Как снималась первая сага звездных войн. Как снимали первые “Звездные войны” — фильм, в который никто не верил

Как снималась первая сага звездных войн. Как снимали первые “Звездные войны” — фильм, в который никто не верил

«Звездные войны»: как снимался фильм без компьютерных спеццэффектов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Звездные войны» для Джорджа Лукаса стали самой большой авантюрой в его карьере. Поначалу кинокомпании отказывались браться за съемки фильма, называя сценарий бездарным и неинтересным в эпоху диско. Наконец-то в «20th Century Fox» дали добро на съемки, но со многими оговорками: на работу выделялось всего полгода, финансирование было весьма ограниченным, однако для амбициозного режиссера это уже не имело значения.

В Тунисе снимались сцены космической пустынной планеты Татуин. Корабли и прочие технические сооружения строились в миниатюре. При съемках Джордж Лукас использовал доселе неизвестный прием: он двигал не предметы вдоль камеру, а наоборот. Картинка при этом получалась довольно удачная и реалистичная.

Внутри самых известных роботов R2D2 и C3PO находились живые люди. И если с золотистой железякой все было более-менее понятно, то для бочкообразного R2D2 нужно было найти кого-то поменьше. Дети на эту роль не подходили, т. к. камуфляж был тяжелым, а вот карлик был в самый раз. Однако не обходилось и без курьезных случаев: иногда во время обеденного перерыва карлика забывали достать из костюма, а самостоятельно он выбраться не мог.

Роль лохматого Чуббаки досталась действительно очень высокому человеку ростом 218 см. К тому же, как актер заболевал, никто другой не мог повторить той же мимики, и всей съемочной группе приходилось ждать выздоровления громилы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Как снимали первые «Звездные войны» Джорджа Лукаса

Дебютный эпизод эпопеи Star Wars, получивший порядковый номер IV, вышел на экраны в 1977-м и имел гигантский успех. Режиссер Джордж Лукас не произвел революцию фантастического жанра, коей являлась появившаяся десятилетием ранее «Космическая одиссея», однако «Звездные войны» создали собственную киновселенную, со временем превратившись в планетарное культурное явление, в которое вовлечены миллионы людей по всему миру. У фанатов киноэпопеи даже есть свой день-праздник – 4 мая от игры слов в джедайском приветствии «Да пребудет с тобой сила/ May the Force be with you».

Сюжет первых Звездный войн

“The Empire strikes back”, 1980
«Звезда смерти» уничтожена, однако зловещий Император и его правая рука лорд Дарт Вейдер готовят масштабную контратаку, которая сломит движение Сопротивления раз и навсегда. Императорская армия атакует повстанческую базу, а Вейдер лично занимается проблемой Скайуокера, который должен перейти на темную сторону или умереть.

“Return of the Jedi”, 1983
Люк наконец узнал правду своего и Леи происхождения и это открытие едва не стоило ему жизни. Однако джедай выжил и теперь вместе со своими друзьями спешит на планету Татуин, чтобы спасти Хана Соло, попавшего в крио-заключение галактического контрабандиста Джаббы Хатта. Тем временем империя завершает строительство новейшего супероружия, которое даст лорду Вейдеру возможность уничтожать целые планеты одним выстрелом.

Читать еще:  Кто играл роль маньки облигации. Кто ты, Манька-Облигация? «Самая обаятельная и привлекательная»

Трейлеры к 4, 5 и 6 эпизодам

Трейлер к Эпизод IV: Новая надежда, 1977 год.


Трейлер к Эпизод VI: Возвращение джедая, 1983 год.

Интересные факты

Художника каждый обидеть может – это явно не про Лукаса, который кроме творческих достижений со старта отметился хищной деловой хваткой, параллельно с выпуском эпизодов оригинальной трилогии наладивв производство мерчендайзинговой продукции, что кроме постоянного напоминания аудитории о StarWars-вселенной принесло киностудии сказочную прибыль. Доход от продаж пластиковых фигурок персонажей, джедайских атрибутов, одежды и других сопутствующих товаров в разы превосходит кассовые сборы фильмов. Дальше другие факты про «Звездные войны» :

1. Источник вдохновения для студента Лукаса были самурайские фильмы Акиры Куросавы, литература Эдгара Берроуза из серии «Джон Картер на Марсе», популярный в середине прошлого века телесериал «Флэш Гордон» и собственное увлечение машинами. Если бы не кинематограф, то Лукас вполне мог быть стать автогонщиком.
2. Спин-оффы звездной саги, которые студия Lucasfilm начала выпускать с 2016-го, не являются свежей идеей, ведь ещё в 1980-х вышли телефильмы «Караван смельчаков», «Эвоки. Битва за Эндор», а также несколько мультсериалов, которые рассказывали отдельные истории из далекой-далекой галактики и подогревали интерес публики к основной сюжетной линии.

3. Кинолента «Новая надежда» заработала в прокате более пятисот миллионов долларов при бюджете $11 млн., а также получила 8 наград Оскар в технических номинациях. В глазах кинокритиков и фанатов первая серия является самой лучшей во всей саге.
4. Джордж Лукас выступил режиссером четвертой части, а потом не снимал кино целых 22 года, занимаясь исключительно продюсерской и сценаристкой деятельностью. Снова режиссером он стал в 1999-м, чтобы начать трилогию-приквел – кинолента «Скрытая угроза».
5. Зрители СССР на большом экране впервые смогли посмотреть StarWars-трилогию только в 1990-м, а до этого по рукам фанатов гуляли видеокассеты с плохим качеством видео и любительским переводом.
6. По словам Кэтлин Кеннеди, президента компании «ЛукасФильм» производство кинотрилогий и спин-офф-эпизодов расписано до 2030 года, так что можно сказать уверенно : Звездные войны будут продолжаться всегда.
7. В честь двадцатилетия выхода первой части (говорим 1-й – имеем в виду 4-й) в 1997-м кинокомпания потратилась на компьютерные эффекты и выпустила в повторный прокат технически улучшенную трилогию, заработав на этом почти полмиллиарда долларов.

Фотографии со съёмок

Хотя главным итогом повторного проката стало доказательство того, что массовый зритель по-прежнему любит жанр космической оперы и ждет выхода следующих серий. Уже спустя два года LucasFilm совместно со студией 20th Century Fox начали рассказывать предысторию событий оригинальной саги. Картина «Эпизод I: Скрытая угроза» открыла свежий трехтомник и преодолела отметку в $1млрд., став одним из самых кассовых фильмов двадцатого века и кинематографа вообще. Но это уже совсем другая история, а мы благодаря архиву замечательных фотографий возвращаемся в 1970-80-е на съемочные площадки культовых кинопроектов «Новая надежда», «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая».

Читать еще:  Текст прямого эфира Светланы Бронниковой «О ужас! Я набрала вес на Интуитивном питании. Осознанное и Интуитивное питание – в чем разница? Как перейти на интуитивное питание

Создатель саги «Звёздные войны» нашёл вдохновение в фильмах советского режиссёра

Новый эпизод “Звездных войн” может стать самым кассовым фильмом в истории. Только за первую неделю мирового проката “Пробуждение силы” собрало почти 700 миллионов долларов. В России, по данным прокатчиков, выручка от продажи билетов превысила миллиард рублей. Впрочем, как выяснилось, спецэффекты знаменитой космической саги родом из советского кино.

Имперский крейсер преследует корабль повстанцев – кадры, ставшие классикой. Те самые, первые “Звездные войны”, с роботами-дроидами, лазерными мечами и неземными пейзажами.

Сегодня, когда знаменитая сага вновь на больших экранах, пожалуй, мало кто помнит, что еще за 20 лет до джедаев и ситхов космические просторы с фантастическим успехом осваивали советские киногерои.

Давным-давно в далекой-далекой стране, Советском союзе, когда сам Джордж Лукас еще не знал, кто такие джедаи, а человек еще не полетел в космос, ленинградский режиссер Павел Клушанцев уже запускал корабли к звездам, детально воссоздавал миры далеких планет и быт на орбитальных станциях. Он снимал это так, что зритель 60-х, еще гадавший, есть ли жизнь на Марсе, выходил из зала убежденный: конечно есть, мы только что видели это своими глазами.

Приключения космонавтов на незнакомой планете — привычный сюжет сегодня – тогда открывал целый жанр. Уникальные спецэффекты здесь, по сути, – новый язык кино. Так подробно космос в докомпьютерную эпоху еще никто не показывал. Суровые советские цензоры даже не сразу поняли, что эти кадры не содержат гостайны.

“Когда он делал Марс, пролет над Марсом, он настолько хорошо смоделировал поверхность, что цензура пыталась зарубить все это дело, сказав, что у вас нет разрешения на съемки поверхности Марса, откуда вы, со спутника это украли? И он долго оправдывался, что нет, это спецэффекты, макеты”, – рассказывает режиссер Максим Бухтеев.

Фильмы Клушанцева были популярны в Советском союзе, но в Америке они – сенсация. Русские покорили космос, а их режиссер — летописец этого покорения. “Планету бурь” в США сначала показывают в оригинальной версии, а потом откровенно воруют. Добавляют новые сцены с раздетыми не по-советски женщинами и выбрасывают из титров фамилии режиссера и актеров.

Читать еще:  Отзыв: Мега шанс лотерея отзывы реальных людей. Какие существуют призовые категории, и каковы шансы на победу? Мега Миллион победители: Рекордные джекпоты

Джорджу Лукасу тогда семнадцать, и увиденное потрясло его настолько, что много лет спустя он назовет Клушанцева “крестным отцом “Звездных войн” и будет искать встречи с советским мастером.

“Когда отец был уже на пенсии, мы узнали постфактум, что приезжал Лукас и сказал, что он хотел бы познакомиться с Клушанцевым, а ему сказали: “Кто это такой, у нас такого нет”. Отец еще был жив”, – вспоминает Жанна Клушанцева, дочь Павла Клушанцева.

Что же так удивило Лукаса? Подводные съемки, сделанные в павильоне? Между актерами и камерой – огромный аквариум. Растения-мутанты, опутывающие героя? Здесь пленку просто прокрутили задом наперед. Или невесомость, впервые снятая вот так — актер закрывает своим телом проволоку, на которой висит. Прямая цитата — знаменитый лэндспидер. Космический автомобиль парит над планетой Татуин. А вот откуда, что называется, растут ноги этого трюка: на очень похожей машине герои Клушанцева рассекают по Венере.

“Мы много раз смотрели на эти кадры, искали тросы, на которых подвешен планетоход, но их не было! Сверху механизм было бы видно, но он был внизу! Машина была смонтирована на стреле крана, который двигался по рельсам в траншее, находящейся под декорациями. Создавалось впечатление, что планетоход просто парит над поверхностью. Это было удивительное решение, и придумал его Павел”, – рассказывает постановщик спецэффектов, двукратный лауреат премии “Оскар” Роберт Скотак.

Оскароносный Роберт Скотак в 90-е нашел Клушанцева в Петербурге. Знаменитый мастер спецэффектов так и не смог сам раскрыть секреты большинства приемов советского коллеги и перед встречей даже написал ему несколько писем.

“Он смотрел мою картину “Дорога к звездам” и ничего не может понять, как это сделано. И задает мне в этом письме 50 вопросов. Это они-то при их богатейшей технике спрашивают нас, которые делали все на деревяшках, на веревочках, на гвоздиках, понимаете. И мы, оказывается, сделали вещи, которые они не могут разгадать”, – говорил режиссер Павел Клушанцев.

Его наработки использовали несколько десятилетий — не только Джордж Лукас, но и Джеймс Кэмерон и Стэнли Кубрик. Сам Клушанцев за голливудской фантастикой не следил. Его имя не звучало в прессе, а знаменитые режиссеры, когда-то разобравшие его фильмы на киноцитаты, вопросы авторства предпочитали обходить стороной. Забытый мастер умер в 99-м в небольшой квартире на окраине Петербурга, оставив после себя дневники, чертежи и десятки приемов, без которых фантастика вряд ли стала бы такой, какой ее знает сегодняшний зритель.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/141215/27584/
http://istorik.net/274-kak-snimali-pervyye-zvezdnyye-voyny.html
http://www.1tv.ru/n/4753

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии