Как внешне и внутренне изменился понтий пилат. Анализ главы “Понтий Пилат” из романа М.А

Как внешне и внутренне изменился понтий пилат. Анализ главы “Понтий Пилат” из романа М.А

Анализ главы 2, части 1 романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Эпизод «Допрос во дворце Ирода Великого» является стержнем второй главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Понтий Пилат». Эта глава логично разбивает первую и третью – современные главы, в которых предстают разные описания современности: через рационалистическое представление мира (Берлиоз, Бездомный) и взгляд на мир как совокупность сложных, в том числе сверхъестественных и непредсказуемых явлений, и углубляет философскую идею, связывающую их, помогает читателю сформулировать проблему всего романа. В частности,

Появляется Понтий Пилат в белом плаще с кровавым подбоем. Белый – символ чистоты, света, истины; кровавый – кровь, жестокость, сомнения, жизнь в противоречиях. Прокуратор ненавидел запах розового масла (позже узнаем, что розы – любимые цветы Мастера и Маргариты). Эти детали настораживают, а еще узнаем о «непобедимой, ужасной болезни гемикрании». Итак, Понтий Пилат – вершитель человеческих судеб, средоточие

От боли? От боли тоже, но больше от унижения, потому он и просит не бить его. В дальнейшей беседе называет Пилата игемон, чтобы это унижение больше не повторилось. В остальном философ непреклонен. Не желает сознаваться в том, чего не совершал. Пилату «проще всего было бы изгнать с балкона этого странного разбойника, произнеся только два слова: «Повесить его». Но беседа продолжается, мы узнаем суть преступления Иешуа.

«Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Речь идет не о создании новой веры – вера слепа. От веры к истине, сути человеческого бытия – это и есть история человечества. Для великого прокуратора это бред сумасшедшего. Человеку не дано знать истину, ни даже, что такое истина. Но ум не слушает Понтия Пилата. Он не может не задать вопрос, хотя тон его ироничен. Тем неожиданнее ответ: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти». Он поражает тем, что абстрактное понятие «истина» становится живым, вещественным, вот оно – в изнуряющей тебя боли. Истина оказалась человеческим понятием, она исходит от человека и замыкается на нем. Но Пилат не способен сразу отрешиться от привычного строя мысли. Он не может поверить, что от боли его спасло человеческое участие. Сострадание избавило от страдания.

И тогда он возвращается к тому, что поначалу вызывало раздражение: «А теперь скажи мне, что это ты всё время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?» – «Всех, – ответил арестант, – злых людей нет на свете». Скорее всего этим утверждением М.А. Булгаков вместе со своим героем хочет сказать, что зло – это порождение несвободы, она делает человека несчастным. Марк Крысобой «стал жесток и черств», потому что «добрые люди бросались на него, как собаки на медведя». Прокуратор Иудеи не соглашается с арестованным, но и не противоречит ему. А в «легкой» голове сложилась уже формула: «игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел». Не утвердил бы он смертный приговор, признав Иешуа душевнобольным, если бы подсудимый сам себе его не подписал. Ведь ему предъявлено второе обвинение, более серьезное, так как оно касается римского императора. Га-Ноцри нарушил «Закон об оскорблении величества».

Читать еще:  Какие русские фамилии являются самыми древними. Как изменяли фамилии в XX веке (3 фото)

Обвиняемый признается, что при Иуде из Кириафа высказывал свой взгляд на государственную власть. Примечательна сцена, в которой Пилат дает возможность выпутаться, спастись, избежать казни, если он опровергнет свои слова, сказанные о кесаре. Сердце ему подсказывает, что в истине, проповедуемой этим человеком, спасение его души. «Погиб!», потом: «Погибли. » «– Слушай, Га-Ноцри, – заговорил прокуратор, глядя на Иешуа как-то странно: лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны, – ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил. Или… не… говорил? – Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагалось на суде и послал Иешуа мысль, которую как бы хотел внушить арестанту». Но Иешуа не воспользовался возможностью, данной ему Пилатом. «Правду говорить легко и приятно», – говорит он и подтверждает свою мысль о том, «что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Пилат потрясен и испуган. Если он отпустит Иешуа, то нарушит привычные отношения между ним и властью, управляющей им, он раб кесаря, своей должности, карьеры, и хотя очень хочет спасти Иешуа, переступить цепи этого рабства выше его сил. Иносказательно звучат слова прокуратора: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? О боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место?» Иешуа, зная, что примет за свои убеждения смерть, не отказывается от правды в отличие от Пилата, трусливо соглашающегося с приговором Синедриона. Сталкиваются два противоположных по философской сути мира. Один – мир Пилата, привычный, удобный, в котором люди сами себя заточили в неволю, страдают в нем, но страх перед властью сильнее. Другой – мир добра, милосердия, свободы, мир, в котором человек вправе сомневаться, говорить то, что думает, слушать свое сердце. И грозный прокуратор ощутил реальность этого мира, и все, что казалось незыблемым, вечным, рухнуло. Га-Ноцри уходил навсегда, а все существо Пилата пронизала «непонятная тоска». Выбор за героями романа, за читателем.

Читать еще:  Каким и почему изображает своего барина захар. Преданность господину, доведенная до высших пределов

Анализ главы “Понтий Пилат” из романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Корелина Светлана Сергеевна
  • Написать
  • 1532
  • 30.05.2018

Номер материала: ДБ-1660537

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 30.05.2018
  • 180
  • 30.05.2018
  • 817
  • 30.05.2018
  • 461
  • 30.05.2018
  • 120
  • 30.05.2018
  • 1108
  • 30.05.2018
  • 884
  • 27.05.2018
  • 317
  • 26.05.2018
  • 363

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Мастер и Маргарита Анализ эпизода Понти Пилат

Автор: Yelaman • Январь 22, 2018 • Анализ книги • 494 Слов (2 Страниц) • 605 Просмотры

Мастер и Маргарита

Роман Мастера о Понтие Пилате имеет свой сюжет и свою композиционную структуру.Один из центральных эпизодов романа-допрос Иешуа Понтием Пилатом. Эпизод начинает с того как автор детально описывает появление прокуратора, как он выглядит, где и как он идет, что делает приложение насыщенным. Это помогает автору максимально достоверно показать своего героя. На протяжении всего эпизода Понтий Пилат прибывает в постоянных мучениях, и доказательством этому является внутренний монолог данного героя. Пилат болен гемикранией, он постоянно испытывает тяжелые физические муки, головные боли.

Помимо прокуратора главным героем эпизода является Иешуа Га-Норци. Появление Иешуа вносят в роман особые лирические интонации. Данный персонаж предстает перед читателем поразительно естественным и добрым. Иешуа не просто отвечает на допросе, а беседует с прокуратором как человек с человеком. Автор все время описывает данного персонажа такими словами как “арестованный, связанный”, что показывает его несвободу. В самом начале встречи Пилата и Иешуа автор дает внешний портрет Иешуа: человек, одетый в “ старенький голубой хитон”, с “ белой повязкой”, израненный обезображенный ссадинами. В свою очередь после того как оба персонажа обменялись взлядами, у Иешуа проявляет встревожанное любопытсво, что является уже портретом психологическим. Прокуратор при этом сидел как каменный- в данном отрывке автор использовал сравнение как средство выразительности, что указывает на физическое состояние персонажа. Кроме того, боль эта адская, автор использовал эпитет.

Читать еще:  Аргументы о доброте из литературы. Проблема доброты в жизни и в литературе (Аргументы ЕГЭ)

В дальнейшем весь эпизод строится на диалоге. Автор описывает Понтия Пилата как грубого, требовательного и нетерпеливого человека, в то время как Иешуа искренен и прост. Именно на диалоге между Иешуа и Понтием Пилатом лежит большая смысловая нагрузка. Как не странно на протяжении всего разговора внутренне состояние прокуратора меняется. Его мучит нестерпимая головная боль, солнцепек и запах розового масла. Ему доставляет мучение даже смотреть на обвиняемого. Вскоре длинные и детальные ответы Иешуа заставляют Пилата прибегнуть к просьбе к Марку Крысабою, что бы тот научил бродягу отвечать, как следует. В момент, когда Марк уводит Иешуа автор придает значение даже их шагам – “Тяжелые шаги Марка Крысабоя и легкие шаги Арестанта”, что является антитезой и подчеркивает состояние арестанта. Не мало важную роль играет и секретарь. На протяжении допроса секретарь является индикатором состояния прокуратора, по его реакции четко прорисовывается лицо Пилата и его муки. Временами боль, которую причиняет гемикрания столь невыносима, что в какой-то момент Пилат даже подумывает о решении казнить арестанта, а самому принять яд. Данный момент можно отнести к кульминации. Однако после того как Иешуа произносит ключевые слова всего эпизода:” Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова …” и снимает больПонтия Пилата чусвтует его состояние и знает о его единственной привязанности к собаке Банго, прокуратор замирает в потрясении. Страшное видение, на мгновение, охватившее прокуратора, противопоставляется неожиданно пролетевшей ласточке под сводами дворца. После чего Пилат старается спасти Иешуа, но все его действия не приносят никаких результатов.

Источники:

http://school-essay.ru/analiz-glavy-2-chasti-1-romana-bulgakova-master-i-margarita.html
http://infourok.ru/analiz-glavi-pontiy-pilat-iz-romana-ma-bulgakova-master-i-margarita-3081208.html
http://ru.essays.club/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%B8-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B4%D0%B0-6580.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии