюбетейку простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Использование при пошиве разнообразных тканей и приемов орнаментации давало возможность ремесленникам создавать бесконечное множество их вариаций. Яркие вышитые тюбетейки предназначались молодежи, а более скромные — старикам. Более поздний тип (кяляпуш) с плоским верхом и твердым околышем — первоначально получил распространение у городских казанских татар, вероят о, под влиянием турецко-исламских традиций (фяс).

Верхние головные уборы представляли собой круглые «татарские», конусообразной конструкции шапки, кроеные из 4-х клиньев с меховым околышем (камалы бурек), которые носили и русские, в частности в Казанской губернии. У горожан были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твердым околышем из черного каракуля (кара бурек), из серой бухарской мерлушки (данадар бурек). Головные уборы татарских женщин, кроме основного назначения еще и указывали семейное положение хозяйки. У замужних женщин они различались в разных племенах и кланах, а вот девичьи были однотипны. Незамужним девушкам принято было носить «такия» — маленькую шапочку из ткани, и «бурек» — шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра.

Национальной обувью татар считаются кожаные сапоги- ичиги. Именно их татары носили повсеместно и всесезонно. Для зимы это были высокие сапоги, с широким голенищем, для лета сапоги делали из сыромятной мягкой кожи с высокими каблуками и загнутым носком. Женская обувь украшалась вышивкой и аппликацией. Важным элементом в одежде татар был пояс. Для его украшения татары применяли широкие, декорированные серебряные и золотые пряжки. Пояс считался неотделимой вещью живого человека, символизирующей его связь с миром людей.

Ювелирные женские украшения — показатель материального достатка и общественного положения семьи. Как правило, украшения изготавливались из серебра, золотились и инкрустировались камнями. Предпочтение отдавалось коричневому сердолику и голубовато-зеленой бирюзе, наделявшейся магической силой. Часто использовали сиреневые аметисты, дымчатые топазы и горный хрусталь. Женщины носили кольца, перстни, браслеты разных видов, разнообразные застежки ворота «яка чылбыры», накосники. Еще в конце XIX века была обязательна нагрудная перевязь — синтез оберега и украшения. Украшения передавались в семье по наследству, постепенно дополняясь новыми вещами. Татарские ювелиры — «комешче» — работали обычно по индивидуальным заказам, что обусловило большое разнообразие дошедших до наших дней предметов. Традиционно татарка одновременно надевала несколько предметов — всевозможные цепочки с кулонами, часами, причем обязательно одна с подвешенной коранницей, дополнялись бусами и брошками.

Читать еще:  Белая гвардия в каком городе происходят события. Анализ произведения «Белая гвардия» (М

Традиционная одежда кочевников сохранялась до начала XX века. После завоевания московским княжеством татарских ханств, началось внедрение русской культуры. Пришла мода на круглые фетровые шапочки с плоским верхом – фески. Зажиточные татары носили феску, а более укороченную феску – тюбетейку, носили бедные слои населения. На сегодняшний день современные татары носят европейскую одежду. Правда, современные татарские фольклорные и самодеятельные ансамбли песни и пляски надевают европейскую одежду, смешанную с исламской одеждой XVIII в. и начала XIX века, на голову — тюбетейку и танцуют, пляшут, поют песни, убеждая людей, что они выступают в национальных татарских одеждах.

Золотые руки мастеров: народные промыслы татар

Интересуетесь ли вы историей, культурой и традициями татарского народа, нашего края? Знаете ли, как делалась традиционная татарская обувь – сапоги-ичиги и туфли-башмаки? Чем отличаются татарские лапти от русских? Почему у женского головного убора – калфака – разные размеры? Чтобы все это узнать, Вам необходимо побывать на нашей выставке «Унган халкымнын оста куллары: татар халык Һөнəрлəре» — «Золотые руки мастеров: народные промыслы татар».

На протяжении многих веков традиционными промыслами татар являются ювелирное искусство и золотное шитье, кожаная мозаика, тамбурная вышивка и закладное ткачество, деревообработка и валяльно-войлочн ый промысел. Благодаря традициям и сохранившимся изделиям, выполненным руками мастеров прошлого, получили развитие ремесла, известные своей оригинальностью и популярностью.

В Национальном музее РТ сохранилась одна из крупнейших коллекций изделий и инструментария татарских мастеров. Многие из них представляют традиционные промыслы, секреты мастерства которых передавались из поколения в поколение. Создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых веков, но и старался найти свое оригинальное решение.

В наши дни в Татарстане возрождаются лучшие традиции народных художественных промыслов. Сохраняя преемственность, народные мастера создают произведения искусства, соответствующие новым формам быта, широко используя при этом национальные орнаменты и традиционную технику.

На выставке можно увидеть раритеты ремесел и промыслов XIX-XX вв. и изделия современных мастеров. Среди них – картины на бархате, выполненные Луизой Фасхрутдиновой, изящные изделия мастеров по кожаной мозаике Софьи Кузьминых, Ильдуса Гайнутдинова, Наили Кумысниковой и других.

Создатели выставки надеются, что она будет интересна посетителю не только своим содержанием, но также интерактивными зонами. На выставке проводятся мастер-классы по золотошвейному делу, кожаной мозаике, резьбе по дереву, каллиграфии; музейные занятия «Мы за чаем не скучаем», «В гостях у печки»; интерактивные театрализованные экскурсии «Ожившая экспозиция».

Какие народные промыслы есть в татарстане. Презентация на тему: “Народные промыслы татар”

В последнее время на улицах Казани все чаще можно встретить молодых девушек, обутых в кожаные сапожки с различными яркими национальными орнаментами и украшающих свою одежду традиционными для татарского народа видами вышивок. Однако выделка сапог из кожи и вышивание – это далеко не единственные промыслы татар.

Читать еще:  Cочинение «Какую роль в комедии играет «немая сцена. Значение немой сцены в ревизоре Идейный смысл немой сцены в комедии ревизор

На протяжении многих веков традиционными промыслами татарского народа являются ювелирное искусство и золотное шитье, кожаная мозаика, тамбурная вышивка и закладное ткачество, деревообработка и валяльно-войлочный промысел. Благодаря традициям и сохранившимся изделиям, выполненным руками мастеров прошлого, получили развитие ремесла, известные своей оригинальностью и популярностью.

Стоит отметить, что сейчас эти ремесла возрождаются из небытия. Как рассказали нам в Национальном музее, где собственно, и работает выставка «Унган халкымнын оста куллары: татар халык Һөнəрлəре» — «Золотые руки мастеров: народные промыслы татар», зачастую к ним приходят мастера, чтобы ознакомиться с техникой, которая скоро в прямом смысле канет в лету. Это говорит о том, что в наши дни в республике все же пытаются сохранить преемственность, а народные мастера используют старинные технику и орнаменты на современный лад.

В водном разделе можно ознакомиться и с традициями в одежде соседствующих народов. Что характерно, несмотря на принадлежность к разным религиям, для всех народов Среднего Поволжья – татары, русские, чуваши, марийцы, мордовы, удмурты – характерны общие черты: длинные женские платья, оставляющие открытыми только кисти рук, и разнообразные головные уборы.

На выставке можно увидеть раритеты ремесел и промыслов XIX-XX вв. и изделия современных мастеров. Среди них – картины на бархате, выполненные Луизой Фасхрутдиновой, изящные изделия мастеров по кожаной мозаике Софьи Кузьминых, Ильдуса Гайнутдинова, Наили Кумысниковой и других.

Если говорить о всевозможных видах вышивок, то по большей части изображались либо традиционные для татар Поволжья орнаменты (геометрический и растительный, что связано с запретом в исламе изображений человека), либо суры из Корана, призванные оберегать дом и быть ежедневным напоминанием не столько принадлежности к определенной религии, сколько необходимости следовать заветам, ниспосланным в Коране.

Отдельного внимания заслуживает изготовление удобной, а главное, теплой зимней обуви – валенок. Сегодня этим на территории Татарстана занимается лишь Кукморский валяльно-войлочный комбинат, который представил коллекцию самых ярких и оригинальных валенок.

Что касается головных уборов, которые татары издревле любят украшать, то на выставке представлены экспонаты, которые отдают дань должного уважения долгой и плодотворной дружбе с турецким народом. Об этом говорит наличие на мужских тюбетеях на самой макушке кисточки. А в женской одежде гармонично сочетаются яркие цветные переливы, по которым можно было определить семейное положение обладательницы.

Особо хочется сказать и о небольшой инсталляции татарской деревенской избы, обязательным атрибутом которой является наличие на стене суры из Корана и печи, на которой, в отличие от русского народа, татары не лежали, а использовали лишь для приготовления пищи. А традиционные нары не только украшены хозяйственными рукодельницами, но и по мановению руки трансформируются в сидячие места.

Источники:

http://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-narodnie-promisli-tatar-3267527.html
http://tatmuseum.ru/zolotye-ruki-masterov-narodnye-promy/
http://islam-today.ru/islam_v_rossii/tatarstan/vtoroe-dyhanie-tradicii/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии