Какая информация о памятнике культуры для. Понятие и классификация культурных памятников

Какая информация о памятнике культуры для. Понятие и классификация культурных памятников

Статья 5. Виды памятников истории и культуры

Статья 5. Виды памятников истории и культуры

К памятникам истории и культуры относятся:

1. Недвижимые объекты:

памятники архитектуры и градостроительства;

единичные памятники – отдельные постройки, здания, сооружения фортификационного, культового, торгового, производственного, научного, учебного назначения;

ансамбли – совокупность недвижимых единичных памятников и открытых пространств, включая места музеефицированных археологических или палеонтологических раскопок, обладающих универсальной ценностью с археологической, исторической, эстетической или социально-культурной точек зрения;

исторические поселения, фрагменты исторических планировок;

архитектурные ансамбли, произведения ландшафтной архитектуры;

произведения монументального искусства – скульптурные памятники, стелы, обелиски, произведения монументальной живописи, комплексы монументально-декоративного искусства;

достопримечательные места – территории, имеющие универсальную ценность как совместные творения природы и человека с точки зрения истории, эстетики, этнологии;

памятники истории – постройки с их исторически сложившимися территориями, кладбища, воинские захоронения, могилы, ландшафты, связанные с историческими событиями, жизнью выдающихся личностей, ученых, деятелей искусств;

памятники археологии – объекты жилого назначения, культурные слои, древние стоянки, жилища, убежища, архитектурно-археологические объекты;

подводные историко-культурные ценности;

объекты фортификационного назначения;

объекты религиозного назначения – храмы, церкви, монастыри, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов и иные культовые сооружения;

погребальные комплексы – курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, некрополи и другие наземные могильники;

культовые камни, изваяния, наскальная живопись, эпиграфические памятники;

объекты хозяйственного назначения – остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических сооружений (пруды, каналы и другие), транспортных артерий и сооружений (дороги, мосты, стоянки и другие), инфраструктура водных и водноволоковых путей;

объекты древнего водного транспорта – челны, лодки, остатки древних кораблей, их снаряжение, вооружение, груз, древние корабельные (якорные) стоянки.

2. Движимые объекты:

археологические предметы – древние предметы, извлеченные из земли или найденные на поверхности земли, в обрывах, осыпях на берегах или на дне водоемов случайно, в результате хозяйственной деятельности или научных раскопок (орудия труда и оружие, посуда, домашняя утварь, произведения эпиграфики, монеты и монетные клады, печати, украшения, детали одежды, снаряжения, останки домашних животных, любые предметы из погребений и погребальных сооружений, культурного слоя древних населенных пунктов, архитектурные детали и их фрагменты, другие предметы, имеющие научную или культурную ценность);

элементы исторических памятников, подвергшихся фрагментированию;

исторические материалы – материалы, связанные с историей естественных наук и техники, военной и общественной историей, также с жизнью народов и национальных руководителей, мыслителей, ученых, деятелей искусства и важными историческими событиями;

произведения живописи и графики – художественные произведения живописи и графики на любой основе и из любых материалов полностью ручной работы, а также чертежи и промышленные изделия, украшенные вручную;

афиши, фотографии как виды оригинального творчества;

оригинальные художественные подборки – монтажи из любых материалов, представляющих художественную ценность, диорамы;

произведения скульптуры из любых материалов;

произведения декоративно-прикладного искусства из любых материалов (мебель, гобелены, ковры, шитье, костюмы, музыкальные инструменты);

манускрипты, инкунабулы, кодексы, книги и издания, представляющие особый интерес;

предметы, представляющие особый интерес с точки зрения нумизматики (медали, монеты и другие) или филателии;

предметы, представляющие интерес с точки зрения быта, ремесла, промышленного производства;

архивные документы, включая рукописи, документы, записи текстов, карты и другие картографические материалы, фотографии, кинофильмы, видео- и звукозаписи, машиночитаемые документы.

Памятниками истории и культуры могут являться также и другие, не поименованные в данном перечне объекты и комплексы объектов или их фрагменты, имеющие особую историческую ценность.

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ, СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ;

Культура – важнейший фактор сохранения национальной идентичности в современный период. Одним из направлений культурной политики должно быть сохранение и популяризация культурного наследия. Основой культуры и ядром культурного наследия являются культурные ценности, которые позволяют изучать историю, приобщаться к выдающимся достижениям искусства, помогают сохранять самобытность народа, содействуют диалогу культур разных стран. Сохранение, использование и преумножение культурных богатств немыслимы без надлежащего правового регулирования. Право наслаждаться искусством, свободно участвовать в культурной жизни общества и научном прогрессе, пользоваться его благами предоставлено человеку Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Уставом ЮНЕСКО 1945 г., Европейской культурной конвенцией 1954 г., Конвенцией ЮНЕСКО “Об охране всемирного культурного и природного наследия” 1972 г., Конвенцией Совета Европы “О значении культурного наследия для общества” 2005 г.

Культурные ценности – это материальные движимые и недвижимые предметы религиозного и светского характера, созданные человеком, природой либо человеком и природой, имеющие особую историческую, научную, архитектурную, художественную, археологическую, документальную, градостроительную и другую культурную значимость для общества и государства независимо от времени их создания. В научной литературе и законодательстве используются такие понятия “культурные ценности”, “культурное наследие”, “памятники истории и культуры”, “объекты культурного наследия”, “культурное достояние” и др.

Читать еще:  Мерц ксения родилась. Звезды до и после пластики: лучшие фото российских и зарубежных знаменитостей

При рассмотрении вопроса о соотношении этих понятий, можно выделить несколько основных подходов классификации по различным основаниям. Говоря о культурных ценностях можно выделить такие группы объектов: 1) достижения культуры; 2) культурные ценности; 3) памятники истории и культуры. При этом понятие “достижения культуры” рассматривается как самое широкое, а понятия “культурные ценности” и “памятники истории и культуры” (объекты культурного наследия) соотносятся как целое и часть. Таким образом, памятники истории и культуры по своей природе являются разновидностью культурных ценностей.

Памятники истории и культуры как вид культурных ценностей – это материальные предметы, в них овеществлено созидательное начало человека и природы. Памятники истории и культуры – это недвижимые предметы. К недвижимым ценностям относятся: памятники истории; памятники археологии; памятники архитектуры и градостроительства; памятники искусства; историко-архитектурные ансамбли; земли историко-культурного назначения; исторические населенные пункты. Памятники истории и культуры могут иметь религиозный или светский характер. Памятники истории и культуры могут быть как полностью антропогенными (т.е. результат деятельности людей), так и созданными человеком и природой. Движимые предметы могут признаваться памятниками истории и культуры и тогда, когда они созданы только природой.

В соответствии с Рекомендациями ЮНЕСКО “О международном обмене культурными ценностями” 1976 г. под культурными ценностями понимают предметы, которые являются выражением или свидетельством человеческого творчества либо эволюции природы и которые представляют историческую, художественную, научную и другую ценность и интерес.

Рассматривая триаду “культурное наследие (культурное богатство) – культурные ценности – памятники истории и культуры”, необходимо отметить, что наряду с культурными ценностями как материально осязаемыми предметами существуют нематериальные плоды культурного развития, которые в совокупности с первыми образуют культурное богатство (культурное наследие) страны и народа. Культурные ценности как материальные осязаемые объекты могут включать памятники истории и культуры, соотносясь с ними как род и вид. Памятники истории и культуры это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений и несущие следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации и знаний.

В соответствии с положениями Конвенции ЮНЕСКО “Об охране всемирного культурного наследия” памятник – это научный документ, исторический источник, монументальное произведение, несущее духовные послания прошлого, которые остаются в современной жизни свидетелями вековых традиций. Человечество с каждым днем все более осознает общечеловеческую ценность памятников, рассматривает их как общее наследие и перед лицом будущих поколений признает совместную ответственность за его сохранность. Оно считает себя обязанным передать памятники во всем богатстве их подлинности.

Виды памятников можно разделить на виды по степени достоверности передаваемой исторической информации на памятники-подлинники и памятники-символы. Памятники-подлинники – это объекты, появившиеся в результате исторических событий или несущие следы воздействия этих событий. Эти памятники как непосредственный результат исторического процесса являются частью дошедшей до нас исторической истины. Памятники-символы – это монументальные сооружения, специально созданные с целью увековечить память об исторических событиях или лицах, а также передать значение о них обществу. Однако, символические памятники скорее являются памятниками искусства при условии, что они представляют собой художественную ценность.

В научной литературе также выделяют такие свойства памятников, как сенсорное воздействие, эмоциональное воздействие и свойство быть источником информации. Свойства сенсорного воздействия проявляются в способности памятников истории и культуры влиять на органы чувств и вызывать у человека определенные ощущения. Через чувственное познание памятников человек удостоверяется в факте произошедшего исторического события. Свойство быть источником информации означает способность хранить и передавать информацию.

Памятник хранит информацию о создателе, его современниках, об их взглядах, ценностях, идеалах. Информация, которую несет памятник, может быть трех видов: историческая, эстетическая, технологическая. Историческая информация свидетельствует о важных исторических событиях или явлениях в жизни народа, государства и общества. Под эстетической информацией понимаются свидетельства, зафиксированные в памятниках культуры, характеризующие эстетические взгляды и уровень мастерства искусства определенной эпохи, которые передаются в художественном образе. Технологическая информация повествует о взаимодействии человека и природы, об освоении человеком ее законов, о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда и материалов, используемых в труде. Свойство эмоционального воздействия проявляется в способности памятников истории и культуры вызывать психические переживания у человека под воздействием полученных им ощущений и информации.

Памятники истории и культуры наделены определенными специфическими функциями. Гносеологическая (познавательная) функция означает использование памятников истории и культуры в целях получения новой информации о прошлых событиях и явлениях, т.е. познание памятников является одновременно познанием реальности, их создавшей. Образовательная функция подразумевает использование памятников истории и культуры для обучения, поскольку непосредственное чувственное восприятие памятников является довольно эффективным дидактическим приемом. Воспитательная функция предполагает использование обществом возможности памятников истории и культуры воздействовать на формирование взглядов, мировоззрения человека, которое в итоге определяет его социальное поведение. Коммуникативная функция означает реализацию определенных связей в обществе, которые происходят путем восприятия внешней формы памятника как знака, символизирующего определенные понятия, идеи. Утилитарная функция характеризует использование памятников в хозяйственных целях, если это не наносит ущерба их сохранности.

Читать еще:  Что нужно знать тем, кто начинает бегать. Что нужно знать тем, кто решил заняться составлением рекламных текстов

Таким образом, памятники истории и культуры, являясь основой соответствующих правоотношений, формируют особый межотраслевой правовой институт – право культурного наследия, что в свою очередь должно способствовать проведению научных исследований в этой сфере, а также стимулировать совершенствование правотворческой и правоприменительной деятельности.

Адаховська Надія Сергіївна,

к.ю.н., ст. викладач кафедри цивільного права

Національного університету «Одеська юридична академія»

Классификация памятников истории и культуры:

1) Исторические:

Подразделы:

– участники исторических событий (вооружённые крепости, бастионы, ДЗОТы и т. д.);

– памятники, созданные впоследствии с целью увековечения определённых событий.

2) Археологические: поселения, погребения..

3) Архитектурно-градостроительные:

4) Искусствоведческие (литературные памятники).

5) Памятники ИЗО:

6) Предметные (подлинные объекты).

В 1972 г. была принята Конвенция ЮНЕСКО о сохранении культурного и природного наследия. В конце 1980-х гг. Россия вошла в её состав (13 объектов):

1. Исторический центр Санкт-Петербурга;

2. Кремль и Красная площадь;

4. Памятники г. Владимир и Сусдаля;

7) Природоведческие.

Памятники делятся по использованию:

1) которые нельзя использовать с целью получения дохода (Летний сад, Кремлёвская стена);

2) памятники, которые используют в научных целях и получают небольшой доход (Кунсткамера, Эрмитаж);

3) памятники, которые используются в хозяйственных целях (Невский проспект).

Зоны охраны памятников в СПб:

1. Зона строго регулируемой застройки (Невский проспект, набережные каналов и Невы, Петроградка);

2. Зона регулируемой застройки;

3. Зона нерегулируемой застройки (новостройки).

5. Роль музея в раскрытии историко-культурного потенциала края. Основные направления деятельности музеев.

Музееведение – общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов.

Музей (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, о первоисточниках знаний, о природе и человеческом обществе.

В Древней Греции музеи были посвящены Богиням и Богам. В средневековье государственные ценности хранились или в церквях, или у бояр. В эпоху возрождения музеи носили публичный характер. Первые публичные музеи возникли в 18 веке. Музеи более современные – в 19 веке. В России первый музей – Кунсткамера.

Направления деятельности музея:

1) Видимая (организация выставок, лекций, экспозиций);

2) Невидимая (пополнение коллекций через таможню, антикварные магазины, аукционы, коллекционеров; реставрация, археологические экспедиции ,научно-исследовательские работы и публицистическая деятельность).

Основное музейное предназначение – ХРАНЕНИЕ.

Современный музей воспринимается символом культуры, в котором сосуществуют различные мнения, позиции, точки зрения, определяющие как его внешние проявления, так и его глубинный социокультурный смысл. Музей предстает перед нами многочисленными гранями: в виде творческой «лаборатории», «сокровищницы», «машины времени», переносящей нас в другие времена и страны; в виде «места сохранения, изучения и экспонирования материальных свидетелей прошлого», «собора лиц», встающих за конкретными предметами, «живого организма», «способа диалога времен и культур», «хранилища, занимающегося научно-исследовательской и просветительской деятельностью»; одновременно «театром культуры» и «кладовкой ценностей», «пространством духовной безопасности», воплощением (материализацией) «идей», «соотношений «человек-вечность» т.д. В бесконечном множестве суждений можно выявить и некие постоянно присутствующие определения, имеющие разное словесное выражение. Эти характеристики в определенной степени раскрывают возможности решения задач, которые общество ставит перед музеем. В многогранности этого явления проявляются контуры того, что мы можем назвать – «музей».

6) Классификация музеев. Применение современных технологий в музейном деле, и их влияние на туристско-экскурсионную деятельность.

Классификация музеев:

1) научно-образовательные (массовые, или публичные). Они предназначены для широких масс населения;

2) научно-исследовательские, или академические, предназначенные для специалистов. Создаются при академиях, научно-исследовательских институтах, имеют узкоспециальный характер;

3) учебные предназначены для учащихся и студентов. Создаются при школах, средних специальных и высших учебных заведениях с образовательной целью.

Классификация музеев по содержанию коллекций:

1) Отраслевые (профильные):

– Музей истории и религии;

– Музей истории революции;

– художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж);

– технический музей (Музей Космонавтики);

2) Комплексные (музеи, объединяющие несколько профилей одновременно):

3) Мемориальные (увековечивающие):

– дома-квартиры А. Блока, Ф. Достоевского, А. Пушкина, С. Кирова, П. Чайковского.

В наше время бурного развития информационных технологий музеям очень важно занять активную позицию в области внедрения цифровых систем предоставления информации посетителям. Новейшие технические средства позволяют значительно расширить возможности экспозиционёра в показе экспоната, в предоставлении дополнительной текстовой и графической информации по предмету или эпохе, показать отсутствующие экспонаты, организовать виртуальные выставки.

Читать еще:  Сергей шнуров купил брянской бабушке, живущей в ветхой конюшне, двухкомнатную квартиру. Сергей шнуров купил брянской бабушке, живущей в ветхой конюшне, двухкомнатную квартиру Сергей шнуров купил квартиру бабушке кабаевой

7) Государственный музей Эрмитаж как объект краеведения. Раскрыть специфику коллекций.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры.

Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.

Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых принято считать Зимний дворец.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Эрмитаж, один из немногих музеев, который знает весь мир.

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур с территории бывшего СССР, особенно богатейшая в мире коллекция т. н. скифского золота, уникальные находки из курганов Пазырыка, памятники других культур Великой Степи. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами.

Картинная галерея «старых мастеров» отражает академические вкусы собирателей — российских императоров. В годы формирования собрания особенно ценились флорентийцы Высокого Возрождения, болонская школа, «малые голландцы», круг Рубенса и Тьеполо, французские классицизм и рококо. Итальянские и старонидерландские «примитивы», испанская и английская школы живописи при этом оказывались на периферии. С этим связана известная неполнота коллекции — отсутствие в ней произведений таких великих, центральных для развития живописи мастеров, как Дуччо, Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Беллини, Ван Эйк, Мемлинг, Босх, Грюневальд, Дюрер, Гольбейн, Брейгель, Вермеер.

Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрандта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена и др.

8) Государственный Русский музей как объект краеведения. Раскрыть историю и специфику коллекций.

Государственный Русский музей (до 1917 года «Русский Музей Императора Александра III») — самый обширный музей русского искусства в мире. Находится в Санкт-Петербурге, в здании Михайловского дворца. Филиалы музея расположены в Михайловском замке, в Мраморном и Строгановском дворце. В ведении музея находятся также Михайловский и Летний сад с Летним дворцом Петра I, а также Домик Петра I. Директор музея — Владимир Александрович Гусев.

Государственный Русский музей – первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Торжественно открылся для посетителей – 7/19 марта 1898 года.

Русский музей сегодня – это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России.

В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа, который составляет часть дворцового ансамбля.

Русский музей ведет широкую выставочную деятельность, в том числе, в городах России и за рубежом. Ежегодно в стенах музея проводится до 50-ти временных выставок, и до 10-ти, как в российских городах, так и за рубежом. Ко многим выставкам издаются каталоги, альбомы и буклеты, подготовленные научными сотрудниками Русского музея.

К музейному комплексу, помимо Михайловского дворца с корпусом Бенуа и флигелем Росси, также относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, а также уникальные садово-парковые ансамбли – Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.

Источники:

http://base.garant.ru/24902798/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/
http://studopedia.su/16_168868_pamyatniki-istorii-i-kulturi-ponyatie-priznaki-vidi-funktsii-sotsialno-pravovoe-znachenie.html
http://studopedia.ru/10_131680_klassifikatsiya-pamyatnikov-istorii-i-kulturi.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии