Какие качества ценит толстой. Cочинение «Внутренняя красота человека в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”

Какие качества ценит толстой. Cочинение «Внутренняя красота человека в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”

Cочинение «Внутренняя красота человека в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”»

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» – сложное философское произведение. Автор в произведении затрагивает следующие основные темы: устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. С философско-нравственной проблемой истинного и ложного связана тема внутренней красоты человека.

По мнению Толстого, человека делает прекрасным не природа, а он сам, его душевные усилия, духовная работа. В этом отношении Наташа Ростова – героиня, воплощающая лучшие начала человеческой природы: способность любить, сопереживать, сострадать. Однажды Наташа застала Соню в слезах и совершенно преобразилась, забыв о своих именинах, о своей радости, приняв полностью на себя «горе» подруги: «… распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала». Так же чутко, «всем существом» Наташа реагирует на огромный проигрыш брата. Когда Николай вернулся домой, Наташа мгновенно заметила его состояние. Она поет для него и этим спасает от страшных мыслей о самоубийстве.

Наташа талантлива во всем: в пении, в танце, в общении с людьми. Но главный ее талант – движения любящей души. Когда Ростовых постигает страшное несчастье – гибель младшего в семье Пети, Наташа, словно вся растворившись в страданиях матери, старается «как-нибудь снять с нее на себя излишек сдавившего ее горя». Наташа не отходила от больной матери, не спала, почти не ела, и своей самоотверженной любовью сохранила ей разум.

Любимая героиня Толстого покоряет окружающих своей «прелестью», но эта «прелесть» прежде всего духовная. Наташа становится прекрасной тогда, когда ее внешняя привлекательность исчезает. Смертельно раненный князь Андрей видит только ее глаза: «Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». В этом плане показателен эпизод, в котором Наташа требует, чтобы с подвод сняли ее приданое: ковры, хрусталь, ткани и т.д. Девушка хочет, чтобы из Москвы вывозили раненых людей, которым необходима помощь. В этот момент Наташа снова прекрасна именно потому, что испытывает сильные движения души. Она не входит, а «врывается в комнату» «с изуродованным злобой лицом, как буря…» Толстой намеренно обращает внимание на внешнюю непривлекательность, чтобы усилить впечатление от внутренней красоты поступка. Героиня чувствует успокоение, когда служит, помогает другим. Ее красота – от внутреннего огня любви.Толстой не делает своих любимых героев идеальными. Они ошибаются, испытывают соблазны, но способны к самоанализу, к строгому нравственному суду. Именно такие люди обнаруживают душевную тонкость, чуткость, духовное богатство. Брат Наташи Николай Ростов тоже имеет доброе сердце, способен к пониманию и участию. Однажды мать сообщила ему, что у нее есть вексель Анны Михайловны, ее подруги, на две тысячи, и спросила, как он думает поступить с ним. В это время семья Ростовых переживала тяжелый материальный кризис, но Николай ответил матери: «…Я не люблю Анну Михайловну и не люблю Бориса, но они были дружны с нами и бедны…» Молодой Ростов разорвал вексель, и этим поступком «слезами радости заставил рыдать старую графиню».

Во время Отечественной войны 1812 года Николай случайно встретил княжну Марью. Мужики взбунтовались и не выпускали княжну из имения. Николай помог ей выехать. За это время он успел полюбить ее: «… увидел… ясно, как будто он знал всю ее жизнь, всю ее чистую духовную внутреннюю работу… ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование». Ростов обладал красивой внешностью, но Марья угадала в нем «благородную, твердую, самоотверженную душу». Некрасивая девушка сама покорила его «особенной, нравственной красотой».

Княжна видела свое призвание в любви и самопожертвовании. Она терпела суровый нрав отца, его частые деспотические выходки. Добрая и чуткая, Марья видит, что брат несчастлив в женитьбе. Всей душой она старается понять и оправдать «маленькую княгиню». Но не жена, а сестра приходит к князю Андрею в последние минуты перед его отъездом на войну, чтобы благословить его и быть рядом с ним. Марья взяла на себя все заботы о племяннике, как умела, заменяла ему мать. Когда со старым князем «сделался удар», она дни и ночи проводила у постели отца. Девушка испытывала не только физические, но и духовные страдания. Самоотверженно ухаживая за отцом, она с ужасом обнаружила, что постоянно думает о том, что после его смерти будет жить свободно. Княжна не щадит себя, строго осуждает свои надежды на личное счастье, а смерть любимого отца переживает с ощущением невосполнимой потери. И в этой героине есть не просто внутренняя красота, но и дар преодолевать противоречия человеческих поступков и желаний.

Толстой в портрете княжны постоянно обращает внимание на ее «лучистые глаза». Писателю дорог богатый душевный мир героини, ее способность любить и согревать окружающих теплом своего сердца. Толстой пишет: «Глаза княжны… были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Выйдя замуж за Николая Ростова Марья создает в доме светлую атмосферу, так необходимую каждому, особенно детям. Она с наслаждением посвящает себя нравственному формированию детской души.

Читать еще:  Сюжетно композиционные особенности слова о полку. Композиционно-структурные особенности текста

Внутреннюю красоту Толстой подчеркивает и в маленьком, внешне невзрачном капитане Тушине. У этого артиллерийского офицера были «большие добрые и умные глаза». Именно в глазах, во взгляде человека отражается его душа. Важнейшая черта Тушина – человеколюбие, способность к состраданию. Во время Шенграбенского сражения он подбирает тяжело раненного пехотного офицера и контуженного Николая Ростова, хотя их «велено было бросать». Капитан всей душой стремится помочь любому человеку. Так, «худому, бледному солдату с шеей, обвязанной окровавленной подверткой», Тушин велел дать воды.

Толстой невысоко ценит внешнюю телесную красоту, как будто не доверяет ей. Он хочет донести до читателя свои мысли о том, что физическая привлекательность с годами исчезнет, а внутренняя красота останется в человеке навсегда. Так, писатель не боится постоянно напоминать о физической немощности Кутузова. По контрасту с его внешними недостатками сильнее выявляется внутренняя сила духа. Главнокомандующий русской армии – олицетворение добра, простоты. Накануне Бородинского сражения Андрей Болконский встречается с Кутузовым. Узнав о смерти старого князя Болконского, он находит те слова, которые необходимо сказать в этой ситуации: «Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой». Кутузов «обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя». При прощании он говорит князю Андрею: «… помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец».

Истинная красота человека – стремление к миру, к гармонии с собой и окружающими людьми. Толстого восхищает духовная сила человека, его способность к самопожертвованию. Внутренняя красота – дар, но этот дар может развить в себе каждый.

Внутренняя красота человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

  1. «Война и мир» как философское произведение.
  2. Внутренняя и внешняя красота,
  3. Положительные и отрицательные герои.
  4. Истинная красота — гармония с собой и миром.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» — сложное философское произведение. Автор в произведении затрагивает следующие основные темы: устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. С философско-нравственной проблемой истинного и ложного связана тема внутренней красоты человека. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» свыше пятисот героев. Среди них мы видим императоров и государственных деятелей, полководцев и рядовых солдат, аристократов и крестьян. Одни герои, как нетрудно заметить, автору особенно симпатичны, другие, напротив, чужды и неприятны. Интересно, что автор делит своих героев не на положительных и отрицательных, не на хороших и плохих, а на изменяющихся и застывших. К числу первых относятся те персонажи, жизнь которых проходит в постоянном искании правды, в стремлении к добру, в желании приносить пользу другим людям. Так получилось, что самые внутренне красивые толстовские герои не отличаются красотой внешней. Вряд ли это случайно: таким образом, думается, душевная красота, не заслоненная внешней, становится еще заметнее.

Внешняя красота — это привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота — это красота души, а это прежде всего человеколюбие, высокая нравственность, душевность, искренность, желание понимать других людей и помогать им. Часто бывает, что в одном человеке внешняя и внутренняя красота не сливаются в единое целое. Именно поэтому людям свойственно ошибаться и принимать внешнюю красоту за внутреннюю. Понять характер человека очень сложно. Именно поэтому существует истинная и ложная красота. Истинная красота — это красота внутренняя, а ложная красота — это внешность, которая так часто бывает обманчива. Истинное и ложное тесно переплетаются друг с другом в романе Толстого.

Истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Кураги-ной и Наташи Ростовой. Элен так хороша, что нет человека, который бы не восхищался этой красотой: «Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины». Единственное, что настораживает в Элен, так это ее улыбка. На самом деле за этой улыбкой-маской скрывается равнодушие к людям, пустая душа. Элен — это сформировавшийся человек, статуя, которая не меняется и будет такой же через 20 и через 40 лет. А Наташа — это ребенок. Она живая девочка со своими достоинствами и недостатками. Наташа живет насыщенной жизнью, радуется и огорчается, смеется и плачет. А Элен не живет, а существует. Замужество нужно Элен только для одного: ей нужны деньги на балы, театры, гостей и многочисленных любовников. Ни разу на протяжении романа Элен не проявила нормальных чувств: не испугалась, не обрадовалась за кого-то, никого не пожалела.

Духовную красоту человека Толстой показывает и на примере Пьера, одного из главных героев романа. Эмоциональный, не умеющий сдерживать и скрывать свои чувства, Пьер очень скоро располагает к себе читателей. В начале романа герой еще молод, плохо знает жизнь и почти не разбирается в людях. Так, первым серьезным испытанием для Пьера становится женитьба на Элен. Он оказался безоружным против коварства, лживости Курагиных, заманивших его в свои сети. Но нравственно Пьер намного выше этих людей: вину за случившееся он полностью берет на себя. А после разочарования в масонстве, куда его привело желание быть полезным обществу, после его неудачи в намерениях облегчить положение крепостных крестьян к Пьеру вновь пришла неудовлетворенность собой, та движущая сила, которая не давала погаснуть в нем духовному огню. Таким предстает перед нами герой накануне Отечественной войны 1812 года. Толстой далеко не случайно приводит Пьера Безухова на Бородинское поле. Может показаться, что сугубо штатскому и несколько неуклюжему Пьеру здесь не место. Однако голос совести подсказывает ему, что сейчас он должен быть именно здесь, поскольку здесь происходит главное событие, решающее для судьбы нации. Вот это почти инстинктивное, часто до конца не осознанное чувство сопричастности своему народу и есть, пожалуй, главная черта лучших героев Толстого. В поступках Пьера нет никакой «внешней красивости», и порой они кажутся даже нелогичными. Он остается в горящей Москве, чтобы убить Наполеона, а вместо этого спасает сопливую девочку и красивую армянку. Вознамерившись убить главного врага русского народа, Пьер пытается решить задачу, которая не по силам одному человеку. А вот совершить пускай и не столь эффектный, но такой необходимый добрый поступок — это вполне по плечу герою. Толстой невысоко ценит внешнюю телесную красоту, как будто не доверяет ей. Он хочет донести до читателя свои мысли о том, что физическая привлекательность с годами исчезнет, а внутренняя красота останется в человеке навсегда.

Читать еще:  Бенедикт камбербэтч без грима. Бенедикт камбербэтч и загадочный случай с золотисто-каштановыми волосами

Истинная красота человека — стремление к миру, к гармонии с собой и окружа-ющими людьми. Толстого восхищает духовная сила человека, его способность к 13 самопожертвованию. Внутренняя красота — дар, но этот дар может развить в себе каждый.

Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.

В развитие сюжета романа “Война и мир” Толстой вкладывает главную мысль о том, что человека делает прекрасным не природа, а он сам, его душевные усилия и постоянное самосовершенствование. Счастье дается не само по себе – его нужно заслужить духовной работой. Именно поэтому им награждается Наташа, а не Соня, поэтому никогда не узнала его великолепная красавица Элен и скоро оно придет к некрасивой княжне Марье.
По Толстому, безгрешен не тот, кто без греха, и чист не тот, кто не ошибается. Важна чистота души, а она рождается в преодолении ошибок и заблуждений. Поэтому Толстой и любит больше Наташу, чем Соню; потому княжна Марья непрестанно борется с искушениями, и ужасается греховности своих мыслей, и снова думает, и снова осуждает себя.

В поступках Сони никогда ничего не может быть дурного. Ее мир строг и ясен: влюбившись в Николая девочкой, она твердо знает – “что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его – во всю жизнь”. Но Николаю мало ее верной, преданной, тихой любви. Приехав домой в отпуск, он застает шестнадцатилетнюю Соню расцветшей, похорошевшей, по-прежнему любящей и благородной. “Соня. поразила его своей красотой”, но жениться Николай на ней даже не думает, ведь “теперь столько еще других радостей и занятий!”

Можно ли себе представить, чтобы человек, влюбленный в Наташу, видел в жизни “столько еще других радостей и занятий”! С Наташей не может быть скучно, она каждую минуту живет полной жизнью и вовлекает в эту жизнь всех вокруг. Соня “срисовывает узоры” – это ее постоянное занятие.

Николай не восхищается ею, как Денисов восхищался Наташей. Он не делит мир на две половины: где она – там счастье, где ее нет – там уныние и темнота, как делил князь Андрей. Николай не испытывает к Соне даже того зверского чувства, которое возбуждает Наташа в Анатоле. Ростова трогает Сонина преданность, ее покорная любовь, но ведь этого все-таки мало, чтобы любить.
“Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка”. Много раз Толстой беспощадно подчеркнет, что Наташа далеко не всегда красива. Она не Элен, она бывает просто дурна, почти уродлива, а бывает прекрасна, потому что ее красота – от внутреннего огня оживления, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу.

Стремление все делать самой, чувствовать за всех, всюду поспевать, все видеть, во всем участвовать – это страстное желание жить переполняет Наташу. Даже в своих заблуждениях и горестях она не растеряет, а увеличит свое душевное богатство и, в конце концов, принесет его Пьеру.

Судьба любимой героини Толстого складывается таким образом, что секрет ее обаяния – жажда жизни – принесет ей и несчастье, которого так желают ее недоброжелатели. Элен и Анатоль потому сильны, что в человеке живут не только светлые, но и темные силы. На эти темные силы опираются брат и сестра Курагины. Пьер знал, что в его чувстве к Элен есть “что-то гадкое. что-то запрещенное”, но не умел бороться с собой и горько расплатился за это. Почувствовав, что в глазах света лучше иметь мужа, чем жить одной, Элен умела настоять на своем. Пьер несет свой крест, но не знает, что ему придется расплатиться за ошибку не только собственным несчастьем.

Читать еще:  Борис корчевников возглавит православный телеканал. Борис корчевников возглавит православный телеканал Священник Павел Островский

Имя Безухова, его добрый взгляд, доверие Наташи к нему сыграли роль в ее отношениях с Анатолем. Наташа поддалась влиянию Элен, думая, что она с Пьером – одно, что они вдвоем одобряют ее связь с Курагиным.

Наташе семнадцать лет, она не знает людей, даже не представляет себе, что они могут быть низки. Князь Андрей столько раз повторял ей, что она свободна. Она не сомневается в благородстве Анатоля, в том, что он женится на ней. Но за каждую свою ошибку героиня расплачивается сполна. Никто не может осудить ее суровее, чем это сделает она сама, когда опомнится и поймет, что натворила. Вот почему мы прощаем Наташе все: она сама не прощает себя.
С первой минуты увлечения Анатолем Наташа приходит в ужас, хотя ничего еще не знает о нем. Ее пугает, что между ней и ним “совсем нет той преграды стыдливости, которую всегда она чувствовала между собой и другими мужчинами”. Нравственным чутьем, которое она копила всю жизнь, Наташа понимает, что происходит неправильное. Но понимает она это, оставшись одна. А в театре, “под тенью этой Элен, там это было все ясно и просто”.
Девушкой овладело безумие. Последний удар Наташе нанесла Соня своими справедливыми словами о том, что Анатоль, может быть, неблагородный человек, и что она скажет отцу. Где-то в самой глубине души Наташа понимает, что Соня права, но, чтобы заглушить сомнения, яростно защищает свою новую любовь. И – в ответ на слова Сони – она садится к столу и пишет записку княжне Марье о том, что она не может быть женой князя Андрея. Наташа не скрывает от Болконского свое увлечение. Все, что она делает, – искренне и честно, как бы ни было безумно.

Этого совсем не скажешь об Анатоле, которому благородный Пьер говорит: “Вы не можете не понять наконец, что, кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться. ” Анатоль ответит ему: “Этого я не знаю и знать не хочу”. А Наташа – знает. Она не может не думать о князе Андрее и о том, какое горе принесла ему. Наташа не может жить, подчиняясь слепым и темным силам в себе. Анатолю и Элен такая жизнь приносит счастье и спокойствие, но для Наташи она – трагедия.

Пьер, к которому по душевной красоте Наташа наиболее близка, сам того не зная, всю жизнь любил ее. Поэтому он увидел то важное, что происходило между нею и Болконским. Пьер и радовался его счастью, и, сам не зная отчего, мрачнел, и безотрадной представлялась ему его будущая жизнь.
Пьер, узнав о случившемся, подумал: “Все они одни и те же”, но, увидев Наташу, которая, “как подстреленный, загнанный зверь”, смотрела на него, пожалел ее. Приехав к князю Андрею, Пьер все еще пытается что-то наладить в его отношениях с Наташей. Как это ни странно, Пьер теперь более мудр и зрел, чем его друг. Он бы простил, потому что он видит, как Наташа мучается и казнит себя. Он бы простил еще и потому, что разлюбить Наташу он все равно не может, что бы она ни делала. Он бы простил потому, что его любовь к Наташе сильнее гордости и самолюбия.

Но князь Андрей не прощает: “Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу. Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту. про все это”. Андрей не принимал той правды, что, когда любишь, нельзя думать только о себе. Он не умел думать о Наташе, за нее – с этого началась трагедия.

Пьер понял то, чего не хочет понять Андрей: Наташа осталась собой. Униженная, измученная, она не ждет уже ничего для себя, но терзается за князя Андрея. Она умеет думать о другом больше, чем о себе: “Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все. “. Так говорит она Пьеру, и в ответ на это у Пьера невольно вырываются слова, которых ни он, ни она никогда не забудут: “Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей”.
Пьер пройдет через много жизней, он будет горько несчастлив еще не раз, но он проживет многоликую, свою, единственно данную ему жизнь, потому что он не останавливается в своем развитии.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источники:

http://mysoch.ru/sochineniya/tolstoi/_story/voina_i_mir/krasota_cheloveka/
http://sochineniya-referati.ru/lev_nikolaevich_tolstoy/vnutrennyaya_krasota_cheloveka_v_romane_l_n_tolstogo_voyna_i_mir
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00074401184864205966

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии