106 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сделать цыганский макияж в домашних условиях: пошаговые советы. Одежда цыган в свете их этнокультурной истории Н.Бессонов.

Как сделать цыганский макияж в домашних условиях: пошаговые советы. Одежда цыган в свете их этнокультурной истории Н.Бессонов.

Что касается исходного слоя материальной культуры, сейчас представляется возможным сделать лишь несколько замечаний, касающихся скорее даже не костюма, а отношения к наготе. Как уже говорилось, у цыган существует система табу, называемая «пэкэлимос». Эти табу относятся к нижней части женского тела. Практическим следствием данной системы взглядов было то, что цыганки достаточно равнодушно относились к обнажению груди, но стремились прикрыть ноги хотя бы ветхим куском ткани. В Индии женщины из ряда нижних каст обязаны были ходить обнажёнными по пояс. 2 Наверняка цыгане не являются потомками именно этих каст, но без сомнений языческое восприятие наготы как естественного состояния, сказалось на цыганском мировосприятии.

«Зачастую они носят пышный чепец, между тем как сами едва прикрыты куском холстины, и их закопчёная грудь выставлена на обозрение всему свету», — пишет в 1783 году Грельманн. 3 Подобного рода свидетельств немало, а в дополнение к ним существуют зарисовки и фотографии, подтверждающие правоту «отца цыганологии». 4 Кстати, в противовес тому, что думают современные цыгане, юбки у цыганок в старину могли быть очень короткими, часто по колено. Это видно по многим иллюстрациям данного издания. Несомненно, здесь сказались как бедность кочевников, так и соображения бытового удобства.
Удалось вычленить ещё три черты, являющиеся наследием индийского происхождения цыган и их странствий по Востоку: способ носить детей за спиной, манеру женщин ходить босиком, гипертрофированную любовь к драгоценностям
Эти три особенности были присущи большинству групп цыган.

Ребёнка за спиной принято носить у многих восточных народов. Не удивительно, что цыганки сохранили этот способ и в окружении европейцев. Образ жизни вынуждал их постоянно брать детей с собой на заработки, и не расставаться с ними во время переездов. В то же время женщине требовалась свобода рук. Древность и распространённость этого обычая подтверждается обширным изобразительным материалом.

Манера женщин ходить босиком объясняется не только индийскими привычками, но и распределением занятий в семье. Изначально обуви не имели ни мужчины, ни женщины (как и всё население древней Индии). Появившись в Европе, цыгане осознали, что в этом регионе обувь является атрибутом солидности и достатка. Мужчины торговали изделиями своего ремесла и лошадьми, следовательно для того, чтобы коммерция шла удачно, им необходимо было показать себя равноправными партнёрами в сделке. Отсюда — появление сапог, которые стали почти обязательной приметой цыгана. Женщины, в свою очередь, зарабатывали попрошайничеством и гаданием. Для этих занятий выгоднее было ходить босиком. Во-первых, это был внешний признак нищеты, вызывающий сочувствие. Во-вторых, босая гадалка выглядела экзотичной дочерью далёкой жаркой страны (по устоявшемуся тогда мнению — Египта). Особенно хорошо это действовало в холодных странах Европы в зимнее время. Сами же цыганки, обладая с детства закалкой, не испытывали особых неудобств. 5

Наконец, гипертрофированная тяга к золоту и серебру объясняется чисто материальными факторами. Известно, что в Индии даже самые бедные семьи стремятся иметь на чёрный день капитал в виде золотых браслетов, серёг, колец и тому подобного. 6 Естественно, соответствующие восточные привычки не могли не закрепиться у цыган, которые в силу кочевого образа жизни были лишены возможности вкладывать деньги в землю и недвижимость. Более того, кочевникам было неудобно зарывать клады, или, уходя на заработки, оставлять своё единственное богатство в шатре — под ненадёжным присмотром маленьких детей и стариков. Обычай носить на себе золото и серебро сказался на ментальности цыган, которая резко отличается от европейской. Если европеец, заработав определённую сумму, в первую очередь обзаводится домом, приличной одеждой, и только потом одевает драгоценности, то у цыган всё обстоит иначе. Литература изобилует описаниями босых, одетых в лохмотья цыганок, имеющих серьги, перстни и браслеты из золота и серебра. Уже парижская хроника 1427 года свидетельствует, что женская одежда «состояла лишь из ветхого покрывала, сделанного из очень грубой ткани и завязанного через плечо при помощи тесьмы или верёвок, под ним только и было, что убогая сорочка. Короче, это были беднейшие создания, которые когда-либо на человеческой памяти пребывали во Франции. У большинства, или почти у всех оба уха были проколоты, и в каждом ухе было серебряное кольцо, а то и два. » 7
Три столетия спустя Грельман оставил удивлённое замечание о цыганской шкале приоритетов. В зимние холода цыган не станет приобретать шубу, подбитую мехом, зато охотно купит поношенную куртку с серебряными или золотыми галунами. Эти куртки, на которых блестят пуговицы размером с жёлудь, мужчины одевают поверх грязных лохмотьев — и ходят с такой спесью будто они хозяева мира. 8

Ещё через полтора столетия, уже в 1930 году румынский профессор С.Попп-Сербиану описал цыганок своей родины следующим образом: «Зажиточные женщины носят на груди золотые мониста, прочие — фальшивые ожерелья и жемчуг. Каждая женщина имеет длинные серьги, кольца на пальцах и разного рода браслеты на запястьях. Все они ходят босые.» 9

I. «Византийский» цыганский костюм. Перед появлением в Западной Европе, цыгане двести лет прожили в Византии. Именно там кочевники переняли существовавшую с V века одежду: нижнюю рубаху с длинными рукавами и плащ из тяжёлой ткани. Как известно, данный фасон был развитием античной тоги.
В романский период влияние этой моды испытала вся Европа. Судя по изобразительному материалу, плащ и рубаха были широко распространены во всех странах Запада. Тем не менее, в готическую эпоху появились облегающие фасоны, и «византийская» мода осталась в прошлом. 10
В XV столетии, когда в Западной Европе появились первые таборы цыган, они выглядели экзотично прежде всего потому, что византийско-романский стиль был уже «хорошо забытым старым».
Записи из Арраса, относящиеся к 1421 году детально описывают кочевников. Мужчины смуглые, с густой бородой и длинными чёрными волосами. На голове у женщин были тюрбаны. Просторные воротники их сорочек почти открывали грудь. Поверх рубах цыганки носили покрывало из широкого сукна, завязанное через плечо; в эту ткань они заворачивали младенцев. И у женщин, и у детей были кольца в ушах. Французский исследователь Во де Фолитье справедливо заметил, что всё это было очень непривычно. В ту эпоху мужчины Западной Европы брили бороды и стриглись коротко, да и серьги были ещё неизвестны. 11
Подчеркнём, что указанные элементы костюма (сорочка и плащ через плечо) встречается не только в литературных источниках, но и у художников той эпохи. Нам не удалось обнаружить ни одной картины или зарисовки, относящейся к XV-XVII столетиям, где присутствовали бы такие «знаковые» цыганские атрибуты, как мониста, косынка или пёстрая юбка с оборкой. Напротив, все авторы изображают «византийский» покрой. Вот далеко не полный список художников, рисовавших в ту эпоху цыган:

Читать еще:  Шепелев в программе прямой эфир. Смена ведущего «Прямого эфира» спровоцировала ожесточенные дебаты

Франция: Jacques Callot, Jacob Grimmer, Georges de la Tour, Vallentin de Boulogne, Vouet Simone.
Италия: Nicolas Regnier, Filippo Napoletano, Matteo Pitocchi, Mattia Preti, Leonello Spada, Michelangelo Cerquozzi, Vincenzo Gemito, Michelangelo Сaravaggio.
Германия: Weigel Christoph, Guler von Weineck.
Нидерланды: David Teniers, Jan Van Goyen, Ieronimus Bosch, Gerrit Adriaensz de Heer, Ferdinand Bol, Jan Wouwermans, Abraham Govaerts, Maerten de Cock, Paul Bril, Lucas van Valckenborch, Jan Cossiers, Bartholomeus Breenbergh. 12

Картины данных художников можно рассматривать как достоверный источник прежде всего потому, что на них с безукоризненной правдивостью отражены костюмы дворян, крестьян и горожан — представителей коренных национальностей. Несомненно и внешний вид «египтян» отражён на полотнах, благодаря зарисовкам с натуры.

Интересно отметить, что яркость и пестрота, которая являлась в начале XX века отличительной особенностью костюма цыганки, в те времена были не характерны. Цветовое решение чаще всего было тусклым: не редкостью были серый, коричневый, блекло-синий цвет. Встречались даже чёрные балахоны. На наш взгляд, это объясняется дороговизной ярких цветных тканей, а также тем, что цыганки носили одну и ту же одежду подолгу: она пачкалась, выгорала на солнце, мокла под дождём и т.д. 13
Что касается тканей с узорами, то в эпоху позднего средневековья и Возрождения их могла себе позволить только европейская знать. Орнамент вышивался вручную, и такая одежда стоила очень дорого. Дешёвые набойные ткани с цветными узорами появились только в XIX веке — и только тогда цыганки стали приобретать их себе на юбки.
В момент появления в Западной Европе и мужчины и женщины носили тюрбаны. Мы не будем на этом останавливаться, так как цыганские головные уборы отдельно рассмотрены в конце главы, причём в развитии.
«Византийский» плащ просуществовал до того времени, когда в Европе появились многочисленные антицыганские законы, и постепенно был вытеснен европейским платьем. Это не значит, однако, что он исчез бесследно. В России XIX века его носили так называемые «плащуны», выходцы из Молдавии. 14
Из Польши XIX века исходит следующее свидетельство: «Женщины одеты во всё, что подвернётся, их волосы капризно разбросаны по спине и плечам. Однако, стараясь сохранить национальный вкус в своей одежде, они заворачиваются в простыни, которые не сшиты, а носятся на манер римской тоги, завёрнутой через плечо, так что их правая рука, над которой простыня завязана, остаётся свободной и неприкрытой.» 15
Однако, эти и подобные им описания относятся лишь к отдельным реликтовым группам (чаще всего восточной ветви цыган). Уже в XVIII веке состоялся переход ко второму этапу — когда в таборах стали носить европейское платье.

II. Адаптированный костюм. Смена костюма цыганами, жившими в странах Западной Европы, в значительной степени была вынужденной. В семнадцатом веке повсеместно были приняты антицыганские законы, и кочевому народу стало опасно внешне отличаться от окружающего населения. В Провансе женщин, схваченных в цыганской одежде, подвергали порке. Похожие законы были приняты в Португалии и Испании. 16 Но дело было не только в законодательном запрете носить цыганский костюм. Пожалуй, важнее была общая обстановка, в которой арест грозил мужчинам — смертью, а женщинам — поркой и клеймлением. Об изменениях в одежде можно судить не только по живописи, но и по официальным бумагам. При арестах составлялись описания примет. Фолитье приводит один из подобных документов, относящийся к 1748 году, где говорится об аресте четырёх цыганок 75, 30, 20 и 14 лет. Вещи, которые были одеты на арестованных были те же, что и у немок: капор, платье, юбка, фартук. Цветовое решение было очень неброским, доминировали чёрный, серый, белый и коричневый цвет. Только у девочки были юбка и лиф красноватого оттенка. Две из четырёх даже имели обувь. 17
То, что в данном случае мы имеем дело именно с мимикрией, показывает дальнейшая история синти. Когда в XIX веке стало безопасно появляться на улицах, немецкие цыганки, сохранив местный силуэт, стали носить юбки ярких цветов и броские пёстрые платки. 18
Возвращаясь к началу перехода на «адаптированный» костюм, подчеркнём, что процесс этот был неизбежен, поскольку и в Восточной Европе, где не было террора, одежда испытала сильное влияние местных традиций. Таким образом, речь идёт лишь о сроках, в течение которых цыгане переходили от так называемого «византийского» костюма к одежде, более соответствующей данной обстановке.
На цыганской одежде прослеживается общая для всех народов закономерность, отмечаемая этнографами: женский костюм консервативнее мужского. Цыганские мужчины примерно на 50-100 лет раньше перешли на европейское платье, что доказывается хотя бы известными гравюрами Калло, созданными в XVII веке. Цыгане на этих графических листах одеты в штаны, куртки, сапоги и широкополые шляпы с перьями, в то время как цыганки ещё не успели облачиться во французские платья. На них по-прежнему рубахи и просторные накидки через плечо.
Ассимиляционные процессы должны были идти ещё и потому, что в таборах не было собственного ткацкого производства и пошива готовых изделий. В сущности, цыгане и цыганки одевались в то, что удавалось добыть у местных жителей. Это дало повод одному автору XIX века к меткому замечанию: «Одежда цыган отличается простотой и фантастичностью, они не имеют своего народного костюма, но покрываются обыкновенно лохмотьями той страны, в которой кочуют» 19
Эти слова, сказанные более века назад — по сути, исчерпывающая характеристика второго периода. Кочевое племя ходило в платьях, выпрошенных у местных обывателей, или купленных за бесценок — это были лохмотья отдалённо напоминающее национальные костюмы европейских народов. Таким образом, относительно единый восточно-византийский наряд распался на десятки направлений, в которых, в зависимости от страны проживания, проявлялись славянские, французские или испанские черты.
Наиболее показательным выглядит наряд русских цыганок, зафиксированный на зарисовке английского путешественника Аткинсона. Этот художник издал в 1803 году альбом о быте и костюмах России. Цыганки на его зарисовке с натуры предстают в кокошниках, душегреях и шалях. Волосы их, как и у русских женщин заплетены сзади в косу и завязаны лентой. Только ребёнок за спиной придаёт рисунку «цыганский» оттенок.

Читать еще:  Валерий Меладзе: биография, творчество, личная жизнь и интересные факты. Личная жизнь и биография валерия меладзе, отношения с братом Личная жизнь валерия меладзе

Естественно, сарафаны и кокошники недолго оставались приметами русских цыганок. Уже в середине XIX века кокошник стал анахронизмом даже в крестьянской среде, и общие изменения, которые шли в костюме русского простонародья тут же оказали влияние на цыган. Этническая группа русска рома стала носить более современную деревенскую одежду. Заимствования шли по всем направлениям. В быт проникали зеркала, самовар, православные иконы, образующие в шатре «красный угол».
Те же процессы заимствования шли и в остальных странах. В Польше, Сербии, Германии, Бельгии мы видим на женщинах лиф со шнуровкой. В Англии — капоры и очень откровенные корсажи. 20 Определённый интерес представляет книга Джорджа Борроу, описавшего мужской и женский облик середины XIX столетия: «Женщина была дородная, лет ей было тридцать-сорок. Голова её была ничем не покрыта; длинные волосы, разделённые на пробор, свешивались почти до пояса двумя конскими хвостами. Руки её были голые, грудь наполовину прикрыта несерьёзного вида корсажем, ниже которого была только исподняя юбка из грубой ткани — и ничего более.»
Муж был одет более обстоятельно:
«Из несколько заострённой кверху шляпы, торчало павлинье перо, поверх безрукавки из недублёной овчины он набросил грубую куртку красновато-коричневого цвета; короткие штаны, принадлежавшие, верно, некогда солдату. прикрывали ноги до колен; на голенях у него были чулки из синей шерсти, а на башмаках огромные старомодные пряжки.» 21

Как сделать костюм цыган своими руками

Одеться для костюмированной вечеринки для многих людей большая проблема. Девушки не хотят наряжаться зайчиками или котиками, а представителям сильного пола кажется слишком тривиальной идея идти в костюме пирата. А есть ли универсальное решение для мужчин и для женщин? Конечно, есть. Стоит присмотреться к костюму цыгана или цыганки. Как сделать такой нетривиальный наряд читайте ниже.

Костюм для девочки

Это этническое меньшинство славится красотой своих девушек и яркостью одежды. В таком наряде ваша дочка точно не останется незамеченной. Что же нужно, для изготовления такого костюма? Все довольно просто.

  • Во-первых, понадобится длинная юбка. Желательно, чтобы она была разноцветной. Если нет юбки с орнаментом, вполне подойдет модель с широкими яркими полосками.
  • Во-вторых, нужна белая блузка. Это может быть кофта без рукавов или с рукавами-фонариками. Черный корсет завершит верх образа.
  • В-третьих, обязательный головной уборки цыганки – платок. Этот аксессуар должен быть ярким. Завязывать его нужно как бандану.

Дополнить образ смогут туфли на каблуке или же черные балетки. В качестве аксессуара нужно приобрести или найти в закромах дома бубен.

Костюм для девушки

  • Юбку нужно выбрать непросто яркую, а с орнаментом. Модель должна быть приталена сверху и расклешенная к низу.
  • Поверх первой юбки, нужно надеть вторую. Причем она должна быть контрастного цвета. Яркий платок, завязанный на поясе, придаст образу пикантности.
  • Блузку нужно выбрать белую, с длинными рукавами-фонариками и глубоким вырезом. Корсет – это обязательная часть образа. Он подчеркнет грудь и сделает талию тоньше.
  • Яркая бандана завершит образ.

В качестве обуви нужно выбрать туфли или сапоги на шпильке, а в качестве украшений – большие серьги кольца.

Прическа и макияж

Аксессуары

Так как цыгане народ кочевой, то девушки привыкли надевать все украшения сразу. Поэтому здесь не стоит бояться переборщить. Национальный костюм цыган включает и бусы, и браслеты, и крупные серьги. Конечно, не стоит забывать и про кольца. Их должно быть много. Они вполне могут украшать все пальцы. Обязательный атрибут цыганки – это платок. Причем девушки носят не только стандартные тканые модели, но и с металлической фурнитурой. Это могут быть декоративные монетки, железные звезды, украшающие край изделия. Встречаются даже варианты с бисерным и жемчужным декором. Стоит помнить, что сумки цыганки не носят, у них для этой цели есть карманы. И на каблуках девушки ходят редко. Они предпочитают обувь на низком ходу.

Читать еще:  Натали (певица) - биография, информация, личная жизнь. Биография певицы Натали: творческий путь и личная жизнь

Костюм для фотосессии

Мужской костюм для вечеринки

Для одного вечера, конечно, не всегда выгодно покупать обновки, поэтому можно обойтись свободными черными шароварами. Подпоясать штаны нужно широким красным ремнем, если подходящего нет, то вполне сойдет платок. Сверху нужно надеть рубашку яркого цвета. Обязательное условие: носить ее нужно нараспашку. Красная бандана и черный кудрявый парик завершат образ. А изюминкой на торте станет клипса в ухе. Такой образ вполне подойдет не только для взрослого мужчины, но и для мальчика. Костюм цыгана будет выглядеть стильно и оригинально.

Мои цыганки, особенности цыганского народного костюма

В этот раз хочу поделиться с вами моими фарфорочками в цыганских костюмах. Их я сделала несколько — маленькие (20 см) и большая (53 см).
Костюмы состоят из блузки с рукавами с воланами, широкой юбки с подъюбником, черного корсета, платка, кучи бус (а у большой и монист), серег, бубна у маленькой и розы в волосах у обеих.
Маленькие, ростом 20 см:

Вторая:

Первая:

Большая Цыганка (53 см):

Традиционный костюм этнографической группы цыган-кэлдэраров исследователи относят к наиболее развитым и интересным вариантам цыганской одежды.

Начать следует с того, что цыгане происходили именно из индийцев, а, точнее, из их низших каст. Это объясняет то, что, в большинстве своем, цыгане бывали нищими кочевниками, не имеющими дома и денег.

Именно индийский костюм является осиновой цыганского, но только основой. Дело в том, что этот кочевой народ имеет достаточно интересную особенность приспосабливаться к культуре и обычаям той страны, в которой они проживают. Их национальная одежда предельно разнообразна: от той или иной страны цыгане брали что-то и привносили в свой костюм. Это заметно в сравнении:

Женская одежда вплоть до настоящего времени сохраняет национальную самобытность. Основу женского костюма составляет традиционная юбка готья. Она относится к несшитым формам одежды и выполняется из прямоугольного полотна ткани, собранного в складку по поясу. Спереди юбка не сшивается.

«Пэкэлимос«-это система табу, прямым образом отражающаяся на костюме цыганок. Она предполагает то, что «низ» женщины является «не чистым», поэтому тело от талии и ниже должно быть прикрыто в обязательном порядке. При этом, грудь может быть практически открыта (вспомните глубокое декольте цыганских женщин), но ноги, должны оборачиваться хотя бы старой тряпкой. Пэкэлимос имеет языческие корни, и, несмотря на то, что вера цыган поменялась, этот обычай соблюдается до сих пор.

К женской юбке в цыганской культуре существует особое отношение, она считается «нечистой». Обычай не разрешал надевать юбку через голову. По представлениям цыган нижняя часть женского тела считается нечистой, поэтому к цыганской юбке относятся, как к нечистому предмету. Этими представлениями объясняются и многие бытовые запреты и предписания. Чтобы не осквернить воду, в прошлом цыганка носила ведро с водой на голове. Если женщина переступала через стоящую на полу посуду, посуда считалась нечистой и выбрасывалась. Жестоким оскорблением для мужчины считалось, если женщина ударила его юбкой.

Поверх юбки надевался фартук кытрынцы, который закрывал разрез несшитой юбки и нейтрализовал ее «нечистость». Покрой фартука также был достаточно простым — прямоугольное полотнище, уложенное в складку по поясу. В современном костюме фартук и юбка часто выполняются из одного материала.
Комплект с юбкой составляет кофта, которая в настоящее время шьется по произвольному фасону.

До того, как вступить в брак, цыганка имеет право ходить с непокрытой головой. Роскошные волосы она, зачастую, украшает цветком (этот обычай, кстати, был позаимствован у цыган испанских), но как только девушка выходит замуж, платок обязателен.

Традиционная прическа и головные уборы сохраняются у замужних женщин. После замужества женщина закручивает волосы на обоих висках в жгуты, а затем заплетает две косы. Эти жгуты на висках называются амболдинари. Эта своеобразная прическа, как отмечают цыганологи, имеет индийские корни. Сегодня амболдинари еще можно встретить у пожилых женщин, но молодые цыганки уже не всегда закручивают волосы на висках, а просто заплетают их в две косы.

Поверх кос надевается косынка дикло — традиционный головной убор замужней женщины. Прежде чем завязать косынку, ее концы закручиваются. Праздничные дикло отличаются от будничных: их часто украшают сеткой или бахромой из бисера, вышивают блестящими нитями, а в прошлом к таким косынкам пришивались и небольшие золотые монеты.

Традиционными для цыганских женщин считаются украшения из золота.
В прошлом дополнением к женскому костюму был большой платок или шаль. Будучи необходимой деталью костюма, он выполнял и другие функции. Из широкого платка могли устроить небольшую палатку для рожающей женщины, в большой шерстяной платок пеленали новорожденного.

В цветовом решении костюма предпочтение отдается ярким расцветкам, богато орнаментированным цветовым узорам. До настоящего времени существуют и определенные цветовые запреты. Молодухе, недавно вышедшей замуж, до года не разрешается носить одежду желтого цвета. Нежелательным для женского костюма считается и черный цвет.

Несколько отличался традиционный костюм невесты. Раньше традиционный цыганский костюм у невесты лишь дополнялся венком из восковых белых цветов с фатой, к венку часто прикрепляли разноцветные ленты и цветы из бантов. Сегодня цыганскую невесту, так же как и у всех невест, одевают в белое платье с фатой.
Женский костюм молдавских цыган продолжает сохранять традиционный вид. Женщин именно этой группы цыган и сегодня можно отличить по костюму от русских цыган и др. До настоящего времени традиционный костюм изготавливается самими цыганками, часть вещей, как и раньше, шьется на руках. Однако его сегодня носят лишь замужние женщины. Девушкам разрешается носить обычную одежду.

Источники:

http://gypsy-life.net/history21.htm
http://www.syl.ru/article/355101/kak-sdelat-kostyum-tsyigan-svoimi-rukami
http://www.livemaster.ru/topic/2824503-moi-tsyganki-osobennosti-tsyganskogo-narodnogo-kostyuma

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector