Какие народности относятся к финно угорской группе. Связь между финно —уграми и русскими

Какие народности относятся к финно угорской группе. Связь между финно —уграми и русскими

Финно-угорские народы: история и культура. Финно-угорские языки

Среди проживающих сегодня на планете есть немало уникальных, самобытных и даже немного загадочных народов и народностей. К таким, несомненно, можно отнести и финно-угорские народы, которые считаются самой крупной этноязыковой общностью в Европе. В нее входит 24 народа. 17 из них проживают на территории РФ.

Состав этноса

Все многочисленные финно-угорские народы делятся исследователями на несколько погрупп:

  • Прибалтийско-финская, костяк которой составляют довольно многочисленные финны и эстонцы, образовавшие собственные государства. Сюда же относятся сету, ингерманландцы, квены, выру, карелы, ижорцы, вепсы, водь и ливы.
  • Саамская (лопарская), в которую входят жители Скандинавии и Кольского полуострова.
  • Волжско-финская, включающая в себя марийцев и мордву. Последние, в свою очередь, делятся на мокшу и эрзю.
  • Пермская, в состав которой входят коми, коми-пермяки, коми-зыряне, коми-ижемцы, коми-язьвинцы, бесермяне и удмурты.
  • Угорская. К ней относятся разделенные между собой сотнями километров венгры, ханты и манси.

Исчезнувшие племена

Среди современных финно-угров есть и многочисленные народы, и совсем маленькие группы – менее 100 человек. Есть и такие, память о которых сохранилась только в древних летописных источниках. К исчезнувшим, например, относятся меря, чудь и мурома.

Меряне строили свои поселения между Волгой и Окой еще за несколько сотен лет до н.э. По предположению некоторых историков впоследствии этот народ ассимилировался с восточнославянскими племенами и стал прародителем марийской народности.

Еще более древним народом являлся мурома, проживавший в бассейне Оки.

Что касается чуди, то эта народность обитала вдоль Онеги и Северной Двины. Существует предположение, что это были древнефинские племена, от которых произошли современные эстонцы.

Регионы расселения

Финно-угорская группа народов сегодня сосредоточена в на северо-западе Европы: от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, Западносибирской равнины в нижнем и среднем течении Тобола.

Единственный народ, который образовал свое государство на значительном удалении от собратьев – венгры, проживающие в бассейне Дуная в районе Карпатских гор.

Наиболее многочисленный финно-угорский народ в России – карелы. Помимо Республики Карелия, многие из них живут в Мурманской, Архангельской, Тверской и Ленинградской областях страны.

Большая часть мордвы проживают в Республике Мордва, но немало их расселилось и в соседних республиках и областях страны.

В этих же регионах, а также в Удмуртии, Нижегородской, Пермской и других областях тоже можно встретить финно-угорские народы, особенно немало здесь марийцев. Хотя основной их костяк проживает в Республике Марий Эл.

Республика Коми, а также близлежащие области и автономные округа – место постоянного жительства народности коми, а в Коми-Пермяцком АО и Пермской области проживают из ближайшие «родственники» – коми-пермяки.

Более трети населения Удмуртской Республики составляют этнические удмурты. Кроме этого, небольшие сообщества во многих ближайших регионах.

Что касается хантов и манси, то их основная часть проживает в Ханты-Мансийском АО. Кроме того, большие общины хантов живут в Ямало-Ненецком АО и Томской области.

Тип внешности

Среди предков финно-угров были как древнеевропейские, так и древнеазиатские племенные сообщества, поэтому во внешности современных представителей можно наблюдать черты, присущие и монголоидной, и европеоидной расам.

Общими чертами к отличительным признакам представителей данного этноса относят средний рост, очень светлые волосы, широкоскулое лицо со вздернутым кверху носом.

При этом в каждой народности возможны свои «вариации». Например, мордвины-эрзя имеют рост гораздо выше среднего, но при этом являются ярко выраженными голубоглазыми блондинами. А вот мордвины-мокша, наоборот, низкорослые, и цвет волос у них более темный.

Удмурты и марийцы – обладатели «монгольского типа» глаз, что роднит их с монголоидной расой. Но при этом подавляющее большинство представителей народности – светловолосые и светлоглазые. Схожие черты лица встречаются также у многих ижорцев, карелов, води, эстонцев.

А вот коми могут быть как темноволосыми обладателями раскосых глаз, так и светловолосыми с ярко выраженными европеоидными чертами.

Количественный состав

Всего в мире проживает около 25 миллионов человек, относящихся к финно-уграм. Наиболее многочисленные из них – венгры, которых насчитывается более 15 млн. Финнов – почти в три раза меньше – около 6 млн., а численность эстонцев – немногим больше миллиона.

Численность остальных народностей не превышает миллиона: мордва – 843 тыс.; удмурты – 637 тыс.; марийцы – 614 тыс.; ингерманландцы – чуть более 30 тыс.; квены – около 60 тыс.; выру – 74 тыс.; сету – порядка 10 тыс. и т.д.

Самыми малочисленными народностями являются ливы, численность которых не превышает 400 человек, и водь, община которых состоит из 100 представителей.

Экскурс в историю финно-угров

О происхождении и древней истории народов, относящихся к финно-угорским, существует несколько версий. Наиболее популярной из них является та, что предполагает наличие группы людей, говоривших на так называемом финно-угорском праязыке, и примерно до III тыс. до рождества Христова сохранявшей единство. Эта финно-угорская группа народов проживала в районе Урала и западного Приуралья. В те времена предки финно-угров поддерживали связь с индо-иранцами, о чем свидетельствуют всевозможные мифы и языки.

Позднее единое сообщество распалось на угорское и финно-пермское. Из второй впоследствии выделились прибалтийско-финская, волжско-финская и пермская языковые подгруппы. Разделение и обособление продолжалось вплоть до первых веков нашей эры.

Родиной предков финно-угров ученые считают регион, находящийся на границе Европы с Азией в междуречье Волги и Камы, Приуралье. При этом поселения находились на значительном удалении друг от друга, что, возможно, и явилось причиной того, что они не создали своего единого государства.

Основными занятиями племен были земледелие, охота и рыболовство. Наиболее ранние упоминания о них встречаются в документах времен Хазарского каганата.

На протяжении многих лет финно-угорские племена выплачивали дань булгарским ханам, входили в состав Казанского ханства и Руси.

В XVI-XVIII века на территория финно-угорских племен начала заселяться тысячами переселенцев с различных регионов Руси. Хозяева зачастую сопротивлялись такому нашествию и не желали признавать власть русских правителей. Особенно яростно сопротивлялись марийцы.

Однако, несмотря на сопротивление, постепенно традиции, обычаи и язык «пришельцев» стали вытеснять местную речь и верования. Ассимиляция усилилась в ходе последующей миграции, когда финно-угры стали переезжать в различные регионы России.

Финно-угорские языки

Изначально существовал единый финно-угорский язык. По мере того, как группа делилась и различные племена расселялись все дальше друг от друга, он видоизменялся, распадался на отдельные наречия и самостоятельные языки.

До настоящего времени финно-угорские языки удалось сохранить как крупным народам (финны, венгры, эстонцы), так и небольшим этническим группам (ханты, манси, удмурты и т.д.). Так, в начальных классах ряда российских школ, где обучаются представители финно-угорских народов, изучают саамский, хантыйский и мансийский языки.

Коми, марийцы, удмурты, мордва также могут изучать языки своих предков, начиная со средних классов.

Другие народы, говорящие на финно-угорских языках, могут также разговаривать на диалектах, схожих с основными языками группы, в которую входят. Например, бессермяне общаются на одном из наречий удмуртского языка, ингерманландцы – на восточном диалекте финского, квены говорят на финском, норвежском или саамском языках.

В настоящее время общих слов во всех языках народов, относящихся к финно-уграм, едва наберется около тысячи. Так, «родственную» связь различных народов можно проследить в слове «дом», которое у финнов звучит, как koti, у эстонцев – kodu. Схожее звучание у «куду» (морд.) и «кудо» (марийск.).

Читать еще:  Поющий принц 4 сезон 6 серия. Аниме Поющий принц: Волшебная любовь (2016) смотреть онлайн

Живя рядом с другими племенами и народами, финно-угры перенимали от них культуру и язык, но и щедро делились своими. Например, в «богатый и могучий» вошли такие финно-угорские слова, как «тундра», «килька», «салака» и даже «пельмени».

Финно-угорская культура

Памятники культуры финно-угорских народов в виде поселений, захоронений, предметов быта и украшений археологи находят на всей территории обитания этноса. Большая часть памятников относится к началу нашей эры и раннему средневековью. Многие народы сумели сохранить свои культуру, традиции и обычаи вплоть до сегодняшнего дня.

Чаще всего они проявляются в различных обрядах (свадьбы, народные праздники и т.д.), танцах, одежде и обустройстве быта.

Литература

Финно-угорская литература историками и исследователями условно разделяется на три группы:

  • Западная, в которую входят произведения венгерских, финских, эстонских писателей и поэтов. Эта литература, на которую оказывали влияние литературы европейских народов, имеет самую богатую историю.
  • Российская, становление которой начинается с XVIII века. К ней относятся произведения авторов коми, марийцев, мордвы, удмуртов.
  • Северная. Самая молодая группа, получившая развитие лишь около века назад. К ней относятся произведения мансийских, ненецких, хантыйских авторов.

При этом у всех представителей этноса богатое наследие имеет устное народное творчество. У каждой народности есть многочисленные былины и легенды о героях прошлого. Одним из наиболее знаменитых произведений народного эпоса является «Калевала», повествующая о жизни, верованиях и обычаях предков.

Религиозные предпочтения

Большинство народов, относящихся к финно-уграм, исповедуют православие. Финны, эстонцы и западные саамы придерживаются лютеранской веры, а венгры – католической. При этом в обрядах, большей частью свадебных, сохранены древнии традиции.

А вот удмурты и марийцы в некоторых местах до сих пор сохраняют свою древнюю религию, также, как и самодийские и некоторые народы Сибири поклоняются своим богам и исповедуют шаманизм.

Особенности национальной кухни

В древности главным продуктом питания финно-угорских племен была рыба, которую жарили, варили, вялили и даже употребляли в пищу сырой. При этом для каждого вида рыбы был свой собственный способ приготовления.

Использовали в пищу и мясо лесных птиц и мелких зверьков, пойманных в силки. Наиболее популярными овощами были репа и редька. Пищу обильно приправляли пряностями, такими, как хрен, лук, борщевик и т.д.

Из ячменя и пшеницы финно-угорские народы готовили каши, кисели. Их же использовали и для наполнения домашних колбас.

Современная кухня финно-угров, испытавшая сильное влияние соседних народов, почти не имеет особенных традиционных черт. Но почти у каждого народа есть хотя бы одно традиционное или ритуальное блюдо, рецепт которого был донесен до наших дней практически в неизменном виде.

Отличительной особенностью кулинарии финно-угорских народов является то, что в пищеприготовлении предпочтение отдается продуктам, выращиваемым в месте проживания народности. А вот привозные ингредиенты используются лишь в самом минимальном количестве.

Сохранять и приумножать

С целью сохранения культурного наследия финно-угорских народов и передачи традиций и обычаев предков будущим поколениям повсеместно создаются всевозможные центры и организации.

Большое внимание этому уделяется и в РФ. Одной из таких организаций является некоммерческая ассоциация Поволжский центр финно-угорских народов, созданный 11 лет назад (28 апреля 2006 года).

В рамках своей работы центр не только помогает большим и малым финно-угорским народностям не утратить свою историю, но и знакомит с ней другие народы России, способствуя укреплению взаимопонимания и дружбы между ними.

Известные представители

Как и в каждом народе, есть у финно-угров и свои герои. Известный представитель финно-угорского народа – няня великого русского поэта – Арина Родионовна, которая была родом из ингерманландской деревни Лампово.

Также финно-уграми являются такие исторические и современные личности, как патриарх Никон и протопоп Аввакум (оба были мордвинами), физиолог В. М. Бехтерев (удмурт), композитор А. Я. Эшпай (мариец), спортсменка Р. Сметанина (коми) и многие другие.

Как балтские и угро-финские этносы повлияли на русских и где сейчас больше всего их потомков

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Многоэтническое происхождение русского народа

Ни один из народов не сохранился в качестве первозданной этнической группы. В период активного расселения славяне ассимилировались с другими племенами и общинами, частично перенимали их культуру и язык. О происхождении и развитии русской национальности ученые спорят на протяжении столетий, поскольку проследить точную историю отдельно взятого древнего этноса практически невозможно. На проблему этногенеза великороссов существует несколько взглядов. Историк Николай Полевой утверждал, что русский народ имеет исключительно славянские корни, как по генетике, так и по культуре, а финно-угорские племена не оказали существенного влияния на его формирование.

Польский этнограф Духинский был приверженцем теории тюркского и финно-угорского происхождения русских. Славяне, по его мнению, сыграли только лингвистическую (языковую) роль в формировании этногенеза русского народа.

Некоторые исследователи уверены, что древние скифы пусть и не являлись прямыми предками русских, но длительным географическим соседством со славянами внесли свою лепту в развитие русской народности. Такого мнения придерживался российский археолог Борис Рыбаков.

Золотой серединой в массиве гипотез можно считать точку зрения Ломоносова, которую впоследствии развил писатель и педагог Константин Ушинский. По мнению ученых, русский этнос — это результат взаимного влияния славян и финно-угров. Чудь, меря и другие древние финно-угорские племена постепенно ассимилировались славянами, но привнесли в их культуру свой автохтонный опыт и передали уникальные методы хозяйствования в сложных условиях Русского Севера.

Славяне и финно-угры: кто появился раньше на русской земле?

До сих пор нет единого мнения о происхождении славян, как и нет точных сведений о месте возникновения финно-угорской этногруппы. Но можно точно утверждать, что на момент прихода славян на территорию современной России, финно-угры там уже были и занимали основную часть земель. Наряду с балтами, которые проживали в западной части междуречья Оки и Волги, финно-угры составляли коренное население русской земли.

Большинство исследователей, в том числе российский филолог М.Кастрен, утверждают, что финно-угорская этногруппа зародилась на границе Европы и Азии, отделившись от прауральской общности предположительно в VI-V тыс. до н.э.. К IV-III тысячелетию до н.э. они заняли не только русские земли, но и распространились в Европу. Существует мнение, что расселение финно-угров на Запад было вызвано оттеснением со стороны завоевателей.

Колонизация славян

С V в. н.э. славяне принимают активное участие в Великом переселении народов, буквально перекраивая этническую карту Европы. До IX века колонизация имела скачкообразный характер. Отдельные группы славян отделялись от основного массива и проживали изолированно.

На территорию нынешней России славяне пришли через земли современных Белоруссии и Украины. С земель Псковщины, Смоленщины, Новгородчины, Брянщины, районов Курска и Липецка славянские племена стали двигаться на Восток, заселяя земли, где издревле жили финно-угорцы (например, нынешнюю Рязань, Подмосковье и т.д.).

Северо-Восточная часть Руси была привлекательна для славян по ряду причин. Во-первых, оптимальные климатические условия обеспечивали стабильную базу для сельского хозяйства. Во-вторых, на этих землях добывалась пушнина, игравшая роль главного прибавочного продукта.

Читать еще:  Как нарисовать трансформера карандашом поэтапно для детей. Как нарисовать трансформера карандашом поэтапно

Колонизация носила в основном мирный характер и продолжалась вплоть до позднего Средневековья.

Согласно летописям, с XII века происходила ассимиляция угро-финских этносов. Для летописцев они уже не самостоятельные племена, а часть русского народа. На самом деле племенная структура сохранялась, но отошла на второй план.

Язык как важный признак славянского этноса

По мнению некоторых этнографов, русские — это славянизированные финно-угры, которые растворились в культуре колонизаторов и приняли от них славянский язык. Если эта теория подвергается критике и имеет множество противоречий, то восточнославянское происхождение русского языка не вызывает никаких сомнений.

Это самый распространенный славянский язык, на котором говорит самая большая часть славянского населения во всем мире. В свою очередь восточнославянский язык произошли от индоевропейского праязыка, в частности от его балто-славянской ветви.

В XIV-XVII вв. русский язык окончательно выделяется из восточнославянской группы и начинает дополняться различными диалектами, в том числе «акающим» говором, свойственным для жителей верхней и средней Оки.

Древнерусский язык развивался не без влияния финно-угров. От них русской лексике достались названия рыб — семга, килька, корюшка, камбала, навага. Слова «тундра», «пихта», «тайга», а также названия городов Охта, Ухта, Вологда, Кострома, Рязань также пришли в русский язык от финно-угров. Есть мнение, что даже «Москва» — это ни что иное, как марийское «маска» (то есть медведь).

Что говорит генетика и антропология

Славяне — это этноязыковая общность и чисто лингвистическое понятие. Поэтому формулировки «славянская кровь» или «славянские гены» считаются антинаучными и бессмысленными.

Все современные славянские народы сохранили свои дославянские субстраты, которые определяются антропологическими признаками, в том числе формой черепа. То есть с кем смешивались славянские колонизаторы, черты того народа они и вбирали в себя. Например, черепа современных славян-белорусов идентичны черепам балтов, черепа значительной части украинцев — черепам сарматов, а русские Залесья (часть Московской области) имеют антропологические признаки финно-угров Оки.

Российский историк и специалист по Древней Руси И.Н. Данилевский отрицает наличие «чисто славянской антропологии» и утверждает, что даже если она и существовала, то со временем растворилась в среде автохтонов, которые были ассимилированы славянами (финно-угров, балтов и т.д.). В свою очередь, финно-угры, несмотря на «растворение» среди славян, сохранили свои типичные антропологические признаки — голубые глаза, светлые волосы и широкое лицо с выраженными скулами.

Этническая ассимиляция, происходившая в том числе и в результате смешанных браков славян и финно-угров, проявлялась не только в культурном, но и в антропологическом аспекте. Последующие поколения русских отличались от других восточнославянских народов более выпуклыми скулами и угловатыми чертами лица, что косвенно, но все же можно отнести к влиянию финно-угорского субстрата.

Что касается генетики, то общепринятым маркером, позволяющим определить происхождение человеческих популяций, являются Y-хромосомные гаплогруппы, передающиеся по мужской линии. У всех народов свои наборы гаплогрупп, которые могут быть схожи между собой.

В начале XXI века российские и эстонские ученые исследовали русский генофонд. В результате было выявлено, что коренное население Южно-Центральной России имеет генетическое родство с другими славяноязычными народами (белорусы и украинцы), а жители Севера близки к финно-угорскому субстрату. При этом типичного для коренных азиатов (монголо-татар) набора гаплогрупп не было обнаружено в достаточной степени ни в одной из частей русского генофонда (ни в северной, ни в южной). Таким образом, поговорка «Поскреби русского — найдешь татарина» не имеет под собой оснований, а вот прямое влияние угро-финнов на формирование русского этногенеза доказано генетически.

Распределение разных народов на территории современной России

Согласно переписи населения, в России до сих пор живут значительные по численности финно-угорские группы: мордва, удмурты, марийцы, коми-зыряне, коми-пермяки, ижорцы, водь и карелы. Число представителей каждого народа варьируется от 90 до 840 тыс. человек. Генофонд этих племен не «обрусел» до конца, поэтому среди коренного населения можно встретить жителей с разными внешними данными, свойственными определенным этническим группам.

Отдельные племена финно-угров буквально «растворились» в веках и не оставили никаких следов, но по упоминаниям в летописях можно отследить их местоположение на территории Древнерусского государства. Так, таинственный народ чудь, в состав которого входили племена водь, ижора, весь, сумь, емь и др.) населяли преимущественно северо-западную часть современной Ленинградской области. В Ростове жили меря, а в Муромской области — мурома и черемисы.

Также исторически доказано проживание балтского племени голядь в верховьях Оки (на территории Калуги, Орла, Тулы и Московской области). В I тысячелетии н.э. западные балты были славянизированы, но все теории об их существенном влиянии на русский этногенез не имеют под собой достаточных оснований.

Также далеко не всё просто с татарами, и очень большой ошибкой будет всех их назвать одним народом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Что объединяет финно-угорские народы?

В последнее воскресенье октября отмечается День родственных финно-угорских народов. Их родство прослеживается прежде всего в языках, что существенно влияет на формирование мышления и мировоззрения этих народов. Своеобразная психология финно-угров обогащает общечеловеческую культуру уникальным видением мира. Так, в отличие от индоевропейцев представители финно-угорских народов с исключительным уважением относятся к природе. Другая характерная черта финно-угров – открытость к этнокультурному обмену. Они поддерживают культурные контакты со всеми, кто их окружает, предпочитают не воевать, а мирно приспособиться к соседям или мигрировать, сохраняя свою самобытность. На ваш взгляд, сохраняется ли такая общность финно-угорских народов в наши дни?

Галина Габушева, министр национальной политики Республики Коми:

– Взаимосвязь между родственными народами, конечно, должна сохраняться. Самобытность народов, их традиции, языки – это неотъемлемая часть мирового культурного многообразия. Общие языковые корни вкупе с историческими и культурными особенностями финно-угров позволяют говорить об определенной общности, которая мирно сосуществует с общностями других народов уже на протяжении многих веков. А иначе и не может быть.

Дмитрий Шатохин, член Совета Федерации РФ:

– На мой взгляд, все меньше и меньше. Еще лет 10-15 назад чаще слышал о работе молодежных движений финно-угорских народов, и межрегиональное общение было почаще. Теперь регионы, народности больше сами по себе.

Елена Иванова, директор Финно-угорского культурного этнопарка:

– Однозначно сохраняется. Даже на примере кухни. Все желающие могли убедиться в этом на недавно прошедшем у нас «ШаньгаФесте». Фестиваль показал, насколько схожи наши гастрономические традиции и по сей день.

Алексей Рассыхаев, руководитель Сыктывкарского представительства МОД «Коми войтыр»:

– С конца 1980-х годов была вторая попытка (первая – после Октябрьской революции 1917 года) объединить финно-угорские народы и наладить взаимодействие. В сфере науки, культуры и образования были существенные продвижения. Именно в этот период начали проводить различные всероссийские фестивали и конкурсы, конгрессы финно-угорских народов, конгрессы писателей, всероссийские научные мероприятия (конгрессы финно-угроведов начались раньше). Финно-угорский мир, на мой взгляд, существует, хотя связи держатся лишь на отдельных активистах.

Игорь Жеребцов, директор Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, доктор исторических наук:

– В наши дни все хотят мирно жить, а не воевать, причем жить в своей собственной природной и этнокультурной среде. В этом отношении мы ничем не отличаемся от других народов. Наша самобытность в том, что мы никому не навязываем свой образ жизни, но и не хотим, чтобы нам кто-то навязывал чужое. Общность финно-угров, безусловно, есть. Но пока она существует в основном либо в генетической и языковой памяти, либо (для чиновников) на бумаге. Для простого же человека и гражданина такая общность должна иметь более зримые и ощутимые черты. Благодаря, например, образованию, культуре, науке, целенаправленному патриотическому воспитанию, наконец. Иначе наш с вами потомок превратится в человека, полагающего, что он коми, финно-угр, русский, японец, американец, хоббит или кто угодно еще, лишь потому, что услышал об этом по телевидению. Давайте сделаем все для того, чтобы напомнить всем и самим себе в первую очередь, кем мы были вчера, кто мы есть сегодня и кем мы хотим быть завтра. Иначе придут другие, которые постараются научить нас совсем другому.

Читать еще:  Хронологическая таблица биографии алексея толстого. Основные даты жизни и творчества а

Елена Козлова, председатель Союза писателей Коми:

– Очень точная характеристика финно-угорских народов дана уже в постановке вопроса. Остается только подтвердить это. Была на многих конгрессах, конференциях, в том числе и писательских, и могу отметить большой интерес всех к культуре и языкам родственных народов, желание больше узнать друг о друге. И еще хочется отметить искреннюю доброжелательность этих встреч, даже, можно сказать, радость общения. Это тоже говорит о дружелюбном менталитете финно-угорских народов.

Мария Кузьбожева, член исполкома МОД «Коми войтыр»:

– Да, сохраняется. Я бы еще к объединяющим финно-угорские народы характеристикам добавила удивительную способность соединять в своих культурах языческое и православное мировосприятие. Две веры не враждуют, а дополняют друг друга, и это удивительный феномен! Обожествление природы, совершение традиционных обрядов, связанных с духами природы, с духами предков, – это вполне современное поведение многих удмуртов, мари, эрзя и мокша, да и коми тоже. Правда, у коми не принято проводить какие-то массовые языческие ритуалы, но внутри у нас, у коми, обращение к силам природы как к одушевленным субстанциям при разных жизненных ситуациях – это норма. По себе сужу, по своим родственникам и знакомым. При этом мы все православные.

Христина Александрова, поэт, журналист газеты «Ямде лий» (Марий Эл):

– Сохраняется. Я по национальности марийка. Поэтому могу отметить, что марийцы и сейчас относятся к природе с уважением, язычники молятся в рощах. В Республике Марий Эл также проживают татары, удмурты, чуваши, русские. С ними тоже живут дружно, совместно проводят праздники, концерты. С уважением относятся к культуре соседей.

Валерий Марков, член Совета Федерации РФ:

– Финно-угры представляют собой небольшую группу людей в большой семье, которой является человечество. В мире их насчитывается около 25 миллионов. Они объединены прежде всего принадлежностью к одной языковой семье, а также определенной общностью черт традиционной культуры и быта. Финно-угорские народы внесли большой вклад в развитие человеческой цивилизации. К примеру, глубокое понимание природы, являющееся их духовным наследием, давно стало достоянием мировой культуры. Культурное многообразие – ценный общественный ресурс. В нашей стране уделяется самое серьезное внимание развитию национальных культур. В России проживает 193 народа, 13 из них относятся к финно-угорской группе. Все они совместно с другими народами России активно участвовали в истории строительства Российского государства. Буквально на днях об этом в своем интервью напомнил президент Владимир Путин.

Финно-угорский мир подарил России множество выдающихся деятелей в самых разных сферах: патриарха Никона, социолога Питирима Сорокина, скульптора Степана Эрьзю, композитора Андрея Эшпая, поэтов Ивана Куратова и Кузебая Герда, олимпийских чемпионов лыжников Галину Кулакову, Раису Сметанину, Василия Рочева, гимнаста Алексея Немова. И это далеко не полный перечень. Надеюсь, что список будет продолжен следующими поколениями.

Не думаю, что базовые ценности финно-угров сильно изменились, хотя ассимиляция, безусловно, повлияла на культуру всех этносов. У коми-ижемца и устьцилема, возможно, больше общих черт в восприятии природы, чем у коми и венгров. Финно-угры разбросаны по разным странам мира, и вместе с тем они не утратили стремления узнать историю, культуру своих родственных по языку народов. В определенной степени это привело к проведению Всемирных конгрессов финно-угорских народов. И все это способствует расширению взаимовыгодного международного сотрудничества, укреплению понимания и доверия между гражданами различных стран.

Алексей Арзамасов, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН (Ижевск):

– Реальность такова, что финно-угорский мир на современном этапе существования все больше кажется фикцией, миражом. Такое ощущения, что взаимный интерес у финно-угорских народов ослабевает. Причин у этого явления много. Настоящее культурное сотрудничество, на мой взгляд, в рамках финно-угорского мира имело место в 1990-е – начале 2000-х. Сейчас же оно затухает.

Лилия Чупрына, заведующая отделом этнокультурного развития филиала ГРДНТ имени В.Д.Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации»:

– Хочу отметить, что, осуществляя разноформатное взаимодействие с различными учреждениями и общественными организациями регионов России, где проживают финно-угорские и самодийские народы, мы с уверенностью можем сказать, что общность, взаимоуважение, особенное отношение ко всему окружающему, стремление к взаимодействию характерны для финно-угорских народов. Взаимодействие всегда было и есть. И чувство общности – оно есть, оно внутри нас, и это видно, когда люди встречаются, общаются, налаживают новые контакты. Отмечу также, что финно-угорские народы всегда соседствовали и тесно взаимодействуют в настоящее время с представителями других народов нашей огромной страны, перенимая друг у друга все хорошее. И это общение обогащает всех нас, позволяет понять их особенности традиций, культуру, при этом сохраняя все самое ценное у себя и передавая будущему поколению.

Ольга Кузиванова, директор Центра «Наследие» имени Питирима Сорокина:

– Современные финно-угорские народы, несмотря на лингвистическое родство, подчас очень далеки друг от друга даже географически. Конечно, финно-угорские народы России более близки по схожести исторической судьбы, да и географически можно выделить районы традиционного проживания этих народов. Финно-угры имеют особенную связь с местностью, где проживают, хорошо знают родные леса и реки. В условиях постоянного сосуществования с миром природы у них выработалась особая этноэтика, которая сохраняется в мифах и преданиях. Сегодня культурологи с большим интересом рассматривают этот феномен. В традиции финно-угорских народов считалось, что жить надо тихо, незаметно, не оставляя следов, не разрушая окружающую среду, что вообще-то очень противоречит современным разрушительным практикам взаимодействия с природой. Противоречит это и воспитательным идеям, что молодежь с малых лет должна стремиться к лидерству. По меркам коми, мордвы, мари, удмуртов, надо жить мирно и в согласии с окружающей природой и людьми.

Вклад финно-угорских народов в развитие русского народа и культуры огромен, вместе с русскими финно-угры создавали огромное государство, разделили общую историческую судьбу. И, может, сейчас, когда наше государство ищет национальную идею, особенное традиционное мировоззрение финно-угорских народов, сохранивших древнюю народную мудрость, поможет отыскать нравственные приоритеты общественного развития. В культуре народов, сохранивших традиционную культуру, сокрыт настоящий кладезь мудрости и стремления к познанию истины и справедливости.

Подготовил Артур АРТЕЕВ

Источники:

http://www.syl.ru/article/307636/finno-ugorskie-narodyi-istoriya-i-kultura-finno-ugorskie-yazyiki
http://kulturologia.ru/blogs/230919/44228/
http://respublika11.ru/2018/10/24/chto-obedinyaet-finno-ugorskie-narodyi/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии